ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5641
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Курсовое лечение аминазином (2—3 недели по 200— 300 мг в сутки) в сочетании с психотерапевтическим воздействием может быть рекомендовано при лечении истерических психозов. Г. В. Морозов наблюдал положительные результаты курсового лечения аминазином истерического ступора, протекающего с явлениями симпатикотонии и частыми десинхронизированными колебаниями на электроэнцефалограмме. При ступоре же с медленной фоновой электрической активностью мозга и выраженной ваготонией курсовое лечение аминазином оказывалось менее эффективным.
Фобии физиогенного генеза, в частности, являющиеся симптомом гипертонической болезни, неплохо поддаются лечению аминазином (резерпином), а также транквилизаторами. Тяжелые навязчивые состояния, включая криптогенные фобии и затяжные неврозы страха, в большинстве случаев не исчезают даже при даче больших доз аминазина (300—800 мг в сутки в течение 2—4 месяцев). Отмечается лишь временное уменьшение чувства напряженности и в связи с этим ослабление явлений навязчивости. Иногда фобия, не поддавшаяся действию одних нейролептиков, может значительно ослабеть или совсем исчезнуть под влиянием других нейролептических средств. Так, тяжелый страх загрязнения, державшийся на протяжении ряда лет и вызвавший в последнее время полную потерю трудоспособности, не поддавался массивному курсу лечения аминазином, однако значительно ослабился (больная смогла выписаться из психиатрической больницы и приступить к работе) после 2-месячного лечения стелазином (20—30 мг в сутки).
Стелазин применяется в дозе, приблизительно в 10 раз меньшей, чем аминазин, т. е. по действию 10 мг стелазина примерно равны 100 мг аминазина. При лечении неврозов чаще всего применяют в сутки 3—10 мг стелазина, для купирования истерического возбуждения и при частых истерических припадках — 20—30 мг в сутки с последующим снижением суточной дозы до 10—15 мг. В отличие от аминазина стелазин не снижает половой активности и нередко вызывает легкую эйфорию. Противопоказания и возможные осложнения те же, что и при лечении аминазином. В психиатрической практике стелазин особенно показан при лечении затяжных форм шизофрении.
В отличие от аминазина нозинан оказывает не только седативное, но и антидепрессивное действие. В связи с этим он стал применяться при лечении хронических меланхолических и тревожно-депрессивных состояний (среднесуточные дозы 200—400 мг). Некоторые авторы предлагают начинать лечение прямо с этих доз и в особо резистентных случаях повышать суточную дозу до 600—800 мг, другие — начинать лечение с маленьких доз (25 мг). Первые 2 дня при лечении важно соблюдать постельный режим во избежание ортостатического коллапса. По нашим наблюдениям, препарат нередко дает положительный эффект при неврозах страха и фобиях (суточная доза 50—100 мг) даже тогда, когда другие нейролептики и транквилизаторы не снимают тревогу.
Резерпин широко применяется в качестве гипотензивного средства при лечении гипертонической болезни. Вместе с тем он оказывает седативное действие, уменьшая чувство тревоги и эмоциональной напряженности. Резерпин дает ваготонический эффект, вероятно, благодаря стимуляции подкорковых парасимпатических центров, тогда как аминазин способствует центральному торможению симпатической активности. Количество серотонина, норадреналина и адреналина в мозгу и других тканях уменьшается под влиянием резерпина, в то время как выделение с мочой продуктов их распада увеличивается.
В качестве общеуспокаивающего средства при лечении неврозов применяют малые дозы резерпина — начиная с 0,25 мг 2—3 раза в день и до 0,5—1 мг 3—4 раза в день. Они обычно не вызывают побочных явлений (скованности, депрессии). В отличие от аминазина действие резерпина наступает медленно (через 7—8 дней). Мы при лечении неврозов резерпин предпочитали аминазину лишь при наличии сопутствующей гипертонии, в остальных же случаях обычно применяли аминазин.
Тиоридазин (меллерил) влияет на психопатологическую симптоматику подобно аминазину, но в более слабой степени. В психиатрической практике применяется в дозах от 25 до 600 мг в сутки в течение ряда месяцев и считается малотоксичным препаратом. Он обладает резко выраженным влиянием на сексуальные функции. Так, 300 мг меллерила, по наблюдениям Kamm, купировали явлением нимфомании у 2 больных и назначение в течение 4 лет доз в 100 мг в сутки позволило удерживать половое влечение на нормальном уровне. Меллерил действует аналогично тораколюмбальной ганглиоэктомии. Поперечнополосатая мускулатура полового члена иннервируется спинальными нервами, так что при малых дозах эрекция, как правило, не страдает. Таким образом, оказалось, что меллерил в драже уже в малых дозах (25—100 мг), принятых за 1—3 часа до полового акта, обладает способностью тормозить наступление эякуляции у мужчины, в связи с чем может быть использован для лечения преждевременной эякуляции.
Doepfmer лечил меллерилом 5 больных с преждевременной эякуляцией. Первому было назначено 50 мг меллерила (2 драже) за 2 часа до полового акта Эякуляция стала нормальной. Больной вместо 50 мг стал принимать по 25 мг меллерила в течение ряда недель. Эякуляция оставалась нормальной все это время, а также после прекращения приема лекарства. У 4 других больных прием за 11/2—2 часа до половой близости 50—100 мг меллерила позволил избавиться от преждевременной эякуляции.
Дальнейшие наблюдения показали, что меллерил замедляет наступление эякуляции только в период приема и последействием не обладает. Положительные результаты наблюдаются примерно у двух третей больных преждевременной эякуляцией. У одной четверти больных отмечаются те или иные побочные эффекты — сухость во рту, вялость, сонливость, адинамия, светобоязнь, нарушение аккомодации зрения. Со стороны половой сферы — исчезновение оргазма, ослабление либидо и эрекции. С уменьшением приема лекарства явления эти проходят. Во избежание этих эффектов Р. А. Зачепицкий назначал препарат по 25 мг 2—3 раза в день (последний раз за 30—40 мин. до предполагаемого полового акта) в течение 1—2 месяцев. Повышение последней дозы до 50 мг в его наблюдениях часто вызывало общую вялость и ослабление эрекции. Очевидно доза должна быть индивидуализирована. В упорных случаях преждевременной эякуляции получение с помощью этого препарата хотя бы временного эффекта имеет большое психотерапевтическое значение.
Антидепрессивные (тимолептические) вещества обладают свойством устранять пониженное настроение. Из них наиболее эффективен и безвреден имизин (он же тофранил — Франция, США; мелипрамин — Венгрия, имипрамин). Имизин усиливает процессы возбуждения и в нервной системе (энергизатор), в том числе пищевые реакции и половое влечение (изредка, наоборот, угнетает его), вызывает тахикардию, оказывает легкое атропиноподобное действие, вероятно вследствие сенсибилизации адренергических синапсов ретикулярной формации. При приеме имизина иногда отмечается сухость во рту и повышенная потливость, бессонница (легко устраняется уменьшением или отменой вечерней дозы, а также снотворными). В редких случаях при передозировке могут возникать гипоманиакальные и маниакальные состояния. Они исчезают при снижении дозы или отмене препарата. Противопоказаниями являются сердечно-сосудистая декомпенсация, инфекционные болезни, болезни печени, почек, глаукома и расстройство мозгового кровообращения. Имизин не показан возбужденным больным (если возбуждение не представляет собой проявление легкой ажитации, связанной с депрессией). У здоровых людей этот препарат часто вызывает чувство слабости, разбитости.
Некоторые авторы считают, что имизин может устранять депрессию любой этиологии. Нам это кажется маловероятным. Бесспорно, что чем ближе депрессия к типичной циркулярной, тем эффективнее действие имизина. Лучше всего с его помощью устраняется тоска, являющаяся симптомом маниакально-депрессивного психоза, которая иногда протекает с жалобами на чувство лени, пустоты в голове, повышенной утомляемости и сопровождается ипохондрическими идеями или явлениями навязчивости. Она может быть ошибочно принята за неврастению, невроз страха или навязчивых состояний. Лечение таких заболеваний имизином весьма эффективно. При истинном же неврозе навязчивых состояний, а также неврозе страха оно в большинстве случаев малоуспешно, Роль эндогенного компонента в генезе тоски, даже наступившей после действия психической травмы, иногда определить трудно. Во всяком случае, применение имизина при невротических симптомах, связанных с чувством тоски (особенно одновременно с психотерапией) показано.
Имизин можно назначать в таблетках по 25 мг на прием, начиная с 75 мг в первые сутки, увеличивают дозу на 25 мг в сутки, доходя до 150—200 мг, а в некоторых случаях до 300 мг в сутки. Стараются подобрать минимальную дозу, которая устраняет тоску, и на ней держат больного примерно неделю, после чего дозу начинают постепенно снижать до 50—100 мг в сутки. Поддерживающую дозу можно давать ряд недель или месяцев. Действие имизина не всегда сказывается в первые дни приема — иногда лишь после 1—2 недель от начала лечения. Депрессивную фазу маниакально-депрессивного психоза имизин не укорачивает, а лишь устраняет ее симптомы, пока его принимают. При прекращении приема лекарства (выделяются из организма через сутки) или уменьшении дозы, если фаза не кончилась, депрессия может возобновиться и привести к суицидальной попытке. Как долго в действительности длится фаза,— сказать трудно (чаще всего не меньше предыдущей), поэтому отменять препарат следует постепенно, наблюдая за больным, и если при снижении дозы вновь наметятся признаки депрессии, нужно продолжить лечение хотя бы еще в течение нескольких недоль, и так до предполагаемого окончания фазы.
При лечении невротических депрессий мы назначали имизин, начиная с 25 мг в сутки. Часто достаточно было 50—75 мг для достижения терапевтического эффекта. Тревожным или плохо спящим больным целесообразно проводить комбинированное лечение — утром и днем имизин, вечером аминазин или транквилизаторы.
Помимо имизина, из антидепрессантов могут быть применены ингибиторы моноаминоксидазы (МАО). Они угнетают активность этого фермента, тем самым тормозят расщепление в мозгу серотонина, адреналина, норадреналина и допамина, благодаря чему повышают настроение. К ним относятся катрон (Дания), ипразид (СССР), ниамид (он же нуредал — Венгрия), трансамин и др. Первые два имеют ряд противопоказаний и могут давать тяжелые осложнения. Оба последних менее токсичны, оказывают мягкое антидепрессивное и стимулирующее действие и поэтому могут найти применение в терапии неврозов. Ценно то, что нуредал, помимо того, оказывает еще и анальгезирующее действие — прекращает или смягчает даже очень сильные боли (при стенокардии, невралгиях, неоперабельном раке) в течение первых, иногда 2—3, суток. Суточная доза — от 25 до 100 мг (при эндогенных депрессиях — до 200—300 мг). Ингибиторы МАО несовместимы с симпатомиметическими веществами (эфедрин, амфетамин и др.) и с имизином (тофранилом). Их можно назначать не раньше чем через 1—2 недели после прекращения приема имизина. Во время лечения из пищи нужно исключить сыр, бобы и алкоголь. Трансамин не следует сочетать со стелазином.
К стимуляторам относятся вещества, способные усиливать процессы возбуждения в центральной нервной системе и ослаблять действие снотворных и нейролептиков. Они уменьшают чувство утомления и вызывают ощущение бодрости, прилива сил, временно повышают умственную и физическую работоспособность и препятствуют наступлению сна, поэтому принимать их во второй половине дня не рекомендуется. Назначать указанные вещества следует с осторожностью, так как они используют как бы резервные возможности организма, не устраняя потребность в нормальном отдыхе и сне. Кроме того, может наступить привыкание, особенно у неустойчивых психопатических личностей.
Физиологическое действие их во многом сходно с таковыми кофеина и отчасти адреналина, также обладающих стимулирующими свойствами. Из стимуляторов шире других применяется фенамин (он же бензедрин — США, амфетамин, симпатин, всего более 50 названий) по 5—10 мг 1—2 раза в день, первитин по 3 мг 1—2 раза в день, пиридрол (он же мератран) по 1—2,5 мг 2—3 раза в день, меридрил, он же риталин (США, Англия, Франция, ФРГ), центедрин (Венгрия) по 3 мг 1—2 раза в день. Последний нередко используется в психиатрической практике для уменьшения вялости при депрессии, вызванной нейролептическими средствами. В некоторых зарубежных странах свободная продажа этих веществ и широкая коммерческая реклама, восхваляющая их действие, привели к появлению большого числа лиц, страдающих привыканием к этим медикаментам. В СССР отпуск их в аптеках проводится с такими же ограничениями, как наркотиков.
Мы сравнительно редко пользуемся ими при лечении неврозов и применяем их главным образом для временной активации больных с астеноипохондрическими жалобами, а также при неврологических депрессиях и астениях, не вызванных истощением; при этом сочетаем их назначение с активирующей психотерапией. Предпочитаем при астенических состояниях, помимо общеукрепляющих средств (глюкоза, фитин, гематоген, витамины), назначать такие тонизирующие препараты, как женьшень (T-rae Ginsengi) по 15—20 капель 3 раза в день, или Radici Gisengi 0,15 по 1 таблетке 3 раза в день, лимонник китайский (Schizandrae chinensis) no 20—30 капель 2 раза в день, левзея (Т-rae Leuzeae carthamoides) по 20—30 капель 2 раза в день до еды, настойка заманихи (T-rae Echinopanicis elati) по 30—40 капель 2—3 раза в день, настойка стеркулии (T-rae Sterculiae) по 15—20 капель 2—3 раза в день, настойка аралии (Т-гае Araliae) по 30—40 капель 2—3 раза в день, пантокрин (Pantocrini) по 30 капель 2—3 раза в день до еды и т. п., а также гормональные препараты недлительно, в умеренных дозах, например метилтестостерон по 0,005 г 2—3 раза в день в течение 1—2 недель. Они не обладают отрицательными свойствами указанных выше стимуляторов и привыкания к ним не наблюдается.
Надо сказать, что улучшение общего состояния больного, поднятие тонуса нервной системы облегчает достижение терапевтического эффекта от применения других видов терапии, а также делает больного более резистентным в отношении психотравмирующих воздействий.
В качестве симптоматического средства для улучшения сна, а также уменьшения аффективной напряженности у больных неврозами могут быть применены небольшие дозы снотворных.
ЛЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНЫМ СНОМ
Сон как лечебное средство эмпирически применяется с давних времен. По мнению И. П. Павлова, в основе лечебного действия сна лежит как использование охранительной, защитной роли торможения, так и восстановление энергетических ресурсов клеток вследствие преобладания во время сна процессов ассимиляции над диссимиляцией.
Для лечения сном неврозов применяются следующие терапевтические методы: 1) длительный прерывистый медикаментозный сон; 2) удлиненный наркотический сон; 3) гипнотический сон (гипноз-отдых); 4) электросон.
При лечении длительным прерывистым сном, вызываемым с помощью амитал-натрия и других снотворных, больные проводят в состоянии сна по 18—20 часов в сутки, в течение 10—15 (в среднем 12) дней.
При лечении удлиненным медикаментозным сном (физиологическим сном, удлиненным действием небольших доз снотворных), как его называют некоторые авторы, больные проводят в состоянии сна несколько меньшее время (10—15 часов в сутки в течение того же количества дней). При этом в одних клиниках больным назначают постельный режим, предоставляют полный покой, в других — распорядок дня больных не нарушают, больные не лишаются прогулок на свежем воздухе и в течение курса лечения сном им продолжают психотерапию. Для усиления действия снотворных могут быть применены небольшие дозы аминазина (50—200 мг в сутки).