ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9793
Скачиваний: 28
Че ювек и другие люди
87
обычно классифицируются нами по их принадлежности
к той или иной группе, социально-экономическому классу
или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет
кожи и т. п.). Эти два типа категоризации, однако,
существенно различаются, поскольку в последнем случае
речь идет о социальной реальности и о бесконечном
разнообразии типов людей, составляющих общество.
Создающиеся таким образом
стереотипы
часто
порождают у нас слишком условное и упрощенное
представление о других людях; если мы затем устанавливаем
с этими людьми контакт, заранее зная, чего от них можно
ожидать, такое представление нередко лишает нас выгод,
связанных с познанием отдельной личности.
Образование стереотипов
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного
опыта. Чаще всего мы приобретаем
их
от той группы, к
которой принадлежим, особенно от людей с уже
сложившимися
стереотипами (родителей, учителей,
приятелей), а также от средств массовой информации, обычно
дающих нам упрощенное представление о тех группах людей,
о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.
Понятно, что
сегрегация
между группами может только
способствовать закреплению стереотипов, в то время как
просвещение, взаимные контакты и особенно сближение
групп часто ведут к изменению стереотипов, а иногда и к их
полному исчезновению. Удалось, например, показать, что
если две группы представителей разных рас живут в одном
здании на разных этажах, то их стереотипы сохраняются и
даже укрепляются. И наоборот, стереотипы быстро
стираются, когда представители разных групп занимают один
и тот же этаж, сталкиваются
рис
- 1111. Взаимоотношения между группами людей
часто
ухудшаются
из-за "ереотипов, усиливающих
неблагоприятное представление этих групп друг
0
Друге и
потому ускоряющих развитие конфликтов
88
Гшва 11
с
одними и теми же бытовыми трудностями и, добиваясь
удовлетворения общих требований, вынуждены действовать
сообща (рис. 11.11).
Однако главную проблему здесь составляет не столько
сам стереотип, сколько связанная с ним установка,
заставляющая нас придерживаться того или иного поведения.
Как мы увидим, в этом случае стереотип превращается в
предубеждение.
Установки
Наши истолкования и оценки внешнего мира
основываются на
установках,
создающихся у нас на
протяжении всей жизни. Установки -это те ориентиры,
которые позволяют нам в любой момент предстать перед тем
или иным человеком, событием или сообщением в «полной
готовности».
Составляющие установок
Установки имеют три измерения: когнитивное,
аффективное и поведенческое.
Когнитивное
измерение
включает мнения и убеждения, ко-•торых мы придерживаемся
относительно тех или иных предметов и людей и которые
позволяют нам судить, что, на наш взгляд, является
истинным, правдоподобным или возможным.
Аффективное
измерение составляют положительные или отрицательные
эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают
установке эмоциональную окраску и ориентируют действие,
которое мы собираемся совершить. Это действие и есть
поведенческое
измерение установки, которое предполагает
реакцию человека, соответствующую его убеждениям и
переживаниям.
Так, например, если преподаватель кажется мне
слишком строгим (когнитивная составляющая установки), а я
не люблю, когда меня заставляют что-либо делать
(аффективная составляющая), то очень вероятно, что я редко
буду посещать его занятия, где меня может ждать
принуждение (поведенческая составляющая).
Точно так же, если девушка кажется мне образованной
(когнитивная составляющая), а мне нравится обсуждать те
темы, в которых она, похоже, разбирается (аффективная
составляющая), я, наверное, буду искать ее общества
(поведенческая составляющая). Моя установка,
Рис 11.12 Можно держать
пари, что жизненные установки этих
двух людей во многом противо-
положны. А каково было бы ваше
Чеювек и другие тди
89
очевидно, была бы совсем иной, если бы я принадлежал
к числу тех, кого стово «образованность» обращает в бегство.
Можно было бы бесконечно долю иллюстрировать
различия мнений и убеждений людей относительно,
например, нужды в атомных станциях, генетических
манипуляций, веры в астрологию и т. п.
Выработка установок
Все свои мнения, оценки и убеждения мы приобретаем
через контакты в семье, социальной группе, школе, со
знакомыми супружескими парами и т. д. Таким образом,
формирующиеся в результате этих контактов установки-это
тоже в основном продукт влияний, которым мы подвергаемся
с самого раннего детства, нашего личного опыта и
взаимодействий с другими людьми.
В детстве очень многие установки развиваются в
соответствии с родительской моделью. Свою окончательную
форму они, однако, приобретают между 12 и 30 годами
жизни. Структурировавшись в отрочестве, установки между
20 и 30 годами «кристаллизуются». После этого установки
меняются с большим трудом.
Следует, однако, различать
центральные установки,
которые образуют ядро системы убеждений, используемой
нами
при «расшифровке» общества, и
установки
периферические,
основанные на мнениях и убеждениях,
играющих меньшую роль в нашей социальной адаптации. По-
скольку периферические установки значат для нас меньше,
они меняются легче, чем центральные. Например, легче
сменить марку зубной пасты, чем свои политические
убеждения или установки, заложенные воспитанием.
Изменение установок
Мы постоянно подвергаемся влиянию телевидения,
радио, газет, семьи, преподавателей, друзей и подруг,
сознательно или бессознательно пытающихся изменить наши
установки. Речь здесь идет об убеждающей коммуникации,
связанной с действием целого ряда факторов. Но, осознавая
свои собственные установки, мы точно так же пытаемся
повлиять на других или изменить свое собственное
восприятие фактов, с тем чтобы
сохранить соответствие
между ними и нашим поведением.
Убеж, 1ающая коммуникация
Удастся ли путем убеждения изменить наши установки,
зависит от Многих факторов, связанных с качествами
человека, передающего нам информацию (коммуникатора), с
особенностями этой информации и, наконец, с типом
реципиента (т. е. с нашей собственной личностью)
Коммуникатор.
Чем
больше
доверия
внушает
коммуникатор, тем Легче ему убедить другого человека и
вызвать изменение его установок.
90
Глава И
I.ALCOOLAU VOLANT /
QU'OM SE If DISE
[aegicde
11 aacurance
automobile -
I du Quebec Я.'
Рис. 11.13. «Пьяный за рулем-преступник. Помните об
этом!» Некоторые рекламные кампании имеют своей целью
изменить поведение людей с помощью простых и логичных
призывов. Но достаточно ли этого?
Именно так обстоит дело в случае признанных
экспертов или людей, пользующихся определенным
авторитетом. Врач может скорее убедить человека курить
меньше, чем школьный приятель.
По
этой же причине
реклама, стремящаяся увеличить спрос на кукурузные хлопья
или моющие средства, часто прибегает к услугам знаменитых
спортсменов или кинозвезд
1
.
При этом, 'по-видимому, важно, чтобы коммуникатор не
говорил слишком быстро, а его словарь (если коммуникатор-
эксперт) был доступным для собеседника (Miller et al., 1976;
Carbone, 1973). Известно также, что чем привлекательнее и
дружелюбнее человек, передающий информацию, и чем
больше он похож на нас, тем большее влияние он может
оказать на наши установки.
Радио- и телесообщения.
Чем убедительнее сообщение,
тем быстрее может измениться установка. Сообщение,
однако, не должно слишком сильно отличаться по своему
содержанию от мнения реципиента. С другой стороны,
сообщение окажет более сильное воздействие, если удастся
показать реципиенту, какие драматические события могут
произойти, если он не изменит своей установки. Очень
действенным в этом плане часто оказывается страх, к
которому иногда прибегает реклама,-при условии, однако, что
предрекаемые последствия носят правдоподобный характер и
что одновременно предлагаются новые реалистичные реше-
ния проблемы. Недостаточностью первого или второго из
этих двух элементов можно объяснить, например,
сравнительно низкую эффек-
1
Следует тем не менее отметить, что эксперт (ученый
или профессионал) всегда оказывает на людей более сильное
и длительное влияние, чем образ «звезды», доверие к которой
целиком зависит от ее популярности среди публики.