ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1542
Скачиваний: 12
61
Русское психоаналитическое общество как один из центров психоанализа. И.Д. Ермаков
и его издательская деятельность по подготовке и публикации серии психоаналитических
работ.
Сторонники и противники психоанализа. Теоретические споры и дискуссии. Попытки
совмещения фрейдизма с марксизмом.
Отношение к психоанализу А. Лурия и Л. Выготского. Интерпретация
психоаналитического учения Фрейда в работах Б. Быховского, А. Залкинда, Г. Малиса и
других русских ученых.
Противоречивые оценки теоретической и практической значимости психоанализа.
Полемика о психоанализе между В.М. Гаккебушем и М. Вульфом.
Использование психоаналитических идей в процессе изучения патологии детей в
системе воспитания, при изучении психологии читателя. Психоанализ художественного
творчества Пушкина и Гоголя.
Изречения
Фрейд З.:
«В России психоанализ весьма известен и распространен, почти все мои
книги, как и других приверженцев анализа, переведены на русский язык».
Лазурский А.:
«Теория Фрейда, тесно связанная с его общими воззрениями на природу
бессознательного, нашла себе как горячих приверженцев, так и ожесточенных противников».
Лурия А.:
«Психоанализ, перенося учение о психических явлениях в совершенно иную
плоскость учения об органических процессах, происходящих в цельном человеческом
организме, — резко порывает с метафизикой и идеализмом старой психологии и закладывает
(вместе с учением о реакциях и рефлексах человека) твердый фундамент психологии
материалистического монизма, позитивно подходящей к психике цельной личности».
Выготский Л.С.:
«В самом деле, для Фрейда человек, как каторжник, прикован к
своему прошлому. Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных сексуальных
комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских конфликтов. Остается
непонятным, почему все последующие конфликты, травмы, переживания только
наслаиваются на инфантильные, составляющие ствол и стержень жизни».
Залкивд А.Б.:
«При тщательной экспериментальной, клинической и социологической
расшифровке того богатейшего материала, который нам дал Фрейд (а дать его в таком
изобилии, при современном состоянии психофизиологии, мог только он и только его метод),
оказывается, что все описанные им гигантские напластования интимной, глубинной
биологии, которые он называет психосексуальным содержанием человеческого организма, в
конце концов, если мы детально изучим их, обнажив до конца, в большинстве своем
представляют богатейшую социальную нагрузку человеческого организма».
Быховский Б.:
«Выводы психоанализа чреваты множеством разносторонних
перспектив и открывают новые точки зрения на сопредельные, неисследованные еще
области».
Аствацатуров М.И.:
«Психоанализ в той форме, в какой он применяется на практике,
представляет собой прием, совершенно лишенный признаков научности; он является какой-
то фантастической односторонностью, в которой и основные положения, и выводы
характеризуются одним общим признаком - предвзятостью».
Вульф М.В.:
«Именно непредвзятое и свободное от упрямого нежелания признавать
очевидные факты исследование приводит всегда к убеждению, что дело обстоит так, как
утверждает психоаналитическая школа».
Гаккебуш В.:
«Не принимайте нас за противников Фрейда. Нельзя отождествлять этого
великого ученого с его последователями, да еще нашими доморощенными. Я преклоняюсь
перед великими заслугами Фрейда, пред теми откровениями, какими мы обязаны ему. Но мы
не можем не замечать его преувеличений, не должны молчать о них. И должны всячески
бороться против преувеличений и увлечений его особенно ярых последователей».
Франк С.:
«Психоанализ философски не справился с тем кладом глубинной душевной
жизни, который он сам нашел. Плоскость его рационалистических и натуралистических
понятий неадекватна глубине и иррациональности открытого им духовного материала».
62
Бердяев Н.А.:
«Психоанализ Фрейда свидетельствует, конечно, о возможности
познания душевной жизни другого, именно душевной, а не физической жизни, так как libido,
сексуальность в этом направлении относится именно к душевной, а не физической жизни. Но
ошибочно думать, что одним аналитическим методом можно глубоко познать внутреннюю
жизнь другого, т.е. познать его истинное "Я"».
Вышеславцев Б.П.:
«Фрейд совершенно прав, когда применяет понятие "сублимации"
к теории и практике психоанализа — в особенности же в своих ссылках на платоновский
Эрос. Но в таком случае обязательно нужно применять эту категорию в ее глубочайшем и
самом положительном смысле, как это было установлено огромной диалектической работой
философии. Но этого мы не наблюдаем у Фрейда».
Коган Я.:
«Многие критики не дали себе даже труда проверить факты, на основании
которых были созданы те или иные положения психоанализа. Те же из них, которые
подходили без предвзятости к фактам и наблюдениям, опубликованным психоанализом,
неизбежно склонялись в сторону положительной оценки его».
Контрольные вопросы
1. Какой была интеллектуальная атмосфера в постреволюционной России?
2. Как и в какой степени происходило распространение психоаналитических идей в
России 20-х гг.?
3. Какие работы Фрейда были переведены на русский язык?
4. Какие аргументы выдвигались за и против психоаналитического учения Фрейда?
5. В каких областях естественнонаучного и гуманитарного знания использовались
психоаналитические идеи?
Литература
1. Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России //
Российский психоаналитический вестник. — 1992. — № 2.
2. Давыдова М.И. Незавершенный замысел. К истории создания трудов Фрейда в СССР
// Советская библиография. — 1989. — № 3.
3. Давыдова М.И. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) // Психологический журнал. —
1989. — № 2. — Т. 10.
4. Зеленский В. Психоанализ в литературоведении // Советская библиография. — 1990.
— №3.
5. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
6. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский
психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
7. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
8. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. - М., 1999. - Т. 1.
9. Петровский А.В. История советской психологии. — М., 1964.
10. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа
(историко-методологический очерк) // Вопрос философии. - 1991. - № 7.
11. Смирнова З.В. Из истории критики фрейдизма в советской философии (двадцатые
годы) // Философия и история культуры. — М., 1985.
12. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. - СПб., 1993.
Тема 10
Фрейд. Троцкий. Сталин
Статус психоанализа в постреволюционной России. Апелляция к политическим
лидерам. Плеханов и Бухарин о психологии. Троцкий и Каутский о психоанализе.
Знакомство Троцкого с психоаналитическими идеями. Венская эмиграция. А. Адлер, А.
Иоффе и Л. Троцкий.
Отношение Троцкого к психоаналитическому учению Фрейда. Письмо Троцкого к
академику И. Павлову (1923 г.). О совместимости психоанализа с марксизмом.
Сталин и развитие отечественной науки. Письмо Сталина «О некоторых вопросах
истории большевизма» в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931 г.).
63
Противопоставление взглядов Троцкого и Ленина на психоанализ. Воспоминания К.
Цеткин о Ленине. Высказывания Ленина о психоанализе. Отношение Н. Крупской к
психоаналитическому учению Фрейда.
Изречения
Троцкий Л.Д.:
«С Альфредом Адлером мы встречались время от времени в семье
старого русского революционера Клячко. Первое посвящение, очень, впрочем, суммарное, в
тайны психоанализа я получил от этого еретика, ставшего первоучителем новой секты. Но
подлинным моим гидом в области тогда еще малоизвестного широким кругам еретизма был
Иоффе. Он был сторонником психоаналитической школы в качестве молодого медика, но в
качестве пациента он оказал ей необходимое сопротивление и в свою психоаналитическую
пропаганду вносил поэтому нотку скептицизма».
«В течение нескольких лет моего пребывания в Вене я довольно близко соприкасался с
фрейдистами, читал их работы и даже посещал тогда их заседания. Меня всегда поражало в
их подходе к проблемам психологии сочетание физиологического реализма с почти
беллетристическим анализом душевных явлений».
«Что работы нашего физиолога Павлова идут по линии материализма, это ясно и
профану. Но что сказать по поводу психоаналитической теории Фрейда? Примирима ли она
с материализмом, как думает, например, Т. Радек (и я вместе с ним), или же враждебна ему?»
«Попытка объявить психоанализ «несовместимым» с марксизмом и попросту
повернуться к фрейдизму спиной слишком проста или, вернее, простовата. Но мы ни в коем
случае не обязаны и усыновлять фрейдизм. Это рабочая гипотеза, которая может дать и,
несомненно, дает выводы и догадки, идущие по линии материалистической психологии».
Ленин В.И.:
«Теорию Фрейда сейчас тоже своего рода модная причуда».
Крупская Н.К.:
«... неправильно будет в пылу критики фрейдистов вместе с водой
выплеснуть и ребенка, отказаться от использования ценного материала по вопросу о
переводе подсознательных импульсов в сознательные, что является чрезвычайно важной для
нас педагогической задачей».
Сталин И.В.:
«Троцкизм есть передовой отряд контрреволюционной буржуазии...
попытки некоторых "литераторов" и "историков" протащить контрабандой в нашу
литературу замаскированный троцкистский хлам должны встречать со стороны большевиков
решительный отпор».
Контрольные вопросы
1. Как и при каких обстоятельствах Троцкий познакомился с психоаналитическими
идеями Фрейда?
2. Каково было отношение Троцкого к психоанализу?
3. Как Ленин и Крупская относились к психоаналитическому учению Фрейда?
4. Какую роль сыграл Сталин в развитии отечественной науки?
5. Почему фрейдизм был отождествлен с троцкизмом?
Литература
1. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский
психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
2. Сталин И. О некоторых вопросах истории большевизма // Пролетарская революция.
— 1931. — № 6.
3. Троцкий Л. Портреты революционеров. — М., 1991.
4. Троцкий Л. Литература и революция. — М., 1923.
5. Троцкий Л. Письмо академику Павлову // Соч. — М.; Л., 1927. — Т. XXI.
6. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. — М., 1955.
Тема 11
Политическая культура и психоанализ
Политизация и идеологизация науки. Переоценка теоретической и практической
деятельности ученых. Обвинения в идеологических ошибках.
История разоблачения скрытых врагов в науке. Критика и самокритика. Мазохистские
самобичевания. Раскаяние в несовершенных грехах.
64
Троцкизм и фрейдизм. Идеологическая критика психоаналитического учения Фрейда.
Позиция А. Залкинда и других ученых в условиях нарастания идеологической борьбы.
Публичное покаяние. Отказ от психоаналитических идей.
Изречения
Достоевский Ф.М.:
«...дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко
критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди,
до сих пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушаться, а сами молчат; а
иные так позорнейшим образом подхихикивать».
Гроссман В.:
«Тех, которые продолжали упорствовать в своем праве быть людьми,
начинали расшатывать и разрушать, раскалывать, обламывать и расклеивать, чтобы довести
до той степени рассыпчатости, рыхлости, пластичности и слабости, когда люди не хотят уже
ни справедливости, ни свободы, ни даже покоя, а хотят лишь, чтобы их избавили от ставшей
ненавистной жизни».
Лурия А.:
«Эта мысль (о психоанализе как монистической психологии —
В.Л.)
по
существу не совместимая с построением марксистской психологии, руководила целым рядом
работ автора, и нужен был ряд лет, чтобы враждебная марксизму сущность этих
биологизаторских тенденций психоанализа была им полностью осознана».
Залкинд А.:
«Лишь укрепление диктатуры пролетариата вбивает — и навсегда —
осиновый кол в могилу "советского фрейдизма". Я счастлив, что действительный фрейдизм
был объективно, фактически всегда для меня трупом, но вина моя в том, что по философской
своей беспечности того времени я искусственными мерами пытался заставить этот труп
плясать под мою дудку; это создавало гниющему трупу видимость рекламы, делало его
популярным, заражающим воздух».
Фрейд З.:
«В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают
думать совсем иначе, чем прежде»,
Контрольные вопросы
1. Почему произошла политизация и идеологизация науки в России?
2. Каким образом происходила переоценка деятельности русских ученых?
3. Что лежало в основе критики и самокритики ученых?
4. Как возможно раскаяние в несовершенных грехах?
5. На чем основывалась идеологическая критика психоанализа в России?
Литература
1. Залкинд А.Б. Дифференцировка на педагогическом фронте // Педология. — 1931. —
№ 3.
2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лурия А. Кризис буржуазной психологии // Психология. — 1932. - № 1-2.
4. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский
психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
5. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-
методологический очерк) // Вопросы философии. — 1991. — № 7.
6. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.
7. Яхонт И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы) // Вопросы философии. —
1991. — № 9-11.
Тема 12
Репрессированный психоанализ
Репрессированный психоанализ.
Развертывание непримиримой борьбы на «теоретическом фронте». Подавление
инакомыслия. Стратегия выживания ученых.
Массовое сознание и образ «отца народов». Эдипов комплекс в контексте
возникновения культа вождя. Манипуляция индивидуально-личностным и коллективным
бессознательным.
Несовместимость психоанализа с репрессивной политической культурой. Психоанализ
коммунизма. Исследование психопатологии революционеров и партийцев.
65
Запрещение психоанализа в России. Эмиграция русских психоаналитиков.
Идеологическая борьба с «антинаучными» психоаналитическими концепциями.
Изречения
Фрейд З.:
«Вы действительно думаете, что кучке бессовестных карьеристов и
соблазнителей удалось бы сделать столько зла, если бы миллионы идущих за вожаками не
были соучастниками преступления?»
Деборин А.:
«Вождь партии или определенного идейного направления ничего общего
не имеет ни с первобытным отцом, ни с господином, ибо его "власть" покоится не на
насилии, а на убеждении и на общности взглядов, выразителем и представителем которых он
является».
Рейснер М.:
«С одной стороны, в известных общественных кругах революционное
внушение дает своего рода освобождение первобытных дикарских инстинктов и варварства,
лежащих в глубине подсознания, но, с другой стороны, поскольку оно отвечает новому
опыту, накопленному в том же подсознании, оно дает возможность инстинктивному и
творческому нахождению новых идей, которые затем и ложатся в основу новых жизненных
форм».
Залкинд
А.: «...самая страшная болезнь партии — одиночество, одичание партийцев».
Контрольные вопросы
1. Почему многие русские ученые отреклись от психоанализа?
2. Какие стратегии выживания ученых использовались в России 30-х годов?
3. Какова связь между Эдиповым комплексом и образом «отца народов»?
4. Почему психоанализ оказался несовместимым с репрессивной политической
культурой?
5. К чему привело запрещение психоанализа в России?
Литература
1. Залкинд А. Б. О язвах РКП (схематическая, частичная попытка социально-
биологического анализа отрицательных сторон партии) // Вопросы философии. — 1991. —
№ 7.
2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский
психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
4. Пружинина А.А., Пружинии Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-
методологический очерк) // Вопросы философии. - 1991. - № 7.
5. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.
Тема 13
Россия глазами психоаналитика
Психоаналитическое видение человеческой цивилизации. Социально-экономическое
развитие общества, культура и психика человека.
Отношение Фрейда к трагическим событиям в России. Его оценка революционных
преобразований.
Социальные реформы и перспективы устранения противоречий между человеком и
культурой. Небывалый эксперимент в стране между Европой и Азией.
Двойственное отношение Фрейда к социально-экономическому и культурному
эксперименту в России. Надежда на лучшее будущее России и сомнения в позитивных
результатах эксперимента.
Несостоятельность насильственного устранения религии из сознания людей.
Негативные последствия запрета на инакомыслие. Идеализация человеческой природы.
Иллюзии обеспечения возможного равенства между людьми. Частная собственность и
эгоистические интересы. Психологические последствия ограничения влечений к получению
удовольствия.
Изречения
Фрейд З.:
«В своем осуществлении в русском большевизме теоретический марксизм
нашел энергию, законченность и исключительность мировоззрения, но одновременно и