Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3436

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

аутогенной  тренировке  неуклонно  возрастают. Достаточно  сказать, что  монография I.
Schultz переиздавалась 13 раз. В настоящее время миллионы людей в различных странах
мира с успехом применяют этот метод. По нашим данным, в начале 60-х годов аутогенная
тренировка  в  Ленинграде  применялась  лишь  в  двух  лечебных  учреждениях —
психоневрологическом диспансере Ленинского и Кировского районов (Г. С. Беляев, А. А.
Мажбиц)  и  в  Психоневрологическом  институте  им.  В.  М.  Бехтерева  (С.  С.  Либих).  Ко

-

личество  больных, использовавших  метод  в  этот  период, не  превышало 150 — 200
человек в год. Ко времени издания нашего первого руководства для врачей [Лобзин В. С,
Кулагин  Ю. М., 1968] аутогенная  тренировка  применялась  уже  в  девяти  лечебно-
профилактических учреждениях города, более чем у 2000 больных ежегодно.

IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров (1963) аутогенная тренировка

была  рекомендована  для  включения  в  комплексную  психотерапию. В  декабре 1967 г. в
Ленинграде состоялся симпозиум по аутогенной тренировке, показавший, что метод уже
завоевал права гражданства и широко используется в* ряде клиник Советского Союза (И.
3. Вельвовский, А. Л. Гройсман, К. И. Мировский, И. М. Перекрестов—в Харькове; М. С.
Лебединский, В. Е. Рожнов — в Москве; А. Г. Панов с сотр. — в Ленинграде; Я. Р. Гасуль
—  в  Запорожье;  Н.  В.  Иванов  —  в  Горьком  ;  А.  С.  Ромен  —  в  Караганде  и  т.  д.).
Проходившее  в  сентябре 1970 г. заседание  Ленинградского  общества  невропатологов  и
психиатров, посвященное  проблемам  аутогенной  тренировки, показало, что  активно
разрабатывается  не  только  методика  психотерапевтического  воздействия, но  и  вопросы
изучения  и  обоснования  психофизиологических  механизмов  метода; в  ряде  докладов
анализировались  результаты  и  перспективы  клинического  и  психогигиенического
применения  аутогенной  тренировки. В  настоящее  время  аутогенная  тренировка
применяется повсеместно, неуклонно расширяются как «география» метода, так и области
его  применения. Можно выделить, по-видимому, две  значительные области  применения
метода — клиническую и психогигиеническую.

За  прошедшие  годы  накоплен  значительный  клинический  материал  действенности

аутогенной  тренировки  при  различных  заболеваниях. По общему  мнению  специалистов,
аутогенная тренировка наиболее эффективна при лечении неврозов, функциональных рас

-

стройств  и  заболеваний, связанных  с  нарушением  кортико-висцеральной  регуляции.
Многочисленные  исследования  и  применение  метода  в  клинической  практике, в
частности, показали, что  аутогенная  тренировка  способствует  снижению  нервно-
эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее
воздействие  на  состояние  основных  физиологических  функций  и  регуляцию  обменных
процессов  в  организме. Под  влиянием  аутогенной  тренировки  улучшается  настроение,
нормализуется  сон, повышается  уровень  функционирования  и  произвольной  регуляции
различных  систем  организма, происходитактивация  личности  больного, более
продуктивно реализуются другие методы лечения.

В  настоящее  время  существует  несколько  десятков  различных  модификаций

аутогенной  тренировки, отличия  которых, как  правило, связаны  с  особенностями  тех
нозологических  форм  или  спецификой  деятельности  специалистов, применительно  к
которым  они  разрабатывались. В  нашей  стране  опубликовано  несколько  методических
рекомендаций, пособий, кратких  руководств, популярных  изданий  по  аутогенной  трени

-

ровке. Описание  некоторых  ее  приемов  приводится  практически  во  всех  последних
изданиях по психотерапии, психоневрологии, сексопатологии и психологии [Слободяник
А. П., 1978; Рожнов  В. Е., 1979; Карвасарский  Б. Д., 1980; Свядощ  А. М., 1982;
Снежневский А. В., 1983; Васильченко Г. С, 1983, и др.]. Однако, учитывая специфику и
особенности  упомянутых  изданий, их  авторы  не  всегда  имели  возможность  достаточно
полно и разносторонне изложить механизмы действия, методику, технику и особенности
клинического  и психогигиенического применения аутогенной тренировки. Вместе с тем,
как  указывалось, следует  признать, что  в  отечественной  литературе  пока  нет  си

-

стематического  руководства  по  аутогенной  тренировке, которое  позволило  бы


background image

практикующему врачу, специалисту по профессиональной гигиене или психологу изучить
метод  и  выбрать  оптимальный  вариант  его  применения  в  зависимости  от  решаемых
клинических или профилактических проблем.

В настоящем издании последовательно излагаются история и источники аутогенной

тренировки, анализируются  родственные  методики. С  позиций  отечественной
нейрофизиологии  и  теории  функциональных  систем  П. К. Анохина  в  книге  освещаются
психологические  и  физиологические  основы  и  механизмы  саморегуляции, подробно
описываются  собственная  методика  и  особенности  обучающего  курса, техника  инди

-

видуальных  и  групповых  занятий, впервые  излагается  ряд  оригинальных  приемов  и
упражнений, разработанных авторами.

В  заключение  отметим, что  материалы  пособия  обоснованы  более  чем 20-летним

опытом  применения  аутогенной  тренировки  в  клиниках  психиатрического  и
неврологического профиля, а также в целях психогигиены у здоровых людей.


background image

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Общепризнанным  создателем  метода  аутогенной  тренировки  является  Иоганнес

Генрих  Шульц. Ему  же  принадлежит  и  сам  термин «аутогенная  тренировка», который,
однако, не все специалисты считают удачным.

Творческая  биография  и  жизнь  Шульца  небогата  яркими  событиями. После

нескольких  лет  учебы  Шульц  некоторое  время  занимался  исследовательской  и
преподавательской  деятельностью  в  Институте  психологии  им. Пауля  Эрлиха  во
Франкфурте, где он, будучи еще дерматологом, читал курс лекций по гипнозу. Увлекшись
психотерапией, Шульц через некоторое время получает диплом невропатолога и занимает
место  главного  врача  одного  из  санаториев  под  Дрезденом. В 1924 г. он  переезжает  в
Берлин, где  им  были  созданы  практически  все  его  многочисленные труды, общее  число
которых составило более 400 публикаций, в том числе несколько монографических работ,
выдержавших десятки переизданий.

Существует  ошибочное  представление, что  аутогенная  тренировка  является

совершенно  новым  и  самостоятельным  методом  психотерапии. Такой  отрыв
действительно оригинального метода от многолетнего, если не сказать — многовекового,
опыта  психотерапевтической  практики  нельзя  признать  правомерным. Аутогенная
тренировка, предложенная  Шульцем  как  самостоятельный  метод  в 1932 г., по  своему
характеру  является  синтетическим  методом, объединившим  в  себе  ряд  эмпирических  и
научно обоснованных открытий, сделанных в самых различных областях психотерапии.

Благодаря  работам  Шульца, его  многочисленных  учеников  и  последователей,

аутогенная тренировка получила широкое распространение и обоснованное признание во
всем  мире. С 1961 г. работает «Интернациональный  координационный  комитет  для
клинического  применения  и  обучения  аутогенной  терапии» (ICAT), куда  входит  и
представитель  СССР. При  медицинском  факультете  Университета  Киуши (Фукуока,
Япония) в составе Исследовательского института им. Оскара Фогта (который был другом
и  соратником  Шульца) с 1959 г. действует «Интернациональная  исследовательская
организация по применению и обучению аутогенной терапии».

В  предисловии  к 7-му  изданию  своей  монографии  Шульц  писал, что  аутогенная

тренировка  стала  своеобразной  модой. И  сегодня  еще  иногда  говорят  о  моде  на
аутотренинг, забывая, что  мода, как  справедливо  подчеркивает  известный  энтузиаст
метода  доктор  медицины  из  ФРГ  Н. Lindemann (1980), возникает  и  удерживается  лишь
только тогда, когда она удовлетворяет актуальную потребность общества. Н. Kleinsorge и
G. Klumbies, сообщая  о  популярности  метода, приводят  перечень 39 нозологических
форм, при  которых  аутогенная  тренировка, по  мнению  авторов, имеет  абсолютные
показания. Особенно большое распространение аутогенная тренировка получила в США и
Канаде. W. Luthe, соавтор Шульца по 6-томному руководству по аутогенной тренировке,
изданному в Нью-Йорке и Лондоне, отмечает, что среди применяющих этот метод много
представителей технической интеллигенции и администраторов, видящих в ней средство
сохранения  здоровья  и  повышения  работоспособности. Несмотря  на  то, что  аутогенная
тренировка  получила  всеобщее  признание  прежде  всего  как  метод  лечения  и
профилактики  неврозов, а  также  коррекции  некоторых  синдромов  функционального
происхождения, в  зарубежной  практике  она  находит  широкое  применение  в  терапии
алкоголизма, в  акушерско-гинекологической  практике (L. Chertok, Н. Prill), в  лечении
последствий  закрытых  черепно-мозговых  травм  (Н.  Binder)  и  ряде  других  областей
медицинской науки и практики.

Первое  упоминание о «технике Шульца» в  отечественной литературе принадлежит

П. М. Зиновьеву (1934). Однако  содержательное  изложение  методики  аутогенной
тренировки  в  нашей  печати  появилось  лишь 20 лет  спустя  и  было  связано  с  работами
ученика  и  последователя  Шульца — Д. Мюллера-Хегеманна. Пионерами  применения


background image

аутогенной тренировки у нас в стране стали А. М. Свядощ и Г. С. Беляев, которые активно
разрабатывали и внедряли метод в клиническую практику. Начало освещения аутогенной
тренировки в отечественных обзорах и монографиях относится к концу 50-х годов (Н. В.
Иванов, М. С. Лебединский, А. М. Свядощ). Результаты  собственных  исследований  по
аутогенной тренировке были впервые опубликованы А. М. Свядощем и его сотрудниками.
Затем  метод  чрезвычайно  быстро  завоевывает  широкую  популярность  у  специалистов.
Как отмечает К. К. Платонов: «Если на Всесоюзной конференции, посвященной вопросам
психотерапии, в 1956 г. об аутогенной тренировке еще никто не говорил ни с трибуны, ни
в  кулуарах,  то  на  Всесоюзном  совещании  по  психотерапии  в  1966  г.  ей  было  уделено
особое  внимание  и  посвящено  шесть  докладов». Представляет  интерес  широкий  круг
проблем  и  аспектов  применения  аутогенной  тренировки, затронутый  в  этих  научных
сообщениях: Г. С. Беляев  в  Ленинграде, А. М. Свядощ  и  А. С. Ромен  в  Караганде
применяли метод для терапии неврозов и с профилактическими  целями  у здоровых лиц;
М. С. Лебединский и Т. Л. Бортник в Москве у больных с кардиологической патологией;
И. М. Виш  в  Тамбове  с  помощью  аутогенной  тренировки  исследовал  особенности
нервной деятельности; И. М. Перекрестов в Харькове начал применять метод у больных с
органическими заболеваниями нервной системы.

Рассматривая аутогенную тренировку как синтетический метод, по нашему мнению,

можно  выделить  пять  основных  источников, с  которыми  в  той  или  иной  степени  она
связана  и  на  основе  которых  сформировалась  в  ее  современном  виде: это  практика  ис-
пользования самовнушения так называемой малой  нансийской  школой (Ch. Baudouin, E.
Coue), эмпирические находки древнеиндийской системы йогов и исследования ощущений
людей  при  гипнотическом  внушении (работы I. Schultz), психофизиологические  иссле-
дования  нервно-мышечного  компонента  эмоций (Е. Jacobson), а  также  разъясняющая
(рациональная) психотерапия. Рассмотрим каждый из этих источников более подробно.

САМОВНУШЕНИЕ

Терапевтическое  применение  приемов  самовнушения, известных  еще  в  глубокой

древности, обычно  связывают  с  лансийской  школой  и  опубликованными  в 20-х  годах
нашего века работами уже упомянутых авторов — Куэ и Бодуэна. Однако следует указать,
что сходные приёмы предлагались еще И. Р. Тархановым, в 1884 г. опубликовавшим одно
из  первых  научно  обоснованных  наблюдений  о  влиянии  самовнушения  на  некоторые
непроизвольные функции организма человека. В 1890 г. использование самовнушения при
терапии  навязчивых  состояний  было  предложено  В.  М.  Бехтеревым,  а  немного  позднее
при  лечении  невралгии  тройничного  нерва  применено  Я. А. Боткиным (1897), который
отмечал, что «особенно  хорошо  проводить  самовнушение  перед  засыпанием  и  про

-

буждением, причем  формулы  самовнушения  должны  быть  индивидуализированными,
произноситься  в  утвердительной  форме  и  в  настоящем,  а  не  в  будущем  времени».  В
качестве родственных методик можно также назвать «рациональное воспитание воли», ис

-

пользовавшееся в нансийской школе P. Levy.

Наибольшее распространение среди методик самовнушения в начале века получила

система французского аптекаря Эмиля Куэ, названная им «школой самообладания путём
сознательного  самовнушения». Известный  французский  психотерапевт J. Cottraux (1978)
называет Куэ одним из предшественников создания поведенческой терапии, отмечая, что
он был «первым, кто предложил методы контроля мысли и подчеркивал роль позитивной
мысли  в  изменении  поведения». В 20-х годах «система Куэ» получила  чрезвычайно ши

-

рокое  распространение, что  нашло  свое  отражение  в  художественной  литературе  того
времени. В  частности, Дж. Голсуорси, описывая  состояние  потрясенного  невзгодами
Форсайта, отмечает, что он для лечения применяет «метод Куэ».

В  то  же  время  необходимо  отметить,  что  Куэ  использовались  упрощенные  и

несколько  примитивные  представления  о  природе  заболеваний  человека. По  его
убеждению, которое он  настойчиво пропагандировал среди  коллег и  пациентов, главной
причиной  болезней  является  воображение  человека. Исходя  из  этих  представлений,


background image

больным предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом
20 — 30 раз повторять формулы самовнушений вроде: «Мне становится лучше и лучше...
Мое  зрение (или  слух) улучшается» и  т. п. Такие  сеансы, по  несколько  минут  каждый,
рекомендовалось проводить 3 — 4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и
расслабления. Общий курс лечения составлял от 2 — 3 мес до года.

Метод  Е. Coue развил  и  аргументировал Ch. Baudouin, исходивший (по-видимому,

не  без  влияния  начавших  распространяться  идей S. Freud) из  предположения  о  том, что
поведением  человека  управляют  воображение  и  подсознательные  влечения. По  его  мне

-

нию, многократное  мысленное  повторение  одних  и  тех  же  фраз  создает  внутреннее
сосредоточение, «уверенно  действующее  на  бессознательное». Исходя  из  идеали

-

стических представлений, Куэ и Бодуэн непомерно преувеличивали роль самовнушения в
индивидуальной  и  общественной  жизни. В  частности, они  предполагали, что
самовнушение  может  изменить  мировоззрение  людей, и  даже  пытались  создать
утопическую по своей сути систему совершенствования современного общества.

В  основных  правилах  своей «системы» Куэ  неоднократно  подчеркивал, что

самовнушение  должно  осуществляться  без  каких-либо  волевых  усилий. «Если  вы
сознательно  внушаете  себе  что-либо, делайте  это  совсем  естественно, совсем  просто, с
убеждением  и  особенно  без  всякого  усилия. Если  бессознательное  самовнушение, часто
дурного  характера, бывает  стольуспешным, то  это  оттого, что  оно  осуществляется  без
усилий», — писал  Куэ. И  далее: «Если  некоторые  не  добиваются  удовлетворительного
результата  с помощью самовнушения, это  или  потому, что  не  доверяют  себе, или, чаще,
потому, что  совершают  усилия. Чтобы  добиться  результата, совершенно  необходимо
отсутствие  усилий. Ибо  они  предполагают  участие  воли, в  то  время  как  именно  она
должна остаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению» (Е. Coue). Позднее
мы увидим, как эти представления Куэ были использованы I. Schultz.

Популярность  самовнушения  по  Куэ  —  Бодуэну  была  широкой,  но

кратковременной. В  нашей  стране «куэизм» подвергался  обоснованной  критике  со  сто

-

роны  ведущих  психотерапевтов, прежде  всего  в  связис  тем, что  им  игнорировались
нозологические особенности заболевания и личность больного, что создавало условия для
обычного  шарлатанства  и  компрометировало  метод. Об  этом, подчеркивая  и  положи

-

тельные стороны метода, писали В. М. Бехтерев, П. М. Зиновьев, Ю. В. Каннабих, И. С.
Хазацкий и др. В качестве позитивных аспектов работ Куэ и его последователей следует
отметить  поиски  и  пропагандирование  активных  методов  психотерапии  и  корриги

-

рующего  самовнушения. Куэ  также  была  впервые  показана  целесообразность
положительного  взамен  негативного  содержания  формул  самовнушения (например, «Я
здоров» вместо «Я не болен»). Метод самовнушения, в общем, был положительно оценен
В. М. Бехтеревым, развивавшим  принципы  тренировки  и  обучения  в  психотерапии. В
наши  дни  самовнушение, освобожденное  от  методологических  недостатков «куэизма»,
многими авторами успешно применяется в качестве самостоятельного лечебного приема,
в  том  числе  входит  во  все  современные  модификации  аутогенной  тренировки. Говоря о
терапии  самовнушением, необходимо  подчеркнуть  особую  роль  второсигнальных
раздражителей  в  регуляции  функций  организма  человека, которая  была  убедительно
показана выдающимися  представителями  отечественной физиологии и  неврологии — И.
М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтомским, В. М. Бехтеревым, К. И. Платоновым.
К их работам мы еще вернемся при изложении физиологических и психологических основ
и механизмов аутогенной тренировки.

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

Философское  учение  йога (Yoga —санскр., соединение), основателем  которого

считается древнеиндийский философ Патанджали, имеет почти 2000-летнюю историю (по
другим  источникам — 3000-летнюю). Представляя  собой  сложную  смесь  религиозных
теорий  и  эмпирических  находок  древнеиндийской  медицины, на  протяжении  последних