ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5664
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Вариантом коллективной рациональной психотерапии является внутрисемейная групповая психотерапия, при которой врач проводит беседы со всеми членами семьи больного одновременно Он помогает им разобраться в возникших «семейных трудностях», обсуждает не только вопросы психогигиены, но и поведение того или иного члена семьи, формы его реагирования на те или иные раздражители, т е. выступает и как врач, и как воспитатель, и как наставник. Наши наблюдения свидетельствуют о высокой эффективности внутрисемейной групповой психотерапии, позволяющей оздоровить отношения в семье и тем самым устранить возможный источник психической травматизации.
На одном из вариантов коллективной психотерапии — «психодраме» по терминологии Moreno, мы остановимся при рассмотрении лечения катарзисом.
Достоинством коллективной психотерапии является то, что при ней врач затрачивает меньше времени на проведение лечения и может одновременно охватить целую группу больных. Кроме того, внушаемость больного, доступность психотерапевтическому воздействию при условии пребывания в коллективе обычно возрастают.
При проведении сеансов коллективной рациональной психотерапии, помимо врача, психотерапевтическое воздействие оказывается в процессе беседы и другими членами коллектива. Высказываемые врачом взгляды и разъяснения по поводу тех или иных обсуждаемых вопросов воспринимаются больным не как адресованные специально к нему с целью успокоить его или устранить имеющийся у него симптом, а как обращенные ко всему коллективу и поэтому вызывают большее доверие и меньшее сопротивление. Наблюдение за успехами в лечении других больных повышает веру в его успех, укрепляет установку на выполнение рекомендуемых врачом мероприятий. Отношения, возникающие между больными внутри лечебной группы (интерперсональные отношения), могут способствовать отвлечению от болезненных переживаний, появлению новых интересов, выявлению характерологических особенностей каждого больного, подлежащих коррекции путем психотерапии. Иначе говоря, коллективные сеансы могут иметь как лечебное, так и диагностическое значение.
Недостатком метода коллективной психотерапии является то, что при проведении коллективных сеансов трудно оказать строго индивидуализированное воздействие на больного. Поэтому сеансы коллективной психотерапии должны сочетаться с индивидуальными сеансами и проводиться врачом, хорошо знающим больных. Сеансы коллективной рациональной психотерапии могут сочетаться с коллективными сеансами внушения или самовнушения (аутогенной тренировки) или прогрессивной мышечной релаксации, которые проводятся с группой непосредственно после сеанса рациональной коллективной терапии, образуя как бы ее продолжение.
Изменение отношения больного к своему заболеванию, начавшаяся перестройка личности, наступившие под влиянием сеансов коллективной рациональной психотерапии, отчетливо выступили, когда больных опросили до и после начала лечения, какие перемены в жизни могли бы содействовать их выздоровлению (анкетный опрос 500 больных неврозами, проведенный С. С. Либихом). До начала курса из 6—8 сеансов коллективной психотерапии 30% больных ответили: «Не знаю», 20% дали неопределенные ответы и 50% высказали чисто утилитарные желания («получить квартиру», «получить путевку», «меньше работать» и т. д.). По окончании курса психотерапии большинство ответило: «изменить свой характер», «правильно относиться к жизненным трудностям», «работать».
Коллективная рациональная психотерапия особенно показана, когда важно добиться устранения нежелательных характерологических особенностей больного, изменения его отношения к психотравмирующим событиям, а также в тех случаях, если требуется повлиять на его взгляды, установки, его оценку своего болезненного состояния, формы реакции, те или иные жизненные трудности.
Условнорефлекторная терапия
Условнорефлекторной терапией в широком смысле слова называют лечебные методы, основанные на действии любых условнорефлекторных раздражителей — как безречевых, так и речевых, т. е. включают в нее все виды психотерапии. Мы будем пользоваться этим понятием в более узком смысле слова и относить к нему лишь методы, основанные на выработке элементарных условно-рефлекторных связей, не требующих участия речевых воздействий. Такие связи замыкаются на уровне первой сигнальной системы, хотя и могут находить отражение во второй.
Условнорефлекторная терапия является одной из форм лечения информацией. Условнорефлекторный сигнал— информация о событии, которое с несомненностью должно наступить; условнорефлекторная реакция — подготовка организма к этому событию. Иначе говоря, условный рефлекс — это предвосхищение определенной ситуации и подготовка к ней, в то время как ориентировочная реакция — предвосхищение неопределенной ситуации (И. М. Фейгенберг).
Если звонок вызывает выделение слюны у животного, это значит, что организм животного прогнозирует поступление пищи вслед за звонком и готовится к ее приему. Если звонок не подкреплять едой, он утратит свое информативное значение и перестанет вызывать слюноотделение. Процесс верификации информации при выработке условного рефлекса и его угашение могут быть алгоритмизированы.
При выработке элементарных условных рефлексов у человека очень важно, чтобы подкрепление безусловно-рефлекторным раздражителем следовало достаточно быстро за действием условнорефлекторного раздражителя с целью избежать психической переработки. Так, в опытах McAmster условный зрачковый рефлекс у человека легче всего удавалось выработать при подкреплении через ½ секунды и не удавалось через 2 ½ секунды. Возможно, неуспех условнорефлекторной терапии человека кроется иногда в несоблюдении этого требования.
Эмпирически методы условнорефлекторного воздействия с незапамятных времен применяются в педагогике, например при отучивании детей от «дурных привычек» (легкий удар по руке, как только ребенок совершил или пытается совершить запретное движение). Теоретическую основу условнорефлекторной терапии заложили работы И. П. Павлова. Впервые выработка условных (сочетательных, по терминологии В. М. Бехтерева) рефлексов с терапевтической целью была предложена В. М. Бехтеревым в 1914 г. В дальнейшем стали применяться методы условнорефлекторной терапии, основанные на выработке болевого (Н. В. Канторович, 1929) и особенно рвотного условного рефлекса (И. Ф. Случевский и А. А. Фрикен, 1933) для лечения хронического алкоголизма, а также вызывание условнорефлекторной гипогликемии путем замены инсулина физиологическим раствором, гипертермии — заменой серы индифферентным веществом или вызывание сна — заменой снотворного содой.
В 1917 г. В. М. Бехтерев предложил для лечения истерических параличей, анестезий, слепоты, глухоты и др. вырабатывать условные рефлексы путем сочетания индифферентного светового или звукового раздражителя с болевым безусловнорефлекторным (электрическим током), вызывающим пассивно-оборонительную реакцию. При этом он заметил, что если у больного с истерическим параличом удается вызвать условнорефлекторное движение парализованной конечности, то наступает выздоровление от паралича. Аналогично, если удается вызвать условнорефлекторную реакцию на световой раздражитель у больного с истерической слепотой, наступает выздоровление от истерической слепоты и глухоты.
Излечение происходит, по мнению В. М. Бехтерева, вследствие прямого растормаживания угнетенной функции.
Предложенный В. М. Бехтеревым метод лечения истерических расстройств может найти применение, особенно в сочетании с терапией внушения, при лечении больных истерией. К сожалению, в литературе мы не нашли указаний на то, что после В. М. Бехтерева этот метод кем-либо применялся.
В 1953 г. польский физиолог Zbrozina показала, что если многократно подавать кратковременные сигналы перед тем, как собака кончает есть, то вскоре этот сигнал начнет тормозить пищевую реакцию, даже если он будет дан в середине еды. Поэтому Wolpe предположил, что если вызывать у человека неприятные ощущения электрическим током и выключать его сразу же после подачи короткого сигнала, то вскоре этот сигнал также начнет вызывать состояние, противоположное вызванному раздражением электрическим током — противоположное тревоге.
Исходя из этого Wolpe предложил следующую методику лечения состояний страха у больных неврозами: к двум пальцам пациента прикрепляются 2 электрода и подводится индукционный ток максимум в 6 в. Сила тока регулируется поворотом ручки Больному предлагают громко произнести слово «спокойно» (calm yourself) тогда, когда сила тока станет нестерпимой. Как только он произносит это слово, ток выключают. Процедуру повторяют несколько раз. Сеансы проводят ежедневно, в течение 1—2 недель. Слово «Спокойно» для большинства людей является естественным условнорефлекторным раздражителем. Здесь же условнорефлекторным воздействием достигается усиление его тормозного влияния, в связи с чем оно с большей силой начинает подавлять чувство страха.
В дни лечения не даются лекарства, тормозящие нервную систему, так как они, по мнению автора, затрудняют выработку условнорефлекторной реакции, и, наоборот, назначаются стимуляторы, например декстрин по 10 мл в сутки (из группы дексамфетаминов). Автор лечил таким способом 8 больных фобиями, из них у двух наблюдался выраженный и у четырех — небольшой положительный эффект. Хорошие результаты мы наблюдали при лечении этим методом больной с неврозом страха и больной со страхом закрытых помещений, а также при купировании псевдоабстинентных кризов у наркомана.
Условнорефлекторный метод лечения хронического алкоголизма, предложенный в 1929 г. Н. В. Канторовичем, был применен Wolpe для лечения обсессий: больной со страхом еды вкусных вещей и навязчивыми сомнениями, должна она или не должна есть то, что ей подано, было предложено представлять себе, будто она собирается съесть что-то приятное. Это вызывало появление у нее навязчивых сомнений. Как только у больной возникало представление о еде, она должна была поднять руку и держать ее в этом положении, продолжая думать о еде. К руке был присоединен электрод и, когда больная поднимала ее, включался ток от индукционной катушки (расстояние между катушками 7 см, напряжение тока в 6 в). Руку предлагалось опустить, когда ток станет очень неприятен. Обычно больная опускала ее через 2—3 секунды. Навязчивые сомнения, должна или не должна она есть, при этом прекращались. После ряда сеансов вообще их появление было заторможено. Нам удалось при помощи этого метода подавить навязчивые мудрствования у одной больной.
Выработка рвотного условного рефлекса с помощью апоморфина, предложенная И. Ф. Случевским и А. А. Фрикеном для лечения хронического алкоголизма, была с успехом применена нами для борьбы с навязчивым ритуалом при психастении. Больной испытывал страх за здоровье дочери (Зои), в связи с чем при виде цифры 3 (идентичной букве «3» по написанию) он должен был 3X13, т. е. 39 раз совершить сильные жевательные движения челюстями, не имея ничего во рту («раздавить врагов, чтобы дочери было хорошо»). Гипноз и наркосуггестивная терапия эффекта не давали. Больному был введен апоморфин под кожу (Sol. Apomorphini hydrochlorici 1% 0,3 мл). Через 2 минуты после этого предложено мысленно представлять себе, что он совершает свои защитные жевательные движения, и указано, что теперь это представление станет вызывать у него тошноту. Предложено поднять палец, как только появится легкое ощущение тошноты. Когда он поднимал палец, показывалась цифра «3», предлагалось совершать жевательные движения, причем говорилось, что сейчас его будет тошнить еще больше и наступит рвота. Вслед за этим наступала сильная тошнота и рвота (больной не знал, что она вызвана действием апоморфина). После 5 сеансов влечение к совершению навязчивого ритуала исчезло и символическая связь цифры «3» со здоровьем дочери прервалась. Другие навязчивости, имевшиеся у больного, сохранились.
Методы условнорефлекторной терапии могут найти применение при лечении неврозов в комплексе психотерапевтического воздействия, в частности в сочетании с рациональной психотерапией, внушением, аутогенной тренировкой или лечением релаксацией по Джекобсону.
Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону
Впервые предложен Jacobson в Чикаго в 1922 г. и затем постепенно усовершенствован им.
Наблюдая за лицами, находящимися в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, Jacobson подметил, что у них всегда имеется напряжение поперечнополосатых мышц, иначе говоря, умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если же мышцы расслаблены (токи действия поперечнополосатых мышц, например глаза, равны нулю), то всегда оказывалось, что люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя, ни о чем не думали и у них не возникало никаких представлений или эмоций. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению (релаксации) для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
Jacobson полагал, что каждая область мозга функционирует в связи с периферическим нейро-мускулярным аппаратом, образуя церебро-нейро-мускулярный круг. Предлагаемый им метод влияет путем «расслабления периферической части этого круга» независимо от внушения, самовнушения и других воздействий и потому является, по мнению указанного автора, методом «физиологической психотерапии». На физиологических основах релаксации мы останавливались при рассмотрении аутогенной тренировки. Здесь мы коснемся лишь ее техники.
Техника релаксации по Джекобсону сводится к проведению систематического курса тренировки, ставящей целью научиться вызывать произвольное расслабление поперечнополосатых мышц в покое (ослабление резидуального тонуса). Для этого рекомендуется проводить гимнастику, напоминающую упражнения индийских йогов по расслаблению мышц тела. Обучающемуся предлагается: 1) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук. Обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения; 2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть. Обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз; 3) сокращать бицепсы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо. Научиться осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-флексорами. Научиться достигать исчезновения самых легких степеней напряжения бицепсов.
После этого проводятся упражнения, направленные на обучение расслаблению остальных поперечнополосатых мышц-флексоров и экстензоров туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю очередь — мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряжения мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.