ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1506
Скачиваний: 12
6
Изречения
Фрейд З.:
«Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не
принимал участия в первых начинаниях. Когда другой венский врач Йозеф Брейер в первый
раз применил этот метод над одной истерической девушкой (1880—1882), я был студентом и
держал свои последние экзамены».
«...история настоящего психоанализа начинается только с момента определенного
технического нововведения — отказа от гипноза».
«Можно указать на знаменитых философов как предшественников, прежде всего, на
великого мыслителя Шопенгауэра, бессознательную «волю» которого в психоанализе можно
отождествить с душевными влечениями».
«Едва ли простой случайностью можно объяснить, что три шедевра мировой литературы
всех времен трактуют одну и ту же тему — тему отцеубийства: «Царь Эдип» Софокла,
«Гамлет» Шекспира, «Братья Карамазовы» Достоевского».
Цвейг С.:
«Фрейд исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль из
математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник
сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности».
Шерток Л., Соссюр Р.:
«Фрейд находился под впечатлением некоторых методов и
понятий XIX века. Однако его творческий дух наделял их новым смыслом, и в итоге все, что
было заимствовано им из прошлого, приобретало совершенно новый облик. Он связал все
эти заимствования в единое целостное учение — настолько оригинально, что его
психоанализ стал революционным переворотом как в области психотерапии, так и в
исследовании человеческого духа вообще».
Контрольные вопросы
1. Какие естественнонаучные представления о человеке способствовали возникновению
психоанализа?
2. Оказали ли философские идеи влияние на становление психоанализа?
3. Является ли Фрейд ученым, открывшим сферу бессознательного?
4. Каково место художественной литературы в психоаналитическом мышлении З.
Фрейда?
5. Как и каким образом психоанализ обрел статус самостоятельного учения?
Литература
1. Клеман К. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // К.Б. Клеман, П. Брюно, Л.
Сэв. Марксистская критика психоанализа. - М., 1976.
2. Крук В.М., Харитонов А.Н. Основные источники фрейдовского классического
психоанализа // Российский психоаналитический вестник. — 1994. — № 3-4.
3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990.
4. Лейбин В.М. Из истории возникновения психоанализа // Вопросы философии. —
1988. — № 4.
5. Руткевич А.М. Психоанализ: курс лекций. — М., 1997.
6. Сартр Ж.П. Фрейд. - М., 1992.
7. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. — СПб., 1998.
8. Фрейд З. К истории психоаналитического движения // Фрейд З. По ту сторону
принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 149—200.
9. Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. - Минск, 1997. —
С. 5-47.
10. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. — М.,
1991.
Тема 4
Психоаналитическое учение о бессознательном
Проблема бессознательного в истории философии и науки. Сознание и психика.
Метафизические представления о бессознательном.
Обращение З. Фрейда к проблеме бессознательного. О тождестве сознания и
психического. Бессознательные влечения человека.
7
Психическая реальность и ее роль в жизни человека. Бессознательное психическое.
Характеристика и особенности бессознательного психического. Вытесненное
бессознательное, предсознательное и соотношение между ними.
Бессознательное и сознание. Отношения между ними.
«Третье» бессознательное. Многосмысленность понятия бессознательного.
Трудности на пути осознания бессознательного.
Психоанализ как метод исследования бессознательного.
Изречения
Фрейд З.:
«Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно
гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание
существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой
ориентации в мире и науке».
«Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой
психоанализа, и только оно дает возможность понять и приобщить к науке часто наблюдаю-
щиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни».
«...согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы
сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной
жизни».
«Мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать
сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным».
«Латентное бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в
динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин бессознательное мы
применяем только к вытесненному динамическому бессознательному».
«Психоанализ стремится к тому, чтобы привести вытесненный из сознания материал в
сознание».
«Аналитик тоже не может сказать, что такое бессознательное, но он может указать на
область тех проявлений, наблюдение которых заставило его предположить существование
бессознательного».
Ранк О., Закс Г.:
«Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором
основывается вся теория психоанализа».
Шерток Л., Соссюр Р.:
«Бессознательное — это не царство слепых сил, а определенная
структура, основу которой составляет несколько основных влечений. Посте этого
фрейдовского открытия бессознательное перестало быть темным колодцем, из глубин
которого мы можем время от времени извлекать что-нибудь интересное. Оно стало
объектом, доступным научному познанию».
Контрольные вопросы
1. Какие представления о бессознательном содержались в философских трудах
прошлого?
2. Как и каким образом Фрейд пришел к идее бессознательного психического?
3. Что такое предсознательное и вытесненное бессознательное?
4. Как возможно познание бессознательного?
5. В чем состоит специфика психоаналитического учения о бессознательном?
Литература
1. Бассин Ф.Б. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной
деятельности). — М., 1968.
2. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под ред. А.С.
Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.Б. Бассина. — Тбилиси, 1978. - Т. 1.
3. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. — Киев,
1978.
4. Бочоришвили А.Т. Проблема бессознательного в психологии. — Тбилиси, 1961.
5. Лейбин В.М. Психоанализ и бессознательное: уточнение понятий // Психологический
журнал. - 1989. - Т. 10. — № 3. - С. 17-22.
8
6. Ранк О., Закс Г. Бессознательное и формы его проявления // Фрейд, психоанализ и
русская мысль. — М., 1994. — С 35-51.
7. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в
психоанализе // Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994. - С. 29-34.
8. Фрейд З. «Я и Оно» // З. Фрейд. Либидо — М , 1996 — С. 235-264.
Тема 5
Ошибочные действия
Случайности и закономерности в сфере психической реальности. Детерминизм в
протекании бессознательных процессов. Логика бессознательного.
Забывание имен и словосочетаний. Описки, оговорки, очитки, обмолвки. Запрятывание
и затеривание предметов. Забывания впечатлений и намерений. Забывания детских
переживаний и покрывающие воспоминания. Симптоматические и случайные действия.
Ошибочные действия как полноценные психические акты. Смысл и значение
ошибочных действий.
Механизм ошибочных действий. Вытесненные намерения и желания. Ошибочные
действия как компромиссы.
Работа З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни». Примеры анализа ошибочных
действий.
Изречения
Фрейд
З.:
«...в
области
психического
нет
ничего
произвольного,
недетерминированного».
«...я подверг на примере, взятом из моей собственной жизни, психологическому анализу
чрезвычайно распространенное явление временного забывания собственных имен и пришел
к выводу, что этот весьма обыкновенный и практически не особенно важный вид
расстройства одной из психических функций .— способности припоминания — допускает
объяснение, выходящее далеко за пределы обычных взглядов».
«Как в грубых, так и в более тонких погрешностях речи, которые еще можно отнести к
ряду обмолвок, фактором, обусловливающим возникновение ошибки и достаточно объясня-
ющим ее, я считаю не взаимодействие приходящих в контакт звуков, а влияние мыслей,
лежащих за пределами речевого намерения».
«...так называемые ранние детские воспоминания представляют собой не настоящий
след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию
различных психических сил более позднего времени».
«Мы исходим из положения, что ошибочные действия являются психическими актами и
возникают вследствие интерференции двух различных намерений».
«...феномены эти могут быть сведены к действию вполне подавленного психического
материала который, будучи вытеснен из сознания, все же не лишен окончательной
способности проявлять себя».
«Эгоистические, завистливые, враждебные чувства и импульсы, испытывающие на себе
давление морального воспитания, нередко используют у здоровых людей путь ошибочных
действий, чтобы так или иначе проявить свою несомненно существующую, но
непризнанную высшими душевными инстанциями силу».
«Симптоматические действия, которые можно наблюдать в неисчерпаемом изобилии у
здоровых, как и у больных людей, заслуживают нашего внимания по многим причинам.
Врачу они служат часто ценным указанием для ориентировки в новых или недостаточно
знакомых ему условиях; исследователю людей они говорят нередко все, иной раз даже
больше, чем он сам хотел бы знать».
«Каждый из нас, оглядываясь на долгий жизненный путь, может, вероятно, сказать, что
он избежал бы многих разочарований и болезненных потрясений, если бы нашел в себе сме-
лость толковать мелкие ошибочные действия в общении с людьми как предзнаменование и
оценивать их как знак еще скрытых намерений».
Контрольные вопросы
1. Каковы взгляды З. Фрейда на мотивировку психической деятельности человека?
9
2. Какие ошибочные действия допускает человек и почему?
3. Что представляют собой ошибочные действия с точки зрения психоанализа?
4. В чем состоит смысл ошибочных действий?
5. Что дает человеку психоаналитическое понимание ошибочных действий?
Литература
1. Лейбин В.М. Политические страсти: опыт психоаналитического толкования.
Парламентская культура // Российский психоаналитический вестник. - 1994. - №3-4. - С. 114-
122.
2. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // З. Фрейд. Очерки по психологии
сексуальности. — Минск, 1997. — С. 185-392;
З. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 202-309.
4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 13-48.
Тема 6
Сновидения
Сновидения и их значение в древнем мире. Отношение к сновидениям в конце XIX —
начале XX столетий.
Сновидение как объект психоаналитического исследования. Особенности фрейдовского
подхода к изучению сновидений.
Сновидения как полноправный психический акт. Смыслозначимость сновидений.
Детские сновидения и сновидения взрослых. Природа и функции сновидений.
Явное содержание и скрытые мысли сновидения. Работа сновидения или процесс
превращения скрытых мыслей в явное сновидение. Цензура сновидения.
Механизмы работы сновидения. Сгущение, смещение, превращение мыслей в
зрительные образы, вторичная обработка.
Бессознательные влечения и сновидения. Архаические черты и инфантилизм
сновидения.
Галлюцинаторное переживание. Сновидение как попытка исполнения желания.
Изречения
Фрейд З.:
«Насколько мы знаем, древние народы придавали своим сновидениям
большое значение и считали их практически значимыми».
«Сновидения, как индивиды, могут явиться один-единственный раз и никогда больше не
появляться или они повторяются у одного и того же лица без изменений или с небольшими
отступлениями. Короче говоря, эта ночная деятельность души имеет огромный репертуар,
может, собственно, проделать все, что душа творит днем, но это все-таки не то же самое».
«Вопрос ставится так: если сновидение является соматическим феноменом, то нам нет
до него дела; оно интересует нас только при условии, что является психическим
феноменом».
«Итак, первое предположение заключается в том, что сновидение есть психический
феномен, второе — в том, что в душе человека существует что-то, о чем он знает, не зная,
что он о нем знает».
«То, что называют сновидением, мы называем текстом сновидения, или явным
сновидением, а то, что мы ищем, предполагаем, так сказать, за сновидением, — скрытыми
мыслями сновидения».
«...искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется
признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас ночью
во время сна».
«Эти отвергнутые цензурой и нашедшие в сновидении искаженное отражение
выраженью желания являются, прежде всего, проявлением безграничного и беспощадного
эгоизма. И действительно, собственное Я появляется в любом сновидении и играет в нем
главную роль, даже если это умело скрыто в явном содержании».
«Доисторическое время, к которому нас возвращает работа сновидения, двоякого рода:
во-первых, это доиндивидуальное историческое время детства, с другой стороны, поскольку
10
каждый индивид в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие
человеческого рода, то это доисторическое время также филогенетическое».
«Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием,
исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Другой такой же
постоянной чертой является то, что сновидение не просто выражает мысль, а представляет
собой галлюцинаторное переживание исполнения желания».
Цвейг С.:
«Всякая жизнь двойственна. В глубине, в бессознательном, мы являем собою
совокупность нашей личности, былое и настоящее, первобытного человека и человека
культурного в их нагромождении чувств, архаические остатки некоего пространственного, с
природой связанного «Я», а вверху, в ясном, режущем свете дня — только сознательное,
преходящее «Я». И эта универсальная, но смутная жизнь сообщается с нашим преходящим
существованием почти исключительно ночью, при посредстве таинственного гонца во тьме
— сновидения; самое существенное, что мы в себе постигаем, узнаем мы от него».
Контрольные вопросы
1. Почему Фрейд обратился к исследованию сновидений?
2. В чем состоит специфика фрейдовского понимания природы и содержания
сновидений?
3. Чем отличается явное содержание сновидения от скрытых его мыслей?
4. Как и каким образом происходит искажение сновидений?
5. Что представляет собой цензура и каковы механизмы работы сновидения?
Литература
1. Фрейд З. Сон и сновидения. — М., 1997.
2. Фрейд З. Толкование сновидений. — Минск, 1997.
З. Фрейд З. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.
4. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 202-343.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 50-61, 69-92, 125-152.
6. Цвейг С. Врачевание и психика. – М., 1992. – С.258-271.
Тема 7
Толкование сновидений
Расспрос как прообраз психоаналитического исследования. Предположение, что
видевший сон знает о своем сновидении.
Техника толкования сновидений. Первое высказывание человека о своем сновидении
как объяснение его.
Свободные ассоциации. Детерминация высказываний человека о сновидении его
внутренними установками. Мотивировка и значение свободно возникающих мыслей.
Толкование сновидений как переход от явного сновидения к скрытым его мыслям.
Сопротивление толкованию. Правила, которых следует придерживаться при толковании
сновидений.
Полное сновидение и его элементы. Элементы сновидения как заместители
бессознательного. Элемент сновидения как символ бессознательной мысли сновидения.
Символический язык бессознательного. Сексуальный характер символов и их значение в
психической деятельности человека.
Онтогенетические
и
филогенетические
истоки
сексуальной
символики.
Психоаналитический сонник. Символическое и ассоциативное толкование сновидений.
Изречения
Фрейд З.:
«...техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение
загадок, насколько это возможно, от самого обследуемого».
«Итак, очень вероятно, что видевший сон знает о своем сновидении, и задача состоит в
том, чтобы дать ему возможность обнаружить это знание и сообщить его нам».
«Наша техника исследования сновидений очень проста... Мы вновь спросим видевшего
сон, откуда у него это сновидение, и первое его высказывание будем считать объяснением».
«...сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого,
бессознательного, и задача толкования сновидения — найти это бессознательное».