Файл: Завалова Н.Д. - Образ в системе психической регуляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 2964

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

конгрессе  по  прикладной  психологии [176]. Автор  раскрывает  концептуальную
модель как глобальный образ, формирующийся в голове оператора. Он пишет, что
хотя такая модель часто груба и не точна, но она все же дает оператору целостную
картину и поэтому обеспечивает возможность соотнесения разных частей процесса
с целым, а соответственно и действовать эффективно [175, с. 186]. Отметим, что в
то 

время 

в 

англо–американской 

инженерной 

психологии 

наиболее

распространенными  были  теоретические  схемы  и  концепции, заимствованные  из
технических  наук  и  трактующие  деятельность  оператора  в  терминах "входных" и
"выходных" характеристик, "передаточных  функций" и  т.д. Деятельность
описывалась  в  основном  как  последовательность "стимулов  и  реакций".
Выступление  Велфорда  имело  принципиальное  значение, поскольку  он
подчеркивал  необходимость  исследования  не  только  внешне  наблюдаемой
картины  действий  оператора, но  и  его  внутреннего  мира: тех  психических
процессов, которые выступают в роли регуляторов действий.

Советская инженерная психология, в которой сложился подход к изучению

психических  явлений  с  позиции  теории  отражения, а  в  этой  связи  всегда
подчеркивалась  необходимость  анализа  не  только  внешней  картины  поведения
(деятельности), но и внутренних субъективных процессов, быстро ассимилировала
понятие "концептуальная  модель". Наиболее  полно  оно  раскрывается  в  работах
В.П. Зинченко с сотрудниками [41,158].

Концептуальная модель рассматривается как основное внутреннее средство

(с  нашей  точки  зрения  точнее  было  бы  сказать: компонент  психологической
структуры) деятельности, создаваемое  в  процессе  обучения  и  тренировки. В  эту
модель  включен  жизненный  опыт  человека  и  знания, полученные  при
специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе управления. В
содержание  модели  включается  некоторый  набор  образов  реальной  и
прогнозируемой  обстановки, в  которой  происходит  деятельность, знание
совокупности возможных исполнительских действий, свойств объекта управления.
Модель  включает  также  широкое  представление  о  задачах  системы, мотивы
деятельности, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность
к  нестандартным, маловероятным  событиям. Концептуальная  модель — это
своеобразный  внутренний  мир  оператора, который  основан  на  большом
количестве  априорной  информации  о  среде  и  который  является  относительно
постоянным  фоном  действий  человека  и  базой  для  принятия  решений.
Концептуальная 

модель 

характеризуется 

большой 

информационной

избыточностью, причем актуализируется и осознается в тот или иной момент лишь
то  предметное  содержание  образа, которое  требуется  для  решения  конкретной
задачи  управления. В  работе [41] концептуальная  модель  рассматривается  как
комплексный  соотносимый  с  объектом  его  целостный  динамический  образ, в
котором  находит  свое  отражение  заданная  динамика  объекта, номинальная
структура процесса, т.е. такая, какой она должна быть в представлении оператора.
Содержание  постоянной  концептуальной  модели  относительно  независимо  от
конкретных  условий  и  обстоятельств, в  которых  протекает  предметное  действие.
Оно в известной степени абстрагировано от этих конкретных условий и предстает
в  готовом  виде  еще  до  начала  конкретных  действий. Концептуальная  модель —


background image

22

базовый компонент структуры образного отражения, глобальный образ.

Выявление  концептуальной  модели  в  деятельности  оператора —

существенный  момент  ее  психологического  анализа. Однако  далее  возникают
вопросы  о  том, как  эта  модель "развертывается" в  процессе  деятельности  и  как
регулируются конкретные действия.

В  этой  связи  возникло  понятие  оперативного  образа, предложенное  Д.А.

Ошаниным  в 1973 г. [115]. В  отличие  от  предварительно  сформированной
концептуальной  модели  это — специфический  образ  объекта, формирующийся  в
процессе выполнения конкретного действия. Оперативный образ может выступать
и  как  образ  очередного  действия, отнесенный  к  задаче (в  этом  случае  ведущей
является регулятивная функция), и как образ, отнесенный к объекту (в этом случае
когнитивная  функция  преобладает  над  регулятивной), и  как  преимущественно
эффекторный  образ  (энграмма).  Все  упомянутые  образы  взаимосвязаны;  их
содержание  динамично, непостоянно, иногда  противоречиво. В  регуляции
предметного  действия  участвует  не  единственный  образ, а  их  упорядоченная
структурированная  система, в  которой  каждый  из  них  занимает  определенное
место  и  выполняет  определенные  функции. Оперативные  образы  могут  отражать
самую  различную  информацию  об  объекте (с  точки  зрения  ее  полноты,
объективной  существенности, личной  значимости  для  субъекта  и  т.п.). Отсюда
структуру  психического  образа (или  образов), регулирующего  предметное
действие, можно 

представить 

как 

систему 

взаимодействующих,

взаимопроникающих компонентов [115].

Содержание  образов  при  выполнении  каждого  конкретного  действия

многозначно  и  динамично. Образ  может  содержать  как  эффекторную, так  и
афферентную  информацию. При  этом  эффекторный  образ  может  отражать  и
общую  схему  двигательного  акта, и  конкретную  программу  движения. В
афферентном  образе  могут  находить  отражение  не  только  актуальные, но  и
потенциально  значимые  свойства  объектов. Образ, согласно  работе [41], может
быть  чисто  концептуальным, но "перцептивно пустым"; это во многих ситуациях
предметной  деятельности  значительно  снижает  эффективность  его  регулятивной
функции.

Когда говорится об оперативном образе, то подчеркивается динамичность,

изменчивость, текучесть, противоречивость  образа, регулирующего  конкретное
действие, протекающее во времени и в пространстве. Основное внимание при этом
уделяется  механизмам  регуляции  конкретных  действий  через  сопоставление
(сличение, конфронтацию) соотносимых  и  соотносящих  образов, упреждение  в
соотносящих  образах  текущего  процесса. Оперативный  образ — это  этапный
образ, связанный  с  определенным  этапом  выполнения  деятельности.
Психологически 

переработка 

информации 

есть 

процесс 

конфронтации

информационного 

потока (соотносимых 

оперативных 

образов) с

информационным "заделом" (соотносящими оперативными образами).

Если  свойство  концептуальной  модели — относительное  постоянство

содержания  и  лишь  постепенное  его  изменение  по  мере  накопления  человеком
практического  опыта  и  теоретических  знаний, изменения  мотивов, установок,
целенаправленности личности, то свойство этапных образов — их оперативность,


background image

23

которая выражена в самом названии "оперативный образ". Именно оперативность
обеспечивает  эффективность  регулирующей  функции  образа, это  общее  свойство
отражения человеком действительности, необходимое для эффективной регуляции
им  своих  действий; это  тонкая  приспособляемость  к  условиям  деятельности,
обеспечивающая  гибкое  переключение  с  отражения  одних  свойств  объектов  на
отражение  других  и  приводящая  содержание  отражаемого  в  соответствие  с
требованиями конкретной задачи.

Оперативный  образ  обладает  также  такими  характеристиками, как

прагматичность, т.е. подчиненность решаемой задаче, адекватность, выраженная в
наилучшем  соответствии  задаче, специфичность, т.е. пригодность  только  для
конкретной  задачи, лаконичность, выраженная  в  своеобразной  ограниченности,
"отвлеченности" от  тех  особенностей  объекта, которые  в  данный  момент  не
используются  для  решения. Одна  из  наиболее  важных  и  противоречивых
характеристик  образа, связанная  с  лаконичностью, — функциональная
деформация, выражающаяся  в  изменении  образа  соответственно  субъективному
отношению  личности, ее  пристрастности. При  управлении  динамическим
объектом  у  человека  формируется  образ, обладающий  свойством  динамичности,
т.е. закономерной сменой различных состояний во времени [108, 115].

Третье  инженерно–психологическое  понятие "образ—цель" [67] выражает

отношение  образа  к  тому  результату, ради  которого  предпринимается
деятельность. При  этом  заостряется  внимание  на  осознаваемом  субъектом  его
личном  отношении  к  поставленной  задаче. Постановка  цели  человеком —
процесс, характеризующийся  специфическим  внутренним  отношением  между
субъективным  смыслом  задачи  для  человека  и  ее  объективным  значением
(термины "смысл" и "значение" здесь  близки  к  той  трактовке, которую  давал  им
А.Н. Леонтьев). Цель  не  привносится  извне, а  формируется  самим  индивидом
[100].

Вообще говоря, к изучению психического образа, регулирующего действия

человека, можно  подходить  с  разных  сторон, поскольку  в  любой  предметной
деятельности  образ  выступает  во  многих  взаимосвязанных  аспектах: это — и
концептуальная  модель, и  оперативные  образы (соотносящий  и  соотносимый,
эффекторный  и  афферентный), это — и  перцептивный  образ  и  образ—
представление, и  мнемический  образ, и  образ—воображение  и  т.д. Наконец, это
образ—цель.

В  многообразии  взаимосвязанных  свойств  образа  выражается  его

системный  характер. Он  и  должен  изучаться  как  системный  объект, а  его
отдельные  свойства  как  проявления  системных  качеств. Именно  образ— цель
выступает  как  системообразующий  фактор, организующий  и  направляющий  всю
совокупность  процессов  образного  отражения. В  цели, как  и  в  мотиве, наиболее
отчетливо  проявляется  системный  характер  психики; они  выступают  как
интегральные формы психического отражения [98].

По  мнению  О.А. Конопкина [75], принятая субъектом цель — важнейшее,

ведущее  звено  осознанного  процесса  регулирования. Ее  регуляторная  функция
может  быть  определена  как  системообразующая. Благодаря  этой  функции  весь
процесс саморегулирования формируется как "векторное образование" с заданной


background image

24

направленностью. Именно цель выступает в качестве осознаваемой детерминанты,
определяющей  селекцию  информации, что  является  необходимым  условием
действительно  целенаправленного  регулирования  деятельности. В  силу  этого она
определяет  и  многие  особенности  конкретной  реализации  всех  других  звеньев
саморегулирования. Отсюда  следует, что  исследование  образа  в  деятельности
человека — это прежде всего изучение генеза, развития и функционирования цели,
которая  ставится  им: ее  содержания, формы  представления  этого  содержания,
структуры образа—цели.

То, какой  будет  деятельность, определяется  целью. Цель  конструирует

деятельность, определяет  ее  характеристики  и  динамику. Она  выступает  как
феномен  опережающего  отражения. Эффекты  антиципации  служат  как  бы
материалом  для  ее  построения. Она  может  выступать  и  как  перцептивный  образ
воспринимаемого  объекта, на  который  направлено  действие, и  как  образ—
представление, и  как  определенная  система  суждений  и  умозаключений, т.е.
"логическая конструкция".

Важнейшим  условием, обеспечивающим  психическое  регулирование

предметных  действий, является  включенность  в  содержание  образа  осознанной
цели  деятельности. Цель — это  образ, идеальный или мысленно представленный
конечный  результат  деятельности, то, чего нет еще  реально, но что должно быть
получено в ее итоге [102].

Характер  представленности  цели  субъекту  и  раскрывается  в  понятии

"образ—цель". В  образе—цели  объект  отражается  как  изменяющийся  не  сам  по
себе, а в результате деятельности. Образ—цель, так же как концептуальная модель,
"впитывает" прошлый профессиональный опыт человека, включает представление
о  средствах  деятельности, определяет  селекцию, интеграцию  и  оценку
информации, а  также  формирование  гипотез  и  принятие  решения. Образ—цель
должен  сохраняться  в  течение  всего  времени  выполнения  деятельности, иначе
возникает  ее  дезорганизация, что  иногда  случается  при  сильных  стрессовых
воздействиях.

Именно  включенность  цели  в  образ– предопределяет  основную  функцию

последнего — направленную регуляцию действий.

Важнейшая  особенность  процесса  регуляции (саморегуляции) действий

заключается в его зависимости от содержания цели в том ее виде, как она понята и
принята  субъектом. Осознанное  регулирование  целенаправленной  деятельности
осуществляется  благодаря  диалектическому  единству  точного  отражения
объективных  закономерностей  действительности  и  их  творческого  осмысления
относительно  цели  деятельности, максимально  строгого  учета  и  творческого
выбора соответствующих этим условиям и своим возможностям путей и способов
достижения цели [75].

Это  означает, что  содержание  образа–цели  нельзя  определить  только  на

основании даже самого полного учета объективно заданных условий деятельности
(задач, информационных  моделей, временных  и  пространственных  ограничений,
совокупности  технических  средств  деятельности  и  т.п.). Для  этого  необходимо
раскрыть  субъективные  условия  деятельности: мотивы, субъективно–личностное
отношение  человека  к  заданию, определяемое  рядом  факторов, прежде  всего


background image

25

значимостью  результатов  деятельности  для  человека (личностным  смыслом, по
терминологии  А.Н. Леонтьева), уровнем  сложности  задач  для  данного  человека,
уровнем  общей  и  специальной  его  подготовки, внутренней  готовностью
действовать  в  данный  момент, информационной  обеспеченностью (содержанием
концептуальной  модели  и  качеством  поступающей  информации) и  т.п.
Исследование  процессов  произвольной  регуляции  действий  позволяет  судить  о
сложности психического образа,

посредством  которого  осуществляется  эта  регуляция, и  об  изменчивости

содержания  конкретных  образов, их  зависимости  от  системы  внешних  и
внутренних факторов и условий деятельности.

Завершая  рассмотрение  содержания  и  функций  образов  в  деятельности

оператора, нельзя не остановиться на проблеме регуляции действий на основе так
называемых смутных ощущений. Впервые о них как о "валовом чувстве" говорит
И.М. Сеченов  в  связи  с  анализом  уровней  и  форм  психической  регуляции
действий. Позднее  эта  проблема  применительно  к  психологии  трудовой
деятельности ставится  в  трудах С. Г. Геллерштейна, который  обращает внимание
на  то, что "смутные  ощущения  могут  определять  весьма  сложную  ориентацию  и
регулировать до тонких степеней отшлифованные действия" [36, с. 305—306]. При
этом происходят сложные процессы перехода смутных неосознаваемых ощущений
в  более  отчетливые  и  обратно — в  сферу  неосознаваемого, бессознательного.
Обратный  переход  качественно  преобразует  и  обогащает  образ, обеспечивает
более  совершенную  регуляцию  действий, часто — успешное  решение  задач,
возникающих в острых критических ситуациях.

Концепция  С.Г. Геллерштейна, подтвержденная  им  экспериментально,

позволяет  судить  о  сложности  взаимосвязи  внутри  образа  осознаваемых  и
неосознаваемых  его  компонентов  и  определяет  одно  из  важнейших  направлений
прикладных  исследований — выявление  и  анализ  специфических  механизмов
ошибочных и успешных действий человека в нестандартных ситуациях.

1.4. ИСХОДНЫЕ  ПОСЫЛКИ, ПРИНЦИПЫ  И  МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБРАЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЛЕТЧИКА)

Анализ  состояния  проблемы  образа  и  полученных  в  этой  области

результатов 

позволил 

сформулировать 

несколько 

общих 

положений,

использованных нами в качестве исходных посылок исследования, итоги которого
излагаются в последующих главах данной книги.

Наиболее  важными  исходными  посылками, на  которые  необходимо

опираться при исследовании психической регуляции действий оператора, с нашей
точки зрения, являются следующие.

Психический  образ  есть  отражение  объективной  реальности  и

одновременно важнейшее звено в системе регуляции действий человека.

Образ предметен: он отнесен к существующим вне зависимости от сознания

предметам, которые  составляют  его  содержание; вместе  с  тем он  субъективен по
форме (не может быть отчужден, отделен от субъекта, поэтому он ситуативен и в
нем проявляется пристрастность субъекта).

Формирование  образа — активный  процесс, в  ходе  которого