ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1540
Скачиваний: 12
66
зловещее подобие тому, против чего он борется. Будучи первоначально сам частью науки,
опираясь в своем осуществлении на науку и технику, он создал, однако, запрет на мышление,
который так же неумолим, как в свое время в религии. Критические исследования маркси-
стской теории запрещены, сомнения в ее правильности караются так же, как когда-то
еретичество каралось католической церковью. Произведения Маркса как источник
откровения заняли место Библии и Корана, хотя они не менее свободны от противоречий и
темных мест, чем эти более древние священные книги».
«Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию, несомненно,
абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно бесперспективно».
«Коммунисты веруют в то, что ими найден путь к освобождению от зла. Человек
однозначно добр и желает блага ближнему, но его природу испортила частная
собственность. <...> С отменой частной собственности все блага земные сделаются общими,
все люди станут наслаждаться ими, а потому исчезнут зло и вражда меж людьми. <...> В мои
задачи не входит экономическая критика коммунистической системы, я не в состоянии
исследовать здесь вопрос: послужит ли отмена частной собственности достижению этой
цели и какая от этого польза. Но ее психологические предпосылки я не могу не признать
безудержной иллюзией».
«Нет ничего непостижимого в том, что германская мечта о мировом господстве
дополняется антисемитизмом, и вполне понятно, почему попытка соорудить новую
коммунистическую культуру в России находит свое психологическое подтверждение в
преследовании буржуазии. С тревогой задаешь себе вопрос: что предпримут Советы, когда
истребят всех буржуев?»
«Того, кто в юности испытал нужду и нищету, безразличие и высокомерие имущих, не
заподозришь в том, что он лишен понимания и благожелательности вести борьбу за
имущественное равенство и за все то, что из него следует. Но если эту борьбу оправдывают
абстрактным требованием справедливости в силу равенства всех людей, то здесь
напрашиваются возражения. Природа в высшей степени неравномерно одарила людей телес-
ными и духовными способностями и установила этим такое неравенство, против которого
нет никаких средств».
Контрольные вопросы
1. С каких позиций Фрейд критиковал марксизм?
2. Как относился Фрейд к социально-экономическому и культурному эксперименту в
России?
3. Почему Фрейд считал абсурдным насильственное устранение религии?
4. В чем Фрейд усматривал идеализацию человеческой природы со стороны
коммунистов?
5. Каково было отношение Фрейда к устранению частной собственности и
установлению равенства между людьми в России?
Литература
1. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
2. Фрейд З. О мировоззрении // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989.
Тема 14
Возрождение психоанализа в России
Социально-экономические, политические и культурные изменения в России во второй
половине 80-х гг. Гласность и демократизация. Переосмысление ценностей жизни.
Возвращение Фрейда в Россию. Переиздание работ Фрейда. Публикация
психоаналитической литературы.
Возникновение
российских
психоаналитических
ассоциаций
и
обществ.
Психоаналитические журналы: «Российский психоаналитический вестник», «Архетип»,
«Психоаналитический вестник». Центры психоаналитического обучения.
Зарубежные психоаналитики в России. Лекции и разбор клинических случаев. Оценки
перспектив развития психоанализа в России со стороны зарубежных ученых.
67
Международные
конференции
по
психоанализу
в
России. Интерес
к
психоаналитическому учению Фрейда.
Указ Президента России «О возрождении и развитии психоанализа» (№ 1044 от 19.07.96
г.). Федеральная государственная программа возрождения философского, прикладного и
клинического психоанализа
Современное состояние психоанализа в России. Интеграционные и дезинтеграционные
тенденции. Дилетантство и профессионализм
Психоаналитическая идентичность. Национальная самодостаточность или зарубежный
опыт. Челночный анализ: за и против.
Изречения
Перепель И.:
«Везде и всегда гениальная личность опережает свое поколение и жалкие
современники плетутся в хвосте, падая под бременем непосильной для них мысли. Сколько
же человечеству понадобится на то, чтобы понять и оценить гениальное творчество Фрейда
и подняться на гребень вспененной им волны, не рискуя захлебнуться».
Редколлегия «Российского психоаналитического вестника»:
«Фрейда сейчас читают
все: от школьников до членов высшего политического руководства страны. Фрейдизм
оказался удивительно современным и созвучным драматической проблематике
сегодняшнего дня нашей жизни. И это неудивительно — гуманизм учения Фрейда,
антидогматическая его направленность, беспощадный, порой разрушительный анализ
устоявшихся стереотипов импонирует людям, которые находят на страницах этих почти
запретных еще вчера книг ответы на многие, годами мучившие их вопросы. Зигмунд Фрейд
вернулся в наше общество и в нашу культуру, будем надеяться, навсегда».
Ранкур-Лаферрьер Д.:
«Я вижу, что сейчас у вас начинает возрождаться психоанализ,
начинает развиваться та психоаналитическая линия, которая была прервана в 30-е годы.
Шесть лет тому назад, когда я был в вашей стране, таких содержательных разговоров о
психоанализе с вашими психологами и философами у меня не было».
Миллер М
.: «С расширением частного сектора советской экономики, с ослаблением
контроля государства над общественными институтами, с преумноженном проблем
инстроспекции индивидуумов потребность в психоанализе как в клинической отрасли
медицины, а также как в теоретическом объяснении взаимовлияния между социальными
силами и человеческими мотивациями для гуманитарных наук, будет расти со всей
определенностью. Я также считаю, что, фокусируясь на советские проблемы, как
индивидуальные, так и коллективные, психоанализ в вашей стране сможет развить свой
собственный уникальный образ и внести свой оригинальный вклад в психоаналитические
исследования».
Контрольные вопросы
1. Какие изменения в России 80-х годов способствовали переосмыслению ценностей
жизни?
2. Чем обусловлено возрождение психоанализа в России?
3. Какие работы Фрейда были опубликованы в конце 80-х — начале 90-х годов?
4. Как и каким образом зарубежные ученые оценивают перспективы развития
психоанализа в России?
5. Каково состояние психоанализа в России на современном этапе ее развития?
Литература
1. Белкин А.И. Зигмунд Фрейд: возрождение в СССР // Фрейд З. Избранное. — М., 1989.
2. Лейбин В.М., Ранкур-Лаферрьер Д. Психоанализ в жизни общества. Актуальное
интервью // Общественная мысль за рубежом. — 1991. - № 12.
3. Лейбин В.М., Овчаренко В.И. Психоаналитическая Литература в России. — М., 1998.
4. Лейбин В.М. Психоанализ в России // Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология
российского психоанализа. — М., 1999. — Т. 2.
5. Наши гости // Российский психоаналитический вестник. — 1991. - № 1.
6. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. -
М.,
1999. - Т. 2.
7. Слово к читателям // Российский психоаналитический вестник. — 1991. - Т. 1.
68
8. Решетников М. Концептуальные подходы Национальной федерации психоанализа к
проблеме психоаналитического образования и тренинга в России // Психоаналитический
вестник. — 1998. — № 6.
Тема 15
Психоанализ политических страстей и психопатологии обыденной
жизни
Политические страсти и политическая культура. Цивилизованные и нецивилизованные
формы проявления политических страстей.
Парламентская культура в России. Политические игры и массовое сознание.
Выступления политических лидеров как объект психоаналитического исследования.
Явное содержание политических речей и скрытые мысли ораторов.
Запинки, обмолвки, оговорки политических лидеров как один из важных источников
исследования бессознательных процессов. Смысл запинок, обмолвок и оговорок.
Психопатология обыденной жизни. Психоаналитическое толкование «мелочей жизни».
Сновидения. Символика и скрытый смысл. Толкование сновидений в контексте
политической культуры.
Гейкультура и «изнасилование» в коридорах политической власти. Символический язык
политических страстей.
Эдипов комплекс и российская ментальность. Социальный Эдип. Отцеубийство и
инцест. Теоретические предположения и эмпирические исследования.
Политические события прошлого с точки зрения психоанализа. Возможности
использования психоаналитического метода для осмысления перспектив развития России.
Изречения
Фрейд З.:
«Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при
психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или,
по крайней мере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс».
«Подавление имеющегося намерения что-либо сказать является непременным условием
возникновения оговорки».
«Но самой обычной и в то же время самой поразительной оговоркой является та, когда
произносится как раз противоположное тому, что собирался сказать».
«Наша работа по толкованию сновидений открывает, так сказать, исходное сырье,
которое довольно часто можно назвать сексуальным в самом широком смысле слова, но
которое при дальнейшей обработке находит самое разнообразное использование».
Медведев Р.:
«Давление верхов мы не испытывали, особенно последнее время».
Грачев П.:
«Связь между армией и церковью уходит глубокими когтями в историю».
Контрольные вопросы
1. Какова связь между политическими страстями и политической культурой?
2. О чем могут свидетельствовать запинки, обмолвки, оговорки политических деятелей?
3. Может ли сновидение способствовать пониманию политических страстей?
4. Что представляет собой социальный Эдип?
5. Каковы перспективы использования психоаналитического метода в исследовании
будущего России?
Литература
1. Белкин А.И. Современные социальные проблемы в свете психоанализа (приглашение
к дискуссии) // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
2. Белкин А.И. Почему мы такие? Психологические этюды. — М., 1993.
3. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры или реальность? Психологический анализ
советской истории // Вопросы философии. — 1991. — № 3.
4. Лейбин В.М. Политические страсти: опыт психоаналитического толкования //
Российский психоаналитический вестник. — 1994. — № 3-4.
5. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 1997.
6. Решентиков М.М. Современная российская ментальность. — М.; СПб., 1996.
69
Темы рефератов
1. Историческое сознание и отчуждение от истории.
2. Мифы в истории науки.
3. Русскость Фрейда как нетрадиционное видение истории развития психоанализа.
4. Русские мотивы в интеллектуальной деятельности Фрейда.
5. Русские пациенты в клинической практике Фрейда.
6. Русская
Литература
как источник развития психоаналитических идей.
7. Роль P.M. Рильке и Л. Андреас-Саломе в приобщении Фрейда к русской культуре.
8. Влияние творчества Достоевского на интеллектуальное развитие Фрейда.
9. Бессознательная деятельность человека в оценке Достоевского и Фрейда.
10. Проблематика бессознательного в русской философии и психологии.
11. Представления Фрейда о русском характере.
12. Развитие психоанализа в дореволюционной России.
13. Влияние психоаналитических идей на русскую философскую, естественнонаучную и
литературную мысль.
14. Оценка Фрейдом революционных изменений в России.
15. Отношение Фрейда к социально-экономическому и культурному эксперименту в
России.
16. Распространение психоаналитических концепций в России 20-х годов.
17. Сабина Шпильрейн как человек и психоаналитик.
18. Вклад Николая Осипова в развитие психоанализа.
19. Николай Вырубов как один из первых русских психоаналитиков.
20. Вклад Моше Вульфа в развитие отечественного и международного психоанализа.
21. Иван Ермаков как психоаналитик.
22. Научные дискуссии вокруг перспектив развития русского психоанализа.
23. Троцкий о психоаналитическом учении Фрейда.
24. Роль Сталина в развертывании идейной борьбы в науке.
25. История массового покаяния русских ученых.
26. Политическая культура России 30-х годов и гонения на психоанализ.
27. Эдипов комплекс и культ вождя.
28. История возрождения психоанализа в России.
29. Психоаналитическое понимание политических страстей в России.
30. Психоанализ и будущее России.
Экзаменационные вопросы
1. Историческая травма и отчужденное сознание.
2. Мифы науки и мифотворчество в психоаналитическом движении.
3. Традиционное видение истоков возникновения психоанализа.
4. Русскость З. Фрейда как нетрадиционный взгляд на историю становления и развития
психоанализа.
5. Русские мотивы в эмоциональной и интеллектуальной жизни Фрейда.
6. Русские пациенты З. Фрейда.
7. З. Фрейд, Л. Андреас-Саломе и P.M. Рильке.
8. З. Фрейд и Д.С. Мережковский.
9. З. Фрейд и Ф.М. Достоевский.
10. Психоаналитический подход к жизни и творчеству Ф.М. Достоевского.
11. Взгляды З. Фрейда на русский характер.
12. Особенности «русской души» в оценке З. Фрейда.
13. Проблема бессознательного в русской философии.
14. Проблема бессознательного в русской естественнонаучной мысли
XIX в.
15. Предпосылки распространения психоаналитических идей в России.
16. Развитие психоанализа в дореволюционной России.
70
17. Влияние психоаналитических идей на развитие русской философской и
естественнонаучной мысли.
18. Проникновение психоаналитических идей в педагогику.
19. Психоаналитическое толкование художественных произведений.
20. Первые русские психоаналитики.
21. Первые психоаналитические центры в России.
22. Развитие психоанализа в России 20-х годов.
23. Деятельность русского психоаналитического общества.
24. Вклад А. Лурия в развитие психоанализа в России.
25. Психоаналитическая библиотека И.Д. Ермакова.
26. Государственный психоаналитический институт.
27. Сторонники и противники развития психоанализа в России.
28. Отношение к психоанализу Л. Выготского.
29. Психоаналитическая интерпретация И.Д. Ермаковым художественного творчества
Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.
30. Противоречивые оценки теоретической и практической значимости психоанализа.
31. Отношение политических лидеров России 20-х годов к психоанализу.
32. Отношение Троцкого к психоаналитическому учению Фрейда.
33. Сталин и начало политической борьбы в науке.
34. Роль политической борьбы в судьбе психоанализа.
35. Троцкизм и фрейдизм.
36. Идеологическая критика психоаналитического учения Фрейда.
37. Критика и самокритика среди психоаналитиков.
38. Публичное покаяние приверженцев психоанализа.
39. Позиция А.3алкинда и других психоаналитиков в условиях нарастания
идеологической борьбы.
40. Подавление инакомыслия и стратегия выживания ученых в 30-х годах в России.
41. Эдипов комплекс в контексте возникновения культа вождя.
42. Исследование психопатологии революционеров и партийных функционеров.
43. Запрещение психоанализа в России.
44. Эмиграция русских психоаналитиков.
45. Отношение З. Фрейда к социально-экономическому и культурному эксперименту в
России.
46. Негативные последствия к инакомыслию в оценке З. Фрейда.
47. Предыстория возрождения психоанализа в России.
48. Социально-экономические, политические и культурные преобразования 80-х годов,
способствовавшие пробуждению интереса к психоанализу.
49. Возрождение психоанализа в России.
50. Психоаналитические организации и периодические издания конца 80-х начала 90-х
годов.
51. Состояние и развитие психоанализа в России в оценке зарубежных ученых.
52. Международное психоаналитическое сообщество и пути развития психоанализа в
России.
53. Научные дискуссии и программы по возрождению и развитию психоанализа в
России.
54. Федеральные и региональные центры психоанализа в России.
55. Опыт психоаналитического исследования политических страстей.
56. Психопатология обыденной жизни в контексте современной России.
57. Сновидения и политическая реальность.
58. Проблемы психоналитического образования в России.
59. Психоаналитическая идентичность: национальная самодостаточность или
зарубежный опыт.
60. Перспективы развития психоанализа в России в третьем тысячелетии.