Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1378

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

Русское психоаналитическое общество как один из центров психоанализа. И.Д. Ермаков

и  его  издательская  деятельность  по  подготовке  и  публикации  серии  психоаналитических
работ.

Сторонники  и  противники  психоанализа. Теоретические  споры  и  дискуссии. Попытки

совмещения фрейдизма с марксизмом.

Отношение  к  психоанализу  А. Лурия  и  Л. Выготского. Интерпретация

психоаналитического  учения  Фрейда  в  работах  Б. Быховского, А. Залкинда, Г. Малиса  и
других русских ученых.

Противоречивые  оценки  теоретической  и  практической  значимости  психоанализа.

Полемика о психоанализе между В.М. Гаккебушем и М. Вульфом.

Использование  психоаналитических  идей  в  процессе  изучения  патологии  детей  в

системе  воспитания, при  изучении  психологии  читателя. Психоанализ  художественного
творчества Пушкина и Гоголя.

Изречения
Фрейд  З.:

 «В  России  психоанализ  весьма  известен  и  распространен, почти  все  мои

книги, как и других приверженцев анализа, переведены на русский язык».

Лазурский А.:

 «Теория Фрейда, тесно связанная с его общими воззрениями на природу

бессознательного, нашла себе как горячих приверженцев, так и ожесточенных противников».

Лурия А.:

 «Психоанализ, перенося учение о психических явлениях в совершенно иную

плоскость  учения  об  органических  процессах, происходящих  в  цельном  человеческом
организме, — резко порывает с метафизикой и идеализмом старой психологии и закладывает
(вместе  с  учением  о  реакциях  и  рефлексах  человека) твердый  фундамент  психологии
материалистического монизма, позитивно подходящей к психике цельной личности».

Выготский  Л.С.:

  «В  самом  деле,  для  Фрейда  человек,  как  каторжник,  прикован  к

своему прошлому. Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных сексуальных
комбинаций  и  вся  без  остатка  сводится  к  изживанию  детских  конфликтов. Остается
непонятным, почему  все  последующие  конфликты, травмы, переживания  только
наслаиваются на инфантильные, составляющие ствол и стержень жизни».

Залкивд  А.Б.:

 «При  тщательной  экспериментальной, клинической  и  социологической

расшифровке  того  богатейшего  материала,  который  нам  дал  Фрейд  (а  дать  его  в  таком
изобилии, при современном состоянии психофизиологии, мог только он и только его метод),
оказывается, что  все  описанные  им  гигантские  напластования  интимной, глубинной
биологии, которые он называет психосексуальным содержанием человеческого организма, в
конце  концов, если  мы  детально  изучим  их, обнажив  до  конца, в  большинстве  своем
представляют богатейшую социальную нагрузку человеческого организма».

Быховский  Б.:

 «Выводы  психоанализа  чреваты  множеством  разносторонних

перспектив  и  открывают  новые  точки  зрения  на  сопредельные, неисследованные  еще
области».

Аствацатуров М.И.:

 «Психоанализ  в той форме, в какой он применяется на  практике,

представляет собой прием, совершенно лишенный признаков научности; он является какой-
то  фантастической  односторонностью, в  которой  и  основные  положения, и  выводы
характеризуются одним общим признаком - предвзятостью».

Вульф  М.В.:

 «Именно  непредвзятое  и  свободное  от  упрямого  нежелания  признавать

очевидные  факты  исследование  приводит  всегда  к  убеждению, что  дело  обстоит  так, как
утверждает психоаналитическая школа».

Гаккебуш В.:

 «Не принимайте нас за противников Фрейда. Нельзя отождествлять этого

великого ученого с его последователями, да еще  нашими  доморощенными. Я преклоняюсь
перед великими заслугами Фрейда, пред теми откровениями, какими мы обязаны ему. Но мы
не  можем  не  замечать  его  преувеличений, не  должны  молчать  о  них. И  должны  всячески
бороться против преувеличений и увлечений его особенно ярых последователей».

Франк С.:

 «Психоанализ философски не справился с тем кладом глубинной душевной

жизни, который  он  сам  нашел. Плоскость  его  рационалистических  и  натуралистических
понятий неадекватна глубине и иррациональности открытого им духовного материала».


background image

62

Бердяев  Н.А.:

 «Психоанализ  Фрейда  свидетельствует, конечно, о  возможности

познания душевной жизни другого, именно душевной, а не физической жизни, так как libido,
сексуальность в этом направлении относится именно к душевной, а не физической жизни. Но
ошибочно думать, что одним аналитическим методом можно глубоко познать внутреннюю
жизнь другого, т.е. познать его истинное "Я"».

Вышеславцев Б.П.:

 «Фрейд совершенно прав, когда применяет понятие "сублимации"

к  теории  и  практике  психоанализа — в  особенности  же  в  своих  ссылках  на  платоновский
Эрос. Но в  таком случае обязательно нужно применять эту категорию  в  ее глубочайшем  и
самом положительном смысле, как это было установлено огромной диалектической работой
философии. Но этого мы не наблюдаем у Фрейда».

Коган  Я.:

 «Многие  критики  не  дали  себе  даже  труда  проверить  факты, на  основании

которых  были  созданы  те  или  иные  положения  психоанализа. Те  же  из  них, которые
подходили  без  предвзятости  к  фактам  и  наблюдениям, опубликованным  психоанализом,
неизбежно склонялись в сторону положительной оценки его».

Контрольные вопросы

1. Какой была интеллектуальная атмосфера в постреволюционной России?
2. Как  и  в  какой  степени  происходило  распространение  психоаналитических  идей  в

России 20-х гг.?

3. Какие работы Фрейда были переведены на русский язык?
4. Какие аргументы выдвигались за и против психоаналитического учения Фрейда?
5. В  каких  областях  естественнонаучного  и  гуманитарного  знания  использовались

психоаналитические идеи?

Литература

1. Белкин  А.И., Литвинов  А.В. К  истории  психоанализа  в  Советской  России //

Российский психоаналитический вестник. — 1992. — № 2.

2. Давыдова М.И. Незавершенный замысел. К истории создания трудов Фрейда в СССР

// Советская библиография. — 1989. — № 3.

3. Давыдова М.И. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) // Психологический журнал. —

1989. — № 2. — Т. 10.

4. Зеленский В. Психоанализ в литературоведении // Советская библиография. — 1990.

— №3.

5. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
6. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский

психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

7. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
8. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. - М., 1999. - Т. 1.
9. Петровский А.В. История советской психологии. — М., 1964.
10. Пружинина  А.А., Пружинин  Б.И. Из  истории  отечественного  психоанализа

(историко-методологический очерк) // Вопрос философии. - 1991. - № 7.

11. Смирнова  З.В. Из  истории  критики  фрейдизма  в  советской  философии (двадцатые

годы) // Философия и история культуры. — М., 1985.

12. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. - СПб., 1993.

Тема 10

   Фрейд. Троцкий. Сталин

Статус  психоанализа  в  постреволюционной  России. Апелляция  к  политическим

лидерам. Плеханов и Бухарин о психологии. Троцкий и Каутский о психоанализе.

Знакомство Троцкого с психоаналитическими идеями. Венская эмиграция. А. Адлер, А.

Иоффе и Л. Троцкий.

Отношение  Троцкого  к  психоаналитическому  учению  Фрейда. Письмо  Троцкого  к

академику И. Павлову (1923 г.). О совместимости психоанализа с марксизмом.

Сталин  и  развитие  отечественной  науки. Письмо  Сталина «О  некоторых  вопросах

истории большевизма» в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931 г.).


background image

63

Противопоставление  взглядов  Троцкого  и  Ленина  на  психоанализ. Воспоминания  К.

Цеткин  о  Ленине. Высказывания  Ленина  о  психоанализе. Отношение  Н. Крупской  к
психоаналитическому учению Фрейда.

Изречения
Троцкий Л.Д.:

 «С  Альфредом  Адлером  мы  встречались  время  от  времени  в  семье

старого русского революционера Клячко. Первое посвящение, очень, впрочем, суммарное, в
тайны психоанализа  я  получил  от  этого еретика, ставшего первоучителем новой  секты. Но
подлинным моим гидом в области тогда еще малоизвестного широким кругам еретизма был
Иоффе. Он был сторонником психоаналитической школы в качестве молодого медика, но в
качестве пациента он оказал  ей необходимое сопротивление и  в свою психоаналитическую
пропаганду вносил поэтому нотку скептицизма».

«В течение нескольких лет моего пребывания в Вене я довольно близко соприкасался с

фрейдистами, читал их работы и даже посещал тогда их заседания. Меня всегда поражало в
их  подходе  к  проблемам  психологии  сочетание  физиологического  реализма  с  почти
беллетристическим анализом душевных явлений».

«Что  работы  нашего  физиолога  Павлова  идут  по  линии  материализма, это  ясно  и

профану. Но что сказать по поводу психоаналитической теории Фрейда? Примирима ли она
с материализмом, как думает, например, Т. Радек (и я вместе с ним), или же враждебна ему?»

«Попытка  объявить  психоанализ «несовместимым» с  марксизмом  и  попросту

повернуться к фрейдизму спиной слишком проста или, вернее, простовата. Но мы ни в коем
случае  не  обязаны  и  усыновлять  фрейдизм. Это  рабочая  гипотеза, которая  может  дать  и,
несомненно, дает выводы и догадки, идущие по линии материалистической психологии».

Ленин В.И.:

 «Теорию Фрейда сейчас тоже своего рода модная причуда».

Крупская  Н.К.:

  «...  неправильно  будет  в  пылу  критики  фрейдистов  вместе  с  водой

выплеснуть  и  ребенка, отказаться  от  использования  ценного  материала  по  вопросу  о
переводе подсознательных импульсов в сознательные, что является чрезвычайно важной для
нас педагогической задачей».

Сталин  И.В.:

 «Троцкизм  есть  передовой  отряд  контрреволюционной  буржуазии...

попытки  некоторых "литераторов" и "историков" протащить  контрабандой  в  нашу
литературу замаскированный троцкистский хлам должны встречать со стороны большевиков
решительный отпор».

Контрольные вопросы

1. Как  и  при  каких  обстоятельствах  Троцкий  познакомился  с  психоаналитическими

идеями Фрейда?

2. Каково было отношение Троцкого к психоанализу?
3. Как Ленин и Крупская относились к психоаналитическому учению Фрейда?
4. Какую роль сыграл Сталин в развитии отечественной науки?
5. Почему фрейдизм был отождествлен с троцкизмом?

Литература

1. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский

психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

2. Сталин И. О некоторых вопросах истории большевизма // Пролетарская революция.

— 1931. — № 6.

3. Троцкий Л. Портреты революционеров. — М., 1991.
4. Троцкий Л. Литература и революция. — М., 1923.
5. Троцкий Л. Письмо академику Павлову // Соч. — М.; Л., 1927. — Т. XXI.
6. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. — М., 1955.

Тема 11

    Политическая культура и психоанализ

Политизация  и  идеологизация  науки. Переоценка  теоретической  и  практической

деятельности ученых. Обвинения в идеологических ошибках.

История  разоблачения  скрытых  врагов  в  науке. Критика  и  самокритика. Мазохистские

самобичевания. Раскаяние в несовершенных грехах.


background image

64

Троцкизм и фрейдизм. Идеологическая критика психоаналитического учения Фрейда.
Позиция  А. Залкинда и  других  ученых в  условиях нарастания  идеологической  борьбы.

Публичное покаяние. Отказ от психоаналитических идей.

Изречения
Достоевский  Ф.М.:

 «...дряннейшие  людишки  получили  вдруг  перевес, стали  громко

критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди,
до сих пор  так  благополучно державшие верх, стали вдруг  их  слушаться, а сами молчат; а
иные так позорнейшим образом подхихикивать».

Гроссман  В.:

  «Тех,  которые  продолжали  упорствовать  в  своем  праве  быть  людьми,

начинали расшатывать и разрушать, раскалывать, обламывать и расклеивать, чтобы довести
до той степени рассыпчатости, рыхлости, пластичности и слабости, когда люди не хотят уже
ни справедливости, ни свободы, ни даже покоя, а хотят лишь, чтобы их избавили от ставшей
ненавистной жизни».

Лурия А.:

 «Эта  мысль (о  психоанализе  как  монистической  психологии —

В.Л.)

  по

существу не совместимая с построением марксистской психологии, руководила целым рядом
работ  автора, и  нужен  был  ряд  лет, чтобы  враждебная  марксизму  сущность  этих
биологизаторских тенденций психоанализа была им полностью осознана».

Залкинд А.:

«Лишь  укрепление  диктатуры  пролетариата  вбивает — и  навсегда —

осиновый кол в могилу "советского фрейдизма". Я счастлив, что действительный фрейдизм
был объективно, фактически всегда для меня трупом, но вина моя в том, что по философской
своей  беспечности  того  времени  я  искусственными  мерами  пытался  заставить  этот  труп
плясать  под  мою  дудку;  это  создавало  гниющему  трупу  видимость  рекламы,  делало  его
популярным, заражающим воздух».

Фрейд З.:

 «В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают

думать совсем иначе, чем прежде»,

Контрольные вопросы

1. Почему произошла политизация и идеологизация науки в России?
2. Каким образом происходила переоценка деятельности русских ученых?
3. Что лежало в основе критики и самокритики ученых?
4. Как возможно раскаяние в несовершенных грехах?
5. На чем основывалась идеологическая критика психоанализа в России?

Литература

1. Залкинд А.Б. Дифференцировка на педагогическом фронте // Педология. — 1931. —

№ 3.

2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лурия А. Кризис буржуазной психологии // Психология. — 1932. - № 1-2.
4. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский

психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

5. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-

методологический очерк) // Вопросы философии. — 1991. — № 7.

6. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.
7.  Яхонт  И.  Подавление  философии  в  СССР  (20-30-е  годы)  //  Вопросы  философии.  —

1991. — № 9-11.

Тема 12

 Репрессированный психоанализ

Репрессированный психоанализ.
Развертывание  непримиримой  борьбы  на «теоретическом  фронте». Подавление

инакомыслия. Стратегия выживания ученых.

Массовое  сознание  и  образ «отца  народов». Эдипов  комплекс  в  контексте

возникновения  культа  вождя. Манипуляция  индивидуально-личностным  и  коллективным
бессознательным.

Несовместимость  психоанализа  с  репрессивной  политической  культурой. Психоанализ

коммунизма. Исследование психопатологии революционеров и партийцев.


background image

65

Запрещение  психоанализа  в  России. Эмиграция  русских  психоаналитиков.

Идеологическая борьба с «антинаучными» психоаналитическими концепциями.

Изречения
Фрейд З.:

 «Вы  действительно  думаете, что  кучке  бессовестных  карьеристов  и

соблазнителей  удалось  бы  сделать  столько зла, если  бы  миллионы идущих за  вожаками  не
были соучастниками преступления?»

Деборин А.:

 «Вождь  партии  или определенного идейного  направления  ничего общего

не  имеет  ни  с  первобытным  отцом, ни  с  господином, ибо  его "власть" покоится  не  на
насилии, а на убеждении и на общности взглядов, выразителем и представителем которых он
является».

Рейснер М.:

 «С  одной  стороны, в  известных  общественных  кругах  революционное

внушение дает своего рода освобождение первобытных дикарских инстинктов и варварства,
лежащих  в  глубине  подсознания, но, с  другой  стороны, поскольку  оно  отвечает  новому
опыту, накопленному  в  том  же  подсознании, оно  дает  возможность  инстинктивному  и
творческому нахождению новых идей, которые затем и ложатся в основу новых жизненных
форм».

Залкинд

 А.: «...самая страшная болезнь партии — одиночество, одичание партийцев».

Контрольные вопросы

1. Почему многие русские ученые отреклись от психоанализа?
2. Какие стратегии выживания ученых использовались в России 30-х годов?
3. Какова связь между Эдиповым комплексом и образом «отца народов»?
4. Почему  психоанализ  оказался  несовместимым  с  репрессивной  политической

культурой?

5. К чему привело запрещение психоанализа в России?

Литература

1. Залкинд  А. Б. О  язвах  РКП (схематическая, частичная  попытка  социально-

биологического анализа отрицательных сторон партии) // Вопросы философии. — 1991. —
№ 7.

2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский

психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

4. Пружинина А.А., Пружинии Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-

методологический очерк) // Вопросы философии. - 1991. - № 7.

5. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.

Тема 13

Россия глазами психоаналитика

Психоаналитическое  видение  человеческой  цивилизации. Социально-экономическое

развитие общества, культура и психика человека.

Отношение  Фрейда  к  трагическим  событиям  в  России. Его  оценка  революционных

преобразований.

Социальные  реформы  и  перспективы  устранения  противоречий  между  человеком  и

культурой. Небывалый эксперимент в стране между Европой и Азией.

Двойственное  отношение  Фрейда  к  социально-экономическому  и  культурному

эксперименту  в  России. Надежда  на  лучшее  будущее  России  и  сомнения  в  позитивных
результатах эксперимента.

Несостоятельность  насильственного  устранения  религии  из  сознания  людей.

Негативные последствия запрета на инакомыслие. Идеализация человеческой природы.

Иллюзии  обеспечения  возможного  равенства  между  людьми. Частная  собственность  и

эгоистические интересы. Психологические последствия ограничения влечений к получению
удовольствия.

Изречения
Фрейд  З.:

 «В  своем  осуществлении  в  русском  большевизме  теоретический  марксизм

нашел  энергию, законченность  и  исключительность  мировоззрения, но  одновременно  и