Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8026

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

2

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.

ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр. ISBN 5-9268-0026-1
ISBN 5-9268-0015-3 СПб.: Изд-во «Речь», 2006

Общая психодиагностика.

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.

В  учебнике  известных  отечественных  психологов  пред-

ставлены  различные  школы  и  направления  мировой  психодиаг-
ностики. Книга  изобилует  научными  фактами, описаниями  экс-

периментов и лабораторных работ, богата иллюстрирована прак-
тическими и методическими материалами.

Авторы: А. А. Бодалев - предисловие, введение, заключение. В. В. Сто-

лин - предисловие, введение, глава 1, глава 9 (§§ 9.1, 9.2,9.3, 9.4, 9.5), за-

ключение. В. С. Аванесов - глава2 (§2.1). В. С. Бабина – глава 6(§ 6.4). Е. М.

Борисова -глава5. В. Б. Быстрицкас - глава 7 (§ 7.1). А. В. Визгина - глава 9

(§ 9.4). А. И. Зеличенко - глава 3 (§ 3.5). М. Ш. Магомед-Эминов - глава 6 (§§

6.1, 6.2). Ю. М. Орлов - глава 6 (§ 6.3). С. Р. Пантилеев - глава 9 (§ 9.5). В.

И. Похилько - глава 4, глава 8. В. Е. Семенов - глава 2 (§ 2.3). Е. Т. Соколова

- глава 2 (§ 2.2), глава 7 (§ 7.2), глава 9 (§ 9.6), Е. О. Федотова - глава 9 (§

9.6). Г. Т. Хоментаускас - глава 7 (§§ 7.1, 7.3). А. Г. Шмелев - глава 1, глава

3 (§§ 3.1, 3,2, 3.3, 3.4, 3,5, 3.6), глава 4, глава 6 (§ 6.4). А. М, Эткинд - глава

7 (§ 7.4).

      © Бодалев А.А., Столин В. А., 2000.

      © Издательство «Речь», 2000.       ©

Борозенец П. В. (оформление), 2000


background image

3

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

Глава 1. Психодиагностика  как  наука  и  как  практическая  деятель-

ность

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

1.2. Классификации психодиагностических методик

1.3. Психодиагностические задачи

1.4. Дифференциальная психометрика

1.5. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагно-

стических методик

1.5.1.  Требования к методикам

1.5.2.  Требования к пользователям

1.5.3.  Использование методик специалистами-смежниками

Глава 2. Из истории психодиагностики

2.1. Из истории психологических тестов

2.2. Из истории проективного метода

2.3.  Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры

Глава 3. Психометрические основы психодиагностики

3.1.  Репрезентативность тестовых норм

3.2. Надежность теста

3.3. Валидность тестов

3.4. Технология создания и адаптации методик

3.5. Прогнозирование и распознавание образов

3.6. Требования к психометрической подготовке психолога.

Глава 4 Психодиагностика черт личности

Глава 5. Психодиагностика способностей

5.1. Объект и методы

5.2. Тест Амтхауэра

5.3. Тест «Штур»

5.4. Области применения тестов способностей

Глава 6. Психодиагностика мотивации

6.1. Объект и методы

6.2. Измерение мотивации достижения

6.3. Опросник для измерения потребности в достижении

6.4. Тест юмористических фраз

Глава 7. Психодиагностика межличностных отношений

7.1. Объект и методы

7.2. «Совметный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного обще-

ния

7.3. Методика «Рисунок семьи»

7.3.1. Диагностическая процедура

7.3.2. Интерпретация методики «Рисунок семьи»

7.4. Цветовой тест отношений

Глава 8. Психодиагностика индивидуального сознания

Глава 9. Психодиагностика самосознания

9.1. Самосознание как объект психодиагностики

9.2. Методики психодиагностики самосознания

9.3. Опросник самоотношения

9.4. Методика управляемой проекции

9.5. Методы измерения локуса контроля

9.6. Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС)

Заключение

Список литературы


background image

4

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина,

изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая

и  психологу-практику, и  специалисту-смежнику (педагогу, руко-
водителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми.

Предлагаемая  читателю  книга  посвящена  психодиагностике -

разделу психологического знания, формирующемуся  на стыке  фунда-

ментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни.

Современная  психодиагностика  все  шире  используется  в  таких

областях социальной практики, как: 1) расстановка кадров, профпод-

бор  и  профориентация; 2) прогнозирование  социального  поведения,
например  стабильности  брака, законопослушности; 3) оптимизация

обучения  и  воспитания; 4) консультативная  и  психотерапевтическая
помощь; 5) судебная  психолого-психиатрическая  экспертиза; 6) про-

гнозирование психологических последствий изменения среды. Помимо
этого, психодиагностические  методики – один  из  инструментов  науч-

ных  исследований  в  психологии  личности  и  межличностных  от-

ношений.

Конкретная  практическая  польза  от  применения  психодиагнос-

тики зависит от уровня социально-экономического развития общества
и  связанной  с  ним  степени  влиятельности  субъективного, чело-

веческого  фактора  в сфере  производства  и  экономики  в  целом.  В  со-
временном  мире  психодиагностика  служит  интересам  общества  в  це-

лом  и  интересам  конкретных  его  членов (учащихся, пациентов  здра-
воохранительных  органов, клиентов  психологических  консультаций  и

т. д.). Еще одно важнейшее условие полезности использования психо-

диагностики – это  ее  научность, основанная  на  знании  принципов
формирования  и  природы  диагностируемых  качеств, на  знании  зако-

номерностей  процесса  психодиагностики  и  характеристик  ее  инстру-
ментов.

Психодиагностика, как уже отмечалось, используется в конкрет-

ных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в спорте,

в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных кон-
сультациях  и  т.  д.  В  каждой  из  этих  областей  существуют  специфи-

ческие  условия  использования  психодиагностических  средств, спе-


background image

5

цифические  психодиагностические  задачи  и  методы, составляющие

предмет  частных  или  специальных  психодиагностик (профессиональ-

ной, спортивной, клинической и т. д.). Помимо этих частных вопросов
в психодиагностике существуют и более общие, универсальные вопро-

сы, решение которых составляют предмет общей психодиагностики, К
ним  относятся: 1) методологические, теоретические  и  конкретно-

методические принципы построения психодиагностических инструмен-
тов и формулирования психодиагностических заключений; 2) методи-

ки  психодиагностики  наиболее  универсальных  объектов  пси-
ходиагностических  обследований, таких  как  черты  личности, способ-

ности, мотивы, сознание  и  самосознание, межличностные  отношения;

3) дифференциальная  психометрика  как  математизированная  ме-
тодология  обнаружения  межиндивидуальных  различий; 4) норматив-

ные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Этим  вопросам  и  посвящена  предлагаемая  вниманию  читателя

книга. По своему жанру она обладает одновременно характеристиками
монографического  исследования  и  руководства  для  специалистов  и

студентов-психологов. С  монографией  ее  сближает  достаточно  под-
робное  освещение  истории  психодиагностики, включение  дискусси-

онных  вопросов  о  природе  и  строении  того  или  иного  диагностируе-
мого  качества  или  психической  характеристики, описание  как  уже

имеющихся  популярных  психодиагностических  методик, так  и  ори-

гинальных, разработанных  авторами  книги, большое  количество  ссы-
лок на работы других авторов. Возможность использовать книгу в ка-

честве  руководства  обусловлена  попыткой  не  просто  сориентировать
читателя  в  данной  области  знания, но  и  представить  необходимые

данные  для  проверки  и  отладки  психометрических  характеристик
вновь  создаваемых  или  адаптируемых  методик, а  также  для  пер-

воначального  овладения  некоторыми  из  имеющихся  методик. При
этом, однако, мы  исходили  из  недопустимости  публикации  большим

тиражом  текстов  методик, ключей  и  нормативных  данных. Это  реше-

ние  связано  как  с  тем  обстоятельством, что  знание  методики  обсле-
дуемым  снижает  ее  диагностическую  ценность, так  и  с  необходимос-

тью  воспрепятствовать  бесконтрольному  использованию  методик  не-
специалистами. Кажущаяся простота методик приводит к попыткам их

использования  лицами, не  получившими  специальной  подготовки, не