Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3601

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 3 

ретность вокруг компьютера и информации. Компьютер может 

быть перенесен

 в

 дальний угол комнаты, закрываться на ключ. 

Также должна насторожить смена паролей и любое другое 

окружение его секретностью. Если такого человека потрево­

жить в то время, когда он будет находиться он-лайн, то это 

может вызвать у него злобную или защитную реакцию. 

3. Игнорирование домашних забот.

 С возрастанием времени, 

проведенного он-лайн, время, отведенное на выполнение до­

машних обязанностей, уменьшается и они часто остаются 

невыполненными. Это не является автоматическим знаком ки-

берзависимости, но если домашние дела остаются не 

сделанными, то это должно послужить знаком, что внимание 

человека обращено на что-то другое. Обычно в семьях обязан­

ности разделены между ее членами, и их невыполнение 

означает, что, возможно, у человека возникли какие-то посто­

ронние отношения, которые он ставит выше семейных. 

4. Очевидная ложь.

 Сюда можно отнести такие моменты, как 

сокрытие счетов от провайдера, телефонных счетов за звонки 

«виртуальным» любовникам и ложь о необходимости использо­

вать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы 

скрыть свои виртуальные связи. 

5.

 Изменения в характере.

 У киберзависимых людей наблю­

даются заметные отличия в настроении, поведении по 

сравнению с поведением до начала использования Интернета. 

Например, нежная и ласковая жена может стать холодной и 

безучастной, а веселый и жизнерадостный муж — спокойным и 

серьезным. Если их спросить о таких изменениях, то ответом, 

скорее всего, окажется какое-нибудь рациональное объяснение 

или же ответа не будет вовсе. Для людей, которые пристрасти­

лись к Интернету, подобные разговоры будут казаться лишь 

досадной помехой, которая мешает им проводить время так, 

как они хотят. 

6. Потеря интереса

 к сексу.

 Некоторые киберзависимости 

превращаются в занятие сексом по телефону и другие сексуаль­

ные развлечения. Когда кто-то из супругов неожиданно теряет 

интерес к сексу, это может быть индикатором того, что появил­

ся какой-то другой выход сексуальных эмоций. Это может 

выражаться в вялости, безразличию к ухаживаниям и потере 

энтузиазма. 

7.

 Общее безразличие

 к

 семейным отношениям.

 Эти люди про­

сто не хотят участвовать в семейной жизни, предпочитая ей 

Интернет. Они выполняют свои обязанности, как какие-то ри­

туалы, безо всякого интереса. Они избегают говорить о 

каких-либо долгосрочных планах, не получают удовольствия от 

46 


background image

Компьютерная зависимость 

совместных поездок на природу. Часто они проводят свое время 

с кем-то другим и все их мысли сосредоточены на своих ки-

бер-партнерах, а не на реальных людях. 

Dan Velea (1996) считает, что «порнографический фактор» 

доминирует у 30% Интернет-зависимых во Франции [ 148]. 

Greenfield (1999) указывает на то, что мужчины более склон­

ны к развитию компьютерной зависимости, чем женщины. 

Более того, они используют Интернет чаще для сексуального 

возбуждения, что, по-видимому, связано с разными средствами 

получения сексуального удовольствия с физиологической точ­

ки зрения (визуальная стимуляция более характерна для 

мужчин, вербальная и тактильная — для женщин) [117]. 

Интернет-зависимость и киберсексуальное влечение обыч­

но являются симптомами скрытой проблемы, которая 

присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь 

супругов. Эта проблема может включать в себя: 

• недостаточное общение; 

• сексуальная неудовлетворенность; 

• разногласия в подходах к воспитанию детей; 

• отказ от поддержки семьи и друзей; 

• финансовые проблемы. 

После того, как кого-либо из супругов удается избавить от 

киберзависимости, главной целью семейной терапии стано­

вится восстановление доверия и теплой обстановки в семье. 

Знание тревожных симптомов, приведенных выше, поможет 

вовремя заметить возникновение киберзависимости. Семьи с 

проблемами наиболее подвержены риску. Виртуальные отно­

шения легко идеализируются, что впоследствии разрушает 

отношения семейные и усиливает старые проблемы. Чтобы 

спасти такие семьи, психологи должны помочь супругам вос­

создать атмосферу интимности и доверия. При этом надо 

аккуратно обратить особое внимание на роль компьютера в се­

мейных неудачах. 

Согласно высказыванию российского психолога Д.В. Ива­

нова (2001):

 «Компьютерная стимуляция — это киберпротез 

общества»

 1195]. Чем дальше, тем больше развивается игровая 

индустрия, тем больше лиц подросткового периода подверже­

ны игровой аддикции. По мнению ученых, зависимость от 

компьютерных игр и киберсексуальная зависимость являются 

составляющими компьютерной зависимости (наряду с Интер-

нет-аддикцией и зависимостью от работы с компьютером). 

47 


background image

Глава 3 

3.5. Социально-демографические и культуральные 

характеристики компьютерных аддиктов 

Поданным ряда авторов, возраст, пол, образование и этно­

культурные особенности влияют на развитие компьютеро-

зависимого поведения [51, 52, 100,]. 

В отечественной литературе большое внимание уделяется 

возрастному фактору в формировании психических и поведен­

ческих расстройств. В исследованиях компьютерной зависи­

мости группы обследованных чаще составляют лица разного 

возраста — от 8 до 45 лет и старше [80-88]. 

Возрастному фактору принадлежит важная, а при многих 

формах заболеваний, как например пограничных состояниях, 

ведущая роль в патогенезе психических расстройств у детей и 

подростков. Особое внимание уделяется пубертатному периоду 

[89-95]. 

Нужно отметить концепцию, которая была сформулирована 

Г. Е. Сухаревой (1965), согласно которой критический характер 

развития в период пубертата объясняется незаконченностью 

развития разных органов и систем, интенсивностью и неравно­

мерностью дозревания, а также повышенной ранимостью, что 

обусловливает чрезвычайную чувствительность к психотрав-

мирующим факторам [96,97]. Г. Е. Сухарева предложила 

называть возрастные кризисы «периодами повышенного вос­

приятия к разнообразным вредным факторам». 

Профессор Л. А. Булахова (1985) отмечает, что возрастной 

фактор часто имеет не только патопластическое значение, а 

также и патогенетическое, определяя множественность клини­

ческих проявлений психических и поведенческих расстройств 

и тенденцию мультидисциплинарного подхода в диагностике и 

лечении нервно-психических заболеваний детского возраста 

[5, 98]. У детей и подростков преобладают синдромы, которые 

отображают не столько нозологическую природу заболевания, 

сколько тип нервно-психического реагирования, характерный 

для данного возрастного периода [97,98]. Одним из таких явля­

ется синдром однонаправленных сверхценных интересов и 

увлечений, которые имеют аффективно заряженный, сверх­

ценный, однонаправленный, нередко абстрактный характер и 

связаны с усиленным влечением. Сверхценное увлечение ком­

пьютерами, как правило, возникает при знакомстве с ними 

незрелой личности (дети, подростки, лица молодого возраста). 

Максимум увлечений (как и для злоупотребления психоактив­

ными веществами, так и для других видов аддиктииного 

поведения) приходится на подростково-юношеский возраст, на 

48 


background image

Компьютерная зависимость 

период высокой активности и формирования средств ее под­

держки и реализации [94,99). 

Статистики, касающейся Украины, о детях, которые стали 

«заложниками» компьютера, атакже их интересов в Интернете, 

к сожалению, пока нет. Но есть конкретные примеры, когда 

подросток ограбил квартиру родителей, чтобы иметь деньги на 

Интернет-кафе. Другой мальчик, проживающий в Киеве, убил 

своего одноклассника, с целью присвоения нового велосипеда, 

который сразу же продал за 50 гривен и потратил их в Интер­

нет-кафе. Также известны неоднократные случаи побега детей 

из дома и школы, для того, чтобы провести время в Интернете, 

или за компьютерными играми. 

Возникновению зависимости от сверстников, с которыми 

ребенок общается в сети, способствует хорошо известный спе­

циалистам по психологии развития феномен «воображаемого 

друга», характерный для игрового возраста. Развитие символи­

ческой игры и активного воображения в это время приводит к 

появлению (по некоторым данным у 65% детей) «воображае­

мых друзей» (животных, сверстников, живых или неживых 

существ). Они выполняют несколько функций: являются ком­

паньонами в игре воображения, появляются в отсутствие 

реальных друзей или в ситуациях вынужденного или добро­

вольного уединения, становятся конфидентами для выражения 

детьми своих сокровенных чувств и оказываются вовлеченны­

ми в обсуждение моральных норм и санкций. 

Существуют серьезные опасности, с которыми дети встре­

чаются непосредственно в Сети: 

• доверие к «воображаемому другу», который может соблаз­

нить на совершение непристойных действий; 

• доступ к порнографическим сайтам. Дети могут 

наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распрос­

транения в Сети. К сожалению, программное обеспече­

ние, ограничивающее доступ детей на такие сайты, не 

всегда доступно для потребителей, либо работает не кор­

ректно в Украине; 

• доступ к сайтам с деструктивным содержанием, например, с 

инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует 

интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть 

внимательными к любым изменениям поведения ребенка; 

• дети, много играющие в игры 3D action (DOOM, 

QUAKE), сетевые игры с сюжетами насилия, ведут себя 

более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры 

играет ребенок, быть готовыми предложить конструктив­

ную альтернативу. 

49 


background image

Глава 3 

В жизни подростка увлечение чатами становится доминиру­

ющим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и 

эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затра­

гивании компьютерной темы: в этот момент подросток 

преображается - у него учащается дыхание, появляется блеск в 

глазах и краснеет лицо. Диалог превращается в монолог: он мо­

жет подолгу рассказывать о преимуществах той или иной 

системы, о возможностях, открывающихся при работе с ком­

пьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не 

откликаются на реакции собеседника (элементы аффективно 

суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем 

большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, 

имеющей отношение к компьютеру. Общение с реальными 

сверстниками ограничивается, они начинают делиться, прежде 

всего, по признаку наличия компьютера. Все свободное время и 

карманные деньги тратятся на аксессуары. Широко распрос­

транены случаи, когда подростки остаются голодными, 

откладывая деньги, даваемые родителями на обед, на покупку 

очередного компакт-диска или какой-то детали для модерниза­

ции компьютера. Непосредственно перед ночным сном 

отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. 

Попытки родителей ограничить общение подростков с ком­

пьютером вызывает бурную реакцию протеста («За компьютер 

дети стоят насмерть»). При вынужденном перерыве возникает 

чувство опустошенности, скуки («не знаю, куда себя деть», «как 

будто спрыгнул с мчащегося поезда»). Чат приобретает харак­

тер сверхценного увлечения с явным ущербом другим видам 

деятельности, прежде всего общению с реальными людьми и 

выраженным аффективным напряжением. 

Аналогичные тенденции характерны и для проявлений за­

висимости в юношеском возрасте. Отдаление от сверстников и 

сужение круга интересов прогрессируют. Мотив заработка де­

нег с использованием компьютера, появляющийся в это время, 

увеличивает время работы на нем, а заработанные деньги тра­

тятся на усовершенствование и обеспечение компьютера. 

Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с 

противоположным полом, крайне низкой оказывается мотива­

ция создания собственной семьи. 

В молодом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной 

деятельностью становится характерным для лиц с выраженны­

ми чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство 

долга, ответственности, стремление к развлекательным меро­

приятиям, незамедлительному удовлетворению своих желаний 

и т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с женой и 

50