Файл: Даулинг С. - Психология и лечение зависимого поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131

òðî è ãëóáîêî, îíà îáíàðóæèëà, ÷òî è ñåêñóàëüíîå âîçáóæäåíèå,

è ïîñëåäóþùåå îáëåã÷åíèå ìîãëè åå óñïîêàèâàòü è ñòèìóëèðîâàòü.

Åå èãðèâîå âçàèìîäåéñòâèå ñ îòöîì è áîëåå èíòèìíûå ìîìåíòû â

èõ îòíîøåíèÿõ ïîðîæäàëè íå òîëüêî ïðèÿòíîå âîçáóæäåíèå; ïàöè-

åíòêà òàêæå èñïûòûâàëà ÷óâñòâî ïðèíàäëåæíîñòè è ñîáñòâåííîé

çíà÷èìîñòè äëÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà. Êàðë äîëæåí áûë áûòü áëàãîäà-

ðåí åé çà òî, ÷òî îíà ïðèâîäèëà åãî â ñåêñóàëüíîå âîçáóæäåíèå, òî

æå ñàìîå ïðîèñõîäèëî è â åå âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ îòöîì. Ýòî äà-

âàëî ìèññèñ Õîëëàíä ÷óâñòâî ñîáñòâåííîé öåííîñòè è çíà÷èìîñòè

â ãëàçàõ îáîèõ. Òåñíûé ôèçè÷åñêèé êîíòàêò òàêæå áûë âàæíûì

àñïåêòîì åå ïåðåæèâàíèé, ñâÿçàííûõ ñ Êàðëîì è îòöîì.

ß ïîëàãàþ, ïîòðåáíîñòü â èíòåíñèâíîé âîâëå÷åííîñòè â îòíî-

øåíèÿ ñ ìóæ÷èíîé ñòàëè äëÿ ìèññèñ Õîëëàí䠓ïîñëåäíèì îáû÷-

íûì ñïîñîáîì”, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îíà íàäåÿëàñü âíîâü ïåðåæèòü

òî æå ñàìîå ÷óâñòâî ïðèÿòíîãî âîçáóæäåíèÿ è åäèíåíèÿ ñ äðóãèì

÷åëîâå÷åñêèì ñóùåñòâîì, êàê ýòî ïðîèçîøëî ó íåå ñ îòöîì è Êàð-

ëîì. Îäíàêî ýòè ïîïûòêè ñàìîëå÷åíèÿ áûëè îáðå÷åíû íà íåóäà÷ó

è, êàê ýòî ÿðêî âûðàçèë îäèí èç åå ñíîâ, âíåáðà÷íûå ëþáîâíûå

ñâÿçè äàðèëè åé ëèøü âðåìåííîå îáëåã÷åíèå è âûçûâàëè ñåðüåçíûå

îñëîæíåíèÿ â åå æèçíè âçðîñëîé æåíùèíû.

Ïîíà÷àëó ÿ ïîëàãàëà, ÷òî ñåêñóàëüíûå àñïåêòû îòíîøåíèé ñ

ìóæ÷èíàìè áûëè ðåøàþùèì ôàêòîðîì äëÿ óñïîêîåíèÿ ìèññèñ

Õîëëàíä è ïðèäàíèÿ åé æèçíåííûõ ñèë. È â îïðåäåëåííîé ñòåïå-

íè ýòî áûëî ïðàâäîé. Îäíàêî ñî âðåìåíåì ÿ íà÷àëà ïîíèìàòü, ÷òî

ëèøü ïîñëå òîãî, êàê ìèññèñ Õîëëàíä íåêîòîðîå âðåìÿ íå íàõîäè-

ëà ìóæ÷èíó, â êîòîðîãî ìîãëà âëþáèòüñÿ, è êîãäà îíà ÷óâñòâîâàëà

äåïðåññèþ è ñóèöèäàëüíûå æåëàíèÿ, ëèøü òîãäà îíà îáðàùàëàñü ê

âîñïîìèíàíèÿì î ñåêñóàëüíîì âîçáóæäåíèè, ñâÿçàííîì ñ Êàðëîì

è îòöîì; ïîñëå ÷åãî åå óäîâëåòâîðÿëè ÷èñòî ñåêñóàëüíûå îòíîøå-

íèÿ ñ ìóæ÷èíîé. Çäåñü ñïëåëèñü äâà ýëåìåíòà, îáà âàæíûå, íî

èìåþùèå äëÿ íåå ðàçëè÷íûå ÿ-îáúåêòíûå ôóíêöèè. Êîãäà ìèññèñ

Õîëëàíä ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ îòíîñèòåëüíî õîðîøî, íå ïîäâåðãàÿñü

óãðîçå ôðàãìåíòàöèè, íî è áóäó÷è íå ñïîñîáíîé ñêîíöåíòðèðîâàòü-

ñÿ íà ðèñîâàíèè, — îáû÷íî âÿëàÿ è àïàòè÷íàÿ, — îíà ìîãëà ïðåñëå-

äîâàòü ìóæ÷èíó, íàäåÿñü è îæèäàÿ, ÷òî, âëþáèâøèñü è ïðåäàâøèñü

ëþáîâíîé ñòðàñòè, îíà ñìîæåò ïðåîäîëåòü àïàòèþ è äåïðåññèþ,

êîòîðûå ïðåñëåäóþò åå âñþ æèçíü. Êîãäà ïàöèåíòêà ïåðåæèâàëà

ñóèöèäàëüíûå ÷óâñòâà è áîÿëàñü, ÷òî óðîâåíü åå âîçáóæäåíèÿ ñèã-

íàëèçèðóåò î íàäâèãàþùåìñÿ ïñèõîçå, òîãäà, ÷òîáû âîññòàíîâèòü

íàðóøåííóþ èíòåãðèðîâàííîñòü ñâîåãî “ÿ”, îíà ïðèáåãàëà ê êîì-


background image

132

ïóëüñèâíîé ìàñòóðáàöèè, ñîïðîâîæäàþùåéñÿ ñåêñóàëüíûìè ôàí-

òàçèÿìè îá îòöå è Êàðëå.

Ýòåëü Ïåðñîí (Ethel Person, 1988) â êíèã堓Ñíû î ëþáâè è ðî-

êîâûå âñòðå÷蔠òàê îïèñûâàåò ñóáúåêòèâíûå ïåðåæèâàíèÿ ÷åëîâå-

êà, èñïûòûâàþùåãî ðîìàíòè÷åñêóþ ëþáîâü: “Ñîñòîÿíèå âëþáëåí-

íîñòè äàåò îùóùåíèå áëèçîñòè, ïåðâîî÷åðåäíîé çíà÷èìîñòè,

ýêçàëüòàöèè”. Ñóáúåêòèâíî îçàáî÷åííîñòü äðóãèìè ïåðåæèâàåòñÿ

êàꠓâåðõ áëàæåíñòâà, îñâîáîæäåíèå, âåëè÷àéøåå óäîâîëüñòâèå”.

Èäåàëèçàöèÿ è ïåðåæèâàíèå ñëèÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ öåíòðàëüíûìè äëÿ

ýòîãî ñîñòîÿíèÿ. Âñëåäñòâèå çíà÷èìîñòè èäåàëèçàöèè ðàçî÷àðîâà-

íèå â âîçëþáëåííîì ïðèíîñèò âíóòðåííåå îïóñòîøåíèå. Ïåðñîí

ñðàâíèâàåò öåëåóñòðåìëåííîñòü âëþáëåííîãî ñ óïîðñòâîì ðåáåíêà,

êîòîðûé êðè÷èò, ïðèçûâàÿ ìàòü. È, êàê ðåáåíîê, âëþáëåííûé

÷åëîâåê ñïîñîáåí ÷óâñòâîâàòü, ÷òî îäíîé áåçãðàíè÷íîé ñèëû åãî

æåëàíèÿ äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî äëÿ äîñòèæåíèÿ ñâîèõ “òðåáîâà-

íè锠ê ïàðòíåðó; ïîòðåáíîñòü â êîíòðîëå ÷óâñòâ äðóãîãî ÿâëÿåòñÿ

÷àñòüþ íîðìàëüíûõ îòíîøåíèé âëþáëåííîñòè.

Åñëè òàêîâî îïèñàíèå îáû÷íîé ëþáâè âçðîñëûõ ëþäåé, íàñêîëü-

êî óñèëèâàþòñÿ ýòè õàðàêòåðèñòèêè, êîãäà ÷åëîâåê ñòðåìèòñÿ óòî-

ëèòü æàæäó ïåðåæèâàíèé, æåëàÿ ïðåîäîëåòü ýìîöèîíàëüíóþ ñìåðòü?

Ìîÿ ïàöèåíòêà èñêàëà ñîñòîÿíèÿ ýêçàëüòàöèè è “áëàæåíñòâà” ñ îã-

ðîìíîé ðåøèìîñòüþ è öåëåóñòðåìëåííîñòüþ. Êàê òîëüêî îòíîøå-

íèÿ ïåðåñòàâàëè ïðèíîñèòü æåëàåìîå, îíè íåìåäëåííî ðàçðûâà-

ëèñü. Ïåðñîí îïèñûâàåò ëþäåé ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè êàê

“ëþáîâíûõ íàðêîìàíîâ, ÷üÿ æèçíü ïðîòåêàåò â ñòðåìèòåëüíîì ÷åðå-

äîâàíèè ýðîòè÷åñêîãî âîçáóæäåíèÿ è ðàçî÷àðîâàíèÿ”.

Òðóäíî ñêàçàòü, êàêèå ôèçè÷åñêèå êà÷åñòâà ìóæ÷èíû ïðèâëåêàëè

âíèìàíèå ìîåé ïàöèåíòêè áîëüøå âñåãî, îäíàêî â èõ ìàíåðå ïîâå-

äåíèÿ îïðåäåëåííî áûëî íå÷òî, ÷òî ïàöèåíòêà ìîãëà îáíàðóæèòü.

 íèõ áûëà êàêàÿ-òî èãðèâîñòü è øàëîâëèâîñòü, îíè íèêîãäà íå

áûëè ñåðüåçíûìè è ïðèçåìëåííûìè, êàê åå ìóæ. Òî, ÷òî ìèññèñ

Õîëëàíä ðàñöåíèâàëà êàê èãðèâîñòü, ìîãëî áûòü äâèæåíèå ðóêè,

êîòîðûì ìóæ÷èíà âçúåðîøèâàë âîëîñû, èëè îòâåòíàÿ óëûáêà, â

êîòîðîé îíà âèäåëà çàèãðûâàíèå è îáîëüùåíèå. Ýòè àòðèáóòû ïî-

âåäåíèÿ, âåðîÿòíåå âñåãî, áóäèëè â íåé ïðîøëûå ïåðåæèâàíèÿ,

ñâÿçàííûå ñ Êàðëîì è îòöîì. ×òî äåëàåò îäíîãî ÷åëîâåêà ïðèâëå-

êàòåëüíûì äëÿ äðóãîã îäíà èç çàãàäîꠓýðîòè÷åñêîé ýñòåòèêè”.

Êàê ñêàçàë Ñòîëëåð: “Ìû îøèáàåìñÿ, äóìàÿ, ÷òî òî, ÷òî âîçáóæ-

äàåò íàñ ýðîòè÷åñêè, åñòü íåèçìåííîå è óíèâåðñàëüíîå íàñëåäèå

íàøåãî âèäà, íå ñâÿçàííîå ñ êóëüòóðîé è ëè÷íîé èñòîðèåé. Ñóùå-


background image

ñòâóþò ëèøü íåìíîãèå âå÷íûå èñòèíû â èñêóññòâå ýðîòèêè. Âñå äåëî

â èíòåðïðåòàöèÿõ, è ýòè èíòåðïðåòàöèè èçìåí÷èâû” (Stoller, 1985).

Ðåçþìå

 âåñüìà ñæàòîì êëèíè÷åñêîì îò÷åòå ÿ ïîïûòàëàñü ïðîñëåäèòü

ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ “àääèêöè蔠ïàöèåíòêè, îáúåêòîì êîòîðîé

ÿâëÿëîñü ÷óâñòâî ïðèÿòíîãî âîçáóæäåíèÿ, êîòîðîå îíà ïåðåæèâàëà

â ïîâòîðÿþùåìñÿ è èìåþùåì êîìïóëüñèâíóþ ïðèðîäó ïîèñêå èí-

òèìíûõ îòíîøåíèé ñ ìóæ÷èíàìè. Ðåêîíñòðóêöèÿ â õîäå àíàëèçà

àðõàè÷åñêîãî, îòðàæàþùåãî ñëèÿíèå ÿ-îáúåêòíîãî ïåðåíîñà ïîçâî-

ëèëà ïðåäïîëîæèòü, ÷òî ñèìïòîì ïàöèåíòêè áûë ñâÿçàí ñ äîâîëü-

íî ñåðüåçíûì äåôåêòîì â ñòðóêòóð堓ÿ”, êîòîðûé áðàë ñâîå íà÷à-

ëî â ðàííèõ ïåðèîäàõ åå æèçíè è áûë ñâÿçàí ñ õðîíè÷åñêîé

äåïðåññèåé åå ìàòåðè. Ñåêñóàëüíûå ãèïåðñòèìóëèðóþùèå âçàèìî-

äåéñòâèÿ ñ îòöîì â ëàòåíòíûé ïåðèîä è ñ Êàðëîì â ïóáåðòàòíûé

ïåðèîä ñòàëè ýôôåêòèâíûì ñïîñîáîì äëÿ ïðåîäîëåíèÿ äåòñêîé äåï-

ðåññèè. Ñèìïòîìàòè÷åñêîå ïîâåäåíèå â ïåðèîä âçðîñëîé æèçíè

ïðåäñòàâëÿëî ñîáîé íåïðåðûâíûå ïîïûòêè âîçðîäèòü ñòàðûå ïåðå-

æèâàíèÿ, äëÿ òîãî ÷òîáû ïðîäîëæàòü ôóíêöèîíèðîâàòü è èçáàâèòüñÿ

îò àïàòèè, äåïðåññèè è ñóèöèäàëüíûõ ìûñëåé.


background image

134

6. ÑÅÊÑÓÀËÜÍÀß ÀÄÄÈÊÖÈß

Óýéí À. Ìàéåðñ

Êëèíè÷åñêèé ìàòåðèàë, ïðåäñòàâëåííûé â ýòîé ñòàòüå, âçÿò èç

ìîåé àíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè, ïðîÿâëÿþùèìè àääèê-

òèâíîå ñåêñóàëüíîå ïîâåäåíèå. Ïîèñê èìè ñåêñóàëüíîé ðàçðÿäêè

íîñèë íåïðåîäîëèìûé õàðàêòåð, ÷òî îáû÷íî àññîöèèðóåòñÿ ñ àä-

äèêòèâíûì ïîâåäåíèåì. Ýòè ïàöèåíòû èëëþñòðèðóþò öåííîñòü

àíàëèòè÷åñêîé ðàáîòû ñ òàêèìè ëþäüìè, êàê îíè.

Êëèíè÷åñêèé ìàòåðèàë

Ñëó÷àé 1

Àëåêñ íà÷àë êóðñ àíàëèçà ñî ìíîé â âîçðàñòå 33 ëåò ïîñëå íå-

ñêîëüêèõ ïîïûòîê ëå÷åíèÿ, êîòîðûå ïðåðûâàëèñü òî èç-çà ñìåðòè,

òî èç-çà ïåðååçäîâ ïðåäûäóùèõ òåðàïåâòîâ. Ïðåäøåñòâóþùåå ëå÷å-

íèå êàñàëîñü ðàííåãî ïåðèîäà åãî æèçíè: ìàòü Àëåêñà ðàçâåëàñü

ñíà÷àëà ñ åãî áèîëîãè÷åñêèì îòöîì, êîòîðûé èñ÷åç èç åå æèçíè

ñðàçó ïîñëå òîãî êàê îíà çàáåðåìåíåëà, à çàòåì ñ ïåðâûì îò÷èìîì,

ñ êîòîðûì îíà âåëà ñîâìåñòíîå õîçÿéñòâî è âîñïèòûâàëà Àëåêñà ñ

ãîäà äî äåñÿòè ëåò. Òðåòüåãî ìóæà ìàòåðè ïàöèåíò ïðåçèðàë è ïðàê-

òè÷åñêè íå îáùàëñÿ ñ íèì. Ïàòðèàðõ ñåìüè, ñîñòîÿòåëüíûé äåäóøêà

Àëåêñà ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè, áûë åäèíñòâåííîé ïîñòîÿííîé ìóæ-

ñêîé ôèãóðîé â åãî æèçíè.

Ê ñîæàëåíèþ, è äåä, è ìàòü îáùàëèñü ñ Àëåêñîì òàê, ñëîâíî

îíè ïðîèñõîäèëè èç ðàçíûõ ãàëàêòèê. Ýìîöèîíàëüíûå ïîòðåáíîñ-

òè ìàëü÷èêà ïðàêòè÷åñêè íå íàõîäèëè îòâåòà, íå õâàòàëî åìó è ðàç-

íîîáðàçíîãî áëèçêîãî ôèçè÷åñêîãî îáùåíèÿ ñ ðîäíûìè. Ïàöèåíò

ðîñ ñ îùóùåíèåì ñâîåé íåàäåêâàòíîñòè, ñ÷èòàÿ ñåáÿ “íåïðàâèëü-

íûì ìàëü÷èêîì”, è ïîñòîÿííî áîÿëñÿ, ÷òî åãî êîãäà-íèáóäü îáìå-

íÿþò íࠓïðàâèëüíîãî”.


background image

135

Èñïûòûâàÿ ïðåçðåíèå ê ïåðâîìó îò÷èìó, Àëåêñ, òåì íå ìåíåå,

îñîçíàâàë òîò ôàêò, ÷òî ïåíèñ ýòîãî ìóæ÷èíû âûãëÿäåë ãèãàíòñêèì

ïî ñðàâíåíèþ ñ åãî ñîáñòâåííûì. Õîòÿ âíåøíå ïàöèåíò ïûòàëñÿ

áûòü áåçðàçëè÷íûì ê îáîèì îò÷èìàì, çàâèñòü ê èõ ïåíèñàì èíîãäà

ïðîðûâàëàñü íàðóæó; îí ÷óâñòâîâàë îáèäó ïðè ýòîì î÷åâèäíî íåáëà-

ãîïðèÿòíîì äëÿ ñåáÿ ñðàâíåíèè.

Ïîñëå îêîí÷àíèÿ êîëëåäæà ïàöèåíò ïðîâîäèë çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü

âðåìåíè, ïîñåùàÿ áàðû äëÿ “ãîëóáûõ”, ðàçëè÷íûå áàíè è êíèæíûå

ìàãàçèíû Íüþ-Éîðêà. Òàê êàê Àëåêñ íèãäå íå ðàáîòàë, ïîëó÷àÿ

äåíüãè íà æèçíü îò ñâîåãî äåäà, îí ìîã áåñïðåïÿòñòâåííî ïðîâîäèòü

âñå ñâîáîäíîå âðåìÿ â ïîèñêàõ ïðèòÿãèâàþùèõ åãî ìóæ÷èí ñ áîëü-

øèì ïåíèñîì. Â òå÷åíèå äåñÿòè ëåò, ïðåäøåñòâóþùèõ íà÷àëó àíà-

ëèçà ó ìåíÿ, ïàöèåíò èìåë ïî ìåíüøåé ìåðå îäèí (÷àùå íåñêîëüêî)

ïîëîâîé êîíòàêò â äåíü ñ íîâûì ïàðòíåðîì. ß ïîä÷åðêèâàþ: 

ñ íîâûì

ïàðòíåðîì

, — ÷òîáû ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ê òîìó, ÷òî åãî ðåäêî ïðè-

âëåêàëà âîçìîæíîñòü âñòóïàòü â ñåêñóàëüíóþ ñâÿçü ñ îäíèì ìóæ÷è-

íîé áîëåå ÷åì îäèí ðàç. Êàê ÿ ïîíÿë, íåêîòîðîå âðåìÿ ïîðàáîòàâ ñ

Àëåêñîì, åãî öåëüþ áûëèìåòü” êîãî-òî, íå äåðæàñü çà íåãî.

Âñêîðå ïîñëå íà÷àëà àíàëèçà äëÿ ìåíÿ ñòàëî î÷åâèäíûì, ÷òî

ïîèñê Àëåêñà íîñèò õàðàêòåð íåïðåîäîëèìîãî âëå÷åíèÿ. Ýòîò ïî-

èñê åäâà ëè áûë ñåêñóàëüíûì ïî ñâîåé ïðèðîäå, íåñìîòðÿ íà òî,

÷òî áîëüøèíñòâî ýïèçîäîâ çàâåðøàëèñü îðãàñòè÷åñêèì óäîâëåòâî-

ðåíèåì îáîèõ ïàðòíåðîâ. Ñêîðåå êàçàëîñü, ÷òî êîíòàêò ïðåñëåäóåò

öåëü ïðèíóäèòü äðóãîãî ìóæ÷èíó (êîòîðûé ïðàêòè÷åñêè âñåãäà âû-

áèðàëñÿ íà îñíîâå ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî èìååò áîëüøîé ïåíèñ),

âîñõèòèòüñÿ ýðåãèðîâàííûì ôàëëîñîì Àëåêñà. Êàê òîëüêî ïàöèåíò

÷óâñòâîâàë, ÷òî ýòîò ôàêò ïðèçíàí “ïàðòíåðîì”, ìèññèÿ ìîãëà

ñ÷èòàòüñÿ çàâåðøåííîé, à ñåêñóàëüíàÿ ðàçðÿäêà (åñëè îíà ïðîèñ-

õîäèëà) ñòàíîâèëàñü ëèøü äîïîëíèòåëüíûì áîíóñîì.

Îäíà èç òðàãåäèé, ïðåñëåäîâàâøèõ Àëåêñà âñþ æèçíü, çàêëþ-

÷àëàñü â òîì, ÷òî îí íå ìîã ïðîòèâîñòîÿòü ïîòðåáíîñò蠓íåéòðàëè-

çîâàòü” êàæäîãî ìóæ÷èíó, ó êîòîðîãî îí âèäåë (èëè ïðåäñòàâëÿë)

áîëüøîé ïåíèñ. Ñîâåðøèâ ïîëîâîé àêò ñ îäíèì ìóæ÷èíîé è ñðàçó

æå ñòîëêíóâøèñü ñ äðóãèì, êîòîðîãî õîòåë, Àëåêñ îùóùàë óíèæå-

íèå, åñëè áûë íå â ñîñòîÿíèè âíîâü âûçâàòü ó ñåáÿ ýðåêöèþ. Äëÿ

òîãî ÷òîáû èçáåæàòü ýòî頓áåäû”, ïàöèåíò íà÷àë íîñèòü ñ ñîáîé

ôîòîãðàôèþ ñåáÿ ñ ýðåãèðîâàííûì ïåíèñîì, ÷òîáû ïîêðàñîâàòüñÿ

ïåðåä ïàðòíåðîì è â ëþáîì ñëó÷àå îùóòèòü åãî âîñõèùåíèå. Ýòîò

÷àñòíûé àñïåêò ïîâåäåíèÿ Àëåêñà áûë óæå îïèñàí ìíîþ (Myers,

1990). ß âíîâü óïîìÿíóë åãî ïîòîìó, ÷òî íîøåíèå ñ ñîáîé ñâîåé

ôîòîãðàôèè ïðèâåëî ê ðåçêîìó óñèëåíèþ â ïàöèåíòå ÷óâñòâà òðå-