ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10485
Скачиваний: 75
педагогической позиции как проявление экзистенциальных
переживаний. Именно эти переживания составляют чувствен-
ную основу формирования понятий, степень владения содер-
жанием этих понятий показывает как глубину переживаний,
так и их осознанность.
Думаю, что эти понятия можно отнести как к разряду ак-
сиологических, так и аксиоматических, определяющих устой-
чивость как картины мира, так и целостность Я. Эти понятия
выполняют в жизни человека роль, аналогичную роли теорий
в физике. Марио Буже говорил об этом так: «Ученый прове-
ряет свои теории, сопоставляя их с наблюдаемыми данными,
многие из которых могут быть поняты в свете именно тех
теорий, которые он проверяет. Иначе говоря, если для провер-
ки наших физических идей необходимы опытные данные раз-
личных видов, то эти опытные данные еще не являются рефе-
рентами упомянутых идей. Искомым референтом физической
идеи является реальная вещь. Если случается, что эта конкрет-
ная вещь оказывается нереальной, то тем хуже для идеи»'.
Говоря другими словами, если идеи будущего времени, от-
ветственности, причинности и нормальности, которыми поль-
зуется человек в воздействии на другого человека, не совпа-
дают с наблюдаемой им психической реальностью, он сталки-
вается с фактом существования у себя идей, не отвечающих ей.
Но тут-то и начинается трагедия возможного отождествления
себя, своих идей (понятий) со свойствами психической реаль-
ности. Например, взрослый переживает непослушание ребен-
ка как свое бессилие, так как механически понимает причин-
ность своего воздействия на него. Ребенок переживает такое
воздействие взрослого как собственную ненормальность, так
как переживает свое несоответствие требованию быть как
взрослый, ребенок переживает идею своей ненормальности
как отказ взрослого любить его и тому подобное.
Осознается эта трагическая ситуация и подобные ей край-
не недостаточно, и причины трагизма настолько далеки от
идей, понятий, которые их порождают, что создается иллю-
зорный мир, искажающий и содержание понятий, и сами по-
нятия. Так, понятие будущего времени может быть поглощено
идеей похожести ребенка на кого-то из членов семьи, а поня-
тие ответственности почти полностью уничтожено понятием
материального обеспечения жизни; у понятия причинности
есть шанс быть поглощенным понятием судьбы, а понятие
нормального человека исчезает в обобщении «все люди».
'Буже М. Философия физики. - М., 1975.-С. 21-22.
250
Человек, переживающий трагедию несоответствия реально-
сти его идеям, его понятиям, сталкивается не только с реально-
стью как таковой (иногда даже говорят, что он осуществляет
прорыв в нее), но он одновременно встречается и с собственной
структурированностью, если хотите, жестокостью, - с теми
своими качествами, которые порождают сопротивление свой-
ствам реальности. Это трагические точки возможного качест-
венного изменения содержания понятий в двух полярных на-
правлениях: 1) в направлении переструктурирования реально-
сти и содержания новой идеи и 2) в направлении отказа от ре-
альности и создания более простой структуры на основе уже
имеющейся идеи. В конкретных фактах жизни это выглядит
следующим образом: движение человека в первом направлении
связано с поиском им новой информации и новых способов ее
обработки (например, обращение к специалистам, к науке, к
искусству для более полного познания свойств психической
реальности); движение во втором направлении выражается в
поведении, напоминающем действия страуса, когда он в мину-
ты опасности прячет голову в песок, - это сознательное огра-
ничение информации, предельная селективность, избиратель-
ность ее восприятия и переработки, только в свете уже имею-
щейся структуры собственной позиции.
Трагизм ситуации состоит в том, что оба направления каче-
ственного изменения понятий могут (с известной степенью ог-
раничения) помочь человеку в осуществлении его позиции воз-
действия на другого человека. Если первое направление - это
движение к мудрости и целостности восприятия своей жизни и
через это осуществление воздействия, то второе направление -
это движение к эгоизму и эгоцентризму, конкретизирующихся в
силе упрямства при воздействии на другого человека. Выбор
между этими двумя направлениями как сознание своего вектора
движения к реальности и к собственным идеям о ней не пред-
ставляется мне простым делом, так как он связан с глубиной
переживаний своей позиции и ее соответствия своим экзистен-
циальным чувствам и чувствам другого человека.
Кроме того, многочисленные исследования не раз доказы-
вали тот факт, что «анализ действительности с помощью поня-
тий возникает значительно раньше, чем анализ самих понятий»'.
Применяя понятия для структурирования своей позиции во
взаимодействии с другими людьми, человек получает воз-
можность двигаться в разных уровнях обобщения реальности,
переживая их как соответствие или несоответствие своему
'Выготский Л.С. Мышление и речь.-Собр. соч.-М., 1982.-С. 177.
251
опыту. В этом опыте может не оказаться осознанного экзи-
стенциального переживания (или оно будет представлено
крайне бедно), что будет одним из препятствий для движения
человека в своей психической реальности, так как форма
(например, понятие о нормальном человеке или причинности)
не найдет соответствующего ей содержания и останется пус-
тотой. Это известное, уже обсуждавшееся нами явление, воз-
никновение иллюзорного мира - призраков, симулякров.
Собственной теорией, отражающей его позицию воздейст-
вия, обладает каждый человек. Выраженность ее в слове не
обязательно связана с глубоким пониманием содержания это-
го слова-понятия, важно, что слово, выполняя свою символи-
ческую функцию, позволяет анализировать действительность,
а значит, осуществлять выбор средств в воздействии на друго-
го человека. Когда ребенок говорит, что встретил бабу ягу, а
соседка плохая, он не только произносит знакомые слова, он с
их помощью анализирует (в доступной ему форме) психиче-
скую реальность, возникающую для него при взаимодействии
с другим человеком, он определяет свою позицию, обосновы-
вает через нее воздействие на другого - «бабу ягу» или
«плохую». Маркировка переживания словом выполняет важ-
нейшую задачу - задачу фиксации позиции, определения дис-
танции с другим человеком, обоснования воздействия.
Наверно, поэтому многие оценочные слова, произносимые
человеком в адрес других людей, в адрес себя, в адрес жизни в
целом, выполняют роль символа его философии, в этом смысле
они похожи на формулы, например в физической теории, так
как обладают большой степенью обобщения. В то же время,
как и формулы, понятия-слова могут быть нескольких видов в
зависимости от их связи с психической реальностью. В целостном
мире человека они объединены и систематизированы по принци-
пам построения теории - идей, отражающих картину мира и Я.
Мне очень нравится классификация формул, предложенная
М.Буже' для описания физической теории, думаю, что можно
провести аналогию с существованием понятий, выполняющих
роль формул в конституировании позиции человека во взаи-
модействии с другими людьми.
Маркировка человеком своей позиции во взаимодействии,
например Я - маленький, создает ситуацию формулы, которая
может содержать первоначальные предположения выгоды из
этой позиции, а логические следствия могут быть связаны с
потреблением помощи другого человека.
' Буже М. Философия физики. -С. 55.
252
Семанти
ческие
предполо
жения
Данные
Утвержд
ения •
о законах
|
Первона
чальные
)
предполо
жения |
Гипотез
ы
f
——
i/
Форму
лы •
-———
J^i
Вспомога
тельные!
гипотезы
|
Логичес
кие |
следстви
я |
1
'
Определ
ения
1
Предположение о выгоде может включать несколько гипо-
тез, например о слабости и беспомощности маленького. Из
этих же предположений рождаются другие, например об обя-
зательности внимания со стороны других людей. Под предва-
рительные предположения могут собираться фактические
данные, например подарки, пища, развлечения. Через перво-
начальные предположения возникает и определение, напри-
мер других людей как «хороших» или «плохих».
Гипотезы о слабости и беспомощности себя - маленького
могут создать, например, предпосылки для утверждения зако-
на «Мне все должны» и к появлению вспомогательных гипо-
тез, например гипотезы о том, что не надо ничего предприни-
мать для развития своей силы и защищенности (гипотеза цен-
ности инфантилизма).
Я привела только один пример для демонстрации возмож-
ной целостности теории, выраженной в простой словесной
формуле.