ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 9764
Скачиваний: 27
Индивидуальная психология (по Адлеру)
Сначала Адлер был учеником Фрейда, но потом, разработав собственную теорию, отошел от него. Адлер не
отводил либидо столь важной роли в развитии личности, придавая основное значение «воле к власти», которая, по
его мнению, в качестве главного импульса с самого рождения присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни
этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребенка чувствовать бремя
собственной неполноценности. Именно из этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический
для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые
для решения социальных, профессиональных и любовных проблем-важнейших, по Адлеру, проблем существования.
' Эти два критерия зрелости 'Фрейд резюмировал на немецком языке словами „arbeiten und lieben" («работать
и любить»).
Рис. 10.15. Австрийский врач и психолог Альфред Адлер (1870-1937). Отойдя от психоаналитического
движения, к которому он принадлежал, Адлер разработал представления о важной роли переживаемого чувства
неполноценности в развитии личности Адлер был основателем школы индивидуальной психологии.
У ребенка, страдающего от своей физической неполноценности (маленький рост, физическая слабость или
неполнота физического развития, недостаточное умственное развитие и т. п.), чересчур опекаемого семьей или,
наоборот, не получающего достаточно внимания, легко может развиться
комплекс неполноценности,
делающий
человека неспособным бороться с трудностями жизни. У других людей такой комплекс в результате
сверхкомпенсации может перерасти в
комплекс превосходства,
заставляющий в любых обстоятельствах стремиться
к доминированию. Потребность любой ценой вызывать восхищение, систематические опоздания на встречи или
бесконечные жалобы на здоровье, по мнению Адлера, тоже служат примерами индивидуальных стратегий человека,
позволяющих ему самоутверждаться, привлекая внимание других людей к важности собственной персоны.
Аналитическая психология (по Юнгу)
Юнг-еще один сотрудник Фрейда, отошедший от психоанализа и разработавший собственную теорию
личности.
Согласно Юнгу, энергия либидо связана не только с сексуальными импульсами. Скорее либидо представляет
собой единственную в свое-v:
роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов и позволяющую человеку совершать действия,
необходимые для его выживания.
Юнг сводит до минимума и роль индивидуального бессознательного. заменяя его коллективным
бессознательным, имеющим врожденный характер и миллионы лет передающимся из поколения в поколение.
Содержание коллективного бессознательного составляют, в частности,
архетипы -
первичные образы,
проявляющиеся в основном в сновидениях (см. досье 4.1) и заставляющие человека вести себя в определенных
ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.
Один из таких архетипов,
тень
(которая в сновидениях может принимать вызывающий беспокойство вид
темнокожего существа с походкой дикаря) олицетворяет собой все то, что отвергала наша лич-
Развитие «Я»
Ч
"
38
Глава 10
Рис. 10.16. Швейцарский медик и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961). Примкнув к психоаналитическому
движению одним из первых, он впоследствии порывает с ним и разрабатывает собственную гипотезу о
существовании коллективного бессознательного и архетипов, являющихся результатом опыта, накопленного
человечеством за долгие тысячелетия. Юнг был основателем школы аналитической психологии. ^
ность, или же то, что не смогло в нас развиться. Сказанное относится как к женским образам (архетип души),
скрытым в каждом мужчине, так и к мужским (архетип духа), присутствующим во всех женщинах.
На уровне сознания существуют четыре типа умственных операций, представленных в каждом человеке в
разной степени. Из них два типа имеют рациональный характер: мышление и чувство; два других иррациональны -
это ощущение и интуиция. К сожалению, наша культура способствует только развитию ощущений и опирающемуся
на них восприятию, а также развитию мышления на основе рассуждений. Пренебрегая развитием интуиции и
чувств, она лишает нас существенных возможностей адаптации к окружающему миру
1
.
По мнению Юнга, личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса
психологического созревания, названного им
индивиду ацией,
который позволяет человеку признать и интегри-
ровать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на
уровне сознания.
Гуманистический подход
Как помнит читатель,,, этот подход основан на гуманистической философии, главное положение которой
заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных потребностей;
иными словами, знание не может_существовать вне человеческой природы. Человеческую же природу нельзя
объяснять рациональными терминами, а можно постичь только благодаря аффективному опыту, через который она
и реализуется «в д<?нном месте и в данное время».
Гуманистический подход постулирует также, что в каждом человеке существует
ориентация,
толкающая его
на реализацию своих возможностей.
' Трансличностная психология-зародившееся на западном побережье США направление - занимается
главным образом позитивной переоценкой роли этих двух «бедных родственников» интеллекта в нашей
повседневной жизни.
Развитие «Я»
39
Теории самоактуализации (по Роджерсу и Маслоу)
Согласно Роджерсу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью
сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой
компетенцией,
чтобы решать возникающие перед ним
проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность, однако, может развиться только в
контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные
связи.
Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», будет эволюционировать в
соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически фор-
мируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и
их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений
«реальным Я».
Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе - видеть себя тем, чем ему хотелось бы
стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому идеальному «Я» и стремится
приблизиться «Я» реальное (рис. 10.17).
В каждом из нас существует, кроме того, и сильная потребность в самоуважении, заставляющая нас
домогаться положительного отношения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом, если другие, как часто
бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их
собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо
этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою,
это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы
вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что_нас^
принимают такими, каковы мы есть, то мы будемсклонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли.
Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше _ согласия, или
конгруэнтности,
между реальным
«Я» человека и его чувств ами, мыслями_и_прведением,
РЕММОЕЯ
Идеальное "Я"
Рис. 10.17. Согласно
концепции Роджерса, реальное «Я»
человека чаще всего сталкивается с
противоречием между «идеальным
Я»,
отражающим то, чем человек хотел бы стать, и
требованиями общества, проявляющимися,
как пра-. вило, в виде
условного
отношения к его поступкам.
Ус
ловное
отношен
ие
других
40
Г.шеи 10
что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я», а именно в этом суть актуализации.
Что касается иерархической теории потребностей, предложенной Маслоу, то мы уже не раз говорили о ней в
предыдущих главах. Достаточно напомнить, что, согласно этой теории, человек .способен прийти к самоуважению и
таким образом достичь .самоактуализации только после того, как в значительной мере удовлетворены его более
элементарные нужды (физиологические потребности, потребность в безопасности и в любви).
Теория иитенциональности (по Бюлер)
Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, акцентировав тот факт, что в основе человеческой
природы лежит «намерение» (интенция). Эта
интенциональностъ
проявляется в совершаемых на протяжении жизни
выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую лишь
один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить,
насколько они исполнились.
Бюлер (Buhler, 1968) рассматривает в связи с формированием и достижением целей пять главных фаз
жизненного цикла.
Фаза I
продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных
целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в
основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза II,
длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои
потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и
вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен
он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.
Фаза III
длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период
жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на
профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением
собственной семьи и рождением детей.
Фаза
/ У продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой
деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с
учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза
У начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать
цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга,
путешествуя или просто приятно проводя время, спо-