ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13800
Скачиваний: 41
больше времени, чем их мужья; к середине 1990-х гг. этот
разрыв уменьшился: женщины стали тратить на обслуживание
семьи лишь в 2 раза больше времени, чем мужчины (рис. 5.4).
Это поразительное разнообразие гендерных ролей в разных
культурах и их зависимость от эпохи свидетельствуют о том,
что эволюция и биология не «предопределили их раз и
навсегда»: культура вносит свой вклад в их формирование.
Рис. 5.4. Кто выполняет домашнюю работу?
В период между 1965 и
1995 гг. произошли изменения в распределении домашних обязанностей:
женщины стали тратить на них меньше времени, а мужчины – больше
КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ
Культура, как и мороженое, бывает разных «сортов». На
Уолл-стрит мужчины преимущественно носят костюмы, а
женщины – юбки и платья; в Шотландии по торжественным
дням многие мужчины надевают плиссированные юбки (килты);
в экваториальных странах мужчины и женщины ходят почти
обнаженными. Как разные поколения относятся к этим
традициям?
Преобладающей точкой зрения на эту проблему является в
настоящее время то, что Джудит Рич Харрис называет
теорией
воспитания
(Harris, 1998). Согласно этой теории, дети
становятся именно такими, какими их воспитывают родители. С
этим согласны и фрейдисты, и бихевиористы, и простые
обыватели. Сравнение экстремальных случаев – детей, которых
любят, и детей, ставших жертвами насилия, позволяет
предположить, что родительское попечение
действительно
важно. Более того, многие нравственные ценности, в том числе
политические и религиозные взгляды, дети усваивают в
собственных семьях. Но если индивидуальность ребенка
формируется под влиянием примера родителей и воспитания,
тогда дети, выросшие в одних и тех же семьях, должны быть
очень похожи друг на друга, не так ли?
Это предположение опровергается многими поразительными
и впечатляющими результатами, полученными недавно
специалистами в области психологии развития. По словам
генетиков, изучающих поведение, Роберта Пломина и Дениз
Дэниелс, «двое детей из одной семьи [в среднем] отличаются
друг от друга ничуть не меньше, чем двое детей, случайно
отобранных из всей популяции» (Plomin & Daniels, 1987).
Результаты изучения близнецов, а также родных братьев и
сестер и приемных детей свидетельствуют о следующем:
генетика объясняет примерно 50% индивидуальных различий в
том, что касается личностных качеств. Общее влияние среды,
включая и одинаковое влияние семьи, «ответственно» не более
чем за 10% их личностных различий. Так что же «ответственно»
за остальные 40-50%? По мнению Харрис, –
влияние
сверстников
. Детей и подростков мнение сверстников волнует
значительно больше, чем мнение родителей. Дети и подростки
узнают новые игры, перенимают новые музыкальные вкусы и
лексику, включая и бранные слова, преимущественно у своих
друзей. А почему бы и нет? Ведь они играют вместе с ними, и
наступит время, когда они будут работать в окружении именно
этих людей и выбирать себе пару из них же. Заслуживают
внимания следующие результаты исследований и наблюдений.
– Нередко, несмотря на уговоры родителей, дошкольники
отказываются есть незнакомую им еду, и это продолжается до
тех пор, пока они не окажутся за одним столом с другими
детьми, которые едят её с удовольствием.
– Хотя среди детей курящих родителей больше курильщиков,
однако есть основания полагать, что курение – скорее результат
влияния сверстников, чем родителей. Как правило, оказывается,
что у начавшего курить ребенка есть приятель, который считает,
что курение доставляет удовольствие, и угощает его сигаретами.
– Более полувека тому назад в гитлеровской Германии в
«Гитлерюгенд» – молодежную фашистскую организацию шли
преимущественно дети из благополучных семей,
принадлежавших к среднему классу (Rowe, 1994).
Разрушительное воздействие на их нравственность оказало не
плохое воспитание, а «непосильный груз» культурных перемен,
происшедших в обществе.
– Маленькие дети из эмигрантских семей, оказавшихся в
новой для них культурной среде, как правило, начинают по мере
взросления отдавать предпочтение языку и нормам культуры
своих новых товарищей. Вернувшись на родину, они способны
«перепрограммироваться», но их сердца и помыслы
принадлежат тем, с кем они выросли. То же самое можно
сказать и о глухих детях родителей, не лишенных слуха: как
правило, они порывают с культурой своих родителей и
ассимилируются в среде глухих.
Следовательно, если мы оставим группу детей в той же самой
школе, в окружении тех же самых соседей и приятелей, но
исключим влияние родителей, говорит Харрис, доводя свои
аргументы до крайнего случая, «они превратятся в тех же самых
взрослых» (Harris, 1996). Вырастая, дети обычно становятся
похожими на своих родителей. Однако Харрис считает, что
индивидуальное культурное влияние «отдельно взятого
родителя» на «отдельно взятого ребенка» менее ощутимо,
нежели влияние родителей как представителей одной группы на
детей, представляющих другую группу. От родителей зависит, в
каком окружении живет ребенок, в какой школе учится и с кем
дружит, а от этого в свою очередь зависит, станет ли ребенок
правонарушителем, наркоманом и забеременеет ли уже в школе.
Более того, дети нередко подражают тем, кто немного старше их
и кто, в свою очередь, берет пример с ещё более взрослых
юношей и девушек; примером для последних часто становятся
более молодые представители поколения родителей.
{
Шотландская свадебная фотография.
Одежда жениха (он
в килте) и невесты – культурная традиция, передающаяся из
поколения в поколение на протяжении многих веков}
Воздействия группы родителей на группу детей достаточно
слабы, благодаря чему передача культуры одной группы другой
далека от совершенства. Как в человеческой культуре, так и в
культуре приматов инициаторами перемен выступает молодежь.
Как правило, все новшества исходят от молодых и
благосклоннее воспринимаются молодыми членами общества,
будь то придуманный какой-нибудь обезьяной новый способ
смачивания пищи или высказанные людьми новые идеи в сфере
моды, религии или гендерных ролей. Благодаря этому
культурные традиции продолжаются, несмотря на то, что сами
культуры меняются.
РЕЗЮМЕ
Результаты глубокого изучения гендерных ролей
свидетельствуют о большом влиянии на них культуры.
Гендерные роли зависят от культуры и изменяются с течением
времени. Культурное влияние преимущественно передается не
непосредственно от родителей, а через сверстников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Биология и культура существуют не изолированно друг от
друга, ибо культура «работает» с тем материалом, который
предоставлен ей биологией. А это значит, что вполне уместны
следующие вопросы: как взаимодействуют биология и
культура? И как наши Я взаимодействуют с теми ситуациями,
в которых мы оказываемся?
И БИОЛОГИЯ, И КУЛЬТУРА
Не следует думать, что культура и эволюция – конкуренты.
Культурные нормы деликатно, но решительно влияют на наши
установки и поведение, но делают они это не в отрыве от
биологии. Все социальное и психологическое есть в конечном
счете биологическое. Если ожидания окружающих и влияют на
нас, то потому, что это часть заложенной в нас «биологической
программы». Более того, культура может усиливать то, что
инициируется нашей биологической наследственностью. Если
гены и гормоны делают мужчин более предрасположенными к
физической агрессии, чем женщин, культура может сделать это
отличие более заметным через нормы, согласно которым от
мужчин ожидают решительности, а от женщин – покладистости
и доброты. Естественный и культурный отбор могут
«объединить свои усилия» и направить их на формирование
генетически выгодных черт, т. е. может иметь место процесс,
который эволюционнные психологи называют
коэволюцией
.
«Сегодня свой вклад в достижение такой цели, как
адаптивность, вносят и гены, и культура, тесно связанные друг с
другом», – отмечает Джон Арчер (Archer, 1996).
Биология и культура могут
взаимодействовать
друг с
другом. Биологические черты человека оказывают влияние на
восприятие его окружающими. На Сильвестра Сталлоне и Вуди
Аллена люди реагируют по-разному. Мужчины, которые в
среднем примерно на 8% выше, чем женщины, и обладают
примерно в два раза большей мышечной массой, чем они,
имеют, подобно этому, и совсем другой жизненный опыт. Или
такой пример: весьма строгая культурная норма предписывает
мужчине быть выше ростом, чем женщина, за которой он
ухаживает. Из результатов одного опроса следует, что только
одна супружеская пара из 720 нарушает её (Gillis & Avis, 1980).
Задним числом, зная подход эволюционных психологов, мы
можем объяснить это тем, что более высокий рост (и более
зрелый возраст) помогают мужчинам осуществлять свою
социальную власть над женщинами. Но с равным успехом мы
можем объяснить эту культурную норму и эволюционной
мудростью: если бы люди предпочитали сексуальных партнеров