ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 8387
Скачиваний: 53
11
казателей, сопоставления с альтернативными диагностическими про-
бами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипо-
тез.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана
с соответствующими предметными областями психологической науки.
Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь
теоретический смысл в соответствующей области науки и практи-
ческую значимость для решения той или иной научной или при-
кладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например,
тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - непременное
условие успешности разработки диагностической процедуры, недо-
оценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагно-
стики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не сущест-
вует.
Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспери-
ментальной психологии - с другой, имеет двусторонний характер. Пси-
ходиагностика в целом - не только воплощение понятий соответ-
ствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки
истинности теоретико-психологических построений. Если, например,
предполагается, что деятельность людей существенно отличается по
мотивам, то должны быть найдены методы, выявляющие различные
мотивы у разных людей. Если предполагается, что не существует пси-
хически здорового человека, который не имел бы какой-либо мотива-
ции, то не может существовать валидных методов, которые бы диаг-
ностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не яв-
ляющегося психически больным. Если бы относительно некоторых
теоретически выделенных мотивов оказалось невозможным обнару-
жить дифференциально-психологические различия или была бы об-
наружена группа психически здоровых людей, у которых отсутство-
вала всякая мотивация, то это означало бы существенную недоработку
самого понятия мотива.
Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, со-
циальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагно-
стика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная,
консультативная, юридическая, военная психология, психология тру-
да, спорта и т. д.
12
Психология соответствующей предметной области составляет
одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дис-
циплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем
самым составной ее частью, - это дифференциальная психометрика,
наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные ди-
агностические методы; этому разделу общей психодиагностики по-
священы специальный раздел в данной главе и отдельная глава в кни-
ге.
Третье основание психодиагностики — практические сферы при-
менения психологического знания, которые выдвигают психодиагно-
стические задачи и обосновывают выделение комплексных, интеграль-
ных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так,
например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна
стрессоустойчивость – способность сохранять контроль и работо-
способность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной
выделена практикой - если бы не существовало профессий, которые
связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать.
Однако практика не только показывает важность того или иного каче-
ства, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Науч-
ная психология пытается выразить эти качества через систему поня-
тий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчи-
вость, профессиональная эффективность, способность и т. д., выра-
жаются через систему базисных психологических понятий, таких, как
потребности, мотивы, умения, установки. Конечно, такой переход от
эмпирически выделенных переменных к их выражению в теорети-
ческих понятиях происходит не сразу и не автоматически. Зачастую
происходит параллельная диагностическая разработка практически
важных комплексных (не только психологических по природе) пере-
менных, более теоретически проработанных, но все же описательных
психологических переменных (например, черты, способности) и, нако-
нец, наиболее теоретичных психологических конструктов (например,
познавательные функции, мотивы, когнитивная организация, самоот-
ношение и т. д.).
Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена
тремя областями психологического знания: предметной областью пси-
хологии, изучающей данные явления, психометрикой – наукой об из-
13
мерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и
практикой использования психологического знания.
Практическая психодиагностика относится к теоретической так
же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разра-
ботке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно
сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практическая
психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый
клинический, да и житейский, опыт. Помимо этого практическая пси-
ходиагностика предполагает свод правил применения психодиагности-
ческих инструментов, основанных на знании свойств измеряемых пе-
ременных и измеряющих инструментов, на знании этических и про-
фессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-
психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия
проведения обследования и учитывать их при сопоставлении инди-
видуальных данных с нормативами. Например, если при проведении
обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуе-
мого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экс-
пертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопос-
тавление индивидуального результата с нормами, если последние бы-
ли получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если
нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование
имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также ста-
новится некорректным. Все это психодиагност должен не только знать
- он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый.
Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации
клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение
оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения
информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, кото-
рые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность
интерпретировать полученную информацию и многое другое.
1.2. КЛАССИФИКАЦИИ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ
МЕТОДИК
В настоящее время существует несколько достаточно обоснован-
ных классификаций психодиагностических методик.
14
Во-первых, можно различать диагностические методы, основан-
ные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на
заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К
первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных
способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, ди-
агностическая
процедура
определения
полезависимости-
поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг-
ностические методики второй группы состоят из заданий, которые ха-
рактеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного от-
вета, но не его правильностью. Таковы большинство личностных оп-
росников (например, тест 16PF Р Кеттелла):
Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо-
диагностические методики.
Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об-
следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти,
воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме.
Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане
понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на не-
вербальные способности - перцептивные, моторные.
Третье основание, используемое для классификации психодиаг-
ностических методик, - это характеристика того основного методи-
ческого принципа, который положен в основу данной методики. По
этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стан-
дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) те-
сты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последую-
щий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу се-
мантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации;
г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре-
пертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические
(интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические
игры)
1
.
Объективные тесты - это те методики, в которых возможен пра-
1
В этой книге практически не рассматриваются психофизиологические, аппаратурные методи-
ки, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно заре-
гистрированных поведенческих показателей.
15
вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.
Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета
является использование вербальных способностей испытуемого, а
также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утвер-
ждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как
правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).
Одна и та же психологическая переменная представляется груп-
пой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть пря-
мыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (на-
пример: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям ис-
пытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или пе-
реживания (например: Большинство людей честны?) Опросники стро-
ятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд
психологических переменных.
Открытые опросники не предусматривают стандартизованного
ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем от-
несения произвольных»ответов к стандартным категориям.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов
(словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных
лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (на-
пример: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно исполь-
зуются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалиро-
вания – это субъективная классификация, предполагающая выявле-
ние субъективного структурирования объектов на уровне шкалы на-
именований.
Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники
типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными,
опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное
отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые
оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а вы-
деляются на основе индивидуальных ответов данного конкретного ис-
пытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том,
что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение со-
временного статистического аппарата и делают надежными диагности-
ческие выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.