Файл: Бодалев А.А. - Общая психодиагностика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 8027

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

казателей, сопоставления  с  альтернативными  диагностическими  про-

бами, экспертной  интерпретации, выдвижения  и  отбрасывания  гипо-

тез.

Психодиагностика  как  теоретическая дисциплина  тесно  связана

с соответствующими предметными областями психологической науки.

Выделяемая  для  психодиагностики  переменная  должна  иметь

теоретический  смысл  в  соответствующей  области  науки  и  практи-
ческую  значимость  для  решения  той  или  иной  научной  или  при-

кладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например,
тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - непременное

условие  успешности  разработки  диагностической  процедуры, недо-

оценка  которого  приводит  к  построению «фантомной» психодиагно-
стики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не сущест-

вует.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспери-

ментальной психологии - с другой, имеет двусторонний характер. Пси-
ходиагностика  в  целом - не  только  воплощение  понятий  соответ-

ствующих  дисциплин  в  конкретных  методиках, но  и  способ  проверки
истинности  теоретико-психологических  построений. Если, например,

предполагается, что  деятельность  людей  существенно  отличается  по
мотивам, то  должны  быть  найдены  методы, выявляющие  различные

мотивы у разных людей. Если предполагается, что не существует пси-

хически здорового человека, который не имел бы какой-либо мотива-
ции, то  не  может  существовать  валидных  методов, которые  бы  диаг-

ностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не яв-
ляющегося  психически  больным. Если  бы  относительно  некоторых

теоретически  выделенных  мотивов  оказалось  невозможным  обнару-
жить  дифференциально-психологические  различия  или  была  бы  об-

наружена  группа  психически  здоровых  людей, у  которых  отсутство-
вала всякая мотивация, то это означало бы существенную недоработку

самого понятия мотива.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, со-

циальной  и  дифференциальной  психологиями, частная  психодиагно-

стика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная,
консультативная, юридическая, военная  психология, психология  тру-

да, спорта и т. д.


background image

12

Психология  соответствующей  предметной  области  составляет

одну  из  составных  частей  психодиагностики. Другая  базовая  дис-

циплина, являющаяся  фундаментом  общей  психодиагностики  и  тем
самым  составной  ее  частью, - это  дифференциальная  психометрика,

наука, обосновывающая  и  разрабатывающая  измерительные  ди-
агностические  методы; этому  разделу  общей  психодиагностики  по-

священы специальный раздел в данной главе и отдельная глава в кни-
ге.

Третье основание психодиагностики — практические сферы при-

менения  психологического  знания, которые  выдвигают  психодиагно-

стические задачи и обосновывают выделение комплексных, интеграль-

ных  переменных, выступающих  как  объекты  психодиагностики. Так,
например, существуют  профессии, в  которых  чрезвычайно  важна

стрессоустойчивость – способность  сохранять  контроль  и  работо-
способность  в  угрожающих  ситуациях. Значимость  этой  переменной

выделена  практикой - если  бы  не  существовало  профессий, которые
связаны  со  стрессом, не  было  бы  необходимости  ее  диагностировать.

Однако практика не только показывает важность того или иного каче-
ства, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Науч-

ная  психология  пытается  выразить  эти  качества  через  систему  поня-
тий; в  результате  такие  комплексные  понятия, как  стрессоустойчи-

вость, профессиональная  эффективность, способность  и  т. д., выра-

жаются  через  систему  базисных  психологических  понятий, таких, как
потребности, мотивы, умения, установки. Конечно, такой  переход  от

эмпирически  выделенных  переменных  к  их  выражению  в  теорети-
ческих  понятиях  происходит  не  сразу  и  не  автоматически.  Зачастую

происходит  параллельная  диагностическая  разработка  практически
важных  комплексных (не  только  психологических  по  природе) пере-

менных, более  теоретически  проработанных, но  все  же  описательных
психологических переменных (например, черты, способности) и, нако-

нец, наиболее  теоретичных  психологических  конструктов (например,

познавательные  функции, мотивы, когнитивная  организация, самоот-
ношение и т. д.).

Таким  образом, теоретическая  психодиагностика  обусловлена

тремя областями психологического знания: предметной областью пси-

хологии, изучающей данные явления, психометрикой – наукой об  из-


background image

13

мерении  индивидуальных  различий  в  диагностируемых  переменных  и

практикой использования психологического знания.

Практическая  психодиагностика  относится  к  теоретической  так

же, как  инженерная эксплуатация  технических устройств  к их разра-

ботке  и  конструированию. Как  и  всякая  эксплуатация  достаточно
сложных  устройств  в  реальных, «полевых» условиях, практическая

психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый
клинический, да  и  житейский, опыт. Помимо  этого  практическая  пси-

ходиагностика предполагает свод правил применения психодиагности-
ческих  инструментов, основанных  на  знании  свойств  измеряемых  пе-

ременных  и  измеряющих  инструментов, на  знании  этических  и  про-

фессиональных  норм  психодиагностической  работы. Так, практик-
психодиагност  должен  понимать  и  уметь  квалифицировать  условия

проведения  обследования  и  учитывать  их  при  сопоставлении  инди-
видуальных  данных  с  нормативами. Например, если  при  проведении

обследования  какие-то  элементы  обстановки  насторожили  обследуе-
мого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экс-

пертизы, то  это  обстоятельство  может  сделать  невозможным  сопос-
тавление индивидуального результата с нормами, если последние бы-

ли  получены  в  ситуации  доверительного  контакта. И  наоборот, если
нормы  получены  в  ситуации  экспертизы, а  конкретное  обследование

имеет  доверительный  характер, то  соотнесение  с  нормами  также  ста-

новится некорректным. Все это психодиагност должен не только знать
- он  должен  выяснить, как  воспринимает  ситуацию  обследуемый.

Практическая  психодиагностика  предполагает  также  учет  мотивации
клиента  на  обследование  и  знание  способов  ее  поддержания, умение

оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения
информации  обследуемому  о  нем  самом, чуткость  к  действиям, кото-

рые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность
интерпретировать полученную информацию и многое другое.

1.2. КЛАССИФИКАЦИИ 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ

МЕТОДИК

В настоящее время существует несколько достаточно обоснован-

ных классификаций психодиагностических методик.


background image

14

Во-первых, можно различать диагностические методы, основан-

ные  на  заданиях,  которые  предполагают  правильный  ответ,  либо  на

заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К
первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных

способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, ди-
агностическая 

процедура 

определения 

полезависимости-

поленезависимости  Уиткина, тест  ригидности  Лучинса  и  др.). Диаг-
ностические методики второй группы состоят из заданий, которые ха-

рактеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного от-
вета, но  не  его  правильностью. Таковы  большинство  личностных  оп-

росников (например, тест 16PF Р Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо-

диагностические методики.

Первые  так  или  иначе  опосредованы  речевой  активностью  об-

следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти,

воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме.
Вторые  включают  речевую  способность  испытуемых  только  в  плане

понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на не-
вербальные способности - перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиаг-

ностических  методик, - это  характеристика  того  основного  методи-

ческого  принципа, который  положен  в  основу  данной  методики. По

этому  основанию  обычно  различают:  1)  объективные  тесты;  2)  стан-
дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) те-

сты-опросники; б) открытые  опросники, предполагающие  последую-
щий  контент-анализ; в) шкальные  техники, построенные  по  типу  се-

мантического  дифференциала  Ч. Осгуда; и  методики  классификации;
г) индивидуально  ориентированные  техники  типа  ролевых  ре-

пертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические

(интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические

игры)

1

.

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен пра-

1

 В этой книге практически не рассматриваются психофизиологические, аппаратурные методи-

ки, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно заре-
гистрированных поведенческих показателей.


background image

15

вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета

является  использование  вербальных  способностей  испытуемого, а
также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утвер-

ждений), относительно  которых  испытуемый  выносит  суждения (как

правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная представляется груп-

пой  пунктов (не  менее 6). Пункты  теста-опросника  могут  быть  пря-
мыми, апеллирующими  непосредственно  либо  к  опыту  субъекта (на-

пример: Боитесь  ли  Вы  темноты?), либо  к  мнениям, суждениям  ис-

пытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или пе-
реживания (например: Большинство людей честны?) Опросники  стро-

ятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд
психологических переменных.

Открытые  опросники  не  предусматривают  стандартизованного

ответа  испытуемого; стандартизация  обработки  достигается  путем  от-

несения произвольных»ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов

(словесных  утверждений, изобразительного  материала, конкретных
лиц  и  т.  п.)  по  выраженности  в  них  качества,  заданного  шкалой  (на-

пример: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно исполь-

зуются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалиро-
вания – это  субъективная  классификация, предполагающая  выявле-

ние  субъективного  структурирования  объектов  на  уровне  шкалы  на-
именований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники

типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными,

опросными  методами, напоминать  беседу  или  интервью. Их  основное
отличие  от  тестов-опросников состоит в том, что  параметры, которые

оцениваются (оси, измерения, конструкты), не  задаются  извне, а  вы-

деляются на основе индивидуальных ответов данного конкретного ис-
пытуемого. Отличие  этих  методов  от  метода  интервью  состоит  в  том,

что  репертуарные  решетки  позволяют  осуществлять  применение  со-
временного статистического аппарата и делают надежными диагности-

ческие выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.