Файл: Борнесс Э. Мур - Психоаналитические термины и понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4328

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Первоначально  предполагалось, что  ранние  первичные  вытеснения  привлекают  последующие
ассоциированные идеи, которые становятся затем объектом сил вытеснения. Они привлекают также
идеи, возникающие  вследствие  дисгармонии  взрослой  психической  жизни, вызванной  конфликтом
влечений и нормами либо запретами ('двухтактная' теория). Согласно первой теории тревоги, Фрейд
полагал, что  влечения, ассоциированные  с  вытесненными  идеационными  представлениями, могут
затем  проявляться  в  виде  тревоги. В  последующих  теоретических  разработках  собственно
вытеснение рассматривалось как одна из возможных защитных реакций от инстинктивных влечений,
которые порождают сигналы тревоги, вызванной рядом угроз в ходе развития.

Устанавливаемый  вытеснением  динамический  баланс  может  разрушаться  в  связи  с

изменением  силы  влечения (например, в  пубертатный  период  или  в  период  старения), внешней
стимуляции, соответствующей ранее вытесненным идеям, или изменениями вытесняющей структуры
(Я), вызванными, например,заболеванием,сном,созреванием. Если  вытесняющие  силы  открывают
путь, то

возвращение  вытесненного

  может  вызвать  невротические  симптомы, ошибочные

действия и сновидения соответствующего содержания.

Успешное  вытеснение  означает, что  катектированная  идея  существует  вне  сознания. Для

удержания ее том требуется постоянный расход энергии контркатексиса. Или же энергия идеи может
быть  обращено  в  другое  русло. Наконец, вытеснение  может  вынудить  психическую  организацию
сместиться в сторону более примитивных уровней потребностей или структуры (регрессия).

Вытеснение  явилось  первой  описанной  Фрейдом  в 1890-х  годах  защитой, связанной  с

неврозами (Freud, 1895, 1896). До сих пор считается, что это представление о вытеснении применимо
к случаям истерии. 'Вытеснение' является также важным психоаналитическим понятием, выходящим
за  рамки  теории  защиты, поскольку  оно  тесно  связано  с  представлениями  о  бессознательном,
теорией  развития, большой  и  малой  психопатологией  и  со  все  более  совершенными  моделями
лечения, в которых считается .важным устранение вытеснения.

См.

защита, истерия, психический  аппарат, регрессия, структурная  теория, теория  Фэйрбейрна,

топографический подход, тревога.

[126,222,243,244,287,312,319, 878]

ГАЛЛЮЦИНАТОРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ (HALLUCINATORY WISH

FULFILLMENT)

Способность  психического  аппарата  удовлетворять  желания  с  помощью  галлюцинаций

является, согласно  Фрейду, одной  из  важнейших  его  характеристик. Регрессию  к  галлюцинациям
Фрейд рассматривал также в качестве важнейшего компонента работы сновидений, считая, что убеж-
денность  в  реальности  зрительных  образов  сновидения  достигается  именно  благодаря  их
перцептивной  природе. С  этой  точки  зрения  сновиденье  как  процесс  представляет  собой  результат
топографической  регрессии, а  видение  сна  аналогично  самым  ранним  стадиям  психического  разви-
тия. Разумеется, галлюцинаторное удовлетворение иллюзорно, и из-за невозможности дать реальное
удовлетворение оно влияет на формирование функции проверки реальности.

См.

вытеснение, сновиденье, сновидение, память, реальность.

[243,249,292]

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ (HALLUCINATION)

Не  вызывающий  сомнений  в  своей  подлинности  чувственный  образ  объекта, которого  в

реальности  не  существует. Хотя  обычно  галлюцинации  являются  признаком  психоза, они  могут
возникать  при  истерии, при  засыпании  и  пробуждении (гипнагогические  и  гипнопомпические
феномены), при высокой температуре и при отравлениях. Галлюцинаторные образы могут иметь лю-
бую модальность и принимать разнообразные формы. Фрейд считал галлюцинации свидетельством
возвращения вытесненного. Он предполагал, что их возникновение при психозах является попыткой
восстановления, то  есть  попыткой  вернуть  либидо  утраченным  объектам. Слуховые  галлюцинации
при  шизофрении  могут  быть  связаны  с  любимыми  в  прошлом  объектами, с  которыми  пациент
пытается восстановить не только отношения преследования, но также любви и защиты.

См.

восстановление, психоз, шизофрения.

[306,309,614]

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ОШИБКА (GENETIC FALLACY)

Ложное  допущение, что  функция  или  значение, имеющие  место  в  настоящем, могут  быть

приравнены  или  сведены  к  их  историческим  предшественникам, как  будто  генетическая
непрерывность  несовместима  с  изменением  функции. Например, возможно  допущение, что
выраженное  оральное  поведение  непременно  проистекает  из  оральной  фазы  развития  или
представляет регрессию к ней, или что сложные формы функционирования (например, хирургическое
искусство) проистекают  из  компонентных  влечений (например, анального  садизма). В  равной  мере
ошибочно  представление  о  том, что  определенные  формы  взрослого  поведения  имеют  то  же
значение, что и при своем появлении в детстве.

Оллпорт (1937) метафорически  выразил  суть  генетической  ошибки: жизнь  дерева  есть

продолжение  жизни  семени, но  само  семя  более  не  питает  дерево. Прежние  цели  сменяются
последующими, а те, в свою очередь, уступают место новым. Подчеркивая, что  историческая связь
не  обязательно  является  функциональной, Оллпорт  использовал  термин

функциональная

автономия.

Гартманн (1964), соглашаясь  с  этим, утверждал, что  структурный  подход  включает  в

себя  понятие  изменения  функции, являющегося  составной  частью  вторичной  автономии.
Генетическая  непрерывность  не  исключает  изменения  функции, примером  чего  служат
многочисленные формы сублимации.

См.

автономия, изменение функции.

[22,419,548]


background image

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД (GENETIC VIEWPOINT)

См.

метапсихология.

ГЕНИТАЛЬНОСТЬ (GENITALITY)

Психические  свойства, феномены  и  представления, связанные  с  гениталиями. Аналогично

терминам

анальность

  и

оральность, генитальность

  является  широким, общим  понятием. В

теории 

либидо 

утверждается 

последовательное 

доминирование 

сексуальных 

зон

(оральной,анальной,уретральной, фаллической), чему  соответствуют  определенные  формы
организации  Я, рассматриваемые  как

стадии.

  Эти  стадии  представляют  собой  теоретические

конструкты, относящиеся к развитию, и их нельзя смешивать с чувственным функционированием.

Генитальная  стадия — это  заключительная  стадия  инстинктивного  либидинозного  развития.

Предыдущие  фазы  и  их  конфликты  интегрируются  и  соподчиняются  соответственно  генитальной
ориентации, представляя 

новообразование, именуемое "приматом 

генитальности", или

психосексуальную  зрелость. Фиксации  и  регрессии  к  более  ранним  стадиям  препятствуют
достижению примата генитольности и функционированию, соответствующему генитальной фазе.

Продуктивность использования понятия примата генитальности в теоретических построениях и

в клинике оспаривалось многими авторами.

Росс (1970), Березин (Panel, 1969) и Лихтенштейн (1970) отвергают все определения  примата

генитольности, отождествляющие  его  лишь  с  оргазмическим  функционированием. Способность  к
оргазму  часто  бывает  никак  не  связана  со  зрелостью  объектных  отношений  и  возможностями  Я. В
клинике  нередки  случаи, когда  сексуальное  генитальное  функционирование  сопровождается
оргазмом, служащим  прежде  всего  оральным  или  анальным  целям. Сарлин (1970) дополнил
представление о примате генитальности идеями, разработанными позже в психологии Я, в частности,
представлениями  о  кризисах  развития, зрелости  идентификаций, контроле  над  либидинозными  и
агрессивными влечениями, процессах нейтрализации и сублимации. Этот взгляд разделяет Кернберг
(1977). Обсуждая  проблему  любви, он  говорит  о 'нормальной  интеграции  генитальности  со
способностью  к  нежности  и  стабильным, глубоким  объектным  отношениям (с. 82). Разработанная
Фрейдом теория либидо основывалась на реконструкции данных, полученных при анализе взрослых.
Данные  аналитиков, работающих  с  детьми  и  подростками, полученные  непосредственно  от  детей,
являются  более  точными  с  точки  зрения  хронологии  развития  и  определения  подфаз. Дополни-
тельные  данные, вынуждающие  к  изменению  исходных  формулировок  Фрейда, связаны 1) с
непосредственными  наблюдениями  над  детьми, 2) с  современными  разработками  психологии  Я  и
теории объектных отношений и 3) с психологией нарциссизма и Самости.

Эриксон (1950) предполагает  существование  ранней  бисексуальной  диспозиции  у

представителей  обоих  полов; он  считает, что  полная  дифференциация  генитальных  модусов —
'мужского  вторжения' и 'женского  принятия' — возможна  лишь  в  пубертате. Поэтому  он  предлагает
заменить  термин

инфантильная  генитальная  стадия,

  предполагающий  сочетание  модусов  и

модальностей вторжения и принятия, более привычным —

фаллическая фаза.

Кестенберг (1968) говорит о наличии ранней инфантильной

внутренней генитальной фазы,

в  которой  генитальные  ощущения  внутри  тела  вызывают  тревогу, ведущую  к  экстернализации  этих
ощущений  на  поверхность  тела  или  внешние  предметы, например  куклу. Эта  фаза  предшествует
фаллической. В  пубертатный  период  внутренняя  генитальная  фаза  завершается, поскольку  все
компонентные  влечения, включая  фаллические, интегрируются  в  специфический  для  каждого  пола
примат генитальности.

Пэренс (1980) считает, что  термин

фаллическая фаза

 характеризует первичный мужской тип

развития  как  первичный, и  предлагает  термин

первая  инфантильная  генитальная  фаза

  для

обозначения  периода между 24 до 36 месяцами. Этот термин  согласуется с представлением  о том,
что  мальчики  и  девочки  развиваются  но  основе, соответственно, ранней  первичной  маскулинности
или фемининности.

Ройф (1968) описывает раннюю генитальную фазу, характеризующую развитие как мальчиков,

так и девочек между пятнадцатым и девятнадцатым месяцами жизни. Согласно наблюдениям, в этой
фазе дети регулярно стимулируют гениталии — либо непосредственно (рукой или предметом), либо
косвенно (посредством раскачивания, сжимания бедер и т.д.). Он пришел к выводу, что генитальный
катексис и осознание генитальных различий между мальчиками и девочками возникают раньше, чем
считалось до этого. Наблюдения показали, что дети делают различие между гениталиями и органами
выделения, хотя незрелость образа тела препятствует высокому уровню дифференциации. Девочки,
по-видимому, придерживаются единого представления об этой области как о клоаке, которое может
сохраняться  до  подросткового  возраста (Shopper, 1979). Таким  образом, определение  того, что
является 'гениталиями', зависит от степени отчетливости и дифференцированности образа тела.

См.

психосексуальное развитие, символ

[189,256,493,498,561,660,678,730,737, 754,780]

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (HETEROSEXUALITY)

Сексуальный  интерес  к  лицом  противоположного  пола  и  эротическая  направленность  на  них.

Гетеросексуальная организация личности основывается на половой идентичности, соответствующей
анатомии  и  сексуальной  идентичности, комплементарной  идентичности  противоположного  поло.
Исследования, проведенные  на  животных, показывают, что  главную  роль  в  установлении
стереотипов  ухаживания  и  совокупления  играют  гормональные  воздействия  центральной  нервной
системы (ЦНС). Хотя аналогичное обусловливание со стороны


background image

ЦНС, по-видимому, присуще и человеку, убедительных подтверждений этому нет.
Бесспорная  роль  в  формировании  сексуальной  ориентации  принадлежит  постнатальным

психологическим  факторам. Это  показано  в  исследованиях  развития  оральных, анальных  и
фаллических  влечений, соответствующего  им  катектирования  объекта  репрезентаций  Самости  и  их
последующей  организации  при  доминировании  гениталь-ности. Исходным  пунктом  становления  ге-
теросексуальности  является  развитие

половой  идентичности

  на  втором  году  жизни,  на  пике

преодоления  кризиса  сепарации-индивидуации. Половая  идентичность  включает  в  себя  базисную
интернализацию  межполовых  различий, идентификацию  со  своим  полом  и  комплементарную
идентификацию с противоположным полом, благодаря чему распознаются реципрокные репродуктив-
ные  роли  того  и  другого  пола — производить  и  рожать  ребенка). Успешное  становление  половой
идентичности  у  мальчиков  предполагает  дезидентификацию  с  матерью  и  идентификацию  с  отцом.
Аналогичный процесс для девочек не обязателен, что наводит на мысль о том, что этот характерный
для  мальчиков дополнительный шаг влияет  на их большую подверженность  нарушениям  половой и
сексуальной идентичности.

Второй  важной  вехой  на  пути  развития  сексуальной  ориентации  является  становление

сексуальной идентичности

 в эдиповой фазе- Нарастающее давление влечений, направленных на

инцестуозные объекты, перестройка диадических объектных связей в триадические, усиление страха
кастрации  и  соответствующее  структурирование  психики  делают  этот  период  критическим  для
развития  сексуальной  ориентации. Мальчики, у  которых  развивается  гетеросексуальная
идентичность, идентифицируются  с  отцом, несмотря  но  его  воображаемую  роль  потенциального
оскопителя, поскольку угроза  переводится в структуры  Сверх-Я и Я-идеала. Точно так же мальчики
вытесняют  инцестуозные  желания  по  отношению  к  матери  без  замещения  эротического  интереса  к
женщинам  идентификацией. Остатки  этих  конфликтов  и  компромиссов  отражаются  не  только  в
гетеросексуальной  идентичности, но  и  в  личном  эротизме, проявляющемся  в предварительной  сек-
суальной игре, особой привлекательности  определенных представителей противоположного пола, а
также в выборе сексуального и брачного партнера.

В женском варианте гетеросексуального развития  девочка  продолжает идентифицироваться с

матерью, несмотря  на  чувство  генитальной  неполноценности  и  фантазий  по  поводу  того, что  мать
лишила  ее  пениса. В  этом  помогает  прочная  половая  идентичность. Нарциссическая  обида
девочки,чувства  униженности, вины  по  поводу  воображаемой  кастрации  позволяют  развиться  не
компенсаторной  идентификации  с  отцом, а  либидинозному  интересу  к  нему. Поскольку
воображаемый  пенис  уже  отсутствует, девочки  не  так  сильно  переживают  страх  кастрации;
соответственно и инцестуозный либидинозный катексис отца или тех, кто его заменяет, переносится
девочками легче, чем мальчиками.

При  формировании  половой  идентичности  мальчиков — но  не  девочек — происходит

дезидентификация  с  первичным  объектом. С  другой  стороны, в  эдиповой  фазе  гетеросексуальные
девочки переносят свой фаллический либидинозный интерес к матери в сторону более приемлемой
генитальной  ориентации, то  есть  на  отца. Некоторые  авторы  полагают, что  подобное  смещение
определяет в дальнейшем то, что женщины чаще испытывают любовные и сексуальные неудачи.

У  гетеросексуальных  индивидов  не  столь  выражен  негативный  эдипов  комплекс. Однако

остаточные  бессознательные  гомосексуальные  желания  до  некоторой  степени  сохраняются  после
разрешения  этого  комплекса  и  способствуют  процессу  комплементарной  идентификации  с
противоположным  попом, который  начался  с  формированием  половой  идентичности. Мужчина,
например, может  оценить  то, что  женщина  любит  мужчину, он  может  также  обнаружить  истинную,
хотя и сублимированную женственность в своей нежности и заботе.

Нередко  гетеросексуальность  сравнивается  и  противопоставляется  гомосексуальности.

Главное различие между ними состоит в том, что, несмотря на компромиссные образования, которые
могут  повлиять  на  сексуальное  поведение, при  гетеросексуальности  сохраняется  либидинозный
интерес  к  противоположному  полу  и  репрезентации  Самости, комплементарные  противоположному
полу. Именно  это  имеет  место, например, при  гетеросексуальных  перверсиях, даже  если
сексуальные проявления могут быть компромиссными.

См.

гомосексуальность, половая идентичность, психосексуальное развитие, эдипов комплекс.

[311,340,341,610,663]

ГИПОМАНИЯ (HYPOMANIA)

Патологическое  психическое  состояние, характеризующееся  не  соответствующими  реальным

жизненным  обстоятельством  пациента  душевным  подъемом  и  завышенной  самооценкой, а  также
гиперактивностью  и  жаждой  новых  впечатлений  и  переживаний. Гипомания  представляет  собой
смягченную форму мании и встречается при различных психиатрических состояниях, включая погра-
ничные  и  невротические  расстройства. Как  правило, мания  представляет  собой  фазу  маниакально-
депрессивного заболевания и лишь редко возникает как симптом. У циклотимических личностей или
при  расстройствах, рассматриваемых  некоторыми  авторами  как  невротический  эквивалент  мани-
акально-депрессивного  психоза, гипомания  может  чередоваться  с  депрессией, но  эти  фазы
протекают  недостаточно  остро  для  того, чтобы  нарушить  функцию  проверки  реальности  и,
следовательно, не  могут  квалифицироваться  как  маниакально-депрессивное  состояние. Гипомания
может  встречаться  как  в  рамках  выроженных  патологических  состояний, так  и  у  лиц  с  достаточной
адоптацией. Например, художник-циклотимик  в  гипоманиакальной  фазе  может  быть  необычайно
продуктивен.

Хотя  предполагается, что  типичные  для  мании  фантазии  и  защиты  Я — отрицание,


background image

идеализация  и  слияние  Самости  и  объекта — лежат  в  основе  гипоманиакольного  состояния, их
влияние на поведение смягчается относительно здоровым Я. Таким образом, полной утратой границ,
потерей  чувство  реальности, распадом  Сверх-Я  и  полной  утратой  критического  самосознания
гипомания обычно не сопровождается.

См.

восторг, мания, настроение.

[453,554]

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (DEPTH PSYCHOLOGY)

Заслуга  введения  этого  термина  в  целом  признается  за  Блейлером, расширившим  границы

академической  рациональной  и  органически  ориентированной  психологии, введя  в  них  открытые
Фрейдом области бессознательного, бессознательные мотивы и феномены.

Отчасти  по  той  же  причине  Фрейд, Гартманн, Ропапорт, Гилл  и  другие  формулировали  и

разрабатывали  метапсихологию ('по  ту  сторону  психологии'), они  стремились  охватить  весь  спектр
психических феноменов, конфликтов  и  компромиссных  образований — от  глубоко  бессознательных
до полностью осознаваемых, описанных в рациональной, когнитивной и физиологической психологии.
Поэтому в обыденном, нетехническом значении глубинная психология иногда отождествляется с тем,
что охватывается психоаналитическими теориями.

В  некоторых  случаях  термины 'глубинная  психология' и 'динамическая  психология'

используются  кок  взаимозаменяемые, ретроактивно  применяясь  по  отношению  к  разработкам  тех,
кто, осознанно  или  неосознанно, писал  о  бессознательных  феноменах, обрисовывал  их  или
теоретизировал по их поводу до возникновения психоанализа или вне него.

См.

метапсихология.

[281,287]

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (HOMOSEXUALITY)

Выбор  объекта  того  же  пола  для  достижения  субъектом  сексуального  возбуждения  и

удовлетворения. Гомосексуальная  склонность  может  быть

открытой

 (то  есть  сознательно

приемлемой  и  выражающейся  в  сексуальной  активности  с  соответствующим  партнером  либо  в
фантазиях, сопровождающихся  мастурбацией  и  оргазмом), латентной  или  бессознательной. При

латентной гомосексуальности

 эротическое предпочтение скрыто, но обладает потенциалом для

того, чтобы  проявиться. Этот  термин  применяется  по  отношению  к  лицам, не  вступающим  в
гомосексуальные  отношения  по  причине  социальных  запретов  либо  внутренних  конфликтов,
временно блокирующих принятие или осознание собственной гомосексуальности.

Бессознательная

гомосексуальность

  может  быть  распознана  в  скрытой  форме  при  анализе  характерологических

нарушений, неврозов, сновидений  и  психозов, хотя  такие  пациенты  редко  становятся  открытыми
гомосексуалистами. Такое разграничение может с пользой применяться во многих случаях, но оно не
является  общепринятым; часто  термины 'латентная  гомосексуальность' и 'бессознательная  гомо-
сексуальность' используются как взаимозаменяемые. Бессознательная гомосексуальность  в той или
иной степени присутствует у каждого гетеросексуольного индивида.

Фрейд полагал, что гомосексуальное либидо отвлекается от физических объектов к социально

приемлемым (сублимация) либо 'направляется на службу' вызывающему восхищение лицу или делу
(в границах, определенных Я-идеалом). Оно может проявляться в сновидениях или других регрессив-
ных  состояниях  и  в  усилении  тревожности. Вместе  с  тем  даже  у  лиц  с  явной  гомосексуальностью
имеются элементы гетеросексуальности.

Фрейдом (1905) описаны  три  типа  гомосексуалистов:

абсолютные, амфигенные

  и

контингентные.

  Абсолютный, эксклюзивный  или  облигаторный  гомосексуальный  индивид

возбуждается только лицами  того же пола; к лицам  противоположного  поло  он индифферентен или
враждебен. Амфигенный индивид способен вступать в сексуальные контакты с лицами обоего пола. В
настоящее время для обозначения такого открытого сексуального поведения термину

амфигенный

предпочитают  обозначение

бисексуальный—

  он  не  обязательно  соотносится  с  тем, что  Фрейд

считал общей бисексуальной предрасположенностью человека. Радо (1949) назвал это 'вориативной'
гомосексуальностью.

Контингентно  гомосексуальные  индивиды

(ситуативные

  по  Радо) — это  лица, способные

принять гомосексуальный способ удовлетворения, если объекты противоположного пола недоступны
(например, в тюремном  заключении). Значительно труднее классифицировать лиц, чья  сексуальная
ориентация  изначально  гетеросексуально, но  которые  по  тем  или  иным  причинам  эпизодически
вступают в гомосексуальные связи. К этой группе относятся подростки (гомосексуальная активность
защищает  их  от  тревоги, характерной  для  данной стадии  развития), а  также  лица, мотивированные
оппортунистическими соображениями.

Рассмотренные 

классификации 

различают 

виды 

гомосексуальности  соответственно

проявлениям  сексуального  поведения. Они  полезны  в  описательном  смысле, однако  не  учитывают
психологические  и  психодинамические  факторы, во  многом  бессознательные, отвечающие  за  гомо-
или  гетеросексуальный  выбор  объекта. С  психоаналитической  точки  зрения, всякое  сексуальное
поведение  человека  предопределяется  многочисленными  факторами  развития  в  сочетании  с
влияниями внешней среды. Возникая на доэдиповой и эдиповой стадиях, эти факторы подвергаются
вытеснению, становятся бессознательными и не пробуждаются в обычных обстоятельствах. Поэтому
некоторые  авторы  утверждают, что  мы  не  знаем  ничего  о  том, какие  ранние  факторы  определяют
выбор объекта. Например, по мнению ряда исследователей и клиницистов, семейные констелляции у
многих  гетеросексуальных  индивидов  идентичны  тем, что  считаются  способствующими
гомосексуализму, а  родительское  отношение  ко  многим  гомосексуалистам  соответствует
'среднеожидаемому' (Isay, 1986). Релевантные динамические факторы могут быть обнаружены только


background image

при последовательном применении психоаналитических техник.

Попытки  установить  соматические (хромосомные  и  гормональные) факторы, влияющие  на

формирование сексуальной ориентации, пока неубедительны.

Соматические  факторы, особенно  в  пренатальный  период, определяют  анатомический  пол;

выбор  же  объекта, кок  представляется, детерминирован  средой. Как  постулируют  психоаналитики,
конфликты стадии сепарации-индивидуации или эдиповой стадии могут приводить к идентификации с
родителем противоположного пола и к гомосексуальному выбору объекта.

До 50-х  годов  текущего  столетия  исход  эдиповой  стадии  рассматривался  как  главное

объяснение  возникновения  гомо- и  гетеросексуальности. Многие  гомосексуальные  мужчины
переживали  чрезмерную  привязанность  к  матери  в  период  ранних  эдиповых  взаимоотношений.
Оставаясь 'верными' ей, они  не  могли  перенести  свои  сексуальные  чувства  на  других  женщин  без
того, чтобы  не  испытывать  инцестуозные  фантазии  и  соответствующие  запреты, а  поэтому
переориентируются  с  женщины, на  мужчину. Негативному  разрешению  эдиповой  стадии
способствуют  также  страхи  кастрации, сопровождающиеся  частичной  регрессией  к  оральному  или
анальному уровню интеграции и фиксации. Хотя мальчик и боится вмешательство и проникновения в
свой  мир (или  кастрации) со  стороны  более  могущественного  мужчины (отца), он  может  желать
инкорпорировать отцовскую силу— оральным либо анальным путем— и стремиться к безопасности,
основанной  на  зависимости  от  отца. Негативный  эдипов  комплекс, способствующий  гомосексу-
альному исходу, обычно связан также с проблемами более ранних доэдиповых взаимоотношений  с
матерью, во многом влияющими на чрезмерную привязанность к отцу.

Новейшие  исследования  в  области  сексуальной  ориентации  и  раннего  детского  развития

подчеркивают  значимость  доэдиповых  влияний, определяющих  неудачный  переход  от  единства
матери  и  ребенка (в  младенческом  возрасте) к  индивидуации. Хотя  в  некоторых  случаях  выявлены
преобладающие  доэдиповы  и  эдиповы  влияния, большинство  включает  механизмы, соответ-
ствующие  многим  уровням  фиксации  и  регрессии. Корреляции  с  различными  уровнями
психопатологии, зависящими  от  точки  фиксации  или  задержки  развития, уровня  функций  Я  и
использования  примитивных  защит, могут  быть  аналогичны  как  для  гомо-, ток  и  для  ге-
теросексуальных  лиц. Соответственно, хотя  психоаналитические  исследования  детской
сексуальности, конфликтов, защит  и  компромиссных  образований  предоставляют  базовые  данные
относительно  психосексуальности, детерминанты  гомосексуального  выбора  объекта  до  сих  пор  не
отслежены 

с 

достаточной 

ясностью. Бессознательные 

основы 

гомосексуального 

и

гетеросексуального  выбора  объекта  различны. Они  не  обязательно  коррелирует  с  клинической
картиной, наблюдениями, о распознаются только при психоаналитическом исследовании.

Многие  гомосексуалисты  способны  к  адаптации  и  не  обнаруживают  явных  признаков

психопатологических  нарушений. Гомосексуальный  акт  может  являться  защитой  от  конфликтов  и
тревоги, допуская тем самым высокий уровень личностного развития и достижений в иных областях.
Нарушения  по  одной  из  линий  развития  может  не  оказывать  заметного  разрушающего  влияния  на
другие линии. Таким образом, вполне возможно, что объектные отношения детерминированы своего
рода  психопатологией, которая  может  сосуществовать  с  гомосексуальностью  так  же, как  и  с
гетеросексуальностью. Кок  гомо-, так  и  гетеросексуальные  индивиды  в  равной  степени  способны
поддерживать зрелые и длительные привязанности; в то же время те и другие могут обнаруживать
признаки Мазохистских, нарциссических, депрессивных, пограничных или психотических расстройств.
В связи с этим Фрейд писал:

1. Инверсия [этому  термину  он  отдавал предпочтение  перед  термином

гомосексуальность]

обнаруживается у людей без признаков каких-либо других существенных отклонений от нормы.

2. Оно  обнаруживается  у  людей  с  несниженной  продуктивностью, отличающихся  при  этом

высоким интеллектуальным развитием и уровнем этической культуры (с. 138— 139).

Женская  гомосексуальность

 (лесбиянство) исследуется  и  описывается  аналитиками  не

столь  активно, как  мужская, и  сформулированные  положения  относительно  этого  феномена  более
спорны. Как  и  в  случае  мужской  гомосексуальности, в  ранних  теоретических  представлениях
внимание  концентрировалось  на  конфликтах  фаллически-эдиповой  фазы, инцестуозных  желаниях
девочки  по  отношению  к  отцу (и  братьям), соперничестве  и  неприязни  по  отношению  к  матери (и
сестрам); то  и  другое  порождают  тревогу  и  чувство  вины, что  может  завершиться  защитной
регрессией на уровень доэдиповых отношений девочки с матерью. Интенсивность конфликтов часто
подкрепляется 

реальной 

или 

воображаемой 

первичной 

сценой 

обнажения, а 

также

садомазохистскими  представлениями  о  половом  акте. Острый  страх  кастрации  и  зависть  к  пенису,
страх  пассивных  желаний  и  пенетрации, разочарование  в  отце  ассоциируются  с  возрастающей
тенденцией  к  маскулинной  идентификации. Девочка  может  идеализировать  мать, но  иногда  в  ходе
анализа обнаруживается, что мать была отчуждена, назойлива, контролировала телесные функции и
запрещала  инфантильное  сексуальное  удовлетворение (включая  мастурбацию). В  этом  контексте
партнер  становится  эрзацем 'хорошей  матери', и  в  гомосексуальной  активности, по-видимому,
отыгрываются  счастливые  симбиотические  отношения, что  являет  попытку  отрицать  эдипов
конфликт: дочь  не  ненавидит  мать, а  любит  ее, мать  же  не  фрустрирует  сексуальные  желания, а
удовлетворяет  их. Такое  разрешение  конфликта, однако, как  правило, является  нестабильным,
поскольку интенсивная близость может нести угрозу, а маскулинная идентификация может возникать
как защита от тревоги, основанная но фантазии о слиянии с матерью.

Современные  авторы  также  признают  значение  эдипова  конфликта, но  большее  внимание

уделяют  нарушениям  взаимоотношений  матери  и  ребенка  в  доэдиповой  фазе  процесса  сепарации-