Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3924
Скачиваний: 154
преграды, мешавшие пониманию. У меня сохранялось
стремление, связанное с глубинными и давними точками
фиксации, находиться в самом центре нарциссической
сцены, и хотя на протяжении долгого времени я боролся
с соответствующими детскими заблуждениями и полагал,
что в целом достиг господства над ними, какое-то время
я не мог справиться с когнитивной задачей, которая воз-
никла передо мной, когда я столкнулся с реактивирован-
ной грандиозной самостью моей пациентки. Поэтому
я отказывался принять во внимание возможность того,
что я не являлся объектом для пациентки, не имел отноше-
ния к ее детской любви и ненависти, а выполнял, вопреки
моему желанию, лишь безличную функцию, не имевшую
никакого значения за исключением того, что она относи-
лась к сфере ее собственной реактивированной нарцис-
сической грандиозности и эксгибиционизма.
Поэтому в течение долгого времени я считал, что упре-
ки пациентки были связаны со специфическими транс-
ферентными фантазиями и желаниями эдипова уровня,
но не мог добиться никакого прогресса в этом направ-
лении. В конечном счете именно надменные интонации
пациентки, как мне кажется, вывели меня на верный путь.
Я понял, что они выражали ее полную убежденность в соб-
ственной правоте — убежденность маленького ребенка, —
которая прежде не имела возможности проявиться. Стои-
ло мне сделать нечто большее (или меньшее), чем просто
выразить одобрение или поддержку в ответ на сообщения
пациентки о ее собственных открытиях, я тут же становил-
ся для нее депрессивной матерью, которая (садистским
образом, как это воспринималось пациенткой) отводила
нарциссический катексис от ребенка и направляла его
на себя или не служила необходимым для него нарцисси-
ческим эхом. Или же я становился ее братом, который,
как ей казалось, искажал ее мысли и стремился быть
в центре внимания.
Здесь для нас так важен ответ на вопрос, действи-
тельно ли мать (или брат, который в данном контексте
воспринимался пациенткой как действовавший заодно
с матерью, то есть как ее продолжение или ее замена)
сознательно, предсознательно или бессознательно вела
себя садистским образом, на чем в течение долгого вре-
мени настаивала пациентка. Архаичный объект восприни-
мается как всемогущий и всезнающий и, таким образом,
последствия его действий и упущений всегда расцени-
ваются детской психикой как нечто преднамеренное.
Поэтому пациентка предполагала — совершенно справед-
ливо, если иметь в виду ее психическую организацию, —
что отсутствие вначале у меня понимания было обуслов-
лено не моими интеллектуальными или эмоциональными
ограничениями, а моими садистскими намерениями.
Я не думаю, что это искаженное восприятие можно объяс-
нить лишь возникшей при переносе путаницей. Скорее
его следует понимать как следствие терапевтической
регрессии к уровню основной патогенной фиксации,
то есть к нарциссическому представлению об объекте
и, таким образом, к анимистической путанице между при-
чиной и следствием, с одной стороны, и между намере-
нием и поступком — с другой.
Какой бы ни была, однако, сознательная или бессозна-
тельная мотивация матери (и брата), оценивая психологи-
ческое развитие пациентки с метапсихологических пози-
ций, можно сказать, что их поведение способствовало
вытеснению архаичной, интенсивно катектированной
грандиозной самости. Будучи вытесненной, она не могла
измениться под влиянием реальности и была недоступной
для Эго как источника приемлемой нарциссической моти-
вации. Здесь можно добавить, что отец пациентки, к кото-
рому она обратилась скорее в поисках нарциссического
одобрения, которого она не получила от матери, а не как
к эдипову объекту любви, еще больше травмировал ребен-
ка постоянным изменением своего отношения к девочке
от проявлений огромной любви до полного эмоциональ-
ного безучастия. Его поведение стимулировало прежние
нарциссические интересы ребенка, не помогая интегри-
ровать их с реалистичным представлением девочки о себе
посредством
оптимальной избирательности его реакций при
проявлении постоянного интереса к ней.
Таким образом, он по-
нлиял на установление прочного барьера вытеснения
и своим непоследовательным и соблазняющим поведени-
ем усилил ее склонность к ресексуализации потребностей,
что отчасти напоминает условия, приведшие к ресек-
суализации потребности в нарциссическом гомеостазе
в случае мистера А.
Клиническая ситуация, описанная на предыдущих
страницах, и, в частности, терапевтические реакции
аналитика нуждаются в дальнейшем объяснении, несмот-
ря на то, что последующее обсуждение аналитического
процесса напрямую не относится к вопросу, который
мы в настоящий момент рассматриваем, — контрпереносу
при зеркальном переносе.
На первый взгляд может показаться, будто бы я утвер-
ждаю, что в случаях подобного рода аналитик должен
потворствовать желанию, проявляемому анализандом при
переносе, что пациентка не получала от депрессивной
матери необходимого эмоционального отклика и одобре-
ния и что аналитик должен дать его теперь, чтобы обеспе-
чить «корректирующий эмоциональный опыт» (Alexander
etal., 1946).
Действительно, есть пациенты, для которых такого
рода потворство является не только временной тактиче-
ской вынужденной мерой в определенных напряженных
фазах анализа — без этого они даже не могут совершить
шаги, ведущие к усилению господства Эго над детскими же-
ланиями, что является одной из целей психоаналитической
работы. Кроме того, нет сомнений в том, что иногда по-
творство важному детскому желанию — особенно если оно
обеспечивается чувством уверенности в терапевтической
атмосфере, в которой подразумевается квазирелигиозное
магическое значение силы любви — может иметь стойкие
благоприятные результаты в смысле избавления от симпто-
мов и поведенческих изменений у пациента. Подобно Жану
Вальжану из «Отверженных» В. Гюго, получившему рукопо-
жатие епископа, пациент уходит после терапевтического
сеанса изменившимся человеком. (Яркий пример внезап-
ного исцеления, последовавшего за благотворным пережи-
ванием вне запланированной психотерапии, см. в описа-
нии, приведенном К. Р. Эйсслером [Eissler, 1965, р. 357 etc.],
лечения одного из пациентов Юстина [Justin, I960].)
Однако в доступных анализу случаях, как в случае
мисс Е., терапевтический процесс развивается несколь-
ко по-другому. Преодолев некоторые когнитивные и эмо-
циональные затруднения, я понял, что основные трансфе-
рентные проявления пациентки связаны не с содержа-
нием материала (который относился к поздним фазам
развития и касался ее эмоционально поверхностных ин-
терперсональных отношений, использовавшихся ею в за-
щитных целях), а с взаимодействиями, которые проис-
ходили во время аналитического сеанса. В частности,
мне стало понятно, что пациентка воспринимала меня как
депрессивную, страдавшую ипохондрией мать из своего
раннего детства, которая лишила ее необходимой нарцис-
сической подпитки. Хотя из тактических соображений
(например, с целью добиться кооперации с сегментом Эго
пациента) аналитик может в подобных случаях временно
пойти на то, что можно назвать
вынужденной уступкой
детскому желанию,
настоящей целью анализа является все
же не потворство, а господство над детскими желаниями,
основанное на инсайтах, достигнутых в условиях (пере-
носимого) аналитического воздержания.
Как в случае неврозов переноса, где речь идет об объект-
но-инстинктивных влечениях, так и при анализе нарцис-
сических нарушений личности, где речь идет о нарцис-
сически катектированном объекте, аналитик не должен
препятствовать (преждевременными интерпретациями
пли иным образом) спонтанной мобилизации трансферент-
пых желаний. Как правило, он начинает работу, связанную
с интерпретацией переноса, только тогда, когда из-за не
исполнения трансферентных желаний нарушается коопе
рация пациента и аналитика, то есть когда перенос пре
вращается в сопротивление
5
. И опять-таки, как в случае
неврозов переноса, так и при анализе нарциссических
Интерпретации, относящиеся к переносу, особенно на ранних
стадиях анализа, которые не нацелены на реактивацию движу-
щих сил аналитического процесса, заблокированных сопроти-
влениями, оказываемыми при переносе, будут справедливо
восприниматься пациентом как запреты. Как бы дружелюбно
и доброжелательно ни высказывался аналитик, анализанд будет
слышать: «Не надо так делать — это нереалистично, по-дет-
ски!» — или что-нибудь в этом роде.
нарушений личности — но здесь даже в еще большей степе-
ни — аналитику не следует ожидать, что как только началась
интерпретативная работа, будет достигнуто господство Эго
над интенсивными детскими желаниями в тот самый мо-
мент, когда пациент совершит первые шаги к тому, чтобы
сделать их доступными сознанию. Напротив, аналитик
знает, что предстоит долгий период переработки, в кото-
ром пациент — по крайней мере вначале — будет оказывать
сопротивление, не столько настаивая на исполнении своих
инфантильных желаний, сколько постоянно пытаясь отсту-
питься от них, как правило, громогласно требуя удовле-
творения потребностей отщепленного сектора психики,
тогда как основные потребности и желания снова утаива-
ются. Но ни воспрепятствование аналитиком проявлению
трансферентных желаний, ни его основанное на здравом
смысле принятие постепенности и сложности процесса
переработки не следует путать с отказом от аналитической
работы, который заключает в себе понятие «корректи-
рующий эмоциональный опыт», или с подменой ее воспи-
тательными мерами (и иными действиями со стороны
аналитика), которые можно считать оправданными только
в том случае, если они служат цели установления и сохране-
ния терапевтического альянса.
В случае мисс Е. мое понимание того, что пациентка
вновь проявляла свое специфическое детское требование,
послужило только началом процесса переработки, касав-
шегося ее грандиозной самости. Справившись со своим
сопротивлением,вызванным контрпереносом,которое
какое-то время заставляло меня считать, что пациентка
боролась с объектно-инстинктивным переносом, я, нако-
нец, мог ей сказать, что ее раздражение на меня было
вызвано нарциссическими процессами, а именно возник-
шим при переносе смешением меня с депрессивной ма-
терью, которая переносила нарциссические потребности
ребенка на себя. За этими интерпретациями последовал ряд
аналогичных воспоминаний, касавшихся наступления
у ее матери состояния депрессивной сосредоточенности
на себе в последующие периоды жизни пациентки. В конце
концов она отчетливо вспомнила основные мучительные
события, на которые, по-видимому, наложились более
ранние и более поздние воспоминания. Они относились
к эпизодам, когда она возвращалась домой из детского сада
и школы. Она как можно быстрее мчалась домой, радостно
предвосхищая, как будет рассказывать матери о своих
успехах в школе. Она вспомнила, как мать открывала дверь,
но вместо радости на лице она видела безразличие, и когда
девочка начинала рассказывать о школе, своих играх, успе-
хах и достижениях за время своего отсутствия дома, мать,
казалось, слушала и принимала участие в разговоре, но не-
заметно тема разговора менялась, и мать начинала говорить
о себе, своей головной боли, усталости и прочих недомога
ниях, которые ее беспокоили. Все, что могла вспомнить
пациентка о своих реакциях, — это то, что она внезапно
начинала чувствовать себя лишенной энергии и опусто
шенной; долгое время она не могла припомнить, чтобы
чувствовала какое-либо раздражение на свою мать в таких
ситуациях. И только после длительного периода перера
ботки она постепенно смогла увидеть связь между раздра
жением, которое она испытывала ко мне, когда я не пони
мал ее потребностей и чувств, и чувствами, возникавшими
и ответ на нарциссическую фрустрацию, от которой она
страдала в детстве.
Таким образом, мои интерпретации привели пациент-
ку к постепенно возросшему осознанию интенсивности ее
требований и потребности в их исполнении, то есть к тому
пониманию, которому она активно сопротивлялась,
поскольку теперь она не могла уже отрицать наличия в
этой области крайне выраженных потребностей, которые в
течение
долгого
времени
скрывались
за
демонстрацией самостоятельности и самодостаточности.
Эта
фаза
— если
к общих чертах охарактеризовать дальнейший ход со
бытий — сменилась постепенным, сопровождавшимся
чувством стыда и тревогой разоблачением ее стойкой
инфантильной грандиозности и эксгибиционизма. Про
цесс переработки, завершившийся в этот период, в ко
нечном счете привел к возросшему господству Эго над
давней грандиозностью и эксгибиционизмом и, таким
образом, к большей уверенности в себе и другим благо
приятным трансформациям нарциссизма в этом сегменте
се личности.
В завершение этой клинической иллюстрации я пере-
числю когнитивные и эмоциональные задачи, стоящие
перед аналитиком в процессе анализа, в котором последо-
вательность ранних стадий развития грандиозной самости
пациента терапевтически реактивируется в различных
формах зеркального переноса. Чтобы надлежащим обра-
зом проводить анализ таких нарушений личности, анали-
тик должен уметь сохранять интерес и внимание к реак-
тивированным психологическим структурам, несмотря
на отсутствие важных объектно-инстинктивных катек-
сисов. Кроме того, он должен мириться с тем, что его
позицией в терапевтически реактивированном нарцис-
сическом видении мира пациентом (соответствующем
уровню главной точки фиксации) является позиция ар-
хаичного предструктурного объекта, то есть что его функ-
ция заключается в том, чтобы служить поддержанию нар-
циссического равновесия пациента. Аналитик не только
должен уметь с терпением относиться к вышеупомянутым
психологическим фактам (то есть проявлять выдержку,
не мешать установлению нарциссического переноса по-
средством преждевременных интерпретаций, проявлять
внимание и эмпатию), но и оставаться позитивно вклю-
ченным в нарциссический мир пациента со всей своей
творческой восприимчивостью, поскольку многие пере-
живания пациента в силу их довербальной природы долж-
ны постигаться аналитиком эмпатически, а их значение
должно быть реконструировано, по крайней мере прибли-
зительно, прежде чем пациент сможет воскресить в памя-
ти (через «наложение») аналогичные более поздние воспо-
минания и связать текущие переживания с прошлыми.
В выполнении задач, встающих перед ним при анализе
реактивированной грандиозной самости, аналитику в зна-
чительной степени помогает теоретическое понимание
состояний, с которыми ему приходится сталкиваться.
Кроме того, он должен осознавать потенциальное влия-
ние его собственных нарциссических требований, восста-
ющих против хронической ситуации, в которой он не вос-
принимается пациентом как таковой и даже смешивается
с объектом из его прошлого. И, наконец, в особых случаях
аналитик должен быть свободным от активного воздейст-
вия архаичных страхов растворения через слияние.
Он не должен отгораживаться от потребностей в слиянии
некоторых пациентов, а должен с терпением относиться
к их активации без излишней тревоги и оставаться вос-
приимчивым к попыткам и сигналам слияния в форме
контролируемого эмпатического понимания нарцисси-
ческих требований пациента и необходимых ответов
на них, то есть интерпретаций и реконструкций, ведущих
к постепенной интеграции нарциссических структур па-
циента в зрелую, ориентированную на реальность лич-
ность. Стоит, однако, повторить, раз уж мы здесь вновь
вкратце описываем аналитический процесс при лечении
этих расстройств, что в самом начале и на протяжении
долгого времени анализанд, как правило, обладает недо-
статочной толерантностью к собственным нарциссиче-
ским требованиям и что он должен научиться принимать
и понимать их, прежде чем его Эго постепенно достигнет
господства над ними.
ГЛАВА 12. Н
ЕКОТОРЫЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ
ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ
НАРЦИССИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ
Мобилизация архаичных нарциссических позиций в про-
цессе анализа обеспечивает переработку нарциссических
переносов и выражается в специфических и неспецифиче-
ских позитивных изменениях. Самым заметным неспеци-
фическим изменением является усиление и расширение
способности к объектной любви; специфические изме-
нения происходят в сфере самого нарциссизма.
У
СИЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕКТНОЙ ЛЮБВИ
1.
Усиление способности к объектной любви, которое
постоянно встречается при анализе нарциссических лич
ностей, следует расценивать как важный, но вместе с тем
неспецифический и вторичный результат лечения. В целом
вновь возникающая объектная любовь становится доступной
пациенту вследствие реактивации объектно-либидинозных
инцес туозных аффективных связей, которые прежде скры
вались за стеной регрессивного нарциссизма, вследствие
чего были недоступны для пациента. Поэтому возрастающая
в ходе анализа доступность объектно-инстинктивных катек-
сисов обычно не означает преобразования мобилизованного
нарциссизма в объектную любовь; скорее она обусловлена
высвобождением ранее вытесненного объектного либидо,
то есть является результатом успешной терапевтической
работы в секторах вторичной психопатологии (невроз пере
носа) у пациента, первично страдающего нарциссическим
нарушением личности.
2. Вместе с тем определенные аспекты возрастающей
способности к объектной любви нарциссического пациента
непосредственно связаны с процессом переработки именно
в первичной области психопатологии. Они характеризуются
не только усилением объектных катексисов пациента,
но и большей тонкостью и эмоциональной глубиной уже су-
ществующих (или вновь мобилизованных) объектных стрем-
лений благодаря тому, что становится более доступным
идеализирующее либидо. В результате систематической
переработки идеализирующего переноса излишки идеа-
лизирующего либидо могут объединиться с объектно-либи-
динозным катексисом. Присоединение идеализирующих
катексисов к объектной любви выражается в более глубоких
и утонченных переживаниях любви пациентом, будь то со-
стояние влюбленности, длительная привязанность к другому
человеку или посвящение себя любимому делу. В этом случае
парциссический компонент общего любовного пережива-
ния является, в сущности, второстепенным. Нарциссические
катексисы добавляют силу и свой колорит переживанию
побви пациентом; однако основной инстинктивный катек-
сис является объектно-либидинозным.
3. И наконец, важным неспецифическим результатом
систематического анализа нарциссических позиций являет-
ся усиление способности к объектной любви, обусловлен-
ное консолидацией самовосприятия и соответствующим
повышением связности самости и более четким установле-
нием ее границ. С усилением связности самости возрастает
способность Эго к выполнению разного рода задач (напри-
мер, профессиональных); это относится и к функциониро-
ванию Эго как исполнительного центра объектной любви.
Формулируя этот очевидный факт в поведенческих, фено-
менологических и динамических терминах, можно сказать:
чем больше уверенность, с которой человек способен себя
принимать, чем определеннее его представление о себе
и чем надежнее интроецированы его ценности, тем уверен-
ней и эффективней он будет выражать и предлагать свою
побовь (то есть распространять свой объектно-либидиноз-i
|ый катексис), не испытывая чрезмерного страха оказаться
отверженным и униженным.
П
РОГРЕССИВНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В НАРЦИССИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
П
ервичные и основные результаты психоаналитического ле-
чения нарциссических личностей связаны с нарциссической
сферой, а произошедшие здесь изменения в большинстве