Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4337

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ной  слабостью  Я  иногда  возможен, однако  он  требует  определенных  изменений  классической
техники. Среди таких пациентов лучше других поддаются анализу  лица, страдающие пограничными
личностными  расстройствами, однако  сохраняющие  специфические  и  относительно  стабильные
патологические структуры, несмотря но выраженную слабость  Я (плохой контроль  над импульсами,
недостаточная  толерантность  к  тревоге, недостаток  каналов  для  сублимации, нарушения
дифференциации  Самости  и  объектов, преобладание  примитивных  механизмов  защиты, таких, как
расщепление и проективная идентификация).

См.

защита, функции Я.

[204,490,872]

СИМБИОЗ (SYMBIOSIS)

Понятие, обозначающее  состояние  взаимосвязи  ребенка  с  матерью. В  психоаналитическую

теорию  введено  Алисой  Балинт (1949) и  Терезой  Бенедек (1949), Термин

симбиоз

  отражает

обоюдные, взаимосвязанные потребности и способы удовлетворения ребенка и матери. Независимо
от  упомянутых  выше  авторов  понятие  симбиоза  разрабатывалось  в  работах  Малер  и  ее  коллег  в
несколько  ином — метафорическом  смысле (Mahler, 1952; Mahler & Gosliner, 1955, Mahler & Purer,
1968). Малер использовала этот термин не столько для обозначения переживаний матери по поводу
ребенка, равно  как  и  не  для  отражения  биологической  концепции  единство  двух  номинально
независимых  существ, сколько  для  описания '...слияния  с  матерью, при  котором  Я  еще  не
дифференцировано от не-Я, а различие между внутренним и внешним  только начинает ощущаться'
(с. 8).

В 1975 году  Малер, Пайн  и  Бергман  попытались  расширить  дефиницию  симбиоза, включив

определение Бенедек: 'Симбиоз есть выражение социобиологической взаимосвязи между ребенком в
возрасте  от  одного  до  пяти  месяцев  и  его  матерью... при  которой  интрапсихические  представления
младенца о матери и себе еще не достаточно дифференцированы. Со второго месяца жизни ребенок
начинает  вести  себя, будто  он  и  его  мать  представляют  собой  дуальное  единство  внутри  общих
границ ('симбиотическая мембрана') (с. 290—291).

См.

сепарация-индивидуация.

[56,67,580,587,588,589]

СИМБИОЗ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (MOTHER-INFANT SYMBIOSIS)

См.

сепарация-индивидуация.

СИМБИОТИЧЕСКАЯ ФАЗА (SYMBIOTIC PHASE)

См.

сепарация-индивидуация, симбиоз.

СИМВОЛ (SYMBOL)

Символизация (Symbolization) Символизм (Symbolism)

Символизм

 есть форма непрямого, косвенного представления;

символизация—

уникальный,

присущий  только  человеку  психический  процесс  замещения  одних  образов  другими  идеационными
образованиями, характеризующимися  лишь  отдаленным  сходством  с первичными представлениями
— сходством, основанным на случайных, вторичных, малосущественных деталях. В широком смысле
понятие символа относятся ко всем видам  замены простого словесного  выражения  наблюдаемых и
гипотетических явлений другими, непрямыми способами отражения — математическим, химическим,
физическим, фонетическим, речевым  и  др. В  психоанализе  принято  разграничивать  два  основных

типа  символического  отражения  явлений: 1) сравнительное (в  виде

знака

  или  признака), когда

соотношения  между  обозначаемым (понятием) и  обозначающим  средством (звуком, образом)
строятся на основе общепринятых в данной культуре правил (соглашения), как это бывает  в случае
большинства употребляемых слов; 2) в виде

символа,

 имеющего сознательную, 'явную' часть, но на

самом деле отражающего скрытое, латентное, бессознательное психическое содержание. Во втором
случае  соотношение  между  символом  и  его  содержанием  основано  на  общем  сходстве  либо
аналогии. Так, например, образ дома может отражать человеческое тело, вид башни — пенис и т.п.
Подобные косвенные и непроизвольные элементы понятия

символ

 лингвистом де Соссюром (1966)

обозначены  как

мотивационные.

Именно  этот — мотивационный — смысл  вкладывал  в  понятие

символа  и  Фрейд. С  его  точки  зрения,

символическое

  значение  выявляется  посредством

ассоциаций, нередко весьма неопределенных, а потому трудноразличимых.

Если знак '...как средство общения связан с торможением разрядки, препятствием но ее пути...

то  символ  при  вытеснении  либо  искажении  бессознательного  содержания  имеет  возможность
'разрядиться' прямым, непосредственным  образом' (Beres, 1960, с. 330). Различия  между  знаком  и
символом, а  также  сознательными  и  бессознательными  символическими  процессами  подробно
изучены в работах Пиаже (1962), Вернера и Каплан (1984).

Символы  могут  рассматриваться  как  некие 'заменители' языкового  выражения (чисто

конвенциональной  системы) или  же  сознательной  либо  бессознательной  организации  мышления,
проявляющегося в виде свободных ассоциаций. Язык, знаковая система и упорядоченное мышление,
напротив, являются подвидами врожденной способности к репрезентации (символизации в широком
смысле), с помощью которых они могут реализовываться и сохраняться.

Интерес  к  проблеме  символа  в  психоаналитической  теории  имеет  длительную  историю; он

восходит  к  наблюдениям  Фрейда, выявившего  параллели  между  представлениями  у  людей
примитивных  культур  и  невротическими  симптомами  и  символическими  сновидениями  у
современников. Все виды символов Фрейд понимал как следствие бессознательных первичных про-
цессов, направленных  на  снижение  уровня  тревоги (с  помощью  вытеснения  неприемлемых  для
индивида желаний и мыслей). Символообразование сдерживает разрядку напряжения, возникающую


background image

между побуждениями  и  возможными  реакциями. Символы  призваны  смещать  желания  с  запретных
объектов  на  объекты-'зоменители', обеспечивая  тем  самым  непосредственное  удовлетворение.
Компромисс, достигаемый  частичной  экспрессией  с  помощью  символов, служит  как  индивиду, так  и
культуре.

Фрейд отмечал, что основными объектами символического выражения являются функции тела

и  его  отдельных  частей, сексуальность, семья, а  также  рождение  и  смерть, что, в  частности,
подтверждается содержанием конфликтов, симптоматики и проблем пациентов. В более поздних пси-
хоаналитических  концепциях  учитываются  также  способы  самораскрытия  Самости (Ricoeur, 1970).
Специфическое  символооброзование  в  структуре  нарушений  мышления, расстройств  настроения  и
характера  можно  интерпретировать  кок  усилия  индивида  заново  обрести  утраченные  объекты  или
восстановить утраченную упорядоченность — упорядоченность, достигнутую благодаря способности
человека к символизации в широком смысле слова.

Ранние  убеждения  Фрейда  относительно  универсального, врожденного характера  символов  и

первичных фантазий в настоящее время подвергаются существенному пересмотру. Принято считать,
что  сходство  основных  символических  образов  в  различных  культурах  связано  с  общностью  чело-
веческого  опыта  как  такового, с  формами  выражения  детской  любознательности  и, наконец, с
собственно  когнитивными  процессами, задействованными  в  символооброзовании. Однако, как
отмечал  Фрейд (1918), когнитивные  процессы  не  всегда  соответствуют  схемам, связанным  с
индивидуальным  опытом. В  подобных  случаях  символы  могут  отражать  не  только  отсутствующие  в
прошлом  опыте  индивида  события, но  и  отдельные  аспекты 'перспективы'. Иными  словами,
подмеченные Фрейдом схемы когнитивных процессов детерминированы не столько прошлым опытом
индивида, сколько моделью, состоящей из компонентов кок прошлого, ток и 'будущего' (Smith, 1976).

Несмотря на отсутствие прямых связей между символами и образованием ассоциаций, знание

и  осторожное  использование  бессознательных  характеристик  символа  может  стать  важным
подспорьем  в  понимании  различных  конфликтов  пациента. Символизм  всегда  сочетается  с
неоднозначностью интерпретаций и поэтому требует учета всех допустимых значений символа, при-
обретающего  конкретное  выражение  только  в  общем  контексте  защитных  либо  адаптивных
процессов. Исходя  из  общетеоретических  положений, определенные  аспекты  междисциплинарного
изучения  символизма  должны  включать  в  себя  проблемы  формирования  и  раннего  развития
процессов  символизации, соотношений  между  символическими  формами  выражения  состояний
сознания, а также степени вовлеченности конфликтных образований в процессы символизации.

См.

первичный процесс, представления, сновиденье, сновидения.

[71,106,249,289,296,326,686,722,726, 756,784,796,858,871]

СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (SYMBOLIC REPRESENTATION)

См.

сновиденье, сновидения.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ (SYMBOLIC EQUATION)

См.

теория Кляйн.

СИМПТОМ (SYMPTOM)

Симптомообразование (Symptom Formation)

В узком смысле

симптом

 можно определить как проявление (болезни), отраженное в жалобах

пациента, тогда как

признак —

 это внешний индикатор патологии. Различия между двумя понятиями,

таким  образом, заключаются  в  противопоставлении

субъективного (симптом) и  объективного

(признак).

  Если, однако, обратиться  к  семантике  понятия

симптом,

  то  это  слово  толкуется  более

пространно и включает '...любые (телесные или психические) феномены, обстоятельства, изменения
или  состояния, возникающие  вследствие  заболевания, сопровождающие  его  или  повреждения  и
указывающие  на  наличие  таковых' (Oxford English Dictionary, с. 2111). Очевидно, что  такое
определение устраняет различия между признаком и симптомом.

В  отличие  от  черт  характера  симптомы, как  правило, преходящи, чужды  Я  или  даже

'дисфоричны' Так, заторможенность — поведение, характеризующееся  ограничением  определенных
областей  функций  Я,— может  быть  либо  симптомом, либо  чертой  характера. При  этом  и
заторможенность и соответствующие черты характера могут отвечать более широкому определению
симптома. То  и  другое  невозможно  четко  разграничить, и  этот  факт  отражается  в  разном
использовании термина в клинической практике.

Психоневротические  симптомы  обусловлены  бессознательными  психическими  конфликтами,

возникающими  но  основе  противоборствующих  внутренних  сил  индивида. Такие  силы  состоят  из
вытесненных  дериватов (бессознательных  фантазий, побуждений, желаний) детских  инстинктивных
влечений (как сексуальных, так и агрессивных), особенно тех, что наиболее тесно связаны с эдиповой
стадией развития. Вторым источником формирования конфликтов является препятствие морального
или адаптивного  типа, создаваемое психическими структурами (Я, Сверх-Я) но пути дериватов вле-
чений, стремящихся попасть в область сознательного мышления и поведения.

Однако  не  все  бессознательные  конфликты  приводят  к  образованию  симптома, поскольку

большинство конфликтов может приобретать универсальный и неизбежный для индивида характер. В
детстве  конфликты  влечений  не  всегда  становятся  причиной  симптомов. Такие  конфликты  могут,
например, вести к появлению стабильных защитных паттернов, играющих важную роль  в процессах
формирования характера. С другой стороны, они могут быть достаточно удачно разрешены — либо в
виде  приемлемого  непосредственного  удовлетворения  инстинктивных  влечений, либо  путем  суб-
лимации.


background image

Если же равновесие между инстинктивными силами и силами вытеснения нарушается — либо

при усилении первых, как это наблюдается в пубертате, либо при ослаблении вторых при физических
заболеваниях, — вытесненные  дериваты  влечений  начинают  угрожать  проникновением  в  область
сознания, порождая чувство тревоги или вины. В такой ситуации интенсивность аффективного ответа
индивида  может  выйти  за  рамки  его  сигнальной  функции, что  в  конечном  итоге  приводит  к
формированию симптома. Развитие подобных симптомов осуществляется по закономерностям комп-
ромиссного  образования, включающего  как  частичное 'замещение' удовлетворения  дериватов
влечений  и  сопровождающих  их  бессознательных  желаний, так  и  противодействие  механизмов
вытеснения  и  адаптации. Таким  образом, компромиссное  образование  является  неполной, хорошо
замаскированной и нераспознаваемой формой выражения влечений.

Важным  элементом  компромиссного  комплекса  является  также  само  душевное  страдание,

связанное  с  наличием  невротических  симптомов. Страдание  удовлетворяет  бессознательную
потребность  Сверх-Я  в  наказании — потребность, связанную  с  частичным 'симптоматическим'
удовлетворением  дериватов  влечений. В  то  же  время  психоневротические  симптомы  позволяют
больному  в значительной степени избежать  нежелательного чувства  вины или тревоги, которое мог
бы вызвать полный и незамаскированный прорыв дериватов инстинктивных влечений.

Формирование  психотических  симптомов (хотя  и  сходное  с  невротическим) основано  на

конфликтах  более  ранних  уровней  развития  Я  и  либидо. Эта  группа  симптомов  отражает  такие
изменения  взаимоотношения  больного  с  другими  объектами  внешнего  миро, которые  в  итоге
приводят к нарушениям чувства реальности.

Формирование  конкретных  симптомов  и  характеризующихся  ими  нозологических  синдромов

зависит от факторов  конституционального  предрасположения  и влияний раннего жизненного  опыта,
что  ведет  к  комплексу  вариаций  и  зависит  от  природы  невротического  конфликта, задействующего
конкретные  инстинктивные  силы  и  защиты, сильных  и  слабых  сторон  психического  аппарата  и  его
составляющих, включая  структуру  характера, а  также  от  типа  реакций  и  интенсивности  стресса  и
травм  в  более  позднем  возрасте. Конкретную  форму  психологической  болезни  принято  называть

выбором невроза.

См.

компромиссное  образование, конфликт, психоз, психоневроз, структурная  теория, торможение,

тревога, характер.

[30,45,274, 694]

СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (SYMPTOMATIC ACT)

Действие  типа  оговорки, описки, забывания  или  других  искажений  поведения, являющихся

результатом  взаимодействия  психических  сил. Если  психическое  равновесие  поколеблено
состоянием  выраженной  усталости  или  переживания, те  или  иные  силы  могут  получить
преобладающее  влияние  и  проявиться  в  форме  безобидной, безвредной  для  индивида  разрядки.
Канализация  напряжения  такого  рода  отражает  прорыв  побуждений, защитных  или  компромиссных
образований. В  отдельных  случаях  разрядка  может  выразиться  в  виде  соматического  ответа
(например, мышечного сокращения). Подобные кратковременные симптоматические действия всегда
имеют собственные мотивы и свою направленность, их появление никогда  не бывает случайным и,
кок  правило, оно  указывает  на  существование  определенных  бессознательных  психических
процессов.

Симптоматические  действия  могут  отражать  и  явные  психические  расстройства, но  в  то  же

время  могут  быть  сообразными  Я  и  не  иметь  никакого  психопатологического  значения. Некоторые
виды 

симптоматических 

поступков 

представляют 

собой 

более 

сложные 

образования,

формирующиеся при взаимодействии психических сил, вовлеченных в сновидения, фантазии, мысли
и действия и способных разрешать конфликты, определять адаптивные либо дезадаптивные формы
поведения.

[252]

СИТУАЦИЯ УГРОЗЫ ДЛЯ Я (DANGER SITUATION OF THE EGO)

См.

тревога.

СКОПОФИЛИЯ (SCOPOPHILIA)

Врожденное  влечение  смотреть  и  получать  от  этого  удовольствие. Первая  часть  термина

происходит  от  греческого  слова 'смотреть' ('скопо', ср. также

телескоп, микроскоп, отоскоп).

Термин

скопофилия,

  таким  образом, является  переводом  на  греческий  язык  немецкого  слова

'Schaulust'. Иногда скопофилию путают с созвучным  ему термином

скоптофилия.

 Греческое слово

'скопт' означает  глумление, высмеивание. Соответственно, скоптофилия  обозначает  состояние
наслаждения  от  высмеивания  кого-либо  и  в  качестве  самостоятельного  термина  практически  не
используется.

Скопофилия  представляет  собой  один  из  наиболее  ранних  компонентов  парциальных

влечений, описанных  Фрейдом  в 1905 году. При  этом  скопофилия  выступает  как  активная  часть
компонентного влечения, пассивной составляющей которого является эксгибиционизм — стремление
быть  увиденным, рассматриваемым. В  процессе  нормального  развития  скопофилия  и
эксгибиционизм участвуют в формировании таких сублимированных черт личности, как любознатель-
ность, способность  к  обучению  и  творческое  самовыражение; с  другой  стороны, провоцируемая
обоими компонентами  тревога может вызывать невротический  конфликт и сдерживание активности.
Фиксация  но  компонентных  влечениях, включая  активную  и  пассивную  формы  жестокости, играет
существенную  роль  в  возникновении  психоневрозов, а  также  перверсий  зрелого  возраста —


background image

вуайеризма и эксгибиционизма.

Наивысшее  удовольствие  при  скопофилии  доставляет  рассматривание  обнаженного  тела,

гениталий или полового акта. С этим тесно  связан вуайеризм, при  котором  желание подсматривать
сексуально возбуждающие сцены чаще всего приводит не к сексуальному контакту с партнером, а к
мастурбации.

Поскольку  активные  и  пассивные  желания  тесно  взаимосвязаны, скопофилия  может

сопровождаться наслаждением от разглядывания другими. Исходя из этого, Аллен (1974) предложил
термин

скопофобия,

  обозначающий  страх  быть  рассматриваемым, то  есть  страх  перед

рассматриванием как в пассивном, так и в активном смысле.

См.

вуайеризм, компонентные влечения, эксгибиционизм.

[20,256,833]

СКОРБЬ (MOURNING)

Понятие, отражающее  процесс  восстановления  психического  равновесия  после  утраты

значимого  объекта  любви. Хотя  это  понятие  применимо  прежде  всего  к  ситуациям, связанным  со
смертью  любимого  человека (невосполнимая  утрата), скорбь  является  нормальной  реакцией  на
любую  значимую  потерю. Душевная  боль  скорбящего  человека  сопровождается, как  правило,
потерей  интереса  к  внешнему  миру, схваченностью  воспоминаниями  о  любимом  объекте  и  сни-
жением  способности  к  новым  эмоциональным  привязанностям. Простое, неосложненное  чувство
скорби  не  является  патологическим  и  не  требует  лечебного  вмешательства. С  течением  времени
индивид адаптируется к утрате и возобновляет общение, приносящее радость и удовольствие.

Хотя  оценка  реальности  остается  сохранной  и  подкрепляет  понимание  того, что  любимый

объект более не существует, движимое изнутри чувство скорби не дает сразу и полностью отторгнуть
привязанность к этому объекту. Скорбящий вновь и вновь пытается отрицать реальное и возвраща-
ется  к  психическое  образу  утраченного  объекта. Тем  самым  утрата  объекта  трансформируется  в
утрату  Я. Постепенно, однако, проходя  стадии  развития  процесса  скорби, Я  исцеляется, и
психическое  равновесие  восстанавливается. "Работа' скорби  состоит  из  трех  последовательных
взаимосвязанных фаз. При этом успешное завершение предыдущей фазы влияет но осуществление
последующей: 1) принятие, понимание  и  совладание  с  фактом  утраты  и  сопровождающих  его
обстоятельств; 2) собственно  скорбь, характеризующаяся  отходом  от  привязанности  и
идентификации  с  утраченным  объектом (декатексис); 3) возобновление  эмоциональной  жизни  в
соответствии с уровнем собственной зрелости и, как правило, установление новых взаимоотношений
(рекатексис). Способность  к  полному  переживанию  печали  в  любом  возрасте  зависит  от  таких
внутренних и внешних факторов, как уровень эмоциональной зрелости, умение переносить душевную
боль, устойчивость  самооценки, степень  зависимости  от  утраченного  объекта, а  также  от  осо-
бенностей ситуации утраты. В детском возрасте исход процесса переживания скорби зависит от таких
факторов  развития, как  уровень  постоянства  Самости  и  объекта, способности  воспринимать
конкретные  аспекты  смерти, умения  переносить  болезненные  аффекты  и  от  поддерживающих
взаимоотношений с родителями.

Термин

скорбь

  может  применяться  по  отношению  к  процессам, не  обязательно  связанным  с

утратой  в  виде  смерти  близких. Печаль  и  скорбь, например, могут  возникнуть  вследствие  утраты
идеалов либо свободы любимой страны; скорбь возможно и по поводу утраты какой-либо части тела
(вследствие  вынужденного  оперативного  вмешательства  или  несчастного  случая). Утрата
неодушевленных, но  значимых  объектов (дом  и  т.п.), индивидуально  значимые  ситуации (робота,
развод, разрыв  дружеских  отношений, отделение  детей, окончание  анализа) могут  также
сопровождаться чувством печали.

Хотя  Фрейд  различал  нормальное  чувство  скорби  и  депрессию, большинством

психоаналитиков  столь  строгая  дифференциация  не  признается. Некоторые  формы  депрессии
связаны с биологическими, этиологическими факторами, и лишь в незначительной степени с утратой
того или иного объекта.

См.

депрессия, катексис, объект, печаль.

[122, 160,294,324,690,850,900]

СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ (LATENT CONTENT)

См.

сновиденье, сновидения.

СКУКА (BOREDOM)

Болезненно  воспринимаемое  аффективное  состояние, характеризующееся  диффузной

напряженностью, нетерпением  и  чувством  неудовлетворенности. Обычно  скука  проявляется  в
ситуациях, сопровождающихся  монотонными  переживаниями  и  недостаточностью  удовлетворения
либо  внешней  стимуляции. Состояние  скуки  может  отражать  как  реальные  обстоятельства, так  и
структуру  личности  и  потребности  индивида. Скука  интерпретируется  как  процесс  возрастания
защитной  борьбы  с  недопустимыми  фантазиями  и  импульсами, когда  содержание  импульсов
вытесняется из мыслей, но напряженность достигает аффективного уровня. Считается также, что при
таких  состояниях  имеется  определенная  предрасположенность, связанная  с  процессами  развития.
Так, более склонны к скуке дети, а также взрослые с пассивным и "полезовисимым' характером.

См.

апатия, аффект.

[194,200,865]

СЛИЯНИЕ-ПЕРЕНОС (MERGER TRANSFERENCE)

См.

психология Самости.

СЛИЯНИЕ (СИМБИОТИЧЕСКОЕ) (MERGING)

См.

океаническое чувство.


background image

СЛИЯНИЕ (СИНТЕЗИРУЮЩЕЕ) (FUSION)

См.

психическая энергия.

СНОВИДЕНЬЕ, СНОВИДЕНИЯ (DREAMING, DREAMS)

Сновиденье  является  нормальным  регрессивным  психофизиологическим  феноменом  сна,

протекающим  циклами  по 90 мин. Сновиденье  определяется  по  признаку "быстрого  движения  глаз'
(REM-фаза), возникающему  на  первой  стадии  сна. У  детей  сон  является  более  продолжительным,
чем  у  взрослых; по  меньшей  мере 50% детского  ночного  сна  занимает REM-фаза  и  сновиденье. В
этой фазе наблюдается эрекция  пениса и кровонаполнение клитора; этот признак используется при
разграничении органической и психогенной импотенции.

Тревожные  сновидения  могут  сопровождаться  пробуждением  в REM-фазе, при  этом  их

содержание  не  запоминается. Тревожный  выход  из  состояния  сна  может  иметь  место  в  любой  из
стадий. Сновидения, нарушающие 4-ю  стадию  сна, часто  сопровождаются  сомнамбулизмом,
говорением во сне, ночными страхами

(povor nocturnus)

 и редко запоминаются. Забывание сновиде-

ний  обусловлено  как  физиологическими  особенностями (необходимостью  незамедлительного
восстановления  внимания), так  и  психологическими  факторами (вытеснением, сопротивлением,
цензурой). Забытые сновидения удается воскресить в памяти при определенных условиях, например
при психоанализе и гипнозе.

В  работе 'Толкование  сновидений' Фрейд  рассматривает  феномен

скрытого,

или

латентного, содержания,

  лежащего  в  основе  сновидений. Попытки  проникновения  в  сущность

этого  феномена  привели  Фрейда  к  наиболее  важным  теоретическим  обобщениям  его  концепции.
Другие исследователи считают, что сновидение является одним из способов решения  конфликта —
проработкой психотравмирующих переживаний и совладанием с ними, как настоящих, ток и детского
возраста. Сновидение  рассматривается  также  как  особая  форма  усвоения  информации,
способствующего совладанию с эмоциональными проблемами.

Процессы  мышления  и  аффекты  представлены  в  сновидениях  в  зрительной  либо, что

значительно  реже, в  слуховой  форме; могут  проявляться  и  другие  модальности  сенсорного
восприятия — осязательные, обонятельные, вкусовые  и  двигательные. С  точки  зрения  Фрейда,
сновиденье и сновидение являются результатом

работы сновидения—

 психологического процесса,

характеризующегося  архаическими  способами  мышления, в  частности

смещением, сгущением

  и

замещением,

  способствующими  переводу  скрытого  содержания  в  явное  сновидение. Два  других

элемента  работы  сновидения —

наглядная

  и

символическая  репрезентация—

  представляют

собой  процесс  трансформации  мыслей  в  чувственные (сенсорные) символы  и  образы. И, наконец,

вторичная переработка—

 соединение разрозненных образов и элементов сновидения и создание

единого  связного  содержания (фабулы, действия). Иногда  вторичной  переработки  не  происходит, и
тогда  сновидение  проявляется  в  виде  расчлененных, разорванных  или  причудливо  переплетенных
серий образов и фраз.

Явное  содержание  сновидения —

  это  то, что  способен  вспомнить  пробудившийся  индивид:

взаимосвязанные  образы, речь, содержание  чувственных  и  аффективных  компонентов, а  также  их

формальные аспекты,

 включающие разделение на отдельные отрезки, комментарии сновидения и

т.п. Сновидения  но  протяжении  одной  ночи  либо  одного  и  того  же  периода  сна  связаны  единой  и
последовательной  работой  мышления; например, разрешение  одного  конфликта  приводит  к
возникновению проблемы следующего сновидения, либо один и тот же конфликт проходит через всю
ночь.

Процесс

образования  сновидения  обычно

  рассматривается  следующим  образом: под

воздействием  регрессии, релаксации  моторной  сферы  и  ослабления  сознательной  и
бессознательной  цензуры  оживляются  архаические  функции  мышления, проявляющиеся  в  виде
работы  сновидения, использующей  первичные  процессы  мышления. Работа  сновидения,
взаимодействуя  с  дериватами  влечений  детского  возраста, защитой  и  связанными  с  ней
конфликтами, а  также  с  возникающими  на  этой  основе  представлениями, формирует  зрительные
образы (сновидения), замещающие собой мысли, порождаемые во время сна.

Остатки дня

 или провоцирующие стимулы представляют собой непосредственные источники

материала для формирования сновидения (то есть источники в виде безвредных элементов дневного
содержания). Если события, впечатления, образы восприятия, мысли, идеи и чувства нескольких пре-
дыдущих дней возникают в сновидении как несущественные, то их значение следует искать в глубоко
вытесненных  влечениях, желаниях  и  конфликтах  раннего  детского  возраста. Остатки  дня
связываются  с  бессознательными  детскими  влечениями  и  желаниями  эротического  и  агрессивного
характера, маскируя тем самым инфантильные импульсы, стимулирующие образование сновидения.
К такой маскировке добавляется процесс искажения (включая вторичную переработку), вызываемый
работой сновидения.

Понятие 'экран сна' было введено Бертрамом Левином для описания сновидений, не имеющих

четкого и распознаваемого зрительного содержания. Такие сновидения представляют собой 'чистый'
или 'пустой' фон, необязательно  воспринимаемый  таковым  или  оживляемый  в  памяти. Их  принято
рассматривать  как  инфантильные  сны, символизирующие  фигуру  матери  или  грудь. Некоторые
авторы считают, что экран сна является фоном или матрицей сновидения; на этом фоне проявляются
зрительные содержания, а также элементы бодрствования.

Фрейд  называл  сновидения 'царской  дорогой  к  бессознательному'. Возрастающее  значение

психологии  Я  и  проблем  психоаналитического  процесса  способствовало  тому, что  толкование