Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10030

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

турируют и понятие человека, и концепцию жизни, и Я-

332

концепцию, и концепцию другого человека, степень жестко-
сти этих структур может быть весьма различной, но они на-
полняют психологическое пространство отношений между
людьми, создают его плотность, оказывают регулирующее
влияние на спонтанный поток жизни. Житейское понятие
нормальности в этом психологическом пространстве отноше-
ний человека к человеку (независимо от возраста) задает сте-
пени свободы для осуществления собственной спонтанной
активности. «Нормальность» - это маркировка этих степеней
свободы, она может быть вплотную приближена к возрас-
тным и социальным проявлениям активности: нормальный
двухлетний ребенок владеет прямой походкой, нормальные
пенсионеры сидят спокойно на скамеечке и тому подобное.
Содержание этих степеней свободы основано на житейских
понятиях - на обобщениях конкретных, наглядно восприни-
маемых фактов, сходное в них и принимается за нормальность.
Вопрос о возможных изменениях наблюдаемых явлений не
ставится и не предполагается, житейское понятие «нормаль-
ности» всегда осязаемо и действенно, оно отвечает всем требо-
ваниям инструкции, так как задает степени свободы через
«можно» и «нельзя». Для человека, ориентирующегося на него,
часто бывает большим потрясением встреча с концептуальной
многозначностью этого понятия. Поразительно бывает, на-
пример, наблюдать за родителями, когда они находят в своем
ребенке новые для них проявления его интеллектуальных воз-
можностей («а я и не знал, что он (она...) »). Переход к новому
содержанию понятия «нормальность» для большинства людей
связан с изменением степеней свободы как в своем поведении,
так и с признанием этого за другим человеком. Как сказала
одна мама: «Хотелось бы уберечь его от всех жизненных оши-
бок, но это все равно, что жить его жизнь без него самого».
Да, как пишет Ст.Тулмин: «Мысли каждого

 из

 нас при-

надлежат только нам самим; наши понятия мы разделяем с
Другими людьми»'.
Можно подвести небольшой итог: житейское понятие нор-
мального человека включает переживание по поводу возмож-
ных степеней свободы как своей собственной, так и другого
человека, которые проявляются в воздействии на свою актив-
ность и активность другого человека. Это своего рода прави-
ла, инструкция, которая позволяет организовывать простран-


background image

ственно-временные отношения с другими людьми и в своей
собственной жизни.
'Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.-С. 51.

333


background image

Научное понятие нормального человека

Написала этот заголовок и поняла, что необходимо еще
раз уточнить роль и место научного знания в индивидуальной
судьбе человека. Наука появляется в его жизни чаще всего не
в виде научных текстов, а в виде конкретных действий людей
оказывающих на судьбу человека (а может быть, и на саму его
жизнь) непосредственное воздействие, вплоть до физического
прикосновения или проникновения в его тело, не говоря уже о
воздействии на мысли и чувства. Чаще всего это делают пред-
ставители следующих профессий: учителя, врачи, юристы, то
есть те, кто учит, лечит, судит.
Они обосновывают свое воздействие на чью-то конкрет-
ную, очень индивидуальную, судьбу данными науки, которая,
как известно, занята поисками истины, поисками общих зако-
нов и частных закономерностей.
Зададимся таким вопросом: «Как в профессиональном
воздействии представителей перечисленных специальностей
проявляются данные науки?» Ответ возможен примерно в
таком виде: наука задает логику анализа конкретного явления
через обоснование ее в известных ей закономерностях. В свою
очередь логика анализа определяет схему воздействия, его
направленность, силу, качество; любой анализ должен иметь
некую единицу, позволяющую человеку, который ею пользу-
ется, контролировать собственные действия. Такая единица
является формой мышления, позволяющей дифференцировать
разные стороны анализируемого явления.
Думаю, что в гуманитарных науках такой формой мыш-
ления является понятие нормы, нормальности, нормального
человека. Это форма мышления, по грубому подобию похо-
жая на формочку для печенья, которую надо приложить к
тесту (явлению), нажать (приложить интеллектуальные уси-
лия) и отделить от формочки предмет (в интеллектуальной
деятельности - выделить и с необходимостью на момент
анализа ограничить исследуемое содержание). Аналогия
может быть еще более полной, если дополнить ее картиной
возможных манипуляций повара с кусочком теста, которое
теперь называется печенье. В анализе человека, работающе-
го с понятием нормы, это напоминает о его возможности
уточнять, корректировать, отбрасывать какое-то ее содер-
жание.
Итак, норма, нормальность, нормальный человек - это
форма мышления об индивидуальной жизни человека. Остано-


background image

вимся кратко на различии содержания понятия «нормальный

334

еяовек», проявляющегося в профессиональной деятельности
учителя, врача, юриста.
Воспользуемся для этого схемой содержания понятия
«нормальный человек».

Содержание

Усваивает школьную программу
в заданное время
Органы и их функции соответствуют
состоянию здоровья
Несет ответственность за свое поведение перед
самим собой и другими людьми; знает и вы-
полняет правила гражданского поведения
В этих кратких (конечно, очень приблизительных) фор-
мулировках мне хотелось обратить внимание читателя на
то, что основанием и для выбора единицы анализа (нормы)
выступают принципиально разные качества индивидуаль-
ной жизни человека. Для учителя они тождественны преоб-
разованиям предмета (школьной программы), для врача они
связаны с самооценкой человеком своего состояния (здо-
ровье), для юриста - это степень организации своего пове-
дения с точки зрения общих для группы правил. Какого же
человека считать, например, представителем этих трех про-
фессий, всем вместе, не по отдельности, нормальным: того,
кто хорошо учился в школе, здоров, но нарушает... Или то-
го, кто не очень хорошо учился в школе, не очень здоров, но
не нарушает? Какой он - по-настоящему нормальный - че-
ловек? Можно ли быть более нормальным, чем нормальный,
или менее нормальным, чем нормальный?
Обычно в профессиональной практике ответ на эти вопро-
сы находится быстро: «Он нормальный ученик, может учить-
ся, но...», «Она совершенно здоровая женщина, могла бы не
выдумывать себе болезни, но...», «Он разумный человек, по-
нимает свое положение, он может...» Может, мог бы - это
слова о возможностях, о возможности быть нормальным,
которые не реализованы, потому что... Дальше можно напи-
сать веер причин по вашему усмотрению.
В научном психологическом анализе эти возможности че-
ловека быть нормальным - понимание нормы как способа
мышления о человеке, а не как средства фиксации его качеств, -
находят свое отражение в различных моделях периодизаций


background image

335