ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10500
Скачиваний: 76
ред. Я. Л. Коломенского, М.И.Лисиной. - Мн., 1986.
410
зательно появится. Это очень важное социальное достижение
ребенка, значение которого, я думаю, мы еще в полной мере
не осознаем. Говоря взрослым языком науки, у младенца уже
есть предвидение. Ожидая, он уверен в осуществимости буду-
щего, он уже потенциально готов (готовится) к осуществле-
нию важнейшей человеческой добродетели - терпению, осно-
ванному на свободе воли у взрослого и, возможно, на чувстве
осуществимости будущего у младенца.
Здесь мы сталкиваемся с той дифференциацией мира внеш-
него и мира внутреннего, которой большое внимание уделял
и уделяет психоанализ. Не вдаваясь во все теоретические
варианты обсуждения этой проблемы, хотелось бы отме-
тить, что именно психоанализ позволил, через исследование
больного неврозом человека, новыми глазами посмотреть
на отношения матери и младенца. Глазами, которые увиде-
ли, что мать создает у своего ребенка чувство доверия к ми-
ру, совмещая в своих действиях заботу о физических нуждах
ребенка с проявлением веры в человека, свойственную ее
жизни в ее культуре. Выражается эта вера и в изнурительном
глажении пеленок с двух сторон, и в кипячении воды для
купания, и в облизывании упавшей пустышки, и в окрике, и
в шлепке, и в насильном кормлении, и в других многочис-
ленных действиях по уходу и кормлению. Конечно, рядом с
матерью всегда находятся и другие люди, которые тоже не-
сут в себе эту веру в младенца, в его возможности понимать,
чувствовать, хотеть, мочь и тому подобное. Воздействие их
на младенца может быть опосредовано через передачу лич-
ного опыта воспитания матери, а уже от нее к младенцу.
Приписывание матери другими людьми умения или неуме-
ния воспитывать ребенка и ухаживать за ним создают тот
социальный фон, на котором будет развиваться качество
материнских отношений с ребенком.
Хотелось бы еще раз обратить внимание читателя, что
именно через отношения с матерью у ребенка закладываются
(по мнению психоанализа) наиболее глубинные защитные
механизмы личности - проекция и интроекция. Известно, что
при помощи интроекции мы чувствуем и действуем так, как
если бы внешнее социальное достояние стало нашим внутрен-
ним, то есть значимое другое, значимый другой переживается
как значимое мое, как значимое Я. При помощи проекции мы
переживаем наше дискомфортное состояние как внешнее по
отношению к нам, то есть кто-то другой или что-то другое
становится воплощением наших пороков и недостатков. Го-
воря иначе, с помощью интроекции мы смотрим на себя по-
411
доброму, а с помощью проекции видим свои пороки как при-
надлежащие другим людям.
Так, взрослый человек, проецируя на младенца качества
«вредности», фактически проявляет в такой внешней форме
отсутствие у себя самого концепции другого человека. Ин-
троецируя в себе образ Матери, женщина осваивает, если
хотите, обучается, интериоризует радость осуществления сво-
его предназначения, то же самое происходит с ней, если она
интроецирует в себе образ ребенка как Человека. В этом слу-
чае она тоже обучается чувствовать и думать в соответствии с
его содержанием как ценностью, как добродетелью.
Это формирует у ребенка основу чувства собственной ин-
дивидуальности, которое войдет составной частью в ощуще-
ние собственной нормальности и полноценности, в пережива-
ние возможности осуществления собственного назначения.
Безрадостный младенец - грустное и, к сожалению, частое
явление нашей жизни. Жизнерадостность воспринимается ино-
гда даже как неуместное и неестественное свойство детства,
дети должны быть тихи и незаметны. В этой обыденности ви-
дится только отказ взрослых от интроекции главных доброде-
телей жизни, к числу которых уныние никогда не относилось.
Отнимать же у ребенка доверие к миру не только преступ-
но, но и опасно из-за той глобальной переоценки ценности
жизни, которую переживает наше общество. Если заказное
убийство становится почти ежедневным фактом жизни, то
рядом с ним лишение ребенка - беспомощного младенца -
веры и оптимизма кому-то может показаться незначимым.
Только кто он, этот кто-то, возможный читатель и оппонент?
Чего он сам-то боится, проецируя на младенца свой страх
перед жизнью?
Доверие, предполагающее у младенца чувство непрерывно-
сти существования, связано с особым отношением его и к соб-
ственному телу. По-моему, замечательно написано об этом у
Э.Эриксона: «Состояние веры предполагает не только тот
факт, что некто научился полагаться на тождественность и не-
прерывность существования внешних агентов, но и то, что он
может верить в себя и в возможности своего собственного ор-
ганизма справляться со всеми неотложными позывами; что он
способен рассматривать себя как заслуживающего достаточно-
го доверия, чтобы не опасаться во время кормления его зубов»'.
Кормившие грудью женщины хорошо знают тот момент,
когда появляется у ребенка это новое отношение доверия к
'Эряксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993.-С.20.
412
обственному организму. Больно укусив мать за грудь во
пемя кормления, пережив ее испуганный вскрик, ребенок
словно устанавливает дистанцию между своим живым телом и
телом его питающим. Возникает в это время особая пауза в
кормлении, которая сопровождается долгим взглядом ребенка
я глаза матери. Многие женщины, с которыми приходилось
говорить об этом, отмечали, что им становилось в это время
немного не по себе, словно на них смотрел умудренный жиз-
нью человек. Длилось это мгновение, рассказать об этом
очень сложно, повторить эту ситуацию невозможно, разве что
при появлении в семье еще одного младенца. Это становилось
как бы тайной двоих, первой обидой, нанесенной маленьким
взрослому, первым прощением этой обиды взрослым.
Мы можем только предполагать и догадываться о том, что
происходит в те мгновения, когда осуществляется дифферен-
циация между внешним и внутренним миром.
Много и подробно описано, как появляются у ребенка
разного рода чувствительности - зрительная, слуховая, кине-
стетическая, обонятельная, вкусовая; сложнее всего описать,
исследовать и понять появление чувствительности к другому.
С особым вниманием читаю работы, посвященные разви-
тию близнецов, - там, кажется, есть кое-какие, не всегда
систематизированные, сведения о том, как эта чувствитель-
ность проявляется. Существенным моментом в развитии
этой чувствительности становится позиция родителей. Да,
педагогическая позиция родителей, в которой восприятие
собственных детей как равных или неравных себе - взросло-
му и друг другу - главное содержание переживаний, влияю-
щее на развитие близнецов.
Педагогическая позиция, основанная на всемерном сбли-
жении близнецов, приводит к появлению особой группы,
стремящейся к изоляции от других общностей; чувствитель-
ность друг к другу притупляет интерес этих детей к другим
людям. У них может развиться (и развивается - фактов много,
и они достоверны) собственная автономная речь, появится
как бы собственная мини-субкультура, закрытая для вторже-
ния окружающих.
Подчеркивание различий между близнецами как созна-
тельно интроецированный подход к детям может привести
Уже в младенческом возрасте к неравенству в отношениях с
родителями, появлению «более любимого» ребенка. Это, есте-
ственно, будет проявляться в повышенном внимании взрос-
лых к его нуждам и потребностям, что скажется на пережива-
"ии ребенком (особенно «менее любимым») своего места сре-
413