Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3602

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 3 

• сухость в глазах; головная боль по типу мигрени; 

• боль в спине; 

• нерегулярное питание; 

• пренебрежение личной гигиеной; 

• расстройства сна, изменение режима сна. 

Maressa Hecht Orzack, клинический психиатр в Harvard 

Medical School (MA, USA), работает с разными формами ком­

пьютерной зависимости в течение долгих лет. Она отмечает, что 

видит каждый день лиц с компьютерной зависимостью, и уве­

рена, что Интернет-аддикция может заострить существующие 

психологические или психиатрические расстройства. У многих 

компьютерозависимых пациентов выявлена коморбидность с 

социальными фобиями, компульсивными расстройствами, 

расстройством концентрации внимания и другими видами ад-

дикций [144]. 

Young (1998) установила связь данного вида аддикции с деп­

рессивными состояниями (79]. Больные с депрессивными 

расстройствами, которые намного больше других чувствуют 

страх предательства и нуждаются в социальной поддержке, ис­

пользуют Интернет, чтобы преодолеть трудности межлич­

ностных взаимоотношений в реальности. Аутодеструктивный 

драйв, будучи замаскированным, проявляется уходом от биоло­

гической стороны жизни. Человек пренебрегает сном, личной 

гигиеной, питанием, а также домашними делами и трудом/об­

учением. Драйв самосохранения становится притуплённым, 

возникают депрессивные эпизоды разного регистра, суици­

дальные мысли. Стремясь заполнить внутреннюю пустоту и 

избегая решения проблем, аддиктивная личность, которая вы­

брала Интернет как средство ухода от действительности, 

решает, что это и есть выход. На деле оказывается, что выхода 

нет. Крах надежд приводит к суициду. Не последнюю роль иг­

рает и большая открытость при опосредованном 

компьютерном общении, которая приводит к большей эмоцио­

нальной ранимости. 

Здесь на первый план выходит стремление аддикта к побегу 

от реальности, к отключению от существующих переживаний. 

Чем активнее этот драйв, тем деструктивнее и тяжелее протека­

ет аддикция. На той стадии развития аддикции, когда 

посредством данного аддиктивного агента — Интернета — ста­

новится невозможным изменение психического состояния, 

растет риск осуществления аддиктом суицидальной попытки. 

Scherer (1997) выявил коморбидность компьютерной аддик­

ции с шизоидным расстройством личности к списку 

доктора Orzack, объяснив это тем, что такие пациенты склонны 

56 


background image

Компьютерная зависимость 

к дистанцированию отлюдей в реальном мире, а Интернет дает 

возможность общения и новый виртуальный мир [145]. 

Shapira (1998) указывает на 100%-ную распространенность 

расстройств влечения среди ее Интернет-зависимых пациен­

тов, и на низкую связь компьютерной зависимости с 

обсессивно-компульсивным расстройством (15%). Также она 

связывает этот феномен с депрессивными и биполярными рас­

стройствами. «Поэтому, если мы будем лечить ассоциируемые 

расстройства настроения (mood disorder), мы сможем возобно­

вить контроль относительно пользования Интернетом», — 

заверяет Dr. Shapira [21). 

Orzack (1999) указывает, что люди становятся зависимыми 

по различным причинам [ 144): 

1. Поиск новых ощущений, новых идентификаций. 

2. Снятие напряжения. 

3. Общение. 

4. Поиск друзей, поддержки (чаще это одинокие люди). 

Существует много общего между зависимостью от алкоголя, 

наркотиков, компьютерной аддикцией, патологическим ис­

пользованием Интернета. Но имеются черты, характерные 

только для Интернет-аддикции — это чувство дома, свободы и 

безграничности. 

Большинство авторов, анализируя полученные данные, 

пришли к выводу, что избыточное увлечение компьютерами в 

значительной степени отвечает критериям аддиктивного пове­

дения и может рассматриваться как его самостоятельный вид, 

отличаясь по своей структуре и особенностям от общепризнан­

ного вида аддиктивной реализации, связанного с участием в 

азартных играх, включая компьютерные. Специфика компью­

терной зависимости изучена еще недостаточно. 

Данные литературы и клинический опыт показали, что про­

блема патологической зависимости появляется тогда, когда 

аддиктивное поведение начинает доминировать в сознании [12, 

16, 17]. В его основе лежит стремление уйти из реальности за 

счет изменения своего психического состояния. Человек заме­

няет решение проблемы «здесь и сейчас» аддиктивной 

реализацией, откладывает существующие задания «на потом», 

достигая тем самым психологического комфорта. Это люди, 

для которых виртуальная жизнь становится более значимой, 

чем реальная и они перестают отличать «Я-виртуальное» от 

«Я-реального» — это и есть потенциальные и действительные 

Интернет-аддикты. 

При увлечении компьютерами имеет место изменение лич­

ного психического состояния, достигнутого сосредоточением 

57 


background image

Глава 3 

на определенном предмете (компьютере) и связанной с ним де­

ятельностью, что сопровождается развитием субъективно 

приятных эмоциональных состояний: чувства эмоционального 

возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Таким обра­

зом, достигается начало желаемых эмоциональных изменений, 

возникает ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство 

удовлетворенности жизнью. Увлечение компьютером стано­

вится стилем жизни, доминирует и вытесняет другие виды 

деятельности. Если в обычных ситуациях люди используют 

компьютеры утилитарно, для удобства, комфорта, то для «сверх 

увлеченных» тот же компьютер, который вовлекается в аддик-

тивное звено, становится все более значимым, все более 

удовлетворяющим эмоциональные потребности аддиктов. 

Эмоциональные отношения с людьми нарушаются. Это отра­

жается в уменьшении дружелюбности, в отходе от реальности, в 

росте изоляции от других людей, которые не входят в круг по­

добных любителей компьютерной техники. Сужается круг 

интересов. Происходит процесс, во время которого человек не 

только не решает важных для себя проблем (например, быто­

вых, социальных), но и останавливается в своем личностном 

развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация вклю­

чает в себя как аддиктивные действия, так и мысли о 

возможности ухода от реальности [ 159-163]. 

По мнению Ц. П. Короленко (1991), развитие компьютер­

ной зависимости полностью укладывается в основные этапы 

развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый 

характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации», 

становление аддиктивного ритма, ее формирование как интег­

ральной части личности, полное доминирование аддиктивного 

поведения [22]. 

Важной особенностью зависимого поведения является воз­

можность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой, 

с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно 

часто наблюдается одновременное существование разнообраз­

ных видов зависимости. Так, японские ученые описали 

синдром «ОТАКУ» [otaku]. Это синдром, при котором под­

ростки и юноши проводят свою жизнь, погружаясь в 

виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофони­

ческих наушников, игнорируют социальные взаимоотно­

шения, необходимость ухода за собой, образование и достиже­

ние полного развития личности. 

Традиционно аддиктивные расстройства рассматривались 

как заболевание полифакторной природы без четкого домини­

рования социальных и биологических факторов. 

58 


background image

Компьютерная зависимость 

В. А. Лоскутова (2000) считает, что этому процессу могут со­

действовать биологические (например, индивидуальный 

способ реагирования), психологические (личностные особен­

ности, психотравмы) и социальные (семейные и внесемейные 

взаимоотношения) факторы [17]. 

Имеют место доказательства в пользу наследственной 

склонности к развитию аддиктивного поведения [12, 120, 169]. 

Возможно, одной из причин аддиктивного расстройства явля­

ется своеобразный обмен серотонина и других 

нейромедиаторов. Существует гипотеза о механизме «сценар­

ного подражания», согласно которой человек (в основном 

бессознательно) выбирает ту или другую модель поведения по 

образу и подобию какой-либо значимой личности из своего 

детского окружения. 

Ученые Кореи попытались подтвердить тесную взаимосвязь 

между психологическим состоянием человека (одиночество, 

депрессия, компульсивность) и развитием Интернет-зависи­

мости [73, 114]. Они использовали модифицированную шкалу 

определения компьютерной зависимости доктора Young. В ис­

следовании принимали участие 13 588 пользователей (7 878 

мужчин и 5 710 женщин) Интернетом, 3,5% из которых были 

диагностированы как Интернет-зависимые (первая группа); 

18,4% — как возможно Интернет-зависимые (вторая группа); 

остальные составили третью группу — не аддикты. Ученые ис­

следовали возможные поведенческие стратегии после 

стрессовых и проблемных ситуаций на работе. Результаты ис­

следования подтвердили взаимосвязь компьютерной аддикции 

с развитием дисфункционального социального поведения. Бы­

ло доказано, что Интернет-зависимые чаще имеют желание 

уйти из реального мира в виртуальный, чем возможно Интер-

нет-аддикты или независимые, особенно после стрессовых 

ситуаций на работе или дома. 

Группа Интернет-зависимых отмечала больший процент 

одиночества, сниженного настроения и склонности к компуль-

сивным действиям по сравнению с двумя другими группами, 

что подтверждает влияние психологического состояния на 

формирование компьютерной зависимости. Также аддикты 

имеют больше проблем с установлением взаимоотношений, 

более закрыты для общения или беседы. Во время анализа пер­

вых действий, при возвращении домой, большая разница была 

установлена между Интернет-аддиктами и не аддиктами — 

первые имели самый высший процент ответов «сразу иду к ком­

пьютеру», что на 15% выше, чем во второй группе, и в три раза 

выше, чем в третьей [174]. 

59 


background image

Глава 3 

Е. Marc Pratarelli, D. Ph., L.Blaine, M.S.Browne, (1999, 

2002) провели факторный анализ Интернет-зависимости и 

предложили теоретическую модель взаимоотношений между 

Интернет-зависимостью (1), сексуальным фактором (2) и фак­

тором пользователя (3). Исследование показало, что лица, 

которые излишне увлечены Интернетом, вероятно, имеют про­

блемы личностного характера или проблемные 

взаимоотношения. Они также более склонны выходить в сеть, 

чем другие случайные пользователи Интернетом [175, 176]. 

Ряд авторов сообщают, что большая часть аддикций разво­

рачивается на фоне девиаций поведения, которые, в свою 

очередь, рассматриваются рядом авторов как разновидность 

аддиктивных расстройств [196, 199]. Как показывают данные 

литературы, компьютерная зависимость связана с кражами, 

курением, эпизодическим употреблением токсичных ве­

ществ. 

Результаты исследований свидетельствуют о выраженной 

активности и эмоциональном возбуждении обследованных в 

период работы за компьютером. По их словам, именно это со­

стояние и является особенно привлекательным при 

взаимодействии с компьютером. Возрастные и индивидуаль­

ные особенности проявляются в выборе конкретных видов 

компьютерной деятельности, способствующих достижению 

описанного положения (игровые, коммуникационные, инфор­

мационные). Имеют место элементы модуляции 

функционального состояния мозга. Е. В. Мельник (1998), учи­

тывая высокий активационный потенциал работы с 

компьютерной техникой, ее частое доминирование в структуре 

интересов у лиц подростково-юношеского возраста, предложи­

ла использовать работу с компьютером для замены девиантных 

видов деятельности и формирования социально одобренной 

структуры интересов у детей и подростков с девиациями пове­

дения. Работа с компьютером оказалась крепким 

подкрепляющим фактором. Возможно это еще одна из пози­

тивных сторон компьютерной деятельности [12]. 

Отмеченная тенденция обусловливает важность изучения 

факторов риска, клинико-психопатологической структуры, 

особенностей психического состояния и психических наруше­

ний у лиц данной группы с последующим созданием программ 

коррекции и профилактики этого состояния. Важно выявить 

пользователей с повышенным риском развития компьютерной 

зависимости, оценить их психологические особенности 

и направленно использовать профилактические мероприя­

тия. Следует оценить влияние биологических и окружающих 

60