Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3296
Скачиваний: 34
21
конгрессе по прикладной психологии [176]. Автор раскрывает концептуальную
модель как глобальный образ, формирующийся в голове оператора. Он пишет, что
хотя такая модель часто груба и не точна, но она все же дает оператору целостную
картину и поэтому обеспечивает возможность соотнесения разных частей процесса
с целым, а соответственно и действовать эффективно [175, с. 186]. Отметим, что в
то
время
в
англо–американской
инженерной
психологии
наиболее
распространенными были теоретические схемы и концепции, заимствованные из
технических наук и трактующие деятельность оператора в терминах "входных" и
"выходных" характеристик, "передаточных функций" и т.д. Деятельность
описывалась в основном как последовательность "стимулов и реакций".
Выступление Велфорда имело принципиальное значение, поскольку он
подчеркивал необходимость исследования не только внешне наблюдаемой
картины действий оператора, но и его внутреннего мира: тех психических
процессов, которые выступают в роли регуляторов действий.
Советская инженерная психология, в которой сложился подход к изучению
психических явлений с позиции теории отражения, а в этой связи всегда
подчеркивалась необходимость анализа не только внешней картины поведения
(деятельности), но и внутренних субъективных процессов, быстро ассимилировала
понятие "концептуальная модель". Наиболее полно оно раскрывается в работах
В.П. Зинченко с сотрудниками [41,158].
Концептуальная модель рассматривается как основное внутреннее средство
(с нашей точки зрения точнее было бы сказать: компонент психологической
структуры) деятельности, создаваемое в процессе обучения и тренировки. В эту
модель включен жизненный опыт человека и знания, полученные при
специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе управления. В
содержание модели включается некоторый набор образов реальной и
прогнозируемой обстановки, в которой происходит деятельность, знание
совокупности возможных исполнительских действий, свойств объекта управления.
Модель включает также широкое представление о задачах системы, мотивы
деятельности, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность
к нестандартным, маловероятным событиям. Концептуальная модель — это
своеобразный внутренний мир оператора, который основан на большом
количестве априорной информации о среде и который является относительно
постоянным фоном действий человека и базой для принятия решений.
Концептуальная
модель
характеризуется
большой
информационной
избыточностью, причем актуализируется и осознается в тот или иной момент лишь
то предметное содержание образа, которое требуется для решения конкретной
задачи управления. В работе [41] концептуальная модель рассматривается как
комплексный соотносимый с объектом его целостный динамический образ, в
котором находит свое отражение заданная динамика объекта, номинальная
структура процесса, т.е. такая, какой она должна быть в представлении оператора.
Содержание постоянной концептуальной модели относительно независимо от
конкретных условий и обстоятельств, в которых протекает предметное действие.
Оно в известной степени абстрагировано от этих конкретных условий и предстает
в готовом виде еще до начала конкретных действий. Концептуальная модель —
22
базовый компонент структуры образного отражения, глобальный образ.
Выявление концептуальной модели в деятельности оператора —
существенный момент ее психологического анализа. Однако далее возникают
вопросы о том, как эта модель "развертывается" в процессе деятельности и как
регулируются конкретные действия.
В этой связи возникло понятие оперативного образа, предложенное Д.А.
Ошаниным в 1973 г. [115]. В отличие от предварительно сформированной
концептуальной модели это — специфический образ объекта, формирующийся в
процессе выполнения конкретного действия. Оперативный образ может выступать
и как образ очередного действия, отнесенный к задаче (в этом случае ведущей
является регулятивная функция), и как образ, отнесенный к объекту (в этом случае
когнитивная функция преобладает над регулятивной), и как преимущественно
эффекторный образ (энграмма). Все упомянутые образы взаимосвязаны; их
содержание динамично, непостоянно, иногда противоречиво. В регуляции
предметного действия участвует не единственный образ, а их упорядоченная
структурированная система, в которой каждый из них занимает определенное
место и выполняет определенные функции. Оперативные образы могут отражать
самую различную информацию об объекте (с точки зрения ее полноты,
объективной существенности, личной значимости для субъекта и т.п.). Отсюда
структуру психического образа (или образов), регулирующего предметное
действие, можно
представить
как
систему
взаимодействующих,
взаимопроникающих компонентов [115].
Содержание образов при выполнении каждого конкретного действия
многозначно и динамично. Образ может содержать как эффекторную, так и
афферентную информацию. При этом эффекторный образ может отражать и
общую схему двигательного акта, и конкретную программу движения. В
афферентном образе могут находить отражение не только актуальные, но и
потенциально значимые свойства объектов. Образ, согласно работе [41], может
быть чисто концептуальным, но "перцептивно пустым"; это во многих ситуациях
предметной деятельности значительно снижает эффективность его регулятивной
функции.
Когда говорится об оперативном образе, то подчеркивается динамичность,
изменчивость, текучесть, противоречивость образа, регулирующего конкретное
действие, протекающее во времени и в пространстве. Основное внимание при этом
уделяется механизмам регуляции конкретных действий через сопоставление
(сличение, конфронтацию) соотносимых и соотносящих образов, упреждение в
соотносящих образах текущего процесса. Оперативный образ — это этапный
образ, связанный с определенным этапом выполнения деятельности.
Психологически
переработка
информации
есть
процесс
конфронтации
информационного
потока (соотносимых
оперативных
образов) с
информационным "заделом" (соотносящими оперативными образами).
Если свойство концептуальной модели — относительное постоянство
содержания и лишь постепенное его изменение по мере накопления человеком
практического опыта и теоретических знаний, изменения мотивов, установок,
целенаправленности личности, то свойство этапных образов — их оперативность,
23
которая выражена в самом названии "оперативный образ". Именно оперативность
обеспечивает эффективность регулирующей функции образа, это общее свойство
отражения человеком действительности, необходимое для эффективной регуляции
им своих действий; это тонкая приспособляемость к условиям деятельности,
обеспечивающая гибкое переключение с отражения одних свойств объектов на
отражение других и приводящая содержание отражаемого в соответствие с
требованиями конкретной задачи.
Оперативный образ обладает также такими характеристиками, как
прагматичность, т.е. подчиненность решаемой задаче, адекватность, выраженная в
наилучшем соответствии задаче, специфичность, т.е. пригодность только для
конкретной задачи, лаконичность, выраженная в своеобразной ограниченности,
"отвлеченности" от тех особенностей объекта, которые в данный момент не
используются для решения. Одна из наиболее важных и противоречивых
характеристик образа, связанная с лаконичностью, — функциональная
деформация, выражающаяся в изменении образа соответственно субъективному
отношению личности, ее пристрастности. При управлении динамическим
объектом у человека формируется образ, обладающий свойством динамичности,
т.е. закономерной сменой различных состояний во времени [108, 115].
Третье инженерно–психологическое понятие "образ—цель" [67] выражает
отношение образа к тому результату, ради которого предпринимается
деятельность. При этом заостряется внимание на осознаваемом субъектом его
личном отношении к поставленной задаче. Постановка цели человеком —
процесс, характеризующийся специфическим внутренним отношением между
субъективным смыслом задачи для человека и ее объективным значением
(термины "смысл" и "значение" здесь близки к той трактовке, которую давал им
А.Н. Леонтьев). Цель не привносится извне, а формируется самим индивидом
[100].
Вообще говоря, к изучению психического образа, регулирующего действия
человека, можно подходить с разных сторон, поскольку в любой предметной
деятельности образ выступает во многих взаимосвязанных аспектах: это — и
концептуальная модель, и оперативные образы (соотносящий и соотносимый,
эффекторный и афферентный), это — и перцептивный образ и образ—
представление, и мнемический образ, и образ—воображение и т.д. Наконец, это
образ—цель.
В многообразии взаимосвязанных свойств образа выражается его
системный характер. Он и должен изучаться как системный объект, а его
отдельные свойства как проявления системных качеств. Именно образ— цель
выступает как системообразующий фактор, организующий и направляющий всю
совокупность процессов образного отражения. В цели, как и в мотиве, наиболее
отчетливо проявляется системный характер психики; они выступают как
интегральные формы психического отражения [98].
По мнению О.А. Конопкина [75], принятая субъектом цель — важнейшее,
ведущее звено осознанного процесса регулирования. Ее регуляторная функция
может быть определена как системообразующая. Благодаря этой функции весь
процесс саморегулирования формируется как "векторное образование" с заданной
24
направленностью. Именно цель выступает в качестве осознаваемой детерминанты,
определяющей селекцию информации, что является необходимым условием
действительно целенаправленного регулирования деятельности. В силу этого она
определяет и многие особенности конкретной реализации всех других звеньев
саморегулирования. Отсюда следует, что исследование образа в деятельности
человека — это прежде всего изучение генеза, развития и функционирования цели,
которая ставится им: ее содержания, формы представления этого содержания,
структуры образа—цели.
То, какой будет деятельность, определяется целью. Цель конструирует
деятельность, определяет ее характеристики и динамику. Она выступает как
феномен опережающего отражения. Эффекты антиципации служат как бы
материалом для ее построения. Она может выступать и как перцептивный образ
воспринимаемого объекта, на который направлено действие, и как образ—
представление, и как определенная система суждений и умозаключений, т.е.
"логическая конструкция".
Важнейшим условием, обеспечивающим психическое регулирование
предметных действий, является включенность в содержание образа осознанной
цели деятельности. Цель — это образ, идеальный или мысленно представленный
конечный результат деятельности, то, чего нет еще реально, но что должно быть
получено в ее итоге [102].
Характер представленности цели субъекту и раскрывается в понятии
"образ—цель". В образе—цели объект отражается как изменяющийся не сам по
себе, а в результате деятельности. Образ—цель, так же как концептуальная модель,
"впитывает" прошлый профессиональный опыт человека, включает представление
о средствах деятельности, определяет селекцию, интеграцию и оценку
информации, а также формирование гипотез и принятие решения. Образ—цель
должен сохраняться в течение всего времени выполнения деятельности, иначе
возникает ее дезорганизация, что иногда случается при сильных стрессовых
воздействиях.
Именно включенность цели в образ– предопределяет основную функцию
последнего — направленную регуляцию действий.
Важнейшая особенность процесса регуляции (саморегуляции) действий
заключается в его зависимости от содержания цели в том ее виде, как она понята и
принята субъектом. Осознанное регулирование целенаправленной деятельности
осуществляется благодаря диалектическому единству точного отражения
объективных закономерностей действительности и их творческого осмысления
относительно цели деятельности, максимально строгого учета и творческого
выбора соответствующих этим условиям и своим возможностям путей и способов
достижения цели [75].
Это означает, что содержание образа–цели нельзя определить только на
основании даже самого полного учета объективно заданных условий деятельности
(задач, информационных моделей, временных и пространственных ограничений,
совокупности технических средств деятельности и т.п.). Для этого необходимо
раскрыть субъективные условия деятельности: мотивы, субъективно–личностное
отношение человека к заданию, определяемое рядом факторов, прежде всего
25
значимостью результатов деятельности для человека (личностным смыслом, по
терминологии А.Н. Леонтьева), уровнем сложности задач для данного человека,
уровнем общей и специальной его подготовки, внутренней готовностью
действовать в данный момент, информационной обеспеченностью (содержанием
концептуальной модели и качеством поступающей информации) и т.п.
Исследование процессов произвольной регуляции действий позволяет судить о
сложности психического образа,
посредством которого осуществляется эта регуляция, и об изменчивости
содержания конкретных образов, их зависимости от системы внешних и
внутренних факторов и условий деятельности.
Завершая рассмотрение содержания и функций образов в деятельности
оператора, нельзя не остановиться на проблеме регуляции действий на основе так
называемых смутных ощущений. Впервые о них как о "валовом чувстве" говорит
И.М. Сеченов в связи с анализом уровней и форм психической регуляции
действий. Позднее эта проблема применительно к психологии трудовой
деятельности ставится в трудах С. Г. Геллерштейна, который обращает внимание
на то, что "смутные ощущения могут определять весьма сложную ориентацию и
регулировать до тонких степеней отшлифованные действия" [36, с. 305—306]. При
этом происходят сложные процессы перехода смутных неосознаваемых ощущений
в более отчетливые и обратно — в сферу неосознаваемого, бессознательного.
Обратный переход качественно преобразует и обогащает образ, обеспечивает
более совершенную регуляцию действий, часто — успешное решение задач,
возникающих в острых критических ситуациях.
Концепция С.Г. Геллерштейна, подтвержденная им экспериментально,
позволяет судить о сложности взаимосвязи внутри образа осознаваемых и
неосознаваемых его компонентов и определяет одно из важнейших направлений
прикладных исследований — выявление и анализ специфических механизмов
ошибочных и успешных действий человека в нестандартных ситуациях.
1.4. ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБРАЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЛЕТЧИКА)
Анализ состояния проблемы образа и полученных в этой области
результатов
позволил
сформулировать
несколько
общих
положений,
использованных нами в качестве исходных посылок исследования, итоги которого
излагаются в последующих главах данной книги.
Наиболее важными исходными посылками, на которые необходимо
опираться при исследовании психической регуляции действий оператора, с нашей
точки зрения, являются следующие.
Психический образ есть отражение объективной реальности и
одновременно важнейшее звено в системе регуляции действий человека.
Образ предметен: он отнесен к существующим вне зависимости от сознания
предметам, которые составляют его содержание; вместе с тем он субъективен по
форме (не может быть отчужден, отделен от субъекта, поэтому он ситуативен и в
нем проявляется пристрастность субъекта).
Формирование образа — активный процесс, в ходе которого