Файл: Исаева Е. - Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку - 2010.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3999
Скачиваний: 107
ми словами, отличающиеся регулярностью и стабильностью, то это говорит о доминиро-
вании разума над чувствами.
Нажим при письме
Нажим при написании букв также имеет огромное значение для определения эмоци-
онального статуса человека. Подобно другим основным признакам, постоянно присутст-
вующий нажим, с которым привык писать исследуемый, дает понять, насколько он эмоци-
онально стабилен и насколько просто может выйти из щекотливого положения, не уронив
собственного достоинства. В то же время текст, написанный с непостоянным нажимом,
свидетельствует о некоторой эмоциональной лабильности, особенно если нажим имеет
множество вариаций. Степень постоянства эмоций сильно зависит от того, как сильно че-
ловек нажимает на ручку при письме. Этот показатель наглядно демонстрирует, насколь-
ко автор текста погружен в чувство и как долго будет помнить о нем.
Если испытуемый написал образец с сильным нажимом, его чувства можно назвать дос-
таточно прочными. В том случае, если ручка лишь слегка касается бумаги, принято гово-
рить о временных и даже «ветреных» эмоциях. Сильный нажим при письме отражает эмо-
циональную стабильность автора текста, слабый - большую чувственность и подвержен-
ность постороннему влиянию.
Что касается умеренного нажима, то это явление считается в графологии нормой,
показывающей, что автор такого текста обладает сильной энергетикой и готов полностью
отдаться чувствам, если ситуация того потребует. Вместе с тем он не позволит эмоциям
полностью поглотить его разум и критически воспримет любые предрассудки (рис. 56).
Рис. 56. Контроль над чувствами, энергия
Как уже говорилось, слабый нажим на ручку при письме говорит о непостоянстве
чувств. Это можно проследить по рис. 57. Данный образец почерка имеет значительный
наклон букв вправо, что свидетельствует о наличии сильных чувств, однако, мгновенно
отреагировав на ситуацию, обладатель этого почерка может сразу же забыть, что именно
вызвало у него эмоциональный всплеск. Таким образом, испытав сильные эмоции сегод-
ня, данный индивидуум уже завтра о них забудет.
Рис. 57. Сильные, но непостоянные чувства
Люди, пишущие со слабым нажимом на бумагу, как правило, более склонны к духовной
или интеллектуальной деятельности. Возможно и сочетание этих двух направлений чело-
веческой деятельности. Чувственное восприятие играет в их жизни меньшую роль, так как
ум сосредоточен на более «возвышенном». Тем не менее такие люди чутко реагируют на
любые изменения окружающей среды, они склонны поддаваться влиянию различных си-
туаций и событий. Положительной чертой подобных личностей можно назвать восприим-
чивость к чувствам других людей. Здесь они просто не могут оставаться равнодушными.
Однако в их характерах прослеживается и отрицательный фактор: они никогда не испыты-
вают глубоких чувств, поэтому, если ситуация повторяется, им приходится заново ее пе-
реживать.
Почерк с очень слабым нажимом, при котором буквы едва видны на бумаге, свидетель-
ствует о недостатке выдержки своего обладателя. Такого рода субъект чувствителен бук-
вально ко всему, что происходит вокруг него. Опыт же подобных ситуаций он не может и
не умеет использовать, что отнюдь не помогает ему справиться с вновь возникшими труд-
ностями. Вообще, обладатель почерка с очень слабым нажимом испытывает острую нех-
ватку жизненной энергии и часто нуждается в отдыхе.
Сильный постоянный нажим при письме свидетельствует об интенсивных, глубоких и
стабильных чувствах (рис. 58). Устойчивый эмоциональный фон дает такому
индивидууму реальную возможность применять накопленный с годами опыт в самых
различных ситуациях. Конечно, часть его внимания поглощают сенсорные восприятия, но
ему нравится такая жизнь. Как правило, обладатели подобных почерков энергичны - как
физически, так и морально. Возможен и вариант, когда человек проявляет активность
сразу в двух этих аспектах. Если же нажим буквально пределен, то у человека обострены
все чувства: цвета, запаха, вкуса и пр. Такого рода личности, можно сказать, впитывают в
себя все ощущения окружающего мира, обладая при этом очень ярким и оригинальным
характером. Они имеют сильную потребность в остроте ощущений, однако этот признак
имеет и обратную сторону: в негативном смысле подобные люди часто бывают
равнодушны к чувствам и переживаниям окружающих и с большим предубеждением
относятся к воспоминаниям пережитых событий.
Рис. 58. Глубина и постоянство чувств
Слишком сильный нажим при письме является показателем особо глубоких чувств, а
также подверженности влиянию уже пережитых эмоций. Человек, обладающий данной
особенностью, умеет любить и ненавидеть одинаково страстно, так как взгляды его на ок-
ружающий мир тверды до непоколебимости. Обладатели такого почерка энергичны и чув-
ственны, они обладают огромной силой, которую используют как в позитивном, так и в
негативном плане. Исключительно сильный и мощный нажим при письме, когда буквы и
штрихи начинают расплываться, а бумага покрывается кляксами, является скорее отрица-
тельной, чем положительной характеристикой личности. В таких случаях лист бумаги ста-
новится буквально грязным. При этом окружности букв и завитки заполняются чернила-
ми, а петли и штрихи «раздуваются». «Грязный» почерк сильно отличается от почерка с
сильным нажимом: в отличие от последнего он выглядит крайне неаккуратно из-за разно-
го рода клякс. При этом края штрихов расплываются, теряя четкость и остроту, а при на-
писании длинного текста часто встречаются так называемые спорадические помарки. Од-
нако, приступая к анализу подобного почерка, нужно прежде всего убедиться в качестве
ручки, использованной при написании образца, и только после этого делать какие-либо
выводы о характере испытуемого.
Если перенести описанные характеристики почерка на психологическую почву, то мож-
но с уверенностью сказать, что данный человек наделен чувственностью, однако его
страсть не поддается внутреннему контролю. У него также большие физические потреб-
ности и упорная тяга к излишествам. Такого рода личности склонны проявлять интерес
только к тем сторонам жизни, где не действуют принятые в обществе нормы приличия,
определенные порядки и условности. Данные характеристики являются отрицательными в
отличие от характеристик людей, обладающих почерком с сильным нажимом. Те тоже
любят чувственные наслаждения, вкусную еду и горячительные напитки, однако они про-
являют большую зависимость от общественного мнения и меньшую - от собственных же-
ланий.
В случае, когда образец текста выглядит довольно чисто, но в некоторых местах все же
встречаются кляксы, можно говорить о том, что обладатель такого почерка склонен к из-
лишествам непостоянно. Вообще, подобного рода почерк графологи никогда не характе-
ризуют как положительный. Особенно когда в нем отсутствуют закономерности, а присут-
ствуют признаки злобы, агрессии, лживости, сарказма, вызывающего поведения, неяснос-
ти мышления и пр.
Чтобы определить силу нажима ручки на бумагу, начинающему графологу нужно для
начала набраться опыта: данная характеристика личности не всегда бывает ясна до конца.
Со временем неясность при определении нажима исчезает, и перед аналитиком предстает
еще одна, очень важная деталь психологического портрета исследуемой личности.
Особенно большие трудности графологи испытывают при определении степени нажи-
ма, если образец текста написан карандашом или шариковой ручкой. Дело в том, что кон-
струкция последней разработана с учетом равномерного распределения чернил по листу
бумаги. Здесь выручит простая хитрость: о силе нажима при письме можно судить по об-
ратной стороне бумаги. Ее лучше исследовать под увеличительным стеклом, после чего
будет ясно, сколько чернил ручка оставила на листе бумаги и каким был нажим при напи-
сании того или иного образца.
Наклон букв
Наклон букв в почерке является очень важным признаком, по которому графологи оп-
ределяют уровень эмоциональных реакций.
Вообще, эмоции человека можно охарактеризовать как существенный показатель пони-
мания личности, ведь они лежат в основе наших слов, поступков, мыслей и действий.
Именно чувства побуждают человека реагировать на тот иной раздражитель - предметы,
людей и жизнь в целом. С помощью чувств мы выражаем радость или горе, теплоту, отре-
шенность, уверенность в себе или сомнения и пр. Таким образом, чувства являются тем
особым связующим звеном, которое лежит между нашим внутренним «я» и внешним ми-
ром.
Впервые встретив какого-либо человека, мы судим о нем по тому, какие чувства он у
нас вызывает. Наше представление о незнакомце целиком и полностью зависит от того,
какое впечатление он на нас произвел. Точно так же, услышав захватывающую историю
или увидев идеально снятый фильм, мы реагируем на них соответственно эмоционально-
му состоянию. Получается, что бы ни делал человек, причинно-следственные связи всегда
остаются и выражаются эмоциями, которые возникают в глубине нашей души.
Что касается графологии, то в данном искусстве существует одно общее правило отно-
сительно эмоций: чем явственнее в почерке просматривается наклон относительно пер-
пендикулярной вертикальной линии, тем более эмоциональным является автор исследу-
емого текста. При этом неважно, в какую сторону имеется наклон - вправо или влево.
Ведь независимо от того, испытывает ли человек какое-то постоянное чувство или эмоции
захватили его в момент написания образца, наклон в почерке будет выражать степень ре-
активности испытуемого. И не существенно, дает он выход чувствам или тщательно скры-
вает их от других.
Чтобы определить, насколько человек эмоционален, достаточно сравнить почерк
испытуемого со шкалой, приведенной на рис. 59.
Рис. 59. Шкала для определения степени эмоциональности обладателя почерка
О том, как человек относится к жизни, расскажет точное измерение степени наклона
букв в образце его почерка. Это достаточно простое упражнение, рекомендованное всем
начинающим графологам. Оно не только дает довольно ясное представление о наклоне в
почерке, но и помогает глубже понять его структуру. Для начала достаточно провести ли-
нию под одним или несколькими словами в имеющемся у вас образце почерка, после чего
еще несколько контрольных линий через буквы, расположенные в верхней зоне. Это хоро-
шо показано на рис. 60. Теперь достаточно взять в руки транспортир и точно определить,
к какой группе наклона относится исследуемый вами образец почерка.
Рис. 60. Измерение угла наклона букв
Строго вертикальное положение букв либо близкое к вертикальному говорит о том, что
автор данного текста привык тщательно скрывать свои эмоции (рис. 61). Такие люди, как
правило, внешне спокойны, даже невозмутимы и собранны. Они только в самых редких
случаях позволяют чувствам вмешиваться в их решения и поступки. Такие люди, прежде
чем что-либо сделать или просто задать вопрос, тщательно взвешивают свои возможности
и продумывают все варианты, с тем чтобы сделать вывод, имеется ли положительное ре-
шение вопроса, разумно ли то или иное решение и к каким последствиям может привести
определенное действие.
Рис. 61. Тщательный контроль за эмоциями, невозмутимость и собранность
Обладатель подобного почерка привык основывать свои решения только на холодной
логике, он независим и самодостаточен, но часто бывает холоден и безразличен к пробле-
мам окружающих. Обычно такой человек не выражает своих чувств. Однако если при от-
сутствии наклона почерк испытуемого оказался крупным, угловатым, со значительным
нажимом и крупными петлями, то характеристика данного человека будет несколько
иной. Вообще, обладание почерком без наклона не означает бесчувственности или холод-
ности. Просто люди этого типа не привыкли открыто выражать свои эмоции. Они делают
это очень редко, с большой осторожностью и тщательным контролем. Если в почерке при-
сутствует незначительный наклон вправо, то автор данного текста демонстрирует очень
мягкую реакцию на обстоятельства и события. Возникающие эмоции он выражает не сра-
зу, а слегка отступает, внимательно изучает ситуацию и только после этого позволяет или
не позволяет себе проявить то или иное чувство. Такое поведение помогает ему избежать
излишней импульсивности. Иногда обладатели такого почерка могут долгое время коле-
баться между чувством и логикой, что воспринимается окружающими как нерешитель-
ность. В некоторых ситуациях такой человек испытывает значительные затруднения, не
зная, как ему поступить: отдаться на волю чувств или внять голосу разума. Однако авторы
подобных текстов обычно бывают дружелюбными, способными к сочувствию и видят
сложившуюся ситуацию словно с двух сторон - с эмоциональной и логической (рис. 62).
Рис. 62. Обладатель данного почерка воспринимает ситуацию двояко: с логической и
эмоциональной стороны
Вообще, наклон букв вправо говорит о высокой скорости внутренних реакций и общи-
тельности обладателя такого почерка. Чаще всего он быстро находит с людьми общий
язык и чувствует себя вполне комфортно даже в ситуациях, основанных на эмоциональ-
ном общении. Поступки и решения такого человека в большей степени зависят от эмоций,
нежели от холодной логики, хотя при анализе подобного образца графологи советуют
учитывать и другие характеристики почерка. К примеру, при слабости или полном отсутс-
твии признаков регуляции эмоций наклон букв вправо будет говорить об импульсивности.
При наличии же показателей социальной активности данную черту стоит рассматривать в
виде показателя дружелюбия. Почерк с сильным наклоном вправо свидетельствует о пос-
тоянном присутствии эмоциональной напряженности (рис. 63). Обладатели подобного по-
черка очень остро реагируют как на внешние, так и на внутренние раздражители, поэтому
им бывает достаточно сложно сохранить невозмутимость и объективность. Такие люди
очень импульсивны, они склоны реагировать на ситуацию соответственно сиюминутному
эмоциональному состоянию. За относительно короткий промежуток времени человек спо-
собен пережить целую бурю чувств. Сам же он может даже не заметить, насколько быст-
рой смене настроения подвержен. Подобные всплески эмоций приводят человека к душев-
ному истощению, поэтому ему необходима периодическая «подзарядка».
Рис. 63. Значительное эмоциональное напряжение
Обладатели такого почерка нуждаются в поддержке окружающих, только в этом случае
они могут чувствовать себя уверенно и спокойно. Эти люди эмоционально зависимы и по
своей природе не способны скрывать чувства. Поэтому им постоянно нужно ощущать
свою необходимость и привлекательность. Однако, будучи раскрепощенными эмоци-
онально, они очень чутки к проявлениям чужих чувств и быстро понимают потребности
окружающих. Среди обладателей такого почерка много талантливых писателей, актеров,
ораторов, а также… продавцов. У всех этих людей, занятых в столь неоднородных сферах