Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3299
Скачиваний: 34
26
осуществляется все более полное и глубокое "вычерпывание" информации из
окружающей человека действительности. Содержание образа непрестанно
обогащается, уточняется и корректируется.
Психический
образ
выступает
как
системное
образование,
характеризующееся многомерностью и многоуровневостью. Основными уровнями
образного отражения являются сенсорно–перцептивный и "представленческий"; в
него включаются также вербально–логические процессы, играющие существенную
роль в контроле и интеграции сенсорных данных.
Образ формируется на основе интеграции данных всех сенсорных
модальностей. В большинстве форм образного отражения ведущая роль
принадлежит зрительной модальности (визуализация образа). Она обычно
является ведущей и в деятельности человека–оператора.
Психический образ включает актуальные и потенциальные, осознаваемые и
неосознаваемые компоненты.
В процессах восприятия и действия формируются функциональные органы,
обеспечивающие образное отражение. Они включают жесткие и гибкие звенья.
Благодаря образованию жестких и однозначных связей между рядами
анализаторов (стереотипов) ориентировка в определенных свойствах среды
(например, в пространстве) не требует сознательного контроля.
При определенных и довольно разнообразных условиях возможно
рассогласование между разными сенсорными модальностями и разными уровнями
психического отражения. В этом случае благодаря функционированию
сложившихся стереотипов закономерно возникают искажения предметного
содержания образа (иллюзии восприятия, ложные образы).
Осознание рассогласования между разными уровнями отражения — первое
и важнейшее условие преодоления искажений образа. Сознательный контроль
сенсорно–перцептивной
информации
является
ведущим
фактором
в
формировании нового функционального органа, который складывается не вместо,
а наряду с уже существующим.
Цель деятельности оператора выступает в форме образа—представления;
она выделяется человеком субъективно и осознанно и выступает в функции
идеальной меры, которая осуществляется в деятельности.
Важнейшая роль в механизме регуляции действия (и деятельности)
принадлежит процессам сличения образа текущей ситуации с образом–целью.
Перечисленные положения имеют общее значение для психологического
изучения образа — одной из фундаментальных проблем психологии. Вместе с тем
они выступают в роли теоретической опоры прикладных исследований и решения
практических задач, в частности в области психологии труда и инженерной
психологии.
Как уже отмечалось, в инженерной психологии сложилась (а точнее,
складывается) система понятий, раскрывающих различные аспекты образного
отражения в деятельности оператора (более широко — в разных видах трудовой
деятельности). Основными в этой системе являются понятия концептуальной
модели, оперативного образа и образа—цели.
Общетеоретические положения, относящиеся к проблеме образа (в ее
27
психологическом
плане), и
инженерно–психологические
понятия,
характеризующие образные компоненты деятельности человека–оператора,
послужили для нас исходной основой исследования. Психический образ,
регулирующий предметную деятельность, изучался на примере
образных компонентов деятельности летчика, прежде всего образа полета.
Выбор именно этого объекта не случаен. В авиационной психологии
накоплен богатейший фактический материал и опыт анализа образных
компонентов психологической структуры деятельности летчика. К ним относятся
образы пространственного положения (представления о положении в
пространстве), чувства самолета, обобщенного представления о режиме полета на
основе показаний приборов, мышечных представлений и др. [37, 47, 119].
Понятия "образ фигуры", "зрительный образ" издавна применялись при
обучении летчиков–курсантов. Так, еще в 50–е годы в книге по методике летного
обучения, например, указывалось: "Выполняя петлю, так же как и другие
управляемые фигуры, летчик как бы вырисовывает тот образ фигуры, который
сложился в его представлении" [38, с. 322], и еще: "При показе обучаемый должен
прежде всего воспринять и запомнить зрительные образы положений и движений
самолета в пространстве" [Там же, с. 269].
Исследования авиационных психологов, а также наблюдения методистов
летного обучения, опытных летчиков, авиационных командиров, летчиков–
испытателей позволяют утверждать, что изучение деятельности именно летчика
открывает оптимальные возможности для разработки проблемы образа в ее
теоретическом и прикладном аспектах. Это определяется особенностями самой
летной деятельности. Во–первых, по условиям этой деятельности психический
образ должен быть "представлен" сознанию летчика на протяжении всей его
деятельности. Дело в том, что действия летчика, в том числе пилотирование
самолета (особенно маневренного), не шаблонны уже хотя бы потому, что в
полете сенсорно–перцептивные компоненты образа (образа пространства) иные по
сравнению с теми, которые регулируют поведение того же человека на земле.
Летчику приходится сознательно контролировать не только цели и задачи своих
действий (образ—цель), но и те сенсорные компоненты образа, которые в земных
условиях обычно не осознаются. Только при этом условии он может
противостоять искажениям образа, провоцируемым изменениями афферентации,
преодолевать противоречивость в структуре образа. Необходимость постоянного
осознания образа полета, особенно его базового компонента — образа
пространственного положения, возрастает с увеличением маневренности самолета,
вариативности внешних условий деятельности: постоянного изменения положения
самолета относительно трех его осей (крен, тангаж, курс) и, кроме того,
относительно земной поверхности (изменение высоты, направления и скорости
полета), изменчивости внешней среды.
Во–вторых, образ, регулирующий действия летчика, сложен по
содержанию, структуре и функциям; характерные черты и свойства психического
образа, регулирующего любые конкретные предметные действия человека–
оператора, представлены в нем наиболее полно. Поэтому исследование образа
полета имеет не только узкий практический смысл для авиационных специалистов,
28
но и более общее значение для инженерной психологии в целом. Не только
действия в нестандартных ситуациях, но и непрерывно протекающий в каждом
полете процесс пилотирования не превращаются в автоматизированный навык: он
всегда сознательно контролируется летчиком. Осознаваемая самими летчиками
необходимость непрерывного поддержания четкого образа полета при
пилотировании самолета, особенно в сложных метеоусловиях (по приборам),
является специфической чертой летной деятельности. Невозможность сведения,
казалось бы, рутинной операции пилотирования к двигательному навыку
обусловливается тем, что летчику приходится осознавать не только конечную цель
полета, но и сам процесс управления; деятельность летчика по управлению
включает вербально–логический процесс считывания показаний приборов,
который завершается интеграцией разрозненных показаний в целостное
представление о режиме полета, а также формированием конкретных способов
действия, обеспечивающих достижение определенной эволюции самолета. Эта
особенность летной деятельности в значительной мере способствует применению
метода самонаблюдения при изучении ее образных компонентов.
Однако образ полета содержит не только осознаваемые (или актуально
значимые) компоненты, но и неосознаваемые (значимые лишь потенциально). Как
было показано экспериментально А.А. Обозновым, соотношения между ними
изменяются в зависимости от условий полета [112].
В связи с непрерывным изменением объекта управления и вариативностью
внешних условий деятельности оперативные образы, регулирующие действия
летчика даже в нормально протекающем полете, существенно различны. В
зависимости от исходного режима полета (высота, скорость, степень отклонения
от горизонтального движения), от характеристик внешней среды (видимость,
облачность, состояние атмосферы, особенности земной поверхности: равнина,
море, горы, лес), от субъективной значимости задания летчик пилотируя самолет,
выполняет разные предметные действия, регулируемые образами с разным
предметным содержанием. Иначе говоря, казалось бы, одинаковые или сходные
технологические операции каждый раз выполняются по–разному, при помощи
разных предметных действий. Поэтому по операциональному описанию летной
деятельности невозможно (или во всяком случае очень трудно) понять ее
внутреннюю психологическую картину. Смысл и способ выполнения действия
определяются предметным содержанием образа и его значимостью для летчика.
Между тем при операциональном описании деятельности именно эти моменты не
учитываются.
Все сказанное о летной деятельности позволяет считать ее чрезвычайно
интересным и богатейшим объектом для исследования психического образа.
В определении подхода к изучению образных компонентов летной
деятельности мы руководствовались методологией исследований, разработанной в
советской психологии. Одним из важнейших ее принципов является принцип
единства сознания и деятельности, более широко: психики и поведения. Этот
принцип требует при анализе психических процессов рассматривать их не как
изолированно существующие явления, а изучать их в контексте реальной (или
моделируемой в условиях эксперимента) деятельности. При этом выявляются роль
29
и функции психических процессов в формировании и регуляции деятельности.
Исследовательская задача состоит в том, чтобы через анализ внешней картины
деятельности (орудийных и неорудийных движений, операций, внешних условий и
других факторов) раскрыть ее внутреннее психологическое содержание:
субъективную направленность, значимые информативные признаки предмета,
орудий и среды, способы поиска и извлечения информации. Эта информация для
субъекта выступает либо в образной, либо в абстрактно–знаковой форме. Через
анализ деятельности, дополняемый анализом общения с изучаемым субъектом,
раскрывается организующая и регулирующая роль образа.
О содержании психического образа не удается судить только по внешним
показателям поведения. Структура, свойства, функции образа — внутренние
составляющие деятельности, ее интимные механизмы. Для их выявления
необходимо комплексное изучение и всесторонняя регистрация параметров
поведения, а также состояния человека, с тем чтобы на основании системы
признаков, прямых и косвенных, но объективных показателей действий получать
данные, которые позволяли бы судить о содержании образа.
При этом образ рассматривается как системный объект, имеющий сложную
иерархическую структуру, диалектически противоречивые и вместе с тем
переходящие друг в друга функции. Понимание системности образа предполагает
дифференцированный анализ его детерминации: выявление не только причинно–
следственных связей, но также общих и специальных предпосылок, внешних и
внутренних факторов, условий, опосредствующих звеньев и других детерминант
[100]. Дифференцированный анализ требуется и при изучении свойств и функций
образа в деятельности.
Комплексность
изучения
предполагает
также
последующее
целенаправленное воздействие на систему "человек—машина" в процессе ее
функционирования, позволяющее проверить правильность сложившегося
теоретического представления о структуре, функциях, и свойствах образа, который
"работает" в данных конкретных условиях деятельности. Это значит, что
выявленные путем эксперимента и психологического анализа структура, свойства
и функции образа должны проверяться в практике обучения оператора и
оптимизации системы "человек—машина".
В инженерной (как, впрочем, и в других областях) психологии
используются различные методы исследования психического образа. Однако все
они строятся на принципах методологии психологического исследования и общих
положений психологической теории образа.
Первый метод —
анализ данных самонаблюдений.
Сразу же отметим, что
речь идет не об интроспекции как методе познания психических явлений путем их
непосредственного восприятия, а о научном анализе данных самонаблюдения тех,
кто оказывается в поле зрения исследователя. Поскольку образ — внутренний
компонент деятельности и его содержание в той или иной степени осознано
человеком, выполняющим предметную деятельность, постольку возможно и
необходимо при его изучении использовать метод анализа данных
самонаблюдения соответствующих специалистов. В этих данных так или иначе
проявляется профессиональный и жизненный опыт специалистов, который, как
30
отмечалось, является базальным компонентом образа. Они позволяют также
судить о степени осознанности образа. Сбор и анализ данных, полученных в
беседах, через высказывания, специальные анкеты и т.д., — один из важнейших
методов получения материалов, характеризующих психический образ.
Второй метод —
сочетание наблюдений
за действиями оператора, в том
числе объективно регистрируемыми его действиями (их процессом и
результатами),
с беседой о смысле и способе выполнения
тех или иных действий, о
внутренних причинах конкретных затруднений, ошибок и т.п. Этот метод
включает, кроме наблюдения за действиями, естественный ("полевой")
эксперимент и эксперимент на моделирующих устройствах, в процессе которого
проводится регистрация основных параметров деятельности.
Третий метод —
лабораторный эксперимент,
моделирующий фрагменты
действий с целью проверки гипотез, выдвинутых на основании материалов,
полученных другими методами.
Наконец, четвертый метод —
контрольный эксперимент,
в частности
обучающий, дающий
возможность
проверить
эффективность
психологизированного варианта обучения или вообще направленный на оценку
правильности практических рекомендаций, сформулированных на основании
изучения содержания, структуры и функций психического образа, регулирующего
конкретную деятельность.
Какое же значение имеют для инженерной психологии и психологии труда
исследования содержания, структуры и функций образа? Помимо научного
интереса, они решают задачу конкретизировать, наполнить живым содержанием
теоретические положения. Такие исследования служат и прикладным целям. Без
знания содержания, структуры и функций образа в конкретной деятельности
нельзя проектировать эту деятельность. Такие знания должны быть использованы
при конструировании систем управления (в первую очередь системы отображения
информации), обучении человека–оператора и профессиональном отборе.
Вместе с тем прикладные инженерно–психологические исследования
способствуют разработке новых подходов к изучению психических процессов, в
частности, позволяют раскрыть многоуровневую иерархическую структуру
процессов восприятия, выявить фундаментальные свойства перцептивного образа
и т.п. Мысль о необходимости изучать психические процессы в целостной
деятельности выражена в посмертно опубликованной работе А.Н. Леонтьева. Он
писал: "Изолируя в эксперимент изучаемый процесс, мы имеем дело с некоторой
абстракцией ... следовательно, тотчас же встает проблема возвращения к
целостному предмету изучения — в его реальной природе, происхождении и
специфическом функционировании" [87, с. 7].
Изучение образа, регулирующего реальную деятельность, позволяет
преодолеть "неизбежные абстракции лабораторного эксперимента",
которые иногда вступают в противоречие с пониманием восприятия как
процесса, посредством которого строится образ многомерного мира. "В
психологии проблема восприятия должна строиться как проблема построения в
сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе
говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно–научное знание о том, как