Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9872

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 (я говорю в первую очередь о жизни в собственной семье).
Границы своего влияния на другого человека предполагают
перераспределение ответственности за течение жизни, за раз-
ные ее проявления.
Степень свободы, степень ответственности, если хотите,
степень неучастия отца и мужа в жизни всей семьи и каж-
дого из ее членов - это решение мужчиной задачи своего
личностного развития, так как за этим стоит смена оценок,
привязанностей и переосмысление принятых обязательств.
Если хотите, то это пересмотр собственной Я-концепции на
основе обновленной концепции жизни. Это отказ от собст-
венного влияния на жизнь людей, порожденных тобой
(дети), это отношение к собственному эгоизму как реаль-
ности. Это трудно.
Вчитаемся еще раз вместе в строки книги Дж. и Р. Байярд:
«У каждого из нас есть своего рода внутренний сигнальщик,
внутреннее я, постоянно посылающее нам сокровенные и
дерзкие мысли:
Я чувствую...
Я хочу...
Я желаю...
Я могу...
Я намерен (а)...
Я собираюсь...
В идеале существует сильная позитивная связь между вами
и этим внутренним сигнальщиком. Вы слышите его, уважаете
его, заботитесь о нем, доверяете ему руководить вашими дей-
ствиями, и в свою очередь он вполне заслуживает такого рода
отношения и доверия. Вашу главную задачу в жизни можно
рассматривать как осуществление, реализацию этого вашего
внутреннего я.
Однако многие из нас еще в очень раннем возрасте науча-
ются игнорировать этот внутренний голос и даже бояться его.
Мы доходим до того, что даже не слышим его и вместо этого
вырабатываем у себя привычку концентрировать внимание на
информации, поступающей к нам извне, чтобы с ее помощью
руководить своим поведением...
Игнорирование своего внутреннего голоса настолько об-
щепринято, что входит в привычку, и человек становится
способным слышать и заботиться о том, что нужно другим
людям, но не слышит и не обращает внимания на собственные
нужды и потребности»'.


background image

•Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. -С. 82.

594

К этим словам стоит прислушаться, так как они описы-
вают ситуацию отсутствия диалогичности сознания - одну
из психологических ловушек переходного периода, в кото-
рую легко попасть, если мужчина не доверяет своему собст-
венному мышлению, не может рефлексировать над содержа-
нием собственной мысли. Мне хотелось специально обратить
внимание читателя на существование этой возможности
именно в переходном возрасте, так как в нем есть много
объективных (даже уже упоминавшихся физиологических
особенностей) причин для появления переживаний неодно-
значности своего Я.
Некоторые авторы' это связывают с объективными огра-
ничениями активности взрослого человека, которые убав-
ляют оптимизма молодости. В этой позиции есть свой смысл,
но мне она кажется несколько упрощенной - и молодость
далеко не всегда оптимистична, и «объективные ограниче-
ния активности» на деле могут оказаться просто фантомами
сознания...
В переходном возрасте условиями, способствующими раз-
витию рефлексии мужчины на содержание собственного
мышления, по-моему, являются:
- смена оценок близких людей за счет появления в психо-
логическом пространстве большего числа чужих людей;
- необходимость осуществлять по отношению к подрас-
тающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни;
- необходимость выстраивать отношения с собственным
меняющимся телом и его свойствами;
- необходимость оценивать пройденный жизненный путь
как его возможную половину (возможное несоответствие пе-
реживаний психологического и физического возраста).
Это обостряет чувствительность к жизни собственного Я,
думаю, что мужской вариант этой чувствительности связан с
появлением нового отношения к собственному мышлению.
Крайние проявления этого: полное доверие к собственной
мысли (рефлексивность, диалогичность, обобщенность на
новом уровне и тому подобное) или отказ от собственного
мышления, подмена его фантомами мысли (переживание за-
вершенности собственного развития, отсутствие стремления к
новым знаниям и тому подобное).
Думаю, что примером полного доверия к собственному


background image

мышлению, а значит, к собственной способности действовать
' См., например: Толстых А. В. Наедине со всеми: О психологии обще-
ния. - Мн., 1990;Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

595


background image

 ответственно, этически правильно, может быть Данте, напи-
савший в 33 года «Божественную комедию». Недаром древние
греки называли этот возраст и сопутствующие ему психоло-
гические изменения порой «акмэ», что означало вершину,
высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент
наиболее полного расцвета человека.
Подчеркнутое отношение к этому возрасту есть и в рус-
ских былинах и, конечно, в Библии. Переходный возраст,
пережитый мужчиной как решение жизненных задач, пере-
оценки изменившихся обстоятельств и условий осуществле-
ния его индивидуальной судьбы, делает его практическим
философом. Он не только отвечает перед собой за содержа-
ние своей жизни, он чувствует в себе силы и возможности
для воздействия на людей. Воздействие это обосновывается
результатами собственного мышления, где критерий истины
так же доступен для рефлексивной оценки, как и процесс
собственного мышления.
Мне бы не хотелось как-то с оттенком фатализма отно-
ситься к этому периоду в жизни мужчины, но похоже на то,
что именно в это время жизнь дает ему шанс стать хозяином
своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда сво-
бода и ответственность как качества человеческой экзистен-
ции практически тождественны. Свобода быть самим собой и
ответственность таковым стать.
Если для женщины эта ситуация в большей степени раз-
вивается в области чувств, то для мужчины она выражена в
интеллектуальной сфере. В свое время меня поразил факт,
что именно на этот период жизни человека приходится
время манифестации шизофрении, до того никак о себе не
заявлявшей. Может быть, нет больших оснований прово-
дить аналогии, но решение мужчиной жизненных задач,
связанных с переоценкой значимости других людей, приня-
тых семейных обязательств - это сугубо интеллектуальная
деятельность, которая может (и должна) вызвать измене-
ния в сознании. Без напряжения изменения в сознании не
происходят.
Существенное значение для мужчины, переживающего пе-
реходный возраст, приобретают дружеские связи, дружеские
отношения. Это потребность в осуществлении диалогичности
мышления, потребность в экстериоризации внутреннего диа-
лога Я. Формула: «Ты меня уважаешь?» приобретает в этот
период особое значение, так как друг необходим для того


background image

вида общения, которое психологи обычно называют интим-
но-личностным. Темой такого общения становится динамика

596

собственного Я, трагедия начинается там, где она обращена в
прошлое, где ностальгия по пережитому и изжитому превы-
шает интерес к настоящему и будущему. Это именно трагедия,
так как именно она говорит о наступающей отстраненности
от возможности ответственного и свободного осуществления
своей судьбы. Бытовым симптомом такой отстраненности
можно считать появление в отношении с взрослеющими деть-
ми формулы нотации: «Я в твои годы...» Вместо того чтобы
понимать и анализировать настоящее отношение с собствен-
ным ребенком, мужчина обрушивает на него ношу своего
прошлого, в котором просто не было его детей.
Друзьями мужчины потенциально могут стать члены его
семьи - самые близкие ему люди, если... Если они сумеют най-
ти необходимые темы для интимно-личностного общения
друг с другом. С огромным сожалением приходится конста-
тировать, что это бывает далеко не всегда, а тип отца, кото-
рого нет дома, является весьма и весьма распространенным,
как распространены и мужские компании, объединенные да-
леко не романтическим образом чаши с вином.
Конечно, однозначную причину алкоголизации мужчин
найти весьма сложно, может быть, ее и нет, но, думаю, что
одна из них связана с явлениями подросткового возраста и
возраста переходного, которые едины в переживании своего
одиночества. Это переживание вызвано необходимостью
вести диалог с собственным Я, диалог, который обеспечива-
ет само существование Я, вот тут-то и появляется та тоска
по экзистенциальности, которую не каждый человек может
выдержать, если он остается один, без поддержки другого
человека.
Подростку нужен взрослый друг, мужчине в переходном
возрасте нужен друг - ученик, у которого можно учиться,
обучая его самому. Это рождает чувство собственной нуж-
ности, значимости, включенности в полную жизнь, чувство
причастности ко всем проявлениям своей жизни... Есть мно-
го слов, чтобы выразить это состояние человека, но я ду-
маю, что его можно было бы назвать одним словом - чувст-
вовать себя живущим.
Тогда не надо масок фантомного мира, тогда не надо бо-
яться реальности, тогда творчество своей жизни переживается