Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4342
Скачиваний: 40
"внешнего феномена", внешнего компонента общего процесса дифференциации. Параллельно с
образованием постоянных образов себя и объектов развивается ощущение
постоянства
реальности,
связанное с процессом интернализации и стабилизацией представлений о внешнем
мире. Одной из важнейших интегративных частей такого процесса являются переживания, связанные
с любимыми объектами. Формирующаяся в результате стабильная структура внутренних
представлений помогает индивиду сохранять чувство своей идентичности и ориентироваться в
изменчивых условиях без нарушений психической деятельности и расстройств адаптации. Посто-
янство реальности способствует становлению таких функций Я, как предвидение, предсказание,
планирование, восприятие, оценка реальности и др. Недостаток постоянства реальности, напротив,
приводит к чувству 'нереальности', трудностям усвоения нового опыта и пережитых ранее ситуаций, а
также к нарушениям сохранности контактов с реальностью. Постоянство реальности поддерживает
силу и автономность функций Я. Исходя из сказанного, реальность можно рассматривать кок не-
посредственно донный, естественный мир конкретно воздействующих на индивида объектов,
поддающихся верификации путем научного наблюдения. С этой точки зрения
внешняя реальность
включает два понятия —
фактическую (материальную)
и
объективную реальность.
Фрейд (1911) описал два регулирующих принципа психической деятельности, необходимых, с
его точки зрения, для понимания концепции реальности. Основополагающим (и более ранним из них)
является принцип удовольствия. Последний, однако, постепенно преобразуется в принцип реально-
сти, благодаря которому индивид развивает способность отказываться от немедленного, но вместе с
тем неопределенного в своих последствиях удовлетворения в пользу длительного и стабильного
вознаграждения и самосохранения. Хотя при нормальном зрелом развитии начинают преобладать
способы деятельности, соответствующие требованиям внешней реальности, мотивационная сила
стремления к удовольствию полностью не исчезает и не замещается другими, сохраняясь в
редуцированной форме. Если ребенок, например, откладывает приятную игру во дворе и
задерживается в доме или молодой отец отказывается от увлекательного хобби ради сохранения
спокойствия в семье, то такое поведение следует рассматривать в аспекте
принципа реальности.
Более того, подобное поведение является сообразным реальности, то есть таким, в котором
отдельные поступки согласуются с пониманием причин и следствий во внешнем реальном мире
(включая мир человеческих отношений). Однако в некоторых случаях индивид может на некоторое
время отказаться от реалистичного взгляда на мир и отдать предпочтение непосредственному и
сиюминутному удовлетворению потребностей. Такое поведение будет характеризоваться как период
регрессии или 'сознательно принимаемой альтернативы'. Принципы удовольствия и реальности
можно дополнить двумя родственными понятиями:
Я-удовольствие
и
Я-реольность.
Редко
используемые в современном психоаналитическом лексиконе из-за их неоднозначности и
дискуссионности, оба термина, тем не менее, могут применяться при описании взаимоотношений Я с
миром влечений или, наоборот, с внешней средой.
Понятием
проверка реальности
обозначается функция Я, с помощью которой осу-
ществляется разграничение мыслительной деятельности и процессов восприятия и тем самым
разграничение внешнего опыта и внутреннего. Другими словами, проверка реальности позволяет
распознавать представления, исходящие из внутренней психической жизни (воспоминания,
фантазии), и отделять их от тех, что поступают из внешнего мира через органы восприятия. Однако,
как показывают современные исследования, такая дихотомия является несколько упрощенной.
Сенсорные импульсы испытывают на себе сдерживающее или искажающее влияние психики и в
непосредственном виде до уровня сознания на доходят. С другой стороны, но воспоминания и фан-
тазии могут оказывать значительное модифицирующее воздействие объекты внешнего миро. И все
же на индивидуальном уровне основной характеристикой проверки реальности является способность
к разграничению внутренних переживаний и переживаний, связанных с существованием внешнего
мира. Проверка реальности действует прежде всего в направлении укрепления внутренних связей Я
и достижения индивидом большей четкости и точности отграничения себя от объектов.
Более сложным компонентом проверки реальности является постоянная деятельность по
'примирению' или согласованию несоответствий, возникающих между внутренне и внешне
обусловленными переживаниями. При наличии таких несоответствий внутренние представления
(проистекающие из воспоминаний,накопленных в процессе обучения, убеждений, верований и
фантазий) со временем претерпевают изменения под влиянием новых впечатлений и воспринима-
емых образов. Так, например, новоприобретенный опыт может изменить представления о
дружественном расположении всех без исключения 'мохнатых' животных (многие из которых в
действительности могут быть опасными), в других случаях могут возобладать интрапсихические
представления, и тогда индивид приходит к выводу о неистинности воспринимаемого объекта
(например, при оптических иллюзиях). Этот компонент проверки реальности играет немаловажную
роль в формировании внутреннего опыта, где требуется участие внутренних убеждений и фантазий.
Проверка реальности имеет свои закономерности развития — от простого разграничения
внутреннего и внешнего до комплексного процесса оценки приобретенного опыта. Последний,
наиболее высокий уровень проверки реальности, нередко обозначаемый как
процессуапизация
реальности,
включает способность воспринимать, распознавать и оценивать собственные аффек-
ты, мотивы и внутренние представления об объекте, разграничивать прошлое и настоящее, о также
другие, еще более тонкие, нюансы внутреннего опыта. Процессуализация реальности может
включать, в частности, понимание того, какое влияние оказывают собственные предрассудки,
особенности характера, нарушения процессов переноса, возникающего при установлении взаимоот-
ношений с другими. На этом уровне функция проверки реальности может быть значительно улучшена
с помощью психоаналитической терапии.
Если термин
проверка реальности
обозначает прежде всего функции поиска и сравнения,
проявляющиеся автоматически на бессознательном уровне, то другое понятие —
чувство
реальности—
принято относить к процессом субъективного осознания реальных или воображаемых
событий, причем осознания не беспочвенного, а основанного на приобретенных знаниях о внешнем
мире или самом себе.
Адоптация к реальности
означает приспособление поведения индивида или принятие
постоянно изменяющихся требований окружения, включая человеческие взаимоотношения.
Проверка реальности, чувство реальности и адаптация к реальности создают
отношение к
реальности,
включающее в себя понимание событий внутреннего и внешнего мира, их
разграничение, а также образование наиболее приемлемых для индивида связей и форм
реагирования. Под воздействием неблагоприятных факторов (стресса, психопатологических
нарушений, сенсорной депривации и т.д.) любая из трех указанных функций может нарушиться, под-
вергнуться регрессии к более примитивному уровню или полностью исчезнуть.
Нарушения функции адоптации к реальности имеют самый широкий спектр — от
незначительного снижения гибкости у лиц с чертами навязчивости до полного игнорирования
окружения, наблюдаемое при органических синдромах. Выраженные нарушения функции проверки
реальности в форме иллюзий, галлюцинаций или потери способности дифференцировать собствен-
ные проявления обнаруживаются прежде всего при психотических состояниях. При психоневрозах и
хароктеропатиях обычно повреждаются лишь поверхностные (внешние) уровни процессуализации
реальности, сопровождающиеся, однако, нарушениями адаптивных функций. У пограничных больных
наряду с высшими уровнями могут повреждаться и такие функции, кок чувство реальности и
идентичности. При шизофрении нередко встречаются стойкие состояния деперсонализации, чувство
отчужденности и/или гибели Я, а также искажения схемы тела,
В большинстве случаев, если рассматривать упрощенно, реальность принято отождествлять с
внешним миром. Однако при более скрупулезном ее рассмотрении, особенно если учитывать
проявления внутреннего мира субъективных переживаний, мы вынуждены признать возможность раз-
личных интерпретаций мира внешних событий (примерами здесь могут служить следующие вопросы:
что более реально — идея, мысль или стол и стул? Что более истинно — поэма или научный
эксперимент?).
В общепринятом смысле
психическая реальность —
это весь субъективно переживаемый
мир индивида, который включает мысли, чувства, фантазии и другие феномены, отражающие
внешний мир. Таким образом, психическую реальность можно рассматривать кок синоним
внутренней
и
субъективной реальности.
Все три термина призваны отграничивать в
психоаналитической теории субъективный опыт индивида от мира физических объектов. Психическая
реальность рассматривается также как одна из возможных версий — созданных благодаря
восприятию внешних объектов и внутренним представлениям — реального внешнего мира.
Психическая реальность, следовательно, представляет собой фундаментальное интегративное
образование. Некоторые теоретики предпринимают попытки разграничить психическую и внутреннюю
реальность, сопоставляя психическую реальность с внутренними источниками субъективного опыта,
то есть с бессознательными фантазиями и представлениями. При этом ощущения, поступающие из
внешнего мира, являются внешним источником субъективного опыта. Под термином
внутренняя
реальность
теоретиками этого направления подразумевается наиболее общий феномен,
отражающий тотальный субъективный опыт, основанный на интеграции представлений о
воспринимаемом внешнем мире.
Подобно тому, кок внутренняя реальность не является 'чистым' продуктом фантазии, так и
внешняя реальность
имеет свое сложное строение. Можно утверждать, что внешняя реальность
сводима к двум следующим основным проявлениям: "фактическому' — объективно верифицируемо-
му и подтверждаемому путем научного познания — и "искусственному" — интерсубъектно
общепринятому/ 'конвенциальному', состоящему из мира слов, мифов, традиций, межличностных и
групповых форм поведения. Философские взгляды, основанные на подчеркивании фактической или
искусственно-интерсубъектной стороны внешней реальности, хотя и имеют первостепенное значение
для культуры, непосредственного преломления в психоаналитической теории не находят. Здесь
необходимо вкратце остановиться на понятии реальности в психоаналитическом аспекте.
Некоторые формы психотерапии, в первую очередь поведенческая и поддерживающая,
направлены прежде всего на улучшение адаптации к условиям внешней реальности.
Психофармакотерапия и лечение, основанное на структурировании внешней для больного среды,
преследуют не менее важные цели, а именно восстановление искаженных или поврежденных
функций проверки реальности и чувства реальности. В противоположность этим методам
лечения,психоаналитическая терапия нацелено на восстановление высших уровней реальной де-
ятельности и психической реальности кок таковой, а также на расширение понимания, познания и
обретение свободы пациентом, особенно по отношению к той части его душевной жизни, которую мы
причисляем к миру внутреннего опыта- Психоанализ, в отличие от других методов лечения, не
пытается навязать какие-либо фиксированные взгляды на реальность, ровно как и заранее уго-
товленные (а потому предвзятые) способы 'правильного' приспособления.
См.
индивидуация, принцип удовольствия/ неудовольствия, развитие Я, фантазия, функции Я.
[267,328,470,674, 728, 860]
РЕВНОСТЬ (JEALOUSY)
Термин, подразумевающий чувство зависти к явным либо воображаемым успехам соперника,
особенно в сфере любви к объекту. Чувство ревности, как правило, сопровождается подозрениями в
том, что любимый человек отдает предпочтение сопернику. Почвой для ревности, корни которой
лежат в эдиповых констелляциях, являются желания индивида обладать правом но исключительные
взаимоотношения с первичным объектом, который, однако, в дальнейшей жизни принадлежит
другому объекту. При этом действительным и объективным чувством должна быть любовь, а не
простое удовлетворение потребностей или недостаточное внимание к индивиду. Кроме отмеченных
особенностей ревность предполагает также бессознательное желание устранить или опередить
противника.
См.
зависть, соперничество.
[636]
РЕГРЕССИЯ (REGRESSION)
Термин, обозначающий возврат к менее зрелому уровню психического развития. Кок правило,
регрессия возникает в. ситуации, когда нарушаются процессы психической организации,
соответствующие данной фазе развития. При этом регрессия рассматривается кок один из
механизмов защиты. Концепция регрессии тесно связана с положением о том, что психологическое
развитие индивида проходит ряд фаз, каждая из которых характеризуется специфическими
особенностями проявлений влечений Я, Я-идеала и Сверх-Я. Становление каждой фазы зависит от:
1) способа разрядки инстинктивных влечений, 2) функционирования Я; 3) присущих индивиду
идеалов и проявлений совести.
Обычно понятие регрессии принято рассматривать в двух аспектах.
Либидинозная регрессия
(регрессия либидо) представляет собой возвращение к ранним фазам организации инстинктивной
жизни, возникающее в ходе нормального развития, когда индивид не способен справиться с
требованиями биологически детерминированного процесса достижения большей зрелости. В таких
случаях неразрешенные конфликты и тревога, исходящие из более ранних уровней развития,
образуют в структуре психического аппарата 'слабые место' (фиксации). Последние, как правило, и
определяют тот уровень, к которому регрессирует психическая деятельность. В иных случаях регрес-
сия проявляется в ответ на новые для индивида события и ситуации, возникающие в данной фазе
развития, но оказывающие явно травматическое воздействие. В детском возрасте, когда развитие
сексуальных влечений пока еще неустойчиво, либидинозные формы регрессии являются весьма
распространенным механизмом. Так, например, пятилетний ребенок под влиянием стресса
(соперничество с младшим братом или сестрой) прибегает к сосанию пальца, то есть к такому
способу самоуспокоения, который он уже давно отбросил и позабыл.
Другой тип регрессии —
регрессия Я—
представляет собой отход от более развитых и зрелых
стадий психической организации к способам деятельности, характерным для более ранних периодов
жизни. Хотя регрессия Я проявляется чаще всего вместе с либидиноэной, первая из них сказывается
прежде всего на вовлеченных в конфликт функциях Я. Регрессия Я проявляется в виде формальных
характеристик процессов воображения, сопряженных с теми или иными дериватами конфликта
влечений. Наиболее распространенными примерами регрессии этого типа являются утрата ребенком
контроля над функциями мочевого пузыря, нарушения речи в ответ на выраженную стрессовую
ситуацию и некоторые другие.
В определенных случаях (чаще всего у пациентов-мазохистов) может наблюдаться и регрессия
Сверх-Я. Нередко регрессия этого типа являет собой специфический ответ но ситуацию, когда
интернализированный авторитет родителей вновь экстернализируется, затем проецируется на
аналитика, рассматриваемого пациентом в качестве садистской фигуры в процессе переноса.
Причины регрессии разнообразны. Некоторые ее формы встречаются в норме (как в детском,
так и в зрелом возрасте) и рассматриваются как реакция на потребности индивида, которые
подвергаются внешнему или внутреннему 'давлению
*
. Будучи неотъемлемой частью "колебатель-
ного' процесса развития, регрессия может способствовать переработке и последующей реинтеграции
психического материала на более высоком уровне. В зрелом возрасте некоторые состояния могут
служить запускающими механизмами для проявления архаических инстинктивных и поведенческих
аспектов душевной жизни. К числу подобных состояний принято относить сновидения, любовь и
вражду.
Регрессия является одним из наиболее важных элементов психодинамического процесса.
Именно она, возвращая пациента в более ранние и тем самым менее зрелые фазы психической
организации, позволяет ему заново перерабатывать при переносе неразрешенные конфликты.
Проявления регрессии усиливаются при возникновении разных состояний и расстройств: в случае
чувства тревоги, вины, стыда, при депрессии, фрустрации или нарциссической обиде, выраженной
астении, физических перегрузках, соматических заболеваниях и пр. Патологическая регрессия
встречается при неврозах, психозах и перверсиях. В качестве основного динамического фактора
регрессии выступает неразрешенный эдипов комплекс в сочетании со страхом кастрации и/или
бессознательными сексуальными либо агрессивными побуждениями, провоцирующими чувство вины.
См.
защита, развитие, травма.
[33,202,290,295,312, 469,656]
РЕГРЕССИЯ Я (EGO-REGRESSION)
См.
регрессия.
РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРИНЦИПЫ (REGULATORY PRINCIPLES)
См.
психическая энергия.
РЕКОНСТРУКЦИЯ (RECONSTRUCTION)
Конструкция (Construction)
Выявление и определение наиболее важных и значимых переживаний периода раннего
детства, в настоящее время 'забытых' (вытесненных) пациентом. Обо термина отражают попытки
раскрытия и выявления взаимосвязей ранних переживаний с целью более глубокого понимания
генетических факторов динамических сил, имеющих непосредственное отношение к формированию
характера и/или психопатологических проявлений. Реконструкция основывается на следовых
воспоминаниях о наиболее важных для индивида, но в данное время забытых событиях, лишь
частично проявляющихся в структуре и содержании свободных ассоциаций, сновидений, отдельных
поступков или при переносе. Иногда пациенты пытаются самостоятельно строить реконструирующие
гипотезы и с их помощью определять для себя влияние событий прошлой жизни; чаще, однако,
аналитик выбирает специальный момент для соответствующей оценки прошлых впечатлений и
переживаний, а затем и оценки их влияния на настоящее состояние больного. Реконструкция, таким
образом, представляет собой постепенный и многоступенчатый процесс, направленный на раскрытие
новых воспоминаний и ассоциаций, составляющих материал для последующих интерпретаций. Как
подчеркивал Фрейд, правдивость и истинность реконструированных построений приобретает
терапевтический эффект лишь тогда, когда пациент не способен самостоятельно 'находить'
необходимые воспоминания. Поэтому попытки восстановления и определения важнейших отрезков
прошлого углубляет понимание аналитического опыта как пациентом, так и аналитиком.
Работу по реконструкции можно сравнить с усилиями археолога, пытающегося но основе
отдельных фрагментов восстановить картину исчезнувшей цивилизации. При этом, однако, нельзя
упускать из виду, что формулировки психоаналитика представляют собой сложные гипотетические
построения, лишь отчасти (но не полностью) восстанавливающие прежние события из жизни
анализируемого. Теоретически полное восстановление не представляется возможным, поэтому
формулировки аналитика являются скорее конструкциями (термин Фрейда), нежели реконструкциями.
Следует добавить, что термин
конструкция
получил более широкое употребление в Соединенных
Штатах.
На зоре психоанализа большое значение придавалось лечебному эффекту раскрытия
вытесненных пациентом воспоминаний. В последние десятилетия, однако, психоанализ
рассматривается скорее как некий комплексный процесс, в рамках которого реконструкция
(конструкция) играет хотя и важную, но не обязательно главную роль. Поскольку вытесненные ранние
переживания, как правило, связаны с эмоциональным конфликтом, они способны оказывать суще-
ственное воздействие на возникновение, особенности проявления и стойкость психопатологических
феноменов. Тем самым конструкция (реконструкция) способствует достижению новых уровней
важного для каждого индивида осознания предшествующих основ нынешнего его поведения.
См.
анализ, вытеснение, интерпретация, метапсихопогия, развитие, симптом, характер.
[109,
156,323,380,446]
РЕПАРАЦИЯ (REPARATION)
См.
теория Кляйн.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (REPRESENTATION)
Уподобление или образ, дающий впечатление об оригинале.
Психическая репрезентация
представляет собой более или менее согласующееся между собой воспроизведение в психике
восприятия наделенного значением предмета или объекта. В зависимости от прилива или отлива
динамических сил оно может подвергаться возрастающему или убывающего катексису. Сами по себе
психические репрезентанты образуют подструктуру Я и считаются одними из его содержаний.
Предполагается, что при рождении психические репрезентанты отсутствуют; они начинают
появляться по мере осознания различий между внешним и внутренним, между собой и другими.
Следы памяти о восприятии различий между собой и другими откладываются, и в процессе созрева-
ния и развития репрезентации Самости и объектов усложняются и становятся доступными сознанию.
Вначале они не являются стабильными,, а дифференциация между Самостью и объектом исчезает
по мере насыщения и отхода ко сну. Когда ребенок просыпается голодным и плачет, прежние формы
репрезентации Самости и объектов снова становятся четкими и раздельными. Соответственно,
стадия удовлетворяющего потребности объекта обозначает период, когда дифференциация
репрезентантов Самости и объекта возникает в связи с потребностями. В процессе созревания
психические репрезентанты становятся более сложными, дифференцированными и иногда
постоянно катектированными независимо от состояния потребности (стадия константности объектов).
Все аспекты психофизиологической Самости находят свое отражение в психической репрезентации
Самости. Точно так же все аспекты объектов, одушевленных и неодушевленных, которые важны для
индивида, находят свое психическое представительство как часть его
репрезентированного мира,
внутреннего мира объектов.
Идеационная репрезентация
представляет собой психическую репрезентацию, создающую
основу для мыслей или идей. Фактически оно является синонимом психической репрезентации.
Понятие
репрезентации влечений
относится к представлениям о влечениях индивида (Оно),
являющимся составной частью репрезентации Самости; само Я и Сверх-Я также репрезентируются.
Подобно тому, кок каждый индивид имеет собственное представление о своих талантах,
способностях, слабостях, ограничениях, тревогах, моральных и этических нормах, точно так же он
имеет собственное представление о природе влечений, их интенсивности, пластичности, подвиж-
ности, податливости и готовности к сублимационным преобразованиям.
См.
объект. Самость, телесное Я, Я.
[451,701]
РЕСОМАТИЗАЦИЯ (RESOMATIZATION)
См.
соматизация.
РИТУАЛ (RITUAL)
В психоанализе — симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм
поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном
виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и
защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты
бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.
Чаще всего ритуалы встречаются в структуре невроза навязчивых состояний: все типичные
защитные механизмы этого невроза — реактивное образование, изоляция аффекта и т.д. —
присутствуют и в ритуальных действиях. В основе ритуальной защиты от дериватов сексуального и
агрессивного влечений лежат анальный конфликт либо конфликт, вызванный мастурбацией. Ритуал
призван 'упразднить' запретное желание: так, например, ритуальное мытье рук может 'устранить'
навязчивое желание испачкаться испражнениями.
Ритуалы как временное явление весьма распространены и не противоречат нормальному
развитию (например, многократно повторяющиеся детские игры). Такие ритуалы могут сопровождать
любой вид деятельности. В зрелом возрасте повторяющиеся формы поведения можно представить в
виде континуума от адаптивных привычных действий, религиозных обрядов и т.п. до ритуалов при
неврозе навязчивых состояний и магических ритуалов психотиков. В психоаналитическом смысле
термин
ритуал
используется для обозначения поведения, при котором отдельные его проявления
выступают в качестве навязчивой защиты. Ритуалы могут быть сообразны Я; однако если такой
ритуал прерывается, тотчас усиливаются чувства тревоги и вины, вынуждающие индивида
возобновить ритуальное действие с самого начала.
Ритуалы могут выполнять функции, не связанные с интрапсихической защитой. Например,
некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, 'перекладывая' на них
собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства
вины и беспомощности.
См.
защита, компромиссное образование, обсессия.
[262,719]
САДИЗМ (SADISM)
Вид перверсии, при которой индивид получает сексуальное удовлетворение, причиняя боль
либо повреждения партнеру. В ранних работах Фрейд высказал предположение об универсальности
садистских и Мазохистских компонентов сексуального влечения и соотнес их с активностью, пассив-
ностью и влечением к овладению. Умеренные проявления садизма и мазохизма могут
рассматриваться как нормальные элементы предварительной любовной игры. В структуре
Мазохистского характера также достаточно выражены оба компонента, хотя и в бессознательной
форме. У лиц с пограничными и психотическими расстройствами перверсные проявления отличаются
сознательной терпимостью к явным формам надругательство и насилия. Иногда садизм
отождествляется с
агрессией
и относится к ситуациям, в которых сексуальный элемент либо внешне
отсутствует либо по меньшей мере не осознается (см., например, работы Мелани Кляйн и ее
последователей).
Поначалу Фрейд (1915) полагал, что садизм является предшественником мазохизма,
рассматриваемого в качестве 'обращенного на себя' садизма. Однако при описании гипотетического
влечения к смерти Фрейд (1920) указал на наличие направленных на человека разрушительных
побуждений (первичный мазохизм), действующих с момента рождения и противоречащих принципу
удовольствия. С этих позиций вторичным образованием представляется скорее садизм, нежели
мазохизм. В результате Фрейд пришел к выводу, что садизм является 'отклонением вектора'
деструктивных инстинктивных влечений (первично направленных на человека) в сторону объекта.
См.
агрессия, компонентные влечения, мазохизм, содомазохизм.
САДОМАЗОХИЗМ (SADOMASOCHISM)
Сосуществование садистских и Мазохистских желаний, фантазий и дериватов влечений.
Садомазохизм может проявляться в виде характерологических особенностей либо сексуального
поведения от относительно нормальных до явно патологических, извращенных форм. Впрочем,
садизм и мазохизм следует рассматривать как несомненные перверсии лишь в том случае, если
причиняемая или испытываемая физическая боль становится необходимым элементом сексуальных
отношений.
Понятие содомазохизма было расширено Фрейдом и выведено за рамки перверсий.
Сознательное либо бессознательное удовлетворение садомазохистского типа включают многие
формы поведения: задиристость и склонность к поддразниванию, сарказм, поясничание, клевету и
злословие, всевозможные проявления пассивной агрессивности и др. Понятием
моральный
мазохизм
принято обозначать основанную на бессознательном чувстве вины потребность в
страдании или наказании,
Впервые садизм и мазохизм проявляются между шестым месяцем и вторым годом жизни, то