Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3219

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

отработке  двигательных  навыков, сколько  на  формировании  психических
механизмов  регуляции  действий, т.е. на  формировании  психического  образа,
адекватного задаче.

Сигналы  о  возникновении  аварийной  ситуации  в  полете  могут  быть  как

инструментальными, так  и  неинструментальными. Даже  инструментальные
сигналы (загорание  специальной  сигнальной  лампы, изменения  показаний
приборов) далеко не всегда являются однозначными показателями возникновения
определенной ситуации. Неинструментальные сигналы, поступающие в результате
изменения  положения  самолета, тряски, вибрации, изменения  звукового  фона  и
т.п., чаще всего не несут полной и определенной информации о событии.

Достаточный (высокий) привлекающий эффект необходим для того, чтобы

человек  своевременно начал  действовать  в  аварийной  ситуации — начал  поиск  и
выбор  релевантной  информации, обеспечивающей  в  свою  очередь  опознание
смысла  случившегося  и  формирование  адекватного  задаче  образа–цели. Именно
привлекающий  эффект  сигнала  о  нестандартной  ситуации  определяет  начало
действия. Он  должен  быть  рассчитан  на  непроизвольное  привлечение  внимания
человека.

Высоким  привлекающим  эффектом  обладают  физически  сильные

неинструментальные сигналы (угловое вращение самолета с ускорением 10 град/с,
тряска, резкий звук), а также звуковые инструментальные сигналы (сирена, звонок,
голос  человека). Сигнальные  лампы, световые  табло  обладают  средним
привлекающим  эффектом, так  же  как  и  некоторые  неинструментальные  сигналы
(несимметричная тяга, угловые  ускорения от 5 до 10 град/с, изменение усилий на
ручке  управления). Наконец, некоторые  инструментальные  сигналы (изменение
показаний  стрелочных  приборов, расположенных  вне  центрального  поля  зрения)
обладают  столь  низким  привлекающим  эффектом, что  могут  долгое  время  быть
незамеченными, в  результате  чего  усугубляется  опасность  неблагополучного
исхода полета.

Если сигнал замечен, обеспечено только начало действия; но его течение и

завершение  определяются  сочетанием  достаточной  полноты  и  определенности
информации, которая соотносится с концептуальной моделью, сформированной у
летчика.

С  точки  зрения  степени  определенности  и  полноты  информации  можно

выделить  следующие  типы  сигналов: 1) несущие  определенную  и  полную
информацию; 2) несущие  противоречивые  сведения; 3) не  обладающие  полнотой
сведений  о  случившемся. Определенная  информация  поступает  от  таких
инструментальных  средств, как  табло, на  которые  сообщения  выдаются  в  виде
надписи; речевые информаторы; некоторые индикаторы, сообщающие о состоянии
самолетных  систем. Противоречивая  информация  связана  с  поступлением
сигналов, косвенно 

сообщающих 

о 

событии, например, появление

рассогласований в показаниях группы приборов при отказе одного из них.

Обнаружение 

рассогласования 

вызывает 

формирование 

ряда

противоречивых гипотез о его причинах.

Не  обладает  полнотой  сведений  большинство  неинструментальных

сигналов. Они, как правило, легко обнаруживаются, но, будучи неопределенными,


background image

77

не  позволяют  быстро  сформировать  оперативный  образ, адекватный  задаче
человека в возникшей ситуации.

Как  правило, совокупность  сигналов, возникающих  в  нестандартных

(аварийных) ситуациях, не  обеспечивает  возможность  для  человека–оператора
быстро  опознавать  ее  и  находить  нужное  действие. Поэтому  его  надежность  во
многом  зависит  от  способности  сформировать  полноценный  оперативный  образ
на основе преобразования именно неполноценной информации, превращения ее в
субъективно  полную  и  определенную, преодоления  противоречивости  сигналов.
Это  означает, что  психический  образ, регулирующий  действия  в  аварийных
ситуациях, должен  обладать  некоторыми  специфическими чертами  и свойствами,
отличающими его от психического образа, регулирующего действия в стандартных
условиях полета.

Во–первых, этот образ формируется экстренно и не как результат развития

предшествующих  оперативных  образов, а  как  новый  психический  механизм,
исключающий  возможность  регуляции  действий  образами, сформированными
ранее. Во–вторых, нередко в памяти человека отсутствует готовый образ–эталон, с
которым  можно  было  бы  сопоставить  экстренно  формирующийся  образ. Это
связано  с  неполноценностью  поступающей  информации, требующей  создания
"экстренного  образа", но  не  дающей  достаточных  оснований  для  формирования
его  четкого  предметного  содержания. Возникающие  при  этом  трудности  отчасти
обусловлены  недостаточной  подготовкой  человека–оператора  в  процессе
обучения.

Иначе  говоря, как  правило, у  оператора  нет  заранее  подготовленных  и

отработанных  образов, которые  позволяли  бы "с  лета" парировать  возникшую
нестандартную ситуацию. Образ формируется при возникновении самой ситуации
и  выступает  как  образ–гипотеза, нуждающийся  в  проверке, при  этом  до  начала
исполнительного  действия, а  для  проверки  гипотезы  нужна  дополнительная
информация  извне  или  извлечение  из  памяти  дополнительных  компонентов
образа–эталона. В–третьих, основной функцией формирующегося образа является
опознание  ситуации, т.е. анализ  неполноценной  информации, вычленение
релевантных  признаков  ситуации, подтверждающих  гипотезу. В–четвертых,
формирующийся  образ  должен  обладать  гибкостью, высокой  динамичностью,
обеспечивать  способность  к  перестройке, к  отказу  от  гипотезы, если  она  не
подтверждается.

Исследование  действий  летчиков  в  аварийных  ситуациях  показало, что

формирование у летчика адекватного задаче образа во многом случайный процесс,
что  высока  вероятность  возникновения  неполноценного, бесполезного (и  даже
вредного!) для  Действий  в  данных  конкретных  условиях  оперативного  образа.
Нередко  оперативный  образ, адекватный  задаче, формируется  лишь  после  цикла
пробных  и  ошибочных  действий, приводящих к усложнению и без того сложной
обстановки полета.

Такие  действия  неизбежно  возникают  в  том  случае, если  у  летчика

отсутствует  эталонный, т.е. соотносящий  оперативный  образ. Это  связано  с
недостатками  профессионального  обучения. Дело  в  том, что  в  процессе
подготовки  к  действиям  в  нестандартных  ситуациях  отрабатываются


background image

78

преимущественно  автоматизированные  навыки, обеспечивающие  быстрое  и
точное выполнение двигательных операций; формированию же эталонного образа
при этом не уделяется должного внимания. Как правило, обучающимся называют
и 

демонстрируют 

отдельные 

информационные 

признаки, сообщают

последовательность их появления, но далеко не всегда выделяются действительно
существенные  признаки  предсказываемой  ситуации; в  результате  нередко
создается  неправильный  образ–эталон, не  только  не  помогающий, но  даже
мешающий  узнаванию  события. Обычно  только  после  реальной  непредвиденной
встречи  с  конкретной  аварийной  ситуацией  приобретается  необходимый  опыт  и
вырабатывается  требуемый  образ–эталон, способствующий  своевременному
формированию оперативного образа, адекватного задаче человека.

Рассмотрим, как формируется оперативный образ, регулирующий действия

летчика в некоторых аварийных ситуациях с неполной информацией. Остановимся
вкратце на трех типах ситуаций, подробный анализ которых давался в работе [18].

Первая  ситуация — это ситуация  отказа  одного из двигателей  самолета. О

недостатках подготовки к действиям в  данной  ситуации (недостатках обучения) с
точки  зрения  формирования  образа, адекватного  задаче  опознания  отказа, мы
судили  по  ряду  косвенных  признаков: по  тексту  инструкции, которую  изучает  и
которой должен следовать летчик в случае отказа двигателя, а также по характеру
его действий при наступлении события.

О  работе  силовой  установки  четырехмоторного  самолета  летчик  судит  по

показаниям специальных приборов (44 индикатора), сигнализаторов (4 сигнальные
лампочки), а  также  по  неинструментальной  информации (разворачивающий
момент, звук, изменение тяги, изменение усилий на органах управления).

Анализ  действий  летчиков  при  реальных  отказах  двигателя  показал, что

оперативный  образ  формируется  сначала  как  гипотеза, регулирующая  поиск
дополнительной  информации. Гипотеза  формируется  на  основании  только  части
признаков, прежде  всего  неинструментальных  сигналов. Для  производства
исполнительских  действий  требуется  подтверждение  гипотезы  путем  извлечения
инструментальных  признаков  отказа — показаний  приборов. Летчик, ощутив
разворачивающий  момент или  изменение тяги, обращается к приборам, при  этом
латентный  период  обращения  к  приборам  составляет 0,3—0,8 с. Однако
инерционность  системы  индикации  такова, что  за  это  время  на  приборах  еще  не
успевает  отобразиться  ситуация  отказа. В  результате  гипотеза, возникшая  на
основе  неинструментальных  сигналов  и  нередко  правильная, отвергается, поиск
направляется  по  неверному  пути, а  опознание  опасной  ситуации  чрезвычайно
затягивается.

Оперативный  образ  события  в  этом  случае  формировался  до  поступления

инструментальных сигналов, и вместо поиска информации летчик стремился лишь
сличить  сформированный (гипотетический) образ  с  показаниями  приборов. Он
искал информацию не для определения события, а для подтверждения гипотезы, и
смысл  его действия  заключался в  сопоставлении оперативного образа с образом–
эталоном. Однако  эти  действия  не  принесли  ожидаемого  результата  в  связи  с
неполноценностью сформированного в процессе подготовки образа–эталона.

В  инструкции, определяющей  состав  и  очередность  восприятия


background image

79

информационных 

признаков  отказа, указывается  на 1) прогрессивно

увеличивающийся  крен  и  разворот  самолета, 2) загорание  лампочки "отказ
двигателя", 3) изменение (падение) показаний  приборов  ИКМ (индикатор
крутящего  момента), давления  топлива, числа  оборотов, ТВГ (температуры
выходящих газов). В инструкции не указано на те важнейшие неинструментальные
признаки, которые  воспринимаются  в  первую  очередь  и  которые  переключают
внимание летчика к нарушению работы силовой установки. Не указано и на то, что
в  течение первой  секунды на приборе ИКМ отражается не падение, а повышение
(заброс) показателя, что ТВГ в течение первой секунды не изменяется.

Неточность  инструкции — причина  формирования  неточного  образа–

эталона и, следовательно, ошибочных действий.

При  анализе  действий  летчиков  обращает  на  себя  внимание  тот  факт, что

они  часто  не  включают  в  содержание  образа  восприятия  такой  важный  и
определенный  признак, как  загорание  сигнальной  лампочки "отказ  двигателя".
Они не обращают внимания на этот сигнал, не замечают его, сигнал не включается
в перцептивный образ, хотя в инструкции на него указывается и, следовательно, он
должен  был  бы  содержаться  в  образе–эталоне. Тем  не  менее  оперативный  образ
ситуации  формируется  без  учета  столь  важного  ее  признака. При  сопоставлении
оперативного образа с образом–эталоном  этот признак также выпадает. Причина,
вероятно, заключается, в  том, что  с  момента  появления  неинструментальных
сигналов, которые  не  учитывались  при  формировании  образа–эталона (и  не
отражены  в  инструкции), в  действие  вступает  другая, отличающаяся  от
сформированной  в  процессе  обучения  модель  события, которая  не  предполагает
обязательной нацеленности на такой признак отказа, как сигнальная лампа. Дело в
том, что  роль, которую  в  информационном  потоке  признаков  должны  были  бы
выполнить  сигнальные лампы (привлечение внимания к факту отказа), уже до их
намеренного  восприятия  выполнили  неинструментальные  сигналы. Летчик, уже
узнав  о  событии  по  другим  источникам  информации, не хочет тратить усилия на
восприятие, как ему кажется, дублирующих сигналов.

Собственно, и  неинструментальные  сигналы, и  красный  сигнал  отказа

представляют  собой  сенсорно–перцептивную  основу  образа, предметным
содержанием  которого  является  представление  о  выключении  двигателя.
Вследствие  подмены  этой  основы (инструментальный  сигнал  подменен
неинструментальным) сигнальная  лампа  выпала  из  комплекса  сигналов, нужных
для  оценки  ситуации. У  летчика  сразу  же  возникла  установка  на  тот  поиск
информации, который  обычно  следует  за  восприятием  сигнальной  лампы, т.е. на
восприятие показаний 82

приборов. Важный  момент  оказался  выпавшим  из  процесса  поиска

информации. В  связи  с  этой  установкой  две  трети  летчиков, участвовавших  в
летных  экспериментах, не  восприняли  сигнала: не  увидели  сигнальной  лампы,
расположенной  в  центральной  зоне  приборной  доски. В  результате — опасная
задержка (от 1 до 5 мин)опознания аварийной ситуации, отсутствие необходимых
для безопасности полета и отработанных до автоматизма двигательных операций.

Разберем психологический механизм ошибки летчиков. В общем плане его

основным  звеном  оказывается  несовпадение  оперативного  образа  ситуации  с


background image

80

образом–эталоном, формирующимся на основе показаний приборов. Оперативный
образ, сформированный  на  основе  неопределенной  неинструментальной
информации  и  функционирующий  как  образ–гипотеза, регулирует  не
исполнительские  двигательные  операции, а  извлечение  дополнительной
информации, подтверждающей  гипотезу. Но  информационная  модель (показания
приборов) не 

дает 

своевременного (в 

интервале 

от 

восприятия

неинструментальных  сигналов  до  обращения  к  приборам) подтверждения
гипотезе. Между  тем  уже  в  момент  появления  первых  неинструментальных
сигналов  у  летчика  обычно  формируется  предположение: "Что–то  случилось  с
тягой, с  двигателем"; таким  образом, непосредственные  ощущения  как  бы
предвосхищают  поступление  инструментальной  информации. Первая  реакция
летчика  является  своего  рода  компенсацией  несовершенства  системы индикации,
которая, естественно, не  может  сразу  отобразить  весь  комплекс  внешних
воздействий  на  самолет. Разворачивающий  момент, еще  до  того  как  он
отобразился  на  визуальных  индикаторах, был  принят  механорецепторами.
Оперативный  образ  события  формировался  до  поступления  инструментальных
сигналов и только сличался с показаниями индикаторов. В связи с этим летчику не
требовалось  осуществлять информационный поиск в прямом смысле этого слова.
Он  искал  информацию  не  для  определения  события, а  для  подтверждения  своей
гипотезы.

В 

условиях 

неожиданного 

возникновения 

аварийной 

ситуации

регулирующим  механизмом, определяющим  процесс  опознания, служит
оперативный образ этой ситуации. Однако в связи с неопределенностью сигналов,
вызвавших  формирование  такого  образа, он  требует  подтверждения  со  стороны
инструментальных сигналов. В случае отсутствия  своевременного подтверждения
первоначальной  гипотезы  значительно  увеличивается  вероятность  ошибочных
действий.

Проанализируем  более  подробно  причины  ошибочных  и  запоздалых

решений. Сами  по  себе  данные  о  существенной  задержке  действий  могут  быть
истолкованы  как  результат  нетвердых  знаний  летчиками  инструкций  о  порядке
использования  признаков  отказа  двигателя. Однако  нам  представляется, что
механизм  выявленного  психологического  затруднения  имеет  совсем  другой
генезис.

Известно, что  целесообразное  поведение  направлено  на  достижение

конкретного  результата. При  этом  сопоставление  оперативного  образа  и  образа–
эталона  обеспечивает  оценку  достижения  результата. Сигнал  о  рассогласовании
этих  образов  служит  пусковым  механизмом  для  организации  дальнейших
действий, их продолжения, остановки, выработки коррекций.

В  нашем  конкретном  случае  в  аварийной  обстановке  возникла  та

нестандартная  ситуация, для  корректировки  которой  не  было  готовой  схемы
действий. Поэтому, несмотря на наличие значимых нарушений в работе двигателя,
произошла "деформация" оперативного  образа–эталона. Каковы  же  основные
скрытые  предпосылки  деформации? Обращаясь к результатам экспериментов, мы
обнаруживаем, что  первым  сигналом, побудившим  летчика  сменить  цель
действий, были  непосредственные  ощущения  разворачивающего  момента