Файл: Годфруа Ж. - Что такое психология (2 тома)том2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 9764

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.koob.ru

Индивидуальная психология (по Адлеру)

Сначала Адлер был учеником Фрейда, но потом, разработав собственную теорию, отошел от него. Адлер не

отводил либидо столь важной роли в развитии личности, придавая основное значение «воле к власти», которая, по
его мнению, в качестве главного импульса с самого рождения присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни
этот  импульс  вступает  в  конфликт  с  требованиями  мира  взрослых  людей, заставляя  ребенка  чувствовать  бремя
собственной неполноценности. Именно из этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический
для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые
для решения социальных, профессиональных и любовных проблем-важнейших, по Адлеру, проблем существования.

' Эти два критерия зрелости 'Фрейд резюмировал на немецком языке словами „arbeiten und lieben" («работать

и любить»).


background image

www.koob.ru

Рис. 10.15. Австрийский  врач  и  психолог  Альфред  Адлер (1870-1937). Отойдя  от  психоаналитического

движения, к  которому  он  принадлежал, Адлер  разработал  представления  о  важной  роли  переживаемого  чувства
неполноценности в развитии личности Адлер был основателем школы индивидуальной психологии.

У ребенка, страдающего от своей физической неполноценности (маленький рост, физическая слабость или

неполнота  физического  развития, недостаточное  умственное  развитие  и  т. п.), чересчур  опекаемого  семьей  или,
наоборот, не  получающего  достаточно  внимания, легко  может  развиться

комплекс  неполноценности,

  делающий

человека  неспособным  бороться  с  трудностями  жизни. У  других  людей  такой  комплекс  в  результате
сверхкомпенсации может перерасти в

комплекс превосходства,

заставляющий в любых обстоятельствах стремиться

к  доминированию. Потребность  любой  ценой  вызывать  восхищение, систематические  опоздания  на  встречи  или
бесконечные жалобы на здоровье, по мнению Адлера, тоже служат примерами индивидуальных стратегий человека,
позволяющих ему самоутверждаться, привлекая внимание других людей к важности собственной персоны.

Аналитическая психология (по Юнгу)

Юнг-еще  один  сотрудник  Фрейда, отошедший  от  психоанализа  и  разработавший  собственную  теорию

личности.

Согласно Юнгу, энергия либидо связана не только с сексуальными импульсами. Скорее либидо представляет

собой единственную в свое-v:

роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов и позволяющую человеку совершать действия,

необходимые для его выживания.

Юнг  сводит  до  минимума  и  роль  индивидуального  бессознательного. заменяя  его  коллективным

бессознательным, имеющим  врожденный  характер  и  миллионы  лет  передающимся  из  поколения  в  поколение.
Содержание  коллективного  бессознательного  составляют, в  частности,

архетипы -

  первичные  образы,

проявляющиеся  в  основном  в  сновидениях (см. досье 4.1) и  заставляющие  человека  вести  себя  в  определенных
ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.

Один  из  таких  архетипов,

тень

 (которая  в  сновидениях  может  принимать  вызывающий  беспокойство  вид

темнокожего существа с походкой дикаря) олицетворяет собой все то, что отвергала наша лич-

Развитие «Я»

Ч

"


background image

www.koob.ru

38

Глава 10

Рис. 10.16. Швейцарский медик и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961). Примкнув к психоаналитическому

движению  одним  из  первых, он  впоследствии  порывает  с  ним  и  разрабатывает  собственную  гипотезу  о
существовании  коллективного  бессознательного  и  архетипов, являющихся  результатом  опыта, накопленного
человечеством за долгие тысячелетия. Юнг был основателем школы аналитической психологии.                   ^

ность, или же то, что не смогло в нас развиться. Сказанное относится как к женским образам (архетип души),

скрытым в каждом мужчине, так и к мужским (архетип духа), присутствующим во всех женщинах.

На  уровне  сознания  существуют  четыре  типа  умственных  операций, представленных  в  каждом человеке  в

разной степени. Из них два типа имеют рациональный характер: мышление и чувство; два других иррациональны -
это ощущение и интуиция. К сожалению, наша культура способствует только развитию ощущений и опирающемуся
на  них  восприятию, а  также  развитию  мышления  на  основе  рассуждений. Пренебрегая  развитием  интуиции  и
чувств, она лишает нас существенных возможностей адаптации к окружающему миру

1

.

По  мнению  Юнга, личность  может  достичь  равновесия  лишь  в  результате  длительного  процесса

психологического  созревания, названного  им

индивиду  ацией,

  который  позволяет  человеку  признать  и  интегри-

ровать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на
уровне сознания.

Гуманистический подход

Как  помнит  читатель,,, этот  подход  основан  на  гуманистической  философии, главное  положение  которой

заключается в том, что всякое знание неотделимо от природы человека и его основных потребностей;

иными словами, знание не может_существовать вне человеческой природы. Человеческую же природу нельзя

объяснять рациональными терминами, а можно постичь только благодаря аффективному опыту, через который она
и реализуется «в д<?нном месте и в данное время».

Гуманистический подход постулирует также, что в каждом человеке существует

ориентация,

 толкающая его

на реализацию своих возможностей.

' Трансличностная  психология-зародившееся  на  западном  побережье  США  направление - занимается

главным  образом  позитивной  переоценкой  роли  этих  двух «бедных  родственников» интеллекта  в  нашей
повседневной жизни.


background image

www.koob.ru

Развитие «Я»

                           39

Теории самоактуализации (по Роджерсу и Маслоу)

Согласно  Роджерсу, всякий  живой  организм  наделен  стремлением  заботиться  о  своей  жизни  с  целью

сохранять  ее  и  улучшать. Он  обладает  всей  необходимой

компетенцией,

  чтобы  решать  возникающие  перед  ним

проблемы  и  направлять  должным  образом  свое  поведение. Эта  способность, однако, может  развиться  только  в
контексте  социальных  ценностей, в  котором  индивидуум  получает  возможность  устанавливать  положительные
связи.

Представление  ребенка  о  самом  себе, т.е. концепция  собственного «Я», будет  эволюционировать  в

соответствии  с  возникающими  перед  ним  ситуациями  и  его  собственными  действиями; оно  фактически  фор-
мируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и
их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений

«реальным Я».

Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе - видеть себя тем, чем ему хотелось бы

стать  в  результате  реализации  своих  возможностей («идеальное  Я»). К  этому  идеальному «Я» и  стремится
приблизиться «Я» реальное (рис. 10.17).

В  каждом  из  нас  существует, кроме  того, и  сильная  потребность  в  самоуважении, заставляющая  нас

домогаться положительного отношения к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом, если другие, как часто
бывает, одобряют  наши  эмоции, чувства, мысли  и  поведение  лишь  при  том  условии, что  они  соответствуют  их
собственным, то  очень  вероятно, что  мы  будем  скрывать  свои истинные  мысли  и чувства, демонстрируя  вместо
этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою,
это  приведет  к  разладу  между  реальным «Я», формируемым  средой, и  той  частью  психики, от  которой  мы
вынуждены  отказаться, что  станет  для  нас  источником  тревоги. Напротив, если  мы  почувствуем, что_нас^
принимают такими, каковы мы есть, то мы будемсклонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли.
Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше _ согласия, или

конгруэнтности,

между реальным

«Я» человека и его чувств ами, мыслями_и_прведением,

РЕММОЕЯ

Идеальное "Я"
Рис. 10.17. Согласно

концепции  Роджерса, реальное «Я»
человека  чаще  всего  сталкивается  с
противоречием  между «идеальным

Я»,

  отражающим  то, чем  человек  хотел  бы  стать, и

требованиями  общества, проявляющимися,

как пра-. вило, в виде

условного

 отношения к его поступкам.

Ус

ловное
отношен
ие
других


background image

www.koob.ru

40

Г.шеи 10

что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я», а именно в этом суть актуализации.
Что касается иерархической теории потребностей, предложенной Маслоу, то мы уже не раз говорили о ней в

предыдущих главах. Достаточно напомнить, что, согласно этой теории, человек .способен прийти к самоуважению и
таким  образом  достичь .самоактуализации  только  после  того, как  в  значительной  мере  удовлетворены  его  более
элементарные нужды (физиологические потребности, потребность в безопасности и в любви).

Теория иитенциональности (по Бюлер)

Шарлотта Бюлер разработала теорию развития человека, акцентировав тот факт, что в основе человеческой

природы лежит «намерение» (интенция). Эта

интенциональностъ

 проявляется в совершаемых на протяжении жизни

выборах  для  достижения  целей, которые сам человек  может и  не  осознавать. По  мнению  Бюлер, зачастую  лишь
один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить,
насколько они исполнились.

Бюлер (Buhler, 1968) рассматривает  в  связи  с  формированием  и  достижением  целей  пять  главных  фаз

жизненного цикла.

Фаза I

 продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных

целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в
основном развитие физических и умственных способностей.

Фаза II,

 длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои

потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и
вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен
он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III

 длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период

жизни. Для  него  характерна  постановка  четких  и  точных  целей, позволяющая  добиться  стабильности  на
профессиональном  поприще  и  в  личной  жизни, принимаются  решения, связанные  с  созданием  и  укреплением
собственной семьи и рождением детей.

Фаза

 / У продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой

деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с
учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза

 У начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать

цели, которые  они  поставили  перед  собой  в  юности. Оставшиеся  силы  они  тратят  на  различные  формы  досуга,
путешествуя или просто приятно проводя время, спо-