Файл: Бехтерев В.М. - Внушение и его роль в общественной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2454

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

признаки его душевной болезни, вследствие чего он и был направлен в Казанскую лечебницу
для испытания.

Во время допроса Вайсов «заявил, что он — садовник Императорского сада; звание его

— природный  старовер, старый  мусульманин, известное  лицо  всем  народам  мира,
поверенный  Ислама, потерпевший  убытки, страдающий  за  захват, божьего  полка
определенный  дистаночный  начальник; сотрудник  всему  миру, природный  духовный
вероисповедник, светлый  умом  своим, сословия  Тюрки, верноподданный  монарху, лично
известный  Его  Императорскому  Величеству, природный  духовный, веры  мусульманской,
религии Ханафей-акзанской, секты сюннитской, духовный отец В.; заявил, что он страдал и
страдает  за  интерес  Государя  Императора, для  его  государства  и  державы, что  он  от
здешнего  начальства  не  имеет  никакого  вознаграждения, а  только  одни  страдания  и
мытарства, которым подвергает его это начальство. В пояснение своих слов В. пишет отзыв
на 2-х  листах  убористого  письма, где  говорит, что  Окружной  Суд  продал  с  аукционного
торга его сочинения, и просит этот суд выдать ему справку, на каком основании продали его
книги, а ему самому грозили тюрьмой и Сибирью».

Будучи  помещен  на  испытание  в  Казанскую  Окружную  лечебницу, где  пробыл

первоначально 3 месяца, Вайсов, подтвердив сказанное на допросе, обнаружил также явные
бредовые  идеи  преследования, обвиняя  татар  в  ненависти  к  нему  и  в  намерении  его
погубить.

Несмотря на удостоверение врача лечебницы о душевной болезни Ваисова последний,

как водится, был признан губернским Правлением душевно здоровым.

Будучи  выпущен  на  свободу,  Вайсов  вскоре  привлекается  по  суду  за  истязание  3

крестьянских мальчиков и лишение их свободы. На допросе у судебного следователя Вайсов
заявил,  что  мальчики  будто  бы  хотели  его  отравить  мышьяком,  причем он опять  высказал
бредовые идеи величия, вследствие чего он был отправлен в Казанскую лечебницу вторично.
Здесь обнаруживаются  бредовые идеи величия в еще более развитой форме, причем между
прочим он  не  признает  себя  крестьянином,  так  как  на  нем  де  креста  нет  и  он  не  мужик,  а
духовный,  который  должен  делать  Божье  дело.  Вообще  «в  лечебнице  В.  стал  высказывать
тот  же  горделиво  религиозный  бред, те  же  идеи  преследования, что и  в  предыдущие разы.
Преследуемый,  гонимый,  по  его  мнению,  со  всех  сторон,  не  видящий  нигде  правды  и
правосудия, он  начинает  осаждать  всевозможные  учреждения  массой  прошений, отзывов,
докладов  и  т. п. бумаг, подчас  чисто  кляузнического  содержания, подчас  наполненных
отборной  руганью  и  выражениями  безграничной  ненависти  к  властям  и  соплеменникам.
Число этих бумаг, помеченных исходящими из канцелярии В., превышает далеко цифру 100,
Все они скреплены именной печатью, на которой вырезано звание и титул В. — «Дордемаид,
дервиш, Богаутдин  Хамзин  В. Альбумари». Бумаги  имеют  определенный  заголовок: «От
Императорского  молитвенного  здания  Мантуб  Гирфан, канцелярии  меня, всего  мира
духовного  отца, природного  духовного  лица, сотрудника  всего  мира  сего, Божьего  полка
определенной  дистанции  начальника, который  повелевающим  указом  Бога-Царя  самого
этого Божьего полка, дардеманд дервиш Булгары-Ибн дервиш Хамза В.».

«Отрицание  властей  у  него  было  полное, единственной  властью  для  своих

последователей  он  поставил  Бога, Царя  и  себя. Свидетельство, данное  им, считал  вполне
достаточным  для  проживания  во  всех  концах  мира».  Вот  пример  одного  из  таких
свидетельств: «Дано  сие  свидетельство X. В  случае  надобности  и  по  собственному  своему
желанию имеет право быть в всем свете, на что я сам и благословляю его самого. Спаси Бог,
аминь. Его  же  свободе  да  никто  не  посмеет  воспрепятствовать, кроме  меня  самого  его
духовного  отца  В.;  и  даже  да  будет  это  свидетельство  матрикулярным  документом  в
потомство его из рода в род, до окончания сего мира. Аминь! По закону и в силу закона во
всем  этом  подписываюсь  своею  собственною  личною  подписью  своей  руки  по-
мусульмански  и  удостоверяю  все  это  сие  приложением  своей  должностной  печати  своего
Божьего полка».

Ясно, что дело идет здесь о душевнобольном человеке, страдающем резко выраженной


background image

параноей.

Что касается самой эпидемии, то она развилась следующим образом:
«Подметив в народе всякие пороки, В. выступил с обличительным словом как против

не  соблюдающих  святых  правил  Корана, так  и  против  руководителей  народа  мулл. Скоро
собралась  вокруг  В. кучка людей, жаждущих  нового слова, нашедших руководителя  своим
неясным мистическим стремлением. Он основывает общество мусульман-староверов, слепо
повинующихся  одним  только  велениям  Корана. С  этих  пор  в  жизни  В. и  его  учения
происходит  важная  перемена. Он  замечен  своими  противниками, подвергшими  его
преследованиям и насмешкам. В муллах он возбуждает опасения, как религиозный новатор.
В.  подвергся  гонениям  со  стороны  мусульманского  духовенства,  что  видно  из  его
бесконечных  жалоб  по  этому  поводу, в  которых, не  смотря  на  массу  преувеличений, есть
доля правды. В религиозные распри были вмешаны гражданские власти, к защите которых
прибегал  В. Власти  ему  не  помогли, и  он  начинает  подозревать, что  начальство  стоит  на
стороне  мулл; муллы  были, по  его  мнению, поборники  неправды  и  нарушители  правил
Корана, данных  Богом; стало  быть, власти  тоже  виноваты  в  том, в  чем  обвинялось
мусульманское  духовенство. Отсюда  зарождается  недоверие  и  ненависть  к  властям, а  под
конец и полное непризнание их.

По  мнению  В.,  муллы  нарушают  волю  Бога.  А  гражданские  власти  волю  Царя,

которому  служат, так  как  не  хотят  стоять  за  правое  дело. Он  стал  утверждать, что
начальники  изменили  Царю  и  народу. Таким  образом  в  учение  староверческого
мусульманского  общества  вошло  полное  отрицание  гражданских  властей; староверы-
мусульма  не  признают  только  Бога  и  Государя.  В  виду  постоянной  измены  и  неправды,
которые  В.  видел  вокруг,  он поставил  себе  целью  охранять общество  и особу  Государя  во
имя Божьего закона. Он сочиняет молитвы за Царя, которые могут охранить Его от всяких
бед  и  измены.  Он  называет  свою  общину  Божьим  полком,  в  котором  сам  состоит
предводителем, "начальником  дистанции" и  воином, которому  по  гроб  нет  отставки; цель
этого полка — охранять особу Государя и блюсти чистоту нравов. Для образования членов
полка  В. основывает  учебное  заведение, в  котором  преподавалась  священная  наука
«Гирфан». Между  тем  идеи  о  своей  высшей  власти, высшем  назначении  и  наконец  о
несправедливых  преследованиях  начинают  прогрессировать. В. стал  окончательно  выше
всех  людей, он  подчиняется  только  Богу  и  Государю, все  же  остальные  не  имеют  никакой
власти, никакого права над ним. В этой мысли его, по-видимому, утверждали галлюцинации
зрения и слуха. Так в сцене у X. является белый старик, неизвестно как попавший в кабинет,
и одним мановением головы освобождает его. К нему по ночам являются татары, срывают
двери  и  окна, но  вреда  никогда  не  могут  нанести. Все  несчастья  только  утверждали  В. в
правоте  его  и  несомненности  его  высокого  назначения; он  всецело  отдался  своим
мистическим грезам, за пределами которых для него ничего не существовало».

В  какой  степени  учение  параноика  Ваисова  было  воспринято  его  учениками  путем

прямого  внушения  и  упрочилось  в  их  умах  во  всей  его  полноте, показывает  следующий
случай:

«Шестеро татар, арестованных в 1885 году вместе с В-м за вооруженное сопротивление

при описи дома В., на следствии показали, что сопротивлялись "по закону и в силу закона, по
повелению Бога-Царя и по приказанию духовного отца В."; они защищали молитвенный дом
отца В., шли на защиту единодушно, так как у них одно тело и одна душа, что делает один,
то делают  и  все, все  подписались под  протоколом  следующим  образом: "Проклятие Божие
нечестивому  народу (3 раза), аминь. Мы, Божьего  полка  страдающий, захваченный
последователь  пророка  Авраама, такой-то". Все  обвиняемые  отказались  принять
обвинительный акт в силу того, что в нем они названы были крестьянами, а не староверами-
мусульманами; на  суде  отказались  от  защитника, так  как  у  них  один  защитник  духовный
отец В. Это  поразительное  единодушие и  фанатическое следование  словам  В-ва заставляло
пренебрегать всех последователей В-ва всеми наказаниями и лишениями».

Один  из  ревностных  последователей  Ваисова  И-в  во  время  ареста  проявил  резкое


background image

сопротивление властям. «При вручении И-ву, как обвиняемому, повестки в  суд, последний
заявил,  что  ее  не  примет,  так  как  в  ней  написано  «крестьянин»,  а  он  не  крестьянин,  но
духовный сын В-ва. На суде на все вопросы председателя И-в отвечал с криком: "Никак меня
не  зовут, какой  я  подсудимый, не  признаю  ваш  суд, знать  никого  не  хочу, антихристы,
проклятые, анафемы. Государь  пусть  меня  судит, верховный  суд, Великий  Государь  и
Оттоманская  Порта,  в  Иерусалиме  буду  судиться".  Будучи  отправлен  на  испытание  в
Казанскую Окружную лечебницу, он был выпущен как неисправимый фанатик, раз навсегда
подчинившийся  известному  авторитету  и  вне  его  не  желающий  ничего  ни  видеть, ни
слышать».

Хотя  И-в  признавал  Ваисова, как  и  все  его  последователи, за  великого  дервиша-

праведника  и  мученика  и  подобно  ему  не  признавал  себя «крестьянином» на  том  же
основании, как  и  сам  Вайсов, то  есть  в  виду  отсутствия  у  него  креста, и  также  не  снимал
шапки в присутственных местах, расставаясь  с ней только на время сна, И-в, к сожалению,
не был признан врачами больным т. н. индуцированным помешательством.

В  Судебной  Палате,  где  экспертами  были  вызваны  я  и  Я.Боткин,  бывший  в  то  время

директором лечебницы, повторились в сущности те же сцены брани по отношению к суду и
крайнего  раздражения  при  расспросах  и  требовании  снять  шапку, доходящего  до  степени
умоисступления, сопровождавшегося  резким  приливом  к  лицу, общим  дрожанием  тела  и
беспрестанными неистовыми криками, вследствие чего И-в был выведен из залы заседания.
К  сожалению, и  здесь  директором  лечебницы  И-в  был  признан  душевноздровым  лицом,
тогда как мной было дано мнение в пользу существования у И-ва душевного расстройства, и,
я думаю, к тому имелось более чем достаточное количество фактических данных.

СУПОНЕВСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ В ОРЛОВСКОЙ

ГУБЕРНИИ

Следующая  психопатическая  эпидемия  религиозного  характера  случилась  в  г.

Супоневе  Орловской  губернии  лет 5 назад  и  состояла  в  следующем: См.

П. Якобий.

Религиозно-психическая эпидемия. «Вестник Европы», Октябрь, 1903.

«Дело началось с чтения св. Писания, к чему присоединилось вскоре его толкование, —

это  и  дало  повод  говорить  о  штунде. Василий  Д., инициатор  религиозно-этического
возбуждения, истерик  с  параноическою  окраскою, проповедовал  со  странностью, сильно
действовавшею  на  слушателей. Свидетели, вызываемые  в  обвинительном  акте, на
доследовании показали что они

не могли, не имели силы,

 не смели противиться властному и

страстному  слову  Василия  Д.,

должны  были

  принимать  его  толкования, должны  были

приходить на собрания. Их воля была аннулирована и совершенно подчинена слову учителя.
В сущности, это был до сего времени довольно обычный истерический порыв нравственно-
религиозной  экзальтации, под  влиянием  страстной  проповеди  истерика — может  быть,
слегка параноика "среди дегенеративно-истеричного населения".

Влияние внушения здесь стало сказываться с обычною силою, и дело пошло crescendo

— тем  более, что «первоначальное, чисто  этическое, духовное  движение" не  встретило  со
стороны  местного  духовенства  никакого  порицания; но  не  так  отнеслись  к  нему  местные
административные  власти,  а  также  некоторые  из  лиц,  доходам  которых  грозила  проповедь
воздержания  от  алкоголя, — тогда  еще  в  Орловской  губернии  не  была  введена  винная
монополия. Начались мелкие преследования, науськивания остального, точно так же крайне
нервного, неустойчивого, дегенеративного населения. Василий  Д. ходил  с барками на  юг  и
предпочел  перезимовать  на  юге; Осип  Потапкин  с  женой  поехали  искать  себе  земли  на
Кавказе и встретились там с сосланными хлыстами. У обоих, мужа и жены — по их рассказу,
в  сущности, только  у  мужа, как  кажется, — было  видение  символического  характера, за
которым  последовали  пророческие  сны, и  Потапкин  узнал, что  ему  дан  дар  понимания  св.
Писания. Не  строившись  на  Кавказе, да  и  неспособный, вследствие  своего  психического
заболевания, он  вернулся  в  Супонево, но  уже  получив  наставления  чисто  хлыстовского


background image

характера. Прежде  он  совершенно  принимал  учение  Василия  Д. и  подчинялся
беспрекословно его проповеди. Теперь он порвал с ним, стал сам читать и толковать другим
св. Писание (он полуграмотный), но — читать нечто такое, чего в св. Писании нет; он стал
проповедовать  призвание  св. Духа  и  заманчивую  подкупающую  доктрину  автоматизма:
человек может призвать в себя св. Дух, который входит в него и управляет им, как машиною,
уничтожая  всякую  волю; вследствие  этого  человек  перестает  быть  ответственным  за  свои
поступки, да и поступки его, даже самые постыдные или порочные, с точки зрения мирской
нравственности, — святы  и  беспорочны, как  совершаемые  Св. Духом. Затем  идет  обычая
проповедь  чистоты  и  непорочности, вследствие  которой  супружеские  отношения  являются
«мерзостью» и  блудом; но  люди, познавшие  высшую  истину, связываются  новыми,
духовными  узами  братства, любви, и  любовь  связывает  братьев  и  сестер, которые  в  силу
этой  любви  уже  могут  и  должны  совершать  половой  акт. Этот  акт  полового  общения
("Христова  любовь") приобщает  членов  к  новой  истине, и  потому  он  есть  символический
обряд, обязательный… Одним  словом, рядом  символических  звеньев  цепь  приводит  к
беспорядочным и безразборным половым актам, к "свальному греху".

Не  должно  однако  думать, чтобы  у  Потапкина  эта  доктрина  сложилась  в  стройное

целое, в  систему; у  него  она  излагается  в  нелепых  утверждениях  параноика, уже
перешедшего  в  слабоумие; это — бессвязный  параноический  бред, пересыпанный
религиозными  текстами  и  мистическими  формулами. Но  и  этой, совершенно  безумной,
патологической проповеди было достаточно, чтобы сильно подействовать на патологически
пораженное уже население, жаждущее чего-то духовного и совершенно лишенное его, дико
невежественное и психически крайне неустойчивое. Потанкин обратил в  хлыстовство свою
жену  Пелагею, слабоумную  с  индуцированным  параноическим  бредом, свою  сестру
Евдокию Г., живущую с ним на одном дворе и Матрену Морозову. Эти три женщины имеют
важное значение в диагнозе патологического характера всего супоневского движения».

Нечего  и  говорить, что  движение  это  грозило  быстро  распространиться  на  очень

большое  число  лиц, если  бы  несвоевременно  принятые  меры  со  стороны  властей. О
характере  и  внешних  проявлениях  этого  движения, между  прочим, красноречиво  говорят
ниже следующие строки:

«Несколько женщин, как мы видели, "приняли плоть и кровь" от Осипа Потапкина, то

есть имели с ним сношение как религиозный акт, но еще большее число, не дойдя до этого,
присутствовали  на  радениях, принимали  участие  в  них. Радения  эти  с  сильными
движениями, под  такт  пения, хлопанья  в  ладоши  и  притоптывания  ногами, с  целованиями,
призываниями  св. Духа, доводили  их  до  страшной  экзальтации, от  которой они  были  не  в
силах отказаться. Они стремились на эти собрания, им "не сиделось дома", их «тянуло» туда,
"им было тошно" без этих возбуждений орфизма. И вот, не смотря на запрещение и побои
отцов, братьев, мужей, несмотря  на  насмешки  и  цинические  попрёки  посторонних, они  по
ночам убегали к Потапкину и оставались там до рассвета. "Если бы не возвращение Василия
Д., у них у всех дело дошло бы до блуда", — говорила одна из выздоровевших; "как в чаду
была", — говорит другая; "точно угар был", — говорит третья. "У Потапкиных на радениях
женщины вставали и ходили, при этом пророчили, целовались, пели и снимали с головы при
этом  платок  и  распускали  волосы". Почти  все "плакали  навзрыд, радовались"; многие
"падали, бились", представляли и другие истерические явления.

Из принявших плоть и кровь от Потапкина женщин некоторые признают это, большая

же  часть  сознается, что  принимали  участие  в  радениях, пророчествах, но  умалчивают  о
половых 

сношениях. Когда  жена  Потапкина, слабоумна  с  индуцированным

помешательством  женщина, рассказывает эротические  сцены, где  они были действующими
лицами и сношение их с Осипом в присутствии других «сестер», смотревших на это, — они
молчат, злобно  взглядывая  на  нее  или  отвертываясь  и  видимо  тяготясь  воспоминанием  об
этом периоде их жизни.

Это воспоминание сделалось для них особенно тяжелым с того времени, как Потапкин,

признанный  умалишенным  на  распорядительном  заседании  суда, был  возвращен  к  себе  в


background image

дом, следовательно, признан  действительно  неответственным, как «сумасшедший», без
всякого мученического венца».

Что  касается  характеристики  психического  состояния  второго  виновника  этой

эпидемии, Осипа  Потапкина, то  лучше  всего  она  определяется  содержанием  его  письма  к
директору  Орловской  психиатрической  больницы, куда  Осип  Потапкин  был  отдан  на
испытание. Из этого письма здесь приведем только начало:

Заголовок:  «1-я  Христос  воскрес.  Я  пишу  сам  Святой  Дух,  это  писание  от  самого

живого Бога присланное, и вот скажется, для кого оно, это писание, является.

Это  оно  для  тебя,  главный  врач  и  начальник  всему  каменному  построенному  дому  и

над теми, кто живет и кто кончины ждет.

Вот  посадили  сюда  Иисуса  в  сем  каменном  месте; и  вот  он  тут  тоже  проведет  сорок

дней  своего  поста.  А  вот  я,  Дух  Святой,  теперь  говорю  тебе,  главный  врач  (пропускаются
повторения  и  бессвязные  вставки  частиц),  чтобы  ты  не  томил  меня,  Духа  Святого,  в  этом
каменном гробе… Теперь я пишу тебе, Дух Святой, чтобы ты не держал тут живого Бога и
Христа (это  он  сам). Почитай  в  этом  святом  писании, кем  оно (его  письмо) и  чьею
мудростью написано и возьми в  свою голову, кто  эту премудрость может сочинить и кому
она должна открыться. Вот слухай меня Духа Святого, что я тебя для твоей пользы наставлю,
и что теперь нужно сделать с этим домом… (идет совершенно бессвязное рассуждение)Вот
тебе приказ от меня, Духа Святого»…

В  дальнейших  письменных  и  устных  заявлениях  Оси-па  Потапкина  еще  больше

бессвязности, в которой однако везде и всюду сквозит бред величия.

Надо  только  удивляться, как  столь  явные  бредовые  идеи  не  распознаются

окружающими  лицами, чему объяснение  может  заключаться только  в  особой  внушаемости
этих  лиц, воспринимающих  слышимое  ими  без  всякой  критики  и  рассуждения. В
Супоневской  эпидемии, как  впрочем  и  в  Малёванщине, открывается  между  прочим  в
населении, принимающем  уродливые  формы  нового  учения  без  критики  и  соображения,
ясная  дегенеративная  почва, сопутствуемая  малокровием  и  истощением  и  даже
эндемическим  зобом. Но  кроме  особых  физических  условий  во  всех  подобного  рода
эпидемиях  должна  без  сомнения  играть  немаловажную  роль  и  психическая  почва,
характеризующаяся  крайним  невежеством, не  удовлетворенностью  духовных  потребностей
на-селения, отсутствием  нравственных  руководящих  начал  и  недостатком  умственного
развития, граничащих  с  патологическим  слабоумием. Эта-то  почва  наряду  с
благоприятствующими  физическими  причинами  и  создает  условия  необычайной
внушаемости  отдельных  лиц  населения, воспринимающих  на  веру  самый  уродливый  бред
душевнобольных.

СЕКТАНТСКИЕ СБОРИЩА И ЭПИДЕМИИ

Вышеуказанные эпидемии без сомнения не составляют что-нибудь исключительное, не

повторяющееся  в  другие  времена  и  при  других  условиях. В  этом  отношении  я  вполне
разделяю  мнение  проф. И. А. Сикорского, по  которому  нечто  вполне  аналогичное  мы
встречаем  у  некоторых  сектантов, особенно  хлыстов, духоборцев  и  скопцов. Знакомясь
ближе с так называемыми радениями у хлыстов, не трудно усмотреть в них сходственные и
даже  в  известном  отношении  тождественные  явления  с  тем, что  представляет  проявление
большой  истерии  на  радениях  малёванцев.  Следя  за  описанием  радений  и  плясок  хлыстов,
мы  встречаемся  здесь  с  тем  же  повышением  душевного  настроения, с  развитием
психического  экстаза  и  судорог  такого  же  рода, какие  мы  встречаем  и  у  малёванцев. См.

Кутепов.

 Секта хлыстов и скопцов. Казань, 1882 г. У хлыстов мы встечаем также радения и

пророчества, вполне  напоминающие  нам  выше  описанные  радения  малёванцев. Сходство
увеличивается еще и тем, что иногда у хлыстов бело доходит даже до подчинения идеям и
воле душевнобольных, как это было, напр., в с. Поповках Сумского уезда Харьковской губ.
см. Вести. Евр. Ноябрь, с. 156 и 157. Равным  образом  и  описание  радений  и  кружений  с