Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3227
Скачиваний: 34
56
содержание образа. Если осознание предметного содержания образа не утеряно,
летчик, хотя и переживает иллюзорные ощущения, способен волевым усилием,
ценой большого напряжения предотвратить стремление совершить ошибочное
действие и выполнить правильное. Возможность предотвращения ошибки связана
с осознанием не только предметного содержания образа, но и необычности его
сенсорно–перцептивных компонентов.
Осознание рассогласования между разными уровнями отражения и
произвольный контроль возникающих образов являются необходимым условием
формирования у летчика нового функционального органа, обеспечивающего
такую ориентировку в пространстве, которая удовлетворяла бы требованиям
пилотирования.
Как уже отмечалось, иллюзия возникает потому, что визуальные сигналы
оцениваются относительно результирующей силы перегрузки, которую человек в
силу действия сложившегося в земных условиях стереотипа принимает за
"гравитационную вертикаль" — основную ось системы отсчета в земных
координатах. Но при управлении самолетом его положение должно оцениваться
именно в реальных (а не кажущихся) земных координатах. По существу
поступающие к человеку сигналы оцениваются относительно разных систем
координат. Для преодоления иллюзии нужно "новую" ось отсчета ("вертикаль" —
результирующая сила перегрузки) включить в ту, относительно которой
оцениваются положение и движение самолетов. Чтобы достигнуть этого, летчик
должен научиться оценивать сенсорно–перцептивные (прежде всего зрительные)
сигналы относительно не кажущейся, а реальной вертикали, совпадающей по
направлению с земной гравитацией, т.е. заново "заземлить" сенсорно–
перцептивные образы, возникающие в необычных условиях.
Как отмечалось, летчик не только правильно представляет и понимает, что
земля неподвижна, а движется самолет, но с накоплением опыта он научается
видеть (непосредственно воспринимать) землю как неподвижную, а самолет (и
себя вместе с ним) как движущийся относительно земных координат. Происходит
как бы восстановление "гравитационной вертикали", "верха", "низа" и всех других
пространственных направлений в их привычном статусе. Как можно полагать, это
означает, что у летчика сформировался новый функциональный орган
пространственной ориентировки, благодаря чему мнимая вертикаль стала точно
соотноситься с реальной. Формированию этого нового функционального органа в
значительной мере способствует чувство самолета. Положение своего
собственного тела летчик начинает оценивать через самолет и вместе с самолетом;
самолет становится для летчика как бы продолжением органов его тела и вместе с
тем он сам — как бы его "составная часть".
Здесь можно провести аналогию с восприятием предметов через орудие.
Примером может служить орудийное (или инструментальное) осязание. Как
известно, при ощупывании предмета при помощи штифта (или зонда)
ощупываемый предмет локализуется на кончике этого штифта: чувствительность
как бы переносится на него. Это становится возможным потому, что штифт
включается в координатную систему руки, становится как бы ее органическим
компонентом (см. [114]). Подобным образом благодаря чувству самолета в
57
движение летчика как бы включается движение самолета (или наоборот).
Учитывается ли в этой аналогии общий механизм работы функциональных
органов — судить пока трудно. Здесь требуются специальные исследования.
Но, как нам кажется, именно включенность чувства самолета в систему
пространственной ориентировки летчика позволяет объяснить тот факт, что при
виражах самолета у пассажиров возникает иллюзия смещения горизонта, а у
опытного пилота нет. Он воспринимает земную поверхность (и горизонт) как
стабильное начало отсчета. Анализ материалов наблюдений и особенно
самонаблюдений летчиков позволяет высказать ряд общих суждений о
психологическом
содержании
летной
деятельности
и
характеристиках
регулирующих ее образов. Прежде всего отметим, что у профессиональных
летчиков самонаблюдение сильно развито. Этого требует сама профессия,
поскольку в полете у летчика возникают специфические состояния (психические и
физиологические), а также необходимость оценивать свои возможности и резервы.
Информация о них столь же нужна для управления самолетом, как и информация о
самолете. Конечно, в ответах летчиков на вопросы, которые ставились
исследователями, воспроизводится лишь то, что было зафиксировано в памяти и
осознается.
Исходя из известных законов функционирования человеческой памяти
(А.А. Смирнов [137], П.И. Зинченко [62]), можно полагать, что летчики
непроизвольно запомнят прежде всего эмоционально насыщенные события и
события, либо препятствующие, либо содействующие выполнению деятельности,
в том числе проблемные и конфликтные ситуации. Многое летчик запоминает
произвольно, целенаправленно, поскольку это необходимо для выполнения полета
(например, положение естественного горизонта при переходе к пилотированию
только по приборам).
В целом в памяти летчика сохраняется очень большая информация,
усвоенная
как
произвольно, так
и
непроизвольно. Следовательно,
информационная модель — образ полета — формируется у него на очень широкой
информационной базе и является весьма четкой, дифференцированной и вместе с
тем структурированной системой.
Основные характеристики образа осознаются с достаточно большой
полнотой.
Нужно сказать, что по–настоящему степень осознанности тех или иных
компонентов и характеристик образа может быть раскрыта только при
сопоставлении с тем, что осталось или стало неосознаваемым. К сожалению,
имеющиеся материалы не дают возможности судить об этой стороне дела. Чтобы
получить такую возможность, нужно было бы сопоставить высказывания летчиков
с точной и полной записью их действий (и поведения) в целом. Но такими
записями мы не располагаем.
Анализ
имеющихся
материалов
позволяет
заключить, что
речемыслительный (вербально–логический, понятийный) уровень отражения
играет в формировании образа полета действительно организующую роль.
Включаясь в образ, чувственные данные так или иначе интерпретируются,
осмысливаются в плане цели деятельности.
58
Существенное место в этом образе принадлежит также уровню
представлений, которые выступают преимущественно в визуальной форме.
Визуализация — необходимая составляющая процесса формирования образа.
Включающиеся в него представления характеризуются высокой четкостью,
яркостью и панорамностью.
Одной из наиболее специфических особенностей сенсорно–перцептивного
уровня отражения у летчика является то, что соответствующие этому уровню
процессы (ощущения и восприятия) протекают в необычных по сравнению с
привычными земными условиях.
Условия, в которых должен работать функциональный орган восприятия
пространства, сложившийся при жизни на земле, не совпадают с земными. Это
приводит к возникновению иллюзий пространственного положения. Вероятность
иллюзий наиболее велика при сочетании воздействия двух факторов: 1)
специфических для маневренного полета изменениях неинструментальных
сигналов и 2) ослаблении внимания к анализу приборной информации
(инструментальных сигналов), направленному на поддержание представления о
положении самолета в пространстве.
Нужно отметить, что роль неинструментальных сигналов противоречива:
их позитивная сторона выражается в поддержании и усилении регуляторной
функции образа, а негативная — в ослаблении его когнитивной функции. Чтобы
пространство отражалось правильно, адекватно требованиям управления
самолетом, необходима
перестройка "естественных" зрительных
и
интероцептивных сигналов и формирование на этой основе нового
функционального органа, но не взамен старого, а наряду с ним.
Образ пространственного положения в полете по приборам формируется на
основе наглядного образа визуального полета, в него включена, помимо
зрительной, также проприоцептивная и интероцептивная информация.
Формирование и поддержание чувственных компонентов образа в полете —
осознанный
мыслительный
процесс, протекающий
со
специальным
(преднамеренным) волевым усилием. Оно направлено на активацию мышления и
на
подавление
искажающего
влияния
неинструментальных
сигналов.
Представление о положении самолета осознанно формируется в результате
считывания показаний приборов, их обобщения и сравнения с задаваемым
режимом полета. Однако только по показаниям приборов без опоры на
визуализированный образ пространственного положения надежное выдерживание
режима полета затруднено. В формировании представления о режиме полета по
приборам большое значение имеет накопленный опыт наблюдений этих режимов в
визуальном полете. Чтобы образ в слепом полете был устойчив, он должен быть
основан на предшествующем обучении, в результате которого вырабатывается
прочная связь между показаниями приборов и соответствующим положением
самолета в пространстве и формируется доверие к показаниям приборов.
Сознательно запоминаемое положение самолета относительно естественного
горизонта — отправной пункт формирования образа текущего положения по
показаниям приборов, это — опорный образ (по терминологии В.Г. Ананьева) —
визуализированное начало отсчета.
59
Образ полета формируется на широкой когнитивной (информационной)
основе, которая включает запоминаемые и фиксируемые в представлениях
визуальные картины полета, а также представления, создаваемые воображением
(например, на основе словесных описаний); знание аэродинамики и теории полета;
показания приборов и умение анализировать эти показания, неинструментальные
сигналы, вызывающие в полете специфические ощущения, наконец, результаты
самонаблюдений. По своему характеру образ полета является пространственно–
временным, поскольку его предметное содержание относится к движущемуся
объекту; этим определяется очень высокая динамичность образа: на любом отрезке
времени есть заданный режим полета, с которым сличается текущий в данный
момент. Поэтому полноценный образ полета должен быть антиципирующим, т.е.
его реализация должна включать процесс антиципации. Поэтому же он
органически связан с чувством времени (о чувстве времени см. [35]).
Проведенная среди летчиков дискуссия об образе полета показала, что для
них это понятие, как пишет П. Базанов, "не лукавое мудрствование, это — веление
времени" [15, с. 9]. С этим психологическим понятием летчики связывают
практику обучения. Так, П. Базанов пишет о необходимости отбросить старые
негодные методы обучения, которые ведут к неосмысленному механическому
пилотированию. "Нельзя бездумно совмещать стрелки. Неосмысленное
механическое пилотирование рано или поздно приведет к самым нежелательным
последствиям" [Там же, с. 7]. В летной работе "человек должен всегда четко
представлять, что последует за его действиями рулями управления, как поведет
себя летательный аппарат, что будет в случае допущенной ошибки и как ее
исправить" [Там же, с. 7]. Это означает, что для подготовки хорошего летчика,
способного надежно действовать в нестандартных ситуациях и в течение всей
летной деятельности совершенствовать свое мастерство, необходимо формировать
у него полноценный образ полета, научить его "зримо" представлять режим
полета. Сознательное использование образа полета рассматривается самими
летчиками как альтернатива "бездумному" пилотированию, "формализации",
автоматизации действий и как основа обеспечения их надежности.
Перестройка методики обучения летчиков должна заключаться в отказе от
исключительной его направленности на выработку автоматизированных навыков и
в переходе к психологизированным методам, предполагающим активное
сознательное построение внутренних механизмов регуляции действий и
обеспечивающим формирование полноценного образа полета уже на ранних
стадиях подготовки летчика. Целесообразно, чтобы в процессе первоначального
обучения курсант овладел теоретическими знаниями о содержании образа полета,
о его специфической структуре, включенности в него необычных чувственных
данных и о возникновении в связи с этим иллюзорных ощущений, а также о
психологических характеристиках летной деятельности в целом.
Кроме практического вывода о целесообразности изменения методов
обучения летчиков, из рассмотренных материалов вытекает и другой вывод: о
причинах предпочтения многими летчиками принципа индикации авиагоризонта
"вид с земли на самолет", на котором крен самолета индицируется вращением
силуэтика самолета относительно линии искусственного горизонта. В процессе
60
дискуссии об образе полета летчики неоднократно высказывались [15, 16] о
преимуществе авиагоризонта, на котором подвижный самолетик "ходит за
ручкой"; объясняя это тем, что летчик всегда видит горизонт неподвижным, а
самолет относительно него в постоянном движении. Таким образом летчики
подсказывают конструкторам не только желаемый вид индикации, но и
объясняют, почему этот вид для них лучше: он соответствует предметному
содержанию образа полета. Вообще желательно, чтобы все пилотажно–
навигационные приборы в инженерно–психологическом плане оценивались не
только по показателям обнаружимости и различимости отображаемых на них
сигналов, скорости и точности восприятия и т.п., но еще и с точки зрения того, в
какой мере используемый на этих приборах способ отображения информации
содействует (или препятствует) формированию и удержанию образа полета.
Экспериментальные
данные, доказывающие
правильность
обоих
практических выводов, будут рассмотрены ниже.
В заключение мы подчеркнем тот факт, что полная и глубокая
представленность сознанию летчика образа, регулирующего пилотирование,
может служить подтверждением (со стороны практики) правильности
приведенного в начале этой главы положения Б.Г. Ананьева о нетождественности
предметного образа и предметного действия, об относительном "обособлении"
образа от конкретного предметного действия [7]. Деятельность и действие, в том
числе пилотирование, не ограничиваются чисто прагматической направленностью.
Они имеют когнитивную сторону, которая относится не только к предмету
действия (и к самому действию), но также к обстоятельствам, условиям его
выполнения, к факторам, влияющим на него, и т.д., короче: к тому особому миру,
в котором это предметное действие осуществляется.
Развитие этой стороны деятельности дает человеку преимущество и как
специалисту, расширяя его возможности действовать в разных условиях, по
сравнению с теми, кто ограничивается механическим выполнением заученных
действий.
Глава 3
ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО
ОБРАЗА,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ
АВТОМАТИЗАЦИЕЙ
ПРОЦЕССА
УПРАВЛЕНИЯ
В предыдущей главе рассматривался психический образ, регулирующий
деятельность летчика преимущественно в режиме ручного управления. В таком
режиме все функции управления выполняются летчиком: он осуществляет сбор,
оценку и селекцию информации, принимает решение, программирует
управленческие (и все другие) операции, выполняет управляющие действия и
оценивает их результативность. Этим определяется богатство и сложность
психического образа, а деятельность человека психологически оказывается весьма
насыщенной.
Автоматизация управления приводит к изменению функций человека. В
одних случаях он освобождается от операций сбора, селекции, переработки и
хранения информации; они передаются техническим устройствам, а за человеком
остаются принятие решения и выполнение управляющих действий; в других,