ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8385
Скачиваний: 53
6
понимающими ни «устройства» методики, ни природы обследуемых
качеств, ни специфики психодиагностической ситуации. Такое непро-
фессиональное использование инструментов, созданных для специа-
листов, может привести не только к дискредитации психодиагностики,
но и к нанесению прямого или косвенного вреда обследуемым. Поэто-
му необходимые психодиагностические материалы (тексты опросни-
ков, нормы, ключи) предполагается выпустить отдельной брошюрой,
предназначенной для специалистов...
В заключение хочется выразить надежду, что книга окажется
полезной всем, кто готовится к работе или работает в области психо-
диагностики, а также заранее поблагодарить всех читателей, которые
пришлют свои отзывы о книге.
А, А. Бодалев, В. В. Столин
ВВЕДЕНИЕ
Современная психология оказывает воздействие на практиче-
скую деятельность людей различными путями. Один из таких путей -
это непосредственная психологическая помощь различным категориям
населения. Психолог; получивший специальную подготовку, способен
оказать консультативную психологическую помощь родителям в вос-
питании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у кото-
рых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девуш-
кам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и
приемов общения и многим другим.
Психологическое консультирование основано на знании психо-
логом не только предмета анализа и обсуждения (семейные и произ-
водственные, внутри- и межличностные конфликты), но и закономер-
ностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.
Люди нуждаются в психологической помощи в ситуации как
объективно существующего, так и субъективно переживаемого небла-
гополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глу-
боком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и
в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто кон-
сультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания че-
7
ловека складываются в клиническую картину заболевания и человек
обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит ме-
дицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или пси-
хологом под руководством врача. Во многих случаях, однако, требу-
ется психотерапевтическая помощь несколько иного характера. По
своей форме и цели это психотерапевтическое вмешательство совпа-
дает с тем, которое используется при лечении больных. Оно соверша-
ется в форме беседы, дискуссии, игры (т. е. в форме общения) и на-
правлено на избавление человека от страданий и ликвидацию причин,
его вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от меди-
цинского по двум существенным аспектам: 1) природа неблагополучия
кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме че-
ловека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуа-
ции и характере взаимоотношений с окружающими; 2) обращающийся
за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт се-
бя больным.
В какой бы форме ни осуществлялась психологическая помощь:
в форме психологического консультирования или в форме немеди-
цинской психотерапии, она обладает общей характеристикой - инди-
видуализированностью своей направленности. Эта индивидуализация
базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за
помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира,
структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникнове-
ния часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуи-
ции, требуются специальные - психодиагностические - методы.
Внутренняя необходимая связь психологического консультиро-
вания, немедицинской психотерапии и психодиагностики и обусловила
название серии, в которой выходит данная коллективная монография.
В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика
постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика»,
распространившийся в психиатрии после появления книги Г. Роршаха
«Психодиагностика» (Rorschach Н., 1921), довольно быстро вышел за
пределы медицины. Термин «диагноз» начал пониматься как рас-
познавание любого отклонения от нормального функционирования или
развития и даже как определение состояния конкретного объекта (ин-
дивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или
8
процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» рас-
пространилось и на профилактическое обследование индивидов и
групп.
Диагностическое исследование (точнее - обследование) облада-
ет важной характеристикой, отличающей его от научного исследова-
ния. Психолог-исследователь (в том числе и исследователь в области
психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономер-
ностей, связывающих абстрактные переменные, использует «извест-
ных» (т. е. определенных по какому-либо признаку) испытуемых и
пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической цело-
стностью. Для пеиходиагностат-практика именно эти индивидуальные
отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он
ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных»
обследуемых.
Психодиагностические задачи могут решаться различными спо-
собами. Один из таких способов - это длительное наблюдение за об-
следуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе кон-
сультирования, психотерапии). Другой способ - это наблюдение за об-
следуемым в реальных условиях его жизни, например, наблюдение за
поведением ребенка в детском саду. Эти способы дают очень ценные
сведения о человеке, однако они крайне трудоемки, не всегда доступ-
ны и дают информацию не до начала работы психолога, а уже в ходе
такой работы (которая может оказаться и излишней). Поэтому в пси-
ходиагностике получили распространение специальные методики, ис-
пользуемые не только в сфере консультирования и психотерапии, но и
во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной
психической характеристики конкретного индивида. Эти методики об-
ладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диаг-
ностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) они
представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных
его конкретных особенностях {интеллекте, тревожности, самооценки,
чувстве юмора, наиболее характерных личностных чертах и т. п.); 3)
информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и ко-
личественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми; 4)
информация, получаемая с помощью психодиагностических методик,
полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их
9
эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности
той или иной деятельности индивида.
Принципы разработки психодиагностических средств и их конк-
ретное воплощение в диагностических методиках, включая их мето-
дологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и
надежности, входят в предмет общей психодиагностики.
Развитие этой области знания в нашей стране шло неравномер-
но. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х го-
дов оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемо-
му, непрофессиональному и расширительному использованию тестов.
В результате в развитии отечественной психодиагностики наметилось
отставание, которое стало интенсивно преодолеваться с начала 70-х
годов. Большую работу в этом направлении проводит научный кол-
лектив Санкт-Петербургского психоневрологического института имени
В. М. Бехтерева
. Издаются монографии, посвященные частным, или
специальным, психодиагностикам
2
. Русскоязычному читателю ста-
новятся доступными зарубежные издания
3
. Вновь разрабатываются
фундаментальные вопросы общей психодиагностики
4
.
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит систематичес-
кое изложение ряда разделов общей психодиагностики. В ней осве-
щаются вопросы теории и истории психодиагностики, подробно опи-
сываются приемы, используемые при психометрической отладке, про-
верке и разработке психодиагностических инструментов. Ряд глав по-
1
См. например: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978; Кабанов
М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клини-
ке. Л., 1983.
2
См.: Зейгарник Б. В Патопсихология. М., 1976; Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методи-
ки патопсихологии. М., 1970; Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.,
1984; Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагности-
ки в спорте. М., 1584; Бурпачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев,
1979.
3
См.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978; Анастази А. Психо-
логическое тестирование. М., 1982.
4
См.: Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975; Психодиагно-
стические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976; Соколова Е.
Т Проективные методы исследования личности., М., 1980; Аванесов В. С. Тесты в социологиче-
ском исследовании. М., 1982; Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику.
М., 1883; Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича.
М., 1981; Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В.
Столина и А. Г. Шмелева. М., 1984; Мельников В. И., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности. М., 1985.
10
священ психодиагностике отдельных психических характеристик, ко-
торые наиболее часто становятся предметом изучения психодиагноста
или психолога-исследователя. К ним относятся черты личности, моти-
вация, межличностные взаимоотношения, способности, сознание и са-
мосознание. В то же время, некоторые традиционные разделы общей
психодиагностики, уже получившие освещение в литературе (напри-
мер, психодиагностика интеллекта), не представлены в книге. В каж-
дой главе, посвященной конкретной предметной области психодиагно-
стики, приводится обзор существующих методик и, как правило, более
подробно излагаются те из них, которые авторами рекомендуются к
использованию. Изложение этих последних методик отражает тот этап,
на котором находятся их теоретическая разработка и психометриче-
ская отладка. Превращение психодиагностических методик в надеж-
ный инструмент науки и практики зависит от интенсивности усилий
многих исследователей, проверки и перепроверки получаемых дан-
ных.
ГЛАВА 1 ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И КАК ПРАК-
ТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. НАУЧНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОДИ-
АГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера прак-
тической деятельности психолога.
Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рас-
сматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагнос-
тических суждений, правила «диагностических умозаключений», с по-
мощью которых осуществляется переход от признаков или инди-
каторов определенного психического состояния, структуры, процесса
к констатации наличия и выраженности этих психологических «пере-
менных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда доволь-
но сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностические инст-
румент, в других - требуют особой работы с диагностическими показа-
телями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных по-