ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10334
Скачиваний: 75
ей, с общим отношением к жизни, которое, в конечном счете,
выливается в жизненные этические принципы («что такое
хорошо и что такое плохо»). Соотношение юмора и серьезно-
сти в семейной жизни - основа для регуляции чувств всех ее
587
членов, а особенно женщин, так как в силу ее природных осо-
бенностей она больше, чем мужчина (конечно, среднестати-
стически или как правило), попадает под влияние инерции,
свойственной ее же собственным эмоциям.
Юмор - одно из средств, которое позволяет человеку пе-
рейти от одного проявления жизни к другому, отделяя их друг
от друга и в то же время объединяя' в едином потоке.
Я бы взяла на себя смелость утверждать, что та женщина
справится с задачей личностного развития в переходном
возрасте, у которой достаточно силы разума для того, чтобы
относиться к жизненным проблемам с юмором, то есть ви-
деть их относительность, многозначность, если хотите, ме-
тафоричность...
Источником жизнеутверждающего юмора может (а по-
моему, и должна) стать концепция жизни, где искусству на-
слаждения жизнью отводится должное место в умениях ре-
шать жизненные проблемы. Смех и веселье - умение радо-
ваться жизни - это и ощущение своей ответственности и жиз-
ненной компетентности. В конечном счете это проявление
жизненной силы Я, ощущение его как принадлежащего тебе, и
в принципе это одно из средств преодоления несоответствия
требований конвенциональной семейной роли - роли, опреде-
ленной правом, моралью, традицией, и реальной, настоящей,
или, как говорят, межличностной роли, определяемой инди-
видуальностью человека.
Серьезность, безличность конвенциональной роли преодо-
левается живой индивидуальностью без труда, так как она в
силу своей целостности и динамичности способна восприни-
мать ее относительность как появление экзистенциальное™
человека - его свободы и творчества.
Итак, в жизни женщины бальзаковского возраста со всей
остротой встает проблема осознания содержания своей инди-
видуальности, которая связана со сменой оценки привязанно-
стей и принятых обязательств в отношении близких людей и
самой себя. В то же время продолжается освоение родитель-
ской роли, которое основывается на существенном изменении
психологической дистанции с детьми, включающем и пере-
оценку значимости людей в осуществлении собственной ин-
дивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к
обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты
жизни, причастности ко всем ее проявлениям.
I См. подробно: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная
культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
588
Если же этого не происходит, то женщина погружается в
мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за
счет пребывания в фантомном мире собственного Я'.
Переходный возраст в жизни мужчины предполагает реше-
ние тех же жизненных задач, что и в жизни женщины, но они
имеют другой вектор - другое направление. Я бы назвала его
вектором практической философии. Освоение мужчиной его
родительской роли приводит к тому, что (естественно, в норме
развития) он начинает осознавать необходимость осуществле-
ния правильной жизни не только в рамках своей семьи, но и в
более широкой социальной ситуации (вплоть до космической,
планетарной). Это приводит к пересмотру очень многих пара-
метров своей индивидуальности, которые в дальнейшем стано-
вятся основой для принятия новых жизненно важных решений.
Может быть, я неверно расставляю акценты, но мне кажет-
ся, что в переходном возрасте для мужчины очень большое
значение имеют первые признаки естественного старения.
Именно они обращают его взор к обобщенным, отстраненно
философским проблемам как к собственным. Говоря высоким
стилем, вечность заглядывает в глаза мужчины. Смотрит она
туда не только глазами старости, но и глазами взрослеющих
детей, которым... часто не очень понятно, что надо.
Сейчас я попробую описать, что происходит с нормаль-
ным, здоровым мужчиной, переживающим переходный воз-
раст, используя в качестве главного критерия позитивных
(обеспечивающих личностный рост) изменений проявления
практической философии жизни, которая на уровне психоло-
гических факторов всегда связана с переживанием ответст-
венности за разные проявления своей и чужой жизни. Когда я
читаю книги о семейном психологическом консультировании,
о психотерапии семейных отношений, меня часто заставляет
задуматься такой факт: есть очень много описаний и класси-
фикаций типов детско-родительских отношений, определяю-
щих, по мнению их авторов, особенности развития детей, но
(может быть, мне просто не пришлось встретить) нет типоло-
гии отцов с точки зрения детей.
Такая типология мне кажется необходимой для понимания
того, что же происходит с самим мужчиной (особенно в пере-
ходном возрасте) в семейной жизни.
Я попробовала предпринять такую попытку, используя
для построения классификации данные работы с семьями, где
I См. подробно: Короленко И.П., Фролова Г.В. Чудо воображе-
ния (воображение в норме и патологии). - Новосибирск, 1975.
589
родители находились в переходном возрасте. Вот что у меня
получилось. В основу классификации положены данные о
переживании ребенком содержания отношений с отцом; полу-
чились следующие типы:
1) отец-друг,
2) отец - судья,
3) отец - кормилец,
4)отец - психотерапевт,
5) отец - «нет дома».
1. «Отец - друг» - это человек, с которым всегда интерес-
но, потому что он много знает и много умеет, он справедлив,
никогда не обижает.
2. «Отец - судья» - он всегда всех проверяет, ругает, если
кто-то что-то сделал неправильно.
3. «Отец - кормилец» - все покупает, приносит деньги, сле-
дит, чтобы все у всех было.
4. «Отец - психотерапевт» - всех мирит, с ним интересно,
он может посоветовать, никогда не ругает зря, с ним можно
обо всем поговорить.
5. «Отец - «нет дома»» - ни во что не вмешивается, работа-
ет, зарабатывает деньги, дома отдыхает.
В этой простенькой классификации мне хотелось пока-
зать различную степень связи отца с членами семьи, которая
проходит по линии распределения ответственности за раз-
ные проявления их жизни. С сожалением приходится кон-
статировать тот факт, что во многих семьях отцы в той или
иной степени находятся вне психической реальности, кото-
рую сами же создали (создают), то есть они как бы не живут
в семье, а находятся в ней, так как не берут на себя ответст-
венность за содержание отношений с членами семьи, пола-
гаясь на естественное, спонтанное их осуществление и про-
явление. Обычно эта сторона отношений в семье анализиру-
ется как проблема лидерства, но я думаю, что семья - это
особая группа, в которой лидерство - понятие весьма отно-
сительное, важнее переживания своего места в системе се-
мейных отношений как именно своего, соответствующего
индивидуальным свойствам Я, обеспечивающего проявление
силы Я. Именно ощущение своей уникальности делает чело-
века человеком, а не роботом.
Я уже пыталась говорить о том, что чувства мужчины от-
личаются от чувств женщины, особенно это проявляется при
освоении родительской роли, когда надо найти (действитель-