Файл: Абрамова Г.С. - Возрастная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10039

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 нации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой
в период юности.

Стадия G.

 На стадии взрослого, по мнению Э.Эриксона

зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою зна^
чимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботит-
ся и кем руководит. Для него понятие производительности свя-
зано не только с количественными характеристиками жизни
человека, но прежде всего с заботой о порождении и воспита-
нии нового поколения. Эта деятельность требует от человека
продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других
сферах жизни) не могут заменить производительности.

Стадия Н.

 Характерной чертой человека на этой стадии

Э.Эриксон считает появление качества индивидуальности,
которая обеспечивает человеку его целостность и неповтори-
мость, смелость быть самим собой.
Для человека тип целостности, развитый его культурой или
цивилизацией, становится основой для переживания своей це-
лостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему
физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее,
которые отличают любовь к жизни от страха смерти.
Думаю, что Э.Эриксон один из немногих психологов, кто
пытался понять нормального человека как человека, живущего
целостной и одновременно противоречивой жизнью, где есть
место не только освоению, овладению, но и сопротивлению, и
разрушению, и потерям, и обретениям через преодоление.
Сам язык, каким описано психическое развитие, открывает
те действительные стороны психической реальности, которые
значительно шире эмоционально-волевых и познавательных
процессов, или структур и систем. Вера, надежда, близость -
это то, что есть в отношениях живых людей и буквально тре-
бует своего изучения для преодоления пропасти между плю-
рализмом науки и единством человека, той пропасти, которая
часто делает современную психологию скучнейшей, а челове-
ку, который нуждается в преодолении пропасти, остается
только строить для этого мосты иллюзий, находя материал
где угодно и как угодно.
Какой он, нормальный человек? Ответ на этот вопрос,
как видно по биографическим данным Э.Эриксона, наибо-
лее конкретно встает в тех видах профессиональной дея-
тельности, где чужой человек - профессионал, своим присут-
ствием вызывает в жизни человека существенные для ее ор-
ганизации изменения.


background image

В истории нашей науки эта ситуация стала складываться в
последнее десятилетие, когда стала социально-значимой дея-

350

льность практических психологов и возникла проблема их

т

 дофессиональной подготовки. Думаю, что в общем виде ее

можно сформулировать так: какого человека считать нормаль-
ным в наших конкретно-исторических условиях? Как научиться
и научить мыслить о таком содержании нам, принадлежащим к
этому времени? Какую позицию занять в поисках ответа на этот
вопрос: исследовательскую, отстраненную, ориентирующуюся
на закономерности и истину или позицию ответственного при-
сутствия в жизни изучаемого (изучаемых) человека (людей)? Мо-
жет быть, есть какая-то другая позиция, которую я сейчас не могу
обозначить так, как эти две? Вопрос о позиции - это, думаю, и
вопрос о гуманности науки, о ее соответствии своему предмету.
В этом смысле практический психолог может не углублять-
ся в теоретические сложности понятия «нормальный человек»,
а выбрать для себя какую-то схему развития или построить
собственную и работать в соответствии с ней. Его работа
будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жиз-
ненной стадии находится человек, с которым он работает. Это
даст ему возможность более четко сориентироваться в содер-
жании его проблемы, учитывая соотношение проявления ин-
дивидуальности и общей схемы жизненного развития.
Современная практическая психология в виде психотерапев-
тической и консультационной деятельности накопила большой
эмпирический материал, который может быть представлен с
точки зрения проблем человека на разных возрастных этапах.
Наряду с этим есть возможность обсуждать и пути решения
этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевти-
ческую практику помощи современному человеку.
Привлекая данные многих авторов, Эгани Коуэн' построила
«Схему развития», в которой отражены жизненные циклы че-
ловека. В ее первой колонке «жизненные стадии» отмечено
естественное возрастное изменение человека, «ключевые систе-
мы» позволяют более содержательно обсуждать социальное
окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи раз-
вития» связаны с выживанием человека и достижением счастья.
«Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для
решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет
свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимо-
сти от характера решения жизненных задач (с использованием


background image

ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание
задач той или иной жизненной стадии и особенности их реше-

' По переводу книги Айви А.Е., Айви М.Б. Консультирование и
психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. - Новосибирск, 19S/.

351


background image

 ния с физическим паспортным возрастом человека, анализиро.
вать конкретное проявление различных чувств как содержание
кризиса. Кроме того, эта схема содержит социально и индиви-
дуально значимые возрастные особенности человека, связанные
с изменением его места в системе культурных отношений, -
появление своей семьи внутри родительской; взросление детей-
пенсионный возраст, приближение смерти и тому подобное.

Деление жизненного цикла на этапы

Жизне
нная

Ключе
вая

Задачи

Ресурсы 

Кризис
ы

стадия систе

ма

развития  развития  развити

я

Младе
н-

Расши
-

Социальн
ые

Безопасно
сть,

Довери
е,

чество ренно

е

связи,
чувство

выполнени
е

либо
утрата

(0-2
года)

ядро  непрерывн

ости

основных
нужд,

довери
я

семьи  существов

ания,

стабильно
сть

сенсорная
раз-

ведка и
прими-

тивные
причин-

ные
связи,созр
е-

вание
моторных
связей

Раннее Расши

-

Самоконтр
оль,

Человечес
кие

Незави
си-


background image

детств
о

ренно
е

языковое
разви-

отношения
, сен-

мое
ощуще-

(2-4
года)

ядро  тие,

фантазия и

сорная
стимуля-

ние Я,
либо

семьи  игра,

самостоя-

ция,
защищенн
ое

сомнен
ие и

тельное
передви-

окружение
, огра-

стыд

жение

ниченност
ь ок-

ружения

Серед
ина

Семья, Половая

иденти-

Подходящ
ая мо-

Самодо
ста-

детств
а

соседи
,

фикация,
началь-

дель,
объяснени
е

точност
ь,

(5-7
лет)

школа ное

моральное

набора
правил,

либо
чувст-

развитие,
кон-

согласован
ность

во
вины

кретные
мысли-

правил
поведе-

тельные
опера-

ния,
внутригру
п-

ции,
групповые

повые
отношения

игры

сверстник
ов

Конец Семья,

со-

Социальн
ые свя-

Объединен
ные

Трудол
ю-