Файл: Волков П.В. - Клиническая характерология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4154

Скачиваний: 203

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Павел Валерьевич Волков

Разнообразие человеческих миров

Клиническая характерология

Написанная  живым  доступным  языком  данная  книга, автор  которой  врач-психотерапевт, дает

богатые знания по клинической характерологии.

Для психотерапевтов, психологов, студентов и широкого круга читателей.

Содержание

Предисловие автора

Часть I. Характерология

Определение ключевых понятий
Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер

1. Краткие общие сведения
2. Ядро характера
3. Варианты эпилептоидного характера
4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
6. Семейная и сексуальная жизнь
7. Духовная жизнь
8. Дифференциальный диагноз
9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь
10. Учебный материал

Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры

1. Краткие общие сведения
2. Инфантильно-ювенильные особенности психики

Глава 2 (А). Истерический характер

1. Ядро характера
2. Особенности проявления в детстве
3. Варианты истерического характера
4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
5. Семейная и сексуальная жизнь
6. Духовная жизнь
7. Дифференциальный диагноз
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
9. Учебный материал

Глава 2 (Б). Неустойчивый характер

1. Ядро характера
2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера
3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности
4. Семейная и духовная жизнь
5. Варианты неустойчивого характера
6. Дифференциальный диагноз

Глава 2 (В). Ювенильный характер

1. Сущность характера
2. Особенности истерического реагирования
3. Учебный материал

Глава 3. Астенический характер

1. Ядро характера
2. Особенности проявления в детстве
3. Варианты астенического характера


background image

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
5. Семейная и сексуальная жизнь
6. Духовная жизнь
7. Дифференциальный диагноз
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
9. Учебный материал

Глава 4. Психастенический характер

1. Ядро характера
2. Особенности проявления характера в детстве и юности
3. Варианты психастенического характера
4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
5. Семейная и сексуальная жизнь
6. Духовная жизнь
7. Дифференциальный диагноз
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
9. Учебный материал

Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер

1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера
2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника
3. Некоторые направления психотерапевтической помощи
4. Учебный материал

Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер

1. Введение в понятийный контекст
2. Ядро характера
3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
4. Варианты циклоидного характера
5. Духовная жизнь
6. Семейная и сексуальная жизнь
7. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
8. Дифференциальный диагноз
9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
10. Учебный материал

Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер

1. Ядро характера
2. Особенности проявлений в детстве и юности
3. Варианты шизоидного характера
4. Семейная и сексуальная жизнь
5. Духовная жизнь
6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии)
7. Дифференциальный диагноз
8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
9. Учебный материал

Глава 8. Органический характер

1. Сущность характера
2. Простодушный вариант органического характера
3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
5. Психотерапия и лечебная педагогика Г. Е. Сухаревой
6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения
7. Учебный материал

Глава 9. Эндокринный характер

Учебный материал

Часть II. Основы психиатрии

Маниакально-депрессивный психоз

1. Определение ключевых понятий


background image

2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии
3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте
4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным
5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека
6. Выявление суицидального больного
7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи
8. Учебный материал

Эпилепсия

1. Клиническое определение эпилепсии
2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal)
3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний
4. Изменения личности по эпилептическому типу
5. Эпилептические психозы
6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
7. Диагностика и систематика эпилепсии
8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии
9. Учебный материал

Шизофрения

1. Краткий исторический экскурс
2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление»
3. Разбор ключевых понятий
4. Описание основных шизофренических синдромов
5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру
6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
7. Отношения в семье больного шизофренией
8. Диагностика шизофрении
9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи
10. Уважительное  понимание  шизофренических  людей. Ценные  качества  расщепления.

Полифонический характер

11. Учебный материал

Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики

Обнаженная правда (пример шизофренического творчества)
Рессентимент, резиньяция и психоз
Заключение
Список использованной литературы

Посвящается участникам моих психотерапевтических групп

Предисловие автора

Данная  книга  приглашает  в  сложное  духовно-интеллектуальное  путешествие  по  морю

человеческого разнообразия. В предисловии мне хочется выполнить функцию гида и кратко рассказать,
как я, психиатр-психотерапевт и практический психолог, вижу эту книгу. Я постарался написать такую
книгу, которую  сам  бы  хотел  иметь  как  читатель  лет  двадцать  назад, когда  только  начинал  серьезно
вглядываться в тайну человеческой души.

Особенность  книги  состоит  в  ее  четкой  структурированности. Клиническая  характерология  и

психология шизофрении даются с широким охватом и в мельчайших подробностях. Даются описание и
анализ проявления характеров и болезней не только у взрослых, но и у детей и подростков. Выделены и
кратко описаны варианты характеров, которые ранее подробно не освещались.

Мне  близок  мягкий  и  дружелюбный  клинический  подход, который, не  теряя  себя, вбирает

богатство  из  смежных  областей — психологии  и  духовных  учений. Для  того  чтобы  текст  имел
отчетливый обучающий характер, я ввел главу «Учебный материал», с помощью которой хотел сделать
теоретический  дискурс  жизненно  узнаваемым. В  ней  я опираюсь  на  художественные  произведения  и


background image

кинофильмы, доступные и понятные широкому кругу интеллигентных читателей. Изучение психиатрии
и психотерапии на материале культуры придает им иное измерение.

Когда  я  студентом  изучал  характеры  людей, меня  тревожила  расплывчатость  описаний  и

нечеткость  определений. Мне  хотелось  узнать  следующие  четыре  вещи: 1) что  данному  характеру
присуще  всегда; 2) что  очень  типично, но  присуще  не  всегда; 3) это  нетипично, но  все-таки  может
быть; 4) что  никогда  в  рамках  данного  характера  не  встречается. Отчасти  я  ответил  на  первый  и
последний вопросы выделением ядра характера и его подробным анализом. То, что принадлежит ядру
характера, свойственно любому человеку данного характера, а то, что абсолютно несовместимо с ядром
характера, не может встретиться и у его конкретного носителя. Между этими полюсами лежит широкая
область высоковероятного и маловероятного.

Мне созвучно высказывание К. Юнга о том, что типология предназначена не для навешивания

на  людей  ярлыков, как  это  может  показаться  с  первого  взгляда, она  имеет  дело  с  организацией  и
определением  типических  психических  процессов /1/. Характерология  является  настолько  наукой,
насколько она способна выделять типическое и опираться на него. Практическая сила науки состоит в
возможности вероятностного прогнозирования и опережающего знания. Суть последнего заключается
в  том, что, говоря  математическим  языком, зная «A», мы можем вычислить «B» и «C», которые еще
непосредственно  не  обнаружили  себя  в  данном  явлении, но  скрыты  в  нем. Знание  характерологии  и
основ  психиатрии  обладает  этим  научно-практическим  качеством. Существует  мнение, что  наука  тем
«научней», чем  больше  в  ней  математики, то  есть  схем, цифр, статистики, корреляций. Однако  в
гуманитарных  науках  существует  ничем  не  заменимое  интуитивное  и  образное  постижение
действительности. «Аромат» личности и внутреннюю душевную драму человека по-настоящему точно
передают  лишь  образные  метафоры, поэтому  язык  книги  сочетает  в  себе  научность  и
художественность.

Я  понимаю  невозможность  математически  выверить  поведение  человека. За  рамками

типического  самобытный  человек  любого  характера  остается  бездонно  индивидуален  и  неповторим.
Более того, я не могу исключить, что бывают особые редкие моменты, когда человек способен выйти
за пределы своего характера (по крайней мере, в эти моменты так кажется самому человеку) и понять
то, что  обычно  закрыто  для  него, и  совершить  поступок, на  который, как  правило, он  не  способен.
Описания  такого «приподнимания» над  собой  встречаются  в  духовно-религиозной  литературе  и  у
великих писателей.

Данная  книга  в  полной  мере  является  руководством  по  профилактике  душевных  расстройств.

Человек  с  тяжелым  характером  или  с  душевной  болезнью  систематически  наносит  психологические
травмы окружающим или себе, с трудом приспосабливается к действительности. Если бы окружающие
лучше  понимали  подобных  людей, то  сложностей  стало  бы  меньше  у  всех. Даже  здоровые  люди,
страдая от взаимонепонимания, порождают друг у друга болезненные невротические реакции. Знания,
изложенные  в  руководстве, помогают  найти  пути  к  пониманию  себя  и  окружающих  и, стало  быть, к
профилактике душевных срывов, нервных кризисов. В этом состоит медицинское значение книги, ибо,
как говорили древние,

профилактика — это наиважнейшая медицина

.

Одним  из  главных  профилактических  направлений  является  использование  книги  в  рамках

метода  терапии  творческим  самовыражением (ТТС) по  М. Е. Бурно. Руководство  пронизано
стремлением помочь человеку найти себя и свое место в жизни, отталкиваясь от особенностей своего
характера, — с  этим  неразрывно  связаны  и  вопросы  грамотной  профориентации. Руководство может
использоваться  как  учебное  пособие  для  проведения  и  подготовки  к  занятиям  ТТС, помогая  как
ведущему, так и участникам группы. Надеюсь на то, что книга станет частью научной библиотеки тех,
кто  использует  ТТС  в  качестве  лечебного  и  профилактического  приема. Во  многом  данное
руководство, его дух и содержание родились из моего многолетнего опыта участия и проведения ТТС.
Хочется  надеяться, что  руководство  будет  помогать  людям  становиться  лучшими  психотерапевтами
для  себя  и  своих  близких (важная  грань  ТТС). В  руководстве  разбирается  и  психотерапевтическое
лечение. Анализ проблем контакта, общие психотерапевтические рекомендации адресованы широкому
кругу  подготовленных  читателей, специальные  же  психотерапевтические  техники, ознакомление  с
которыми  может  быть  интересным  для  многих, использоваться  могут, естественно, лишь
специалистами. Вопросы  медикаментозного  лечения  являются  прерогативой  врача-психиатра  и
подробно разбираться не будут.

Характерология и основы психиатрии дают возможность оценивать человека в органичной для

него системе координат, вместо того чтобы слепо требовать от него то, что ему чуждо. Они помогают


background image

увидеть  человека  с  иной  точки  зрения (не  с  обывательской) и  найти  способ  более  терпимого
отношения к его простительным слабостям. Любому из нас свои типичные реакции кажутся настолько
естественными, что  мы  невольно  полагаем, что  в  другом  человеке  возникают  реакции, подобные
нашим. Данная книга противостоит этим проективным тенденциям.

Особенно  трудно  предъявлять  адекватные  требования  к  близким  людям. Нам  важно, чтобы  их

отношение  к  нам  было  именно  таким, каким  мы  хотим  его  видеть, и  нам  кажется, что  если  они  нас
любят,  то  все  ради  нас  смогут.  Порой  мы  меряем  их  любовь  тем  количеством  жертв,  которые  они
готовы принести. Что же происходит в результате? В силу хорошего отношения и зависимости близкий
человек  старается  выполнить  наши  пожелания, но  если  они  не  соответствуют  его  природе, то
прилагаемые усилия терпят неудачу. Все заканчивается его отчаянием или обидой по отношению к нам
и нашей обидой по отношению к нему за его якобы недостаточную любовь. Возможно, принцип «если
любишь, — значит, можешь» рождается  в  ситуации, когда  мы  требуем  от  людей  любви, сами  этой
любви  не  имея. Для  того  чтобы  такие  устойчивые  образования, как  семья  и  брак, были  стабильны,
необходимо  считаться  с  такой  устойчивой  структурой, как  характер  задействованных  лиц. Отсюда
понятно, почему данное руководство имеет профилактическое значение в вопросах семьи и брака.

В  книге  каждый  характер  представлен  как  особый  мир  со  своим  смыслом, радостями  и

страданиями, сильными и слабыми сторонами. Показано, как люди разных характеров «лечатся» самой
жизнью, а  не  только  на  психотерапевтических  сеансах, то  есть  работой, учебой, увлечениями.
Психотерапевт-характеролог  помогает  пациентам  так  устроить  свою  жизнь, чтобы  ее  стиль  и  образ
оказывались целительными.

Часто неудачи психотерапевтических бесед связаны с тем, что хорошие, на наш взгляд, средства

помощи мы предлагаем людям, чей характер мы не поняли, и потому эти средства не могут быть ими
приняты. Говорить  с  человеком  на «языке» его  характера — значит  дать  собеседнику  возможность
услышать  сказанное. Как  бы  ни  были  разнообразны  события  вокруг  нас, отвечать  на  них  мы  можем
лишь  в  пределах  своего  характера, а  болезненный  симптом  можно  уяснить, только  понимая  склад
характера, в котором симптом нашел свое пристанище.

Клиническая  характерология  вызревала  в  стенах  медицинской  клиники. Ее  создавали  врачи, и

одно  это  уже  придает  ей  статус  серьезности. Богатство  ее  знаний  пропитано  реальным  опытом
изучения  душевных  проблем  людей. С  помощью  методов  и  понятий  клинической  характерологии
можно  яснее  и  четче  увидеть  психически  здорового  человека. Таким  образом, клиническая
характерология, изучая  как  больных, так  и  здоровых  людей, выходит  за  узко  медицинские  рамки  и
составляет часть человеческой культуры.

Особенность  клинической  характерологии  состоит  в  том, что  она  познает  человека  в  его

целостности, единстве  телесных, душевных  и  духовных  проявлений. Не  вдаваясь  в  нюансы  этой
взаимосвязи, прокомментирую ее поэтической строкой В. Брюсова: «Есть тонкие, таинственные связи
меж контуром  и  запахом  цветка». Такие же тонкие, таинственные (но частично уже изученные) связи
есть между типом нашего тела и душой.

Характерология  проливает  свет  и  на  некоторые  явления  общественной  жизни. Учение  о

характерах  стремится  к  простому, глубокому  и  жизненному  пониманию  людей. Клиническая
характерология  составляет  сердцевину  пограничной  психиатрии  и  психотерапии. А  то, что  знание
основ психиатрии необходимо, — очевидно каждому серьезному специалисту, работающему с людьми.

Само  собой  разумеется, что  социальные  факторы  и  воспитание  имеют  большое  значение.

Воспитание и среда способны как сгладить, смягчить проявления врожденного трудного характера, так
и необычайно их обострить.

В  руководстве  также  рассматриваются  психические  заболевания: маниакально-депрессивный

психоз, эпилепсия и шизофрения. Изучать больных людей можно по-разному: как бы дистанцируясь от
них, сводить  их  жизненную  драму  к  симптомам  и  синдромам  или  же  понимать  и  осмыслять  их
расстройства  с  позиции  переживаний  самого  больного  человека. Очевидно, что  второй  подход
серьезно отличается от первого, и тем не менее они оба полезны и могут дополнять друг друга. Из их
взаимодополнения  рождается

клинико-экзистенциальный  подход

, который  в  данном  руководстве

взят за основу.

В понимании душевной проблематики я опирался на классические клинические представления.

Мне  представляется  важным  сохранить  понятия  и  подходы  классической  клинической  европейской
психиатрии. По  возможности  я  старался  проводить  параллели  с  современной (во  многом
американской) классификацией психических расстройств.