Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3937
Скачиваний: 154
случаев представляют собой наиболее существенные и реша-
ющие в терапевтическом отношении достижения. Посколь-
ку основная часть этой работы посвящена рассмотрению
этих прогрессивных и интегративных терапевтических
преобразований в нарциссической сфере, я могу ограни-
читься здесь кратким изложением того, о чем говорилось
ранее, останавливаясь лишь на вновь приобретаемых комп-
лексных психологических качествах, которые не были в до-
статочной мере рассмотрены выше.
1. В области
идеализированного родительского имаго следу-
ющие
терапевтические результаты достигаются благодаря
функциональной интеграции этой нарциссической кон-
фигурации с Эго и Супер-Эго.
(а) По мере постепенного отказа от
ранних доэдиповых
(по-прежнему архаичных) аспектов родительского имаго
они интернализируются в нейтрализованной форме и ста
новятся частью базисной структуры Эго, контролирующей
и канализирующей влечения. Иначе говоря, психика па
циента постепенно (и незаметно) берет на себя функции
контролирования, нейтрализации и канализирования
влечений, которые вначале пациент мог осуществлять
только тогда, когда ощущал себя слитым с идеализирован
ным аналитиком.
(б) По мере отказа от
поздних доэдиповых
и
эдиповых
(теперь уже более дифференцированных) аспектов идеа
лизированного родительского имаго они интернализи
руются и осаждаются в Супер-Эго, что приводит к идеа
лизации этой психической структуры и, таким образом,
к упрочению ценностей и норм, носителем которых она
является. Другими словами, Супер-Эго пациента начинает
все больше функционировать как источник целенаправ
ленного внутреннего руководства и стимулирующего одоб
рения, благотворно влияя на интеграцию Эго и дости
жение нарциссического гомеостаза, которые прежде были
доступны ему тогда, когда он ощущал себя связанным
с идеализированным аналитиком и чувствовал его отклик.
2. В области
грандиозной самости
следующие терапевти-
ческие результаты достигаются благодаря постепенной
функциональной интеграции с Эго двух главных аспектов
этой нарциссической конфигурации.
(а) Инфантильная грандиозность постепенно встраи-
вается в цели и устремления личности, не только снабжая
энергией зрелые стремления человека, но и поддерживая
позитивное ощущение его права на успех. Таким образом,
при благоприятных обстоятельствах это «чувство завоева-
теля» (Freud, 1917c, р. 26, или «feeling of a conqueror»,
как это было переведено Джонсом (Jones, 1953, р. 5])
становится полностью контролируемым, но вместе с тем
активным дериватом прежнего солипсического абсолю-
тизма инфантильной психики.
(а) Архаичное эксгибиционистское либидо, опять-таки
будучи контролируемым (то есть нейтрализованным), по-
степенно отводится от инфантильных целей, связанных
с достижением непосредственного удовлетворения в ис-
ходной форме, и вместо этого стимулирует адаптированное
к
реальности и социально значимое поведение взрослой
личности. Таким образом, эксгибиционизм, провоцировав-
ший ранее чувства стыда, становится главным источником
самооценки пациента и получения им Эго-синтонного
удовольствия от своих успехов и действий.
3. Хотя переработку нарциссического переноса следует
расценивать как достижение личности в целом, тем не ме-
нее она зависит от терапевтической мобилизации архаич-
ных нарциссических позиций. Она ведет к приобретению
некоторых ценнейших социокультурных качеств (таких,
как эмнатия, креативность, юмор и мудрость), которые,
однако, настолько отдалились от своих истоков, что кажутся
совершенно автономными свойствами наиболее зрелых
уровней психики. В завершение данной работы я хотел бы
остановиться на этих четырех качествах, поскольку пони-
мание их роли и функций, их сдерживания и нарушения,
а также их проявления в терапевтическом процессе имеет
первостепенную важность для оценки терапевтических
целей при анализе нарциссических нарушений личности.
Эмпатия
Эмпатия — это способ познания, при котором человек
особым образом настроен на восприятие сложных психо-
логических конфигураций. В оптимальных условиях Эго
будет использовать эмпатическое наблюдение, сталкиваясь
с задачей сбора психологической информации, и неэмиати-
ческие способы восприятия — когда собираемые сведения
не относятся к внутреннему миру человека
1
. Существует
множество патологических нарушений использования
эмпатии, однако возникающие в результате искажения
восприятия реальности можно разделить на две группы.
1. К первой группе относится неадекватное использо
вание эмпатии при наблюдении феноменов вн^сферы комп
лексных психологических состояний. Такое использование
эмпатии при наблюдении
непсихологических
областей приво
дит к неправильному, дорациональному, анимистическому
восприятию реальности и в целом представляет собой прояв
ление перцептивного и когнитивного инфантилизма.
В научной психологии эмпатия также понимается
лишь как рабочий инструмент для сбора психологических
данных; сама по себе она не дает им объяснения. Другими
словами, эмпатия является способом наблюдения. За сбо-
ром данных должно следовать их упорядочение, тщатель-
ное исследование (например, причинных) взаимосвязей
наблюдаемых феноменов в терминах, не имеющих непо-
средственного отношения к самому наблюдению (Hart-
mann, 1927). Поэтому, если эмпатия вместо того, чтобы
ограничиться сбором данных, начинает подменять фазы
объяснения в научной психологии (которая в таком случае
является лишь
понимающей
[см. Dili hey, 1924; Jaspers, 1920],
а не
объясняющей),
то мы становимся свидетелями разру-
шения научных норм и сентиментализирующей регрессии
к субъективности, то есть когнитивного инфантилизма
в сфере научной деятельности.
2. Перцептивные нарушения, относящиеся ко второй
группе, основываются на ошибках использования эмпатии
при наблюдении феноменов в
психологической
сфере,
в частности в области сложных психологических конфи
гураций. Замена эмпатии в этой области другими спосо
бами наблюдения приводит к механистическому и безжиз
ненному пониманию психологической реальности.
1
Обсуждение границ между психологической и непсихологиче-
ской сферами см. в работе Фрейда (Freud, 1915c).
Наиболее серьезные изъяны в использовании эмпатии,
которые относятся к этой группе, имеют
первичный
характер,
то есть они обусловлены нарциссическими фиксациями и ре-
грессиями и, в частности, непосредственно связаны с ар-
хаичными стадиями развития самости. Их можно свести
к ранним нарушениям отношений между матерью и ребен-
ком (обусловленным эмоциональной холодностью матери,
отсутствием постоянного контакта с матерью, врожденной
эмоциональной холодностью ребенка, неприятием матерью
неотзывчивого ребенка и т.д.). Эти нарушения, по-видимому,
являются одновременно причиной неудачи в формировании
идеализированного родительского имаго (сопровождающей-
ся задержкой появления важных начальных этапов эмпати-
ческого взаимодействия ребенка с матерью), гиперкатексиса
примитивных стадий развития (аутоэротической) телесной
самости и архаичных (пред)стадий развития грандиозной
самости с последующей фиксацией на них. Дальнейшее
развитие грандиозной самости также приостанавливается
из-за отсутствия у ребенка необходимых ему реакций восхи-
щения со стороны матери.
Часто встречающиеся менее серьезные нарушения
эмпатии — такие, как неспособность некоторых студентов
психоаналитических учебных заведений добиться необхо-
димого эмпатического отношения к своим анализандам, —
по-видимому, имеют
вторичный
характер; они представ-
ляют собой реактивные образования, возникшие из-за
недостатка эмпатии, при этом подавление эмпатии обыч-
но обусловлено защитой от тенденции к анимистическому
восприятию мира. Эти помехи в использовании эмпатии
в большинстве случаев следует понимать как часть общего
личностного нарушения обсессивно-компульсивного типа,
при котором подавление обусловлено стойкими реак-
тивными образованиями, которые сохраняют магические
верования и анимистические тенденции либо вытеснен-
ными, либо (что бывает гораздо чаще) изолированными,
либо отщепленными.
Иногда эмпатия рассматривается как эквивалент
интуиции, что ведет к ложному противопоставлению
(а) сентиментальных и субъективных (то есть ненаучных)
интуитивно-эмпатических реакций на чувства других
людей и (б) разумной и объективной (то есть научной)
оценки психологических данных.
Однако интуиция в принципе не связана с эмпатией.
Реакции, суждения, распознавание или восприятие и т.д.,
которые стороннему наблюдателю кажутся интуитивны-
ми, скорее всего не отличаются в сущности от неинтуитив-
ных реакций, мнений и т.д. за исключением скорости,
с которой совершаются умственные операции. Например,
удивительное умение одаренного и опытного клинициста
ставить диагноз может показаться наблюдателю интуитив-
ным. Но на самом деле этот результат обусловлен тем,
что тренированная психика одаренного врача с большей
скоростью (и во многом предсознательно) собирает и ана-
лизирует многочисленные нюансы и, словно специали-
зированный компьютер, оценивает различные сочетания.
Поэтому то, что мы называем интуицией, в принципе
можно разложить на быстро выполняемые умственные
операции, которые сами по себе не отличаются от тех
умственных операций, не кажущихся нам необычными
в этом конкретном смысле. Следует, однако, добавить,
что вера в магию и у того, кто совершает интуитивные
умственные действия (возникающая из его желания сохра-
нить неизменное всеведение архаичной грандиозной
самости), и у того, кто наблюдает за ним со стороны (воз-
никающая из его потребности во внушающем благогове-
ние идеализированном родительском имаго), разумеется,
может способствовать возникновению сопротивления,
противодействующего реалистичному разложению интуи-
тивных действий на их компоненты.
Талант, тренировка и опыт могут иногда сочетаться
и давать в разных областях результаты, которые кажутся
нам интуитивными; таким образом, мы можем обнаружить
интуицию не только в эмпатическом наблюдении в сфере
сложных психологических состояний (проводимом, напри-
мер, психоаналитиком), но и, как отмечалось выше, в поста-
новке клинического диагноза или в стратегических реше-
ниях чемпиона по шахматам, или в планировании научных
экспериментов физиком. С другой стороны, медленные
и скрупулезные неинтуитивные психические процессы
не ограничиваются неэмпатическим исследованием физи-
ческого мира, а могут использоваться также при эмнати-
ческом наблюдении. В принципе можно сказать, что одним
из достижений психоанализа явилась трансформация ин-
туитивной эмпатии художников и поэтов в инструмент
наблюдения обученного научного исследователя, хотя
некоторые суждения опытного психоаналитика-клиници-
ста могут показаться наблюдателю такими же интуитив-
ными, как и, скажем, постановка диагноза терапевтом.
Ученые-психологи в целом и психоаналитики в част-
ности должны не только обладать свободным доступом
к эмпатическому пониманию — они должны также уметь
отказываться от эмпатической установки. Если они не мо-
гут быть эмиатическими, то и не могут наблюдать и соби-
рать необходимые данные; если они не могут отказаться
от эмпатии, то и не могут выдвигать гипотезы и создавать
теории и, таким образом, в конечном счете не могут дать
объяснения полученным фактам.
Если ненадолго обратиться к более широкому контексту,
то я мог бы добавить здесь, что различие между эмпатией,
нацеленной на собирание данных, и психическими процес-
сами, используемыми в поисках объяснений, соотносится
(но не соответствует в полной мере) с часто встречающим-
ся противопоставлением теории и практики. Даже клини-
ческая работа даст лишь эфемерные результаты, если не бу-
дет включать в себя возрастающее понимание (то есть
инсайт), выходящее за пределы эмпатии. А теоретическая
работа без постоянного контакта с материалом, который
можно получить лишь благодаря эмпатии, вскоре станет
бесплодной и бессодержательной, тяготеющей к чрез-
мерному увлечению нюансами психологических механиз-
мов и структур и потеряет контакт с разнообразием и глуби-
ной человеческих переживаний, на котором в конечном
счете и должен основываться психоанализ.
Таким образом, принимая во внимание эти факты, спе-
цифической задачей учебного анализа является ослабление
нарциссических позиций студента-анализанда в тех сек-
торах его личности, которые связаны с эмпатическими спо-
собностями. Об успешности процесса переработки в этой
области можно говорить лишь тогда, когда мы видим сви-
детельства установления власти Эго, то есть когда студент
достигает свободной (автономной) способности использо-
вать эмпатическую установку или отказываться от нее в за-
висимости от стоящих перед ним профессиональных задач.
Ряд специфических нарушений эмпатической способ-
ности аналитиков и некоторые генетические факторы,
обусловливающие (а) значительное развитие эмпатии
(и, таким образом, косвенно выбор профессии, предпола-
гающей использование эмпатии), а также (б) задержку или
отклонения в ее развитии, уже обсуждались (глава 11),
и мы не будем здесь к ним возвращаться. Однако необходи-
мо сделать некоторые замечания, касающиеся усиления,
совершенствования и углубления эмнатической способ-
ности, достигаемых в результате терапевтической мобили-
зации скрытого архаичного нарциссизма анализанда.
Как правило, успешный анализ нарциссической личности
(будь то учебный анализ или терапевтический анализ
в чистом виде) усиливает эмпатическую способность ана-
лизанда, но вместе с тем нередко происходит ослабление
его прежней способности к интуиции. Действительно ли
происходит подобное ослабление интуитивной способ-
ности или оно представляет собой лишь субъективное
переживание, оценить сложно, поскольку психологи-
ческое изменение, лежащее в основе уменьшения склон-
ности прибегать к интуитивным выводам и решениям,
заключается в замене магического мышления и желания
всеведения (индуктивной) логикой, эмпиризмом и при-
знанием реальных ограничений знаний и умений как
в психологической, так и в непсихологической сферах
деятельности. Во многих случаях отказ от интуитивных
психических действий обусловлен просто-напросто ослаб-
лением потребности в них, а также новоприобретенной
способностью не делать поспешных выводов, а с терпе-
нием относиться к задержкам, обусловленным вниматель-
ным наблюдением и тщательной оценкой данных.
Бывают, однако, и исключения. В частности, у людей,
у которых сформировались сильнейшие реактивные образо-
вания против магического мышления и веры в собственное
всеведение — психологических тенденций, связанных с фик-
сациями на двух основных архаичных нарциссических кон-
фигурациях, —возрастание рациональности в процессе ана-
лиза мобилизованного нарциссизма может привести к боль-
шей свободе, связанной не только с наблюдением феноменов
и оценкой их смысла и значения, но и — если условия содей-
ствуют таким когнитивным процессам — со способностью
наблюдать и оценивать феномены быстро и на предсозна-
тельном уровне без чрезмерной траты времени и сил и без
использования воображения, как это было раньше.
Но в каком бы направлении ни развивалась интуитив-
ность, расширение эмпатии при успешном анализе всегда
является настоящим. Мобилизация архаичных нарцис-
сических структур и их переработка в сферах идеали-
зированного объекта и грандиозной самости приводит
к усилению эмпатической способности. В случае моби-
лизации и переработки идеализированного объекта речь
скорее идет об эмпатии, касающейся других людей, в слу-
чае мобилизации и переработки грандиозной самости —
прежде всего об эмпатии к самому себе (например, об эм-
патии анализанда к своим прошлым и различным нынеш-
ним переживаниям или об антиципирующей эмпатии,
касающейся того, что ему может понравиться, что он мо-
жет почувствовать и как он будет реагировать в будущем).
Хотя пациенты всегда воспринимают свою возраста -
ющую эмпатию как нечто доставляющее удовольствие
и часто выражают глубокую удовлетворенность этим
результатом анализа, существуют определенные сопро-
тивления, способные заблокировать движение анализа
в этом направлении или временно нивелировать то,
что было достигнуто.
Поскольку генетические факторы, вызывающие нару-
шение эмпатии, чрезвычайно варьируют (см. главу 11),
соответствующие формы сопротивления обретению этой
способности также значительно различаются. Если, как это
чаще всего бывает, нарушение эмпатии в первую очередь
связано с отсутствием эмпатии у родителей (или с их недо-
статочной или ненадежной эмиатией), ребенок формирует
защитные механизмы, оберегающие его от травматического
разочарования в том, что он оказался неправильно понятым
и не получил надлежащего отклика. (Ср. эти замечания
с обсуждением защит шизоидной личности в главе 1.) Когда
в процессе анализа реактивированных нарциссических
конфигураций снова открывается доступ к эмиатическим
откликам, существует двоякого рода опасность, которую
ощущает пациент в этой области. (1) Несмотря на возни-
кающее у анализанда сознательное желание находиться
в эмпатическом контакте с другими людьми и непосред-
ственное удовольствие от эмпатического понимания душев-
ного состояния другого человека, это удовольствие часто
сменяется чувством болезненного возбуждения и тревогой
в связи с угрозой регрессивных переживаний слияния,
которые иногда проявляются в форме временных иллюзий
телесной идентичности с другим человеком и ведут к попыт-
кам связать или разрядить напряжение посредством откро-
венной сексуализации (см. общее обсуждение травматиче-
ских состояний в главе 8). (2) В отличие от сопротивлений,
обусловленных вышеупомянутым психоэкономическим
дисбалансом, сопротивления, соответствующие более высо-
кому уровню психического функционирования, связаны
со страхом пассивности, нередко воспринимаемым мужчи-
нами как угроза оказаться в присущей женщинам роли пови-
нующегося. Такие страхи с чаще всего возникают в ответ
на новоприобретенное эмпатическое понимание того,
что аналитик тоже является человеком, способным реаги-
ровать на анализанда эмоционально и эмпатически.
Защита, которую дает личности нарциссическая изоля-
ция, и угроза отказа от этой безопасности, возрастающая,
когда анализ предоставляет возможность эмпатического
контакта с другим человеком и соприкосновения с миром,
драматически отображена в сновидении пациента С. Этот
мужчина в раннем детстве потерял мать и вслед за этим
еще нескольких женщин, обладавших качествами матери.
Ему приснилось, что он находится один в своем доме,
смотрит в окно, а рядом лежат его рыболовные снасти.
За окном он видит плавающих рядом многочисленных
рыб, больших и маленьких, очень красивых, и ему хочется
отправиться на рыбалку. Но он понимает, что его дом
находится на дне озера и что, как только он откроет окно,
вода хлынет в дом и затопит его самого.
Сопротивления подобного рода нередко принимают
более мягкую форму отвержения покровительственного,
по мнению пациента, отношения аналитика. Эмпатия,
особенно если она связана с желанием исцелять
непосред-
ственно
благодаря заботливому пониманию, может и в са-
мом деле стать властной и назойливой, то есть она может
основываться на неустраненных фантазиях терапевта
о всемогуществе. Но даже если аналитик в значительной
степени справился со своим желанием исцелять непосред-
ственно, используя волшебство своего заботливого пони-
мания, и действительно не ведет себя покровительственно
по отношению к пациенту (то есть использует эмиатию
как инструмент наблюдения и соответствующей коммуни-
кации), сам факт того, что пациент перестал защищаться
от возможности быть эмпатически понятым и получить
обратную реакцию, вызывает у него архаичный страх
ранних разочарований. На некоторое время он может
стать подозрительным, ему будет казаться, что аналитик
им манипулирует, что аналитик руководит им, чтобы затем
садистским образом его разочаровать и т.д. Такие вре-
менные паранойяльные установки встречаются довольно
часто, но какими бы настораживающими они ни казались,
обычно их век недолог, и их можно устранить с помощью
корректных динамических и генетических интерпре-
таций. Тем не менее, какова бы ни была судьба сопротив-
лений, при надлежащим образом проведенном анализе
нарциссических личностей с большим постоянством мож-
но наблюдать постепенное усиление способности к эм-
патическому пониманию других людей и постепенно креп-
нущую надежду, что и другие люди тоже будут способны
понять чувства, желания и потребности пациента.
Креативность
Креативность, варьирующая от новоприобретенной спо-
собности увлеченно и с энтузиазмом выполнять ряд опре-
деленных задач до возникновения блестящих художест-
венных замыслов и проницательных научных решений,
также может проявляться — внешне спонтанно — в процессе
анализа нарциссических личностей. Ее проявление опять-
таки специфически связано с мобилизацией ранее сдержи-
ваемых нарциссических катексисов в областях грандиозной
самости и идеализированного родительского имаго.