Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 4020

Скачиваний: 155

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

случаев представляют собой наиболее существенные и реша-

ющие в терапевтическом отношении достижения. Посколь-

ку  основная  часть этой  работы посвящена  рассмотрению

этих  прогрессивных  и  интегративных  терапевтических

преобразований в нарциссической сфере, я могу ограни-

читься здесь кратким изложением того, о чем говорилось

ранее, останавливаясь лишь на вновь приобретаемых комп-

лексных психологических качествах, которые не были в до-

статочной мере рассмотрены выше.

1. В области

идеализированного родительского имаго следу-

ющие

терапевтические результаты достигаются благодаря

функциональной  интеграции  этой  нарциссической  кон-

фигурации с Эго и Супер-Эго.

(а)  По мере постепенного отказа от

ранних доэдиповых

(по-прежнему архаичных) аспектов родительского имаго

они интернализируются в нейтрализованной форме и ста

новятся частью базисной структуры Эго, контролирующей

и канализирующей влечения. Иначе говоря, психика па

циента постепенно (и незаметно) берет на себя функции

контролирования, нейтрализации и канализирования

влечений, которые вначале пациент мог осуществлять

только тогда, когда ощущал себя слитым с идеализирован

ным аналитиком.

(б) По мере отказа от

поздних доэдиповых

и

эдиповых

(теперь уже более дифференцированных) аспектов идеа

лизированного родительского имаго они интернализи

руются и осаждаются в Супер-Эго, что приводит к идеа

лизации этой психической структуры и, таким образом,

к упрочению ценностей и норм, носителем которых она

является. Другими словами, Супер-Эго пациента начинает

все больше функционировать как источник целенаправ

ленного внутреннего руководства и стимулирующего одоб

рения, благотворно влияя на интеграцию Эго и дости

жение нарциссического гомеостаза, которые прежде были

доступны ему тогда, когда он ощущал себя связанным

с идеализированным аналитиком и чувствовал его отклик.

2. В области

грандиозной самости

следующие терапевти-

ческие  результаты  достигаются  благодаря  постепенной

функциональной интеграции с Эго двух главных аспектов

этой нарциссической конфигурации.

(а) Инфантильная  грандиозность  постепенно  встраи-

вается в цели и устремления личности, не только снабжая

энергией зрелые  стремления человека, но и поддерживая

позитивное ощущение  его права на успех. Таким  образом,

при  благоприятных  обстоятельствах  это «чувство  завоева-

теля» (Freud, 1917c, р. 26, или «feeling of a conqueror»,

как  это  было  переведено  Джонсом (Jones, 1953, р. 5])

становится  полностью  контролируемым, но вместе  с  тем

активным  дериватом  прежнего  солипсического  абсолю-

тизма инфантильной психики.

(а) Архаичное  эксгибиционистское  либидо, опять-таки

будучи  контролируемым (то  есть  нейтрализованным), по-

степенно отводится от инфантильных целей, связанных

с  достижением  непосредственного  удовлетворения  в  ис-

ходной форме, и вместо этого стимулирует адаптированное

к

реальности  и  социально  значимое  поведение  взрослой

личности. Таким образом, эксгибиционизм, провоцировав-

ший ранее  чувства стыда, становится главным источником

самооценки  пациента  и  получения  им  Эго-синтонного

удовольствия от своих успехов и действий.

3. Хотя переработку нарциссического переноса  следует

расценивать как достижение  личности в целом, тем не ме-

нее она зависит от терапевтической мобилизации архаич-

ных нарциссических позиций. Она ведет к приобретению

некоторых  ценнейших  социокультурных  качеств (таких,

как  эмнатия,  креативность,  юмор  и  мудрость),  которые,

однако, настолько отдалились от своих истоков, что кажутся

совершенно  автономными  свойствами  наиболее  зрелых

уровней психики. В завершение данной работы я хотел бы

остановиться на этих четырех качествах, поскольку  пони-

мание их роли и функций, их сдерживания и нарушения,

а также их проявления в терапевтическом процессе имеет

первостепенную  важность  для  оценки  терапевтических

целей при анализе нарциссических нарушений личности.

Эмпатия

Эмпатия — это  способ  познания, при  котором  человек

особым образом настроен на восприятие сложных психо-

логических конфигураций. В оптимальных условиях Эго


background image

будет использовать эмпатическое наблюдение, сталкиваясь

с задачей сбора психологической информации, и неэмиати-

ческие способы восприятия — когда собираемые сведения

не  относятся  к  внутреннему  миру  человека

1

. Существует

множество  патологических  нарушений  использования

эмпатии, однако  возникающие  в  результате  искажения

восприятия реальности можно разделить на две группы.

1. К первой группе относится неадекватное использо

вание эмпатии при наблюдении феноменов вн^сферы комп

лексных психологических состояний. Такое использование

эмпатии при наблюдении

непсихологических

областей приво

дит к неправильному, дорациональному, анимистическому

восприятию реальности и в целом представляет собой прояв

ление перцептивного и когнитивного инфантилизма.

В  научной  психологии  эмпатия  также  понимается

лишь как рабочий инструмент для сбора психологических

данных; сама по себе она не дает им объяснения. Другими

словами, эмпатия является способом наблюдения. За сбо-

ром данных должно следовать их упорядочение, тщатель-

ное  исследование (например, причинных) взаимосвязей

наблюдаемых феноменов в терминах, не имеющих непо-

средственного  отношения  к  самому  наблюдению (Hart-

mann, 1927). Поэтому, если  эмпатия  вместо  того, чтобы

ограничиться  сбором данных, начинает подменять фазы

объяснения в научной психологии (которая в таком случае

является лишь

понимающей

[см. Dili hey, 1924; Jaspers, 1920],

а не

объясняющей),

то  мы становимся свидетелями разру-

шения научных норм и сентиментализирующей регрессии

к субъективности, то есть когнитивного инфантилизма

в сфере научной деятельности.

2. Перцептивные нарушения, относящиеся ко второй

группе, основываются на ошибках использования эмпатии

при наблюдении феноменов в

психологической

сфере,

в частности в области сложных психологических конфи

гураций. Замена эмпатии в этой области другими спосо

бами наблюдения приводит к механистическому и безжиз

ненному пониманию психологической реальности.

1

     Обсуждение границ между психологической и непсихологиче-

ской сферами см. в работе Фрейда (Freud, 1915c).

Наиболее серьезные изъяны в использовании эмпатии,

которые относятся к этой группе, имеют

первичный

характер,

то есть они обусловлены нарциссическими фиксациями и ре-

грессиями и, в частности, непосредственно связаны с ар-

хаичными  стадиями развития самости. Их можно свести

к ранним нарушениям отношений между матерью и ребен-

ком (обусловленным  эмоциональной  холодностью  матери,

отсутствием постоянного контакта с матерью, врожденной

эмоциональной  холодностью  ребенка, неприятием матерью

неотзывчивого ребенка и т.д.). Эти нарушения, по-видимому,

являются одновременно причиной неудачи в формировании

идеализированного  родительского  имаго (сопровождающей-

ся задержкой появления важных начальных этапов эмпати-

ческого взаимодействия ребенка с матерью), гиперкатексиса

примитивных стадий развития (аутоэротической) телесной

самости и  архаичных (пред)стадий развития грандиозной

самости с  последующей  фиксацией  на  них. Дальнейшее

развитие  грандиозной  самости также  приостанавливается

из-за отсутствия у ребенка необходимых ему реакций восхи-

щения со стороны матери.

Часто  встречающиеся  менее  серьезные  нарушения

эмпатии — такие, как неспособность некоторых студентов

психоаналитических учебных заведений добиться необхо-

димого эмпатического отношения к своим анализандам, —

по-видимому, имеют

вторичный

характер; они представ-

ляют  собой  реактивные  образования, возникшие  из-за

недостатка эмпатии, при этом подавление эмпатии обыч-

но обусловлено защитой от тенденции к анимистическому

восприятию мира. Эти помехи в использовании эмпатии

в большинстве случаев следует понимать как часть общего

личностного  нарушения  обсессивно-компульсивного  типа,

при  котором  подавление  обусловлено  стойкими  реак-

тивными  образованиями, которые  сохраняют  магические

верования  и  анимистические тенденции  либо  вытеснен-

ными, либо (что бывает гораздо чаще) изолированными,

либо отщепленными.

Иногда  эмпатия  рассматривается  как  эквивалент

интуиции, что  ведет  к  ложному  противопоставлению

(а) сентиментальных и субъективных (то есть ненаучных)

интуитивно-эмпатических реакций на чувства других


background image

людей  и (б) разумной  и  объективной (то  есть научной)

оценки психологических данных.

Однако интуиция в принципе не  связана с эмпатией.

Реакции, суждения, распознавание или восприятие и т.д.,

которые  стороннему  наблюдателю  кажутся  интуитивны-

ми, скорее всего не отличаются в сущности от неинтуитив-

ных реакций, мнений и т.д. за исключением скорости,

с  которой  совершаются  умственные операции. Например,

удивительное  умение одаренного и опытного клинициста

ставить  диагноз может показаться  наблюдателю  интуитив-

ным. Но  на  самом  деле  этот  результат  обусловлен  тем,

что тренированная психика  одаренного врача  с  большей

скоростью (и во многом предсознательно) собирает и ана-

лизирует  многочисленные  нюансы  и, словно  специали-

зированный  компьютер, оценивает  различные  сочетания.

Поэтому  то, что  мы  называем  интуицией, в  принципе

можно  разложить  на  быстро  выполняемые  умственные

операции, которые  сами  по  себе  не  отличаются  от  тех

умственных  операций, не  кажущихся нам  необычными

в  этом  конкретном  смысле. Следует, однако, добавить,

что вера в магию и у того, кто совершает интуитивные

умственные действия (возникающая из его желания сохра-

нить  неизменное  всеведение  архаичной  грандиозной

самости), и у того, кто наблюдает за ним со стороны (воз-

никающая из его потребности во внушающем  благогове-

ние  идеализированном  родительском  имаго), разумеется,

может  способствовать  возникновению  сопротивления,

противодействующего  реалистичному  разложению  интуи-

тивных действий на их компоненты.

Талант, тренировка и опыт могут иногда сочетаться

и давать в разных областях результаты, которые кажутся

нам интуитивными; таким образом, мы можем обнаружить

интуицию не только в эмпатическом наблюдении в сфере

сложных психологических состояний (проводимом, напри-

мер, психоаналитиком), но и, как отмечалось выше, в поста-

новке клинического диагноза или в стратегических реше-

ниях чемпиона по шахматам, или в планировании научных

экспериментов физиком. С другой стороны, медленные

и  скрупулезные  неинтуитивные  психические  процессы

не ограничиваются неэмпатическим исследованием физи-

ческого мира, а могут использоваться также при эмнати-

ческом наблюдении. В принципе можно сказать, что одним

из достижений психоанализа явилась трансформация ин-

туитивной эмпатии художников и поэтов в инструмент

наблюдения  обученного  научного  исследователя, хотя

некоторые  суждения  опытного  психоаналитика-клиници-

ста  могут показаться наблюдателю  такими же  интуитив-

ными, как и, скажем, постановка диагноза терапевтом.

Ученые-психологи в целом и психоаналитики в част-

ности должны не только  обладать свободным доступом

к  эмпатическому пониманию — они должны также уметь

отказываться от эмпатической установки. Если они не мо-

гут быть эмиатическими, то и не могут наблюдать и соби-

рать необходимые данные; если они не могут отказаться

от эмпатии, то и не могут выдвигать гипотезы и создавать

теории и, таким образом, в конечном счете не могут дать

объяснения полученным фактам.

Если ненадолго обратиться к более широкому контексту,

то я мог бы добавить здесь, что различие между эмпатией,

нацеленной на собирание данных, и психическими процес-

сами, используемыми в поисках  объяснений, соотносится

(но не соответствует в полной мере) с часто встречающим-

ся противопоставлением теории и практики. Даже клини-

ческая работа даст лишь эфемерные результаты, если не бу-

дет  включать  в  себя  возрастающее  понимание (то  есть

инсайт), выходящее за пределы эмпатии. А теоретическая

работа  без  постоянного  контакта  с  материалом, который

можно  получить  лишь  благодаря  эмпатии, вскоре станет

бесплодной  и  бессодержательной, тяготеющей  к  чрез-

мерному увлечению нюансами психологических механиз-

мов и структур и потеряет контакт с разнообразием и глуби-

ной  человеческих  переживаний, на  котором  в  конечном

счете и должен основываться психоанализ.

Таким образом, принимая во внимание эти факты, спе-

цифической задачей учебного анализа является ослабление

нарциссических позиций  студента-анализанда  в  тех сек-

торах его личности, которые связаны с эмпатическими спо-

собностями. Об успешности процесса переработки в этой

области можно говорить лишь тогда, когда мы видим сви-

детельства установления власти Эго, то есть когда студент


background image

достигает свободной (автономной) способности использо-

вать эмпатическую установку или отказываться от нее в за-

висимости от стоящих перед ним профессиональных задач.

Ряд  специфических  нарушений  эмпатической  способ-

ности  аналитиков  и  некоторые  генетические  факторы,

обусловливающие (а) значительное  развитие  эмпатии

(и, таким образом, косвенно выбор профессии, предпола-

гающей использование эмпатии), а также (б) задержку или

отклонения  в  ее  развитии, уже  обсуждались (глава 11),

и мы не будем здесь к ним возвращаться. Однако необходи-

мо  сделать некоторые  замечания, касающиеся  усиления,

совершенствования  и  углубления  эмнатической  способ-

ности, достигаемых в результате терапевтической мобили-

зации  скрытого  архаичного  нарциссизма  анализанда.

Как правило, успешный анализ нарциссической личности

(будь  то  учебный анализ или  терапевтический анализ

в чистом виде) усиливает эмпатическую способность ана-

лизанда, но вместе с тем нередко происходит ослабление

его прежней  способности к интуиции. Действительно ли

происходит  подобное  ослабление  интуитивной  способ-

ности  или  оно  представляет  собой  лишь  субъективное

переживание, оценить  сложно, поскольку  психологи-

ческое изменение, лежащее в  основе  уменьшения склон-

ности  прибегать  к  интуитивным  выводам  и  решениям,

заключается в  замене  магического  мышления  и  желания

всеведения (индуктивной) логикой, эмпиризмом  и  при-

знанием реальных ограничений  знаний и  умений  как

в  психологической, так  и  в  непсихологической  сферах

деятельности. Во многих  случаях  отказ  от интуитивных

психических  действий  обусловлен  просто-напросто  ослаб-

лением потребности  в них, а  также  новоприобретенной

способностью не  делать поспешных выводов, а с  терпе-

нием относиться к задержкам, обусловленным вниматель-

ным наблюдением и тщательной оценкой данных.

Бывают, однако, и исключения. В частности, у людей,

у которых сформировались сильнейшие реактивные образо-

вания против магического мышления и веры в собственное

всеведение — психологических тенденций, связанных с фик-

сациями на двух основных архаичных нарциссических кон-

фигурациях, —возрастание рациональности в процессе ана-

лиза мобилизованного нарциссизма может привести к боль-

шей свободе, связанной не только с наблюдением феноменов

и оценкой их смысла и значения, но и — если условия содей-

ствуют таким когнитивным процессам — со способностью

наблюдать и оценивать феномены быстро и на предсозна-

тельном уровне без чрезмерной траты времени и сил и без

использования воображения, как это было раньше.

Но в каком бы направлении ни развивалась интуитив-

ность, расширение эмпатии при успешном анализе всегда

является  настоящим. Мобилизация  архаичных  нарцис-

сических  структур  и  их  переработка  в  сферах  идеали-

зированного  объекта и грандиозной самости приводит

к усилению эмпатической способности. В случае моби-

лизации и переработки идеализированного объекта речь

скорее идет об эмпатии, касающейся других людей, в слу-

чае мобилизации и переработки грандиозной самости —

прежде всего об эмпатии к самому себе (например, об эм-

патии анализанда к своим прошлым и различным нынеш-

ним  переживаниям  или  об  антиципирующей  эмпатии,

касающейся того, что ему может понравиться, что он мо-

жет почувствовать и как он будет реагировать в будущем).

Хотя  пациенты  всегда  воспринимают  свою  возраста -

ющую  эмпатию  как  нечто  доставляющее  удовольствие

и  часто  выражают  глубокую  удовлетворенность  этим

результатом  анализа, существуют  определенные  сопро-

тивления, способные  заблокировать  движение  анализа

в  этом  направлении  или  временно  нивелировать  то,

что было достигнуто.

Поскольку генетические факторы, вызывающие нару-

шение  эмпатии, чрезвычайно  варьируют (см. главу 11),

соответствующие формы сопротивления обретению  этой

способности также значительно различаются. Если, как это

чаще всего бывает, нарушение эмпатии в первую очередь

связано с отсутствием эмпатии у родителей (или с их недо-

статочной или ненадежной эмиатией), ребенок формирует

защитные механизмы, оберегающие его от травматического

разочарования в том, что он оказался неправильно понятым

и не получил надлежащего отклика. (Ср. эти замечания

с обсуждением защит шизоидной личности в главе 1.) Когда

в процессе анализа реактивированных нарциссических


background image

конфигураций  снова  открывается доступ  к  эмиатическим

откликам, существует  двоякого  рода  опасность, которую

ощущает пациент в этой области. (1) Несмотря на возни-

кающее  у  анализанда  сознательное  желание находиться

в эмпатическом контакте с  другими людьми и непосред-

ственное удовольствие от эмпатического понимания душев-

ного состояния другого человека, это удовольствие часто

сменяется чувством болезненного возбуждения и тревогой

в  связи  с  угрозой  регрессивных  переживаний слияния,

которые иногда проявляются в форме временных иллюзий

телесной идентичности с другим человеком и ведут к попыт-

кам связать или разрядить напряжение посредством откро-

венной сексуализации (см. общее обсуждение травматиче-

ских состояний в главе 8). (2) В отличие от сопротивлений,

обусловленных  вышеупомянутым  психоэкономическим

дисбалансом, сопротивления, соответствующие более высо-

кому  уровню психического функционирования, связаны

со страхом пассивности, нередко воспринимаемым мужчи-

нами как угроза оказаться в присущей женщинам роли пови-

нующегося. Такие страхи с чаще всего возникают в ответ

на  новоприобретенное  эмпатическое  понимание  того,

что аналитик тоже является человеком, способным реаги-

ровать на анализанда эмоционально и эмпатически.

Защита, которую дает личности нарциссическая изоля-

ция, и угроза отказа от этой безопасности, возрастающая,

когда  анализ  предоставляет возможность  эмпатического

контакта с другим человеком и соприкосновения с миром,

драматически отображена в сновидении пациента С. Этот

мужчина в раннем детстве потерял мать и вслед за этим

еще нескольких женщин, обладавших качествами матери.

Ему  приснилось, что  он  находится один  в  своем  доме,

смотрит в окно, а рядом лежат его рыболовные снасти.

За  окном  он  видит  плавающих  рядом  многочисленных

рыб, больших и маленьких, очень красивых, и ему хочется

отправиться  на  рыбалку. Но  он  понимает, что  его  дом

находится на дне озера и что, как только он откроет окно,

вода хлынет в дом и затопит его самого.

Сопротивления подобного  рода нередко  принимают

более мягкую форму отвержения покровительственного,

по мнению пациента, отношения аналитика. Эмпатия,

особенно если она связана с желанием исцелять

непосред-

ственно

благодаря заботливому пониманию, может и в са-

мом деле стать властной и назойливой, то есть она может

основываться на неустраненных фантазиях терапевта

о всемогуществе. Но даже если аналитик в значительной

степени справился со своим желанием исцелять непосред-

ственно, используя волшебство своего заботливого пони-

мания, и действительно не ведет себя покровительственно

по отношению к пациенту (то есть использует эмиатию

как инструмент наблюдения и соответствующей коммуни-

кации), сам факт того, что пациент перестал защищаться

от возможности быть эмпатически понятым и получить

обратную реакцию, вызывает у него архаичный страх

ранних разочарований. На некоторое время он может

стать подозрительным, ему будет казаться, что аналитик

им манипулирует, что аналитик руководит им, чтобы затем

садистским образом его разочаровать и т.д. Такие вре-

менные паранойяльные установки встречаются довольно

часто, но какими бы настораживающими они ни казались,

обычно их век недолог, и их можно устранить с помощью

корректных динамических и генетических интерпре-

таций. Тем не менее, какова бы ни была судьба сопротив-

лений, при надлежащим образом проведенном анализе

нарциссических личностей с большим постоянством мож-

но наблюдать постепенное усиление способности к эм-

патическому пониманию других людей и постепенно креп-

нущую надежду, что и другие люди тоже будут способны

понять чувства, желания и потребности пациента.

Креативность

Креативность, варьирующая  от новоприобретенной  спо-

собности увлеченно и с энтузиазмом выполнять ряд опре-

деленных  задач  до возникновения блестящих художест-

венных  замыслов  и  проницательных  научных  решений,

также может проявляться — внешне спонтанно — в процессе

анализа нарциссических личностей. Ее проявление опять-

таки специфически связано с мобилизацией ранее сдержи-

ваемых нарциссических катексисов в областях грандиозной

самости и идеализированного родительского имаго.