ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9759
Скачиваний: 27
Развитие нравственного сознания
Уровни нравственности (по Кольбергу)
Кольберг изучал скорее то, каким образом люди оправдывают свои нравственные позиции, нежели сами Э1И
позиции. Он выделяет три уровня нравственного развития: предправс! венный, конвенциональный и
постконвенциональный. Каждый ш них в^-иочаег по две стадии (см. документ 10.3).
1.
Преднравственный уровень
(с 4 до 10.iei).H;i ) гом уровне поступки определяются внешними
обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.
На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может
повлечь за собой данный поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно
извлечь.
2.
Конвенциональный уровень
(с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития,
придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.
На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и
предписанными ею законами.
3.
Постконвенциональный уровень (с
13 лет). Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на
этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих
Рис. 10.11. Соотношение уровней нравственности у американских детей в разном возрасте (по Kohlberg,
1963).
28
собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.
На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или
вообще на уважении прав человека.
На шестой стадии посгупок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от
его законности или мнения других людей.
Как видно из рис. 10.11, начиная с 13-летнего возраста преднравст-венный уровень замещается у детей
конвенциональным и в меньшей степени - постконвенциональным уровнем. Кольберг, однако, отмечает, что многие
люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигает меньше
10% людей в возрасте 16 лет и старше
1
.
Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что, разработав систему «мужских»
нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, он оставляет без внимания нравст-
венность «женскую», ориентированную больше на заботу о другом человеке и самоотречение, и низводит таким
образом большинство женщин до третьей стадии нравственного развития.
Женская концепция нравственности (по Гиллиган)
Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о
личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать человека,
заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред,-«эгоистом»
2
. Согласно Гиллиган,
развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.
Уровень 1: самоозабоченность.
На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить
ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще
сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы
других людей и объединяющие ее с ними связи.
' Впоследствии Кольберг исключил эту последнюю стадию, так как критики сочли ее чрезмерно
«элитаристской» и носящей на себе слишком явную печать ценностей западной культуры
2
Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин,
приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву
собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь
Соломон, решив урегулировать спор между ними из-за ребенка, предлагает разрезать его пополам.
2У
Уровень 2: самопожертвование.
Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать
женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения
потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям
других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора.
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения,
начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих
личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение.
На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор,
касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или
социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень
нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.
Развитие личности
Личность человека состоит из комплекса устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность,
мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и
поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям. Таким образом, личность в целом
определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Описать личность или объяснить ее
происхождение пытались многие теории, из которых одни делали главный упор на тот или иной ее компонент, а
другие стремились изучить ее сразу во всех аспектах.
Описательные подходы
Речь идет о теориях, пытающихся выявить профили личности, основанные на совокупности черт,
детерминируемых биологически (это предмет разного рода типологий) или обусловленных нервно-психи-ческвй
активностью человека (теории личностных черт).
Типологии
С античных времен авторы пытались связать отдельные аспекты личности с физическими особенностями
человека, выделяя, таким образом, различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны
быть присущи этим типам.
Среди типологических классификаций, разработанных в
XX
веке, следует отметить типологии Кречмера
(Kretschmer, 1925) и Шелдона (Sheldon, 1954); в них сделана попытка связать характер реакций чело-
Глава 10
Рис. 10.12а. Можно ли сказать что-нибудь о личности этих трех человек только по их физической
конституции?
века с его
физической конституцией
(рис. 10.12а). Согласно представлениям этих авторов, высокие и худые
люди
зктоморфного
типа чаще всего будут робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной
деятельности. Сильные, мускулистые люди
мезоморфного
типа должны, как правило, отличаться динамичностью и
стремлением к доминированию. Невысокие же люди с признаками тучности, относящиеся к
эндоморфному
типу,
скорее всего будут общительными, веселыми и спокойными.
Юнг (Jung, 1923) выявил два главных типа личности. Первый из них -
экстравертированная
личность,
склонная к авантюрам, открытая для окружающих и общительная, а второй -
интровертированная
личность,
которой свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.
На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся заманчивыми. Они, однако, не способны
охватить все многообразие и сложность человеческого поведения. В случае же типологии Шелдона естественно
возникает вопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическими факторами, сколько тем,
как он воспринимает сам себя или воспринимается другими людьми? Например, разве не вправе мы ожидать, что
индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к доминированию и большую
подвижность, чем невысокий упитанный человек?
Теории личностных черт
Авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных
определенным категориям людей. Другие исследователи пытались скорее выявить те черты личности, которые
заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом
отличают их от других людей.
Согласно Олпорту (Allport, 1956), человек может иметь от двух до десяти
главных
черг (трудолюбие или
склонность к праздности, чест-
Открытый ^> Бог)ее сообразительный
Эмоционально устойчивый
Доминирующий
Беспечный
Добросовестный
Дерзкий
Чувствительный
Недоверчивый
Романтичный
Хитрый
Боязливый Авантюрный Независимый Контролируемый
Напряженный 9 10
Пилоты реактивных самолетов Артисты, художники Писатели
Рис. 10.126. Профили личности, определенные в группах людей разных
профессий (по результатам теста 16PF Кэттелла). Можно видеть, насколько сильно
отличается профиль летчиков от профилей представителей двух других профессий,
имеющих между собой много общего.
ность, деловые качества, любовь к музыке и т. п.), которые характеризуют его
образ жизни; у него могут быть и многочисленные
второстепенные
черты, которые
скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.
Кэттелл (Cattell, 1956) определил 16 измерений, по которым можно оценивать личность (замкнутость-
открытость, серьезность-легкомысленность, застенчивость - дерзость, сообразительность - бестолковость и т.д.). По
Кэттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со
свойствами, которые он проявил по каждому из измерений (рис. 10.126).
Эизенк (Eysenck, 1963) пытался определить личностные черты человека по двум основным осям:
интроверсия-экстраверсия (замкнутость
или открытость) и стабильность-нестабильность (уровень тревожности) (рис. 10.13).
^v
v f
Ясно, однако, что выявленные гаким образом у человека черты
Развитие «Я»
3
1