Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3598
Скачиваний: 13
Компьютерная зависимость
ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи
напролет, не обращая внимание, что создает неудобства для
остальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время
запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то вре
мя как его безуспешно разыскивают клиенты.
Компьютерозависимое поведение чаще определяется среди
лиц молодого возраста или хорошо образованных взрослых.
Например, длительное исследование Интернет-пользователей
среди 93 семей показало, что подростки выходят в Интернет ча
ще, чем их родители, а лица старшего и преклонного возрастов
менее заинтересованы Интернетом [100, 101]. Также отмечено,
что люди старшего возраста, даже контролируя время в Интер
нете, испытывают меньший дистресс, чем подростки, от
использования Интернета 1102J.
Доказано, что всемирная сеть привлекает хорошо образован
ную часть популяции. Лица, которые излишне используют
Интернет, имеют в среднем 15летобразования[103,104,105-110].
Последние исследования не подтверждают предыдущих вы
водов о том, что мужчины более подвержены развитию
компьютерной зависимости [111, 112]. U.S. Census (2000) сви
детельствует, что сейчас женщины составляют половину лиц,
которые излишне используют Интернет, и что это равенство с
мужчинами, по-видимому, связано с растущим количеством
женщин в Интернете в целом. Фактически, только 6% вариа
ций пользователей может быть объяснено влиянием пола |44,
73, 113].
Orzack (1999) отмечает, что аддикты старшего возраста и
женщины чаще общаются в чатах, где они имеют возможность
анонимно обмениваться частными сообщениями, особенно на
сексуальные темы. Молодые аддикты и мужчины чаще играют
в игры (например, взаимодействующие ролевые игры) и путе
шествуют по порнографическим сайтам [ 144].
Таким образом, ученые приходят к выводу, что компьютер
ными аддиктами не обязательно становятся только хорошо
образованные в настоящее время мужчины светлой расы, ис
пользующие компьютер только в поисках информации.
Современные данные указывают на то, что компьютерные ад
дикты могут быть любой расы, пола, в возрасте от 18 до 55 лет,
в среднем с 15-летним стажем образования. Зависимыми от
компьютера оказываются больше по социальным причинам,
чем интеллектуальным. Компьютерные технологии становятся
все более доступными и разнообразными, поэтому вскоре та
кие характеристики как возраст и образование также утратят
значение [71, 114-118].
51
Глава 3
Как свидетельствуют данные исследований, значительные
социальные и профессиональные проблемы возникают, если
использовать Интернет в течение 20-25 часов в неделю [54,66,
114].
У зависимых людей возникают и финансовые проблемы.
Например, в 1996 году одна женщина потратила около $800 за
один месяц за оплату он-лайн счетов. Вместо того, чтобы
уменьшить количество времени, проведенного в Сети, чтобы
избежать таких расходов, люди не останавливаются до тех пор,
пока на счету не закончатся все деньги. Однако на сегодня эта
проблема отходит на второй план. Тогда как провайдеры в
США предоставляют неограниченный доступ в среднем всего
за $ 15 в месяц или вообще бесплатно. С другой стороны, сни
жение цен ведет к возрастанию времени, проведенного в
Интернете, потому чтолюди больше не должны платить за каж
дую минуту.
Независимые пользователи проводят 2-5 часов в неделю в
Интернете [114, 118]. Интернет-зависимые тратят в среднем от
8 до 40 часов в неделю. Nie and Erbring (1998) выделили пози
тивную корреляционную связь между количеством лет, то есть
стажем работы в Сети, и количеством потраченных на Интер
нет часов в неделю[ 119].
Оптимальная продолжительность пребывания за компьюте
ром:
— для детей 5-6 лет — 10-15 мин.;
— для детей 7-12 лет — не более 30 мин.;
— для подростков до 16 лет — не более 1 часа вдень (данные
И нтернет-ресурса).
3.6. Компьютерная зависимость — клиническая реальность
или особое психологическое состояние?
Если долговременные последствия зависимости от алкоголя
и наркотиков изучены достаточно хорошо, то изучение долго
срочных последствий компьютерной зависимости находится
на начальном этапе. Большая часть компьютерозависимых
лиц - не считают себя больными и не пытаются покончить с
пагубною привычкой [13, 17, 120].
Доказано, что компьютерная аддикция формируется не так,
как другие виды зависимости. Например, развивается она намно
го быстрее, чем другие аддиктивные расстройства. По данным
Kimberly Young (1996), 25% больных приобрели зависимость на
протяжении полугода после начала работы с компьютером,
58% — в течение второго полугодия, 17% — через год [20].
52
Компьютерная зависимость
Обзор литературы показал, что многочисленные данные о
компьютерной зависимости сосредоточены на исследованиях
доктора Kimberly Young [20, 134, 135]. Она впервые получила
результаты анкетирования большого количества пользователей
Интернетом и предложила критерии диагностики компьютер
ной зависимости (см. главу 6). Ее работа была представлена на
104-м и 105-м конгрессах Американской психологической ас
социации.
Используя критерии, подобные патологическому гэмблин-
гу, доктор Young допустила, что проблемное использование
Интернета ближе к расстройству импульсного контроля, чем к
зависимым состояниям.
В 1996 году в исследованиях Kimberly Young было показано,
что 396 из 496 регулярных пользователей Интернетом являются
Интернет-зависимыми [79]. Young писала, что последние ис
следования оправдывают ее результат, и что вокруг появляются
центры лечения этого вида аддикции. Но другие психологи и
психиатры имели другую точку зрения.
Shaffer (1996) и его коллеги нашли только 20 аддиктов из 809
пользователей Интернетом [130]. Они имели все необходимые
критерии аддиктивного поведения (повышение толерантнос
ти, потеря контроля, синдром абстиненции и другие).
Mark Griffiths (1996) делит Интернет зависимых на две груп
пы: аддикты (зависимые) первого и второго порядков. Аддикты
первого порядка чувствуют себя в повышенном настроении во
время игры, любят играть группами в Сети, получают позитив
ное подкрепление со стороны группы, когда становятся
победителями и именно это является для них главным. Ком
пьютер для них — средство получить социальное
вознаграждение [52|.
Аддикты второго порядка используют компьютер для побега
от проблем в своей жизни, и их зависимость от ПК — симптом
более глубоких проблем (например, физические недостатки,
низкое самоуважение и т.д.).
Ряд авторов считают, что Интернет-зависимость — не явля
ется самостоятельным заболеванием [136-139]. Это сразу
несколько опасных для человека психопатологических состоя
ний, объединенных в один комплекс. Они отличаются по
степени опасности и областям действия, и единственное, что их
объединяет, это пагубное влияние на человеческую психику.
Развитие аддикции рано или поздно приводит к изменениям
образа жизни, нарушению режимов сна/бодрствования и отды
ха/нагрузки, в результате чего страдает не только произ
водительность труда, но и физическое здоровье. Длительное пре-
53
Глава 3
бывание в сидячем положении, специфическая нагрузка на глаза,
позвоночник, мышцы верхних конечностей (особенно правой),
пренебрежение регулярностью питания, адекватной физической
нагрузкой (за счет централизации времени на использование
Интернета) — все это приводит к ухудшению здоровья. В резуль
тате нарушения психофизиологических норм и эргономических
потребностей к деятельности за компьютером, увеличивается
усталость, появляется риск возникновения физических наруше
ний — симптомов патологического использования компьютера, к
которым относятся: мигренеподобная головная боль и боль в по
звоночнике, сухость в глазах, синдром карпалыюго канала
(онемение и боль в руках).
В Японии и Англии у нескольких детей, которые с раннего
детства излишне увлекались компьютерными играми, врачи
выявили новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпи
лепсии [73, 114|. Это расстройство проявляется в виде
неврозоподобной головной боли, парциальных миоклоничес-
ких приступов, со спазмами мышц лица. Во шикают также
нарушения зрения. Синдром хоть и не приводит к угасанию
умственных способностей ребенка, но способствует формиро
ванию таких типичных для эпилепсии отрицательных черт
личности, как подозрительность, агрессивное отношение к
близким, импульсивность и разгоряченность. Данные боль
шинства исследований, в которых изучалось функцио
нирование ЦНС и зрительного анализатора при работе с ком
пьютерами, достоверно свидетельствуют о процессах
перенапряжения. Это то, что может привес i и к переутомле
нию, то есть патологическим изменениям в коре головного
мозга и зрительном анализаторе.
По данным В. А. Лоскутовой (2000) приблизительно 80%
пользователей Интернета заявляют о том, что чувствуют ни с
чем не сравнимое чувство интеллектуальной воли, когда
«странствуют» по виртуальному миру [140]. Но никто не отдает
себе отчета в том, что виртуальная реальность может породить
только виртуальное чувство воли, которое обладает наркоти
ческим свойством зависимости и требует постоянного
подкрепления. Пользователь, который проводил по несколько
часов в день в Интернете и внезапно лишился возможности
доступа к конкретной информации, подобен наркоману в со
стоянии «ломки» — вплоть до некоторого подобия симптомов:
обеспокоенность, суматоха, рассеянное внимание, повышен
ная возбудимость, раздражительность и другие. Кроме того,
при относительно длительном пребывании вданном состоянии
субъект начинает испытывать чувство неполноценности и
54
Компьютерная зависимость
интеллектуальной инвалидности, влекущее за собой снижение
самооценки [141, 142].
Н. И. Алтухов и К. Ю. Галкин выделяют следующие при
знаки и симптомы компьютеромании:
• изменение актуального психического состояния в сто
рону эйфории при контакте с компьютером или «предвку
шении» контакта;
• исчезновение контроля времени, проводимого за ком
пьютером;
• стремление к увеличению времени взаимодействия с ком
пьютером;
• раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при
невозможности контакта с компьютером;
• использование компьютера или игровой приставки для
изменения актуального психического состояния со знака
«-» на знак «+»;
• возникновение проблем во взаимоотношениях в микро
социальных группах;
• вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, запоры,
исчезновение аппетита).
Исследование динамики частоты сердечных сокращений
(ЧСС) до и во время работы за компьютером показали досто
верный рост ЧСС в среднем на 8,2 ± 0,4% при взаимодействии с
компьютером. Усиление влияния симпатического отдела
нервной системы также наблюдалось во время работы в Интер
нете (12).
Доктор Maressa Hecht Orzack выделила ряд психологических
и физических симптомов, характерных для патологического
использования компьютера (Pathological Computer Users —
PCU)(1999)|143|:
Психологические симптомы:
• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
• невозможность остановиться, увеличение количества
времени, проводимого за компьютером;
• пренебрежение семьей и друзьями;
• ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компью
тера;
• неправда работодателям или членам семьи о своей дея
тельности;
• проблемы с работой или обучением.
Физические симптомы:
• синдром карпального канала (туннельное поражение
нервных стволов руки, связанное с длительным перенап
ряжением мышц);
55