ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9815
Скачиваний: 28
Experimental Social Psychology, n 1,p 156 171
Afch S E
1951
"Effects of group pressure on the modification and distortion of
Judgments", in H Geutskow (Ed), Groups, leadership and
men, Pittsburgh (Pa),
Carnegie
Bateson G
(1972) Vers une ecologie de 1'espnt,
tomes 1 et IT, Pans, Ed du Seuil 1977 et
1980
Beilharz R G Mylrea P J
(1963) "Social position and
movement orders of dairy
heifers". Animal behavior, n 11, p -''^
Bickman L Teger A
Gabriele T Mclaiiulilin С Berqer M Sunday E
(1973)
"Dormitory density and helping behavior". Environment and
behavior, n° 5
p 465 490
Carbone T
(1975) "Stylistic variables as related to
source of credibility A content
analysis approach", Speech Monographs, n° 42, p 99 106
Cohen S Glass D D Singer J E
(1973) "Apartment noise, auditory
discrimination,
and reading ability in children", Journal of Experimental
Social Psychology, n 9
p 407 422
Constanzo P R
(1970) "Conformity and
development as function of self-blame ,
Journal of Personality and Social Psychology, n 14, 366 374
Crutihfield R S
(1955) "Conformity and Character" American
Psychologist, n 10
p 191 198
Donnerste in E Wilvon D W
(1976) ' Effects of
noise and perceived control on ongoing
and subsequent aggressive behavior', Journal of Personality
and Social Psychology,
n 34 (5), p 774 781
Durden-Smith J
1980 "How to win the
mating game by a nose". Next, nov-dec,
p 85 89
Festmqer L
1957 A theoly of cognitive dissonance Stanford,
Cat Stanford University Press
French J R P Jr Raien В
1959 "The
basis of social power, in D Cartwnght (Ed )
Studies in social power, Ann Harbor Mich Institute of Social
Research, p 150 167
Hall E T
1966 The hidden dimension, New
York, Doubleday
Heider F
1958 The psychology of interpersonal
relations, New York, Wiley
Hess EH
(1965) 'The role of pupil size
in communication'. Scientific American,
n°223 (5), p 110 119
Hoflmg С К Botzman E Dairy mple S Grace's N Pierce С М
(1966) "An experimental study in nurse-physician relationships",
Journal of Nervous and Mental
Disease, n 143, p 171 180
Jones E E Kanduse D E Kcl!\ H H
Nisbett R E Vahens S Wemer W
1971
Attribution Perceiving the cause of behavior. New York,
General Learning Press
123
Чеювек и другие люди
Kelley Н Н
1967 "Attribution theory in social psychology",
in D Levine (Ed)
Nebraska symposium on motivation, Lincoln, Neb
University of Nebraska Press
Kleinke С L
(1977) 'Compliance to
requests made by gazing and touching experimenters in field
settings', Journal of Experimental Social Psychology n° 13
p 218 223
Latane В Dailn J M
1970 The unresponsive
bystander Why doesn't he help
9
, New
York Appleton-Century-Crofts
Le Magnen J
1952
"Phenomenes olfacto-sexuels chez 1'homme", Archives de
Psychologie
Ley en's J P
1979 Psychologie sociale, Bruxelles, P Mardaga
ed
Mehrahian A
1972 Nonverbal communication Chicago Aldine
Atherton
Miller N Maruvama G Beaber R J Valone К
(1976)
"Speed of speech and persuasion", Journal of Personality and
Social Psychology, n 34, P 615 624
Montmolhn G de,
1977
L'mfluence sociale Phenomenes, facteurs et theories, Pans
PUF
Most. oiici S
1979 Psychologie des minonles actives, Pans,
PUF
Page R A
(1977) 'Noise and helping behavior", Environment
and Behavior, n° 9,
p 311 334
Sch/elderup-Ehhe
Г (1913) "Social behavior in
Birds" Handbook of Social Psychology,
С Murchmson (Ed), Worcester, Mass, dark University Press,
1935, p 947 972
Watzlannk P Веаып J H Jackson D D
(1967) Une
logique de la communication,
Pans, Ed du Seuil, 1972
Wilder D
(1977) Perception of
groups, size of opposition and social influence", Journal
of Experimental Social Psychology, n° 13, p 253 268
Zilman
D Baron R A Tambonm R
(1981) "Social costs of smoking Effects
of tobacco
smoke in hostile behavior". Journal of Applied Social
Psychology, n 11 (6)
p 548 561
Глава 12 «Иные»
Введение
Вот мы и подошли к последней главе книги. В
предшествующих главах мы пытались разобраться, как
человек воспринимает, чувствует, обучается, думает, говорит,
творит ... , как развиваются эти разнообразные процессы и
каким образом они позволяют человеку взаимодействовать с
другими людьми.
Хотя мы нередко обращали внимание на те препятствия,
которые могут помешать развитию человека, до сих пор
предполагалось, что мы все проходим в общих чертах
сходный, как бы идеальный и более или менее стандартный
жизненный путь, который приводит каждого к отвечающим
его природе целям. Иными словами, до сих пор мы рассматри-
вали некоего «абстрактного» человека, противостоящего
жизни вообще.
Еще раз повторим, однако, что каждый человек
уникален, и в каждом отдельном случае речь идет о жизни,
восприятиях, переживаниях, потребностях, планах
и
трудностях
данного
человека. Сталкиваясь с затруднениями,
он
волей-неволей
повседневно
приспосабливается
к
окружающей его физической и социальной среде, приносящей
ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и
стресс.
В таких бесконечных «переговорах» с окружающим
миром и другими людьми большинству удается сохранять
относительное равновесие. Однако некоторые люди. слишком
хрупкие или плохо подготовленные к жизни, «спотыкаются» в
самом начале жизненного пути или позднее, когда жизнь
подвергает их серьезным испытаниям. Их необычное,
неадаптивное, аномальное поведение привлекает к ним
внимание других, а потом их отгесняюг в сторону, отчуждают
и превращают в «иных». В результате общество часто берет на
себя «ответственность» за таких людей, которая в лучшем
случае оборачивается помощью, а в худшем -изоляцией или
попыткой насильственного возвращения к нормальной жизни.
Тревога и стресс
Как говорилось в главе 6, живое существо, ведущее
непрерывую борьбу за свою адаптацию, снабжено такими
механизмами, как эмоции и в особенности тревога, которые
обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в
новой или «кризисной» ситуации. Такие
«Иные»
125
механизмы, свойственные высшим животным, должны
были играть важную роль в поведении наших предков,
выживание которых существенным образом зависело от
способности к «противостоянию».
Современная жизнь, однако, сильно изменила условия
нашего существования, так что эта готовность к
противостоянию становится все менее нужной для того, чтобы
выжить. Между
тем
соответствующие
механизмы
сохраняются и продолжают действовать в самых разно-
образных обстоятельствах, имеющих лишь очень отдаленное
отношение к выживанию: во время разлуки, при потере
близкого человека, при столкновении с новыми социальными
ситуациями, при усилиях, необходимых для успеха в учебе и
профессиональной деятельности, и т. д.
С физиологической точки зрения тревога не отличается
от страха. 'Она сопровождается ускорением ритма сердца,
подъемом кровяного давления, угнетением деятельности
пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т. п.
Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает
активацию организма
до того,
как происходит ожидаемое
событие.
Обычно тревога представляет собой преходящее
состояние, она ослабевает, как только человек действительно
сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так,
что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и
организм вынужден тогда затрачивать много энергии для
поддержания
своей «дееспособности». В
результате
развивается состояние стресса, при котором организм
проходит последовательные этапы
синдрома адаптации,
описанного Селье (см. гл. 6).
К несчастью, стресс нередко приводит к весьма
печальным послед-сгвиям в виде различных физиологических
нарушений. Чаще всего это головные боли
1
и язва желудка
(см. документ 6.10), но бывают и другие расстройства,
обусловленные причинами эмоционального порядка:
артериальная гипертензия, артрит, астма (если только
она не аллергического происхождения), колиты и даже
некоторые формы стенокардии. Такие расстройства называют
психосоматическими.
Другие последствия стресса носят более выраженный
психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне
личности, способные привести к полной дезорганизации
поведения и отрыву от реальности, что побуждает
окружающих людей задумываться о смысле подобной
трансформации.
Вопрос, имеющий центральное значение для объяснения
человеческо-
' Головная боль обусловлена длительным возбуждением
нервных волокон, окружающих кровеносные сосуды,
ответственные за кровоснабжение черепа; эти госуды
находятся в состоянии хронического расширения из-за
постоянной потребности лицевых мышц, напряженных
вследствие тревош или досады, в притоке насыщенной
кислородом крови. Хроническое расширение сосудов
приводит к освобождению простагландина
Ед,
который
участвует в возникновении болевых сигналов и синтез
которого можег блокироваться аспирином.
126
Глава 12
то
поведения, можно сформулировать следующим
образом: какое поведение следует считать
нормальным^
От
ответа на него зависит и то, как следует определять
отклонение,
какой смысл нужно вкладывать в это понятие и,
главное, в каких случаях поведение человека можно расце-
нивать как «аномальное».
Что такое аномальное поведение?
Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он
зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у
представителей
данной
культуры
в
определенную
историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным,
завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам
представляется неприемлемым, иногда очень хорошо
вписывается в жизнь других народов.
Необходимо также различать критерии, которыми
пользуются
другие
люди, определяя
поведение
раздражающего или вызывающего у них недоумение человека
как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом
пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое
состояние, когда он не способен преодолеть собственное
расстройство или даже просто сообщить о нем.
Как правило, чем реже встречается та или иная форма
поведения, тем больше вероятность, что ее будут
воспринимать как аномальную. Как и в случае интеллекта
(см. гл. 9), речь идет здесь о статистическом критерии,
позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе
стороны от того большинства, которое ведет себя более или
менее «нормально», окажутся
люди
соответственно
«слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные,
организованные и т.д.
1
Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека,
«вышедшего из всех нормальных рамок», все поведение
которого идет вразрез с ценностями, привычками или
установками других людей.
Поведение будет считаться тем «ненормальнее», чем
больше
опасности
оно будет представлять для самого
человека или для окружающих. В качестве примеров можно
привести
суицидальные
действия, злоупотребление
наркотиками или поведение, создающее угрозу для
общественного порядка.
Одним из критериев аномальности может быть тот факт,
что «расшифровка» окружающего мира головным мозгом
происходит у данного человека не так, как у других. Из главы
5 мы уже знаем, что наше восприятие действительности
организуется и «стандартизируется» головным мозгом,
важная функция которого состоит в фильтрации внешних
сигналов. Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки
1
Считают, что в США у 10% детей есть шансы на то,
что на протяжении жизни у них возникнет какое-либо
психическое расстройство. Фактически в психологической
помощи или поддержке нуждаются 3-4% американцев.