Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3604
Скачиваний: 13
Компьютерная зависимость
факторов, особенности формирования и динамики аддиктив-
ного процесса при компьютерной зависимости.
Подводя итог обзора литературы по проблеме компьютер-
юй аддикции, можно констатировать, что подавляющее
большинство исследователей отмечают патогенный характер
компьютерной зависимости (особенно в юношеском возрасте)
и считают первостепенной задачей разработку дифференциро
ванных программ коррекции и профилактики зависимости от
компьютерных технологий.
^
61
^
«Мы превратили виртуальный мир в па
родию на реальную жизнь... Но мы не
можем изменить мир. И эта пародия ли
шена смысла. Она
—
не рывок вперед,
а лишь шаг в сторону».
С. Лукьяненко, 2001
В 2003-2004 гг. нами было обследовано 463 учащихся Днеп
ропетровского областного лицея-интерната физико-мате
матического профиля (ДОЛИФМП), лицея информационных
технологий (ЛИТ), которые по ходу своей учебной деятельнос
ти имели значительную нагрузку (8-10 часов в неделю) от
работы за компьютером. Среди них было 295 (63,7%) лицеистов
мужского пола, 168(36,3%) —женского пола в возрасте от 13 до
17 лет (средний возраст (M±s) 15,2 ± 0,97). Для оценки факто
ров риска формирования компьютерной аддикции были
изучены социально-демографические характеристики лицеис
тов и проведено их анкетирование. Помимо этого, учащиеся
исследовались экспериментально-психологическими метода
ми: тестом Штура, тестом Айзенко, Шмишека, Т. Лири,
методикой Дембо-Рубинштейн. Таблицу Анфимова использо
вали для исследования особенностей распределения
концентрации и стойкости внимания. Следует отметить,
что результаты социально-демографического исследования
данного контингента легли в основу «Способа скрининговой
диагностики компьютерной зависимости» (патентна изобрете
ние (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00,
А61В10/00 15.02.2005. Бюл. № 2).
По результатам скрининговой диагностики компьютерной
зависимости все ученики (463 чел.) были распределены по
группам:
-
1
1-я группа
— без риска развития компьютерной зависимости
(15 баллов и меньше) - 189 (40,82%);
65