Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8944

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Человек и другие люди

                        83

Рис. 11.10 С  самого  раннего  возраста  ребенок  учится

расшифровывать  двоякий  смысл  того, что  ему  говорят,
заключенный, с одной стороны, в самих словах, а с другой в
том, как  эти  слова  будут  сказаны. Как  полагает  Бейтсон,
ребенок-шизофреник этого делать не может.

участвуют  в  коммуникации», в  которой  язык

вербальный  неотделим  от  языка  невербального. Последний
служит  дополнением  к  первому  и  усиливает  его. По  оценке
Мерабяна (Mehrabian 1972), только 7% содержания
сообщений  передается  смыслом  слов, в  то  время  как 38%
информации определяется тем, как эти слова произносятся, и
55%-выражением  лица. В  любой  момент  времени  стиль
коммуникации  уже  сам  по  себе  составляет  сообщение,
указывая  на  то, как  следует  понимать  сообщаемое. Речь  в
этом случае идет о

метакоммуникации,

 т. е. о «коммуникации

над коммуникацией»

Нередко  бывает  так, что  разные  аспекты  сообщения

противоречат

ДРУГ

Другу. Дети, однако, очень  быстро

постигают «правила, позволяющие  изменять  правила». Так,
ребенок  будет  смеяться, выслушивая  ласковые  слова,
произносимые  грубым  голосом.  Точно  так  же  он  глубже
Почувствует  сделанное  ему  порицание, если  оно  будет
сопровождаться  Широкой  улыбкой, а  не  нахмуриванием
бровей.


background image

www.koob.ru

84

Глава 11

Бейтсон

1

  (Bateson,  1972)  показал,  что  мы  можем

оказаться  в  ситуации «двойного  принуждения», когда  у  нас
нет  никакого  приемлемого  выбора  (см.  документ  11.11).  Так
обстоит  дело  с  ребенком, к  которому  на  людях  мать
выказывает  пылкую  любовь, а  на  самом  деле  испытывает  к
нему  враждебность.  Таким  образом,  мать  ставит  ребенка  в
ситуацию двойного принуждения, когда он должен выбирать,
вести ли себя с ней как с любящей матерью, зная, что всякий
знак нежности с его стороны встретит лишь безразличие, или
же  вообще  не  реагировать  на  любвеобильное  поведение
матери 

на 

людях, рискуя 

тем 

самым 

прослыть

бесчувственным (рис. 11.10). «Таким образом, ребенок  несет
наказание  и  за  то, что  он  истолковывает  поведение  своей
матери  правильно, и  за  то, что  он  истолковывает  его
неверно»

2

. По мнению Бейтсона, поведение шизофреника, по-

видимому, обусловлено  его  неспособностью  различать  при
коммуникации  два  аспекта  сообщения, что  исключает  для
него  общение  на  метакоммуникационном  уровне. Мы
вернемся к этому вопросу в следующей главе.

Социальное восприятие

Взаимодействие  и  коммуникация  с  другими  людьми

затруднены еще и потому, что мы редко воспринимаем людей
объективно. Чаще  всего  наше  восприятие  других  людей
основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании
и оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие
качества  мы  в  них  предполагаем  и  в  какой  ситуации  они
находятся.

Впечатления

Обычно  наше  восприятие  другого  человека  базируется

на 

поиске 

впечатлений, отражающих 

основные

характеристики  его  личности. Раз  проявившись, эти
характеристики  позволяют  нам  объяснять  разные  поступки
человека  и  приводить  их  в  соответствие  с  впечатлением  о
нем. В  эксперименте, проведенном  Эшем (Asch, 1946),
человек, объективно  охарактеризованный  как «толковый,
умелый, трудолюбивый, решительный, практичный  и
благоразумный», был  представлен  одним  испытуемым  как
слишком холодный, а другим-как слишком пылкий. Испытуе-
мым  предлагалось  изложить  свои  впечатления  об  этом
человеке, и  они  рисовали  два  совершенно  разных  портрета,
один из которых включал

' Бёрдуистелл, Бейтсон  и  Уоцлзвик  принадлежат  к

направлению  так  называемой «новой  коммуникации»,
рассматривающему  коммуникацию  скорее  как  оркестр, в
котором каждый человек «играет всем своим телом», нежели
как  телеграф, служащий  для  простой  передачи  вербального
сообщения  одним  человеком  другому. (См. La nouvelle
communication, Paris, Ed. du Seuil, 1981.)

2

  Этот  пример, однако, не  следует  путать  с  ситуацией

«матери-палача» и «ребенка-жертвы». Поведение  матери
можно  понять  лишь  в  том  случае, если  учесть, что  она  сама
оказывается в ситуации «двойного принуждения».


background image

www.koob.ru

Человек и другие люди

                        85

все  особенности  холодного  человека, а  второй,

наоборот,-человека  пылкого. Здесь  мы  имеем  дело  с  так
называемым

эффектом ореола.

Очень  часто  наше  первое  впечатление  оказывается  и

самым  прочным. В  этом  случае  речь  идет  об

эффекте

первичности.

  У  школьников,  получавших  в  начале  года

отличные  отметки, а  затем  переставших  работать, больше
шансов оставить у преподавателя благоприятное впечатление,
чем у учеников, посредственные результаты которых в начале
года сменились неуклонным прогрессом, продолжавшимся до
его конца.

Каузальная атрибуция

Пытаясь  определить  черты  личности  другого  человека

на  основании  своих  первых  впечатлений, мы  часто  ищем

причину

 его поведения либо во внутренних склонностях этого

человека,  либо,  наоборот,  в  элементах  той  ситуации,  в
которой он оказался.

Например, успех  студентки  на  экзамене  мы  можем

приписать  либо  ее  умственным  способностям  и  упорной
работе, либо тому факту, что экзамен был легким или что во
время  экзамена  она  сидела  рядом  с  сердобольной  подругой.
Супружескую  ссору  можно  объяснить  либо  дурным
характером  одного  или  обоих  супругов, либо  денежными
затруднениями, которые  они  испытывают. Совершенное
преступление  можно  приписать  либо «злобной» или
«агрессивной» личности преступника, либо той ситуации, что
вынудила  его  нажать  на  курок  пистолета. Как  отмечалось  в
главе 9, сторонники генетической  теории склонны объяснять
условия  жизни  обездоленных  классов  скорее  нехваткой  у  их
представителей «таланта» или  духа  предпринимательства,
чем  социальной  средой  и  неравными  шансами  на  успех.
Точно  так  же  более  высокую  школьную  успеваемость  белых
детей  они  приписали  бы  скорее  их  интеллекту, нежели
особенностям экзаменов и системы школьного обучения.

Таким  образом, поведение  человека  всегда  можно

объяснить  либо  внутренними, либо  внешними  причинами. В
связи  с  этим  Джонс  и  его  сотрудники (Jones et al., 1971)
говорят о «ситуационной» атрибуции.

Критерии атрибуции

Если нет доводов, позволяющих говорить о внутренних

причинах, поведение  обычно  связывают  с  ситуацией. В
других  случаях, согласно  Келли (Kelly, 1967), при  попытках
понять  причину  поведения  другого  человека  мы  пользуемся
тремя  критериями: мы  стараемся  определить, является  ли
данное  поведение

постоянным, отличающимся

  и

обычным

или  нет'. Поведение  называют

постоянным,

  если  в  сходных

условиях

' Келли  употребляет  английские  термины consistency,

distinctiveness и consensus.


background image

www.koob.ru

86

Глава II

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

о
с

е

асто
?

О

бнару
жива

по

ия
х"

О

бнару
жива

асто
?

о
с

о
п

ч

ч

а
о

о
ч

Д

асто
?

о

браз
дейст

 др их

ая

о

браз

д

едк
о?

Д

т
л

с
Т

е
о

ч
н

едко
?

О

бнару
жи

 да
си

О
И

О

бнару
жи-

асто
?

б
ь

н
о

ц

"

в

Схема 111. Критерии внутренней и  внешней  атрибуции

поведения (по Kelly, 1967).

оно всегда однотипно; оно будет

отличающимся,

 если в

других  случаях  проявляется  иначе; и, наконец, поведение
считается

обычным,

  если  в  сходных  обстоятельствах  оно

свойственно большинству людей.

Как  видно  из  схемы  11.1,  если  в  похожих

обстоятельствах  человек  ведет  себя  всегда  одинаково
(постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других
ситуациях (мало отличающееся поведение) и если  в  сходных
ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное
поведение), то  мы  склонны  приписывать  поведение

внутренним

  причинам. Напротив, если  в  похожих  ситуациях

человек ведет себя одинаково (постоянное поведение), если в
других  случаях  он  ведет  себя  иначе (отличающееся
поведение) и  если  в  сходных  ситуациях  такое  же  поведение
свойственно  большинству  людей (обычное  поведение), мы
объясняем его действия внешними причинами.

По  мнению  Келли, именно  так  мы  поступаем  при

расшифровке  агрессивного, дружеского, любовного и  других
типов  поведения  всех  тех  людей, кого изо  дня  в  день  видим
рядом (см. документ 11.12).

Стереотипы

Наше  восприятие  других  людей  зависит  и  от  того, как

мы 

их «классифицируем»,-подростки, женщины,

преподаватели, негры, гомосексуалисты, безработные,
политические  деятели  и  т.д. Подобно  тому  как  восприятие
отдельных  предметов  или  событий  со  сходными  особен-
ностями позволяет нам образовывать понятия (см. гл. 8), так и

Если  в

сходных
ситуация
очень
специфиче
ской вне

человек

редко
обнаруживае
т 

ней

причиной

данный  образ  действии

его 

поведение 

можно

объяснить


background image

www.koob.ru

люди