Файл: Бехтерев В.М. - Внушение и его роль в общественной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 2454
Скачиваний: 69
признаки его душевной болезни, вследствие чего он и был направлен в Казанскую лечебницу
для испытания.
Во время допроса Вайсов «заявил, что он — садовник Императорского сада; звание его
— природный старовер, старый мусульманин, известное лицо всем народам мира,
поверенный Ислама, потерпевший убытки, страдающий за захват, божьего полка
определенный дистаночный начальник; сотрудник всему миру, природный духовный
вероисповедник, светлый умом своим, сословия Тюрки, верноподданный монарху, лично
известный Его Императорскому Величеству, природный духовный, веры мусульманской,
религии Ханафей-акзанской, секты сюннитской, духовный отец В.; заявил, что он страдал и
страдает за интерес Государя Императора, для его государства и державы, что он от
здешнего начальства не имеет никакого вознаграждения, а только одни страдания и
мытарства, которым подвергает его это начальство. В пояснение своих слов В. пишет отзыв
на 2-х листах убористого письма, где говорит, что Окружной Суд продал с аукционного
торга его сочинения, и просит этот суд выдать ему справку, на каком основании продали его
книги, а ему самому грозили тюрьмой и Сибирью».
Будучи помещен на испытание в Казанскую Окружную лечебницу, где пробыл
первоначально 3 месяца, Вайсов, подтвердив сказанное на допросе, обнаружил также явные
бредовые идеи преследования, обвиняя татар в ненависти к нему и в намерении его
погубить.
Несмотря на удостоверение врача лечебницы о душевной болезни Ваисова последний,
как водится, был признан губернским Правлением душевно здоровым.
Будучи выпущен на свободу, Вайсов вскоре привлекается по суду за истязание 3
крестьянских мальчиков и лишение их свободы. На допросе у судебного следователя Вайсов
заявил, что мальчики будто бы хотели его отравить мышьяком, причем он опять высказал
бредовые идеи величия, вследствие чего он был отправлен в Казанскую лечебницу вторично.
Здесь обнаруживаются бредовые идеи величия в еще более развитой форме, причем между
прочим он не признает себя крестьянином, так как на нем де креста нет и он не мужик, а
духовный, который должен делать Божье дело. Вообще «в лечебнице В. стал высказывать
тот же горделиво религиозный бред, те же идеи преследования, что и в предыдущие разы.
Преследуемый, гонимый, по его мнению, со всех сторон, не видящий нигде правды и
правосудия, он начинает осаждать всевозможные учреждения массой прошений, отзывов,
докладов и т. п. бумаг, подчас чисто кляузнического содержания, подчас наполненных
отборной руганью и выражениями безграничной ненависти к властям и соплеменникам.
Число этих бумаг, помеченных исходящими из канцелярии В., превышает далеко цифру 100,
Все они скреплены именной печатью, на которой вырезано звание и титул В. — «Дордемаид,
дервиш, Богаутдин Хамзин В. Альбумари». Бумаги имеют определенный заголовок: «От
Императорского молитвенного здания Мантуб Гирфан, канцелярии меня, всего мира
духовного отца, природного духовного лица, сотрудника всего мира сего, Божьего полка
определенной дистанции начальника, который повелевающим указом Бога-Царя самого
этого Божьего полка, дардеманд дервиш Булгары-Ибн дервиш Хамза В.».
«Отрицание властей у него было полное, единственной властью для своих
последователей он поставил Бога, Царя и себя. Свидетельство, данное им, считал вполне
достаточным для проживания во всех концах мира». Вот пример одного из таких
свидетельств: «Дано сие свидетельство X. В случае надобности и по собственному своему
желанию имеет право быть в всем свете, на что я сам и благословляю его самого. Спаси Бог,
аминь. Его же свободе да никто не посмеет воспрепятствовать, кроме меня самого его
духовного отца В.; и даже да будет это свидетельство матрикулярным документом в
потомство его из рода в род, до окончания сего мира. Аминь! По закону и в силу закона во
всем этом подписываюсь своею собственною личною подписью своей руки по-
мусульмански и удостоверяю все это сие приложением своей должностной печати своего
Божьего полка».
Ясно, что дело идет здесь о душевнобольном человеке, страдающем резко выраженной
параноей.
Что касается самой эпидемии, то она развилась следующим образом:
«Подметив в народе всякие пороки, В. выступил с обличительным словом как против
не соблюдающих святых правил Корана, так и против руководителей народа мулл. Скоро
собралась вокруг В. кучка людей, жаждущих нового слова, нашедших руководителя своим
неясным мистическим стремлением. Он основывает общество мусульман-староверов, слепо
повинующихся одним только велениям Корана. С этих пор в жизни В. и его учения
происходит важная перемена. Он замечен своими противниками, подвергшими его
преследованиям и насмешкам. В муллах он возбуждает опасения, как религиозный новатор.
В. подвергся гонениям со стороны мусульманского духовенства, что видно из его
бесконечных жалоб по этому поводу, в которых, не смотря на массу преувеличений, есть
доля правды. В религиозные распри были вмешаны гражданские власти, к защите которых
прибегал В. Власти ему не помогли, и он начинает подозревать, что начальство стоит на
стороне мулл; муллы были, по его мнению, поборники неправды и нарушители правил
Корана, данных Богом; стало быть, власти тоже виноваты в том, в чем обвинялось
мусульманское духовенство. Отсюда зарождается недоверие и ненависть к властям, а под
конец и полное непризнание их.
По мнению В., муллы нарушают волю Бога. А гражданские власти волю Царя,
которому служат, так как не хотят стоять за правое дело. Он стал утверждать, что
начальники изменили Царю и народу. Таким образом в учение староверческого
мусульманского общества вошло полное отрицание гражданских властей; староверы-
мусульма не признают только Бога и Государя. В виду постоянной измены и неправды,
которые В. видел вокруг, он поставил себе целью охранять общество и особу Государя во
имя Божьего закона. Он сочиняет молитвы за Царя, которые могут охранить Его от всяких
бед и измены. Он называет свою общину Божьим полком, в котором сам состоит
предводителем, "начальником дистанции" и воином, которому по гроб нет отставки; цель
этого полка — охранять особу Государя и блюсти чистоту нравов. Для образования членов
полка В. основывает учебное заведение, в котором преподавалась священная наука
«Гирфан». Между тем идеи о своей высшей власти, высшем назначении и наконец о
несправедливых преследованиях начинают прогрессировать. В. стал окончательно выше
всех людей, он подчиняется только Богу и Государю, все же остальные не имеют никакой
власти, никакого права над ним. В этой мысли его, по-видимому, утверждали галлюцинации
зрения и слуха. Так в сцене у X. является белый старик, неизвестно как попавший в кабинет,
и одним мановением головы освобождает его. К нему по ночам являются татары, срывают
двери и окна, но вреда никогда не могут нанести. Все несчастья только утверждали В. в
правоте его и несомненности его высокого назначения; он всецело отдался своим
мистическим грезам, за пределами которых для него ничего не существовало».
В какой степени учение параноика Ваисова было воспринято его учениками путем
прямого внушения и упрочилось в их умах во всей его полноте, показывает следующий
случай:
«Шестеро татар, арестованных в 1885 году вместе с В-м за вооруженное сопротивление
при описи дома В., на следствии показали, что сопротивлялись "по закону и в силу закона, по
повелению Бога-Царя и по приказанию духовного отца В."; они защищали молитвенный дом
отца В., шли на защиту единодушно, так как у них одно тело и одна душа, что делает один,
то делают и все, все подписались под протоколом следующим образом: "Проклятие Божие
нечестивому народу (3 раза), аминь. Мы, Божьего полка страдающий, захваченный
последователь пророка Авраама, такой-то". Все обвиняемые отказались принять
обвинительный акт в силу того, что в нем они названы были крестьянами, а не староверами-
мусульманами; на суде отказались от защитника, так как у них один защитник духовный
отец В. Это поразительное единодушие и фанатическое следование словам В-ва заставляло
пренебрегать всех последователей В-ва всеми наказаниями и лишениями».
Один из ревностных последователей Ваисова И-в во время ареста проявил резкое
сопротивление властям. «При вручении И-ву, как обвиняемому, повестки в суд, последний
заявил, что ее не примет, так как в ней написано «крестьянин», а он не крестьянин, но
духовный сын В-ва. На суде на все вопросы председателя И-в отвечал с криком: "Никак меня
не зовут, какой я подсудимый, не признаю ваш суд, знать никого не хочу, антихристы,
проклятые, анафемы. Государь пусть меня судит, верховный суд, Великий Государь и
Оттоманская Порта, в Иерусалиме буду судиться". Будучи отправлен на испытание в
Казанскую Окружную лечебницу, он был выпущен как неисправимый фанатик, раз навсегда
подчинившийся известному авторитету и вне его не желающий ничего ни видеть, ни
слышать».
Хотя И-в признавал Ваисова, как и все его последователи, за великого дервиша-
праведника и мученика и подобно ему не признавал себя «крестьянином» на том же
основании, как и сам Вайсов, то есть в виду отсутствия у него креста, и также не снимал
шапки в присутственных местах, расставаясь с ней только на время сна, И-в, к сожалению,
не был признан врачами больным т. н. индуцированным помешательством.
В Судебной Палате, где экспертами были вызваны я и Я.Боткин, бывший в то время
директором лечебницы, повторились в сущности те же сцены брани по отношению к суду и
крайнего раздражения при расспросах и требовании снять шапку, доходящего до степени
умоисступления, сопровождавшегося резким приливом к лицу, общим дрожанием тела и
беспрестанными неистовыми криками, вследствие чего И-в был выведен из залы заседания.
К сожалению, и здесь директором лечебницы И-в был признан душевноздровым лицом,
тогда как мной было дано мнение в пользу существования у И-ва душевного расстройства, и,
я думаю, к тому имелось более чем достаточное количество фактических данных.
СУПОНЕВСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ В ОРЛОВСКОЙ
ГУБЕРНИИ
Следующая психопатическая эпидемия религиозного характера случилась в г.
Супоневе Орловской губернии лет 5 назад и состояла в следующем: См.
П. Якобий.
Религиозно-психическая эпидемия. «Вестник Европы», Октябрь, 1903.
«Дело началось с чтения св. Писания, к чему присоединилось вскоре его толкование, —
это и дало повод говорить о штунде. Василий Д., инициатор религиозно-этического
возбуждения, истерик с параноическою окраскою, проповедовал со странностью, сильно
действовавшею на слушателей. Свидетели, вызываемые в обвинительном акте, на
доследовании показали что они
не могли, не имели силы,
не смели противиться властному и
страстному слову Василия Д.,
должны были
принимать его толкования, должны были
приходить на собрания. Их воля была аннулирована и совершенно подчинена слову учителя.
В сущности, это был до сего времени довольно обычный истерический порыв нравственно-
религиозной экзальтации, под влиянием страстной проповеди истерика — может быть,
слегка параноика "среди дегенеративно-истеричного населения".
Влияние внушения здесь стало сказываться с обычною силою, и дело пошло crescendo
— тем более, что «первоначальное, чисто этическое, духовное движение" не встретило со
стороны местного духовенства никакого порицания; но не так отнеслись к нему местные
административные власти, а также некоторые из лиц, доходам которых грозила проповедь
воздержания от алкоголя, — тогда еще в Орловской губернии не была введена винная
монополия. Начались мелкие преследования, науськивания остального, точно так же крайне
нервного, неустойчивого, дегенеративного населения. Василий Д. ходил с барками на юг и
предпочел перезимовать на юге; Осип Потапкин с женой поехали искать себе земли на
Кавказе и встретились там с сосланными хлыстами. У обоих, мужа и жены — по их рассказу,
в сущности, только у мужа, как кажется, — было видение символического характера, за
которым последовали пророческие сны, и Потапкин узнал, что ему дан дар понимания св.
Писания. Не строившись на Кавказе, да и неспособный, вследствие своего психического
заболевания, он вернулся в Супонево, но уже получив наставления чисто хлыстовского
характера. Прежде он совершенно принимал учение Василия Д. и подчинялся
беспрекословно его проповеди. Теперь он порвал с ним, стал сам читать и толковать другим
св. Писание (он полуграмотный), но — читать нечто такое, чего в св. Писании нет; он стал
проповедовать призвание св. Духа и заманчивую подкупающую доктрину автоматизма:
человек может призвать в себя св. Дух, который входит в него и управляет им, как машиною,
уничтожая всякую волю; вследствие этого человек перестает быть ответственным за свои
поступки, да и поступки его, даже самые постыдные или порочные, с точки зрения мирской
нравственности, — святы и беспорочны, как совершаемые Св. Духом. Затем идет обычая
проповедь чистоты и непорочности, вследствие которой супружеские отношения являются
«мерзостью» и блудом; но люди, познавшие высшую истину, связываются новыми,
духовными узами братства, любви, и любовь связывает братьев и сестер, которые в силу
этой любви уже могут и должны совершать половой акт. Этот акт полового общения
("Христова любовь") приобщает членов к новой истине, и потому он есть символический
обряд, обязательный… Одним словом, рядом символических звеньев цепь приводит к
беспорядочным и безразборным половым актам, к "свальному греху".
Не должно однако думать, чтобы у Потапкина эта доктрина сложилась в стройное
целое, в систему; у него она излагается в нелепых утверждениях параноика, уже
перешедшего в слабоумие; это — бессвязный параноический бред, пересыпанный
религиозными текстами и мистическими формулами. Но и этой, совершенно безумной,
патологической проповеди было достаточно, чтобы сильно подействовать на патологически
пораженное уже население, жаждущее чего-то духовного и совершенно лишенное его, дико
невежественное и психически крайне неустойчивое. Потанкин обратил в хлыстовство свою
жену Пелагею, слабоумную с индуцированным параноическим бредом, свою сестру
Евдокию Г., живущую с ним на одном дворе и Матрену Морозову. Эти три женщины имеют
важное значение в диагнозе патологического характера всего супоневского движения».
Нечего и говорить, что движение это грозило быстро распространиться на очень
большое число лиц, если бы несвоевременно принятые меры со стороны властей. О
характере и внешних проявлениях этого движения, между прочим, красноречиво говорят
ниже следующие строки:
«Несколько женщин, как мы видели, "приняли плоть и кровь" от Осипа Потапкина, то
есть имели с ним сношение как религиозный акт, но еще большее число, не дойдя до этого,
присутствовали на радениях, принимали участие в них. Радения эти с сильными
движениями, под такт пения, хлопанья в ладоши и притоптывания ногами, с целованиями,
призываниями св. Духа, доводили их до страшной экзальтации, от которой они были не в
силах отказаться. Они стремились на эти собрания, им "не сиделось дома", их «тянуло» туда,
"им было тошно" без этих возбуждений орфизма. И вот, не смотря на запрещение и побои
отцов, братьев, мужей, несмотря на насмешки и цинические попрёки посторонних, они по
ночам убегали к Потапкину и оставались там до рассвета. "Если бы не возвращение Василия
Д., у них у всех дело дошло бы до блуда", — говорила одна из выздоровевших; "как в чаду
была", — говорит другая; "точно угар был", — говорит третья. "У Потапкиных на радениях
женщины вставали и ходили, при этом пророчили, целовались, пели и снимали с головы при
этом платок и распускали волосы". Почти все "плакали навзрыд, радовались"; многие
"падали, бились", представляли и другие истерические явления.
Из принявших плоть и кровь от Потапкина женщин некоторые признают это, большая
же часть сознается, что принимали участие в радениях, пророчествах, но умалчивают о
половых
сношениях. Когда жена Потапкина, слабоумна с индуцированным
помешательством женщина, рассказывает эротические сцены, где они были действующими
лицами и сношение их с Осипом в присутствии других «сестер», смотревших на это, — они
молчат, злобно взглядывая на нее или отвертываясь и видимо тяготясь воспоминанием об
этом периоде их жизни.
Это воспоминание сделалось для них особенно тяжелым с того времени, как Потапкин,
признанный умалишенным на распорядительном заседании суда, был возвращен к себе в
дом, следовательно, признан действительно неответственным, как «сумасшедший», без
всякого мученического венца».
Что касается характеристики психического состояния второго виновника этой
эпидемии, Осипа Потапкина, то лучше всего она определяется содержанием его письма к
директору Орловской психиатрической больницы, куда Осип Потапкин был отдан на
испытание. Из этого письма здесь приведем только начало:
Заголовок: «1-я Христос воскрес. Я пишу сам Святой Дух, это писание от самого
живого Бога присланное, и вот скажется, для кого оно, это писание, является.
Это оно для тебя, главный врач и начальник всему каменному построенному дому и
над теми, кто живет и кто кончины ждет.
Вот посадили сюда Иисуса в сем каменном месте; и вот он тут тоже проведет сорок
дней своего поста. А вот я, Дух Святой, теперь говорю тебе, главный врач (пропускаются
повторения и бессвязные вставки частиц), чтобы ты не томил меня, Духа Святого, в этом
каменном гробе… Теперь я пишу тебе, Дух Святой, чтобы ты не держал тут живого Бога и
Христа (это он сам). Почитай в этом святом писании, кем оно (его письмо) и чьею
мудростью написано и возьми в свою голову, кто эту премудрость может сочинить и кому
она должна открыться. Вот слухай меня Духа Святого, что я тебя для твоей пользы наставлю,
и что теперь нужно сделать с этим домом… (идет совершенно бессвязное рассуждение)Вот
тебе приказ от меня, Духа Святого»…
В дальнейших письменных и устных заявлениях Оси-па Потапкина еще больше
бессвязности, в которой однако везде и всюду сквозит бред величия.
Надо только удивляться, как столь явные бредовые идеи не распознаются
окружающими лицами, чему объяснение может заключаться только в особой внушаемости
этих лиц, воспринимающих слышимое ими без всякой критики и рассуждения. В
Супоневской эпидемии, как впрочем и в Малёванщине, открывается между прочим в
населении, принимающем уродливые формы нового учения без критики и соображения,
ясная дегенеративная почва, сопутствуемая малокровием и истощением и даже
эндемическим зобом. Но кроме особых физических условий во всех подобного рода
эпидемиях должна без сомнения играть немаловажную роль и психическая почва,
характеризующаяся крайним невежеством, не удовлетворенностью духовных потребностей
на-селения, отсутствием нравственных руководящих начал и недостатком умственного
развития, граничащих с патологическим слабоумием. Эта-то почва наряду с
благоприятствующими физическими причинами и создает условия необычайной
внушаемости отдельных лиц населения, воспринимающих на веру самый уродливый бред
душевнобольных.
СЕКТАНТСКИЕ СБОРИЩА И ЭПИДЕМИИ
Вышеуказанные эпидемии без сомнения не составляют что-нибудь исключительное, не
повторяющееся в другие времена и при других условиях. В этом отношении я вполне
разделяю мнение проф. И. А. Сикорского, по которому нечто вполне аналогичное мы
встречаем у некоторых сектантов, особенно хлыстов, духоборцев и скопцов. Знакомясь
ближе с так называемыми радениями у хлыстов, не трудно усмотреть в них сходственные и
даже в известном отношении тождественные явления с тем, что представляет проявление
большой истерии на радениях малёванцев. Следя за описанием радений и плясок хлыстов,
мы встречаемся здесь с тем же повышением душевного настроения, с развитием
психического экстаза и судорог такого же рода, какие мы встречаем и у малёванцев. См.
Кутепов.
Секта хлыстов и скопцов. Казань, 1882 г. У хлыстов мы встечаем также радения и
пророчества, вполне напоминающие нам выше описанные радения малёванцев. Сходство
увеличивается еще и тем, что иногда у хлыстов бело доходит даже до подчинения идеям и
воле душевнобольных, как это было, напр., в с. Поповках Сумского уезда Харьковской губ.
см. Вести. Евр. Ноябрь, с. 156 и 157. Равным образом и описание радений и кружений с