Файл: Каменецкий Д.А. - Неврозология и психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 4269

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— Мышцы  всего  моего  тела  остаются  полностью  расслабленными, свинцово-тяжелыми

остаются мои руки.

— Появляется  чувство  тяжести; усиливается  чувство  тяжести; свинцово-тяжелым  стало  мое

правое бедро (голень, стопа и пальцы правой ноги).

Заканчивается занятие так: «Легкими стали мои руки и правая нога», «Я чувствую свое тело» и

т.д.

Занятия  № 10, 11 и 12

направлены  на  вызывание  чувства  тяжести  в  левой  ноге, туловище  и

голове. Проводятся  занятия  по  той  же  схеме, что  и  другие  занятия, направленные  на  вызывание
тяжести в теле.

Далее врач продолжает тренировку 3-го упражнения, направленного на вызывание чувства тепла

в теле. Этому упражнению посвящается 6 занятий (с 13 по 18).

Занятие № 13

направлено на вызывание чувства тепла в правой руке:

— Мышцы всего моего тела полностью расслабились, тело стало свинцово-тяжелым.
— Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает занятие:
— Мышцы  всего  моего  тела  остаются  полностью  расслабленными, тело  остается  свинцово-

тяжелым.

— Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает:
— Я  чувствую, как  появляется  ощущение  тепла, усиливается  ощущение  тепла, становится

горячим правое плечо.

Врач заканчивает занятие:
— Мышцы  моего  тела  остаются  расслабленными, тело  остается  свинцово-тяжелым, правое

плечо горячим.

— Чувствую себя спокойно.
Окончание занятий врач проводит по общеразработанной схеме.

Занятия  № 14, 15, 16, 17, 18

направлены  на  вызывание  чувства  тепла  в  левой  руке,  правой  и

левой ногах, туловище и голове. Целесообразно на занятии № 18, когда будет проводиться тренировка,
направленная  на  вызывание  тепла  в  голове, вместо слов «стала  горячей» говорить «стала  невероятно
теплой».

Во всем остальном тренировка проводится по установленной схеме.
Далее врач проводит тренировку 4-го упражнения, нацеленного на овладение ритмом сердечной

деятельности.

Это упражнение проводится во время

занятия № 19.

Занятие начинается, как обычно, с проверки домашнего задания. Врач расспрашивает больных,

как они овладели последними упражнениями.

Затем начинается тренировка:
— Мышцы моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется во всем теле.
— Чувствую себя спокойно.
Врач просит больного посчитать пульс на левой руке (объясняет как это сделать):
— Я начинаю считать свой пульс.
— Чувствую себя спокойно.
— Я чувствую, как начинает замедляться мой пульс.
Больные продолжают считать свой пульс и мысленно повторяют фразы:
— Чувствую себя спокойно.
— Я чувствую, как ускоряется мой пульс.
Больные чувствуют ускорение пульса, мысленно повторяют фразу и продолжают считать пульс:
— Чувствую себя спокойно.
— Мой пульс начинает биться спокойно и ровно.


background image

Далее врач рекомендует больным прекратить считать пульс и продолжает:
— Исчезло  чувство  тепла  в  теле, исчезло  чувство  тяжести  в  теле, я  начинаю  чувствовать  свое

тело.

— Чувствую себя спокойно.
Окончание занятия проводится по известной схеме.
Прощаясь с больными, врач дает им задание дома продолжать тренировку со счетом пульса.

Занятие № 20

направлено на овладение регуляцией ритма дыхания (упражнение № 5).

Вначале  проверяются  достижения  больных  в  выполнении  ими  домашнего  задания, и  занятие

начинается:

— Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы всего моего тела остаются расслабленными.

Чувствую себя спокойно.

— Мышцы всего моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы  всего  моего  тела  остаются  расслабленными, тяжелыми, тепло  сохраняется  в  моем

теле.

— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы  всего  моего  тела  остаются  расслабленными, тяжелыми, тепло  сохраняется  в  моем

теле, сердце мое бьется спокойно, ритмично.

— Чувствую себя спокойно.
— Я дышу ровно и легко.
— Чувствую себя спокойно.
— Дыхание мое становится более глубоким и более редким.
— Чувствую себя спокойно.
Фраза «дыхание мое становится более глубоким и более редким» повторяется до шести раз.
— Я дышу более поверхностно и часто.
— Чувствую себя спокойно.
И эта фраза повторяется врачом до шести раз.
— Я вновь дышу ровно и легко.
— Я  перестаю  чувствовать  тепло  в  моем  теле; исчезло  чувство  тяжести  в  теле, я  начинаю

чувствовать  свое  тело, сердце  мое  бьется  спокойно, ритмично; дыхание  мое  остается  ровным  и
свободным.

— Чувствую себя спокойно.
Заканчивается занятие по известной схеме, и больным дается домашнее задание.

Занятие № 21

(упражнение № 6) направлено на вызывание тепла в эпигастральной области.

Занятие врач начинает с проверки степени усвоения домашнего задания:
— Мышцы моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела стали тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Тепло заполнило все мое тело.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
— Чувствую себя спокойно.

Мой пульс бьется спокойно, ровно.

— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле,

пульс остается спокойным, ритмичным.

— Чувствую себя спокойно.
— Я начинаю дышать спокойно и ровно.


background image

— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле,

пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание остается спокойным и ровным.

— Чувствую себя спокойно.
— Тепло появляется в эпигастральной (подложечной) области.
— Чувствую себя спокойно.
— Тепло усиливается в эпигастральной (подложечной) области.
— Чувствую себя спокойно.
— Горячей становится моя эпигастральная (подложечная) область.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле,

пульс  остается  спокойным, ритмичным, дыхание  остается  спокойным  и  ровным, ощущение  горячего
сохраняется в эпигастральной (подложечной) области.

— Чувствую себя спокойно.
— Мои руки сжимаются в кулак.
Больные сжимают руки в кулак.
— Мои  руки  сгибаются  и  разгибаются  в  локтевых  суставах. Больные  делают  несколько

сгибательно-разгибательных движений в локтевых суставах обеих рук.

— Чувствую себя спокойно.
— Глаза мои открылись, сеанс окончен.
Больные мысленно повторяют фразу и открывают глаза.
— Чувствую себя спокойно.
Врач  расспрашивает  больных  об  их  самочувствии  и  дает  им  задание  в  домашней  обстановке

продолжать тренировку упражнения № 6.

Занятие № 22

(упражнение № 7) направлено на вызывание ощущения прохлады в области лба.

Вначале проверяется степень усвоения домашнего задания.
Далее врач приступает к тренировке:
— Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела стали тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым.

Чувствую себя спокойно.

— Тепло заполнило все мое тело.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
— Чувствую себя спокойно.
— Мой пульс бьется спокойно, ритмично.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
Врач заканчивает тренировку:
— Мышцы  моего  тела  остаются  расслабленными, тяжелыми, тепло  сохраняется  в  моем  теле,

пульс  остается  спокойным, ритмичным, дыхание  спокойным  и  ровным, ощущение  горячего
сохраняется в моей эпигастральной области, холодным остается мой лоб.

— Чувствую себя спокойно.
Окончание сеанса проводится так же, как предыдущего 21-го занятия.

Занятием № 22

заканчивается курс овладения больными методом аутогенной тренировки. Семь

упражнений  больной  осваивает  в  течение 22 недель, то  есть 4,5 месяца. С нашей  точки  зрения  такое
длительное  овладение  методом  аутогенной  тренировки  является  классическим, самым  эффективным.
Больной  посещает  врача-психотерапевта  один  раз  в  неделю, а  в  течение  недели  дома  выполняет
задание самостоятельно.

Такое длительное освоение того или иного упражнения позволяет больному, помимо усиления

его внимания и сосредоточенности к тренировке, развивать процессы саморегуляции и самоуправления


background image

отдельными физиологическими процессами.

Многие  авторы  рекомендуют  ускоренные  методики  для  овладения  аутогенной  тренировкой. С

нашей точки зрения допустимо сокращение сроков освоения AT в два либо максимум в четыре раза, то
есть  в  первом  случае  мы  в  одно  занятие  проводим  тренировку  двух  частей  тела, во  втором  врач
проводит  занятия  с  больными  два  раза  в  неделю.  Попытки  освоить  AT  за  более  короткий  период,  с
нашей точки зрения приводят к дискредитации метода и потере интереса к нему.

Лица, овладевшие в полном объеме методом AT, могут управлять своим организмом. Они могут

управлять  всеми  его  функциями, способствуя  тем  самым  быстрейшему  выздоровлению; они  могут
повышать  производительность  труда, повышать творческие способности  и спортивные достижения и
т.д.

Врач  после  овладения  больными  всеми  семью  упражнениями  разъясняет  им  влияние AT на

физиологические процессы, происходящие в организме.

Так, врач  разъясняет  больным, что  мышечная  релаксация, снижение  тонуса  как  поперечно-

полосатой, так  и  гладкой  мускулатуры, способствует  уменьшению  эмоциональной  напряженности,
общему успокоению больного. Дыхание становится более медленным и поверхностным; частота пульса
замедляется, то есть происходит нормализация дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности.

При  мышечной  релаксации  у  гипертоников  артериальное  давление  нормализуется  главным

образом  за  счет  систолического  давления. Количество  кортизона  в  сыворотке  крови  в  состоянии
релаксации  несколько  уменьшается. По  мере  нарастания  релаксации  легкая  сонливость  переходит  в
сон. Освоение релаксации способствует устранению агрипнических состояний.

По данным А.М. Свядоща, во время мышечной релаксации чаще наблюдаются изменения ЭЭГ,

«указывающие  на  преобладание  тормозного  процесса  в  коре». Автор  указывает  на  то, что  в  начале
релаксации  отчетливо  выступал  альфа-ритм. В  дальнейшем, как  правило, отмечалось  снижение
электрической  активности  головного  мозга. Во  время  релаксации  происходит  выравнивание
лабильности  нейронов  коры. По  мнению  А.М. Свядоща, состояние  релаксации — это  переходное
состояние между сном и бодрствованием — гипнотическое фазовое состояние.

При  вызывании  ощущения  тепла, по  данным  А.М. Свядоща, объем  циркулирующей  крови

увеличивается, что  может  способствовать  усилению, обострению  и  заживлению  воспалительного
процесса, что  особенно  важно  при  лечении  различных  воспалительных  заболеваний  сердечно-
сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

При внушении «лоб прохладный» снижается температура кожи (на 0,6-1,2°) и в ней уменьшается

кровоток, что можно использовать при внутренних кровотечениях (ювенильное кровотечение) и др.

При  внушении «живот (эпигастральная  область) теплый» у  ряда  больных  наблюдалось

повышение температуры кожи живота более чем на 2°.

По  мнению  Шульца, в  состоянии  релаксации  можно  вызвать  гипермнезию, что  способствует

более продуктивному изучению иностранного языка.

В  литературе  имеются  указания  на  то, что  при  релаксации  удается  эффективно  лечить

логоневрозы, повышать самовнушаемость человека.

При  тренировке  тяжести  в  теле  удается  активировать  внутренние  силы  организма,

способствовать  укреплению  волевой  активности, упорядочению  некоторых  отрицательных  форм
поведения, нормализации  характерологических  особенностей, мобилизации  интеллектуальных
ресурсов и т.д.

Обобщая  все  изложенное  выше  в  главе  седьмой  о  терапии  неврозов, можно  с  твердой

уверенностью  сказать, что  наиболее  эффективной  терапией  неврозов  является  сочетание
медикаментозной терапии с психотерапией, где главная роль все же должна принадлежать последней.
Что  касается  психотерапии, то  предпочтительной  психотерапией  для  каждого  врача  в  отдельности
является  та, которая, с  его  точки  зрения, должно  быть  предпочтительной  на  основании  своего
собственного  опыта. Описанные  выше  разнообразные  психотерапевтические  примеры  как
фрейдистского  направления, так  и  неофрейдистского  толка, гипносуггестивная  психотерапия,
наркопсихотерапия, рациональная психотерапия, аутогенные тренировки в равной степени могут быть
высокоэффективнными  при  лечении  неврозов, если  ими  пользуются  высококвалифицированные
специалисты.

В  настоящем  пособии  созданному  нами  гипноанализу  не  случайно  было  уделено  больше

внимания. Метод  создавался  многие  годы, использовался  на  огромном  количестве  больных, при
неврозах, неврозоподобных 

состояниях, в 

клинике 

соматических, дермотологических,


background image

гинекологических  заболеваний. Общая  схема  поэтапной  психотерапии, разработанная  нами,
использовалась не только в тормозных состояниях коры, но и ее бодрствующих состояниях, и во всех
случаях  нам  удавалось  добиваться  высокого  терапевтического  эффекта. Поэтому  столь  широкое
изложение  наших  собственных  психотерапевтических  подходов  к  лечению  многих  болезней,
оказавшихся высокоэффективными, было вполне закономерно, и, мы надеемся, оправданным.

Глава 15. Профилактика неврозов

Говорить о профилактике неврозов и просто, и сложно.
Просто  потому, что  причиной  их  возникновения  в  большинстве  случаев  является

психотравмирующее  воздействие  и  предупреждение  их  играет  решающую  роль  в  профилактике
неврозов.

Сложно  потому, что, с  одной  стороны, не  всегда  легко  выявить  ту  или  иную

психотравмирующую  ситуацию, часто  причиной  заболевания  является  соматический  фактор,
переходящий  в  психотравмирующий, с  другой  стороны, устранение  психотравм  или адаптация к ним
становится трудным, а порой и невозможным мероприятием.

Однако, учитывая, что  не  только  психотравмы, но  и  другие  факторы  могут  спровоцировать

начало  невроза, мы  считаем  необходимым  начать  описывать  его  профилактику, начиная  с
внутриутробного развития ребенка.

Для  нормального  развития  плода  мать  должна  вынашивать  ребенка  в  атмосфере  полного

спокойствия. Она  должна  полноценно  питаться, ее  пища  должна  быть  полноценной, калорийной  и
насыщенной  витаминами. Окружающая  обстановка  должна  быть  спокойной, доброжелательной, то
есть мать должна быть здоровой, а ее семья благополучной.

Затем  большое  значение  для  предупреждения  неврозов  имеет  правильное  воспитание  ребенка.

На  эту  тему  имеется  необозримая  литература. По  мнению  А.В. Свядоща (1997). для  правильного
воспитания  ребенка  необходимо «развитие  у  него  таких  качеств, как  выдержка, настойчивость,
трудолюбие, умение  преодолевать  трудности, преданность  высоким  общественным  идеалам». Но  для
этого, с  нашей  точки  зрения, необходимо, чтобы  у  ребенка  была  хорошая  семья, здоровые  и
благополучные  родители, приличное  материальное  благосостояние. Ребенок  не  должен  быть
свидетелем  конфликтных  отношений  в  семье; его  воспитание  не  должно  проходить  в  обстановке
постоянных запретов, он должен быть свободен, но его свобода должна быть ненавязчиво ограничена.
С  раннего  детства  ребенка  необходимо  приучать  к  аккуратности, соблюдению  правил  гигиены,
правильному  и  калорийному  питанию, воспитывать  трудолюбие, любовь  к  близким  и  учебе. Причем
все  это  должны  делать  родители  не  на  словах, а  на  собственном  примере. Необходимо  с  детства
приучать ребенка к труду, любви к книге. Очень важно как можно с более раннего возраста приобщать
ребенка  к  физкультуре. Спортивное  воспитание  ребенка  является  лучшей  профилактикой  не  только
неврозов, но и любого другого заболевания.

Ребенок, которому  с  детства  все  было  дозволено, который  был  слишком  заласкан, вырастает

эгоистом, думающим  только  о  себе, пренебрегающим  интересами  других, становится  чрезмерно
чувствительным, раздражительным, плаксивым, подвержен частым срывам.

Ни  в  коем  случае  нельзя  слишком  захваливать  ребенка, так  как  это  ведет  к  развитию  у  него

таких  отрицательных  черт, как  тщеславие, высокомерие  и  чувство превосходства  над  другими. Такие
дети  не  пользуются  авторитетом  у  своих  сверстников, это  приводит  к  замкнутости. При  первой  же
неудаче у таких ребят может наступить тяжелый срыв.

Вредным  также  является  постоянное  напоминание  ребенку  о  его  даже  самых  незначительных

недостатках, не  говоря  уже  о  его  неполноценности, никчемности. Нельзя  подавлять  инициативу  и
требовать  от  ребенка  беспрекословного  послушания. Это  может  привести  к  развитию  таких  черт
характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, что дает почву для
развития невроза с навязчивостями.

Постоянное  напоминание  ребенку  о  том, что  он  лентяй, бездельник, лодырь, никчемный

человек, может  привести  к  тому, что он  станет  крайне неуверенным в  себе, робким, застенчивым, не
умеющим  добиваться  чего-либо  в  жизни.  В  семье  как  можно  меньше  нужно  говорить  на  темы  о
болезнях,  о  страданиях  людей.  Всегда  нужно  с  оптимизмом  говорить  о  сегодняшнем  дне  и  о
перспективе, о  положительных  жизненных  установках, о  том, что  человек  должен  уметь  стойко