Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 1414
Скачиваний: 5
10
1.
2
Подходы к разработке законодательства в области психического здоровья
Существует два основных подхода к формированию законодательства в области
психического здоровья. Некоторые страны не имеют отдельного законодательства в
области психического здоровья, а законоположения, касающиеся лиц с психическими
расстройствами, входят в соответствующие законодательные акты по другим областям.
В таком случае законодательство считается рассредоточенным. Однако большинство стран
имеют консолидированное законодательство в области психического здоровья, в котором
все аспекты, имеющие прямое отношение к людям с психическими расстройствами,
отражены в одном документе.
И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Консолидированное
законодательство легко провести в жизнь и принять без внесения многочисленных поправок
в действующие правовые акты. Процесс формирования, одобрения и реализации
консолидированного законодательства также дает прекрасную возможность для повышения
уровня информированности населения о психических расстройствах, для обучения лиц,
формирующих политику, и общественности вопросам соблюдения прав человека, а также
для осознания проблем стигматизации и дискриминации. Тем не менее, не прекращаются
споры о том, что консолидированное законодательство выделяет в самостоятельную
категорию не только аспекты психического здоровья, но и людей с психическими
расстройствами. Не исключено, что данный подход может усилить стигматизацию и
предубеждение в отношении лиц с такими расстройствами.
Стратегия включения законоположений, касающихся психических расстройств, в
соответствующее законодательство подразумевает уменьшение стигматизации и
подчеркивает важность интеграции в общество лиц с психическими расстройствами. Кроме
того, рассредоточенные законоположения повышают вероятность того, что правовые акты,
вступающие в силу во благо людей с психическими расстройствами, осуществляются на
практике как составная часть законодательства, от которого выигрывают гораздо более
многочисленные группы населения. Практический опыт многих стран говорит о том, что
иногда предписания закона в области психического здоровья не совпадают с реальным
положением вещей. Главный недостаток рассредоточенного законодательства проявляется
в трудностях обеспечения охвата всех вопросов законодательного характера в отношении
лиц с психическими расстройствами. Помимо этого, ввиду необходимости внесения
многочисленных поправок в действующие законы законотворческая деятельность занимает
больше времени.
Нет достаточных доказательств того, что один подход лучше другого. Скорее всего,
благодаря комбинированному подходу можно обеспечить удовлетворение непростых
потребностей лиц с психическими расстройствами. Вопросы охраны психического здоровья
должны быть включены в другие законодательные акты, которые целесообразно дополнить
специальным законодательством в области психического здоровья.
Законодательство в области психического здоровья должно рассматриваться не как
отдельное событие, а как постоянно действующий, эволюционирующий во времени
процесс. Это значит, что законодательство подлежит пересмотру, обновлению и поправкам
с учетом достижений в области лечения психических расстройств и совершенствования
практики расширения и организации услуг. Весьма затруднительно определить какую-то
периодичность внесения поправок в законодательство в области психического здоровья.
Хотя периодичность пересмотра через каждые 5–10 лет представляется приемлемой,
учитывая опыт стран, которые занимались соответствующими поправками в данной
области, как, например, в Соединенном Королевстве. В действительности, ввиду
длительности самого процесса, неизбежных затрат и проведения консультации со всеми
заинтересованными сторонами частое внесение поправок в законодательство сопряжено с
трудностями.
Одно из возможных решений заключается в том, чтобы предусмотреть внедрение в практику
нормативных положений по конкретным действиям, которые, скорее всего, будут нуждаться
в постоянном пересмотре. Такие положения не прописаны в законодательстве, которое
лишь конкретизирует сам процесс их внесения и пересмотра. Например, в Южной Африке в
законодательстве в области психического здоровья широко практикуются нормативные
положения. Правила аттестации работников психиатрии не вписаны в законодательство, но
являются частью регламента. Законодательство определяет, кто несет ответственность за
выработку нормативных актов, и конкретизирует общие принципы, которые должны лежать
в основе таких актов. Преимущество нормативных актов состоит в том, что регулярный
пересмотр порядка аттестации возможен без длительного процесса внесения поправок в
основное законодательство. Следовательно, нормативные акты привносят элемент
гибкости в законодательство в области психического здоровья. В некоторых странах в
качестве альтернативы нормативным положениям используются такие механизмы, как
постановления исполнительных органов власти и ведомственные приказы.
Большинство стран
имеют консолидированное
законодательство.
Консолидированное
законодательство легче
провести в жизнь и
принять.
Рассредоточенное
законодательство может
способствовать
сокращению масштабов
стигматизации и
акцентирует важность
интеграции в общество.
Предпочтительным
представляется
комбинированный подход,
сочетающий в себе
характеристики
рассредоточенного и
консолидированного
законодательства.
Законодательство в
области психического
здоровья должно
рассматриваться не как
отдельное событие, а как
процесс.
Нормативные акты могут
использоваться в качестве
составной части
законодательства.
11
1.
3
Взаимодействие политики и законодательства в области психического здоровья
Законодательство в области психического здоровья существенным образом дополняет и
усиливает, но не подменяет политику охраны психического здоровья. Законодательство
представляет собой нормативно-правовую базу, которая обеспечивает учет таких жизненно
важных аспектов, как доступность психиатрических служб, предоставление гуманных и
высококачественных услуг, оказание реабилитационной и постгоспитальной помощи,
полная интеграция лиц с психическими расстройствами в общество и укрепление
психического здоровья в различных секторах общества.
К важнейшим аспектам взаимодействия между политикой и законодательством можно
отнести следующее.
1.
3.1
Права человека.
Права человека должны быть неотъемлемым компонентом
планирования, осуществления, мониторинга и оценки политики и программ в области
психического здоровья. Наряду с другими слагаемыми эта категория формируется из таких
факторов, как равенство и отсутствие дискриминации; чувство собственного достоинства и
уважения; право на личную жизнь и независимость от других; информированность и
социальное участие. Законодательство в области психического здоровья призвано привести
в систему и объединить все эти фундаментальные ценности и принципы, лежащие в основе
политики охраны психического здоровья.
1.
3.2
Интеграция в общество.
Этот процесс имеет большое значение, в сущности, для
всех стран, недавно разработавших или пересмотревших свою политику охраны
психического здоровья. Наличие законодательства позволит прибегать к принудительной
госпитализации только в исключительных случаях, когда больные представляют опасность
для самих себя и/или для окружающих, ввиду чего лечение по месту жительства может
оказаться нецелесообразным. На этом фоне возникает мотивация к развитию сети
внебольничных учреждений и служб и подразделений на местах. Наряду с этим сокращение
периода принудительной госпитализации, как правило, до нескольких месяцев, а не лет,
создает дополнительные предпосылки оказания помощи и проведения реабилитации
непосредственно в условиях микросоциальной среды. Законодательство позволяет людям с
психическими расстройствами, а также членам их семей и лицам, осуществляющим уход за
пациентами, взять на себя важную роль во взаимодействии со службами охраны
психического здоровья, в том числе при решении вопроса о госпитализации в
психиатрические клиники. Например, выступая от имени членов своих семей, люди вправе
обратиться за дополнительными разъяснениями, а также за консультациями относительно
планируемого курса лечения. Следовательно, законодательство может содействовать
поддержанию сети социальной коммуникации и связей, которые играют жизненно важную
роль в социальной интеграции. Такие связи, как показывает опыт, действительно оказывают
влияние на исходы ведения больных: в частности, на примере исследования с участием
226 пациентов, находившихся на длительной терапии в одном из стационаров Нигерии,
было доказано, что прекращение посещений дальними и ближними родственниками было
причиной увеличения сроков их пребывания в больнице, вплоть до неопределенного
времени (Jegede et al., 1985).
1.
3.3
Связи с другими секторами.
Законодательство может предотвратить случаи
проявления дискриминации в отношении лиц с психическими расстройствами в сфере
обеспечения занятости населения. Из конкретных примеров такого рода можно назвать
создание гарантий от увольнения с работы по причине психических расстройств, а также
осуществление программ позитивных действий в целях расширения возможностей для
трудоустройства. Что касается жилья, то законодательство способно расширить эти
возможности, в частности не допуская географической сегрегации людей с психическими
расстройствами и санкционируя местные органы власти выделять субсидии под
строительство жилья для психически больных с инвалидизацией. Законы, определяющие
порядок выделения пенсий по инвалидности, могут также содействовать реализации
принципов равноправия и справедливости.
1.
3.4
Повышение качества помощи.
Законодательные положения, касающиеся
бытовых условий и защиты от жестокого и унизительного обращения, могут создать
предпосылки для серьезного пересмотра подходов к планировке психиатрических и
психотерапевтических учреждений. Законодательство может регламентировать
минимальные нормативы по условиям пребывания и лечения больных, которым должны
соответствовать вышеупомянутые учреждения при проведении их аттестации. В таком
документе могут быть также описаны минимальные навыки и квалификационные
требования, предъявляемые к специалистам в области психического здоровья при их
аттестации, что позволит поддерживать профессиональные качества персонала не ниже
базового минимального уровня в масштабе всей страны. Кроме того, законодательство
может устанавливать минимальные стандарты кадрового обеспечения при аттестации
психиатрических и психотерапевтических учреждений и таким образом служить
нормативным документом, на основании которого будут выделены средства на развитие
кадровых ресурсов.
Законодательство
представляет собой
нормативно-правовую базу
для достижения целей
политики охраны
психического здоровья.
Законодательство
приводит в систему
ценности и принципы
соблюдения прав человека,
на которых зиждется
политика охраны
психического здоровья.
Законодательство может
содействовать
интеграции в общество
лиц с психическими
расстройствами.
Законодательство может
способствовать
достижению целей,
стоящих перед политикой
в области психического
здоровья в тех сферах
деятельности, которые не
относятся к сектору
охраны психического
здоровья.
Законодательство может
способствовать
повышению качества
помощи.
12
Основные положения: Введение
–
Лица с психическими расстройствами составляют социально уязвимую группу
населения.
–
Законодательство в области психического здоровья необходимо для защиты прав
людей с психическими расстройствами.
–
Законодательство в области психического здоровья включает в себя не только
аспекты организации ухода и лечения. Данное законодательство является нормативно-
правовой базой для решения таких важнейших вопросов охраны психического здоровья, как
обеспечение доступности помощи, проведение медицинской реабилитации и оказание
постгоспитальной помощи, полная интеграция в общество лиц с психическими
расстройствами и укрепление психического здоровья в различных секторах общества.
–
В 25% стран, где проживает примерно 31% населения мира, не существует
общенационального законодательства в области психического здоровья.
–
Законодательные аспекты, призванные обеспечивать охрану прав людей с
психическими расстройствами, могут быть отражены в одном юридическом документе или
рассредоточены по разным документам. Сочетание и того, и другого принципа может
оказаться наиболее эффективным подходом к решению этой проблемы.
–
Законодательство в области психического здоровья является составной частью
политики охраны психического здоровья и представляет собой нормативно-правовую базу
для достижения целей такой политики.
13
2.
Предварительные мероприятия для
стран, ставящих перед собой задачу разработки
законодательства в области психического здоровья
2.
1
Определение в странах перечня основных психических расстройств и факторов,
препятствующих проведению в жизнь политики и программ
До того как приступить к процессу формирования и принятия законодательства, необходимо
провести конкретные мероприятия для сбора информации, лежащей в основе его
содержательной части. К мероприятиям такого рода можно отнести следующее:
В большинстве стран вышеперечисленные подготовительные мероприятия будут
осуществляться специалистами министерств здравоохранения, отвечающими за вопросы
охраны психического здоровья.
(1)
Определение основных психических расстройств и трудностей, стоящих на пути
реализации политики и программ в конкретной стране.
(2)
Составление перечня (или инвентаризация) действующих законов о психическом
здоровье или общих законодательных актов, которые касаются вопросов охраны
психического здоровья, и вычленение недостающих или нуждающихся в
доработке
юридических
аспектов.
(3)
Изучение международных конвенций и стандартов по правам человека и охране
психического здоровья, а также выявление обязательств и международных норм,
содержащихся в международных документах по правам человека, которые были
ратифицированы в стране.
(4)
Изучение компонентов законодательства в области психического здоровья,
принятого другими странами, в частности государствами с аналогичными
социальными и культурными особенностями.
(5)
Проведение консультаций и переговоров в связи с предстоящими реформами.
Первым шагом на этом пути является получение надежной информации о показателях
психических расстройств в масштабе всей страны, а также о различиях между регионами и
группами населения. Сбор необходимой информации обычно совпадает с периодом
разработки национальной политики и планов мероприятий по охране психического
здоровья. Полученные таким образом сведения станут доступными для тех, кто занимается
разработкой законодательства в области психического здоровья. (См. модули «
Политика,
планы и программы в области психического здоровья
», «
Планирование и бюджетирование
услуг в области психического здоровья
».)
Наряду с этим важно также получить четкое представление о трудностях, препятствующих
осуществлению политики и программ в области психического здоровья. Принятие
соответствующего законодательства позволит преодолеть или устранить некоторые из этих
трудностей, особенно те из них, которые непосредственно связаны с обеспечением
доступности услуг и равноправия. В Рамке 1 перечислены некоторые барьеры, подлежащие
законодательному регулированию, и описаны приоритетные области для освещения в
законодательном документе.
Ответственность за
проведение
подготовительных
мероприятий в странах
должны взять на себя
специалисты министерств
здравоохранения.
14
Рамка 1.
Основные барьеры на пути разработки политики и программ в области
психического здоровья, преодолению которых может способствовать
соответствующее законодательство
–
В некоторых регионах или в масштабе всей страны объем услуг по
психическому здоровью может быть недостаточным.
–
Стоимость услуг по охране психического здоровья может оказаться неприемлемой
для многих граждан, а система страхования здоровья может предусматривать
лишь частичную компенсацию затрат на лечение психически больных или
отсутствие какой-либо компенсации.
–
Качество помощи и условия пребывания пациентов в психиатрических стационарах
могут быть неудовлетворительными, что приводит к нарушению прав человека.
–
Соответствующие нормативно-правовые акты и система контрольных проверок
случаев принудительной госпитализации и лечения обычно отсутствуют, и такое
положение нередко ассоциируется с потерей свободы.
–
Проявления стигматизации и дискриминации, связанные с психическими
расстройствами, оказывают негативное влияние на доступность
специализированной помощи, а также на интеграцию в общество людей, которые
страдают
такими
расстройствами.
–
Лица с психическими расстройствами могут быть ущемлены в основных правах в
плане гражданских правоотношений, участия в жизни общества, культурного
самовыражения, участия в выборах, свободы убеждений, жилья, трудоустройства,
образования и в других областях.
–
Определенные социальные условия или культурные нормы могут оказывать
разрушительное воздействие на состояние психического здоровья отдельных групп
населения.
–
Может ощущаться нехватка ресурсов для реализации программ охраны
психического здоровья в школах и на рабочем месте.