ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 4116
Скачиваний: 22
— Мышцы всего моего тела остаются полностью расслабленными, свинцово-тяжелыми
остаются мои руки.
— Появляется чувство тяжести; усиливается чувство тяжести; свинцово-тяжелым стало мое
правое бедро (голень, стопа и пальцы правой ноги).
Заканчивается занятие так: «Легкими стали мои руки и правая нога», «Я чувствую свое тело» и
т.д.
Занятия № 10, 11 и 12
направлены на вызывание чувства тяжести в левой ноге, туловище и
голове. Проводятся занятия по той же схеме, что и другие занятия, направленные на вызывание
тяжести в теле.
Далее врач продолжает тренировку 3-го упражнения, направленного на вызывание чувства тепла
в теле. Этому упражнению посвящается 6 занятий (с 13 по 18).
Занятие № 13
направлено на вызывание чувства тепла в правой руке:
— Мышцы всего моего тела полностью расслабились, тело стало свинцово-тяжелым.
— Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает занятие:
— Мышцы всего моего тела остаются полностью расслабленными, тело остается свинцово-
тяжелым.
— Чувствую себя спокойно.
Далее врач продолжает:
— Я чувствую, как появляется ощущение тепла, усиливается ощущение тепла, становится
горячим правое плечо.
Врач заканчивает занятие:
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело остается свинцово-тяжелым, правое
плечо горячим.
— Чувствую себя спокойно.
Окончание занятий врач проводит по общеразработанной схеме.
Занятия № 14, 15, 16, 17, 18
направлены на вызывание чувства тепла в левой руке, правой и
левой ногах, туловище и голове. Целесообразно на занятии № 18, когда будет проводиться тренировка,
направленная на вызывание тепла в голове, вместо слов «стала горячей» говорить «стала невероятно
теплой».
Во всем остальном тренировка проводится по установленной схеме.
Далее врач проводит тренировку 4-го упражнения, нацеленного на овладение ритмом сердечной
деятельности.
Это упражнение проводится во время
занятия № 19.
Занятие начинается, как обычно, с проверки домашнего задания. Врач расспрашивает больных,
как они овладели последними упражнениями.
Затем начинается тренировка:
— Мышцы моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется во всем теле.
— Чувствую себя спокойно.
Врач просит больного посчитать пульс на левой руке (объясняет как это сделать):
— Я начинаю считать свой пульс.
— Чувствую себя спокойно.
— Я чувствую, как начинает замедляться мой пульс.
Больные продолжают считать свой пульс и мысленно повторяют фразы:
— Чувствую себя спокойно.
— Я чувствую, как ускоряется мой пульс.
Больные чувствуют ускорение пульса, мысленно повторяют фразу и продолжают считать пульс:
— Чувствую себя спокойно.
— Мой пульс начинает биться спокойно и ровно.
Далее врач рекомендует больным прекратить считать пульс и продолжает:
— Исчезло чувство тепла в теле, исчезло чувство тяжести в теле, я начинаю чувствовать свое
тело.
— Чувствую себя спокойно.
Окончание занятия проводится по известной схеме.
Прощаясь с больными, врач дает им задание дома продолжать тренировку со счетом пульса.
Занятие № 20
направлено на овладение регуляцией ритма дыхания (упражнение № 5).
Вначале проверяются достижения больных в выполнении ими домашнего задания, и занятие
начинается:
— Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы всего моего тела остаются расслабленными.
—
Чувствую себя спокойно.
— Мышцы всего моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы всего моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется в моем
теле.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы всего моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется в моем
теле, сердце мое бьется спокойно, ритмично.
— Чувствую себя спокойно.
— Я дышу ровно и легко.
— Чувствую себя спокойно.
— Дыхание мое становится более глубоким и более редким.
— Чувствую себя спокойно.
Фраза «дыхание мое становится более глубоким и более редким» повторяется до шести раз.
— Я дышу более поверхностно и часто.
— Чувствую себя спокойно.
И эта фраза повторяется врачом до шести раз.
— Я вновь дышу ровно и легко.
— Я перестаю чувствовать тепло в моем теле; исчезло чувство тяжести в теле, я начинаю
чувствовать свое тело, сердце мое бьется спокойно, ритмично; дыхание мое остается ровным и
свободным.
— Чувствую себя спокойно.
Заканчивается занятие по известной схеме, и больным дается домашнее задание.
Занятие № 21
(упражнение № 6) направлено на вызывание тепла в эпигастральной области.
Занятие врач начинает с проверки степени усвоения домашнего задания:
— Мышцы моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела стали тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными и тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Тепло заполнило все мое тело.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
— Чувствую себя спокойно.
—
Мой пульс бьется спокойно, ровно.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле,
пульс остается спокойным, ритмичным.
— Чувствую себя спокойно.
— Я начинаю дышать спокойно и ровно.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле,
пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание остается спокойным и ровным.
— Чувствую себя спокойно.
— Тепло появляется в эпигастральной (подложечной) области.
— Чувствую себя спокойно.
— Тепло усиливается в эпигастральной (подложечной) области.
— Чувствую себя спокойно.
— Горячей становится моя эпигастральная (подложечная) область.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле,
пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание остается спокойным и ровным, ощущение горячего
сохраняется в эпигастральной (подложечной) области.
— Чувствую себя спокойно.
— Мои руки сжимаются в кулак.
Больные сжимают руки в кулак.
— Мои руки сгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Больные делают несколько
сгибательно-разгибательных движений в локтевых суставах обеих рук.
— Чувствую себя спокойно.
— Глаза мои открылись, сеанс окончен.
Больные мысленно повторяют фразу и открывают глаза.
— Чувствую себя спокойно.
Врач расспрашивает больных об их самочувствии и дает им задание в домашней обстановке
продолжать тренировку упражнения № 6.
Занятие № 22
(упражнение № 7) направлено на вызывание ощущения прохлады в области лба.
Вначале проверяется степень усвоения домашнего задания.
Далее врач приступает к тренировке:
— Мышцы всего моего тела расслабились полностью.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела стали тяжелыми.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым.
—
Чувствую себя спокойно.
— Тепло заполнило все мое тело.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
— Чувствую себя спокойно.
— Мой пульс бьется спокойно, ритмично.
— Чувствую себя спокойно.
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тело тяжелым, тепло сохраняется в моем теле.
Врач заканчивает тренировку:
— Мышцы моего тела остаются расслабленными, тяжелыми, тепло сохраняется в моем теле,
пульс остается спокойным, ритмичным, дыхание спокойным и ровным, ощущение горячего
сохраняется в моей эпигастральной области, холодным остается мой лоб.
— Чувствую себя спокойно.
Окончание сеанса проводится так же, как предыдущего 21-го занятия.
Занятием № 22
заканчивается курс овладения больными методом аутогенной тренировки. Семь
упражнений больной осваивает в течение 22 недель, то есть 4,5 месяца. С нашей точки зрения такое
длительное овладение методом аутогенной тренировки является классическим, самым эффективным.
Больной посещает врача-психотерапевта один раз в неделю, а в течение недели дома выполняет
задание самостоятельно.
Такое длительное освоение того или иного упражнения позволяет больному, помимо усиления
его внимания и сосредоточенности к тренировке, развивать процессы саморегуляции и самоуправления
отдельными физиологическими процессами.
Многие авторы рекомендуют ускоренные методики для овладения аутогенной тренировкой. С
нашей точки зрения допустимо сокращение сроков освоения AT в два либо максимум в четыре раза, то
есть в первом случае мы в одно занятие проводим тренировку двух частей тела, во втором врач
проводит занятия с больными два раза в неделю. Попытки освоить AT за более короткий период, с
нашей точки зрения приводят к дискредитации метода и потере интереса к нему.
Лица, овладевшие в полном объеме методом AT, могут управлять своим организмом. Они могут
управлять всеми его функциями, способствуя тем самым быстрейшему выздоровлению; они могут
повышать производительность труда, повышать творческие способности и спортивные достижения и
т.д.
Врач после овладения больными всеми семью упражнениями разъясняет им влияние AT на
физиологические процессы, происходящие в организме.
Так, врач разъясняет больным, что мышечная релаксация, снижение тонуса как поперечно-
полосатой, так и гладкой мускулатуры, способствует уменьшению эмоциональной напряженности,
общему успокоению больного. Дыхание становится более медленным и поверхностным; частота пульса
замедляется, то есть происходит нормализация дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности.
При мышечной релаксации у гипертоников артериальное давление нормализуется главным
образом за счет систолического давления. Количество кортизона в сыворотке крови в состоянии
релаксации несколько уменьшается. По мере нарастания релаксации легкая сонливость переходит в
сон. Освоение релаксации способствует устранению агрипнических состояний.
По данным А.М. Свядоща, во время мышечной релаксации чаще наблюдаются изменения ЭЭГ,
«указывающие на преобладание тормозного процесса в коре». Автор указывает на то, что в начале
релаксации отчетливо выступал альфа-ритм. В дальнейшем, как правило, отмечалось снижение
электрической активности головного мозга. Во время релаксации происходит выравнивание
лабильности нейронов коры. По мнению А.М. Свядоща, состояние релаксации — это переходное
состояние между сном и бодрствованием — гипнотическое фазовое состояние.
При вызывании ощущения тепла, по данным А.М. Свядоща, объем циркулирующей крови
увеличивается, что может способствовать усилению, обострению и заживлению воспалительного
процесса, что особенно важно при лечении различных воспалительных заболеваний сердечно-
сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
При внушении «лоб прохладный» снижается температура кожи (на 0,6-1,2°) и в ней уменьшается
кровоток, что можно использовать при внутренних кровотечениях (ювенильное кровотечение) и др.
При внушении «живот (эпигастральная область) теплый» у ряда больных наблюдалось
повышение температуры кожи живота более чем на 2°.
По мнению Шульца, в состоянии релаксации можно вызвать гипермнезию, что способствует
более продуктивному изучению иностранного языка.
В литературе имеются указания на то, что при релаксации удается эффективно лечить
логоневрозы, повышать самовнушаемость человека.
При тренировке тяжести в теле удается активировать внутренние силы организма,
способствовать укреплению волевой активности, упорядочению некоторых отрицательных форм
поведения, нормализации характерологических особенностей, мобилизации интеллектуальных
ресурсов и т.д.
Обобщая все изложенное выше в главе седьмой о терапии неврозов, можно с твердой
уверенностью сказать, что наиболее эффективной терапией неврозов является сочетание
медикаментозной терапии с психотерапией, где главная роль все же должна принадлежать последней.
Что касается психотерапии, то предпочтительной психотерапией для каждого врача в отдельности
является та, которая, с его точки зрения, должно быть предпочтительной на основании своего
собственного опыта. Описанные выше разнообразные психотерапевтические примеры как
фрейдистского направления, так и неофрейдистского толка, гипносуггестивная психотерапия,
наркопсихотерапия, рациональная психотерапия, аутогенные тренировки в равной степени могут быть
высокоэффективнными при лечении неврозов, если ими пользуются высококвалифицированные
специалисты.
В настоящем пособии созданному нами гипноанализу не случайно было уделено больше
внимания. Метод создавался многие годы, использовался на огромном количестве больных, при
неврозах, неврозоподобных
состояниях, в
клинике
соматических, дермотологических,
гинекологических заболеваний. Общая схема поэтапной психотерапии, разработанная нами,
использовалась не только в тормозных состояниях коры, но и ее бодрствующих состояниях, и во всех
случаях нам удавалось добиваться высокого терапевтического эффекта. Поэтому столь широкое
изложение наших собственных психотерапевтических подходов к лечению многих болезней,
оказавшихся высокоэффективными, было вполне закономерно, и, мы надеемся, оправданным.
Глава 15. Профилактика неврозов
Говорить о профилактике неврозов и просто, и сложно.
Просто потому, что причиной их возникновения в большинстве случаев является
психотравмирующее воздействие и предупреждение их играет решающую роль в профилактике
неврозов.
Сложно потому, что, с одной стороны, не всегда легко выявить ту или иную
психотравмирующую ситуацию, часто причиной заболевания является соматический фактор,
переходящий в психотравмирующий, с другой стороны, устранение психотравм или адаптация к ним
становится трудным, а порой и невозможным мероприятием.
Однако, учитывая, что не только психотравмы, но и другие факторы могут спровоцировать
начало невроза, мы считаем необходимым начать описывать его профилактику, начиная с
внутриутробного развития ребенка.
Для нормального развития плода мать должна вынашивать ребенка в атмосфере полного
спокойствия. Она должна полноценно питаться, ее пища должна быть полноценной, калорийной и
насыщенной витаминами. Окружающая обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, то
есть мать должна быть здоровой, а ее семья благополучной.
Затем большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка.
На эту тему имеется необозримая литература. По мнению А.В. Свядоща (1997). для правильного
воспитания ребенка необходимо «развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость,
трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам». Но для
этого, с нашей точки зрения, необходимо, чтобы у ребенка была хорошая семья, здоровые и
благополучные родители, приличное материальное благосостояние. Ребенок не должен быть
свидетелем конфликтных отношений в семье; его воспитание не должно проходить в обстановке
постоянных запретов, он должен быть свободен, но его свобода должна быть ненавязчиво ограничена.
С раннего детства ребенка необходимо приучать к аккуратности, соблюдению правил гигиены,
правильному и калорийному питанию, воспитывать трудолюбие, любовь к близким и учебе. Причем
все это должны делать родители не на словах, а на собственном примере. Необходимо с детства
приучать ребенка к труду, любви к книге. Очень важно как можно с более раннего возраста приобщать
ребенка к физкультуре. Спортивное воспитание ребенка является лучшей профилактикой не только
неврозов, но и любого другого заболевания.
Ребенок, которому с детства все было дозволено, который был слишком заласкан, вырастает
эгоистом, думающим только о себе, пренебрегающим интересами других, становится чрезмерно
чувствительным, раздражительным, плаксивым, подвержен частым срывам.
Ни в коем случае нельзя слишком захваливать ребенка, так как это ведет к развитию у него
таких отрицательных черт, как тщеславие, высокомерие и чувство превосходства над другими. Такие
дети не пользуются авторитетом у своих сверстников, это приводит к замкнутости. При первой же
неудаче у таких ребят может наступить тяжелый срыв.
Вредным также является постоянное напоминание ребенку о его даже самых незначительных
недостатках, не говоря уже о его неполноценности, никчемности. Нельзя подавлять инициативу и
требовать от ребенка беспрекословного послушания. Это может привести к развитию таких черт
характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, что дает почву для
развития невроза с навязчивостями.
Постоянное напоминание ребенку о том, что он лентяй, бездельник, лодырь, никчемный
человек, может привести к тому, что он станет крайне неуверенным в себе, робким, застенчивым, не
умеющим добиваться чего-либо в жизни. В семье как можно меньше нужно говорить на темы о
болезнях, о страданиях людей. Всегда нужно с оптимизмом говорить о сегодняшнем дне и о
перспективе, о положительных жизненных установках, о том, что человек должен уметь стойко