Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1508

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

«Сопротивление толкованию — это только объективация цензуры сновидения».
«Наша  работа  по  толкованию  сновидений  открывает, так  сказать, исходное  сырье,

которое  довольно  часто  можно  назвать  сексуальным  в  самом  широком  смысле  слова, но
которое при дальнейшей обработке находит самое разнообразное использование».

«Символика, может быть, самая примечательная часть в теории сновидения».
«Чрезвычайно  большое  количество  символов  в  сновидении  являются  сексуальными

символами».

«Толкование, основанное  на  знании  символов, не  является  техникой, которая  может

заменить  ассоциативную  или  равняться  с  ней. Символическое  толкование  является  только
дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой».

Абрагам  К.:

 «...исследованная  Фрейдом  символика  заложена  в  каждом  человеке  и

испокон веков коренится во всем человечестве».

Ранк О., Закс Г.:

 «...символика является бессознательным осадком излишних и ставших

ненужными  примитивных  средств  приспособления  к  реальности, архивной  кладовой
культуры, в которую взрослый человек охотно спасается бегством в состоянии пониженной
способности  приспособления, чтобы  снова  вытащить  на  свет  божий  свои  старые, давно
забытые детские игрушки».

Виттельс  Ф.:

 «Фрейд, подобно  Прометею, вместе  со  светом, озаряющим  тайники

сновидений, навязал человеку ответственность и за них».

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой толкование сновидений в психоанализе?
2. В чем состоит техника толкования сновидений?
3. Каково психоаналитическое понимание символики сновидений?
4. Являются  ли  символы  сновидений  исключительно  сексуальными  по  своему

характеру?

5. Какое значение имеет психоаналитическое исследование сновидений для современной

культуры?

Литература

1. Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда // Наука и религия. — 1989. — №

11.

2. Фрейд З. Сон и сновидения. — М., 1997.
З. Фрейд З. Толкование сновидений. — Минск, 1997.
4. Фрейд З. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989. — С. 50-152, 301-316.
6. Цвейг С. Врачевание и психика — М., 1992. — С. 258-271.

Тема 8

     Сексуальность в жизни человека

Сексуальные  влечения  человека  в  структуре  бессознательного. Нормальное

удовлетворение  сексуальных  влечений  и  перверсии. Гомоэротика. Сексуальное  и
генитальное. Понятие либидо.

Сексуальная  жизнь  ребенка. Первые  сексуальные  побуждения. Эрогенные  зоны.

Сексуальные объекты.

Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития. Ребенок как «полиморфно-

извращенное» существо.

Мужское  и  женское  начало. Бисексуальность. Пассивность  и  активность. Садизм  и

мазохизм.

Подавление  сексуальных  влечений  и  его  значение  для  развития  общества. Культурная

сексуальная мораль.

Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика.
Психоанализ и «пансексуализм».

Изречения
Фрейд  З.:

 «Люди  вообще  неискренни  в  половых  вопросах. Они  не  обнаруживают

свободно своих сексуальных переживаний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным


background image

12

из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это действительно так: солнце
и  ветер  не  благоприятствуют  сексуальным  переживаниям  в  нашем  культурном  мире.
Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику другим».

«Уже  больше  нет  надобности  не  замечать  душевные  и  социальные  проявления

сексуальной  жизни; выбор  объекта, нежное  предпочтение  отдельных  лиц, даже  решение  в
пользу  одного  из  полов, ревность  установлены  беспристрастными  наблюдениями
независимо  от  психоанализа  и  до  его  появления  и  могут  быть  подтверждены  любым
наблюдателем, желающим это видеть».

«Мы  расширили  понятие  сексуальности  лишь  настолько, чтобы  оно  могло  включить

сексуальную  жизнь  извращенных  и  детей. Это  значит, что  мы  возвратили  ему  его
правильный объем».

«Конечно, господа, дело  не  обстоит  так, будто  половое  чувство  вселяется  в  детей  во

время полового развития, как в Евангелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала обладает
сексуальными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих
влечений  образуется  благодаря  весьма  важному  поэтапному  процессу  развития  так
называемая нормальная сексуальность взрослых».

«Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о

«пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все»
сексуальностью».

«В  своем  происхождении, действии  и  отношении  к  половой  любви «Эрос» Платона

совершенно конгруэнтен нашему пониманию любовной силы психоаналитического либидо.
<...> Кто видит в сексуальном нечто постыдное и  унизительное для человеческой природы,
волен, конечно, пользоваться более аристократическим выражением — эрос и эротика. Я бы
и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом множества упреков. Но я
не хотел этого, так как я, по мере возможности, избегаю робости. Никогда не известно, куда
таким  образом  попадешь. Сначала  уступишь  на  словах, а  постепенно  и  по  существу. Я  не
могу  согласиться  с  тем, что  стыд  перед  сексуальностью — заслуга; ведь  греческое  слово
Эрос, которому  подобает  смягчить  предосудительность, есть  не  что  иное, как  перевод
нашего слова любовь; и, наконец, на кого работает время, может уступок не делать».

Контрольные вопросы

1. Какова роль сексуальных влечений в жизни человека?
2. Что понимается под либидо в психоанализе?
3. Какова психоаналитическая трактовка сексуальной жизни ребенка?
4. Как в психоанализе понимается отношение между сексуальностью и культурой?
5. Насколько оправданы обвинения психоанализа в «пансексуализме»?

Литература

1. Збигнев Л.С. Секс в культурах мира. — М., 1991.
2. Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988.
3. Кон И.С. Вкус запретного плода. — М., 1991.
4. Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности // З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 1-

98; З. Фрейд. Основной инстинкт. - М., 1997.

5. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — Киев, 1990.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 192-215, 369-385.
7 Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 369-381.

Тема 9

       Эдипов комплекс

Место  Эдипова  комплекса  в  психоаналитической  теории. Эдипов  комплекс  как  ядро

неврозов.

Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождествление с отцом и соперничество.
Позитивный  и  негативный  Эдипов  комплекс. Комплекс  Электры. Изживание  Эдипова

комплекса. Запрет и искушение.


background image

13

Инцестуозное желание как одна из форм инфантильной привязанности к объекту любви.

Табу  на  инцест, запрет  на  кровосмесительные  связи  как  культурный  феномен.
Психологический инцест.

Реакция на сексуальное запугивание или подавление сексуальной деятельности ребенка.

Инфантильный страх. Комплекс кастрации.

Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания.
Реальное и воображаемое убийство. Факт и фантазия. Символическое убийство.
Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства.
Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры.

Изречения
Фрейд  З.:

 «А  теперь  вы  с  нетерпением  хотите  узнать, что  же  такое  этот  страшный

Эдипов комплекс. Само имя вам говорит об этом. Вы все знаете греческое сказание о царе
Эдипе, которому  судьбой  было  предопределено  убить  своего  отца  и  взять  в  жены  мать,
который  делает  все, чтобы  избежать  исполнения  предсказаний  оракула, и  после  того, как
узнает, что по незнанию все-таки совершил оба этих преступления, в наказание выкалывает
себе  глаза. Надеюсь, многие  из  вас  сами  пережили  потрясающее  действие  трагедии, в
которой Софокл представил этот материал. Произведение аттического поэта изображает, как
благодаря  искусно  задерживаемому  и  опять  возбуждаемому  все  новыми  уликами
расследованию  постепенно  раскрывается  давно  совершенное  преступление  Эдипа; в  этом
отношении оно имеет определенное сходство с ходом психоанализа».

«Правильно  утверждают, что  Эдипов  комплекс  составляет  ядро  неврозов, представляя

собой существенную часть содержания их. В нем завершается инфантильная сексуальность,
оказывающая  решающее  влияние  своим  действием  на  сексуальность  взрослых. Каждому
новорожденному предстоит задача одолеть Эдиповский комплекс».

«Все  больше  и  больше  открывается  значение  Эдипова  комплекса  как  центрального

феномена сексуального периода, относящегося к раннему детству».

«Эдипов  комплекс  дает  ребенку  две  возможности  удовлетворения, активную  и

пассивную. Он  может, как  мужчина, поставить  себя  на  место  отца  и  относиться, как
последний, к матери, причем отец учитывается тогда как стоящее на его пути препятствие,
или  же  он  стремится  заменить  мать  и  быть  любимым  отцом, причем  мать  становится
излишней».

«В  соотношении  между  Эдиповым  и  кастрационным  комплексом  существует

фундаментальная  разница  у  обоих  полов. В  то  время  как  Эдипов  комплекс  мальчика
погибает  вследствие  кастрационного  комплекса, Эдипов  комплекс  девочки  становится
возможным благодаря кастрационному комплексу».

«Я  не  хочу  утверждать, что  Эдипов  комплекс  исчерпывает  отношение  детей  к

родителям, оно может быть намного сложнее. Эдипов комплекс может быть также более или
менее  сильно  выражен, может  сам  претерпеть  противоположное  выражение, но  он
постоянный и очень значительный фактор душевной жизни ребенка, и возникает опасность
скорее недооценивать его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его».

«...в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и

искусства в полном согласии с данными психоанализа».

Виттельс Ф.:

 «Эдипов комплекс — это тот локомотив, который промчал триумфальный

поезд Фрейда вокруг земного шара».

Леви-Строс К.:

 «Итак, мы можем отнести гипотезу Фрейда заодно с текстом Софокла к

числу  версий  мифа  об  Эдипе.  Их  версии  заслуживают  не  меньшего  доверия,  чем  более
древние и на первый взгляд более «подлинные».

Фромм  Э.:

 «Утверждение  Фрейда, что  Эдипов  комплекс, инцестуозность, есть

«сердцевина невроза», имеет огромное значение для проблемы психического здоровья, если
мы освободим его от узкой формулировки в сексуальных терминах и будем понимать шире,
в  плане  межличностных  отношений. Фрейд  и  сам  указывал, что  имеет  в  виду  нечто
выходящее за сферу сексуального».

Контрольные вопросы


background image

14

1. Какое место отводится Эдипову комплексу в психоанализе?
2. Что представляет собой Эдипов комплекс?
3. Что такое комплекс Электры?
4. Влияет ли Эдипов комплекс на жизнь человека?
5. Какая связь существует между Эдиповым комплексом и развитием культуры?
6. Какие трактовки Эдипова комплекса имеют место в современной литературе?

Литература

1. Аверинцев  С.С. К  истолкованию  символики  мифа  об  Эдипе // Античность  и

современность. — М., 1972.

2.  Брюно  П.  Психоанализ  и  антропология  //  К.Б.  Клеманн,  П.  Брюно,  Л.  Сэв

Марксистская критика психоанализа. — М., 1976.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985. — С. 189-195.
4. Лейбин  В. Я и Эдипов  комплекс // Архетип. — 1995. — № 2. — С. 135-138; 1996. -

№1. - С. 136-142.

5. Лейбин В. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 1997.
6. Между Эдипом  и Озаирисом. Становление психоаналитической концепции мифа —

Львов; М., 1998.

7. Ранк О. Миф о рождении героя. — М.; Киев, 1997. — С. 174-176.
8. Фрейд  З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 2. — Тбилиси, 1991. – С. 197-213,

329-349.

9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции — М., 1995. — С. 125-134, 210-215.
10. Фрейд З. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997. — С. 543-558.
11. Флоренская  Т.А. Катарсис  как  осознание (Эдип  Софокла  и  Эдип  Фрейда) //

Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1978. – Т. 2.

12. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - С 267-283.
13. Ярхо  В. «Эдипов  комплекс» и «Царь  Эдип» Софокла (О  некоторых

психоаналитических интерпретациях древнегреческой  трагедии) // Вопросы  литературы. —
1978. — № 10.

Тема 10

 Неврозы: смысл, этиология, терапия

Невротические  симптомы  и  их  смысл. Связь  невротических  симптомов  с

переживаниями человека. Симптомы как производные бессознательных процессов.

Невроз  как  незнание, неведение  о  душевных  процессах. Пробелы  в  воспоминаниях

Истерическая амнезия как продолжение детской амнезии.

Этиология  сексуальности. Фиксация  влечения  на  ранней  стадии  развития. Регрессия.

Воскрешение инфантильных желаний.

Реальность  и  фантазия. Психическая  реальность  и  невроз. Профантазии  как

филогенетическое достояние исторического прошлого.

Столкновение  желаний. Сексуальные  влечения  и  влечения  Я. Психический  конфликт.

Патогенные конфликты.

Вытеснение  и  его  связь  с  образованием  симптомов. Симптомы  как  заместители

сексуального удовлетворения или защиты от него.

Сопротивление  в  интересах  болезни. Различные  формы  сопротивления. Преодоление

сопротивления.

Перенесение (трансфер). Новые  варианты  старых  конфликтов. Перенесение  как

столкновение борющихся между собой сил. Терапевтическое значение перенесения.

Психоаналитическая  терапия. Уничтожение  вытеснения. Устранение  условий  для

образования  симптомов. Перевод  патогенного  конфликта  в  нормальный. Культурные  цели
терапии.

Изречения
Фрейд З.:

 «Итак, невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения,

имеют  свой  смысл  и  так  же,  как  они,  по-своему  связаны  с  жизнью  лиц,  у  которых  они
обнаруживаются».


background image

15

«...возможность  придать  смысл  невротическим  симптомам  благодаря  аналитическому

толкованию  является  неопровержимым  доказательством  существования — или, если  вам
угодно, необходимости предположения — бессознательных душевных процессов».

«...наши  истерические  больные  страдают  воспоминаниями. Их  симптомы  являются

остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях».

«Прежде  всего  одно: психоаналитические  исследования  сводят  с  действительно

удивительной  правильностью  симптомы  страдания  больных  к  впечатлениям  из  области  их
любовной  жизни; эти  исследования  относятся  к  эротическим  влечениям  и  заставляют  нас
признать, что  расстройствам  эротики  должно  быть  приписано  наибольшее  значение  среди
факторов, ведущих к заболеваниям, и это так для обоих полов».

«Психоанализ никогда не забывал, что есть и несексуальные влечения, он опирается на

четкое  разделение  сексуальных  влечений  и  влечений  Я  и  еще  до  всяких  возражений
утверждал  не  то, что  неврозы  появляются  из  сексуальности, а  что  они  обязаны  своим
происхождением конфликту между Я и сексуальностью»

«...фантазии обладают психической реальностью в противоположность материальной, и

мы постепенно  научаемся  понимать, что в  мире  неврозов решающей является  психическая
реальность».

«...наши данные о сопротивлении невротиков устранению их симптомов легли в основу

нашего динамического взгляда на невроз».

«Уясним  себе  прежде  всего, что  перенесение  имеется  у  больного  с  самого  начала

лечения  и  некоторое  время  представляет  собой  самую  мощную  способствующую  работе
силу... Но, когда оно превращается в сопротивление, на него следует обратить внимание...»

«Аналитик помогает больному осознать перенос и снимает его, убеждая больного в том,

что  он  своим  отношением  к  переносу  оживляет  отношения  чувств, ведущих  свое
происхождение  от  самых  ранних  объектных  привязанностей, из  вытесненного  периода
детства. Благодаря  такому  повороту  перенос  из  сильнейшего  оружия  сопротивления
становится лучшим инструментом аналитического лечения».

«Наша  терапия  действует  благодаря  тому, что  превращает  бессознательное  в

сознательное, и лишь постольку, поскольку она в состоянии осуществить это превращение».

«Приближая бессознательное к сознательному, мы уничтожаем вытесненное, устраняем

условие  для  образования  симптомов, превращаем  патогенный  конфликт  в  нормальный,
который каким-то образом должен найти разрешение».

«Психоаналитическая  работа  служит  самым  высоким  и  ценным  культурным  целям,

представляя собой хорошего заместителя безуспешного вытеснения».

«Аналитическое лечение требует от врача и от больного тяжелого труда, направленного

на  устранение  внутренних  сопротивлений. Благодаря  преодолению  этих  сопротивлений
душевная  жизнь  больного  надолго  изменяется, поднимается  на  более  высокую  ступень
развития  и  остается  защищенной  от  новых  поводов  для  заболевания. Эта  работа  по
преодолению  является  существенной  частью  аналитического  лечения, больной  должен  ее
выполнить, а врач помогает ему в этом внушением, действующим в воспитательном смысле.
Поэтому  правильно  говорилось, что  психоаналитическое  лечение  является  чем-то  вроде
довоспитания».

Контрольные вопросы

1. В чем заключается смысл симптомов?
2. Что представляют собой неврозы с точки зрения психоанализа?
3. Каковы взгляды З. Фрейда на этиологию неврозов?
4. Какой вид реальности играет важную роль в возникновении неврозов?
5. В чем состоит различие между нормальным и патогенным психическим конфликтом?
6. Что  такое  сопротивление  и  как  оно  проявляется  в  процессе  психоаналитического

лечения?

7. Что  представляет  собой  перенесение (трансфер) и  какую  роль  оно  играет  в

психоаналитическом лечении?

8. Какова основная цель психоаналитической терапии?