Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 9852

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 Современная геронтология дает ответ, который мне
очень нравится. Он формулируется как содержание психо-
логической задачи личностного развития, которую можно
сформулировать как задачу установления связей вне семьи,
говоря иначе, расширение, изменение жизненного контек-
ста. Как жаль, что для наших городских пожилых людей
это может закончиться скамейкой у подъезда. Сельские
жители в этом смысле в более выгодном положении - забо-
ты о хозяйстве, их нескончаемый круг, близость с приро-
дой, появление элементов досуга скрашивают остроту пе-
реживаний интенсивностью приложения сил (на физиче-
скую работу в пожилом возрасте их, естественно, уходит
больше, чем в возрасте зрелом).
Установление связей вне семьи переживается пожилыми
людьми как потенциально существующая готовность быть
полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они
готовы учить, но не всегда умеют это делать.
Навыки учительства и умение дать дельный жизненный со-
вет являются естественным следствием развития в Я-концепции
диалогичности сознания, предполагающей возможность встать
на точку зрения другого человека.
Содержание актуальных переживаний пожилых людей
способствует осуществлению внутреннего диалога, который
основан на осознании концепции жизни и собственной Я-
концепции. Именно они создают благоприятные условия для
осуществления возможного перехода от одной педагогиче-
ской позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За
этим стоит и качественно новое перераспределение ответст-
венности с близкими и чужими людьми за осуществление раз-
ных проявлений жизни.
Конечно, все это существует как потенциальная возмож-
ность, которой можно воспользоваться, а можно и не заме-
тить, продолжая существовать в мире фантомном, сюрреа-
листическом.
Недаром многие психотерапевтические направления уде-
ляют такое большое внимание работе с прошлым. Именно
оно обладает способностью создавать мир ирреальный, в
котором переживание настоящего и планирование будущего
ориентируются только на прошлое, причем давно прошедшее,
в чем, например, убеждает анализ ранних воспоминаний в
соответствии с концепцией Альфреда Адлера'.
I См. подробно: Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и ана-


background image

лиз ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. -СПб., 1993.

630

Навыки учительства и умение дать совет для пожилых лю-
дей проявляются в социальном интересе. Психологи связыва-
ют его проявление с тремя областями объектов: 1) неодушев-
ленные предметы, ситуации или виды деятельности - природа,
наука, искусство. Человек проявляет к ним интерес, никак не
связанный с его собственным Я, - это интерес бескорыстный;
2) все живое. Социальный интерес здесь проявляется как спо-
собность ценить жизнь и принять точку зрения другого;
3) вселенная и мир в целом, это идентификация как с живыми,
так и неживыми объектами, это единство со всей полнотой
мира - космическое чувство жизни.
Социальный интерес и его проявление у пожилого челове-
ка позволяет переживать противоречия своего возраста через
создание живительных связей с окружением. Помнится, жен-
щина, только что вышедшая полгода назад на пенсию, с гру-
стью и удивлением говорила: «Я раньше как оглушенная бы-
ла, всей красоты природы не замечала, а ведь каждый камень,
каждый листок жизни радуется. Как хорошо, что сейчас я это
стала замечать».
Исследователи социального интереса отмечают, что с ним
связаны такие чувства:
1) чувство принадлежности к группе или группам;
2) чувство, что «ты здесь дома» - личность и комфорт во
взаимодействии с людьми;
3) чувство общности с другими людьми, переживание по-
хожести на них;
4) вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-
то хорошее;
5) мужество быть несовершенным - это ощущение того,
что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда
«первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;
6) ощущение себя человеком - чувство, что ты часть чело-
вечества;
7) оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим ме-
стом для жизни.
Социальный интерес связан со следующими мыслями че-
ловека о своей жизни: я человек, и мои общественные права и
обязанности равны правам и обязанностям других; можно
достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с обще-
ственным благом; процветание и выживание общества зави-


background image

сит от решимости и способности его членов научиться гармо-
нично сосуществовать друг с другом; я убежден, что надо
поступать по отношению к другим людям так, как мне хоте-
лось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне; общей

631 .


background image

 оценкой моей личности будет та степень, в которой я способ-
ствовал благополучию общества.
При этом поведение человека, осуществляющего живи-
тельные связи с окружением, проявляющем социальный инте-
рес, выглядит следующим образом: готовность использовать
свои возможности, знания или способности для оказания по-
мощи другим людям; готовность щедро поделиться тем, что
тебе принадлежит; готовность участвовать в групповой дея-
тельности; готовность признавать чужие права, знания и
опыт; стремление работать или играть вместе ради достиже-
ния общей цели или общей пользы; готовность идти на вза-
имные уступки для достижения взаимно приемлемых реше-
ний, проблем и конфликтов; умение показать другим, что ты
понимаешь и ценишь их мысли и чувства; способность во-
одушевить, мотивировать других людей; улучшение социаль-
ных условий к общей пользе.
Исследования социального интереса показывают, что лю-
ди с низким уровнем его более негативно относятся к своим
родителям и большое значение придают своему прошлому
опыту, они преувеличивают значение прошлого опыта для
своей нынешней жизни.
Выраженность социального интереса очень подвержена
влиянию стрессовых факторов - ухудшению условий жизни,
постоянного напряжения. Это повседневно, к большому со-
жалению, существует в нашей жизни, поэтому я часто чувст-
вую себя профессионально бессильной, так как знаю, что
могла бы помочь людям пожилого возраста решить их психо-
логические задачи, но ни я, ни они не могут это реализовать в
бытовой жизни.
Социальный интерес для самого пожилого человека и об-
щественное внимание к нему, обеспечивающее достойное су-
ществование, нет, достойную жизнь, позволило бы жить в
ладу с собой и с миром, а не ставить на себе крест при первых
признаках старения.
Создание личного отношения к бренности существования -
это одна из задач личностного развития человека в этом воз-
расте. Я уже упоминала о необходимости осознания концеп-
ции жизни и Я-концепции для решения всех задач этого пе-
риода жизни, свое место в этом процессе должна найти и кон-
цепция смерти, которая, как я писала уже в первых главах,
стыдливо прячется из бытовой жизни. Личное отношение к
бренности своего существования может принимать разные


background image

конкретные формы: от обострения философско-религиозных
исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби).

632

При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой чело-
век сталкивается с необходимостью опираться на свои умст-
венные способности, как бы заново их в себе рефлексируя.
(Подробнее на этом явлении остановлюсь в следующей главе.)
Наблюдается удивительное в связи с этим обновление чувств,
которое давно отмечено людьми в пословице (она относится
не только к сильной половине человечества): «Седина в голо-
ву - бес в ребро». Оживление чувств происходит за счет их
интеллектуализации, за счет обновления переживаний кон-
цепции жизни и Я-концепции. Это удивительное явление опи-
сано как «Последняя любовь» Ф.И.Тютчевым:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись,очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Но кровь, скудеющая в жилах, дает о себе знать. Особен-
но для сильной половины человечества. Мужчина пережива-
ет физиологически не лучшее время, изменение социального
статуса (работающий пенсионер) сопровождается у боль-
шинства мужчин климаксом. Чаще всего его время приходит-
ся на 60-65 лет. Начало упадка сил и первые симптомы кли-
макса, не только прогрессирующее ослабление эрекции, раз-
ные авторы описывают по-разному и объясняют их очень и
очень неоднозначно.
Есть идеи, они мне кажутся очень интересными и продук-
тивными для понимания, что понижение мужских возможно-
стей не связано с гормонами, а вызвано в большей степени
психологическими факторами. Среди них немаловажное зна-
чение имеет процесс идентификации с собственной мужской
ролью, которая, казалось бы, должна быть давно освоена. Но
не тут-то было. Очень часто, по мнению специалистов, физи-