ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 10497
Скачиваний: 76
Хотелось бы показать читателю, что теории, идеи, понятия не
только придают целостность картине мира и Я человека, но они
и сами обладают возможностью воздействовать на реальность
за счет той избирательности, которую приносит любое обобще-
ние. «Если я знаю, что все кошки серы, то этот рыжий зверь уже
не может быть кошкой» - это принцип проявления теории при
встрече ее с реальностью. Кто уцелеет в этой встрече - реальность
или теория? Обычно на этот вопрос нет однозначного ответа.
Если педагогическая позиция (теория) не совпадает со
свойствами реальности, к которой она обращена, реальность
может плакать, кричать, насмешничать - убегать и ускользать
от теории, так они переживают встречу друг с другом.
Если же педагогическая позиция (теория) совпадает со
свойствами реальности (что бывает редко, но бывает), то по-
253
является чувство понимания и аутентичности, которые, на-
верно, сродни переживанию полноты жизни и доверия к соб-
ственному мышлению.
Может быть, к счастью, что как индивидуальные человече-
ские теории, воплощающиеся в позициях, так и научные тео-
рии претерпевают изменения, те изменения, которые Ст.Тул-
мин' называл концептуальными и пытался выяснить их при-
чины. Если на уровне индивидуальной жизни человека это
связано со встречей с реальностью, то для науки - как соци-
ального института - это весьма непросто.
Любая научная инициатива обеспечивает людям, которые
ее воспринимают, широкий спектр возможностей для рацио-
нального выбора суждений по поводу новой идеи, концепции
или теории. Существуют и вполне обоснованные сомнения в
объективности науки. В действительной практике могут су-
ществовать серьезные различия в целях объяснения, выдвину-
тых разными людьми, даже если они работают в одной и той
же дисциплине, в один и тот же исторический период.
Крупные ученые-новаторы оставляют свой след в истории
науки благодаря их попыткам построить как общую теорию
предмета, так и работой над специальными теориями, отра-
жающими его отдельные свойства.
Наличие общей теории предмета делает его существующим
не только для исследователя, но и для тех, кто будет воспри-
нимать результат его работы даже в отдаленное историческое
время. У возрастной психологии сравнительно недлинная (для
науки) история, но и в ней общие теории были и есть, о неко-
торых из них поговорим.
Глава
У
О ВЕЛИКИХ
ТЕОРИЯХ:
Ж.ПИАЖЕ И
Л.С.ВЫГОТСКИЙ
'Тулмин Ст Человеческое понимание -М, 1984
Необходимость объяснительных схем в психологии
ведет нас к применению в ней аксиоматической логики и
таким образом, к построению психо-логики. Ее задачей
является построение средствами алгебры логики дедук-
тивной теории, объясняющей некоторые эксперимен-
тальные открытия психологии, а не обоснование логики
на основе психологии.
Ж.Пиаже
...знаковая организация - важнейший отличительный
признак всех высших психических функций, то естествен-
но, что первым вопросом, встающим перед теорией выс-
ших функций, является вопрос о происхождении этого
типа организации.
Л.С.Выготский
Работы Жана Пиаже и Льва Семеновича Выготского сего-
дня невозможно представить изолированно друг от друга в
истории возрастной психологии. Они как колоссы, на кото-
рых держится все здание этой науки.
Я буду писать об их основных идеях, оказавших и оказы-
вающих плодотворное влияние на сотни исследований детства
и более почтенных периодов жизни человека на протяжении
уже почти столетия.
Жан Пиаже
(09.08.1896-16.09.1980)
Как пишут о нем в энциклопедиях - «швейцарский психо-
лог, создатель операциональной концепции интеллекта и ге-
нетической эпистемологии».
Человек, писавший загадочным языком о самом загадоч-
ном и таинственном, - о развитии мышления. Человек, со-
единивший в своем мышлении о мышлении логику, матема-
тику, биологию, философию, психологию и так далее и тому
подобное, создавший в науке все, что можно создать: ее
предмет, метод, теорию-феноменологию и онтологию. Чело-
век, увидевший в ребенке проявление его сущностных сил и
переживший невыразимость ее человеческим языком для
постижения другими. Человек, написавший целую библио-
теку работ об узнаваемых событиях, таких, как мышление,
человек, о котором написана целая библиотека работ... и
эти скромные страницы.
Любую теорию пишущий о ней понимает так, как умеет
понимать, поэтому читателю придется согласиться с тем, что
это пересказ с точки зрения автора этого текста.
256
Сам Ж.Пиаже однажды сказал, что он всегда стремится к
тому, чтобы определить значение активности Я и свойств
объекта, ее ограничивающих в процессе приобретения чело-
веком знаний. Разрешить эту проблему он пытался с помо-
щью созданного им экспериментального метода.
Итак, Ж.Пиаже интересовало теоретическое и эксперимен-
тальное исследование качественного развития интеллектуаль-
ных структур. Его труды отличаются от работ других специа-
листов в этой области интересом именно к интеллекту, а не к
другим свойствам психической реальности.
Ж.Пиаже является генетическим психологом, изучающим
онтогенетические изменения в духе традиций его великих
предшественников - Хелла, Штерна, Болдуина, Шарлотты и
Карла Бюлеров, Бине.
Для него важно изучение изменения параметров интеллекта
в отношении к их предшествующему и последующему состоя-
ниям. Таким образом, последовательно сравниваются состоя-
ния в их качественном изменении, другим же обстоятельствам,
влияющим на их изменение, внимания уделяется меньше.
Ж.Пиаже изучает структуру интеллекта, отделяя ее от
функции и содержания. Понятия структуры, функции и содер-
жания интеллекта на протяжении многолетней работы уточ-
нялись, обобщались, конкретизировались Ж.Пиаже, но в це-
лом не претерпели качественного изменения за время его на-
учной работы. Функция - это способ (каким образом?), кото-
рым человек осуществляет познание содержания, это внешнее
поведение, по нему можно судить об осуществлении функции,
а структура - это представление исследователя о свойствах
интеллекта, его объяснение наблюдаемого поведения.
В поздних работах Ж.Пиаже структуры интеллекта чаще
всего описывались в терминах логической алгебры и теории
равновесия. Его внимание как исследователя в большей степени
привлекали структуры, но он занимался также анализом функ-
ций и содержания и при этом выделил функциональные посто-
янные - организацию и адаптацию (ее компоненты - ассимиля-
ция и аккомодация). Эти функциональные постоянные (речь о
них ниже) позволяют обсуждать изменения структуры.
Описывая изменения в структуре интеллекта как его каче-
ственные преобразования, Ж.Пиаже пользуется делением по-
тока жизни на стадии - отрезки времени, обладающие качест-
венным сходством и отличием. Важное свойство стадий раз-