ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10311
Скачиваний: 75
тоже любила и жалела их, но она не отказалась и от своей
жизни, у нее был свой смысл, своя отдельная (и независимая
от детей и мужа) жизнь, она была, наконец, бесконечно при-
влекательной и интересной собеседницей.
Вспомнился факт жизни Маргарет Митчелл, написавшей
свой знаменитый роман «Унесенные ветром» во время работы
в газете, где никто, естественно, не сокращал ее рабочий день,
вспомнилась и литературная карьера Астрид Линдгрен, на-
чавшаяся в 48 лет книгой о Малыше и Карлсоне, вспомнилась
и жизнь Марии Кюри...
Наверное, моим современницам часто не хватает сил для
переживания границ собственного Я как границ неприкосно-
венных в силу множества обстоятельств, среди которых, пола-
гаю, можно назвать и отсутствие самых конкретных гумани-
тарных знаний об организации жизни, того, что еще в про-
шлой главе я пыталась назвать индивидуальным стилем жиз-
ни, в том числе и знаний о ней самой. Счастье, что в послед-
ние годы появилось так много журналов, обращенных к жен-
щинам разных возрастов. Хотелось бы, чтобы их могли (а
главное, хотели) читать и женщины зрелого возраста, находя
в нем материал для осознания собственных проблем.
Исследования показывают, что степень и глубина осозна-
ния потребности в знаниях зависят от того, насколько актив-
ное отношение взрослый человек занимает в той или иной
сфере своей жизни. Потребность в знаниях неустойчива, если
она направлена на решение частных, ситуацией обусловлен-
ных, задач. Однако степень ее устойчивости возрастает и по-
требность становится ярко выраженной, когда новые знания
женщина связывает с перспективами и планами всей своей
жизни, стремится к проявлению своей экзистенции, к разви-
тию своей концепции жизни. Очевидно, что потребность в
знаниях у женщины вырастает из жизненных планов, именно
эта осознанная потребность как осознанная необходимость в
новых знаниях приводит к появлению рефлексии на содержа-
ние собственного мышления.
Функциональных возможностей для освоения новой ин-
формации как у женщины, так и у мужчины в период зрелости
вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интел-
лектуальном уровне свои жизненные задачи.
Исследования' показывают, что уровень функционального
интеллекта (способность решать задачи) взрослого человека
I Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред.
Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. - М., 1972, 1977.-С. 179-181.
612
на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно
высоким. Никаких резких спадов (и подъемов тоже) в дина-
мике этих функций не наблюдается.
Мне нравится высказываемое в этих работах предполо-
жение о том, что эта функциональная база как раз и позво-
ляет взрослому человеку осуществлять свое дальнейшее - не
функциональное - развитие: углублять свои представления
об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, ос-
ваивать все более эффективные методы практической и тео-
ретической деятельности. Психологи часто отождествляют
этот вид обучения с дифференциацией и интеграцией ролей.
Дифференциация ролей для женщины связана с тем, что
меняется соотношение между разными ролями, особенно
между семейными ролями. Роль матери становится качест-
венно другой - взрослые дети сами родители, больше сил
остается для роли хозяйки дома, для работы.
К сожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки
дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, вообра-
жения, того, что является проявлением полной жизни, кото-
рую человек может (если умеет) сознательно осуществлять
творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и
следовать ей как стремлению к обустройству жизни. В роль
хозяйки дома входит и забота о хозяине дома - своем муж-
чине. Эта забота - занятие не менее творческое, чем самая
творческая из профессиональных деятельностей. Изменив-
шееся социально-психологическое пространство семьи суще-
ственно влияет на отношения между супругами, роль психо-
терапевта в период зрелости переходит к женщине, так как
она более интенсивно, чем мужчина, переживает изменения,
происходящие в ней, и у нее самый оптимальный выход из
жизненных ситуаций - это интеллектуализация всех прояв-
лений жизни. Как пишет Михалина Вислоцкая в уже упоми-
навшейся книге «Искусство любви», «сотворение зрелой
любви, когда уходит время первых любовных безумств, тре-
бует огромных усилий ума и чувств... Теперь мы не только
развлекаемся, но и разговариваем... Доверительные разго-
воры в зрелом супружестве не только вписывают новые
страницы в историю любви, но и способствуют духовному
сближению мужа и жены, создают в их жизни новый общий
знаменатель...»'
Для этого нужны силы, силы, которые женщина может
найти в том случае, если множество жизненных ситуаций не
'Вислоцкая М. Искусство любви (20 лет спустя). - М., 1991.
613
загонят ее в тупик постоянного стресса, просто она научится с
ними справляться, тем более что период зрелости приносит
еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть
название, - «синдром опустевшего гнезда». Я уже упоминала
о нем, когда говорила о детях, покидающих дом.
Специалисты чаще всего связывают этот синдром с со-
стоянием женщины, так как считают, что у нее в большей
степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви
к детям, заботы о них. С этим и связано более острое пережи-
вание пустоты, утраты смысла жизни.
Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается
на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных
ценностей,кроме материнства.
^ Женщина часто просто не хочет понять, что для нее насту-
пил новый, очень интересный период жизни, свободный от
многих повседневных обязанностей^ Отношения с детьми
теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чув-
ство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу,
взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно
обладает поразительной стабильностью, сохраняясь годами и
даже десятилетиями.
Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая
его в отношениях со своими детьми, иначе (особенно жен-
щина) можно попасть под пресс гнетущего чувства одиноче-
ства. Подготовка этого чувства связана с передачей ответст-
венности за собственную жизнь взрослеющим и взрослым
детям, а также с развитием у себя уверенности в себе и инте-
реса к себе, который естественно перерастает и в интерес к
другому человеку, не похожему на тебя, я бы назвала такого
человека чужим родным. Обычно дружба и предполагает
это превращение - чужой становится родным, а выросший
ребенок, отдаляясь, словно бы превращается в чужого, но
умение дружить и состоит в том, что это «словно бы» не
мешает его любить, а помогает воспринимать как близкого
и родного.
В этом синдроме опустевшего гнезда женщина в полной
мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей
ощущать в себе свои собственные личностные качества, обна-
ружить их наличие, или, увы, их отсутствие... Последнее дос-
таточно вероятно, так как очень долгое время в истории че-
ловечества женщина, как пишет А.Моруа', была только ве-
щью, и сегодня многие мужчины жалеют о том, что времена
Моруа А Письма к незнакомке -М 1983
614
изменились, можно в этом смысле процитировать кусочек из
его текста - мудрого, наполненного любовью к жизни и бес-
конечным желанием понимать ее: «Заметьте, многие мужчины
жалеют, что женщина перестала быть вещью. Это было так
удобно! Она была источником наслаждения, рожала детей,
воспитывала их, вела домашнее хозяйство. Взамен она требо-
вала лишь пищу, кров и немного внимания. Да и требовала ли
она его? Через некоторое время после женитьбы муж начинал
заглядываться на других женщин: муж-любовник без особых
церемоний удалялся из дома...
В ту пору женщина, желавшая стать личностью, раздража-
ла мужчин. В этом-то и состояла беда Жорж Санд. Она была
прежде всего человеком и требовала, чтобы с нею соответст-
венно обращались...»
Предрассудки живут долго, по-моему, А.Моруа глубоко
прав, когда пишет о том, что «человечество вообще изменяет-
ся куда меньше, чем думают. Оно как море: на поверхности
бурлит, волнуется, но стоит погрузиться в пучину людских
душ - и налицо неизменность важнейших человеческих
чувств». В этой пучине одним на глобальных чувств являет-
ся чувство собственной осуществляемой экзистенциально-
сти. Именно осуществляемой, да оно обостряется в опреде-
ленные периоды жизни, к таковым относится и период зре-
лости - для женщины далеко не простой, так как, чтобы
стать домашним философом, ей еще надо хотеть им быть;
часто появлению этого желания должны способствовать ее
собственные интеллектуальные усилия и знание законов
жизни. Именно это знание и стремление овладеть им для
преодоления жизненного стресса может использовать жен-
щина против грозного синдрома опустевшего гнезда. Имен-
но это знание поможет ей быть женой своего мужа, не созда-
вая ему дополнительных факторов стресса, которых в его
жизни так же много, как и у женщины.
Самый главный стрессовый фактор этого возраста для
мужчины - импотенция. Суть в том, что такое явление прехо-
дящее, наступающее практически у каждого мужчины после
30-40 лет. Импотенция - состояние, при котором совокупле-
ние невозможно из-за отсутствия эрекции. Чем старше чело-
век, тем чаще у него происходят подобные сбои. Незнание о
закономерном временном снижении потенции может привести