Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8028

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

понимающими  ни «устройства» методики, ни  природы  обследуемых

качеств, ни  специфики  психодиагностической  ситуации. Такое  непро-

фессиональное  использование  инструментов, созданных  для  специа-
листов, может привести не только к дискредитации психодиагностики,

но и к нанесению прямого или косвенного вреда обследуемым. Поэто-
му  необходимые  психодиагностические  материалы (тексты  опросни-

ков, нормы, ключи) предполагается  выпустить  отдельной  брошюрой,
предназначенной для специалистов...

В  заключение  хочется  выразить  надежду, что  книга  окажется

полезной всем, кто готовится к работе или работает в области психо-

диагностики, а также заранее поблагодарить всех читателей, которые

пришлют свои отзывы о книге.

А, А. Бодалев, В. В. Столин

ВВЕДЕНИЕ

Современная  психология  оказывает  воздействие  на  практиче-

скую  деятельность  людей  различными  путями. Один  из  таких  путей -

это непосредственная психологическая помощь различным категориям
населения. Психолог; получивший  специальную  подготовку, способен

оказать  консультативную  психологическую  помощь  родителям  в  вос-

питании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у кото-
рых  нарушен  ход  нормального  развития  личности, юношам  и  девуш-

кам  в  выборе  профессии, руководителям  в  формировании  стиля  и
приемов общения и многим другим.

Психологическое  консультирование  основано  на  знании  психо-

логом  не  только  предмета  анализа  и  обсуждения (семейные  и  произ-

водственные, внутри- и  межличностные конфликты), но  и  закономер-
ностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.

Люди  нуждаются  в  психологической  помощи  в  ситуации  как

объективно существующего, так и субъективно переживаемого небла-
гополучия.  Это  переживание  может  быть  острым  и  выражаться  в  глу-

боком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и
в  страдании.  В  таких  случаях  требуется  оказание  не  просто  кон-

сультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания че-


background image

7

ловека  складываются  в  клиническую  картину  заболевания  и  человек

обращается  к  врачу, то  психотерапевтическая  помощь  носит  ме-

дицинский  характер  и  оказывается  врачом-психотерапевтом  или  пси-
хологом  под  руководством  врача. Во  многих  случаях, однако, требу-

ется  психотерапевтическая  помощь  несколько  иного  характера. По
своей  форме  и  цели  это  психотерапевтическое  вмешательство  совпа-

дает с тем, которое используется при лечении больных. Оно соверша-
ется  в форме  беседы, дискуссии, игры (т. е. в форме общения) и  на-

правлено на избавление человека от страданий и ликвидацию причин,
его  вызвавших. Это  вмешательство, однако, отличается  от  меди-

цинского по двум существенным аспектам: 1) природа неблагополучия

кроется  не  в  болезненных  процессах, происходящих  в  организме  че-
ловека, а  в  особенностях  его  личности, специфике  жизненной  ситуа-

ции и характере взаимоотношений с окружающими; 2) обращающийся
за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт се-

бя больным.

В какой бы форме ни осуществлялась психологическая помощь:

в  форме  психологического  консультирования  или  в  форме  немеди-
цинской  психотерапии, она  обладает  общей  характеристикой - инди-

видуализированностью  своей  направленности. Эта  индивидуализация
базируется  на  глубоком  проникновении  в  личность  обратившегося  за

помощью, в  его  чувства, переживания, установки, картину  мира,

структуру  взаимоотношений  с  окружающими. Для  такого  проникнове-
ния часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуи-

ции, требуются специальные - психодиагностические - методы.

Внутренняя  необходимая  связь  психологического  консультиро-

вания, немедицинской психотерапии и психодиагностики и обусловила
название серии, в которой выходит данная коллективная монография.

В  самом  общем  виде  психодиагностика – эта  наука  и  практика

постановки  психологического  диагноза. Термин «психодиагностика»,

распространившийся в психиатрии после появления книги Г. Роршаха

«Психодиагностика» (Rorschach Н., 1921), довольно  быстро  вышел  за
пределы  медицины. Термин «диагноз» начал  пониматься  как  рас-

познавание любого отклонения от нормального функционирования или
развития и даже как определение состояния конкретного объекта (ин-

дивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или


background image

8

процесса  у  конкретного  лица). Понятие «психодиагностика» рас-

пространилось  и  на  профилактическое  обследование  индивидов  и

групп.

Диагностическое исследование (точнее - обследование) облада-

ет  важной  характеристикой, отличающей  его  от  научного  исследова-
ния. Психолог-исследователь (в  том  числе  и  исследователь  в  области

психодиагностики) ориентирован  на  поиск  неизвестных  закономер-
ностей, связывающих  абстрактные  переменные, использует «извест-

ных» (т. е. определенных  по  какому-либо  признаку) испытуемых  и
пренебрегает  их  индивидуальными  отличиями  и  эмпирической  цело-

стностью. Для  пеиходиагностат-практика именно  эти  индивидуальные

отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он
ориентирован  на  поиск  известных  закономерностей  в «неизвестных»

обследуемых.

Психодиагностические  задачи  могут  решаться  различными  спо-

собами. Один  из  таких  способов - это  длительное  наблюдение  за  об-
следуемым, совершаемое  в  ходе  оказания  ему  помощи (в  ходе  кон-

сультирования, психотерапии). Другой способ - это наблюдение за об-
следуемым в реальных условиях его жизни, например, наблюдение за

поведением  ребенка  в  детском  саду. Эти  способы  дают очень ценные
сведения о человеке, однако они крайне трудоемки, не всегда доступ-

ны и дают информацию не до начала работы психолога, а уже в ходе

такой  работы (которая  может  оказаться  и  излишней). Поэтому  в  пси-
ходиагностике  получили  распространение  специальные  методики, ис-

пользуемые не только в сфере консультирования и психотерапии, но и
во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной

психической характеристики конкретного индивида. Эти методики об-
ладают  следующими  особенностями: 1) они  позволяют  собрать  диаг-

ностическую  информацию  в  относительно  короткие  сроки; 2) они
представляют  информацию  не  вообще  о  человеке, а  о  тех  или  иных

его  конкретных  особенностях {интеллекте, тревожности, самооценки,

чувстве юмора, наиболее характерных личностных чертах и т. п.); 3)
информация  поступает  в  виде, позволяющем  дать  качественное  и  ко-

личественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми; 4)
информация, получаемая  с  помощью  психодиагностических  методик,

полезна  с  точки  зрения  выбора  средств  вмешательства, прогноза  их


background image

9

эффективности, а  также  прогноза развития, общения, эффективности

той или иной деятельности индивида.

Принципы разработки психодиагностических средств и их конк-

ретное  воплощение  в  диагностических  методиках, включая  их  мето-

дологическое  и  теоретическое  обоснование, проверку  валидности  и
надежности, входят в предмет общей психодиагностики.

Развитие этой области знания в нашей стране шло неравномер-

но. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х  и начале 30-х го-

дов  оказалось  затем  приостановленным  благодаря  неконтролируемо-
му, непрофессиональному  и  расширительному  использованию  тестов.

В  результате  в  развитии  отечественной  психодиагностики  наметилось

отставание, которое  стало  интенсивно  преодолеваться  с  начала 70-х
годов.  Большую  работу  в  этом  направлении  проводит  научный  кол-

лектив Санкт-Петербургского психоневрологического института имени
В. М. Бехтерева

1

Издаются  монографии, посвященные  частным, или

специальным, психодиагностикам

2

Русскоязычному  читателю  ста-

новятся  доступными  зарубежные  издания

3

. Вновь  разрабатываются

фундаментальные вопросы общей психодиагностики

4

.

Предлагаемая вниманию читателя книга содержит систематичес-

кое  изложение  ряда  разделов  общей  психодиагностики. В  ней  осве-
щаются  вопросы  теории  и  истории  психодиагностики, подробно  опи-

сываются приемы, используемые при психометрической отладке, про-

верке и разработке психодиагностических инструментов. Ряд глав по-

1

 См. например: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978; Кабанов

М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клини-
ке. Л., 1983.

2

 См.: Зейгарник Б. В Патопсихология. М., 1976; Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методи-

ки патопсихологии. М., 1970; Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.,
1984; Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагности-
ки в спорте. М., 1584; Бурпачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев,
1979.

3

 См.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978; Анастази А. Психо-

логическое тестирование. М., 1982.

4

 См.: Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975; Психодиагно-

стические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976; Соколова Е.
Т Проективные методы исследования личности., М., 1980; Аванесов В. С. Тесты в социологиче-
ском исследовании. М., 1982; Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику.
М., 1883; Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича.
М., 1981; Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В.
Столина и А. Г. Шмелева. М., 1984; Мельников В. И., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности. М., 1985.


background image

10

священ  психодиагностике  отдельных  психических  характеристик, ко-

торые наиболее часто становятся предметом изучения психодиагноста

или психолога-исследователя. К ним относятся черты личности, моти-
вация, межличностные взаимоотношения, способности, сознание и са-

мосознание. В  то  же  время, некоторые  традиционные  разделы  общей
психодиагностики, уже  получившие  освещение  в  литературе (напри-

мер, психодиагностика интеллекта), не представлены в книге. В каж-
дой главе, посвященной конкретной предметной области психодиагно-

стики, приводится обзор существующих методик и, как правило, более
подробно  излагаются  те  из  них, которые  авторами  рекомендуются  к

использованию. Изложение этих последних методик отражает тот этап,

на  котором  находятся  их  теоретическая  разработка  и  психометриче-
ская  отладка. Превращение  психодиагностических  методик  в  надеж-

ный  инструмент  науки  и  практики  зависит  от  интенсивности  усилий
многих  исследователей, проверки  и  перепроверки  получаемых  дан-

ных.

ГЛАВА   1 ПСИХОДИАГНОСТИКА  КАК  НАУКА  И  КАК  ПРАК-

ТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. НАУЧНАЯ  ПСИХОДИАГНОСТИКА  И  ПСИХОДИ-

АГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера прак-

тической деятельности психолога.

Как  теоретическая  дисциплина  общая  психодиагностика  рас-

сматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагнос-
тических суждений, правила «диагностических умозаключений», с по-

мощью  которых  осуществляется  переход  от  признаков  или  инди-
каторов  определенного  психического  состояния, структуры, процесса

к  констатации  наличия  и  выраженности  этих  психологических «пере-

менных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда доволь-
но сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностические инст-

румент, в других - требуют особой работы с диагностическими показа-
телями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных по-