Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3602
Скачиваний: 13
Глава 3
• сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
• боль в спине;
• нерегулярное питание;
• пренебрежение личной гигиеной;
• расстройства сна, изменение режима сна.
Maressa Hecht Orzack, клинический психиатр в Harvard
Medical School (MA, USA), работает с разными формами ком
пьютерной зависимости в течение долгих лет. Она отмечает, что
видит каждый день лиц с компьютерной зависимостью, и уве
рена, что Интернет-аддикция может заострить существующие
психологические или психиатрические расстройства. У многих
компьютерозависимых пациентов выявлена коморбидность с
социальными фобиями, компульсивными расстройствами,
расстройством концентрации внимания и другими видами ад-
дикций [144].
Young (1998) установила связь данного вида аддикции с деп
рессивными состояниями (79]. Больные с депрессивными
расстройствами, которые намного больше других чувствуют
страх предательства и нуждаются в социальной поддержке, ис
пользуют Интернет, чтобы преодолеть трудности межлич
ностных взаимоотношений в реальности. Аутодеструктивный
драйв, будучи замаскированным, проявляется уходом от биоло
гической стороны жизни. Человек пренебрегает сном, личной
гигиеной, питанием, а также домашними делами и трудом/об
учением. Драйв самосохранения становится притуплённым,
возникают депрессивные эпизоды разного регистра, суици
дальные мысли. Стремясь заполнить внутреннюю пустоту и
избегая решения проблем, аддиктивная личность, которая вы
брала Интернет как средство ухода от действительности,
решает, что это и есть выход. На деле оказывается, что выхода
нет. Крах надежд приводит к суициду. Не последнюю роль иг
рает и большая открытость при опосредованном
компьютерном общении, которая приводит к большей эмоцио
нальной ранимости.
Здесь на первый план выходит стремление аддикта к побегу
от реальности, к отключению от существующих переживаний.
Чем активнее этот драйв, тем деструктивнее и тяжелее протека
ет аддикция. На той стадии развития аддикции, когда
посредством данного аддиктивного агента — Интернета — ста
новится невозможным изменение психического состояния,
растет риск осуществления аддиктом суицидальной попытки.
Scherer (1997) выявил коморбидность компьютерной аддик
ции с шизоидным расстройством личности к списку
доктора Orzack, объяснив это тем, что такие пациенты склонны
56
Компьютерная зависимость
к дистанцированию отлюдей в реальном мире, а Интернет дает
возможность общения и новый виртуальный мир [145].
Shapira (1998) указывает на 100%-ную распространенность
расстройств влечения среди ее Интернет-зависимых пациен
тов, и на низкую связь компьютерной зависимости с
обсессивно-компульсивным расстройством (15%). Также она
связывает этот феномен с депрессивными и биполярными рас
стройствами. «Поэтому, если мы будем лечить ассоциируемые
расстройства настроения (mood disorder), мы сможем возобно
вить контроль относительно пользования Интернетом», —
заверяет Dr. Shapira [21).
Orzack (1999) указывает, что люди становятся зависимыми
по различным причинам [ 144):
1. Поиск новых ощущений, новых идентификаций.
2. Снятие напряжения.
3. Общение.
4. Поиск друзей, поддержки (чаще это одинокие люди).
Существует много общего между зависимостью от алкоголя,
наркотиков, компьютерной аддикцией, патологическим ис
пользованием Интернета. Но имеются черты, характерные
только для Интернет-аддикции — это чувство дома, свободы и
безграничности.
Большинство авторов, анализируя полученные данные,
пришли к выводу, что избыточное увлечение компьютерами в
значительной степени отвечает критериям аддиктивного пове
дения и может рассматриваться как его самостоятельный вид,
отличаясь по своей структуре и особенностям от общепризнан
ного вида аддиктивной реализации, связанного с участием в
азартных играх, включая компьютерные. Специфика компью
терной зависимости изучена еще недостаточно.
Данные литературы и клинический опыт показали, что про
блема патологической зависимости появляется тогда, когда
аддиктивное поведение начинает доминировать в сознании [12,
16, 17]. В его основе лежит стремление уйти из реальности за
счет изменения своего психического состояния. Человек заме
няет решение проблемы «здесь и сейчас» аддиктивной
реализацией, откладывает существующие задания «на потом»,
достигая тем самым психологического комфорта. Это люди,
для которых виртуальная жизнь становится более значимой,
чем реальная и они перестают отличать «Я-виртуальное» от
«Я-реального» — это и есть потенциальные и действительные
Интернет-аддикты.
При увлечении компьютерами имеет место изменение лич
ного психического состояния, достигнутого сосредоточением
57
Глава 3
на определенном предмете (компьютере) и связанной с ним де
ятельностью, что сопровождается развитием субъективно
приятных эмоциональных состояний: чувства эмоционального
возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Таким обра
зом, достигается начало желаемых эмоциональных изменений,
возникает ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство
удовлетворенности жизнью. Увлечение компьютером стано
вится стилем жизни, доминирует и вытесняет другие виды
деятельности. Если в обычных ситуациях люди используют
компьютеры утилитарно, для удобства, комфорта, то для «сверх
увлеченных» тот же компьютер, который вовлекается в аддик-
тивное звено, становится все более значимым, все более
удовлетворяющим эмоциональные потребности аддиктов.
Эмоциональные отношения с людьми нарушаются. Это отра
жается в уменьшении дружелюбности, в отходе от реальности, в
росте изоляции от других людей, которые не входят в круг по
добных любителей компьютерной техники. Сужается круг
интересов. Происходит процесс, во время которого человек не
только не решает важных для себя проблем (например, быто
вых, социальных), но и останавливается в своем личностном
развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация вклю
чает в себя как аддиктивные действия, так и мысли о
возможности ухода от реальности [ 159-163].
По мнению Ц. П. Короленко (1991), развитие компьютер
ной зависимости полностью укладывается в основные этапы
развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый
характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации»,
становление аддиктивного ритма, ее формирование как интег
ральной части личности, полное доминирование аддиктивного
поведения [22].
Важной особенностью зависимого поведения является воз
можность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой,
с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно
часто наблюдается одновременное существование разнообраз
ных видов зависимости. Так, японские ученые описали
синдром «ОТАКУ» [otaku]. Это синдром, при котором под
ростки и юноши проводят свою жизнь, погружаясь в
виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофони
ческих наушников, игнорируют социальные взаимоотно
шения, необходимость ухода за собой, образование и достиже
ние полного развития личности.
Традиционно аддиктивные расстройства рассматривались
как заболевание полифакторной природы без четкого домини
рования социальных и биологических факторов.
58
Компьютерная зависимость
В. А. Лоскутова (2000) считает, что этому процессу могут со
действовать биологические (например, индивидуальный
способ реагирования), психологические (личностные особен
ности, психотравмы) и социальные (семейные и внесемейные
взаимоотношения) факторы [17].
Имеют место доказательства в пользу наследственной
склонности к развитию аддиктивного поведения [12, 120, 169].
Возможно, одной из причин аддиктивного расстройства явля
ется своеобразный обмен серотонина и других
нейромедиаторов. Существует гипотеза о механизме «сценар
ного подражания», согласно которой человек (в основном
бессознательно) выбирает ту или другую модель поведения по
образу и подобию какой-либо значимой личности из своего
детского окружения.
Ученые Кореи попытались подтвердить тесную взаимосвязь
между психологическим состоянием человека (одиночество,
депрессия, компульсивность) и развитием Интернет-зависи
мости [73, 114]. Они использовали модифицированную шкалу
определения компьютерной зависимости доктора Young. В ис
следовании принимали участие 13 588 пользователей (7 878
мужчин и 5 710 женщин) Интернетом, 3,5% из которых были
диагностированы как Интернет-зависимые (первая группа);
18,4% — как возможно Интернет-зависимые (вторая группа);
остальные составили третью группу — не аддикты. Ученые ис
следовали возможные поведенческие стратегии после
стрессовых и проблемных ситуаций на работе. Результаты ис
следования подтвердили взаимосвязь компьютерной аддикции
с развитием дисфункционального социального поведения. Бы
ло доказано, что Интернет-зависимые чаще имеют желание
уйти из реального мира в виртуальный, чем возможно Интер-
нет-аддикты или независимые, особенно после стрессовых
ситуаций на работе или дома.
Группа Интернет-зависимых отмечала больший процент
одиночества, сниженного настроения и склонности к компуль-
сивным действиям по сравнению с двумя другими группами,
что подтверждает влияние психологического состояния на
формирование компьютерной зависимости. Также аддикты
имеют больше проблем с установлением взаимоотношений,
более закрыты для общения или беседы. Во время анализа пер
вых действий, при возвращении домой, большая разница была
установлена между Интернет-аддиктами и не аддиктами —
первые имели самый высший процент ответов «сразу иду к ком
пьютеру», что на 15% выше, чем во второй группе, и в три раза
выше, чем в третьей [174].
59
Глава 3
Е. Marc Pratarelli, D. Ph., L.Blaine, M.S.Browne, (1999,
2002) провели факторный анализ Интернет-зависимости и
предложили теоретическую модель взаимоотношений между
Интернет-зависимостью (1), сексуальным фактором (2) и фак
тором пользователя (3). Исследование показало, что лица,
которые излишне увлечены Интернетом, вероятно, имеют про
блемы личностного характера или проблемные
взаимоотношения. Они также более склонны выходить в сеть,
чем другие случайные пользователи Интернетом [175, 176].
Ряд авторов сообщают, что большая часть аддикций разво
рачивается на фоне девиаций поведения, которые, в свою
очередь, рассматриваются рядом авторов как разновидность
аддиктивных расстройств [196, 199]. Как показывают данные
литературы, компьютерная зависимость связана с кражами,
курением, эпизодическим употреблением токсичных ве
ществ.
Результаты исследований свидетельствуют о выраженной
активности и эмоциональном возбуждении обследованных в
период работы за компьютером. По их словам, именно это со
стояние и является особенно привлекательным при
взаимодействии с компьютером. Возрастные и индивидуаль
ные особенности проявляются в выборе конкретных видов
компьютерной деятельности, способствующих достижению
описанного положения (игровые, коммуникационные, инфор
мационные). Имеют место элементы модуляции
функционального состояния мозга. Е. В. Мельник (1998), учи
тывая высокий активационный потенциал работы с
компьютерной техникой, ее частое доминирование в структуре
интересов у лиц подростково-юношеского возраста, предложи
ла использовать работу с компьютером для замены девиантных
видов деятельности и формирования социально одобренной
структуры интересов у детей и подростков с девиациями пове
дения. Работа с компьютером оказалась крепким
подкрепляющим фактором. Возможно это еще одна из пози
тивных сторон компьютерной деятельности [12].
Отмеченная тенденция обусловливает важность изучения
факторов риска, клинико-психопатологической структуры,
особенностей психического состояния и психических наруше
ний у лиц данной группы с последующим созданием программ
коррекции и профилактики этого состояния. Важно выявить
пользователей с повышенным риском развития компьютерной
зависимости, оценить их психологические особенности
и направленно использовать профилактические мероприя
тия. Следует оценить влияние биологических и окружающих
60