ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5659
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Второй этап обучения — «дифференцированная релаксация». Больной обучается сидя расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее после специальных упражнений — расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах. На третьем этапе больному предлагается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тревога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.
Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся врачом или инструктором 1—3 раза в неделю. Кроме того, самостоятельные сеансы проводятся 1-—2 раза в день по 30—60 минут каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года и больше в зависимости от скорости усвоения новых навыков. Электромиография может облегчить тонкий контроль за достигнутыми результатами.
Метод может быть использован в качестве симптоматического средства для борьбы с состояниями тревоги, страха у больных неврозами, в частности при неврозах внутренних органов, неврозе ожидания, неврозе страха, фобиях, а также для преодоления реакции смущения, препятствующей выполнению тех или иных действий. Удается с его помощью достигнуть и снижения артериального давления у лиц, страдающих гипертонической болезнью.
Лечение по методу угашения
условной связи и методу форсированной тренировки
Своеобразной разновидностью лечения убеждением является метод, который может быть назван «лечение угашением условной связи» (А. М. Свядощ, 1959). Эмпирически к нему давно прибегают врачи при лечении некоторых фобий у детей. Метод основан на угашении условного рефлекса благодаря развитию угасательного, а иногда и дифференцировочного торможения. При этом в качестве вспомогательного приема в процессе лечения прибегают также к механизму торможения условного рефлекса при помощи внешнего торможения.
Под угасательным понимается торможение, возникающее в тех случаях, когда условнорефлекторный раздражитель многократно не подкрепляется безусловнорефлекторным. При этом условный рефлекс угасает, по И. П. Павлову, тем быстрее, чем он моложе, менее укреплен и чем менее интенсивным был безусловный рефлекс, при помощи которого был образован условный. Угасание рефлекса обнаруживается не только на том условном рефлексе, который непосредственно подвергся процедуре угашения (первично угашенный рефлекс), но и на других, не затронутых, так сказать, прямо этой процедурой (вторично угашенные рефлексы), а при высших степенях угасания — даже на безусловных. Условные рефлексы второго порядка угасают скорее рефлексов первого порядка.
Обычно угашенные условные рефлексы, предоставленные самим себе, через тот или иной промежуток времени восстанавливаются, и лишь недавно образованные слабые условные рефлексы после угашения могут не восстановиться. При лечении по описанному методу возникший у больного патологический условный рефлекс угашают многократным повторением сходных или более слабых условнорефлекторных раздражителей по сравнению с теми, которые его первоначально вызвали. Известную роль может играть и наступающая в процессе лечения тренировка нервных процессов. Чаще всего таким методом лечат фобии у детей, как в следующем наблюдении.
Девочка 4 лет входила в кухню. В это время соседка, желая пошутить, надела на голову корзинку и, неожиданно повернувшись к девочке, громко зашипела. Девочка испугалась и убежала. С этого времени стала бояться корзинок, кошелок и сумок, соседки, а также боялась заходить в кухню. Особенно резкая пассивно-оборонительная условнорефлекторная реакция наступала у нее при виде соседки в кухне или соседки с корзинкой. Угасить условный рефлекс путем обычного убеждения не удавалось.
Тогда девочке в ее комнате предложили поиграть в «папы-мамы». «Ты будешь мама,— сказали ей,— вот здесь будет твой домик, а здесь мой... здесь будет магазин... мама покупает в магазине продукты... (это будут деньги)... Возьми вот эти кубики (это будут продукты), отнеси их домой... А ты еще хлеба не купила, не купила картошки, капусты, моркови, как много продуктов тебе надо нести домой! Тебе не унести все их в руке. Вот я возьму себе продукты в корзиночку» (маленькую детскую корзиночку, имеющую весьма отдаленное сходство с той корзинкой, которой девочка была испугана). Девочка смотрит на эту корзиночку с испугом и сторонится ее. Мимо нее несколько раз проносят игрушки в корзиночке и показывают, как это удобно. Заинтересованная игрой, наконец, она сама берет эту корзиночку и кладет в нее «продукты». Увлечение игрой помогает ей подавить (по механизму отрицательной индукции) легкое чувство страха, вызванное видом этой корзиночки (т. е. генерализовавшуюся условнорефлекторную пассивно оборонительную реакцию). Далее она много раз берет в руки эту корзиночку, при этом безусловнорефлекторного подкрепления пассивно-оборонительной реакции не происходит и условнорефлекторная реакция на корзиночку постепенно угасает, хотя еще остается на большую корзинку, соседку и кухню.
На следующий день во время игры берется корзиночка больших размеров, на следующий день — еще больших. Когда реакция на них угасает, тогда, наконец, берут ту корзинку, которая вызвала испуг ребенка, включают ее в игру и достигают угашения вызванного ею условного рефлекса. Затем говорят ребенку о том, что корзинку трудно нести в руке, и кладут ее на плечо, потом несут ее на голове, постепенно приближаясь к той ситуации с корзинкой, которая вызвала испуг. Потом предлагают ее нести ребенку на плече, на голове, наконец, шутя надевают себе эту корзинку на голову так, как это было сделано соседкой, одновременно прибегая к внешнему торможению (разговоры о том, что это интересно, какая веселая игра...) для подав пения слабой условнорефлекторной реакции страха, которая обычно при этом все же возникает. Постепенно достигают полного угашения и этой условнорефлекторной реакции.
Угашение условного рефлекса на корзинку, надетую на голову, обычно ведет к устранению условного рефлекса и на остальные связанные с ней раздражители: кошелки, сумки, соседку в кухне (вторично угашенные рефлексы по И. П. Павлову).
Угасший условный рефлекс через некоторое время нередко вновь возобновляется (ребенок опять начинает побаиваться корзинки), хотя и в менее резкой форме, и лишь постепенно совершенно исчезает, не подвергаясь подкреплению.
При лечении по описанному методу ребенка, например испугавшегося собаки, не следует сразу подводить к нему собаку даже после объяснения, что это для него не опасно. Лучше самой матери или воспитательнице погладить собаку, покормить ее, подвести к ней других, не пугающихся ее детей, прочитать рассказ о собаке, где нет никаких устрашающих моментов. Хорошие результаты мы видели, когда с малышом, испугавшимся набросившейся на него черной собаки, играли в домики, которые должна была сторожить собака. Ставили «сторожа» — игрушечную белую собачку (сначала малыш и ее сторонился), затем игрушечную черную собачку, постепенно угашая условнорефлекторную реакцию.
По этому же методу лечат страх засыпать одному в постели. Сначала ложатся в постель вместе с ребенком, следующий раз — подальше от него. Потом ложатся возле постели на стулья или кушетку. Затем сидят в комнате недалеко от постели ребенка. При страхе засыпать одному в комнате придвигают постель ребенка к двери, открытой в соседнюю комнату. Затем постель ребенка постепенно отодвигают от двери, пока она не становится на свое место. Наконец, начинают постепенно прикрывать дверь в его комнату.
При лечении неврастенической рвоты, вызываемой, например, видом молока, мы получили положительные результаты, давая сначала холодный чай, кофе или воду с молоком. Потом постепенно увеличивали количество молока и уменьшали количество чая, кофе или воды, переходя к чистому молоку. При угашении реакции на пенки молока давали их сначала в совершенно протертом (пропущенном через мелкое сито) виде, далее постепенно увеличивали размеры сита, через которое они пропускались.
Leonhard (1963) широко рекомендует этот метод для лечения таких фобий, как боязнь пространства, острых предметов, покраснения, загрязнения. С больным обсуждается причина болезни и указывается, что он может преодолеть страх путем тренировки — привыкания к тому, чего он боится. Курс тренировки должен быть щадящим, систематичным и достаточно длительным. Так, например, больному со страхом одному идти по улице сначала в течение нескольких дней или недель предлагают ежедневно ходить по 1—2 часа с врачом или близким человеком. Первый день идут рядом, последующие дни все больше и больше увеличивают расстояние между ними. При страхе высоких помещений вместе с больным входят в такое помещение, при клаустрофобии находятся с ним в закрытом помещении, при страхе острых предметов вместе с больным раскладывают вилки и ножи, постепенно приучая все это делать самому, при страхе загрязнения — выполнять действия, требующие соприкосновения с «грязью». При эрейтофобии многократно ставят больного в ситуацию, обычно вызывающую покраснение, например предлагают подходить к девушкам и спрашивать у них дорогу, просить продавщицу показать товар и отказаться от его покупки. При этом, как описывалось при рассмотрении аутогенной тренировки, больной должен внушать себе, что «кровь ушла к ногам». Курс тренировки занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и дает хорошие результаты даже при фобиях многолетней давности.
При посещении клиники, руководимой проф. Leonhard (Берлин, 1967), нам продемонстрировали больную учительницу, длительно страдавшую страхом загрязнения мочой. В процессе психотерапии ей сначала поручили разливать мочу больных по бутылочкам, а когда она это освоила,— поливать руки чужой мочой и вытирать их о свой передник и, наконец, ложиться в ванну, в которую перед тем при ней лили мочу. Все это выполнялось ею беспрекословно. Лечение длилось 1'/г месяца Фобия была устранена.
Ученику 9-го класса, страдавшему заиканием, было запрещено разговаривать в классе в течение нескольких недель. Далее ему было разрешено самому просить слово и отвечать на уроках и, наконец, отвечать тогда, когда его вызовут. Кроме того, предлагалось ежедневно читать вслух по 2, а затем по 3—4 часа в день.
Bergman для угашения навязчивых мудрствований с успехом применяла отвлечение внимания (внешнее торможение). Больной предлагалось, как только она почувствует возможность появления навязчивой мысли, сразу чем-нибудь отвлечься. При этом совместно с врачом про-думывались отвлекающие занятия, к которым можно прибегнуть, если больная находится в комнате (начать читать книгу, что-то пришивать, убирать), если она в это время на кухне и т. д. После пяти недель лечения отвлечением навязчивые мысли у одного больного стали менее резкими и после 2 ½ месяцев лечения почти исчезли. Можно с целью отвлечения вызывать и какие-либо приятные воспоминания.
Метод негативного воздействия
В 1928 г. Dunlop выдвинул парадоксальное положение, согласно которому от дурной привычки можно избавиться, если многократно сознательно повторять то привычное действие, от которого хочешь освободиться, и предложил метод так называемого негативного воздействия.
Исходя из этого принципа Dunlop в 1942 г. опубликовал методику соответствующего лечения тиков, ночного недержания мочи, мастурбации и т. п. Основываясь на его работах, Wakeham (1930) для устранения привычной ошибки в исполнении «Toccata und Fuga in D-minor» Баха в течение 2 недель нарочно играл это место неправильно, после чего смог легко избавиться от привычной ошибки. Он же за один сеанс почти полностью излечил женщину, которая, печатая на пишущей машинке, навязчиво добавляла к концу слова первую букву этого слова (например, cityc вместо city). Во время сеанса ей было предложено теперь сознательно при печатании добавлять к концу каждого слова его первую букву. Ряд психологов провели эксперименты на обучавшихся машинописи. У них искусственно формировался неправильный навык, после чего он устранялся разными методами. Опыты подтвердили данные Dunlop и метод стал применяться для лечения навязчивых действий, тиков, эзофагоспазма, некоторых форм заикания и т. п. (Fishman, 1937; Frankl, 1948, 1966; М. Д. Танцюра, 1956; Lehner, 1960, и др.).
При многократном повторении навык или навязчивое действие, казалось, должны были бы еще больше закрепиться, еще больше зафиксироваться. Чем же можно объяснить положительный эффект? Механизм лечебного действия при этом методе, как нам кажется, не всегда одинаков. Видимо, дело главным образом в том, что нежелательные моторные навыки, навязчивые движения, тики, гиперкинезы, о которых идет речь, совершаются больным автоматически, без активного контроля сознания, поэтому при многократном автоматическом повторении они не становятся реже или слабее и больной не в силах от них избавиться. Однако когда больной их сам многократно сознательно повторяет, они приобретают новое качество — движение протекает на другом, более высоком, уровне, превращается в осмысленное действие, которое подчиняется контролю сознания и может быть произвольно заторможено. В ряде случаев в достижении терапевтического эффекта может играть роль наличие ультрапарадоксальной фазы, в связи с чем положительный раздражитель начинает вызывать отрицательный эффект и наоборот. Подобный механизм наблюдается, вероятно, тогда, когда больной со страхом глотания вызывает у себя представление: «Я не могу глотать, комок в горле», и тогда оказывается в состоянии свободно проглотить пищу, или дает себе перед сном команду: «Не засыпать!» и засыпает. По мнению М. Д. Танцюры (1956), поскольку в основе навязчивых действий лежит образование патологического очага инертного возбуждения, при многократном повторении этих действий может наступить перенапряжение возбуждения в очаге с развитием в нем инертного торможения.
Техника лечения. Больному даются разъяснения по поводу механизма имеющихся у него болезненных симптомов и обосновывается назначаемое лечение. Больного призывают активно участвовать в его проведении. Возможны разные варианты лечебных приемов.
Первый вариант. Больному указывается, что врач проведет с ним ряд лечебных сеансов. Во время сеансов будет разговаривать с ним на свободные темы и наблюдать за ним. Как только у больного возникнет болезненный симптом (навязчивое движение, заикание), больной должен будет его тут же повторить 15—20 раз подряд (если заикающийся сказал «пппажалуйства»,— 15 раз повторить «пппажалуйства», обязательно заикаясь). Далее беседа с больным и наблюдение за его поведением продолжаются. Обращается внимание на то, чтобы больной повторил весь комплекс одновременно возникающих симптомов, например не только кивательные движения головой, но и напряжение мышц руки и поворот головы в сторону, если они совершаются одновременно.
Первые сеансы занимают около 30 минут, повторные— до часа. Частота сеансов 2—3 в неделю. При лечении навязчивых действий курс 10—20 сеансов, при лечении заикания — несколько месяцев.
Второй вариант (по М. Д. Танцюре). Больному предлагается дома 3—4 раза в день по нескольку минут производить движения, повторяющие болезненный симптом, или по 10—15 раз вызывать представления, усиливающие его. Так, например, больному с рвотой, возникающей при попытке есть яблоки, 10 раз подряд нужно вызывать представления, что он ест яблоки и его тошнит; больному с навязчивым ритуалом прикосновения каждые 2 часа к полу предлагается прикасаться к полу каждые 10 минут, больному с эзофагоспазмом и страхом глотания — держать пищу во рту, стараться ее не глотать и думать при этом, что она остановится в пищеводе; больному с гиперкинезом головы — качать головой чаще, чем прежде; больному с бессонницей — прилечь в постель и стараться не засыпать, мысленно повторяя: «Не надо спать» (пример лечения приведен при описании невроза ожидания) и т. д.
Третий вариант. Этот вариант метода разработал Frankl (1948, 1966), назвавший его парадоксальной интенцией (от лат. intentio — намерение). С больным проводят беседу, во время которой объясняют ему смысл лечения, например, рассказывают о заике, который не смог заикаться, когда ему пришлось исполнить роль заики на сцене; о больной, боящейся покраснеть в обществе и в то же время неспособной вызвать у себя покраснение, когда она этого хочет. Затем больному предлагают пытаться делать то, чего он боится, и стремятся при этом представлять это в несколько смешном свете, вызвать у больного насмешливое отношение к этому предложению. Так, например, больному кардиофобией со страхом ходьбы одному по улице («вдруг станет плохо с сердцем и никто не окажет помощи») Frankl говорил: «Постарайтесь теперь умирать каждый день 3 раза. Три раза в день вызывайте у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: „Хочу умереть" и выходите при этом на улицу, чтобы умереть». Больному с инфарктофобией он сказал: «Попытайтесь тут же вызвать у себя инфаркт».