Файл: А.М. Свядощ Неврозы и их лечение 1971.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5659

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй этап обучения — «дифференцированная релак­сация». Больной обучается сидя расслаблять мускула­туру, не участвующую в поддержании тела в вертикаль­ном положении, далее после специальных упражнений — расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвую­щие в этих актах. На третьем этапе больному предла­гается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состоя­ниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тре­вога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.

Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся врачом или инструктором 1—3 раза в неделю. Кроме того, самостоятельные сеансы проводятся 1-—2 раза в день по 30—60 минут каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года и больше в зависимости от скорости усвоения новых навыков. Электромиография может облегчить тонкий контроль за достигнутыми ре­зультатами.

Метод может быть использован в качестве симптома­тического средства для борьбы с состояниями тревоги, страха у больных неврозами, в частности при неврозах внутренних органов, неврозе ожидания, неврозе страха, фобиях, а также для преодоления реакции смущения, препятствующей выполнению тех или иных действий. Удается с его помощью достигнуть и снижения артери­ального давления у лиц, страдающих гипертонической болезнью.

Лечение по методу угашения

условной связи и методу форсированной тренировки

Своеобразной разновидностью лечения убеждением яв­ляется метод, который может быть назван «лечение угашением условной связи» (А. М. Свядощ, 1959). Эмпи­рически к нему давно прибегают врачи при лечении не­которых фобий у детей. Метод основан на угашении ус­ловного рефлекса благодаря развитию угасательного, а иногда и дифференцировочного торможения. При этом в качестве вспомогательного приема в процессе лечения прибегают также к механизму торможения условного рефлекса при помощи внешнего торможения.

Под угасательным понимается торможение, возникаю­щее в тех случаях, когда условнорефлекторный раздра­житель многократно не подкрепляется безусловнорефлекторным. При этом условный рефлекс угасает, по И. П. Павлову, тем быстрее, чем он моложе, менее укреплен и чем менее интенсивным был безусловный рефлекс, при помощи которого был образован условный. Угасание рефлекса обнаруживается не только на том условном рефлексе, который непосредственно подвергся процеду­ре угашения (первично угашенный рефлекс), но и на других, не затронутых, так сказать, прямо этой процеду­рой (вторично угашенные рефлексы), а при высших сте­пенях угасания — даже на безусловных. Условные реф­лексы второго порядка угасают скорее рефлексов первого порядка.


Обычно угашенные условные рефлексы, предоставлен­ные самим себе, через тот или иной промежуток времени восстанавливаются, и лишь недавно образованные сла­бые условные рефлексы после угашения могут не восстановиться. При лечении по описанному методу возник­ший у больного патологический условный рефлекс уга­шают многократным повторением сходных или более слабых условнорефлекторных раздражителей по сравне­нию с теми, которые его первоначально вызвали. Изве­стную роль может играть и наступающая в процессе лечения тренировка нервных процессов. Чаще всего та­ким методом лечат фобии у детей, как в следующем наб­людении.

Девочка 4 лет входила в кухню. В это время соседка, желая пошутить, надела на голову корзинку и, неожиданно повернувшись к девочке, громко зашипела. Девочка испугалась и убежала. С это­го времени стала бояться корзинок, кошелок и сумок, соседки, а также боялась заходить в кухню. Особенно резкая пассивно-оборо­нительная условнорефлекторная реакция наступала у нее при виде соседки в кухне или соседки с корзинкой. Угасить условный рефлекс путем обычного убеждения не удавалось.

Тогда девочке в ее комнате предложили поиграть в «папы-ма­мы». «Ты будешь мама,— сказали ей,— вот здесь будет твой домик, а здесь мой... здесь будет магазин... мама покупает в магазине про­дукты... (это будут деньги)... Возьми вот эти кубики (это будут продукты), отнеси их домой... А ты еще хлеба не купила, не купила картошки, капусты, моркови, как много продуктов тебе надо нести домой! Тебе не унести все их в руке. Вот я возьму себе продукты в корзиночку» (маленькую детскую корзиночку, имеющую весьма отдаленное сходство с той корзинкой, которой девочка была испу­гана). Девочка смотрит на эту корзиночку с испугом и сторонится ее. Мимо нее несколько раз проносят игрушки в корзиночке и по­казывают, как это удобно. Заинтересованная игрой, наконец, она сама берет эту корзиночку и кладет в нее «продукты». Увлечение игрой помогает ей подавить (по механизму отрицательной индук­ции) легкое чувство страха, вызванное видом этой корзиночки (т. е. генерализовавшуюся условнорефлекторную пассивно оборони­тельную реакцию). Далее она много раз берет в руки эту корзи­ночку, при этом безусловнорефлекторного подкрепления пассивно-оборонительной реакции не происходит и условнорефлекторная реакция на корзиночку постепенно угасает, хотя еще остается на большую корзинку, соседку и кухню.

На следующий день во время игры берется корзиночка больших размеров, на следующий день — еще больших. Когда реакция на них угасает, тогда, наконец, берут ту корзинку, которая вызвала испуг ребенка, включают ее в игру и достигают угашения вызван­ного ею условного рефлекса. Затем говорят ребенку о том, что кор­зинку трудно нести в руке, и кладут ее на плечо, потом несут ее на голове, постепенно приближаясь к той ситуации с корзинкой, которая вызвала испуг. Потом предлагают ее нести ребенку на плече, на голове, наконец, шутя надевают себе эту корзинку на го­лову так, как это было сделано соседкой, одновременно прибегая к внешнему торможению (разговоры о том, что это интересно, какая веселая игра...) для подав пения слабой условнорефлекторной реак­ции страха, которая обычно при этом все же возникает. Постепенно достигают полного угашения и этой условнорефлекторной ре­акции.


Угашение условного рефлекса на корзинку, надетую на голову, обычно ведет к устранению условного рефлекса и на остальные связанные с ней раздражители: кошелки, сумки, соседку в кухне (вторично угашенные рефлексы по И. П. Павлову).

Угасший условный рефлекс через некоторое время нередко вновь возобновляется (ребенок опять начинает побаиваться корзинки), хотя и в менее резкой форме, и лишь постепенно совершенно исчезает, не подвергаясь подкреплению.

При лечении по описанному методу ребенка, напри­мер испугавшегося собаки, не следует сразу подводить к нему собаку даже после объяснения, что это для него не опасно. Лучше самой матери или воспитательнице погладить собаку, покормить ее, подвести к ней других, не пугающихся ее детей, прочитать рассказ о собаке, где нет никаких устрашающих моментов. Хорошие ре­зультаты мы видели, когда с малышом, испугавшимся набросившейся на него черной собаки, играли в доми­ки, которые должна была сторожить собака. Ставили «сторожа» — игрушечную белую собачку (сначала ма­лыш и ее сторонился), затем игрушечную черную со­бачку, постепенно угашая условнорефлекторную реак­цию.

По этому же методу лечат страх засыпать одному в постели. Сначала ложатся в постель вместе с ребенком, следующий раз — подальше от него. Потом ложатся возле постели на стулья или кушетку. Затем сидят в комнате недалеко от постели ребенка. При страхе засы­пать одному в комнате придвигают постель ребенка к двери, открытой в соседнюю комнату. Затем постель ре­бенка постепенно отодвигают от двери, пока она не ста­новится на свое место. Наконец, начинают постепенно прикрывать дверь в его комнату.

При лечении неврастенической рвоты, вызываемой, на­пример, видом молока, мы получили положительные результаты, давая сначала холодный чай, кофе или во­ду с молоком. Потом постепенно увеличивали количе­ство молока и уменьшали количество чая, кофе или воды, переходя к чистому молоку. При угашении реакции на пенки молока давали их сначала в совершенно протер­том (пропущенном через мелкое сито) виде, далее по­степенно увеличивали размеры сита, через которое они пропускались.

Leonhard (1963) широко рекомендует этот метод для лечения таких фобий, как боязнь пространства, острых предметов, покраснения, загрязнения. С больным об­суждается причина болезни и указывается, что он мо­жет преодолеть страх путем тренировки — привыкания к тому, чего он боится. Курс тренировки должен быть ща­дящим, систематичным и достаточно длительным. Так, например, больному со страхом одному идти по улице сначала в течение нескольких дней или недель предла­гают ежедневно ходить по 1—2 часа с врачом или близ­ким человеком. Первый день идут рядом, последующие дни все больше и больше увеличивают расстояние меж­ду ними. При страхе высоких помещений вместе с боль­ным входят в такое помещение, при клаустрофобии на­ходятся с ним в закрытом помещении, при страхе острых предметов вместе с больным раскладывают вилки и ножи, постепенно приучая все это делать самому, при страхе загрязнения — выполнять действия, требующие соприкосновения с «грязью». При эрейтофобии много­кратно ставят больного в ситуацию, обычно вызываю­щую покраснение, например предлагают подходить к девушкам и спрашивать у них дорогу, просить продав­щицу показать товар и отказаться от его покупки. При этом, как описывалось при рассмотрении аутогенной тре­нировки, больной должен внушать себе, что «кровь уш­ла к ногам». Курс тренировки занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и дает хорошие результа­ты даже при фобиях многолетней давности.


При посещении клиники, руководимой проф. Leonhard (Берлин, 1967), нам продемонстрировали больную учительницу, длительно страдавшую страхом загрязнения мочой. В процессе психотерапии ей сначала поручили разливать мочу больных по бутылочкам, а когда она это освоила,— поливать руки чужой мочой и вытирать их о свой передник и, наконец, ложиться в ванну, в которую перед тем при ней лили мочу. Все это выполнялось ею беспрекословно. Лечение длилось 1'/г месяца Фобия была устранена.

Ученику 9-го класса, страдавшему заиканием, было запрещено разговаривать в классе в течение нескольких недель. Далее ему было разрешено самому просить слово и отвечать на уроках и, наконец, отвечать тогда, когда его вызовут. Кроме того, предлага­лось ежедневно читать вслух по 2, а затем по 3—4 часа в день.

Bergman для угашения навязчивых мудрствований с успехом применяла отвлечение внимания (внешнее тор­можение). Больной предлагалось, как только она почув­ствует возможность появления навязчивой мысли, сразу чем-нибудь отвлечься. При этом совместно с врачом про-думывались отвлекающие занятия, к которым можно прибегнуть, если больная находится в комнате (начать читать книгу, что-то пришивать, убирать), если она в это время на кухне и т. д. После пяти недель лечения отвлечением навязчивые мысли у одного больного стали менее резкими и после 2 ½ месяцев лечения почти ис­чезли. Можно с целью отвлечения вызывать и какие-ли­бо приятные воспоминания.

Метод негативного воздействия

В 1928 г. Dunlop выдвинул парадоксальное положение, согласно которому от дурной привычки можно изба­виться, если многократно сознательно повторять то при­вычное действие, от которого хочешь освободиться, и предложил метод так называемого негативного воздей­ствия.

Исходя из этого принципа Dunlop в 1942 г. опублико­вал методику соответствующего лечения тиков, ночного недержания мочи, мастурбации и т. п. Основываясь на его работах, Wakeham (1930) для устранения привычной ошибки в исполнении «Toccata und Fuga in D-minor» Баха в течение 2 недель нарочно играл это место непра­вильно, после чего смог легко избавиться от привычной ошибки. Он же за один сеанс почти полностью излечил женщину, которая, печатая на пишущей машинке, навяз­чиво добавляла к концу слова первую букву этого сло­ва (например, cityc вместо city). Во время сеанса ей бы­ло предложено теперь сознательно при печатании до­бавлять к концу каждого слова его первую букву. Ряд психологов провели эксперименты на обучавшихся ма­шинописи. У них искусственно формировался неправиль­ный навык, после чего он устранялся разными методами. Опыты подтвердили данные Dunlop и метод стал приме­няться для лечения навязчивых действий, тиков, эзофагоспазма, некоторых форм заикания и т. п. (Fishman, 1937; Frankl, 1948, 1966; М. Д. Танцюра, 1956; Lehner, 1960, и др.).

При многократном повторении навык или навязчивое действие, казалось, должны были бы еще больше закре­питься, еще больше зафиксироваться. Чем же можно объяснить положительный эффект? Механизм лечебного действия при этом методе, как нам кажется, не всегда одинаков. Видимо, дело главным образом в том, что не­желательные моторные навыки, навязчивые движения, тики, гиперкинезы, о которых идет речь, совершаются больным автоматически, без активного контроля созна­ния, поэтому при многократном автоматическом повто­рении они не становятся реже или слабее и больной не в силах от них избавиться. Однако когда больной их сам многократно сознательно повторяет, они приобрета­ют новое качество — движение протекает на другом, бо­лее высоком, уровне, превращается в осмысленное дей­ствие, которое подчиняется контролю сознания и может быть произвольно заторможено. В ряде случаев в до­стижении терапевтического эффекта может играть роль наличие ультрапарадоксальной фазы, в связи с чем по­ложительный раздражитель начинает вызывать отрица­тельный эффект и наоборот. Подобный механизм наблю­дается, вероятно, тогда, когда больной со страхом гло­тания вызывает у себя представление: «Я не могу гло­тать, комок в горле», и тогда оказывается в состоянии свободно проглотить пищу, или дает себе перед сном команду: «Не засыпать!» и засыпает. По мнению М. Д. Танцюры (1956), поскольку в основе навязчивых действий лежит образование патологического очага инертного возбуждения, при многократном повторении этих действий может наступить перенапряжение воз­буждения в очаге с развитием в нем инертного торможе­ния.


Техника лечения. Больному даются разъясне­ния по поводу механизма имеющихся у него болезнен­ных симптомов и обосновывается назначаемое лечение. Больного призывают активно участвовать в его прове­дении. Возможны разные варианты лечебных приемов.

Первый вариант. Больному указывается, что врач проведет с ним ряд лечебных сеансов. Во время се­ансов будет разговаривать с ним на свободные темы и наблюдать за ним. Как только у больного возникнет болезненный симптом (навязчивое движение, заикание), больной должен будет его тут же повторить 15—20 раз подряд (если заикающийся сказал «пппажалуйства»,— 15 раз повторить «пппажалуйства», обязательно заи­каясь). Далее беседа с больным и наблюдение за его поведением продолжаются. Обращается внимание на то, чтобы больной повторил весь комплекс одновременно возникающих симптомов, например не только кивательные движения головой, но и напряжение мышц руки и поворот головы в сторону, если они совершаются одновременно.

Первые сеансы занимают около 30 минут, повторные— до часа. Частота сеансов 2—3 в неделю. При лечении навязчивых действий курс 10—20 сеансов, при лечении заикания — несколько месяцев.

Второй вариант (по М. Д. Танцюре). Больному предлагается дома 3—4 раза в день по нескольку минут производить движения, повторяющие болезненный симп­том, или по 10—15 раз вызывать представления, усили­вающие его. Так, например, больному с рвотой, возни­кающей при попытке есть яблоки, 10 раз подряд нужно вызывать представления, что он ест яблоки и его тош­нит; больному с навязчивым ритуалом прикосновения каждые 2 часа к полу предлагается прикасаться к полу каждые 10 минут, больному с эзофагоспазмом и страхом глотания — держать пищу во рту, стараться ее не гло­тать и думать при этом, что она остановится в пищево­де; больному с гиперкинезом головы — качать головой чаще, чем прежде; больному с бессонницей — прилечь в постель и стараться не засыпать, мысленно повторяя: «Не надо спать» (пример лечения приведен при описа­нии невроза ожидания) и т. д.

Третий вариант. Этот вариант метода разрабо­тал Frankl (1948, 1966), назвавший его парадоксальной интенцией (от лат. intentio — намерение). С больным проводят беседу, во время которой объясняют ему смысл лечения, например, рассказывают о заике, который не смог заикаться, когда ему пришлось исполнить роль заи­ки на сцене; о больной, боящейся покраснеть в обществе и в то же время неспособной вызвать у себя покрасне­ние, когда она этого хочет. Затем больному предлагают пытаться делать то, чего он боится, и стремятся при этом представлять это в несколько смешном свете, вы­звать у больного насмешливое отношение к этому пред­ложению. Так, например, больному кардиофобией со страхом ходьбы одному по улице («вдруг станет плохо с сердцем и никто не окажет помощи») Frankl говорил: «Постарайтесь теперь умирать каждый день 3 раза. Три раза в день вызывайте у себя паралич сердца и умирай­те. Повторяйте: „Хочу умереть" и выходите при этом на улицу, чтобы умереть». Больному с инфарктофобией он сказал: «Попытайтесь тут же вызвать у себя инфаркт».