ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5668
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Если человеку многократно вводить под кожу инсулин, то в конце концов замена инъекции инсулина инъекцией физиологического раствора или дистиллированной воды может вызвать условнорефлекторную гипогликемию. Возникший условный рефлекс протекает независимо от желания человека и не может быть им произвольно подавлен. Однако если человеку станет известно, что вместо инсулина ему будет введена вода, то условно-рефлекторная гипогликемия не наступит. По всей вероятности, условный рефлекс в этом случае не возникает, так как вызвавший его условнорефлекторный раздражитель получил новое сигнальное (информационное) значение.
Во многих случаях важной предпосылкой возможности устранения патологической условнорефлекторной реакции или влияния некоторых неосознаваемых переживаний является осознание тех обстоятельств, которые привели к их возникновению. Так, например, у одной нашей больной, у которой понос возникал по условно-рефлекторному механизму, причем подавить его появление усилием воли ей не удавалось, выздоровление быстро наступило после того, как ей разъяснили причину его возникновения (она осознала, что ставшая для нее неприятной служебная обстановка вызывает его по механизму условного рефлекса). В наблюдении, приведенном О. В. Кербиковым (1955), «...человек, эрудированный в вопросах медицины, имел впервые приступ стенокардии тогда, когда он находился в парикмахерской. Когда в следующий раз он пришел в парикмахерскую, приступ повторился. Больной решил бриться дома. Взял в руки бритву — опять сжимающая боль в области сердца, опять стенокардические явления. Так установилась временная патологическая связь. Однако он сам дал себе отчет в том, что у него развилась патологическая временная связь и, установив это, он смог бриться».
Таким образом, как оказалось, для того чтобы избавиться от некоторых болезненных симптомов психогенного генеза, нужно выявить и осознать породившую их причину. Причина по-латыни causa, поэтому и метод лечения, основанный на выяснении причины заболевания, может быть назван каузальной, или причинной, психотерапией. В широком смысле слова он относится к аналитическим методам.
Принцип аналитической терапии был выдвинут Freud. Им же дан анализ формирования некоторых невротических симптомов, в частности навязчивости у одной больной, и показана их связь с реальными (не инфантильно-сексуальными) психотравмирующими переживаниями. Однако подобные случаи симптомообразования Freud считал редкими и при разработке метода аналитической терапии пошел, как указывалось (стр. 30—33), по пути психоанализа. При рассмотрении его мы останавливались на отличии от психоанализа каузальной психотерапии.
При каузальной психотерапии отыскиваются «вместе с больным или, помимо его, или даже при его сопротивлении среди хаоса жизненных отношений те разом или медленно действовавшие условия и обстоятельства, с которыми может быть связано происхождение болезненного отклонения...1.
Это не всегда бывает просто сделать. Для выяснения их иногда приходится длительно и многократно беседовать с больным, выясняя различные обстоятельства его жизни. Иногда много ценного может дать словесный ассоциативный эксперимент, а также изучение сновидений больного, восстановление в памяти забытых им событий путем расспроса во время гипнотического сна, изучение его свободных ассоциаций и всплывающих у него воспоминаний. После того как неосознаваемые больным причины заболевания обнаружились, выявились имевшиеся у него очаги застойного инертного возбуждения или патологически зафиксировавшиеся условнорефлекторные связи, не нашедшие достаточного отражения в сознании, приступают к разъяснению их больному. Стремятся, чтобы больной сам пришел к выводу об их существовании. Таким образом, устанавливают связь между ними и остальным содержанием психики больного. После того как такая связь установлена, в случае успеха лечения больной оказывается избавленным от своего болезненного симптома.
В процессе лечения по этому методу при прикосновении к «больному пункту» у больного иногда возникает бурная эмоциональная реакция, нередко с рядом экспрессивных движений — моторным разрядом (чаще всего это наблюдается при лечении больных истерией). В достижении терапевтического эффекта в этих случаях, по всей вероятности, играет роль и отреагирование психотравмирующего переживания (подробнее мы на нем остановимся при рассмотрении лечения катарзисом).
Каузальная психотерапия сама по себе далеко не всегда приводит к излечению. Наиболее целесообразно применять ее в сочетании с терапией убеждением и внушением, особенно до того, как проводить последнее. Она применима при лечении неврозов в тех случаях, когда причина, вызвавшая заболевание, является скрытой. Примерами лечения по этому методу могут служить следующие наблюдения.
Девочка 12 лет обратилась с жалобами на рвоту, вызываемую запахом хвои. Явления эти держатся у нее уже несколько лет. Причину их возникновения ни она, ни ее родители указать не могут. Попытки устранить рвоту соответствующим внушением в гипнотическом сне второй степени по Форелю давали кратковременный эффект. Отвращение к запаху хвои исчезало во время гипнотического сна и вновь возобновлялось через 15—20 минут после пробуждения. Тогда в гипнотическом сне второй степени по Форелю больной было указано, что сейчас она отчетливо вспоминает то время, когда запах хвои ей стал впервые неприятен. Больная рассказала, что в возрасте 6 лет она вошла в комнату, где лежал ее умерший дедушка и, подойдя, поцеловала его. Вокруг был резкий запах хвои. Когда же она приблизилась к трупу, то почувствовала, кроме того, исходивший от него неприятный запах, вызвавший у нее тошноту и рвоту. Вспоминая пережитое, больная покраснела, дыхание стало учащенным, речь—взволнованной, появилось легкое дрожание всего тела. На вопрос, что же у нее вызвало рвоту, она ответила: «Запах трупа». И далее сказала, что запах хвои и даже только напоминание о нем стали вызывать рвоту. По пробуждении отвращение к запаху хвои полностью исчезло.
Таким образом, в данном случае условнорефлекторная реакция перестала появляться, как только условия возникновения ее были вскрыты и осознаны больной. При этом известную роль в наступлении терапевтического эффекта мог играть и механизм обладания очага патологически инертного возбуждения путем разряда его энергии (катарзис).
У другой больной, студентки 19 нет, дрожание, чувство страха и рвота стали появляться тогда, когда ее жених начинал обнимать ее, хотя он ей нравился. К нам она обратилась, когда это стало угрожать возможности замужества.
Больной было указано, что в основе ее заболевания лежит возникновение рвоты по механизму условного рефлекса. «Если испытуемому вводить инсулин под кожу, то вскоре после инъекции инсулина наступит уменьшение количества сахара в крови. Оно наступает независимо от желания человека. Если после ряда инъекций инсулина однажды ввести под кожу вместо инсулина физиологический раствор, не говоря об этом больному, то физиологический раствор по механизму условного рефлекса вызовет такую же реакцию, как инсулин. При этом опять-таки усилием воли испытуемый не сможет задержать ее наступление. Если же испытуемому станет известно, что вместо инсулина ему вводится физиологический раствор, то теперь инъекция физиологического раствора уменьшения содержания сахара в крови не вызовет...» Далее ей рассказано об описанном выше больном с навязчивым сомнением, не осталась ли дверь открытой, которое прошло после того, как он осознал его генез. Больной было сказано: «Объятия вашего жениха могут вызывать у вас страхи и рвоту только до тех пор, пока вы не знаете, сигналом чего они для вас в действительности являются, пока вы не знаете, с каким отвратительным, вызывающим рвоту событием и представлениями они у вас связаны. Постарайтесь же вспомнить о всех событиях вашей жизни, которые можно связать с представлениями об отвращении».
В течение трех бесед с больной, во время которых она рассказывала о различных событиях своей жизни, установить генез этой рвоты не удавалось. Во время четвертой беседы ей предлагалось спокойно, сидя в кресле, вспоминать и говорить все, что ей придет в голову, без всякого отбора Больная долго говорила и вдруг на момент умолкла и слегка покраснела. Далее при настойчивой просьбе рассказать то, о чем она только что подумала, сообщила, что она вспомнила о женихе ее старшей сестры, но что это, по ее мнению, неважно и она не хочет об этом говорить. После повторной просьбы больная сообщила, что в возрасте 8 лет однажды случайно увидела отвратительную сексуальную сиену между сестрой и ее женихом Это ее сильно потрясло и вскоре вызвало рвоту «Теперь я понимаю,— сказала больная в ответ на наводящий вопрос,— когда мой жених меня обнимает, целует, это, видимо, напоминает мне о тех событиях и поэтому вызывает рвоту. Но он у меня хороший!» Наступило полное выздоровление.
Этим же методом было достигнуто описанное выше излечение больных неврозом навязчивых состояний и психастенией.
Во время лечения больных желательно вместе с ними выявлять и обсуждать условия формирования у них черт характера, способствовавших возникновению заболевания, с тем, чтобы добиться их смягчения и общего оздоровления личности.
Одна наша больная неврозом навязчивых состояний страдала от навязчивой мысли, что она все делала «не так». Она быта вынуждена десятки раз переделывать любое совершенное ею дейст-вие — перетирать посуду, перестилать скатерть, переставлять стул и т. п. В процессе лечения больная постепенно пришла к убеждению, что ее навязчивая мысль вовсе не является нелепой, абсурдной, неизвестно откуда возникшей, как ей это вначале казалось, а отражает ее глубокое сожаление от того, что она в жизни поступила «не так»: сделала аборт, вследствие чего лишилась возможности материнства. Во время бесед с больной были детально проанализированы условия формирования ее характера Показана неправильность, уродливость воспитания, полученного ею в семье, которое привело к формированию у нее эгоцентризма, переоценки своей личности и появлению притязаний, не соответствующих ее возможностям. Обсуждена с больной роль ее характерологических особенностей в возникновении заболевания и указана важность включения ее в трудовую деятельность в условиях коллектива
Таким образом, достигнуто не только устранение явлений навязчивости, но и некоторое общее оздоровление личности. В другом случае у больной психастенией оно было достигнуто в процессе обсуждения условий воспитания в семье (подавление активности ребенка, запугивание и т. п.), способствовавших формированию у нее таких черт характера, как боязливость, нерешительность, мнительность, а также тех переживаний, которые привели к их усилению.
Сочетание каузальной и рациональной психотерапии лежит, на наш взгляд, в основе разработанной В. Н. Мясищевым, Е. К. Яковлевой и Р. А. Зачепицким так называемой патогенетической психотерапии, направленной на выяснение патогенеза болезни. В процессе лечения врач выясняет обстоятельства жизни больного и те психотравмирующие события, которые привели к возникновению невроза, обсуждая их с больным. Большое внимание уделяется выявлению характерологических особенностей, сделавших больного весьма чувствительным к тем или иным психическим воздействиям и изменению неправильного отношения личности к окружающему.
НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Коллективная, или групповая, психотерапия
Коллективная, или групповая, психотерапия стала применяться с начала XX столетия (Н. В. Вяземский, 1904; Pratt, 1905; Г. Н. Неткачев, 1909; В. М. Бехтерев, 1910, и др.). С этого времени интерес к ней не ослабевает: только в 1960—1965 гг. в зарубежной печати ей посвящено свыше 400 работ. В СССР методы ее разрабатывались В. А. Гиляровским, Б. Н. Бирманом, М. С. Лебединским, Н. В. Ивановым, И. 3. Вельвовским, Р. А. Зачепицким, Е. К. Яковлевой, И. М. Вишем, С. С. Либихом, А. М. Свядощем и др.
Особенностью коллективной психотерапии является то, что сеансы ее проводятся врачом одновременно с группой больных и что при этом формируется коллектив больных, который оказывает лечебное воздействие на его членов. Во время сеансов коллективной психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Так, например, могут проводиться коллективные сеансы гипнотерапии (при лечении хронического алкоголизма), аутогенной тренировки, внушения во время естественного сна. Технику их мы описывали при рассмотрении указанных методов, поэтому здесь остановимся лишь на коллективной рациональной психотерапии1.
Сеансы коллективной рациональной психотерапии проводятся с группой больных обычно 1—2 раза в неделю в течение часа. Эти группы могут быть большие (15 человек и больше), средние (7—14 человек) и малые (2—6 человек). В то время как при проведении коллективных сеансов внушения или самовнушения (аутогенной тренировки) желательна максимальная однородность групп (группа лечащихся по поводу алкоголизма, группа больных логоневрозами, группа с «неврозом сердца» и т. д.), при рациональной коллективной психотерапии больных неврозами комплектование групп на основе клинических форм болезни (группа больных истерией, группа больных психастенией и т. д.) или однородности симптомов нерационально. Оно сужает возможности обсуждения различных проблем и ведет к чрезмерной концентрации лиц со сходными характерологическими особенностями, затрудняющими коллективное обсуждение вопросов (эгоцентризм, претенциозность у больных истерией, мнительность, нерешительность у больных психастенией). Наиболее целесообразно, по мнению, Е. К. Яковлевой, Р. А. Зачепицкого и В. Д. Часова, объединение в одну группу больных с разными формами неврозов с разделением групп на мужские и женские. При комплектовании, особенно малых и средних групп из числа больных стационара, могут быть применены и социометрические методы, позволяющие выяснить отношения, сложившиеся между отдельными больными. Для этого им раздаются анкеты, в которых имеются вопросы: «С кем бы из больных вы хотели бы быть в одной палате?» или «С кем из больных вы не хотели бы быть в одной палате?» и т. д.
Во время сеансов коллективной рациональной психотерапии подчеркивается, что неврозы являются функционально обратимыми заболеваниями. Разбираются особенности различных патогенных ситуаций и отношения к ним личности, рассматриваются пути преодоления невроза, показывается важность перевоспитания, умения преодолеть отрицательные ха-рактерологические особенности, тренировки нервных процессов, отмечается значение труда и гигиенического режима для сохранения здоровья и т.д. Обсуждаются истории заболевания выписавшихся больных, а также различные типичные психотравмирующие ситуации, ведущие к болезни Примеры подбираются так, чтобы они позволили больному узнавать отдельные черты своей болезни без того, чтобы быть узнанным окружающими