Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1516

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

"раскаяние" — следует за признанием вины так же мгновенно и непосредственно, как боль
телесная за ударом или поранением тела».

Фрейд  З.:

 «При  аналитической  работе  нетрудно  вскрыть, что  дело здесь  идет  о  силах

совести, <...> О том, что нам по этому поводу может быть известно или предположено, я, по
известным  уже  причинам, буду  говорить, опираясь  не  на  историю  болезни, а  на
художественные образы, созданные великими писателями-сердцеведами».

Рильке P.M.:

 «Если бы я пришел в этот мир как пророк, я бы всю жизнь проповедовал

Россию как избранную страну, на которой тяжелая рука Господа-ваятеля лежит как великая
мудрая  отсрочка. Пусть  эта  страна  испытает  все, что  ей  причитается, тогда  медленнее  и
яснее свершится ее судьба».

Контрольные вопросы

1. Опирался  ли  Фрейд  в  своей  теоретической  деятельности  на  мировую  классическую

литературу?

2. Обращался ли Фрейд к русской литературе?
3. Какие русские писатели привлекли внимание основателя психоанализа?
4. Насколько Л. Андреас-Саломе и P.M. Рильке были знакомы с русской литературой?
5.  Какова  роль  Л.  Андреас-Саломе  и  P.M.  Рильке  в  приобщении  Фрейда  к  русской

культуре?

Литература

1. Азадовский К., Чертков Л. Русские встречи Рильке // Рильке P.M. Ворстсвеяе.
2. Огюст Роден. Письма. Стихи. — М., 1971.
3. Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. — Л., 1985.
4. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. — М., 1994.
5. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. Часть III. — СПб., 1905.
6. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Т. 2. — СПб., 1902.
7. Рильке P.M., Пастернак Б., Цветаева М. Письма 1926 года. — М., 1990.
8. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.
9. Фрейд  З. Некоторые  типы  характеров  из  психоаналитической  практики//Фрсйд 3.

Художник и фантазирование. - М., 1995.

Тема 5

 Фрейд и Достоевский

Обращение  Фрейда  к  литературному  творчеству  Достоевского. Обсуждение  работ

Достоевского на заседаниях Венского психоаналитического общества. Идеи Достоевского в
контексте психоаналитического лечения С. Панкеева.

«Преступление  и  наказание» Достоевского. Психоаналитическая  интерпретация  сна

Раскольникова.

Проблема  человеческих  страстей  в  творчестве  Достоевского. Бессознательные  мотивы

поведения  героев  литературных  произведений  Достоевского. Роль  и  место  сновидений  в
жизни Достоевского и персонажей его романов.

Сходства  и  различия  в  мировоззренческой  позиции  Достоевского  и  Фрейда. Природа

человека в оценке Достоевского и Фрейда.

Достоевский  о  психологии  как «палке  о  двух  концах». Использование  Фрейдом

сравнения Достоевского о психологии.

Работа  Фрейда «Достоевский  и  отцеубийство». Психоаналитический  подход  к

исследованию  жизни  и  творчества  Достоевского. Мотивы  отцеубийства  в  романе
Достоевского «Братья  Карамазовы». Оценка  Фрейдом  Достоевского как русского  писателя,
моралиста и грешника.

Достоевский как знаток человеческой психики. Фрейд как психопатолог.

Изречения
Цвейг С.:

 «Достоевский — психолог из психологов. Его магически привлекает глубина

человеческого  сердца; бессознательное, предсознательное, непроницаемое — вот  его
истинный  мир. <...> Достоевский  глубже  проник  в  преисподнюю  подсознательного, чем
врачи, юристы, криминалисты и психопатологи».


background image

57

Ермаков  И.Д.:

 «О  многих  писателя  уже  было  сказано, что  они  являются  предтечами

психоаналитических открытий, однако к Достоевскому это относится в особой степени».

Достоевский Ф.М.:

 «Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце,

а, между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне».

«Проклятый сон! Клянусь, что до этого мерзостного сна не было в моем уме даже хоть

чего-нибудь  похожего  на  эту  позорную  мысль!  Даже  невольной  какой-нибудь  в  этом  роде
мечты  не  было. Откудова же все  это  явилось совсем готовое? Это оттого, что во мне была
душа паука! Это значит, что все уже давно зародилось и лежало в развратном сердце моем, в
желании  моем  лежало, но  сердце  еще  стыдилось наяву, а  ум  не  смел еще  представить  что-
нибудь подобное сознательно».

Панкеев С.:

 «В "Братьях Карамазовых" Достоевский обращается к патрициду, то есть, к

Эдипову комплексу. В его произведениях присутствуют также и сновидения. Я помню, как
на  одном  из  наших  психоаналитических  сеансов  Фрейд  сделал  психоаналитическую
интерпретацию сна Раскольникова».

Фрейд З.:

 «Очевидная связь между отцеубийством в "Братьях Карамазовых" и судьбой

отца  Достоевского  бросалась  в  глаза  не  одному  биографу  Достоевского  и  послужила  им
указанием на «известное современное психологическое направление». Психоанализ, так как
подразумевается  именно  он, склонен  видеть  в  этом  событии  тягчайшую  травму — и  в
реакции Достоевского на это — ключевой пункт его невроза».

Попов  П.С.:

 «Заслуга  Фрейда  состоит  в  обнаружении  того, что  при  вскрытии  жизни

личности  нельзя обойтись  без  бессознательного. Это  самоважнейший  ингредиент  психики:
без  него  ничего  не  поймешь  в  душевной  стихии. Умением  ориентироваться  в  этих
подспудных, подпольных силах психического бытия и отличался Достоевский».

Ширвиндт М.Л.:

 «Фрейда можно с полным правом назвать Достоевским современной

психологии».

Контрольные вопросы

1. Когда Фрейд обратился к литературному наследию Достоевского?
2. Что привлекло основателя психоанализа в творчестве Достоевского?
3. Каковы сходства и различия в мировоззренческой позиции Достоевского и Фрейда?
4. В чем состоит психоаналитический подход к жизни и творчеству Достоевского?
5. Как  и  в  какой  степени  литературное  наследие  Достоевского  оказало  влияние  на

развитие психоаналитических идей?

Литература

1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. — Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.
3. Ермаков  И.Д. Психоанализ  у  Достоевского // Российский  психоаналитический

вестник. — 1994. — № 3-4.

4. Карякин Ю. Достоевский в канун XX века. — М., 1989.
5. Лейбин В.М. Фрейд и Достоевский // Психоаналитический вестник. - 1996. -№5.
6. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М.,

1995.

7. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.

Тема 6

  Взгляды Фрейда на русский характер

Первоначальные  представления  Фрейда  о  русском  характере. Опосредованное

знакомство  со  спецификой  русских  врачей  и  пациентов. Неспособность  к  кропотливой
работе. Склонность к утопическому мышлению.

Психоаналитическое  постижение  русского  характера. Сделка  с  совестью  как

характерная черта русского человека. Архаическая природа русской души.

Преступление  и  раскаяние. Покаяние  как  освобождение  души  от  угрызений  совести  и

путь к новым убийствам.

Противоречивость  самосознания. Саморазоблачение  и  самооправдание. Иллюзии  и

самообман.


background image

58

Грех  как  необходимая  ступень  к  наслаждению  жизнью.  Греховность  и  сделка  с

совестью.

Раздвоенность  внутреннего  мира  персонажей  романов  Достоевского. Сомнения

Раскольникова. Право на убийство и осознание греховности вседозволенности.

«Братья  Карамазовы» Достоевского  и «Доктор  Фауст» Т. Манна. Искушение  чертом.

Иван Карамазов и Адриан Леверкюн.

Сделка  с  совестью  и  свобода  грешить. Гордость  и  смирение. Общие  характеристики

человеческого существа и специфические черты русского характера.

Изречения
Достоевский  Ф.М.:

 «Но  чужая  душа  потемки, и  русская  душа  потемки; для  многих

потемки».

Фрейд З.:

 «Русская душа отважилась сделать вывод, что грех — необходимая ступенька

к наслаждению  всем  блаженством  божественной  милости, то  есть в  принципе богоугодное
дело».

«Кто  же  попеременно  то  грешит, то, раскаиваясь, ставит  себе  высокие  нравственные

цели, — того легко упрекнуть в том, что он слишком удобно для себя строит свою жизнь.
<...> Этим он напоминает варваров эпохи переселения народов, варваров, убивавших и затем
каявшихся  в  этом, — так  что  покаяние  становилось  техническим  примером, расчищавшим
путь  к новым  убийствам. Так  же поступил  Иван Грозный; сделка с совестью - характерная
русская черта».

Манн Т.:

 «Свобода — это свобода грешить».

Достоевский Ф.М.:

 «Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести,

но нет ничего и мучительнее».

Бердяев Н.А.:

 «Свобода есть главный источник трагизма жизни... Этот трагизм свободы

должен  быть  принят  человеком. Он  не  имеет  права  облегчать  себя. Легкого  решения
проблемы свободы не существует».

Контрольные вопросы

1. В чем состояли первоначальные представления Фрейда о русском характере?
2. Каково психоаналитическое видение русской души?
3. Что представляют собой грех и покаяние?
4. Является ли сделка с совестью характерной чертой русского человека?
5. Что можно сказать о русском характере?

Литература

1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. – М., 1999.
2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.
4. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность — М., 1997.
5. Манн  Т. Доктор  Фауст. Жизнь  немецкого  композитора  Адриана  Леверкюна,

рассказанная его другом. — М., 1959.

6. Фрейд  З. Будущность  одной  иллюзии // Ницше  Ф., Фрейд  З., Фромм  Э., Камю  А.,

Сартр Ж.-П. Сумерки богов. — М., 1989.

7. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М.,

1995.

Тема 7

   Проблема бессознательного в Русской мысли

Стереотипы  в  истории  науки. Западноевропейская  ориентация  на  проблему

бессознательного. Психоаналитические  догмы. Переосмысление  истории  развития  идей  о
бессознательном.

А.И. Радищев  о «чувственном» и «разумном» опыте. Идея  бессознательной

деятельности человека в русской философской и естественнонаучной мысли XVIII в.

Проблема  бессознательного  в  работах  П.Л. Лаврова. Понятие  идеализации. Роль

бессознательного в художественном творчестве.


background image

59

К.Д. Ушинский  о  внесознательных  душевных  явлениях. Проблема  забывания.

Педагогическая антропология.

Проблематика  бессознательного  в  трудах  К.Д. Кавелина  и  И.И. Сеченова.

Картезианский тезис о тождестве психического и сознательного.

Представления  о  бессознательном  в  трудах Н.Я. Грота  и  В.Х. Кандинского, М.И.

Владиславлева и М.М. Троицкого.

С.Н. Трубецкой о значении бессознательного в душевной жизни человека. Обсуждение

проблематики бессознательного  в  журнале «Вопросы философии и психологии» на рубеже
XIX-XX вв.

И.Ф. Федоров о человеке как «бессознательном произведении» разнообразных пороков.

Зло как проявление бессознательного. Благо как переход к разумности.

Изречения
Радищев  А.И.:

  «Едва  изгладил  ты  стезю  своему  рассудку,  как  возникают

предубеждения, восстают страсти И, налетев стремительно на зыблющееся кормило разума
человеческого, несут его паче сильнейших бурь по безднам заблуждения».

Лавров  П.Л.:

 «... истинно  человеческая  личность  бессознательно  нравственна  при

художественной деятельности, бессознательно художественная при нравственной».

Кавелин  К.Д.:

 «Эти  бессознательно  образовавшиеся  комбинации  выступают  со  дня

души  в  виде  чаяний, инстинктов, предчувствий, смутных  предвидений, нередко
противоречат сознательным представлениям и мыслям, иногда оказываются вернее их».

Владиславлев  М.И.:

 «В  бессознательной  глубине  души  совершаются  изменения

убеждений, взглядов, происходят  глубокие  течения  мыслей  и  только  иногда, к  изумлению
субъекта, открывается, что перемены совершались без его ведома».

Трубецкой С.Н.:

 «В наши дни едва ли представляется нужным настаивать на значении

«бессознательного» в  душевной жизни  человека; скорее  приходится  предостерегать  против
злоупотребления этим смутным термином».

Федоров  И.Ф.:

 «... зло  заключается  в  слепоте  и  бессознательности, а  благо — в

обращении бессознательного в разумное».

Контрольные вопросы

1. В  чем  состоит  традиционный  взгляд  на  историю  обращения  к  проблеме

бессознательного?

2. Какие представления о бессознательном содержались в русской мысли XVIII в.?
3. Какие  русские  философы  и ученые XIX в. обращались к осмыслению проблематики

бессознательного?

4. Как  и  насколько  активно  обсуждалась  проблема  бессознательного  в  журнале

«Вопросы философии и психологии»?

Литература

1. Радищев А.И. О познании // Антология мировой философии. — М., 1970. - Т. 2.
2. Лавров П.Л Философия и социология. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965 - Т. 1.
3. Лопатин Л.М. К вопросу о бессознательной душевной жизни // Вопросы философии и

психологии. — 1890. — Кн. 54.

4. Федоров И. Ф. Сочинения. — М., 1982.
5. Трубецкой  С. О. природе  человеческого  сознания // Вопросы  философии  и

психологии. — 1889. — Кн. 1.

6. Шаталов Н.Ф. Бессознательная психическая деятельность и ее роль в жизни человека

// Вопросы философии и психологии. — 1898. – Кн. 43.

Тема 8

        Психоанализ в дореволюционной России

Предпосылки  распространения  психоаналитических  идей  в  России. Интеллектуальная

атмосфера России в начале XX в.

Первоначальное ознакомление русских врачей и ученых с психоаналитическими идеями

(1904—1909 гг.). Стажировки русских врачей в Берлине, Вене и Цюрихе. Отчеты и статьи о


background image

60

психоанализа М.М. Асатиани, М. Вульфа, Н.Е. Осипова, А.А. Певницкого. Исполоьзование
психоаналитического метода в клинической практике.

Развитие  психоанализа в  дореволюционной  России (1910-1914 гг.). Публикация  статей

Фрейда  и  других  психоаналитиков  в  журнале «Психотерапия». Перевод  на  русский  язык
психоаналитической литературы.

Вклад Н.А. Вырубова, М. Вульфа и Н.Е. Осипова в становление русского психоанализа.
Влияние психоанализа на русскую философскую, естественнонаучную и литературную

мысль. Психоаналитическое  толкование  художественных  произведений. Проникновение
психоаналитический идей в педагогику.

Изречения
Осипов  Н.Е.:

 «Такое  логическое  совершенство, как  последовательное  проведение

естественнонаучного мышления в сочетании с глубокой индивидуализацией и объясняет нам
то несомненное воздействие, которое способно оказывать учение Фрейда».

Вырубов  Н.А.:

 «Живой  интерес, который  в  настоящее  время  возбуждает  к  себе  в

литературе, так и в практике метод Фрейда, а также благоприятные результаты, полученные
при его применении, — вот причины, побуждающие меня обнародовать законченные случаи,
леченные по методу Фрейда».

Лихницкий  В.Н.:

 «Быстрое  распространение  психоанализа, в  настоящее  время

имеющего  сторонников  и  у  нас  в  России,  во  многом  обязано  личности  самого  Фрейда.
Тонкий  наблюдатель, остроумный  диалектик, прекрасный  популяризатор, он  сумел
приобрести многочисленных сторонников».

Геймаиович 

А.И.:

 «Трудность 

психоанализа 

заключается 

в 

отсутствии

общеприемлемой  и  раз  навсегда  выработанной  методики  и  в  высоких  запросах,
предъявляемых к индивидуальному психологическому опыту анализирующего врача».

Рахманов  В.:

 «Еще  недавно  известный  только  специалистам  по  нервным  болезням,

психоанализ  начинает  заинтересовывать  все  более  и  более  широкие  круги  публики.
Особенно привлекает он внимание лиц, занятых разработкой теоретической и практической
педагогики».

Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки проникновения психоаналитических идей в Россию?
2. Какие  врачи  и  ученые  способствовали  распространению  психоанализа  в  России  в

1904—1909 гг.?

3. Каково было влияние психоанализа на русскую философскую, естественнонаучную и

литературную мысль в дореволюционной России?

4. Как происходило становление русского психоанализа в период 1910-1914гг.?
5. Наблюдалось ли проникновение психоаналитических идей в русскую педагогику?

Литература

1. Белкин А.И. Зигмунд Фрейд: возрождение в СССР // Фрейд З. Избранное. — М., 1989.
2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лейбин В.М., Кельнер М.С. Психоанализ // Большая медицинская энциклопедия. 3-е.

изд. — М., 1983. — Т. 21.

4. Марти Ж. Психоанализ в России и в Советском Союзе с 1909 по 1930 гг. // Российский

психоаналитический вестник. — 1992. — № 2.

5. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
7. Овчаренко  В.И. Первая  волна  российских  психоаналитиков // Российский

психоаналитический вестник. — 1994. — № 3—4.

8. Эткинд А. Эрос невозможного История психоанализа в России. - СПб., 1993.

Тема 9

 Постреволюционный синдром: за и против психоанализа

Постреволюционная  Россия. Поиск  новых  методов  исследования  личности.

Возникновение реактологии, педологии и психотехники.

Распространение  психоаналитических  идей  в  России 20-х  гг. Группы, занимающиеся

психоанализом в Москве, Одессе, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону.