Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9815

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Experimental Social Psychology, n 1,p 156 171

Afch  S  E

 1951

"Effects of group pressure on the modification and distortion of

Judgments", in H Geutskow (Ed), Groups, leadership and

men, Pittsburgh (Pa),

Carnegie

Bateson G

 (1972) Vers une ecologie de 1'espnt,

tomes 1 et IT, Pans, Ed du Seuil 1977 et

1980

Beilharz  R  G  Mylrea  P  J

  (1963)  "Social  position  and

movement orders of dairy

heifers". Animal behavior, n 11, p -''^

Bickman L   Teger A

Gabriele T  Mclaiiulilin С   Berqer M   Sunday E

 (1973)

"Dormitory density and helping behavior". Environment and

behavior, n° 5

p 465 490

Carbone T

 (1975) "Stylistic variables as related to

source of credibility A content

analysis approach", Speech Monographs, n° 42, p 99 106

Cohen S Glass D D Singer J E

 (1973) "Apartment noise, auditory

discrimination,

and reading ability in children", Journal of Experimental

Social Psychology, n 9

p 407 422

Constanzo P R

 (1970) "Conformity and

development as function of self-blame ,

Journal of Personality and Social Psychology, n 14, 366 374

Crutihfield R S

 (1955) "Conformity and Character" American

Psychologist, n 10

p 191 198

Donnerste in E Wilvon D W

 (1976) ' Effects of

noise and perceived control on ongoing

and subsequent aggressive behavior', Journal of Personality

and Social Psychology,

n 34 (5), p 774 781

Durden-Smith J

 1980 "How to win the

mating game by a nose". Next, nov-dec,

p 85 89

Festmqer L

 1957 A theoly of cognitive dissonance Stanford,

Cat Stanford University Press

French J R P Jr Raien В

 1959 "The

basis of social power, in D Cartwnght (Ed )

Studies in social power, Ann Harbor Mich Institute of Social

Research, p 150 167

Hall E T

 1966 The hidden dimension, New

York, Doubleday

Heider F

 1958 The psychology of interpersonal

relations, New York, Wiley

Hess EH

 (1965) 'The role of pupil size

in communication'. Scientific American,

n°223 (5), p 110 119

Hoflmg С К Botzman E Dairy mple S Grace's N Pierce С М

(1966) "An experimental study in nurse-physician relationships",
Journal of Nervous and Mental

Disease, n 143, p 171 180

Jones E E Kanduse D E  Kcl!\ H H

Nisbett R E Vahens S Wemer W

 1971

Attribution Perceiving the cause of behavior. New York,

General Learning Press

123

Чеювек и другие люди
Kelley Н Н

 1967 "Attribution theory in social psychology",

in D Levine (Ed)

Nebraska symposium on motivation, Lincoln, Neb


background image

www.koob.ru

University of Nebraska Press

Kleinke С L

 (1977) 'Compliance to

requests made by gazing and touching experimenters in field
settings', Journal of Experimental Social Psychology n° 13

p 218 223

Latane В Dailn J M

 1970 The unresponsive

bystander Why doesn't he help

9

, New

York Appleton-Century-Crofts

Le Magnen J

   1952

"Phenomenes olfacto-sexuels chez 1'homme", Archives de

Psychologie

Ley en's J P

 1979 Psychologie sociale, Bruxelles, P Mardaga

ed

Mehrahian A

 1972 Nonverbal communication Chicago Aldine

Atherton

Miller N Maruvama G Beaber R J Valone К

 (1976)

"Speed of speech and persuasion", Journal of Personality and
Social Psychology, n 34, P 615 624

Montmolhn G de,

 1977

L'mfluence sociale Phenomenes, facteurs et theories, Pans

PUF

Most. oiici S

 1979 Psychologie des minonles actives, Pans,

PUF

Page R A

 (1977) 'Noise and helping behavior", Environment

and Behavior, n° 9,

p 311 334

Sch/elderup-Ehhe

  Г (1913) "Social behavior in

Birds" Handbook of Social Psychology,

С Murchmson (Ed), Worcester, Mass, dark University Press,

1935, p 947 972

Watzlannk P Веаып J H Jackson D D

 (1967) Une

logique de la communication,

Pans, Ed du Seuil, 1972

Wilder  D

 (1977) Perception of

groups, size of opposition and social influence", Journal

of Experimental Social Psychology, n° 13, p 253 268

Zilman

D Baron R A Tambonm R

 (1981) "Social costs of smoking Effects

of tobacco

smoke in hostile behavior". Journal of Applied Social

Psychology, n 11 (6)

p 548 561

Глава 12 «Иные»

Введение

Вот  мы  и  подошли  к  последней  главе  книги.  В

предшествующих  главах  мы  пытались  разобраться, как
человек воспринимает, чувствует, обучается, думает, говорит,
творит  ...  ,  как  развиваются  эти  разнообразные  процессы  и
каким  образом  они  позволяют  человеку  взаимодействовать  с
другими людьми.

Хотя мы нередко обращали внимание на те препятствия,

которые  могут  помешать  развитию  человека, до  сих  пор
предполагалось, что  мы  все  проходим  в  общих  чертах
сходный, как  бы  идеальный  и  более  или  менее  стандартный
жизненный  путь, который  приводит  каждого  к  отвечающим
его природе целям. Иными словами, до сих пор мы рассматри-
вали  некоего «абстрактного» человека, противостоящего
жизни вообще.

Еще  раз  повторим, однако, что  каждый  человек

уникален, и  в  каждом  отдельном  случае  речь  идет  о  жизни,
восприятиях, переживаниях, потребностях, планах 

и


background image

www.koob.ru

трудностях

данного

  человека. Сталкиваясь  с  затруднениями,

он 

волей-неволей 

повседневно 

приспосабливается 

к

окружающей его физической и социальной среде, приносящей
ему  удовлетворение  или  порождающей  у  него  тревогу  и
стресс.

В  таких  бесконечных «переговорах» с  окружающим

миром  и  другими  людьми  большинству  удается  сохранять
относительное равновесие. Однако некоторые люди. слишком
хрупкие или плохо подготовленные к жизни, «спотыкаются» в
самом  начале  жизненного  пути  или  позднее, когда  жизнь
подвергает  их  серьезным  испытаниям. Их  необычное,
неадаптивное, аномальное  поведение  привлекает  к  ним
внимание других, а потом их отгесняюг в сторону, отчуждают
и превращают в «иных». В результате общество часто берет на
себя «ответственность» за  таких  людей, которая  в  лучшем
случае  оборачивается  помощью, а  в  худшем -изоляцией  или
попыткой насильственного возвращения к нормальной жизни.

Тревога и стресс

Как  говорилось  в  главе 6, живое  существо, ведущее

непрерывую  борьбу  за  свою  адаптацию, снабжено  такими
механизмами, как  эмоции  и  в  особенности  тревога, которые
обеспечивают  ему  достаточную  подготовку  к  действиям  в
новой или «кризисной» ситуации. Такие

«Иные»

                             125

механизмы, свойственные  высшим  животным, должны

были  играть  важную  роль  в  поведении  наших  предков,
выживание  которых  существенным  образом  зависело  от
способности к «противостоянию».

Современная  жизнь, однако, сильно  изменила  условия

нашего  существования,  так  что  эта  готовность  к
противостоянию становится все менее нужной для того, чтобы
выжить. Между 

тем 

соответствующие 

механизмы

сохраняются  и  продолжают  действовать  в  самых  разно-
образных  обстоятельствах, имеющих  лишь  очень  отдаленное
отношение  к  выживанию: во  время  разлуки, при  потере
близкого человека, при столкновении с новыми социальными
ситуациями, при усилиях, необходимых для  успеха в  учебе и
профессиональной деятельности, и т. д.

С  физиологической  точки  зрения  тревога  не  отличается

от  страха. 'Она  сопровождается  ускорением  ритма  сердца,
подъемом  кровяного  давления, угнетением  деятельности
пищеварительного  аппарата, легким  потоотделением  и  т. п.
Главное  отличие  состоит  в  том, что  тревога  вызывает
активацию  организма

до  того,

  как  происходит  ожидаемое

событие.

Обычно  тревога  представляет  собой  преходящее

состояние, она  ослабевает, как только человек действительно
сталкивается  с  ожидаемой  ситуацией. Бывает, однако, и  так,
что  ожидание, порождающее  тревогу, затягивается, и
организм  вынужден  тогда  затрачивать  много  энергии  для
поддержания 

своей «дееспособности». В 

результате

развивается  состояние  стресса, при  котором  организм
проходит  последовательные  этапы

синдрома  адаптации,


background image

www.koob.ru

описанного Селье (см. гл. 6).

К  несчастью, стресс  нередко  приводит  к  весьма

печальным послед-сгвиям в виде различных физиологических
нарушений. Чаще  всего  это  головные  боли

1

  и  язва  желудка

(см. документ 6.10), но  бывают  и  другие  расстройства,
обусловленные причинами эмоционального порядка:

артериальная  гипертензия, артрит, астма (если  только

она  не  аллергического  происхождения), колиты  и  даже
некоторые формы стенокардии. Такие расстройства называют

психосоматическими.

Другие  последствия  стресса  носят  более  выраженный

психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне
личности, способные  привести  к  полной  дезорганизации
поведения  и  отрыву  от  реальности, что  побуждает
окружающих  людей  задумываться  о  смысле  подобной
трансформации.

Вопрос, имеющий центральное значение для объяснения

человеческо-

' Головная боль обусловлена  длительным возбуждением

нервных  волокон, окружающих  кровеносные  сосуды,
ответственные  за  кровоснабжение  черепа; эти  госуды
находятся  в  состоянии  хронического  расширения  из-за
постоянной  потребности  лицевых  мышц, напряженных
вследствие  тревош  или  досады, в  притоке  насыщенной
кислородом  крови. Хроническое  расширение  сосудов
приводит  к  освобождению  простагландина

  Ед,

  который

участвует  в  возникновении  болевых  сигналов  и  синтез
которого можег блокироваться аспирином.


background image

www.koob.ru

126

Глава 12

то

  поведения, можно  сформулировать  следующим

образом: какое  поведение  следует  считать

нормальным^

  От

ответа  на  него  зависит  и  то, как  следует  определять

отклонение,

 какой смысл нужно вкладывать в это понятие и,

главное, в  каких  случаях  поведение  человека  можно  расце-
нивать как «аномальное».

Что такое аномальное поведение?

Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он

зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у
представителей 

данной 

культуры 

в 

определенную

историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным,
завтра,  возможно,  будет  казаться  нормальным,  а  то,  что  нам
представляется  неприемлемым, иногда  очень  хорошо
вписывается в жизнь других народов.

Необходимо  также  различать  критерии, которыми

пользуются 

другие 

люди, определяя 

поведение

раздражающего или вызывающего у них недоумение человека
как «ненормальное», от  тех  критериев, которыми  при  этом
пользуется  сам  этот  человек, характеризуя, например, свое
состояние, когда  он  не  способен  преодолеть  собственное
расстройство или даже просто сообщить о нем.

Как  правило, чем  реже  встречается  та  или  иная  форма

поведения, тем  больше  вероятность, что  ее  будут
воспринимать  как  аномальную. Как  и  в  случае  интеллекта
(см. гл. 9), речь  идет  здесь  о  статистическом  критерии,
позволяющем  утверждать,  что  от  2  до  3%  людей  по  обе
стороны  от  того  большинства, которое  ведет  себя  более  или
менее «нормально», окажутся 

люди 

соответственно

«слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные,
организованные и т.д.

1

Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека,

«вышедшего  из  всех  нормальных  рамок», все  поведение
которого  идет  вразрез  с  ценностями, привычками  или
установками других людей.

Поведение  будет  считаться  тем «ненормальнее», чем

больше

опасности

  оно  будет  представлять  для  самого

человека  или  для  окружающих. В  качестве  примеров  можно
привести 

суицидальные 

действия, злоупотребление

наркотиками  или  поведение, создающее  угрозу  для
общественного порядка.

Одним из критериев аномальности может быть тот факт,

что «расшифровка» окружающего  мира  головным  мозгом
происходит у данного человека не так, как у других. Из главы
5 мы  уже  знаем, что  наше  восприятие  действительности
организуется  и «стандартизируется» головным  мозгом,
важная  функция  которого  состоит  в  фильтрации  внешних
сигналов. Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки

1

  Считают, что  в  США  у 10% детей  есть  шансы  на  то,

что  на  протяжении  жизни  у  них  возникнет  какое-либо
психическое  расстройство. Фактически  в  психологической
помощи или поддержке нуждаются 3-4% американцев.