ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1516
Скачиваний: 12
56
"раскаяние" — следует за признанием вины так же мгновенно и непосредственно, как боль
телесная за ударом или поранением тела».
Фрейд З.:
«При аналитической работе нетрудно вскрыть, что дело здесь идет о силах
совести, <...> О том, что нам по этому поводу может быть известно или предположено, я, по
известным уже причинам, буду говорить, опираясь не на историю болезни, а на
художественные образы, созданные великими писателями-сердцеведами».
Рильке P.M.:
«Если бы я пришел в этот мир как пророк, я бы всю жизнь проповедовал
Россию как избранную страну, на которой тяжелая рука Господа-ваятеля лежит как великая
мудрая отсрочка. Пусть эта страна испытает все, что ей причитается, тогда медленнее и
яснее свершится ее судьба».
Контрольные вопросы
1. Опирался ли Фрейд в своей теоретической деятельности на мировую классическую
литературу?
2. Обращался ли Фрейд к русской литературе?
3. Какие русские писатели привлекли внимание основателя психоанализа?
4. Насколько Л. Андреас-Саломе и P.M. Рильке были знакомы с русской литературой?
5. Какова роль Л. Андреас-Саломе и P.M. Рильке в приобщении Фрейда к русской
культуре?
Литература
1. Азадовский К., Чертков Л. Русские встречи Рильке // Рильке P.M. Ворстсвеяе.
2. Огюст Роден. Письма. Стихи. — М., 1971.
3. Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. — Л., 1985.
4. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. — М., 1994.
5. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист. Часть III. — СПб., 1905.
6. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Т. 2. — СПб., 1902.
7. Рильке P.M., Пастернак Б., Цветаева М. Письма 1926 года. — М., 1990.
8. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.
9. Фрейд З. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики//Фрсйд 3.
Художник и фантазирование. - М., 1995.
Тема 5
Фрейд и Достоевский
Обращение Фрейда к литературному творчеству Достоевского. Обсуждение работ
Достоевского на заседаниях Венского психоаналитического общества. Идеи Достоевского в
контексте психоаналитического лечения С. Панкеева.
«Преступление и наказание» Достоевского. Психоаналитическая интерпретация сна
Раскольникова.
Проблема человеческих страстей в творчестве Достоевского. Бессознательные мотивы
поведения героев литературных произведений Достоевского. Роль и место сновидений в
жизни Достоевского и персонажей его романов.
Сходства и различия в мировоззренческой позиции Достоевского и Фрейда. Природа
человека в оценке Достоевского и Фрейда.
Достоевский о психологии как «палке о двух концах». Использование Фрейдом
сравнения Достоевского о психологии.
Работа Фрейда «Достоевский и отцеубийство». Психоаналитический подход к
исследованию жизни и творчества Достоевского. Мотивы отцеубийства в романе
Достоевского «Братья Карамазовы». Оценка Фрейдом Достоевского как русского писателя,
моралиста и грешника.
Достоевский как знаток человеческой психики. Фрейд как психопатолог.
Изречения
Цвейг С.:
«Достоевский — психолог из психологов. Его магически привлекает глубина
человеческого сердца; бессознательное, предсознательное, непроницаемое — вот его
истинный мир. <...> Достоевский глубже проник в преисподнюю подсознательного, чем
врачи, юристы, криминалисты и психопатологи».
57
Ермаков И.Д.:
«О многих писателя уже было сказано, что они являются предтечами
психоаналитических открытий, однако к Достоевскому это относится в особой степени».
Достоевский Ф.М.:
«Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце,
а, между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне».
«Проклятый сон! Клянусь, что до этого мерзостного сна не было в моем уме даже хоть
чего-нибудь похожего на эту позорную мысль! Даже невольной какой-нибудь в этом роде
мечты не было. Откудова же все это явилось совсем готовое? Это оттого, что во мне была
душа паука! Это значит, что все уже давно зародилось и лежало в развратном сердце моем, в
желании моем лежало, но сердце еще стыдилось наяву, а ум не смел еще представить что-
нибудь подобное сознательно».
Панкеев С.:
«В "Братьях Карамазовых" Достоевский обращается к патрициду, то есть, к
Эдипову комплексу. В его произведениях присутствуют также и сновидения. Я помню, как
на одном из наших психоаналитических сеансов Фрейд сделал психоаналитическую
интерпретацию сна Раскольникова».
Фрейд З.:
«Очевидная связь между отцеубийством в "Братьях Карамазовых" и судьбой
отца Достоевского бросалась в глаза не одному биографу Достоевского и послужила им
указанием на «известное современное психологическое направление». Психоанализ, так как
подразумевается именно он, склонен видеть в этом событии тягчайшую травму — и в
реакции Достоевского на это — ключевой пункт его невроза».
Попов П.С.:
«Заслуга Фрейда состоит в обнаружении того, что при вскрытии жизни
личности нельзя обойтись без бессознательного. Это самоважнейший ингредиент психики:
без него ничего не поймешь в душевной стихии. Умением ориентироваться в этих
подспудных, подпольных силах психического бытия и отличался Достоевский».
Ширвиндт М.Л.:
«Фрейда можно с полным правом назвать Достоевским современной
психологии».
Контрольные вопросы
1. Когда Фрейд обратился к литературному наследию Достоевского?
2. Что привлекло основателя психоанализа в творчестве Достоевского?
3. Каковы сходства и различия в мировоззренческой позиции Достоевского и Фрейда?
4. В чем состоит психоаналитический подход к жизни и творчеству Достоевского?
5. Как и в какой степени литературное наследие Достоевского оказало влияние на
развитие психоаналитических идей?
Литература
1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. — Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.
3. Ермаков И.Д. Психоанализ у Достоевского // Российский психоаналитический
вестник. — 1994. — № 3-4.
4. Карякин Ю. Достоевский в канун XX века. — М., 1989.
5. Лейбин В.М. Фрейд и Достоевский // Психоаналитический вестник. - 1996. -№5.
6. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М.,
1995.
7. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.
Тема 6
Взгляды Фрейда на русский характер
Первоначальные представления Фрейда о русском характере. Опосредованное
знакомство со спецификой русских врачей и пациентов. Неспособность к кропотливой
работе. Склонность к утопическому мышлению.
Психоаналитическое постижение русского характера. Сделка с совестью как
характерная черта русского человека. Архаическая природа русской души.
Преступление и раскаяние. Покаяние как освобождение души от угрызений совести и
путь к новым убийствам.
Противоречивость самосознания. Саморазоблачение и самооправдание. Иллюзии и
самообман.
58
Грех как необходимая ступень к наслаждению жизнью. Греховность и сделка с
совестью.
Раздвоенность внутреннего мира персонажей романов Достоевского. Сомнения
Раскольникова. Право на убийство и осознание греховности вседозволенности.
«Братья Карамазовы» Достоевского и «Доктор Фауст» Т. Манна. Искушение чертом.
Иван Карамазов и Адриан Леверкюн.
Сделка с совестью и свобода грешить. Гордость и смирение. Общие характеристики
человеческого существа и специфические черты русского характера.
Изречения
Достоевский Ф.М.:
«Но чужая душа потемки, и русская душа потемки; для многих
потемки».
Фрейд З.:
«Русская душа отважилась сделать вывод, что грех — необходимая ступенька
к наслаждению всем блаженством божественной милости, то есть в принципе богоугодное
дело».
«Кто же попеременно то грешит, то, раскаиваясь, ставит себе высокие нравственные
цели, — того легко упрекнуть в том, что он слишком удобно для себя строит свою жизнь.
<...> Этим он напоминает варваров эпохи переселения народов, варваров, убивавших и затем
каявшихся в этом, — так что покаяние становилось техническим примером, расчищавшим
путь к новым убийствам. Так же поступил Иван Грозный; сделка с совестью - характерная
русская черта».
Манн Т.:
«Свобода — это свобода грешить».
Достоевский Ф.М.:
«Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести,
но нет ничего и мучительнее».
Бердяев Н.А.:
«Свобода есть главный источник трагизма жизни... Этот трагизм свободы
должен быть принят человеком. Он не имеет права облегчать себя. Легкого решения
проблемы свободы не существует».
Контрольные вопросы
1. В чем состояли первоначальные представления Фрейда о русском характере?
2. Каково психоаналитическое видение русской души?
3. Что представляют собой грех и покаяние?
4. Является ли сделка с совестью характерной чертой русского человека?
5. Что можно сказать о русском характере?
Литература
1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. – М., 1999.
2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.
4. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность — М., 1997.
5. Манн Т. Доктор Фауст. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна,
рассказанная его другом. — М., 1959.
6. Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А.,
Сартр Ж.-П. Сумерки богов. — М., 1989.
7. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М.,
1995.
Тема 7
Проблема бессознательного в Русской мысли
Стереотипы в истории науки. Западноевропейская ориентация на проблему
бессознательного. Психоаналитические догмы. Переосмысление истории развития идей о
бессознательном.
А.И. Радищев о «чувственном» и «разумном» опыте. Идея бессознательной
деятельности человека в русской философской и естественнонаучной мысли XVIII в.
Проблема бессознательного в работах П.Л. Лаврова. Понятие идеализации. Роль
бессознательного в художественном творчестве.
59
К.Д. Ушинский о внесознательных душевных явлениях. Проблема забывания.
Педагогическая антропология.
Проблематика бессознательного в трудах К.Д. Кавелина и И.И. Сеченова.
Картезианский тезис о тождестве психического и сознательного.
Представления о бессознательном в трудах Н.Я. Грота и В.Х. Кандинского, М.И.
Владиславлева и М.М. Троицкого.
С.Н. Трубецкой о значении бессознательного в душевной жизни человека. Обсуждение
проблематики бессознательного в журнале «Вопросы философии и психологии» на рубеже
XIX-XX вв.
И.Ф. Федоров о человеке как «бессознательном произведении» разнообразных пороков.
Зло как проявление бессознательного. Благо как переход к разумности.
Изречения
Радищев А.И.:
«Едва изгладил ты стезю своему рассудку, как возникают
предубеждения, восстают страсти И, налетев стремительно на зыблющееся кормило разума
человеческого, несут его паче сильнейших бурь по безднам заблуждения».
Лавров П.Л.:
«... истинно человеческая личность бессознательно нравственна при
художественной деятельности, бессознательно художественная при нравственной».
Кавелин К.Д.:
«Эти бессознательно образовавшиеся комбинации выступают со дня
души в виде чаяний, инстинктов, предчувствий, смутных предвидений, нередко
противоречат сознательным представлениям и мыслям, иногда оказываются вернее их».
Владиславлев М.И.:
«В бессознательной глубине души совершаются изменения
убеждений, взглядов, происходят глубокие течения мыслей и только иногда, к изумлению
субъекта, открывается, что перемены совершались без его ведома».
Трубецкой С.Н.:
«В наши дни едва ли представляется нужным настаивать на значении
«бессознательного» в душевной жизни человека; скорее приходится предостерегать против
злоупотребления этим смутным термином».
Федоров И.Ф.:
«... зло заключается в слепоте и бессознательности, а благо — в
обращении бессознательного в разумное».
Контрольные вопросы
1. В чем состоит традиционный взгляд на историю обращения к проблеме
бессознательного?
2. Какие представления о бессознательном содержались в русской мысли XVIII в.?
3. Какие русские философы и ученые XIX в. обращались к осмыслению проблематики
бессознательного?
4. Как и насколько активно обсуждалась проблема бессознательного в журнале
«Вопросы философии и психологии»?
Литература
1. Радищев А.И. О познании // Антология мировой философии. — М., 1970. - Т. 2.
2. Лавров П.Л Философия и социология. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965 - Т. 1.
3. Лопатин Л.М. К вопросу о бессознательной душевной жизни // Вопросы философии и
психологии. — 1890. — Кн. 54.
4. Федоров И. Ф. Сочинения. — М., 1982.
5. Трубецкой С. О. природе человеческого сознания // Вопросы философии и
психологии. — 1889. — Кн. 1.
6. Шаталов Н.Ф. Бессознательная психическая деятельность и ее роль в жизни человека
// Вопросы философии и психологии. — 1898. – Кн. 43.
Тема 8
Психоанализ в дореволюционной России
Предпосылки распространения психоаналитических идей в России. Интеллектуальная
атмосфера России в начале XX в.
Первоначальное ознакомление русских врачей и ученых с психоаналитическими идеями
(1904—1909 гг.). Стажировки русских врачей в Берлине, Вене и Цюрихе. Отчеты и статьи о
60
психоанализа М.М. Асатиани, М. Вульфа, Н.Е. Осипова, А.А. Певницкого. Исполоьзование
психоаналитического метода в клинической практике.
Развитие психоанализа в дореволюционной России (1910-1914 гг.). Публикация статей
Фрейда и других психоаналитиков в журнале «Психотерапия». Перевод на русский язык
психоаналитической литературы.
Вклад Н.А. Вырубова, М. Вульфа и Н.Е. Осипова в становление русского психоанализа.
Влияние психоанализа на русскую философскую, естественнонаучную и литературную
мысль. Психоаналитическое толкование художественных произведений. Проникновение
психоаналитический идей в педагогику.
Изречения
Осипов Н.Е.:
«Такое логическое совершенство, как последовательное проведение
естественнонаучного мышления в сочетании с глубокой индивидуализацией и объясняет нам
то несомненное воздействие, которое способно оказывать учение Фрейда».
Вырубов Н.А.:
«Живой интерес, который в настоящее время возбуждает к себе в
литературе, так и в практике метод Фрейда, а также благоприятные результаты, полученные
при его применении, — вот причины, побуждающие меня обнародовать законченные случаи,
леченные по методу Фрейда».
Лихницкий В.Н.:
«Быстрое распространение психоанализа, в настоящее время
имеющего сторонников и у нас в России, во многом обязано личности самого Фрейда.
Тонкий наблюдатель, остроумный диалектик, прекрасный популяризатор, он сумел
приобрести многочисленных сторонников».
Геймаиович
А.И.:
«Трудность
психоанализа
заключается
в
отсутствии
общеприемлемой и раз навсегда выработанной методики и в высоких запросах,
предъявляемых к индивидуальному психологическому опыту анализирующего врача».
Рахманов В.:
«Еще недавно известный только специалистам по нервным болезням,
психоанализ начинает заинтересовывать все более и более широкие круги публики.
Особенно привлекает он внимание лиц, занятых разработкой теоретической и практической
педагогики».
Контрольные вопросы
1. Каковы предпосылки проникновения психоаналитических идей в Россию?
2. Какие врачи и ученые способствовали распространению психоанализа в России в
1904—1909 гг.?
3. Каково было влияние психоанализа на русскую философскую, естественнонаучную и
литературную мысль в дореволюционной России?
4. Как происходило становление русского психоанализа в период 1910-1914гг.?
5. Наблюдалось ли проникновение психоаналитических идей в русскую педагогику?
Литература
1. Белкин А.И. Зигмунд Фрейд: возрождение в СССР // Фрейд З. Избранное. — М., 1989.
2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лейбин В.М., Кельнер М.С. Психоанализ // Большая медицинская энциклопедия. 3-е.
изд. — М., 1983. — Т. 21.
4. Марти Ж. Психоанализ в России и в Советском Союзе с 1909 по 1930 гг. // Российский
психоаналитический вестник. — 1992. — № 2.
5. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
7. Овчаренко В.И. Первая волна российских психоаналитиков // Российский
психоаналитический вестник. — 1994. — № 3—4.
8. Эткинд А. Эрос невозможного История психоанализа в России. - СПб., 1993.
Тема 9
Постреволюционный синдром: за и против психоанализа
Постреволюционная Россия. Поиск новых методов исследования личности.
Возникновение реактологии, педологии и психотехники.
Распространение психоаналитических идей в России 20-х гг. Группы, занимающиеся
психоанализом в Москве, Одессе, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону.