Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10029

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 Самоконтроль и самокритичность как способы обращения
человека к самому себе дают ему возможность в полной мере
выявить наличие или отсутствие какого-либо качества при
условии, что он владеет содержанием последнего.
Тесная связь самоконтроля и самокритичности с должен-
ствованием и возможностью его осуществления, так же как и
необходимость долженствования, еще раз показывают, что
индивидуальность, автономность человека весьма относи-
тельна, ибо она может реализоваться только благодаря вклю-
ченности в жизнь.
В свое время Ян Коменский говорил о том, что тот, кто
будет расти без дисциплины, состарится без добродетели.
Старомодное слово «добродетель» характеризует полнейшую
зависимость содержания нравственной жизни от дисциплини-
рованности человека. Данное положение абсолютно приме-
нимо к соблюдению норм социального общежития, так как в
умении подчиняться юридическим нормам и нравственным
законам будет проявляться человеческая свобода.
Добродетельный человек сам подчиняется этим нормам,
для чего у него есть все средства и способы воздействия на
свою активность.
В психологической литературе проблема интереса челове-
ка к разным сторонам жизни рассматривается как проблема
интеллектуальной активности. Попытки определить ее спе-
цифику привели к пониманию ее как творческого потенциала
личности, в котором соединяются интеллектуальные и лично-
стные способности, мотивационные факторы умственной
деятельности. Творчество - как производное от интеллекта -
преломляется через мотивы человека, которые либо тормозят,
либо стимулируют его появление.
Известно, что мыслит не мозг, а личность, действуют не
мышцы, не кожа, не ухо, не язык, а человек - личность с опре-
деленными интересами, устремлениями, ценностными ориен-
тациями, потребностями.
Это очень сложная и неоднозначная проблема - проблема
творческого потенциала человека и его личностных качеств.
Хотелось бы думать, что гений и злодейство - две вещи несо-
вместные, но в жизни столько «гениев злодейства», что по-
вторять как заклинание приведенные пушкинские строки
приходится снова и снова, лишь бы отвести беду.
Психологи давно установили, что ориентация на ту или
иную систему оценок своей деятельности существенно влияет


background image

на познавательные способности. Если преобладает ориента-
ция на оценку и успех как высшую и единственную ценность,

326

„ это ведет к тому, что познание как стремление к высшей
юли - истине - становится лишь средством достижения иных
1елей отнюдь не познавательных. В результате содержание
такой деятельности существенно обедняется. Наиболее остро
эта проблема выступает в жизни научных школ и в судьбе
ученых. Отношение к познавательной деятельности как к
самостоятельной ценности, значимой для самого человека,
обеспечивает высокий уровень творчества. Здесь цель позна-
ния - истина - становится самоцелью.
Можно сказать, что главное препятствие на пути к творче-
ству - изменения в направленности интересов человека, та де-
формация личности, которая искажает потребности и мотивы,
нравственную оценку непреходящих человеческих ценностей.
На пути познания много препятствий. Одно из них - лень.
Лень всегда считалась одним из главных пороков человека.
Нежелание действовать порождает неумение действовать.
Трудность активности ведет к необходимости организации
активности, к преодолению сопротивления... Этот ряд ассо-
циаций связывается с понятием лени. Но во внутреннем мире
практически нет однозначных явлений. Перечисляя малосим-
патичные качества ленивого человека, можно привести нема-
ло достоинств лени. Каких? Неторопливость, несуетность
(весьма замечательные состояния в наш стрессовый век),
склонность к релаксации, удовлетворенность малым, посто-
янный анализ своего внутреннего мира (надо мне это или
нет), соизмерение своих сил и возможностей... Можно найти и
еще достоинства у этого весьма не похвального качества.
Достаточно только изменить точку зрения: перейти от этиче-
ской позиции к психологической. «Лень-матушка». В этих
словах не только осуждение, но и признание более сложных
чувств, среди которых тоненькой ноткой звучит зависть к
несостоявшейся мечте. Рабство в непосильном труде породи-
ло ее, обесценило любое усилие, в том числе и усилие над са-
мим собой - то усилие, которое дает человеку новое качество,
приводит к появлению новой цели, новой перспективы как
для самого человека, так и для окружающих. Благодушие
лени на время усыпляет надеждами на возможность, отодви-
гаемую на неопределенный срок. Возможно, лень останавли-
вает время, делая его неопределенным, неструктурированным


background image

конкретными усилиями и реальными делами. Неопределен-
ность может стать такой большой, что с течением времени
просто становится бессмысленной.
При всей возможности безоценочного отношения к лени
многие ее проявления имеют скорее невротический характер,

327


background image

 защищают от возможных неудач, рационализируют невоз-
можное, снижают уровень притязаний, а значит, обесценива-
ют те возможности, которые не находят проявления, остава-
ясь потенциалом - грезой, мечтой, невозможным...
Житейское понятие нормального человека или человека
как все люди, встречает каждого из нас еще до рождения, до
появления на свет. Отношение женщины к своему будущему
ребенку уже содержит в себе это понятие, как ее мышление и
ее чувства по поводу изменившегося собственного состояния.
Таким образом, мы сразу вступаем в особую сферу человече-
ской жизни - в сферу любви матери и ребенка, отца и матери,
отца и ребенка, в ту область, где нормальное и естественное,
кажется, сближаются. Нормально, естественно, что мать лю-
бит ребенка и тому подобное. Об этой нормальной естествен-
ной родительской любви написано столько, что мне остается
только выбрать из известного то, что наиболее близко самой,
и предложить вам для обсуждения.
Большинство философских, психологических и поэтических
книг о материнской любви написано мужчинами, словно хор,
они говорят о безусловности материнской любви к ребенку,
даже еще не рожденному. Думаю, что, рассуждая об этой люб-
ви, анализируя ее и воспевая, словно забывается тот труд души,
та работа чувств и работа мышления, которая связана с осуще-
ствимостью этой любви. Подвиг проявления нормального ма-
теринского чувства состоит не только в жертвовании собой ради
кого-то, он еще и в том, чтобы охранить и свою собственную
жизнь от разрушения и поглощения другим человеком. Нор-
мальные материнские чувства к ребенку не являются естествен-
ными, природными, они развиваются у женщины, как развива-
ется ее мышление, воля, воображение, и, не хотелось бы, но при-
ходится говорить и об этом, - у них есть свой предел развития.
Да, предел, то появление омертвевших форм психической
жизни, о которой писал Л.С.Выготский, а вы могли об этом
прочитать в предыдущей главе. Думаю, что он, этот предел,
связан с той концепцией жизни, которую воплощает в своем
отношении к ребенку женщина. Этнографический материал
позволяет говорить о том, что даже представление о кровно-
родственных связях не является биологически обусловленным -
матерью, например, может считаться женщина, которая вы-
кормила ребенка, а не родила его. Голос крови в данном слу-
чае не является основой для чувств. В современном мире есть
множество легальных, государствами на уровне законов регу-


background image

лируемых отношений, где вопрос о материнстве тоже теряет
свой прямой биологический смысл.

328

Я не ставлю под сомнение безусловность нормальной мате-
пинской любви, но, имея на практике дело с большим числом
(Ьактов, причинно-следственных отношений ребенка и матери,
хотелось бы говорить о причинах исчезновения этой безуслов-
ности у многих моих современниц. «Я не могу его любить, по-
тому что...» Об этом можно написать книгу, и думаю, не одну.
Но вдумаемся, речь пойдет не об отношениях взрослого муж-
чины и взрослой женщины, а об отношениях матери и ребенка.
Взрослого, сильного человека и человека маленького.
Не претендуя на глубину анализа, ориентируясь только
на те конкретные факты, которые подарила профессиональ-
ная деятельность, попробую попытаться объяснить для себя
и для читателя (быть может) причины исчезновения безус-
ловности в материнской любви. Для этого представлю их в
виде такой таблицы.

Причина обусловленности
чувства материнской любви

1. Механическая модель жизни
(если А, то Б обязательно)
2. Избыточный педагогический
оптимизм (поиск инструкций
по воспитанию)

Содержание
переживаний женщины

«Если он сейчас себя так ведет,
каким же он будет через год»,
«он копия своего отца»
«Надо к нему найти подход,
а то он совсем неуправляемый,
как мне с ним лучше
3. Социальная ущербность мате-
ринской роли (фиксированная
система ценностей)
4. Эгоцентризм Я
(жизнь - это потребление)
обращаться - не знаю»
«Я из-за него ничего не могу
делать», «Она мне руки связала»
«Почему я должна столько вни-