Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3598

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Компьютерная зависимость 

ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи 

напролет, не обращая внимание, что создает неудобства для 

остальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время 

запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то вре­

мя как его безуспешно разыскивают клиенты. 

Компьютерозависимое поведение чаще определяется среди 

лиц молодого возраста или хорошо образованных взрослых. 

Например, длительное исследование Интернет-пользователей 

среди 93 семей показало, что подростки выходят в Интернет ча­

ще, чем их родители, а лица старшего и преклонного возрастов 

менее заинтересованы Интернетом [100, 101]. Также отмечено, 

что люди старшего возраста, даже контролируя время в Интер­

нете, испытывают меньший дистресс, чем подростки, от 

использования Интернета 1102J. 

Доказано, что всемирная сеть привлекает хорошо образован­

ную часть популяции. Лица, которые излишне используют 

Интернет, имеют в среднем 15летобразования[103,104,105-110]. 

Последние исследования не подтверждают предыдущих вы­

водов о том, что мужчины более подвержены развитию 

компьютерной зависимости [111, 112]. U.S. Census (2000) сви­

детельствует, что сейчас женщины составляют половину лиц, 

которые излишне используют Интернет, и что это равенство с 

мужчинами, по-видимому, связано с растущим количеством 

женщин в Интернете в целом. Фактически, только 6% вариа­

ций пользователей может быть объяснено влиянием пола |44, 

73, 113]. 

Orzack (1999) отмечает, что аддикты старшего возраста и 

женщины чаще общаются в чатах, где они имеют возможность 

анонимно обмениваться частными сообщениями, особенно на 

сексуальные темы. Молодые аддикты и мужчины чаще играют 

в игры (например, взаимодействующие ролевые игры) и путе­

шествуют по порнографическим сайтам [ 144]. 

Таким образом, ученые приходят к выводу, что компьютер­

ными аддиктами не обязательно становятся только хорошо 

образованные в настоящее время мужчины светлой расы, ис­

пользующие компьютер только в поисках информации. 

Современные данные указывают на то, что компьютерные ад­

дикты могут быть любой расы, пола, в возрасте от 18 до 55 лет, 

в среднем с 15-летним стажем образования. Зависимыми от 

компьютера оказываются больше по социальным причинам, 

чем интеллектуальным. Компьютерные технологии становятся 

все более доступными и разнообразными, поэтому вскоре та­

кие характеристики как возраст и образование также утратят 

значение [71, 114-118]. 

51 


background image

Глава 3 

Как свидетельствуют данные исследований, значительные 

социальные и профессиональные проблемы возникают, если 

использовать Интернет в течение 20-25 часов в неделю [54,66, 

114]. 

У зависимых людей возникают и финансовые проблемы. 

Например, в 1996 году одна женщина потратила около $800 за 

один месяц за оплату он-лайн счетов. Вместо того, чтобы 

уменьшить количество времени, проведенного в Сети, чтобы 

избежать таких расходов, люди не останавливаются до тех пор, 

пока на счету не закончатся все деньги. Однако на сегодня эта 

проблема отходит на второй план. Тогда как провайдеры в 

США предоставляют неограниченный доступ в среднем всего 

за $ 15 в месяц или вообще бесплатно. С другой стороны, сни­

жение цен ведет к возрастанию времени, проведенного в 

Интернете, потому чтолюди больше не должны платить за каж­

дую минуту. 

Независимые пользователи проводят 2-5 часов в неделю в 

Интернете [114, 118]. Интернет-зависимые тратят в среднем от 

8 до 40 часов в неделю. Nie and Erbring (1998) выделили пози­

тивную корреляционную связь между количеством лет, то есть 

стажем работы в Сети, и количеством потраченных на Интер­

нет часов в неделю[ 119]. 

Оптимальная продолжительность пребывания за компьюте­

ром: 

— для детей 5-6 лет — 10-15 мин.; 

— для детей 7-12 лет — не более 30 мин.; 

— для подростков до 16 лет — не более 1 часа вдень (данные 

И нтернет-ресурса). 

3.6. Компьютерная зависимость — клиническая реальность 

или особое психологическое состояние? 

Если долговременные последствия зависимости от алкоголя 

и наркотиков изучены достаточно хорошо, то изучение долго­

срочных последствий компьютерной зависимости находится 

на начальном этапе. Большая часть компьютерозависимых 

лиц - не считают себя больными и не пытаются покончить с 

пагубною привычкой [13, 17, 120]. 

Доказано, что компьютерная аддикция формируется не так, 

как другие виды зависимости. Например, развивается она намно­

го быстрее, чем другие аддиктивные расстройства. По данным 

Kimberly Young (1996), 25% больных приобрели зависимость на 

протяжении полугода после начала работы с компьютером, 

58% — в течение второго полугодия, 17% — через год [20]. 

52 


background image

Компьютерная зависимость 

Обзор литературы показал, что многочисленные данные о 

компьютерной зависимости сосредоточены на исследованиях 

доктора Kimberly Young [20, 134, 135]. Она впервые получила 

результаты анкетирования большого количества пользователей 

Интернетом и предложила критерии диагностики компьютер­

ной зависимости (см. главу 6). Ее работа была представлена на 

104-м и 105-м конгрессах Американской психологической ас­

социации. 

Используя критерии, подобные патологическому гэмблин-

гу, доктор Young допустила, что проблемное использование 

Интернета ближе к расстройству импульсного контроля, чем к 

зависимым состояниям. 

В 1996 году в исследованиях Kimberly Young было показано, 

что 396 из 496 регулярных пользователей Интернетом являются 

Интернет-зависимыми [79]. Young писала, что последние ис­

следования оправдывают ее результат, и что вокруг появляются 

центры лечения этого вида аддикции. Но другие психологи и 

психиатры имели другую точку зрения. 

Shaffer (1996) и его коллеги нашли только 20 аддиктов из 809 

пользователей Интернетом [130]. Они имели все необходимые 

критерии аддиктивного поведения (повышение толерантнос­

ти, потеря контроля, синдром абстиненции и другие). 

Mark Griffiths (1996) делит Интернет зависимых на две груп­

пы: аддикты (зависимые) первого и второго порядков. Аддикты 

первого порядка чувствуют себя в повышенном настроении во 

время игры, любят играть группами в Сети, получают позитив­

ное подкрепление со стороны группы, когда становятся 

победителями и именно это является для них главным. Ком­

пьютер для них — средство получить социальное 

вознаграждение [52|. 

Аддикты второго порядка используют компьютер для побега 

от проблем в своей жизни, и их зависимость от ПК — симптом 

более глубоких проблем (например, физические недостатки, 

низкое самоуважение и т.д.). 

Ряд авторов считают, что Интернет-зависимость — не явля­

ется самостоятельным заболеванием [136-139]. Это сразу 

несколько опасных для человека психопатологических состоя­

ний, объединенных в один комплекс. Они отличаются по 

степени опасности и областям действия, и единственное, что их 

объединяет, это пагубное влияние на человеческую психику. 

Развитие аддикции рано или поздно приводит к изменениям 

образа жизни, нарушению режимов сна/бодрствования и отды­

ха/нагрузки, в результате чего страдает не только произ­

водительность труда, но и физическое здоровье. Длительное пре-

53 


background image

Глава 3 

бывание в сидячем положении, специфическая нагрузка на глаза, 

позвоночник, мышцы верхних конечностей (особенно правой), 

пренебрежение регулярностью питания, адекватной физической 

нагрузкой (за счет централизации времени на использование 

Интернета) — все это приводит к ухудшению здоровья. В резуль­

тате нарушения психофизиологических норм и эргономических 

потребностей к деятельности за компьютером, увеличивается 

усталость, появляется риск возникновения физических наруше­

ний — симптомов патологического использования компьютера, к 

которым относятся: мигренеподобная головная боль и боль в по­

звоночнике, сухость в глазах, синдром карпалыюго канала 

(онемение и боль в руках). 

В Японии и Англии у нескольких детей, которые с раннего 

детства излишне увлекались компьютерными играми, врачи 

выявили новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпи­

лепсии [73, 114|. Это расстройство проявляется в виде 

неврозоподобной головной боли, парциальных миоклоничес-

ких приступов, со спазмами мышц лица. Во шикают также 

нарушения зрения. Синдром хоть и не приводит к угасанию 

умственных способностей ребенка, но способствует формиро­

ванию таких типичных для эпилепсии отрицательных черт 

личности, как подозрительность, агрессивное отношение к 

близким, импульсивность и разгоряченность. Данные боль­

шинства исследований, в которых изучалось функцио­

нирование ЦНС и зрительного анализатора при работе с ком­

пьютерами, достоверно свидетельствуют о процессах 

перенапряжения. Это то, что может привес i и к переутомле­

нию, то есть патологическим изменениям в коре головного 

мозга и зрительном анализаторе. 

По данным В. А. Лоскутовой (2000) приблизительно 80% 

пользователей Интернета заявляют о том, что чувствуют ни с 

чем не сравнимое чувство интеллектуальной воли, когда 

«странствуют» по виртуальному миру [140]. Но никто не отдает 

себе отчета в том, что виртуальная реальность может породить 

только виртуальное чувство воли, которое обладает наркоти­

ческим свойством зависимости и требует постоянного 

подкрепления. Пользователь, который проводил по несколько 

часов в день в Интернете и внезапно лишился возможности 

доступа к конкретной информации, подобен наркоману в со­

стоянии «ломки» — вплоть до некоторого подобия симптомов: 

обеспокоенность, суматоха, рассеянное внимание, повышен­

ная возбудимость, раздражительность и другие. Кроме того, 

при относительно длительном пребывании вданном состоянии 

субъект начинает испытывать чувство неполноценности и 

54 


background image

Компьютерная зависимость 

интеллектуальной инвалидности, влекущее за собой снижение 

самооценки [141, 142]. 

Н. И. Алтухов и К. Ю. Галкин выделяют следующие при­

знаки и симптомы компьютеромании: 

• изменение актуального психического состояния в сто­

рону эйфории при контакте с компьютером или «предвку­

шении» контакта; 

• исчезновение контроля времени, проводимого за ком­

пьютером; 

• стремление к увеличению времени взаимодействия с ком­

пьютером; 

• раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при 

невозможности контакта с компьютером; 

• использование компьютера или игровой приставки для 

изменения актуального психического состояния со знака 

«-» на знак «+»; 

• возникновение проблем во взаимоотношениях в микро­

социальных группах; 

• вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, запоры, 

исчезновение аппетита). 

Исследование динамики частоты сердечных сокращений 

(ЧСС) до и во время работы за компьютером показали досто­

верный рост ЧСС в среднем на 8,2 ± 0,4% при взаимодействии с 

компьютером. Усиление влияния симпатического отдела 

нервной системы также наблюдалось во время работы в Интер­

нете (12). 

Доктор Maressa Hecht Orzack выделила ряд психологических 

и физических симптомов, характерных для патологического 

использования компьютера (Pathological Computer Users — 

PCU)(1999)|143|: 

Психологические симптомы: 

• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 

• невозможность остановиться, увеличение количества 

времени, проводимого за компьютером; 

• пренебрежение семьей и друзьями; 

• ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компью­

тера; 

• неправда работодателям или членам семьи о своей дея­

тельности; 

• проблемы с работой или обучением. 

Физические симптомы: 

• синдром карпального канала (туннельное поражение 

нервных стволов руки, связанное с длительным перенап­

ряжением мышц); 

55