Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5278

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определенная часть больных, в том числе и с психическими расстрой-
ствами, предпочитает лечиться у гомеопатов, а в ряде случаев — у лиц,
даже не имеющих медицинского образования. Последние нередко явля-
ются хорошими наблюдателями, а часто и психологами. Они обраща-
ются к "я" пациента, сопереживают ему, входят в его интересы, настро-
ение, желания. Поэтому они нередко помогают больным с теми погра-
ничными психическими болезнями, где дипломированный врач может
оказаться бессильным.

Беседу с больным часто следует направлять, задавая уточняющие
вопросы. Делать это надо осторожно и не всегда сразу же после того,
как больной сообщил тот или иной факт. Во многих случаях, в первую
очередь при расспросе больных с пограничными или легкими психичес-
кими расстройствами, целесообразнее вначале выслушать больного, а
затем, выделив основные уточняющие вопросы, задавать их. Большое
число уточняющих вопросов, задаваемых сразу же по ходу беседы с це-
лью выявить психопатологические тонкости, определенно мешают вы-
явлению целостной клинической картины. Кроме того, обилие уточня-
ющих вопросов сбивает больного с мысли и утомляет его. В первую оче-
редь, уточняющие вопросы имеют своею целью иллюстрировать конк-
ретным примером то или иное расстройство, о котором говорит боль-
ной. В других случаях врач просит объяснить ему, что больной подра-
зумевает под тем или иным своим высказыванием. Например, что озна-
чают слова больного, когда он говорит: "За мною вся Москва ходит".
Продолжительность диагностической беседы колеблется в весьма ши-
роком диапазоне времени — обычно от 10:—15 минут до часа, редко
несколько более. При прочих равных условиях первоначальный диаг-
ностический расспрос больных с симптомами манифестного психоза
обычно не следует затягивать. Ведь основная цель такого расспроса —
определение главных психопатологических симптомов, определяющих
статус больного. Однако, в зависимости от привходящих условий, бе-
седа здесь может и затянуться. Расспрос больных с пограничными со-
стояниями почти всегда требует времени.

Продолжительная беседа утомляет. Утомляет не только врача, но и
больного. О том, что больной во время беседы может устать, следует по-
мнить всегда. Расспрос прежде всего ведется в интересах больного, а не
в интересах врача, преследующего, например, цель научной разработки
вопросов психиатрии. Расспрос всегда следует приноравливать к пси-
хическому состоянию больного. Больной имеет право изнурять врача воп-
росами. Врач, если клиническая картина болезни в целом ему ясна, должен
отложить выяснение психопатологических тонкостей до другого раза.

288

"Была ли, и какая именно, система в опросе больных Ганнушкиным?
Ее можно определить одним словом: индивидуализация. С одним боль-
ным он разговаривал до часа, другому задавал два-три вопроса. Одно-
го больного он слушал молча, не прерывая и почти не задавая вопро-
сов, высказывания другого больного он направлял, уточнял, корриги-
ровал. Тема разговора не всегда бывала о болезни и редко начиналась
со стандартного вопроса — "На что жалуетесь?". С иными больными
Ганнушкин вел разговор на тему, казалось, не относящуюся к болезни:
о положении дел в учреждении, где работает больной, о литературе, о
неслужебных интересах больного, даже о московских новостях. Не все-
гда впервые присутствующему на приеме молодому врачу были ясны
смысл и цель такой беседы. Еще в работе "Постановка вопроса о гра-
ницах психического здоровья" Ганнушкин писал, что совершенно не
важна наличность симптома, а имеет значение лишь общая — каче-
ственная и количественная оценки — это составляло цель расспроса
больного, к этому была приноровлена методика расспроса, каждый раз
индивидуализированная, чуждая шаблона и схемы".*


Умелый расспрос психически больного обеспечивает не только ус-
пех в получении необходимых врачу клинических фактов. Это в очень
большом числе случаев одновременно и положительное психическое
влияние. Сознательные психические больные всегда, а больные с пси-
хозами нередко хорошо запоминают, как с ними разговаривали. Диаг-
ностическая беседа для очень многих больных становится одновремен-
но и началом психотерапевтического воздействия. Умение сочетать в
диагностической беседе с психически больным оба эти направления
всегда отличали лучших психиатров.

Расспросу как основному методу исследования в психиатрии необ-
ходимо обучаться не менее настойчиво, чем обучаются различным мето-
дам исследования в других разделах клинической медицины. Пожалуй,
даже более настойчиво, так как искусство беседы много сложнее любо-
го другого метода. Овладение расспросом подразумевает умение зада-
вать точные вопросы в наиболее приемлемой для разных больных форме
на протяжении всей беседы, и как результат — получение сведений, по-
зволяющих делать соответствующие медицинские и другие выводы.
Желание врача овладеть методом расспроса неотделимо от необходимо-
сти познать в какой-то степени самого себя, чтобы установить, какие
свойственные врачу характерологические черты мешают его общению с

' Кербиков О.В., Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964,

289

с. 19.
19-587


больным, а какие, напротив, помогают такому общению. Постоянное
самонаблюдение — неотъемлемая черта психиатров. Некоторые харак-
терологические свойства врачей-психиатров, затрудняющие расспрос,
такие как напористость, нетерпение, при желании чаще удается корри-
гировать. Другие— например, склонность к иронии, самонадеянность,
прямолинейность, категоричность, упрямство, чувство своего превос-
ходства, корригируются с очень большим трудом. Но и наличие, каза-
лось бы, положительных качеств характера не всегда помогает расспро-
су. Чувство юмора считается одним из ценных человеческих свойств.
Очень часто оно сосуществует с терпимостью, мягкостью, покладистос-
тью и добротой. Но далеко не во всех случаях юмор помогает в беседе.
Так, при расспросе больных с шизоидными чертами характера или, боль-
ных подростково-юношеского возраста юмор в беседе — почти всегда
наносит вред. Доброжелательная заинтересованность и способность к
сопереживанию всегда отличали лучших психиатров. Однако любое из
этих качеств может проявиться "в избытке" и обернуться фальшью, ко-
торая тотчас будет замечена больным. Поэтому психиатр, желающий
научиться расспросу, должен постоянно вести как бы две линии в своем
исследовании —линию исследования больного и линию анализа своего
собственного поведения и высказываний. Сделанные во время беседы
промахи часто нетрудно заметить и тотчас своевременно скорригиро-
вать. В других случаях промахи становятся очевидными лишь позже, и
их всегда следует запоминать. Опыт облегчает психиатру такое двойное
наблюдение, и оно производится со временем без труда.

Начинать беседу, как об этом уже говорилось, лучше в сдержанных
тонах. Такая манера позволяет скрыть свои личные недостатки. Сдер-
жанность лучше всего компенсировать точными и нешаблонными воп-
росами, т.к. они быстро дают возможность больному почувствовать или
просто понять, что за внешней сухостью кроется знание дела и нестан-
дартный подход,— то, что больные всегда ценят более всего. Раз боль-
ной это почувствовал, врач может держаться свободнее. Больной готов
не заметить огрехи беседы.

Научиться расспросу самостоятельно — трудное дело. Ему начина-
ющий психиатр должен во многом учиться у своих старших товарищей.
Для этого необходимо усваивать не только то, как они анализируют бо-
лезненные расстройства, на что обычно молодые врачи устремляют в
первую очередь свое внимание, а в неменьшей степени следить, как они
добывают сведения для этого своего последующего анализа. На первых
порах можно пользоваться некоторыми техническими приемами, заим-

290

ствованными у тех, кто хорошо ведет расспрос. Ограничиваться этим
нельзя. 'Это все равно, что ходить в одежде с чужого плеча. Необходимо
выработать, а затем совершенствовать свою манеру расспроса, прино-
ровленную и к имеющимся знаниям, и к своим человеческим качествам.
Во время расспроса врач всегда наблюдает за больным. Мимика,
движения, речь, манера держать себя как сами по себе, так и возникаю-
щие в ответ на задаваемые больному вопросы, дают врачу представле-
ние не только о психическом состоянии пациента. Очень часто с их помо-
щью врач способен предугадать неожиданный поворот в содержании
беседы, вовремя и правильно на это отреагировать, получить представ-
ление о том, какие новые вопросы и в какой форме следует задавать
больному. Очень часто уже по одному внешнему виду больного врач
способен в общих чертах дать правильную оценку его настоящего пси-
хического состояния, а в ряде случаев высказать правильные диагности-
ческие предположения: гиперметаморфоз (сверхотвлекаемость внимания,
т.е. непроизвольное, кратковременное привлечение внимания к предме-
там и явлениям, обычно не замечаемым) и аффект недоумения позволяют
думать о растерянности; сохранность внешних форм поведения и неболь-
шого числа привычно шаблонных речевых оборотов у лиц пожилого
возраста — заподозрить наличие расстройств памяти и т.д.


Расспрос и наблюдение — взаимодополняющие методы
исследования в психиатрии. И тем не менее именно расспрос имеет реша-
ющее значение в обследовании и разрешении вопросов диагностики. О
том, что психиатр должен "слухом" запечатлевать различные картины
психических болезней, говорилось выше. Это положение подтверждает-
ся в эксперименте (R.E.Kendell, 1973). Пятиминутная беседа с группой,
состоящей из 28 больных, была записана на видеомагнитофон, магнит-
ную пленку, воспроизводилась в виде обычной записи. Затем эти три
формы сведений были представлены группе квалифицированных психи-
атров. Те из психиатров, которые имели в своем распоряжении только
запись на магнитной пленке или обычную запись, обнаружили точность
диагностических решений, не отличавшуюся от той, которую показали
психиатры, просмотревшие видеофильм. При этом оказалось, что 44%
признаков, которые были выделены в качестве важных для постановки
диагноза теми, кто использовал видеофильм, относились к особенностям
поведения. Последние не были известны остальным двум группам психи-
атров. Но так как диагнозы тех, кто пользовался магнитной записью или
просто читал содержание бесед с больными, и диагнозы тех, кто смотрел
видеофильм, были одними и теми же и ставились с одинаковой убежден-

19*

291


ностью, было сделано заключение, что признаки, относящиеся к поведе-
нию, были вообще излишними, и что психиатры, как правило, опирают-
ся в своей диагностике на то, что они слышат от больных, и не слишком
на то, как себя больные ведут.

Первоначально расспрос в большинстве случаев имеет своей целью
выявление клинических факторов, раскрывающих психическое состоя-
ние больного в данный момент. Хорошо написанный и правильно квали-
фицированный психический статус дает возможность не только целенап-
равленно собирать затем анамнестические сведения, но во многих слу-
чаях позволяет делать и правильные диагностические предположения.
"П.Б.(Ганнушкин) рассказывал, что в первые годы работы в клинике,
ведя амбулаторный прием, он и С.А.Суханов не раз состязались в том,
чтобы, описав статус больного, поставить диагноз и только потом уже,
собрав анамнез, проверить правильность своего предположения. П.Б.
пришел к убеждению, что хорошо собранный статус в достаточной мере
говорит о диагнозе. Когда в последующие годы П.Б. докладывали боль-
ных, его внимание особенно оживлялось, когда история болезни подхо-
дила именно к этой части."*

Обычно анамнестические сведения собирают, идя от прошлого боль-
ного к его настоящему. Иногда, например, у больных с бредовыми рас-
стройствами, анамнестические сведения собирают, идя от настоящего к
прошлому. Канвой анамнестического расспроса являются события обы-
денной жизни больного с момента его рождения. На них накладываются
в хронологической последовательности выявляемые психопатологичес-
кие расстройства. В психиатрии, в противоположность другим медицин-
ским дисциплинам, часто очень трудно разграничить анамнез жизни и
анамнез болезни. При эндогенных заболеваниях, психопатиях,токсико-
маниях, олигофрениях, во всех случаях раннего начала психической
болезни жизнь и болезнь тесно переплетаются между собой, а характери-
зующие их сведения становятся единым целым. В таких случаях некото-
рые психиатры (А.В.Снежневский) говорят о биографическом
анамнезе. Обнаруживая в прошлом больного психическое расстрой-
ство, психиатр в своем расспросе следует за ним, отмечая последующие
особенности его проявлений, видоизменений, усложнения другими пси-
хопатологическими симптомами и одновременно оценивает их влияние
на различные стороны жизни больного. Постепенно анамнез приближа-
ется к настоящему психическому состоянию и сливается с ним. Настоя-

* Шульман Е.Д. Амбулаторный прием П.Б.Ганнушкина. — В кн.: Труды
психиатрической клиники I ММИ. М.-Л.: Биомедгиз, 1934, с. 32.

292

щее психическое состояние — это своего рода завершающий кадр, сня-
тый крупным планом. В анамнезе следует искать прежде всего расстрой-
ства того круга, которые существуют у больного в настоящее время.
Одновременно выявляют возможность существования в прошлом как
расстройств, относящихся к более тяжелому кругу поражения, так и рас-
стройств более легкого круга, чем те, что обнаруживаются в статусе.