ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5770
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Нервными и психическими заболеваниями никто в семье не страдал. X. рос и развивался правильно. Окончил медицинский институт в 1924 г. В течение ряда лет работал в области зоопсихологии, по которой защитил диссертацию. По характеру общительный, мягкий, легко возбудимый, с трудом переключающийся с одной работы на другую. Из перенесенных заболеваний отмечает гипертонию. Артериальное давление в 1935—1940 гг. от 170/110 до 180/120 мм рт. ст., летом 1941 г.—180/120 мм, весной 1946 г.—210/140 мм. В мае 1946 г. произошел инсульт с правосторонним гемипарезом.
В данном случае фугиформная реакция наступила у больного гипертонией, отличавшегося всегда недостаточной подвижностью нервных процессов. Вазомоторная лабильность, свойственная гипертонии, а также, вероятно, связанное с ней ослабление нервных клеток вследствие нарушения их питания сделали нервную систему менее резистентной к внешним патогенным воздействиям.
Вначале X., несмотря на устрашающие переживания (обстрел из пулеметов самолетом группы людей, среди которых он находился), сохранил самообладание и оказал помощь одному из раненых. Лишь в дальнейшем под влиянием повторного устрашающего переживания (вызванного воем падающей бомбы) у него наступило затемнение сознания с развитием реакции убегания. Однако эта реакция не являлась такой же инстинктивной, как она свойственна животным. Действия, совершенные X., хотя и при измененном сознании, носили все же сложный характер и не могли бы быть совершены при полном, абсолютном выключении деятельности психической сферы. Так, местами X. не бежал, а полз, чтобы быть менее заметным, причем не слепо, прямо, а по довольно сложному пути — обогнув минное поле. Это говорит о том, что хотя во время фуги на передний план выступали автоматизированные действия, однако высшие психические функции все же не были полностью выключены. «Возврата на филогенетически низшую ступень» не наступило и состояние не могло быть сведено к «слепому бегству», «простому пуску в ход старых биологических защитных механизмов».
Итак, шоковый невроз у взрослых характеризуется острым началом, наступающим непосредственно вслед за действием сверхсильного раздражителя, кратковременным (до 1 недели) течением и в благоприятных случаях быстрым (за 1—3 дня) выходом из болезненного состояния. Рецидивы заболевания встречаются редко и протекают кратковременно.
При неблагоприятном течении шоковый невроз может переходить в истерический. Такой переход наблюдался у ¼ наших больных. Шоковый ступор, фуга или сумеречное состояние могут также смениться явлениями шокового невроза простой или ажитированной формы. Возможны рецидивы эмоции страха при повторении части ситуации, вызвавшей заболевание.
Шоковый невроз, или невроз испуга, у детей. Чаще всего встречается у детей младшего возраста или детей инфантильных, с задержкой умственного развития. Заболевание могут вызвать новые, необычного вида раздражители, не оказывающие патогенного действия на взрослых, например человек в вывернутой шубе или маске, резкий звуковой, световой или другой раздражитель (гудок паровоза, неожиданное нарушение равновесия тела и т. п.). У более старших детей испуг нередко вызван сценой драки, видом пьяного человека, угрозой избиения хулиганами.
В момент испуга часто отмечаются кратковременные ступорозные состояния с мутизмом («оцепенение») или состояния резкого психомоторного возбуждения с дрожанием. Далее обнаруживается страх перед испугавшим раздражителем или тем, что с ним связано. У маленьких детей может наступить утрата ранее приобретенных умений и навыков, например утрата функции речи, навыков опрятности, умения ходить. Иногда дети начинают грызть ногти, онанировать.
Течение заболевания в большинстве случаев благоприятное, нарушенные функции восстанавливаются. У детей старше 5—7 лет пережитый испуг может привести к формированию фобий, т. е. невроза навязчивых состояний.
Глава четвертая
ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ
При лечении неврозов врачу очень важно установить контакт с больным и в процессе беседы постараться выяснить, какими психотравмирующими переживаниями вызвано заболевание, какова микросоциальная среда больного. Если психотравмирующая ситуация еще продолжает действовать, надо попытаться ее устранить или помочь больному найти пути к ее устранению.
У больной М. заболевание неврастенией сказалось связанным с психотравмирующей ситуацией, возникшей на работе. Беседа врача с сослуживцами привела к быстрому устранению этой ситуации, а отсюда к быстрому и стойкому выздоровлению.
У другой больной невроз страха был связан с психотравмирующим влиянием ненормальностей в половой жизни. Беседа с мужем больной и назначенное ему лечение привели к устранению дисгамии и сыграли решающую роль в выздоровлении больной.
У третьего больного возникшее навязчивое состояние явилось следствием переживаний, вызванных конфликтом в семье между матерью и женой больного. Беседа врача поочередно с обеими женщинами привела к тому, что было принято разумное решение, создавшее выход из сложившейся ситуации.
У четвертой больной истерический паралич оказался связанным с психотравмирующими отношениями с соседями по квартире. Содействие, оказанное в изменении жилищных условий, устранило причину заболевания.
Оздоровление среды, в которой живет больной неврозом, неотделимо от лечения и профилактики заболевания.
От врача, занимающегося лечением больных неврозами, помимо глубоких специальных медицинских знаний, требуется чувство такта, наличие жизненного опыта, эрудиция в вопросах этики, морали и даже права. Отношения, складывающиеся между больным и врачом, имеют большое значение для успеха лечения. Чем врач авторитетнее, чем большим он обладает искусством выслушать больного, расположить его к себе, понять его переживания и оказать на него логическое и эмоциональное воздействие, умеет сочетать сочувственно-благожелательное отношение с твердостью, способностью противоборствовать неадекватным притязаниям больного, тем скорее он достигнет успеха.
Freud полагал, что при лечении неврозов, особенно истерии, невроза навязчивых состояний и невроза страха, положительный эффект достигается лишь благодаря тому, что больной переносит свои чувства на врача и тем самым становится весьма податливым его воздействиям. Конфликт, лежащий в основе невроза, якобы заменяется новым, связанным с личностью врача. Возникает новый перестроенный невроз, от которого больной и излечивается. Такая трактовка является мало обоснованной. Однако то, что те или иные чувства к врачу, например симпатии, антипатии, уважения, могут играть роль в процессе терапии, сомнению не подлежат.
Лечение неврозов нередко носит этапный характер. На первом этапе устанавливается контакт с больным, выясняются его переживания, проводятся общеукрепляющие или снижающие эмоциональную напряженность мероприятия; на втором этапе — лечение, направленное на устранение основных симптомов невроза; на третьем этапе главное внимание уделяется активации личности (активирующая терапия), вовлечению ее в трудовую деятельность, социальной реадаптации. Возможно, однако, и отклонение от этой схемы. Так, например, при истерических моносимптомах, особенно возникающих в боевой обстановке, лечение может начинаться с немедленного купирования возникшего нарушения функции.
При лечении больного неврозом выбор метода терапии зависит от особенностей заболевания (он различен при лечении неврастении и затяжного истерического паралича или криптогенного навязчивого состояния), а также особенностей личности больного, его отношения к тем или иным лечебным процедурам (например, гипнотерапии). Чаще всего применяется сочетание различных лечебных приемов, например лечения убеждением или внушением с фармакологическим воздействием, иначе говоря, применяется комбинированная, комплексная терапия. Методы психического воздействия сочетаются с биологическими методами. Последние обычно не являются основными, однако могут иметь огромное значение для достижения выздоровления. Так, предоставление отдыха и покоя больному, например в комплексе
санаторно-курортных мероприятий, общеукрепляющее медикаментозное лечение исключительно важны при лечении больных неврастенией и шоковыми неврозами; лечение транквилизаторами, уменьшающими чувство тревоги, эмоциональной напряженности, показано больным неврозами страха или фобиями.
Часто неврозы возникают на фоне соматического заболевания или вторично ведут к астенизации больного. Психогенно и соматогенно обусловленные симптомы могут тесно переплетаться, например в картине неврастении, давая сомато-психогенно обусловленные астенические состояния, а также при фобиях у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями; астения, вызванная травмой, инфекцией или интоксикацией, может способствовать возникновению невроза. Во всех этих случаях исключительное значение имеют лечебные меры, направленные на устранение симптомов соматического неблагополучия.
ЛЕЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Основным методом лечения неврозов является психотерапия. Под ней обычно понимается планомерное пользование «психическими воздействиями» для лечения болезней, лечение «психическим» путем. Это лечение называется психотерапией не потому, что при нем оказывается влияние на психику больного (его может оказывать и аминазин и инсулин, и различные другие «непсихические» воздействия), а потому, что влияние это особое, «психическое». В чем сущность его и отличие от непсихических, например физических или химических, воздействий,— в этих определениях психотерапии остается нераскрытым.
Психотерапия, по-нашему мнению1,— это лечение информацией. Лечебный эффект здесь достигается не благодаря физическим или химическим свойствам раздражителя, а той информации, которую он несет. В этом специфика психического воздействия.
Лечебная информация может адресовываться к одному больному (индивидуальная психотерапия) или одновременно к целой группе больных (групповая, или коллективная, психотерапия). Она может исходить непосредственно от врача и осуществляться при наличии прямого контакта между ним и пациентом, может передаваться в звукозаписи (лечебные магнитофонные ленты, патефонные пластинки), по радио (например, сеансы коллективной психотерапии в палатах больниц, санаториев), телевидению, немому или звуковому кино (лечебные, психотерапевтические кинофильмы), путем печатного слова (библиотерапия). Надо сказать, что технические средства еще и до настоящего времени мало используются для психотерапии. Аналогично тому, как создаются обучающие автоматы, вероятно, могут быть созданы для некоторых специальных целей и психотерапевтические автоматы, например для лечения наркоманий, перевоспитания личности. Усовершенствование различных методов ввода информации, например во время сна или экстраанализаторным путем (т. е. непосредственно в мозг, минуя органы чувств), в далеком будущем может открыть новые возможности и перед психотерапией. Действие информации может быть как непосредственным, так и отставленным во времени.
Основным источником передачи информации является речь, поэтому иногда психотерапию называют речевой терапией. Такое обозначение ее является не совсем точным, так как информация может передаваться и безречевым путем, поскольку ее несет не только речь врача, но и сопутствующие ей мимика, жесты, интонация и весь внешний облик говорящего.
Различные виды психотерапии — это различные виды ввода, переработки или действия информации. Основными видами психотерапии является убеждение или рациональная психотерапия, внушение, самовнушение и 'каузальная психотерапия.
УБЕЖДЕНИЕ ИЛИ РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Лечение убеждением—это лечение информацией, вступающей в связь и взаимодействие с имеющимися у больного представлениями и подвергающейся логической переработке и критической оценке. На основании этого могут возникать новые взгляды на вещи, новая оценка травмировавших психику событий, новые установки на будущее. Последние теперь определяют значимость для больного тех или иных сигналов, а отсюда и реакцию на те или иные раздражители.
При лечении по этому методу вырабатываются или укрепляются полезные для здоровья больного новые представления или тормозятся старые. Таким путем достигается изменение информационного значения некоторых раздражителей и потеря ими патогенных свойств.
Внешне это проявляется в том, что меняется отношение больного к обстановке, породившей заболевание, болезненные переживания утрачивают свою значимость, актуальность. Как указывалось выше, эмоциональная напряженность, а вместе с тем и психотравмирующее действие ситуации сохраняются, пока не принято решение, как действовать дальше, не выбрана твердая линия поведения («стратегия поведения»). Одна из задач врача при лечении убеждением и заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную линию поведения на дальнейшее.
В процессе лечения убеждением врач стремится не только изменить отношение больного к тому или иному психотравмирующему событию, но и более глубоко повлиять на его личность — перевоспитать его, повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувствительным, легко ранимым в отношении некоторых воздействий. Это имеет огромное значение как для лечения, так и для общего оздоровления личности и профилактики новых обострений заболевания.
Лечение убеждением в той или иной мере сочетается, а порой и тесно переплетается с внушением наяву, особенно когда оно носит мотивированный характер. Часто бывает целесообразно сочетать его с самовнушением или различными методами фармако-психотерапии.
Горячим сторонником лечения убеждением являлся швейцарский невропатолог Dubois, детально разработавший метод и назвавший его рациональной психотерапией (от лат. ratio — разум). «Что касается меня,— писал он,— то я всегда полагал, что психотерапия должна представлять собой перевоспитание и что следует прибегать к тем же приемам, что и при воспитании, т. е. нужно развивать и укреплять ум больного, научить его правильно смотреть на вещи, умиротворить его чувства, меняя вызвавшие их умственные представления. Для этого нет иного средства, кроме убеждения посредством диалектики, которое можно бы назвать сократовским методом».
Техника лечения. Техника лечения убеждением, no Dubois, сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах.
Dubois говорил больному, страдавшему «нервной бессонницей»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся, уничтожьте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».