Файл: Законодательство в области психического здоровья и права человека (ВОЗ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1414

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

10

1.

2  

Подходы к разработке законодательства в области психического здоровья

Существует два основных подхода к формированию законодательства в области 

психического здоровья. Некоторые страны не имеют отдельного законодательства в 

области психического здоровья, а законоположения, касающиеся лиц с психическими 

расстройствами, входят в соответствующие законодательные акты по другим областям. 

В таком случае законодательство считается рассредоточенным. Однако большинство стран 

имеют консолидированное законодательство в области психического здоровья, в котором 

все аспекты, имеющие прямое отношение к людям с психическими расстройствами, 

отражены в одном документе.
И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Консолидированное 

законодательство легко провести в жизнь и принять без внесения многочисленных поправок 

в действующие правовые акты. Процесс формирования, одобрения и реализации 

консолидированного законодательства также дает прекрасную возможность для повышения 

уровня информированности населения о психических расстройствах, для обучения лиц,

формирующих политику, и общественности вопросам соблюдения прав человека, а также 

для осознания проблем стигматизации и дискриминации. Тем не менее, не прекращаются 

споры о том, что консолидированное законодательство выделяет в самостоятельную 

категорию не только аспекты психического здоровья, но и людей с психическими 

расстройствами. Не исключено, что данный подход может усилить стигматизацию и 

предубеждение в отношении лиц с такими расстройствами.
Стратегия включения законоположений, касающихся психических расстройств, в 

соответствующее законодательство подразумевает уменьшение стигматизации и 

подчеркивает важность интеграции в общество лиц с психическими расстройствами. Кроме 

того, рассредоточенные законоположения повышают вероятность того, что правовые акты, 

вступающие в силу во благо людей с психическими расстройствами, осуществляются на 

практике как составная часть законодательства, от которого выигрывают гораздо более 

многочисленные группы населения. Практический опыт многих стран говорит о том, что 

иногда предписания закона в области психического здоровья не совпадают с реальным 

положением вещей. Главный недостаток рассредоточенного законодательства проявляется 

в трудностях обеспечения охвата всех вопросов законодательного характера в отношении 

лиц с психическими расстройствами. Помимо этого, ввиду необходимости внесения 

многочисленных поправок в действующие законы законотворческая деятельность занимает 

больше времени.
Нет достаточных доказательств того, что один подход лучше другого. Скорее всего, 

благодаря комбинированному подходу можно обеспечить удовлетворение непростых 

потребностей лиц с психическими расстройствами. Вопросы охраны психического здоровья 

должны быть включены в другие законодательные акты, которые целесообразно дополнить 

специальным законодательством в области психического здоровья.
Законодательство в области психического здоровья должно рассматриваться не как 

отдельное событие, а как постоянно действующий, эволюционирующий во времени 

процесс. Это значит, что законодательство подлежит пересмотру, обновлению и поправкам 

с учетом достижений в области лечения психических расстройств и совершенствования 

практики расширения и организации услуг. Весьма затруднительно определить какую-то 

периодичность внесения поправок в законодательство в области психического здоровья. 

Хотя периодичность пересмотра через каждые 5–10 лет представляется приемлемой, 

учитывая опыт стран, которые занимались соответствующими поправками в данной 

области, как, например, в Соединенном Королевстве. В действительности, ввиду 

длительности самого процесса, неизбежных затрат и проведения консультации со всеми 

заинтересованными сторонами частое внесение поправок в законодательство сопряжено с 

трудностями. 
Одно из возможных решений заключается в том, чтобы предусмотреть внедрение в практику 

нормативных положений по конкретным действиям, которые, скорее всего, будут нуждаться 

в постоянном пересмотре. Такие положения не прописаны в законодательстве, которое 

лишь конкретизирует сам процесс их внесения и пересмотра. Например, в Южной Африке в 

законодательстве в области психического здоровья широко практикуются нормативные 

положения. Правила аттестации работников психиатрии не вписаны в законодательство, но 

являются частью регламента. Законодательство определяет, кто несет  ответственность за 

выработку нормативных актов, и конкретизирует общие принципы, которые должны лежать 

в основе таких актов. Преимущество нормативных актов состоит в том, что регулярный 

пересмотр порядка аттестации возможен без длительного процесса внесения поправок в 

основное законодательство. Следовательно, нормативные акты привносят элемент 

гибкости в законодательство в области психического здоровья. В некоторых странах в 

качестве альтернативы нормативным положениям используются такие механизмы, как 

постановления исполнительных органов власти и ведомственные приказы.

Большинство стран 

имеют консолидированное 

законодательство.

Консолидированное 

законодательство легче 

провести в жизнь и 

принять.

Рассредоточенное 

законодательство может 

способствовать 

сокращению масштабов 

стигматизации и 

акцентирует важность 

интеграции в общество.

Предпочтительным 

представляется 

комбинированный подход, 

сочетающий в себе 

характеристики 

рассредоточенного и 

консолидированного 

законодательства.

Законодательство в 

области психического 

здоровья должно 

рассматриваться не как 

отдельное событие, а как 

процесс.

 

Нормативные акты могут 

использоваться в качестве 

составной части 

законодательства.


background image

11

1.

3  

Взаимодействие политики и законодательства в области психического здоровья

Законодательство в области психического здоровья существенным образом дополняет и 

усиливает, но не подменяет политику охраны психического здоровья. Законодательство 

представляет собой нормативно-правовую базу, которая обеспечивает учет таких жизненно 

важных аспектов, как доступность психиатрических служб, предоставление гуманных и 

высококачественных услуг, оказание реабилитационной и постгоспитальной помощи, 

полная интеграция лиц с психическими расстройствами в общество и укрепление 

психического здоровья в различных секторах общества.
К важнейшим аспектам взаимодействия между политикой и законодательством можно 

отнести следующее.

1.

3.1 

Права человека.

 Права человека должны быть неотъемлемым компонентом 

планирования, осуществления, мониторинга и оценки политики и программ в области 

психического здоровья. Наряду с другими слагаемыми эта категория формируется из таких 

факторов, как равенство и отсутствие дискриминации; чувство собственного достоинства и 

уважения; право на личную жизнь и независимость от других; информированность и 

социальное участие. Законодательство в области психического здоровья призвано привести 

в систему и объединить все эти фундаментальные ценности и принципы, лежащие в основе 

политики охраны психического здоровья.

1.

3.2 

Интеграция в общество.

 Этот процесс имеет большое значение, в сущности, для 

всех стран, недавно разработавших или пересмотревших свою политику охраны 

психического здоровья. Наличие законодательства позволит прибегать к принудительной 

госпитализации только в исключительных случаях, когда больные представляют опасность 

для самих себя и/или для окружающих, ввиду чего лечение по месту жительства может 

оказаться нецелесообразным. На этом фоне возникает мотивация к развитию сети 

внебольничных учреждений и служб и подразделений на местах. Наряду с этим сокращение 

периода принудительной госпитализации, как правило, до нескольких месяцев, а не лет, 

создает дополнительные предпосылки оказания помощи и проведения реабилитации 

непосредственно в условиях микросоциальной среды. Законодательство позволяет людям с 

психическими расстройствами, а также членам их семей и лицам, осуществляющим уход за 

пациентами, взять на себя важную роль во взаимодействии со службами охраны 

психического здоровья, в том числе при решении вопроса о госпитализации в 

психиатрические клиники. Например, выступая от имени членов своих семей, люди вправе 

обратиться за дополнительными разъяснениями, а также за консультациями относительно 

планируемого курса лечения. Следовательно, законодательство может содействовать 

поддержанию сети социальной коммуникации и связей, которые играют жизненно важную 

роль в социальной интеграции. Такие связи, как показывает опыт, действительно оказывают 

влияние на исходы ведения больных: в частности, на примере исследования с участием 

226 пациентов, находившихся на длительной терапии в одном из стационаров Нигерии, 

было доказано, что прекращение посещений дальними и ближними родственниками было 

причиной увеличения сроков их пребывания в больнице, вплоть до неопределенного 

времени (Jegede et al., 1985).

1.

3.3 

Связи с другими секторами.

 Законодательство может предотвратить случаи 

проявления дискриминации в отношении лиц с психическими расстройствами в сфере 

обеспечения занятости населения. Из конкретных примеров такого рода можно назвать 

создание гарантий от увольнения с работы по причине психических расстройств, а также 

осуществление программ позитивных действий в целях расширения возможностей для 

трудоустройства. Что касается жилья, то законодательство способно расширить эти 

возможности, в частности не допуская географической сегрегации людей с психическими 

расстройствами и санкционируя местные органы власти выделять субсидии под 

строительство жилья для психически больных с инвалидизацией. Законы, определяющие 

порядок выделения пенсий по инвалидности, могут также содействовать реализации 

принципов равноправия и справедливости.

1.

3.4 

Повышение качества помощи.

 Законодательные положения, касающиеся 

бытовых условий и защиты от жестокого и унизительного обращения, могут создать 

предпосылки для серьезного пересмотра подходов к планировке психиатрических и 

психотерапевтических учреждений. Законодательство может регламентировать 

минимальные нормативы по условиям пребывания и лечения больных, которым должны 

соответствовать вышеупомянутые учреждения при проведении их аттестации. В таком 

документе могут быть также описаны минимальные навыки и квалификационные 

требования, предъявляемые к специалистам в области психического здоровья при их 

аттестации, что позволит поддерживать профессиональные качества персонала не ниже 

базового минимального уровня в масштабе всей страны. Кроме того, законодательство 

может устанавливать минимальные стандарты кадрового обеспечения при аттестации 

психиатрических и психотерапевтических учреждений и таким образом служить 

нормативным документом, на основании которого будут выделены средства на развитие 

кадровых ресурсов. 

Законодательство 

представляет собой 

нормативно-правовую базу 

для достижения целей 

политики охраны 

психического здоровья.

Законодательство 

приводит в систему 

ценности и принципы 

соблюдения прав человека, 

на которых зиждется 

политика охраны 

психического здоровья.

Законодательство может 

содействовать 

интеграции в общество 

лиц с психическими 

расстройствами.

Законодательство может 

способствовать 

достижению целей, 

стоящих перед политикой 

в области психического 

здоровья в тех сферах 

деятельности, которые не 

относятся к сектору 

охраны психического 

здоровья. 

Законодательство может 

способствовать 

повышению качества 

помощи.


background image

12

Основные положения: Введение

 

Лица с психическими расстройствами составляют социально уязвимую группу 

населения.

 

Законодательство в области психического здоровья необходимо для защиты прав 

людей с психическими расстройствами.

 

Законодательство в области психического здоровья включает в себя не только 

аспекты организации ухода и лечения. Данное законодательство является нормативно-

правовой базой для решения таких важнейших вопросов охраны психического здоровья, как 

обеспечение доступности помощи, проведение медицинской реабилитации и оказание 

постгоспитальной помощи, полная интеграция в общество лиц с психическими 

расстройствами и укрепление психического здоровья в различных секторах общества.

 

В 25% стран, где проживает примерно 31% населения мира, не существует 

общенационального законодательства в области психического здоровья.

 

Законодательные аспекты, призванные обеспечивать охрану прав людей с 

психическими расстройствами, могут быть отражены в одном юридическом документе или 

рассредоточены по разным документам. Сочетание и того, и другого принципа может 

оказаться наиболее эффективным подходом к решению этой проблемы.

 

Законодательство в области психического здоровья является составной частью 

политики охраны психического здоровья и представляет собой нормативно-правовую базу 

для достижения целей такой политики.


background image

13

2.

   Предварительные мероприятия для

стран, ставящих перед собой задачу разработки

законодательства в области психического здоровья

2.

1

   Определение в странах перечня основных психических расстройств и факторов, 

        препятствующих проведению в жизнь политики и программ

До того как приступить к процессу формирования и принятия законодательства, необходимо 

провести конкретные мероприятия для сбора информации, лежащей в основе его 

содержательной части. К мероприятиям такого рода можно отнести следующее:

В большинстве стран вышеперечисленные подготовительные мероприятия будут 

осуществляться специалистами министерств здравоохранения, отвечающими за вопросы 

охраны психического здоровья.

(1) 

Определение основных психических расстройств и трудностей, стоящих на пути 

 

реализации политики и программ в конкретной стране.

(2) 

Составление перечня (или инвентаризация) действующих законов о психическом 

 

здоровье или общих законодательных актов, которые касаются вопросов охраны 

 

психического здоровья, и вычленение недостающих или нуждающихся в 

 доработке 

юридических 

аспектов.

(3) 

Изучение международных конвенций и стандартов по правам человека и охране 

 

психического здоровья, а также выявление обязательств и международных норм, 

 

содержащихся в международных документах по правам человека, которые были 

 

ратифицированы в стране.

(4) 

Изучение компонентов законодательства в области психического здоровья, 

 

принятого другими странами, в частности государствами с аналогичными 

 

социальными и культурными особенностями.

(5) 

Проведение консультаций и переговоров в связи с предстоящими реформами. 

Первым шагом на этом пути является получение надежной информации о показателях 

психических расстройств в масштабе всей страны, а также о различиях между регионами и 

группами населения. Сбор необходимой информации обычно совпадает с периодом 

разработки национальной политики и планов мероприятий по охране психического 

здоровья. Полученные таким образом сведения станут доступными для тех, кто занимается 

разработкой законодательства в области психического здоровья. (См. модули «

Политика, 

планы и программы в области психического здоровья

», «

Планирование и бюджетирование 

услуг в области психического здоровья

».)

Наряду с этим важно также получить четкое представление о трудностях, препятствующих 

осуществлению политики и программ в области психического здоровья. Принятие 

соответствующего законодательства позволит преодолеть или устранить некоторые из этих 

трудностей, особенно те из них, которые непосредственно связаны с обеспечением 

доступности услуг и равноправия. В Рамке 1 перечислены некоторые барьеры, подлежащие 

законодательному регулированию, и описаны приоритетные области для освещения в 

законодательном документе. 

Ответственность за 

проведение 

подготовительных 

мероприятий в странах 

должны взять на себя 

специалисты министерств 

здравоохранения.


background image

14

Рамка 1. 

Основные барьеры на пути разработки политики и программ в области 

                психического здоровья, преодолению которых может способствовать 

                соответствующее законодательство

 

В некоторых регионах или в масштабе всей страны объем услуг по 

 

психическому здоровью может быть недостаточным.

 

Стоимость услуг по охране психического здоровья может оказаться неприемлемой 

 

для многих граждан, а система страхования здоровья может предусматривать 

 

лишь частичную компенсацию затрат на лечение психически больных или 

 

отсутствие какой-либо компенсации.

 

Качество помощи и условия пребывания пациентов в психиатрических стационарах 

 

могут быть неудовлетворительными, что приводит к нарушению прав человека.

 

Соответствующие нормативно-правовые акты и система контрольных проверок 

 

случаев принудительной госпитализации и лечения обычно отсутствуют, и такое 

 

положение нередко ассоциируется с потерей свободы.

 

Проявления стигматизации и дискриминации, связанные с психическими 

 

расстройствами, оказывают негативное влияние на доступность 

 

специализированной помощи, а также на интеграцию в общество людей, которые 

 страдают 

такими 

расстройствами.

 

Лица с психическими расстройствами могут быть ущемлены в основных правах в 

 

плане гражданских правоотношений, участия в жизни общества, культурного 

 

самовыражения, участия в выборах, свободы убеждений, жилья, трудоустройства, 

 

образования и в других областях.

 

Определенные социальные условия или культурные нормы могут оказывать 

 

разрушительное воздействие на состояние психического здоровья отдельных групп 

 населения.

 

Может ощущаться нехватка ресурсов для реализации программ охраны 

 

психического здоровья в школах и на рабочем месте.